УДК 004.896(06) Интеллектуальные системы и технологии И.А. КРУГЛОВ, А.И. СЕРГЕЕВМосковский инженерно-физический институт (государственный университет)ПРОТОТИП ДИНАМИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВКИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО УЗЛАПредставлен прототип динамической интеллектуальной системы (ДИС) «Умный светофор», предназначенный для решения задачи регулировки движения в сложном транспортном узле. В качестве последнего рассматривается комплексная дорожная развязка, движение на которой регулируется светофорами, управляемыми с помощью ДИС.Регулировка движения [1] представляет интерес как динамическая задача, поскольку уличное движение зависит от многих факторов, таких как: погодные условия, время суток, сезона, а так же многих непредвиденных обстоятельств. В настоящее время данная проблема решается посредством статической конфигурации элементов управления движением, таких как светофоры. В особо трудных ситуациях процесс управления движением требует вовлечения человека – регулировщика. В качестве альтернативы предлагается разработать полностью автоматизированную динамическую интеллектуальную систему управления уличным движением. Эта система с помощью датчиков измерения интенсивности потока будет управлять заданным набором светофоров с целью улучшения дорожного состояния. Демонстрационный прототип ДИС предназначен для поддержки решения следующих задач: мониторинг загруженности дороги; мониторинг внештатных ситуаций (например, поломки автомобиля); приоритетное изменение движения в случае необходимости проезда скорой помощи, милиции или пожарной машины; выработка стратегий переключения в зависимости от текущих условий. Для создания прототипа данной системы использовалось инструментальное средство G2 (Gensym Corp.), предназначенное для разработки интеллектуальных систем реального времени [2, 3]. При проектировании системы была разработана имитационная модель [4,5], которая может быть представлена следующим образом [2]: МИМ = , где МОУ – модель объекта управления (описывает текущую дорожную обстановку); МСУ – модель системы управления, которая описывает систему светофоров; МСВ – модель случайных возмущений (непредвиденное изменение характеристик потока, появление машин с приоритетным правом проезда, таких как милиция, скорая помощь и т.п.); Х – совокупность факторов, влияющих на характеристики потока машин (время суток, т.е. периоды пиковых нагрузок и их спада; погодные условия и т.п.); U – множество контролируемых управляемых параметров, т.е. сигналов светофоров, отображаемых всем участникам движения; E – случайные внешние возмущения (столкновения машин, человеческий фактор и т.п.); Y – множество выходных параметров модели объекта управления (параметры, характеризующие длину очереди машин, среднее время ожидания и среднюю скорость машин); С – множество состояний системы, т.е. все допустимые комбинации элементов множеств X, U, E; FXEU®YZ – функция отображения входа ОУ в его выход (правила и процедуры, по которым рассчитываются значения выходных параметров). Функционирование модели зависит от следующих факторов: необходимость проезда скорой помощи или других спецмашин; параметров каждого потока (текущего количества машин, среднего количества за 5 минут, за 15 минут, за один час, за одни сутки; текущей и средней скоростей потока; среднего времени ожидания за 5, 15, 60 машин); приоритет для каждого потока. Таким образом, прототип ДИС «Умный светофор» может быть использован для сравнения эффективности традиционного метода управления движением и метода, реализуемого разработанной системой.Список литературы Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментариями для всех понятным языком. М.: Мир автокниг, 2007. 76 с. Рыбина Г.В. Использование методов имитационного моделирования при создании интегрированных экспертных систем реального времени // Изв. РАН. ТиСУ. 2000. №5. С. 147-156. Рыбина Г.В., Смирнов В.В., Шубинцева М.В. Введение в инструментальную систему G2: Компьютерный учебник по методам разработки экспертных систем реального времени на базе инструментальных систем G2+GDA. М.: МИФИ, 1997. 84 c. Буслаев А.П. Новиков А.В. Вероятностные и имитационные подходы к оптимизации автодорожного движения. М.: Мир, 2003. 376 с. Семенов В.В. Математическое моделирование транспортных потоков мегаполиса. Препринт № 34 Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, 2004. ISBN 978-5-7262-0883-1. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2008. Том 10
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…