Нижегородскийгосударственный университет им. Н.И. лобачевского
Факультетуправления и предпринимательства
Кафедра бухгалтерскогоучета,
экономического анализа иаудита
Курсовая работа
на тему: «Автоматизированная банковская система «Диасофт»: организацияи возможности»
Дисциплина:Информационные системы в экономикеВыполнила:студентка гр. 12563
Преподаватель:
НижнийНовгород
2008г.
Содержание
Введение
1. Организация ивозможности системы «Диасофт»
2. Организационно-экономическаясущность задачи
3. Входнаяинформация системы «Диасофт»
4. Алгоритм решениязадачи
5. Выходнаяинформация системы «Диасофт»
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях возрастающей конкуренции в банковской сфере ипостепенного отказа от экстенсивных способов получения прибыли особое значениедля деятельности банков приобретает анализ рыночной ситуации, выбор альтернативныхрешений. В банковской сфере все активнее реализуются новые виды услуг, такие,как фондовые и карточные операции, инвестиционная деятельность, международныеплатежи т.д.
Банковская сфера подвергается постоянным изменениям развитиюсо стороны органов государственного управления, Центрального банка. Следить заизменением на финансовых рынках и вовремя на их реагировать российским банкамстановится все труднее. Это связано, как правило, с тем, что они отстают отпоследних требований, вызванных быстрым расширением сферы банковскойдеятельности.
Применение вычислительной техники в банках позволяет решатьследующие задачи:
— повышение производительности;
– облегчение труда персонала банка;
— ускорение платежей между учредителями;
— снижения количества ошибок;
— получение оперативной информации;
— произведение операций в реальном режиме;
— увеличение объема обслуживаемых клиентов.
Сегодня рынок предлагает широкий выбор программных продуктовкак отечественного, так и зарубежного производства, предлагаемые системыотличаются в несколько раз по своей стоимости и функциональности. Отечественныесистемы в настоящее время предоставляют достаточно полный набор функций,поддержку изменений требований Банка России к учету и отчетности. Системыпоследнего поколения могут конкурировать с зарубежными в части гибкости,настраиваемости и архитектурных решений. Зарубежные системы более продуманы ипроработаны в области банковских функций по работе на международном рынке.Использование зарубежных систем также положительно влияет на имидж банка вглазах международных аудиторских компаний. Однако присутствующие на рынкезарубежные системы плохо адаптированы к российским условиям, они в меньшейстепени ориентированы на стандарты российского учета и отчетности, имеют высокуюстоимость и более дорогие услуги по сопровождению. Зарубежные системыбазируются, как правило, на использовании дорогого компьютерного оборудования,отличного от распространенных в российских банках. Поэтому, несмотря на то, чтоприобретение зарубежных систем – это самое дорогое решение, оно потребуетзначительных усилий (выраженных в затратах времени и средств) от банка наадаптацию системы к российским условиям.
В настоящее время нарынке АБС присутствует около 20 фирм – разработчиков АБС, создающихразнообразные программные продукты. Ниже приведены статистические данные поиспользованию банками различных программных продуктов (опрос проведен компанией«Ламинфо», опрошено банков – 1154, не ответило – 24):«Диасофт» 273 «R-Style Software Lab» 261 Собственная разработка 201 «ПрограмБанк» 80 «Инверсия» 49 «Кворум» 42 «ФОРС» 28 «ЦФТ» 24 «CSBI EE» 18 «БИС» 12 «МИМ-Технология» 11 Другие 131
Цель настоящей работы – продемонстрировать структуру ипринцип работы автоматизированной банковской системы на примере системы «Диасофт»,используемой в Нижегородском филиале КМБ-Банка (ЗАО) для обслуживанияюридических лиц.
1. Организацияи возможности системы «Диасофт»
Современные АБС должныудовлетворять очень строгим требованиям. Система «Диасофт» удовлетворяетосновным требованиям, таким как:
1. Функциональнаяполнота – подразумевает наличие в программном изделии необходимого идостаточного числа компонентов для выполнения заданных функций с учетомвозможности системы наиболее полно соответствовать информационным потребностямбанка, охватывая все виды его деятельности. При этом учитываются не толькопотребности сегодняшнего дня, но и будущие запросы в рамках стратегии развитиябанка. Система «Диасофт», благодаря собственному инструментарию разработкиновых модулей, достаточно легко подстраивается под вновь возникающиепотребности.
2. Комплексныйподход – предполагает наличие комплексной информационной системы, интегрирующейразличные сферы деятельности. В «Диасофте» учитываются операции по счетамюридических и физических лиц, по внебалансовым, корреспондентским, ссудным итранзитным счетам.
3. Масштабируемостьсистемы – способность системы адаптироваться к расширению предъявляемыхтребований и возрастанию объемов решаемых задач: числа обслуживаемыхавтоматизированных рабочих мест и обрабатываемых документов.
4. Открытость –способность интеграции с любыми внешними открытыми приложениями черезстандартные интерфейсы межпрограммного взаимодействия. «Диасофт» интегрируетсяс Клиент-Банком, системой сканирования платежных поручений, системойобслуживания физических лиц.
5. Настраиваемостьсистемы – мобильность, динамичность, подвижность. Некоторые параметры в системемогут быть адаптированы к потребностям и условиям конкретного банка.
6. Централизованноеуправление системой – предполагает настройку функционирования системы не срабочих мест конечных пользователей, а из одного специального модуля. Это даетвозможность оперативно изменять условия выполнения любой операции, что оченьважно при создании новых банковских продуктов.
7. Единая базаданных, обеспечивающая многопользовательскую работу.
8. Работа в режимереального времени – предполагает, что реакция системы на управляющеевоздействие соответствует скорости протекания процесса, которым управляетсистема.
9. Безопасность –обеспечивается в «Диасофте» средствами разделения прав доступа и возможностьюизменения прав доступа к документу в процессе его жизненного цикла.
Технические характеристикисистемы «Диасофт» приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Техническиехарактеристики системы «Диасофт»
Наименование продукта
Уровни приложений
Используемые операционные системы
СУБД
Средства разработки
Базовый элемент системы
Сервер
РабочаяРабочая станция Система «Диасофт» «Терминал-хост», «файл-сервер», «клиент-сервер» Novell Netware, Windows NT, OS/400 (DB2), UNIX (Informix) DOS, Windows (3.X, 95, NT) OS/2 Pervasive SQL, Scaleable SQL, DB/2 for AS/400, Informix C++, собственный инструментарий Diasoft System Проводка, документ, сделка
При входе в «Диасофт»программа запрашивает имя пользователя и пароль, тем самым идентифицируяпользователя:
/>
Пользователи системы«Диасофт» схематически представлены на рисунке 1.1.
/>/>
Рисунок 1.1 –Пользователи системы Диасофт
Рабочее местопользователя настраивается и определяется как имя пользователя с назначеннымему набором документов, этапов обработки документов, предоставляемых прав.Пользователь, входя со своим именем в систему с произвольного компьютера,работает только с доступными ему документами (доступные подсистемы в экраннойформе выделены темным шрифтом):
/>
Рассмотрим функциональнуюсущность и организацию каждой подсистемы.
Все подсистемы «Диасофта»используют уникальную идентификацию документов: система разделена наоперационные дни (по датам), причем открытие и закрытие нового операционногодня доступно определенному кругу пользователей; по пачкам – областям системы,открываемых каждый день для проводок различных доп.офисов и отделов;осуществляется порядковая нумерация документов по их типу в пределах одногооперационного дня.
Подсистема «Балансовыедокументы» аккумулирует в себе все операции по счетам любого типа(расчетным, корреспондентским, счету кассы, ссудным, внебалансовым),проведенные в баланс, иными словами – всю выходную информацию работы системы.Данная подсистема удобна для поиска архивного документа, для формированиястатистических данных и отчетов. Для поиска документа необходимо знать дату егосоздания:
/>
и пачку, в которой он былсоздан:
/>
В подсистеме «Документыпо кассе» осуществляется основная работа в режиме «on-line» по счетамклиентов в корреспонденции со счетом кассы. Это подкрепление филиала наличнымисредствами и вывоз денежных средств, пополнение и инкассация банкомата,пополнение счетов юридических лиц, открытых в любой валюте (рубли, доллары США,евро), в том числе взносы в уставный капитал, снятие со счетов юридических лиц,открытых в любой валюте, наличных денежных средств, в том числе получениекредита, предоставленного наличными через кассу банка. Каждому документу приего создании присваивается порядковый номер с учетом его типа (столбец«номер»). Каждый документ проходит двойную обработку: подтверждение егосоздания (при этом появляется первый крыж перед столбцом с номером документа) ипроводку документа в балансовые (второй крыж):
/>
Для создания документанеобходимо выбрать дату, пачку, а также корреспондирующий счет кассы с учетомвалюты проводимой операции:
/>
Подсистема предусматриваетвозможность корректировки, удаления документа или отмены проводки иподтверждения документа, согласно правам пользователя.
В данной подсистемепредусмотрена возможность формирования отчетов в виде списков, журналов,реестров по введенным документам:
/>
Подсистема «Межбанковскиедокументы» аккумулирует в себе входящие платежные поручения, поступающие поразличным системам электронного документооборота, и требующие обработки.Подсистема разбита на области в соответствии с корреспондирующим счетом банка:
/>
а также имеет разбивку наобласти в зависимости от стадии обработки платежного документа – от стадииввода документа оператором до стадии отправки рейсов платежных документовспециалистом по расчетам. Подсистема используется для ввода входных параметров(платежных поручений, платежных требований) и их последующей обработки. Каждыйдокумент, введенный в подсистему, требует двойной обработки: верификациидокумента и его контроля перед отправкой (а при необходимости, и валютногоконтроля).
/>
Подсистема «Невыясненныедокументы» активна для специалистов Бэк-офиса и отражает состояние счетаневыясненных сумм, по каким-либо причинам не зачисленных на расчетные счетаклиентов банка.
Подсистема «Внебалансовыедокументы» отражает проводки по внебалансовым счетам: картотеку документов,сумм и ценностей (с возможностью просмотра каждого документа по каждому клиентув отдельности), принятие на баланс банка и выдача клиентам ценностей (чековыхкнижек, ценных бумаг, комплектов ключей от ячеек и других), учет по балансубанка и списание с него в связи с выдачей клиентам пластиковых карт, отражениеи передача на экспертизу сомнительных денежных знаков и т.д. Подсистемаявляется носителем выходных параметров и удобна для поиска информации повнебалансовым счетам:
/>
В подсистеме «Межвалютныедокументы» интегрируются все операции конверсии: обмен валюты, переводы«Вестерн Юнион», а также проводки, связанные с курсовой разницей. Подсистемаразделена на области с учетом даты, пачки, денежного фонда (валюты) и типасчета (балансовые, внебалансовые, счета депо). Данная подсистема, аналогичноподсистеме «Балансовые документы», является держателем выходной информации, иудобна для статистических подсчетов, а также для свода итоговых операций призакрытии дня по операциям конверсии:
/>
Подсистема «Накопительдокументов», аналогично подсистеме «Межбанковские документы», служит дляввода в систему входной информации – платежных поручений, платежных требований,но только в пределах банка, т.е. аккумулирует в себе внутренние проводки банкадля их последующей обработки. Подсистема разбита на области, аналогичныеподсистеме «Межбанковские операции», с учетом даты, пачки и стадии обработкидокумента.
Подсистема «Банковскиеоперации» — подсистема ввода входных параметров системы, а именнодокументов, формирующих комиссии с расчетных счетов за различные услуги банка,безналичные погашения кредитов с расчетных счетов, операции безналичнойкупли-продажи валюты, операции «Вестерн Юнион», отражение переводов безоткрытия счета, проводки по внебалансовым счетам (сейфовые ячейки, пластик,чековые книжки, векселя, сомнительные денежные знаки и т.д.). Введенный вподсистему документ требует подтверждения и проводки, после чего автоматическиотражается в подсистемах «Балансовые документы» либо «Внебалансовые документы»,в зависимости от типа документа:
/>
Подсистема «Плансчетов» содержит все счета банка с учетом их типа. Подсистема удобна длясоставления различного вида отчетов по счетам (остатки по счетам определенноготипа, например свободные средства по счетам с учетом кредита «Овердрафт», своддня по внебалансовым счетам, информация о договоре банковского счета порасчетным счетам клиентов, наличие и тип блокировок и приостановлений порасчетным счетам клиентов).
/>
Каждая область учетаподсистемы имеет вид списка счетов с их названием и датой открытия. Каждый счетдоступен для просмотра и анализа.
/>
Подсистемы «Отчетыбанка» и «Генератор отчетов» предназначены и удобны для построенияотчетов по имеющимся в системе данным. Подсистема «Отчеты банка» формируетразличного рода выписки по счетам всех валют,
/>
а подсистема «Генераторотчетов» формирует ответы на запросы клиентов о ссудной задолженности, оботкрытых счетах в банке и остатках на них, об оборотах по счетам за период спомесячной разбивкой, о наличии картотеки, о выплаченной с расчетного счетазаработной плате, и т.д.
/>
В подсистеме «Генераторотчетов» также предусмотрена возможность формирования внутренних банковскихотчетов для свода документов дня при закрытии операционного дня в Диасофте:
/>
Пользователями подсистемы«Нормативы и анализ» являются сотрудники бухгалтерии, составляющиедокументы по выполнению банком обязательных нормативов.
Подсистема «Клиентыбанка» содержит информацию о местонахождении, контактной информации,исполнительных органах, ИНН, КПП, паспортных данных клиентов банка. Подсистемаимеет вид списка клиентов в алфавитном порядке, каждая запись которого активнадля просмотра.
/>
Подсистемы «Начислениепроцентов», «Обслуживание клиентов», «Системный протокол», «Образцы отчетов»,«Завершение дня», «Справочник ассоциаций», «Сервер сообщений», «Отделениябанка», «Обслуживание системы», «Администратор системы» активны дляадминистратора АБС и служат для настройки прав пользователя, изменения и вводановых отчетных форм, а также модификации системы под вновь введенную задачу.Подсистема «Справочники системы» содержит справочную информацию, необходимуюдля контроля возможных ошибок ввода документов. При введении документа сошибочной информацией система выдает сообщение об имеющем место несоответствииинформации документа справочным материалам.
/>
Таким образом,автоматизированная банковская система «Диасофт» опирается на такие базовыепонятия, как документ, счет, проводка и предназначена для осуществленияопераций по счетам всех видов – расчетным, счетам кассы, внебалансовым,ссудным, корреспондентским. Подсистемы «Документы по кассе», «Межбанковскиеоперации», «Накопитель документов», «Банковские операции» служат для ввода всистему входных параметров – первичных документов и их дальнейшей обработки, востальных подсистемах организована статистическая и финансовая отчетность наоснове имеющихся в системе данных, а также представлена справочная информация,поддерживающая соответствие документов системы требованиям законодательства.
2.Организационно-экономическая сущность задачи
Постановка задачи — этоописание задачи по определенным правилам, которое даёт исчерпывающиепредставления о её сущности, логике преобразования информации для получениярезультата. На основе постановки задачи программист должен представить логикуеё решения. Постановка задачи ведётся на стадии проектирования компьютерныхинформационных систем. Для постановки задачи используются сведения, необходимыеи достаточные для полного представления её логической, информационной иорганизационно-экономической сущности. При определенииорганизационно-экономической сущности задачи осуществляются операции поопределению назначения задачи, цели, периодичности и сроков выполнения.Раскрывается информационная взаимосвязь входной и выходной информации.
Комплекс задач системы«Диасофт» включает:
· правильный иоперативный учёт операций по балансовым счетам различных типов;
· создание архивнойбазы платёжных документов по каждому клиенту и в целом, а также еёавтоматическое изменение;
· подготовку иотбор документов для отправки;
· осуществлениемежбанковских расчетов;
· обработку иформирование выписок по счетам;
· формированиеразличных отчетов по запросам клиентов;
· формированиевнутренних банковских отчетов для анализа и статистики, а также для сводадокументов при закрытии операционного дня;
· правильный иоперативный учет операций конверсии;
· правильный учет операцийпо внебалансовым счетам.
Схематичноепредставление работы системы «Диасофт» с целью решения поставленных задачприведено на рисунке 2.1.
/>/>
Рисунок2.1 – Схема работы системы «Диасофт»
3. Входная информация системы «Диасофт»
Входная документациясодержит первичную необработанную информацию, отражающую состояние текущихсчетов клиента. Для системы «Диасофт» это вводимые платежные поручения,приходно-расходные операции по счетам, комиссии по счетам клиентов, документыбезналичной купли-продажи валюты, а также запросы клиентов по открытым счетам.
Входная документацияможет поступать в «Диасофт» по различным каналам электронного документооборота:импортироваться из системы «клиент-Банк», приниматься через программу-трансляторсо сканирующего устройства, заводиться операционистом вручную. В любом случаедокумент, попадающий в «Диасофт», должен иметь стандартный вид, удовлетворяющийбанковским нормативным документам.
При формировании в«Диасофте» входных документов выбираются следующие значения (таблица 3.1):
Таблица 3.1 Составвходной информации при формировании входных документов «Диасофта»
№ п/п
Входной документ
Вводимые данные 1 Приходно-расходные операции
— порядковый номер документа
— расчетный счет клиента (по дебету или по кредиту в зависимости от вида операции)
— сумма операции
— кассовый символ взноса или снятия
— Ф.И.О. клиента, совершающего операцию 2 Платежные поручения
— порядковый номер в соответствии с нумерацией клиента
— наименование плательщика (расчетный счет, ИНН, КПП подтягиваются автоматически из системы)
— сумма платежа (комиссия за перевод денег, при необходимости, взимается автоматически)
— БИК банка получателя (название, корр.счет банка подтягиваются автоматически из системы)
— расчетный счет получателя
— наименование получателя, ИНН, КПП (если расчеты с данным контрагентом ранее проводились по системе «Диасофт», информация подтягивается автоматически)
— назначение платежа
— налоговая информация (при необходимости) 3 Запросы клиентов
— наименование клиента или его расчетный счет
— запрашиваемый период либо дата
— логические условия поиска
4.Алгоритм решения задачи
Алгоритм решения задачпоказывает, каким образом, т. е. на основе каких алгоритмов расчёта входнаяинформация преобразуется в выходную.
Система «Диасофт» решаетмножество различных задач, связанных с банковской деятельностью, поэтому иалгоритмов решения этих задач достаточно много.
Обобщенный алгоритмрешения задачсистемой «Диасофт» можно представить следующим образом:
1. Осуществлениеоперации (наборапоследовательно выполняемых проводок и некоторых учетных данных, изменяющихсостояние счетов)
— доставка входныхсоставляющих задачи к ядру банковской системы (т.к. они могли бытьсформированы и на удаленном рабочем месте в режиме off-line);
— проверка входных данныхна отсутствие в них ошибок, соответствие информации, содержащейся в них,справочникам системы, отсутствие блокировок и приостановлений по счетам,наличие на счетах необходимых для операции наличных денежных средств;
— проверка соответствиядаты проведения операции дате документа (срок действия любого документаограничен, а также проводки могут быть отложенными);
— наступление некоторогологического условия общего типа, связанного с этой операцией (например,верификация документа, подтверждение операции уполномоченным сотрудником,проводка документа в балансовые и т.д.).
2. Формированиевыходного документа
— выбор пользователем(специалистом банка или клиентом) логического условия поиска информации.
5.Выходная информация системы «Диасофт»
Выходная информация — этоинформация, полученная на основе входной информации. Выходная документациявключает сводные данные, полученные в результате автоматизированной обработки.
Возможности системы«Диасофт» достаточно обширны и постоянно пополняются с учетом требованийпользователей, поэтому документов, несущих в себе выходную информацию, довольномного. Мы в качестве примеров рассмотрим основные из них.
1. Журнал операций поприходу – простейший документ с выходной информацией, формируемый операционистомв подсистеме «Документы по кассе» на основании какого-либо параметра отбора(например, все приходные операции юридических лиц, все комиссии, оплаченные вкассу наличными и т.д.). В журнале присутствует следующая информация:
— порядковый номероперации;
— наименование клиента;
— корреспондирующиесчета; сумма операции; общая сумма операций итого.
2. Выписка по счетуклиента. Выписка по счету формируется по окончании операционного дня вподсистеме «Отчеты банка» специалистом банка либо самим клиентом по системе«Клиент-Банк». В ней отражена следующая информация:
— наименование клиента;
— его расчетный счет;
— период времени,представленный в выписке;
— входящий остаток наначальную дату выписки;
— операции по дебету,операции по кредиту в порядке их исполнения с указанием реквизитов контрагента,назначения платежа и номера документа – основания;
— итоговая сумма операцийпо дебету и по кредиту;
— исходящий остаток наконечную дату выписки.
3. Отчет по активнымостаткам на расчетных счетах клиентов, имеющих кредит «Овердрафт», т.е.показывает ту сумму наличных денежных средств, которой клиент можетвоспользоваться на приведенную в отчете дату с учетом кредита «Овердрафт».Отчет формируется в подсистеме «План счетов» путем отбора внебалансовых синтетическихсчетов, учитывающих остатки ссудной задолженности по «Овердрафтам». Отчетсодержит следующую информацию:
— запрашиваемую дату;
— список клиентов банка,имеющих кредит «Овердрафт»;
— номер расчетного счета
— остаток денежныхсредств.
4. Ответ банка на запросклиента о предоставлении ему справки о наличии расчетного счета в банке иотсутствии картотеки по нему. Ответ на запрос формируется специалистом банка наосновании письма клиента в подсистеме «Генератор отчетов». Выходной документсодержит следующую информацию:
— исходящий номердокумента;
— наименование клиента;
— номер расчетного счета;
— информация о наличии(отсутствии) картотеки по счету;
— подпись уполномоченногосотрудника банка;
— печать банка.
Заключение
На банковскую системуРоссии не могут не оказывать влияние мировые тенденции развития банковскогодела. Основные тенденции, преобразующие банковское дело во всем мире, настолькозначительны, что многие специалисты называют происходящее банковскойреволюцией. Среди наиболее важных тенденций называют следующие.
Технологическая итехническая революция. Развитие средств современной компьютерной техники позволяет использоватькомпьютерные технологии в банковском деле при осуществлении расчетов, оказаниибанковских услуг по получению наличных средств, замене ручного труда машинным ит.д.
Возрастающаяконкуренция. Уровеньконкуренции в сфере банковских услуг постоянно растет. Предоставление кредитнойорганизацией различных видов банковских услуг в настоящее время наталкиваетсяна конкуренцию со стороны других банковских учреждений, брокерских фирм,страховых компаний. Это давление, безусловно, стимулирует разработку новыхвидов банковских услуг.
Интернационализация иглобализация.Интернационализация активизирует и развивает финансовые и экономические связимежду национальными и региональными рынками, которые в свою очередь остаютсядостаточно независимыми. Глобализация позволяет осуществлять кредитныморганизациям свою деятельность, опираясь на представление о мире как овзаимосвязанном, взаимозависимом, в значительной степени интегрированном рынке,не имеющем границ.
Данные тенденции были быневозможны без стремительного развития информационных технологий в банковскомделе.
Развитие информационныхтехнологий позволяет:
— провести коренныеизменения в банковских технологиях, банковском бухгалтерском учете и аудите;
— создать новый спектрбанковских услуг – межбанковские расчеты в режиме реального времени;интерактивные банковские услуги клиентам (автоматизированные банковские киоски,интеллектуальные банковские видеотелефоны, терминалы самообслуживания и др.)
— отказаться от бумажныхдокументов в пользу электронных;
— перейти кинтеллектуальным пластиковым картам, электронным кошелькам, цифровой наличностии т.д.
Списоклитературы
1. Ясенев В.Н. Автоматизированные информационные системыв экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007.
2. Информационные системы и технологии в экономике иуправлении: учебник/под ред. проф. В.В.Трофимова – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Высшее образование, 2007
3. Автоматизированныеинформационные технологии в банковской деятельности / Г.А. Титоренко, В.И.Суворова, И.Ф. Возгилевич, В.И. Акимов и др.; Под ред. Г.А. Титоренко. — М.:Финстатин- форм, 2003г.
4. Банковское дело.Учебник. Под ред. Лаврушина О.И. — М.: Финансы и статистика, 2001г.
5. www.cbr.ru
6. www.kmb.ru