Автоматизация процессов товародвижения

Содержание
Введение
1. Автоматизация торговли и торговля автоматизацией
1.1 Операционные системы и базы данных
2. Автоматизация продуктового магазина (минимаркета)
2.1 Решения для сетей магазинов
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
товародвижениедоходность бизнес автоматизация репликация
Актуальность темы данногореферата объясняется тем, что в настоящее время, в связи с развитием рыночнойэкономики, необходимо совершенствовать систему торговли.
Обычно втехнико-экономических обоснованиях автоматизации различного рода процессов вкачестве цели ставят повышение производительности труда и экономию кадров.Подходит ли эта цель для автоматизации управления процессом торговли? Напрактике организовать процесс раздачи товара и получения денег можно оченьмногими способами, и если при этом ставить главной задачей экономию кадров, торешить ее можно достаточно просто. Однако, вряд ли это будет эффективноеторговое предприятие. Если же ставить задачу эффективного управления торговымпредприятием с целью получения наибольшей прибыли (сейчас или в будущем), торешить ее действительно можно будет только с помощью автоматизация процессовтовародвижения.
1.  Автоматизация торговли и торговляавтоматизацией
Стабильный рост доходовпредприятий торговли, о котором сегодня говорят многие аналитики, вызываетестественное оживление, как среди компаний, традиционно работающих в областиавтоматизации торговли, так и среди тех, кто обладает универсальными решениями.Среди последних необходимо особо выделить компании, занимающиеся внедрениеминформационных систем класса ERP.
Сейчас спектрпредлагаемых решений достаточно велик, но список задач, которые должна решатьсистема автоматизации торговой деятельности, коротким не назовешь.
Стоимость пакета решенийтакже существенно различается. Под «системой автоматизации торговли»могут понимать как «железо» стоимостью больше миллиона долларов, таки программно-аппаратный комплекс на три кассовых аппарата стоимостью в $10000.
В том или ином виде всефункции, подлежащие автоматизации, присутствуют на любом торговом предприятии,будь это мини-маркет или национальная торговая сеть из нескольких сотен крупныхмагазинов.
На различных этапахжизненного цикла предприятия автоматизация этих функций имеет различныйприоритет. По мере того, как предприятие развивается и набирает обороты, всеновые функции требуют пристального внимания и контроля.
Для каждой из упомянутыхфункций можно найти не одно и не два специализированных решения. Этообстоятельство способствует тому, что при автоматизации малых и среднихроссийских предприятий до сих пор преобладает принцип, который можно условноназвать «неразумной достаточностью».
Средства на автоматизациювыделяются лишь в тот момент, когда ее отсутствие начинает приносить реальныеубытки. Приоритетными параметрами при выборе ПО и внедряющей организацииявляется, соответственно, не функциональность и квалификация, а цена истоимость внедрения.
Без функций «финансы»,«закупки», «продажи» практически невозможна успешная сдачаналоговой отчетности. Поэтому, в том или ином виде, предприятие вынуждено ихавтоматизировать в обязательном порядке и, как правило, с самого начала.
В то же время управлениеперсоналом, логистика, маркетинг, не говоря уж об управлении проектами иуправлении качеством, — находятся в списках приоритетов не на втором и даже нена третьем месте.
В результате, когдапредприятие (например, по итогам весьма успешной деятельности или благоприятнойрыночной ситуации) стремительно переходит в разряд крупных, его информационнаясистема оказывается к этому катастрофически не подготовлена.
Когда же руководство,наконец, осознает необходимость именно комплексной информационной системы, ееприходится внедрять «под давлением» и в предельно сжатые сроки. Такаяпрактика, безусловно, сказывается и на стоимости, и на качестве внедрения.
Исторически первыеERP-системы разрабатывались для крупных и очень крупных предприятий, преждевсего — производственных и дистрибьюторских. Это ПО относится к разрядунаиболее дорогостоящих; но еще дороже, чем лицензии, обходится предприятию сампроцесс внедрения.
ERP — это не столькопрограммный комплекс, сколько методология эффективного планирования. Успех внедренияпрямо зависит от того, насколько эта методология может быть реализована врамках существующей структуры предприятия.
Непосредственно установкеи настройке ПО предшествуют длительные этапы обследования, моделирования,крайне болезненный процесс реинжиниринга и перестройки бизнес-процессов, апосле установки необходимо провести обучение персонала и выдержать тяжелыйпериод адаптации. При этом риск неудачного завершения проекта очень велик(около 60%, по статистике зарубежных компаний). Правда, до сих пор нет полнойясности в вопросе о том, какое внедрение вообще можно назвать «удачным».
Но преимущества,полученные в результате грамотного использования ERP, могут быть весьма ощутимыдля компании: издержки сводятся к минимуму, растет производительность труда,сокращается время на принятие решений и, наконец, — становится возможнымпланирование с использованием предварительного моделирования ситуации.
Так, одна из основныхпричин, побуждающих западные предприятия использовать ERP-системы, — этовозможность получить дополнительное преимущество перед конкурентами за счетснижения издержек, ускорения исполнения заказов и повышения управляемостибизнеса в целом.
Осложнения и затраты,связанные с внедрением ERP-систем, объясняют, почему большинство компаний склонныоттягивать внедрение комплексной информационной системы (и роковым образомсвязанный с этим внедрением реинжиниринг). Это в полной мере относится и кпредприятиям торговли.
Оптовики первыми средироссийских торговых предприятий ощутили потребность в системах класса ERP.Одним из первых в России, в 1995 году, к внедрению SAP R/3 приступило ОАО «Фармимэкс»(бывшее Главное Аптечное управление СССР), занимающееся оптовой торговлейлекарственными препаратами. Основная причина для старта весьма дорогостоящего проекта— «невозможность принятия своевременных управленческих решений вследствиеошибочной информации в отчетах, расхождений в учете и отчетности, задержек привводе и получении информации».
Что касается предприятийоптово-розничной торговли и розничных торговых сетей — для них ключевым вотношении внедрения ERP стал 2000 год. Он вообще был весьма удачен дляроссийских ритейлеров, и понятно, что их рост существенно ускорился. В этомгоду «Копейка» занялась внедрением SAP Retail (к тому времени в сетибыло уже 15 магазинов и РЦ, а оборот перевалил за $60 млн.) Тогда же стартовалпроект внедрения SAP Retail в крупнейшей сети торговли электроникой «Эльдорадо».В том же году ТД «Перекресток» начал внедрять Axapta, а ТД «ГУМ»— J. D. Edwards OneWorld. В январе 2001 г. началось внедрение Axapta в «Техносиле».
Стоит подчеркнуть, чтопочти все упомянутые компании ранее использовали информационные системы болеенизкого класса, однако на момент начала проектов эти системы стали для них просто-напростомалы. Вслед за «первыми ласточками» проекты по внедрению этих системзапустили еще несколько предприятий, столкнувшихся с теми же трудностями:необходимостью получения актуальной отчетности, задержками в оформлениизаказов, простоями из-за скверного планирования, вызванного отсутствиемнеобходимой информации, и невозможностью решения всех этих проблем с помощьюимеющихся программ. Но получение конкурентных преимуществ, похоже, не вошло всписок первоочередных задач.
В то же времярентабельность российских торговых предприятий достаточно высока, что дает имвозможность развиваться в большей степени по экстенсивному пути, когдаповышение производительности труда и снижение издержек не являются задачей № 1.Отчасти в силу этих причин и благодаря относительной стабильности экономическойситуации в Россию пришли Metro AG и Auchan. В магазинах, открываемых этимикомпаниями, КИС используется изначально, причем ее выбор, как правило,диктуется корпоративным стандартом.
Если веритьраспространяемой информации, то в ближайшем будущем за европейцами можетпоследовать Wal-Mart. Между тем, его легендарный основатель Сэм Уолтон всюжизнь экономил на всем, кроме IT, и наследники придерживаются той же стратегии.Поэтому можно считать удачей, что почти все отечественные компании, лидирующиена рынке розничной торговли, либо уже запустили проекты внедрения ERP, либоимеют такие проекты в планах на ближайшее будущее.
Таким образом, из всехвозможностей, предоставляемых ERP, наиболее привлекательной для лидеров российскогорынка торговли была и остается возможность быстро принимать управленческиерешения. С одной стороны, схема бизнес-процессов уже не помещается в головедаже самого блестящего топ-менеджера, управляющего самой талантливой командой.С другой — в сутках только 24 часа. По большому счету, именно эти факторызаставляют руководство мириться и с огромными затратами, и с беспорядком,который вносит реинжиниринг, и с необходимостью терпеть у себя в компаниичересчур настойчивых и дотошных консультантов.
Впрочем, аналитикиназывают еще одну вескую причину приобретения ERP-системы: для привлеченияинвесторов, особенно иностранных, компании приходится внедрять КИС, —инвесторам нужен «прозрачный» бизнес. Но проекты, начатые только всилу последней причины, гораздо чаще заканчиваются провалом — просто потому,что руководство заинтересовано не в успехе, а в самом факте наличия проекта.
Но, кроме лидеров,существует множество предприятий поменьше (но по российским меркам — достаточнокрупных), которые либо пользуются информационными системами иного класса, либовообще обходятся набором специализированных программ для автоматизацииотдельных участков работы. И, вроде бы, они пока неплохо себя чувствуют. Покрайней мере, планов на внедрение ERP либо нет, либо они принадлежат весьмаотдаленному будущему.
66% не планирующихвнедрять ERP вполне объяснимо — эта аббревиатура у многих компаний прочноассоциируется со словами «дорого» и «долго».
В то же время компанииэтой группы, в отличие от «верхушки», готовы тратить деньги именнодля того, чтобы получить конкурентное преимущество. Правда, в соответствии сосвоим масштабом — не большие деньги, а «малые и средние». Очевидно,что им требуется решение более дешевое и не требующее столь долгого внедрения.И это решение должно быть отраслевым, то есть учитывать особенности торговли:большой и быстро обновляемый ассортимент; необходимость взаимодействия сторгово-кассовым оборудованием (или интеграция с ПО, которое им управляет);иногда — специфику формата и специализации компании.
Подобные решения нароссийском рынке существуют. Можно назвать, например, Borlas TradeX или IBSTrade house. Эти программы содержат лишь те функции ERP, которые действительнонеобходимы торговому предприятию, и имеют весьма неплохие перспективы.
Следуя за спросом, впоследние 2-3 года почти каждый из известнейших поставщиков ERP-систем создалсвое решение для сектора SMB. Работать в этом секторе оказалось выгодно:сегодня для Oracle и SAP доля мелких клиентов в обороте составляет 20-30%.Вполне успешно продаются SAP Business One, Oracle Small Business Suite (NetSuite), MS BusinessSolutions Navision (бывшая Navision Attain); свои решения есть у Baan и PeopleSoft. Кроме того, появились компании, чьипродукты нацелены именно на сегмент SMB. Все предлагаемые решения, согласноописаниям, могут использоваться с числом рабочих мест от 5. Но пока ни однорешение, кроме MSBS Navision, не пользуется особой популярностью в России.Возможно, по причине своей недостаточно активной маркетинговой политики ипотому, что понятия «средний и малый бизнес» у нас несколькоотличается от западных, и доля этих предприятий в ВВП существенно меньше, равнокак и средства, которые они могут потратить на автоматизацию. Но снижать ценыдля российского рынка западные «киты», похоже, еще не готовы.
Несмотря на неоднозначноеотношение, последние три года на рынке ERP-решений для торговых организацийцарит оживление. Появились долгожданные отраслевые решения — SAP Retail иAxapta Retail, локализованные для России. Axapta позиционируется как решениедля средних предприятий, сроки внедрения у нее меньше и обходится она несколькодешевле, чем SAP, и, соответственно, лучше продается.
Однако на сегодняшнийдень не известно ни одного полного внедрения ERP-системы на предприятияхторговли (вообще, строго говоря, наличие полного внедрения ERP где бы то нибыло в России вызывает огромные сомнения). В то же время ключевым преимуществомтаких систем является возможность получить комплексную картину бизнеса, но,если ознакомиться с описаниями проектов внедрения, то становится ясно, чтобольшинство компаний не торопится сразу использовать всю гамму возможностей ERPI, не говоря уж об ERP II. На практике наиболее активно используются модули,охватывающие две группы функций: финансы и логистику. «За бортом» проектаостаются управление персоналом, налоговый учет, учет ОС. В некоторых проектахвнедрение этих модулей отнесено ко второму и последующим этапам;соответствующие функции автоматизируются за счет самостоятельных приложений, втой или иной степени интегрированных с ERP.
Предприятия,предпочитающие западные системы, пользуются фактически тем же усеченным наборомфункций, которые могли бы предоставить и более «бюджетные» программы.Средний срок внедрения даже для такой «усеченной» конфигурации, поданным поставщиков, — около шести месяцев. В то же время пессимистическая (ноочень близкая к реальности) оценка дает гораздо больший срок. Дело в том, чтопредприятие постоянно изменяется — как структурно, так и функционально.Изменяются и требования пользователей к системе, по мере того, как они начинаютлучше понимать ее возможности. Поэтому процесс внедрения ERP чем-то напоминаетстаринный парадокс про Ахилла и черепаху: пока Ахилл пробегает десять шагов,черепаха проползает шаг. К несчастью, черепаха в данном случае далеко не такмедлительна, а Ахилл — совсем не так быстроног, как хотелось бы, и вопрос «догонит— не догонит» отнюдь не является риторическим. Пока Ахилл со всех ногторопится к тому месту, где он в последний раз видел черепаху, она вполне можетне только «уползти» довольно далеко, но и измениться донеузнаваемости. Так и здесь — постоянное изменение технического задания может,в конце концов, загубить проект. Теория управления проектами дает только однурекомендацию (правда, весьма абстрактную): необходимо сразу же, еще на этапепланирования, учитывать риск внезапного изменения требований и разрабатыватьдетальную стратегию реагирования. Успех здесь полностью зависит от опыта и «чутья»системного интегратора (проекты внедрения ERP-систем считаются наиболеесложными и рискованными в сфере ИТ).
Впрочем, использованиеметодологии управления проектами (Project Management, PM) может стать одним изключевых факторов успеха. Напомним, что согласно сложившейся практикесоставление технического задания обычно выполняется силами заказчика, аконсультантов привлекают только на этапе исполнения. Это часто приводит кзадержкам, которых можно было бы избежать при грамотном планировании. Какправило, недостаточно внимания уделяется описанию рисков и выработке стратегииреагирования. В то же время системные интеграторы, в силу специфики своейдеятельности, уделяют PM много внимания, в то время как среди заказчиков этатехнология распространена гораздо меньше. О последнем красноречивосвидетельствует тот факт, что модули управления проектами, имеющиеся в арсеналепрактически всех ERP-систем, долгое время были совершенно не востребованы.
Но отставание отзападного рынка, как это ни парадоксально, имеет одно достоинство. Благодаряему мы иногда можем заглянуть в будущее. Как известно, в начале 90-х годовначинался ERP-бум, и Gartner Group впервые стала использовать эту «магическуюаббревиатуру». К концу десятилетия он пошел на спад, и та же Gartner Groupпровозгласила: «ERP мертв». Правда, тут же добавила: «Даздравствует ERP II!». Были названы отличительные качества нового «класса»систем; в том числе — наличие модулей SCM и CRM, средства для созданиявеб-порталов. Производители ERP срочно скупали компании, имевшие готовые SCM- иCRM-решения. Владельцы ERP-систем обзаводились соответствующими пакетами.Фактически, начался новый виток автоматизации — только уже с участием ERP. Кэтой тенденции добавился уже упоминавшийся расцвет ERP-решений для малого исреднего бизнеса. Похоже, «торговцев автоматизацией» всерьез озаботилспад в продажах их систем, и они вознамерились сделать эти системы столь жевездесущими и универсальными, как, скажем, операционные системы Microsoft.Девиз «каждой компании — по ERP-системе», кажется, еще не прозвучал,но он уже витает в воздухе. Очень характерна фраза, брошенная еще год назадМайклом Керни, управляющим директором SAP в Ирландии: «неважно, нужна ликомпании ERP-система для лучшего ведения внутреннего бизнеса; она однозначнопотребуется ей для взаимодействия с соседями по цепочке поставок».
Все эти бури, можносказать, обошли Россию стороной — если не считать появления множествапереводных и авторских статей в СМИ. Действительно, есть ли смысл говорить отом, что «ERP мертв», когда процент предприятий, успешно использующихэти системы, и так ничтожно мал? Покойник у нас и пожить-то как следует неуспел. Потребности наших торговых предприятий, как правило, только-толькодобрались до точки, за которой ERP перестает быть роскошью.
Проблемы автоматизациицепочки поставок, а также электронной коммерции, для них гораздо менее насущны,чем наведение порядка в финансах, на складах и распределительных центрах, вуправлении перевозками. Однако, учитывая объем импорта, а также то, чтоосновные западные поставщики либо уже обзавелись, либо находятся в процессеобзаведения SCM-решениями, надо думать, их российским партнерам волей-неволейпридется попросту соответствовать.
Это означает, что вскоре(может, через год, а, может, — через три) «вдруг» начнется «цепнаяреакция»: производитель не сможет ничего толком продать, не обзаведясьSCM-решением, совместимым с таковым у ритейлера. И наоборот: ритейлеру, чтобыпроизводить эффективные закупки, волей-неволей придется приобретать SCM. Апоскольку эффективность SCM без КИС существенно ниже, думается, что и ERP тогдачто-нибудь, да перепадет. Но это — в будущем. Пока ситуация с внедрением вроссийской торговле тех модулей, которые Gartner Group отнесла к обязательнымдля системы ERP II, выглядит не слишком оптимистично. Так что можно смелоутверждать: ближайшие год-два старый добрый ERP может пожить в России вполнекомфортной «загробной» жизнью.
 
1.1 Операционные системы и базы данных
Современные операционныесистемы (ОС) благодаря своему высокому уровню стабильности и безопасности,соответствуют уровню задач, решаемых на уровне POS-узлов и управления работойвсего магазина. Например, Windows NT — это масштабируемая, и многозадачная ОС.Windows NT часто рассматривается заказчиками как операционная платформа вбудущем, она обеспечивает преимущества стандартов на основе Microsoft. Поэтому,для заказчика очень важно, чтобы поставщик ПО обеспечил совместимость своегопродукта, например, с Windows NT или другими популярными операционнымиплатформами (Java, Linux).
Товародвижение всовременных российских супермаркетах по своей интенсивности подчас не уступаетзападным, если говорить о количестве совершаемых транзакций. Продуктовыймагазин, находящийся в удачном месте, имеет в день оборот до 5 тыс. долларов накассу (примерно 1500 чеков), поэтому, если учесть, что предметом торговлиявляются относительно недорогие продукты питания, то систему нужно выбирать срасчетом на ее способность справиться с такими объемами. Только современныепромышленные БД позволяют хранить историю товародвижения магазина (сетимагазинов) за несколько месяцев или лет.
Управление электроннымторговым оборудованием
Поддержка всех видовэлектронного торгового оборудования входит в штатный функциональный набор всехторговых систем.
Долгое время специальныеаппаратные средства для торговли были очень дороги, а ПО и операционные системыявлялись собственностью производителей этих средств. Сегодня оборудование ужене определяет необходимые типы ПО. Современное электронное торговоеоборудование является PC-совместимым, имеет встроенные микропроцессоры, память,поддерживает сетевые протоколы передачи данных и др. До тех пор пока на рынкепараллельно существуют аппаратные средства нескольких поколений, выбор ПО иаппаратных средств должен быть взаимосвязанным и взаимозависимым.
Использование технологийштрихового кодирования
Использование технологииштрихового кодирования является само собой разумеющимся, причем не только накассовых узлах, но и в складской части системы. Обязательно должныиспользоваться сканеры, портативные терминалы, (возможно даже радио-терминалы,хотя это существенно дороже), весы, способные печатать штриховой код, принтерыштрих-кодов. Фактически же система должна вести полный учет на основештрихового кодирования. При этом нужно сразу понимать, что необходимо будет иустройство, которое маркирует штрих-кодом те товары, которые его не имеютизначально. Ощутимый эффект от введения системы штрихового кодированияначинается только в том случае, когда 90-95 % всех товаров имеет подобнуюмаркировку. В магазине сейчас типична ситуация, когда штрих-код имеют не более65-70 % товаров. Довести этот показатель до необходимого — это уже задачасамого магазина, если он всерьез нацелен на извлечение максимальной прибыли изсвоего бизнеса. В условиях торговой сети оснащение товаром штрих-кодами обычновходит в задачи дистрибьюторского центра.
Управление процессомценообразования
Не секрет, чтобольшинство российских магазинов придерживаются системы единой торговой наценкина товары. Однако подобный подход означает, что магазин фактически отказываетсяпроводить собственную маркетинговую политику, полностью полагаясь напоставщика. На практике же всегда необходима очень гибкая системаценообразования, которая учитывает множество факторов и способна реагировать намалейшие колебания конъюнктуры. Цена на один и тот же товар, в зависимости отструктуры потребительского спроса, может меняться несколько раз в течение дня.Например, в современном западном супермаркете изменяются до 2000 цен в смену.Поэтому предпочтительнее будет именно та система автоматизации торговогопроцесса, которая позволяет это делать с наименьшими издержками.
Управление скидками
Данная возможностьторговой системы тесно связана с предыдущим пунктом, то есть с возможностьюмаксимально гибко управлять системой ценообразования в магазине. Скидки натовары призваны в первую очередь повысить объем продаж в магазине, увеличитьтоварооборот, заставить постоянных покупателей купить больше товаров и привлечьновых покупателей. Разновидностей скидок существует много. Главное, на что надообращать внимание при организации торговли со скидками, это, во-первых, скидкадолжна быть не на один товар: со скидкой должно продаваться около 10 %ассортимента, скидки должны быть постоянно. Только тогда это даст ощутимыйэффект. Во-вторых, скидки целесообразно устраивать в виде своеобразногоаукциона: ограниченный срок действия той или иной скидки должен побуждатьпокупателей делать покупки.
Дисконтные карты
Использование дисконтныхкарт очень популярно в западной торговле. В России многие торговые фирмы такжеготовы внедрять эту систему. Однако если на Западе дисконтная карта зачастуюпредоставляется покупателю просто в обмен на информацию о нем, для чегодостаточно заполнить анкету, то в России нашла широкое применение практикаторговли дисконтными картами. Дисконтные карты помогают привязать конкретногопокупателя к магазину, заставляя его совершать покупки именно там.
В любом случае оценитьэффективность использования скидок и дисконтных карт можно лишь в том случае,когда торговая система дает подробный отчет о динамике продаж того или иноготовара. С другой стороны, система автоматизации должна иметь возможностьудобной настройки, чтобы торговля со скидками действительно давала результат, ане вызывала трудностей учета и управления ценами.
Система заказов
Операционной единицей вэтом вопросе должны быть не количество, не плановый товарный запас, а срок: насколько дней рассчитан запас того или иного товара. Этот показатель удобенсвоей универсальностью, потому что плановый товарный запас на разные категориитоваров различен. Следует оговориться, что работа со сроками очень эффективнатолько в том случае, если в торговой сети имеется собственный распределительныйцентр, поскольку в России постоянные, долговременные поставщики товара — явление сравнительно редкое. Соответственно важен оперативный учет поставщиков,с тем чтобы не возникли перебои в поставках тех или иных категорий товаров. Вслучае сетевой торговли эти задачи помогает решить собственныйраспределительный центр. Однако, проблема автоматизированного заказа все равноостается и даже усложняется, центр диктует магазину жесткое расписание заказов.
Система расчета споставщиками
Этот пункт особенно важенв российских условиях, поскольку способов расчетов с поставщиками существуеточень много: товарные кредиты, отсрочки платежей, предоплата и т.п. Все этотребует более внимательного отслеживания взаиморасчетов с поставщиком.Распространенной ошибкой является отнесение отношений с поставщиком в сферубухгалтерского учета, хотя на самом деле это скорее прерогатива именно системыуправления. Бухгалтерия, как уже отмечалось выше, не работает в реальномвремени, поэтому задержки с оплатой товара поставщику могут негативно сказатьсяна дальнейшем сотрудничестве с ним.
Привязка реализации кпоставкам
Это один из ключевыхмоментов, осознание которого очень важно при выборе торговой системы. Еслиналицо система учета товара в продажных ценах, то такая привязка в принципеневозможна. В качестве контрольного здесь можно использовать следующий вопрос:может ли данная система оценить прибыль от работы с данным поставщиком. Не сданным покупателем (это всегда просто), а именно поставщиком. Система должнадать ответ, насколько выгодно сотрудничество с этим поставщиком, помочьпроанализировать, как хорошо продается товар, в какие сроки.
Поддержкавспомогательного производства
При многих супермаркетахсуществуют пекарни, кондитерские, которые могут использовать продуктынепосредственно из торгового зала, возвращая их потом в качестве нового товара.Аналогичная ситуация со ставшей популярной в последнее время продажей салатов,которые могут приготовляться здесь же. Все это, в случае необходимости, тожедолжно быть предусмотрено в системе управления торговым процессом и в системеучета.
2. Автоматизацияпродуктового магазина (минимаркета)
Современный рынок пестритразнообразием предоставляемых товаров и услуг. И мы привыкли покупать товары всоответствующих магазинах (минимаркетах). Давайте задумаемся, что же такое «магазин»?
Для некоторых слоевнаселения — это место, где можно приобрести продукты и товары ежедневногопотребления: бытовая химия, еда, и многое другое. Для других – это местоотдыха. Но в большинстве случаев, для нас магазин или минимаркет остаетсяместом приобретения необходимых товаров. Мы привыкли посещать те, которыеотличаются большим спектром предоставляемых товаров, приятной и мелодичноймузыкой, радушными консультантами, всегда готовыми прийти на помощь и самоеглавное – быстрым кассовым обслуживанием, и конечно приятным бонусом являетсянакопительная дисконтная карта покупателя.
Для эффективной работытребуется правильно организовать структуру магазина. Для этого компания «ТехнологииУспеха» предлагает осуществить автоматизацию торговли следующим образом(смотри рисунок-1).
/>
Рисунок-1 Автоматизацияторговли

Для автоматизациирозничного магазина требуются временные и финансовые затраты, которые полностьюоправдывают себя.
Вот лишь некоторыепреимущества при внедрении системы автоматизации:
1) полный контрольпоступления и реализации разнообразных товаров (продукты, газонокосилки ит.д.);
2) своевременноепополнение запасов на складе;
3) анализированиединамики продаж и принятие аргументированных решений о смене ассортимента.
Для руководителя:
возможность наблюдать закачеством работы своих сотрудников, не проводя все время в торговом зале;
возможность справедливосудить о том, кого уволить, а кому выдать премию.
Масштаб и длительностьпроцесса автоматизации зависит от характера торговой точки. Для небольшогомагазина розничной торговли – достаточно компьютера с установленным на немспециальным программным обеспечением, принтером и сканером шрих-кодов. А вотдля продуктового магазина средних размеров нужно будет оборудовать два-трирабочих места кассира, склад, на котором будут компьютер(ы), весы, принтерэтикеток, сканер.
Доказано, при внедрениисовременного оборудования в разы увеличивает пропускную способность магазина(одежды или продуктового) и его прибыли.
Автоматизация торговлиможет осуществляться по следующим аспектам:
Рабочее место кассира(точки продаж).
Рабочее место кассира — это инструмент для автоматизации работы кассира, отличающийся функциональностьюи в то же время простотой. Позволяет вести эффективный учет продаж благодаряналичию полного набора функций, неотъемлемых при работе современного кассовогокомплекса, помимо того препятствует злоупотреблениям персонала. Также позволяетоптимизировать и ускорить работу кассира при расчете покупателя, автоматическиначислять скидки на выбранную группу товаров.
Сканер штрих-кодов.
Предназначен для вводаштрих-кода. Обеспечивает высокую производительность, эффективность ипродуктивность работы персонала. Без него не обходится инвентаризация склада,прием и отбор товара. Кассир сканером осуществляет подбор продаваемого товара вчек, что исключает возможность допущения ошибок при вводе и подборе товара.
Дисплей покупателя.
Дисплей/табло покупателяпредназначен для информирования покупателя о действиях, совершаемых кассиром.На нем отображается информация: наименование продукта, стоимость покупки, суммачека и сумма сдачи, рекламная информация в виде бегущей строки и прочее.
Электронные весы.
Предназначены длявзвешивания и маркировки товаров в торговых залах. Отличаются надежностью,простотой управления, крепким корпусом, функциональностью и точностью.Позволяют существенно ускорить процесс приемки и отпуска сырья и готовойпродукции.
Рабочее место товароведа.
В офисе магазинаустанавливается компьютер товароведа с соответствующим программным обеспечением,с помощью которого можно легко контролировать поступающий товар, устанавливатьцены продажи, осуществлять переоценку, просматривать документы перемещениятовара в торговый зал. Списание товара со склада осуществляется автоматическипосле получения данных из программы «1С». 
2.1 Решения для сетей магазинов
Автоматизированныесистемы управления имеют разные возможности контроля над торговым процессом.Это напрямую зависит от той технологии, которая положена в основу конкретногорешения, а та, в свою очередь, может существенно различаться по стоимости.Самые дорогие системы автоматизации позволяют следить за любым элементомторговой сети в реальном времени. Однако такой контроль нужен далеко не всегдаи не всем, поэтому нет смысла поддаваться на маркетинговые уловки поставщикасистемы, а нужно точно определить те цели и задачи, достижению которых должнапомочь автоматизация.
Существуют три основныхварианта автоматизации розничной сети. В данном случае понятие «автоматизации»включает в себя прежде всего способы связи между отдельными элементами сети.
Первый и, пожалуй,наиболее дорогой вариант — сеть, построенная на основе оптоволоконных линийсвязи. В этом случае удается создать полностью онлайновую систему, когда центральныйофис выполняет функцию магазина, а все магазины сети работают как его торговыесекции. Такое решение имеет по крайней мере два минуса. Во-первых, дороговизнаоптоволоконных линий. По этой причине значительно удаленные друг от другамагазины зачастую объединять в сеть с помощью подобной технологии поройнерентабельно, т.к. создание и обслуживание оптоволоконных и радиоканаловканалов достаточно дорого. Другой минус оптоволокна состоит в том, что еслисвязь прервется, то остановится работа всей сети.
Второй вариант основан намеханизме репликации. Этот вариант недорогой, но скорость передачи данныхоставляет желать лучшего. Репликация — это копирование изменений в таблицахбазы данных и их пересылка на удаленные серверы без учета требований розничнойторговли. Недостатком репликации является наличие таких ситуаций, когда,например, новый товар уже поступил в систему удаленного магазина, а новые ценыеще нет. Если требуется эффективный обмен информацией между офисом имагазинами, механизм репликации будет явно неудовлетворительным. Этот механизмуместно использовать в тех случаях, когда достаточно обмениваться информациейне чаще одного раза в день. Кроме того, следует предупредить, что в случаеповреждения линии связи сеть, работающая на механизме репликации, вынужденапростаивать.
Третий подход — связь набазе документов. Основан он на том, что никаких изменений в магазине не можетпроизойти, пока туда не пришел какой-либо новый документ из центрального офиса.То есть все виды связи между магазинами представляют собой пересылку,во-первых, одного или нескольких документов, а во-вторых, полной информации повсем содержащимся в них товарам. Такой способ удобен тем, что принцип егоработы хорошо понятен торговому персоналу. Надежность системы, построенной на такомспособе связи, очень высока. Область ее применений практически не ограничена,поэтому перспективность этой связи не вызывает сомнения. Особое внимание припроектировании системы автоматизации нужно уделить тому, насколько сохранитсяфункциональность и работоспособность системы в случаях (очень нередких вроссийских условиях) выхода из строя коммуникационных линий.
Методы связи различныхэлементов торговой сети могут отличаться друг от друга. Естественно, что чемсеть качественней, тем выше будет ее цена, и в этом случае очень важно скореевыбрать оптимальное соотношение «цена-качество». В то же времяследует предостеречь от сведения задачи автоматизации торговой сети к задачеисключительно коммуникационной. Главное, чтобы торговая система изначально проектироваласьдля работы в условиях торговой сети, включала в себя такие понятия, как«удаленный магазин», «центральный склад», «центральныйофис», предусматривала перемещения товара из магазина в магазин, возвраттовара поставщику и т. д. В этом случае шансов на успех у такой системы будетна порядок больше.

Заключение
Можно сделать следующиевыводы:
Развитие розничнойторговли объективно сопровождается появлением крупных сетевых структур, которыесо временем начнут занимать все большую долю рынка. Именно такие предприятиябудут обладать наибольшими конкурентными преимуществами.
В условиях ужесточенияконкурентной борьбы больше внимания будет уделяться эффективному менеджментукак средству выживания и успешного функционирования компании.
Важнейшим инструментом вповышении доходности бизнеса станет автоматизация всех бизнес-процессовторговой компании. Информационная система приобретет большую значимость, т. к.обеспечивает информацией все звенья управленческой структуры компании и напрямуюопределяет качество принимаемых решений, в условиях, когда цена ошибок в рамкахкрупного сетевого предприятия многократно возрастает.
Список использованныхисточников и литературы
1) Ю.И. Ребрин — Основы экономики и управления производством (интернет-издание)
2) www.servplus.ruкомпания «Сервис Плюс» (комплексная автоматизация предприятий)