Автоматизированная информационная система методического обеспечения внедрения фгос нового поколения

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯНисман Ольга Юрьевна ([email protected]) Зацепин Владимир Александрович ([email protected]) ФГОУ СПО «Поволжский государственный колледж» (ФГОУ СПО «ПГК»), г. СамараАннотация В рамках работы экспериментальной работы в ФГОУ СПО «Поволжский государственный колледж» разрабатывается автоматизированная система организационно-методического обеспечения ФГОС третьего поколения, которая позволяет установить внутреннюю взаимосвязь между профессиональными компетенциями и образовательными результатами (опыт, умения, знания), а также технологизировать процесс разработки содержания основных профессиональных образовательных программ и управления учебным заведением. В настоящее время все образовательные учреждения решают одинаковые задачи по введению ФГОС СПО/НПО/ВПО третьего поколения. В ФГОУ СПО «Поволжский государственный колледж» данная деятельность осуществляется в рамках работы экспериментальной площадки ФГУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Разработка и апробация комплекта управленческой, нормативной и учебно-методической документации, обеспечивающей реализацию основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения». Суть работы заключается в: модернизации структуры управления образовательным учреждением;универсализации структуры нормативной и учебно-методической документации по организации образовательного процесса;информатизации процесса профессиональной подготовки. Говоря о введении ФГОС третьего поколения, нужно отчетливо понимать, что данный процесс неизбежно повлечёт за собой модернизацию структуры управления образовательным учреждением. Нам видится, что вся система управления будет разделена на два системных направления управления: внешнее и внутреннее. В новых условиях многократно усиливается значимость внешнего управления, которое связано с установлением и развитием связей с работодателями по отработке прежде всего вариативной части основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), введения практики проведения сертификации квалификаций, организации производственных практик, привлечения представителей бизнеса к проведению итоговой аттестации по модулям, организации целевой подготовки. Внутреннее управление должно быть чётко ориентировано на управление разработкой и своевременным изменением содержания ОПОП (адаптация образовательных программ к запросам рынка труда), повышение квалификации и переподготовки педагогического состава в соответствии с изменяющимися условиями. Одним из первых шагов по модернизации структуры управления в нашем колледже было введение новой организационной структуры —«Центра разработки инновационных учебно-методических комплексов». Перед «Центром разработки инновационных учебно-методических комплексов» была поставлена задача по разработке автоматизированной информационной системы организационно-методического обеспечения ФГОС третьего поколения. Данная система направлена на решение всех тех задач по универсализации структуры, легкости внесения изменений и автоматизации использования информации разными категориями пользователей: администрацией, преподавателями, мастерами, учебной частью. Универсализация структуры нормативной и учебно-методической документации образовательного учреждения связана с разработкой электронной структуры документов, с разработкой типовых нормативных документов по организации образовательного процесса на основе модульной организации при внедрении ФГОС СПО третьего поколения. При разработке автоматизированной системы возникла проблема установления внутренних и внешних многочисленных связей элементов ОПОП. Ядром системы были выбраны профессиональные компетенции (ПК). Выделение ПК, как ядра системы, исходит из того, что профессиональные компетенции заложены в профессиональных модулях, в учебных дисциплинах: они указаны как ориентир для разработки содержания рабочих программ, и итоговая аттестация по модулю также учитывает результаты освоения профессиональных компетенций. Анализ ФГОС в части содержания модуля показал, что отсутствуют прямые связи между профессиональными компетенциями и конкретными дидактическими единицами. Вместе с тем, опыт разработки содержания ОПОП выявил, что при установлении связи дидактических единиц ФГОС с ПК были случаи: отсутствия умений по ПК, отсутствия знаниевых результатов; умения не соотносились ни с одной из ПК; некорректной формулировки умений. Таким образом, деятельность по разработке рабочих программ профессиональных модулей проведена в прямом и обратном порядке. Оценка содержания показала, что ранее созданное содержание практик, видов лабораторных работ и тем, включенных в междисциплинарные курсы (МДК), очень часто просто далеки от формирования конкретных компетенций. Большая часть теоретического материала дублирует содержание учебных дисциплин общепрофессионального цикла. Итак, разработка содержания, необходимого для освоения профессиональных компетенций в профессиональном модуле, в итоге, приводит к формированию содержания всего профессионального модуля. В результате проделанной работы мы по каждому модулю получаем комплексную картину результатов (опыта, умений, знаний) освоения компетенций и видов учебной деятельности их обеспечивающих (практика, лабораторные и практические работы и т.д.). Разработанное таким образом содержание профессионального модуля фиксируется в автоматизированной информационной системе для дальнейшего использования всеми разработчиками ОПОП. Данный подход позволяет реализовать логику разработки ОПОП по специальностям, когда на основе разработанного содержания ПМ, разрабатывается необходимое содержание рабочих программ учебных дисциплин общепрофессионального цикла, а также циклов ОГСЭ и ЕН. Обобщая практическую значимость применения такой технологии разработки содержания рабочих программ профессиональных модулей, в частности, и всей ОПОП в целом, можно констатировать, что реализация предложенной технологии позволяет: Исключить горизонтальное дублирование содержания в профессиональных модулях. Исключить вертикальное дублирование между профессиональными модулями и учебными дисциплинами. Обосновать последовательность изучения профессиональных модулей и учебных дисциплин при разработке учебных планов. Обосновать необходимость и содержание вариативной части ОПОП. Определить необходимый минимум в учебных дисциплинах для освоения профессиональных компетенций. Вместе с тем, при данном подходе к разработке содержания модуля в случае системного неосвоения какой-либо компетенции на итоговой аттестации по модулю, можно проследить и выявить то «слабое» звено, которое явилось причиной «сбоя», чтобы произвести предметную актуализацию материала на основе анализа результатов освоения. Часто, не опираясь на данную логику, преподаватель при разработке содержания учебной дисциплины может не включить какой-либо необходимый для освоения профессиональных компетенций учебный материал, либо его рассмотреть не в том объёме, который требуется затем, как база, для освоения модуля. Данная технология позволяет отследить и этот момент. Разрабатываемая система также направлена на решение проблемы создания рабочего плана преподавателя и диспетчеризации учебного процесса. Для обеспечения этого процесса мы определяем необходимый уровень требований к преподавателям для того, чтобы закрепить за ними тот или иной МДК и/или ПМ. С этой целью определяются оптимальный и допустимый уровень требований и конкретные преподаватели, соответствующие тому или иному уровню. Требования, предъявляемые к преподавателям, связаны с видами учебной деятельности, что позволяет установить требования к мастеру при проведении практики, к преподавателям при ведении лабораторных, практических работ и/или теоретических занятий. Степени соответствия ранжируются от удовлетворительного до отличного. Установление такой закономерности позволяет принимать управленческие решения, связанные с направлением преподавателей на курсы повышения квалификации или переподготовку. Развитием установления допустимых требований к преподавателям является автоматизация распределения педагогической нагрузки преподавателя в соответствии с квалификацией преподавателя. Данный процесс создает базу для успешной диспетчеризацией учебного процесса. Ещё на один момент нам хотелось бы обратить внимание. Это решение проблемы актуализации учебного материала. Актуализировать программы профессиональных модулей и учебных дисциплин, а соответственно и учебные пособия, сопровождающие их реализацию, необходимо постоянно. Процессу актуализации предшествует детальный анализ требований работодателей, результатов производственных практик и итоговой аттестации по профессиональным модулям, проводимый образовательным учреждением в рамках внешнего управления. Выходом процесса актуализации становятся программы, адекватные установленным требованиям. Очень важным моментом в этой работе является контроль актуализации учебного материала. Все мы с вами в той или иной степени проводим актуализацию рабочих программ. Сложность этого процесса при внесении изменений в бумажные версии рабочих программ и, что немаловажно, сложность контроля за содержанием этих изменений, привели нас к необходимости автоматизации процесса актуализации. Использование автоматизированной система позволяет качественно проследить содержание проведенной актуализации. В частности, мы можем сравнить исходный и измененный тексты, а также даты этих изменений. При существующей системе бумажной актуализации это невозможно. Исходя из вышеизложенного, следует, что разработанное программное обеспечение позволяет: – контролировать все этапы внедрения нового стандарта, отслеживать недостающие элементы и максимально оптимизировать процесс их формирования; – систематизировать информацию. Гибкая настраиваемая система содержит в себе весь комплекс учебно-методического обеспечения ОПОП с удобным доступом. Система обеспечивает внесение изменений и автоматизацию использования информации разными категориями пользователей: администрацией, преподавателями, мастерами, учебной частью; – обеспечивать аудит процесса. Система подготовки отчетов позволяет своевременно реагировать на проблемы и отслеживать актуализацию (отслеживать и процесс, и содержание). Использование автоматизированной системы позволяет исключить вертикальное (между модулями и дисциплинами) и горизонтальное дублирование (между модулями); – обеспечивать диспетчеризацию. Информационная система позволяет максимально сократить время на распределение нагрузки (автоматически формируется личная педагогическая нагрузка преподавателя) и подготовки расписания с контролем степени готовности к ведению дисциплин и модулей. Предложенный нами подход не претендует на полноту и бесспорность, но позволяет отчасти решить проблему по обеспечению готовности образовательного учреждения к введению ФГОС третьего поколения, обеспечить непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и, как следствие, инновационное развитие всего учреждения.