КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Специальность230102
Автоматизированныесистемы обработки информации и управления
Автоматизированнаясистема учета конкурентоспособности региона на основе деятельности предприятий
Содержание
Введение
1 Обзор и анализ существующих систем
2 Общесистемные решения
2.1 Пояснительная записка ктехническому проекту
2.2 Описание схемы организационнойструктуры
2.3 Описание автоматизируемых функций
2.4 Постановка задачи
3 Математическое обеспечение
3.1 Назначение и характеристикакомплексной методики оценки конкурентоспособности региона
3.2 Используемая информация
3.3 Результаты работы комплекснойметодики оценки конкурентоспособности региона
3.4 Математическое описаниекомплексной методики оценки конкурентоспособности региона
3.5 Описание схемы работы системы
4 Информационное обеспечение
4.1 Перечень входных данных
4.2 Перечень выходных данных
4.3 Описание информационногообеспечения
4.4 Организация внутримашиннойинформационной базы
4.5 Инструкция по ведению базы данных
4.6 Чертеж видеокадра
5 Техническое обеспечение
5.1 Описание комплекса техническихсредств
5.2 Инструкция по эксплуатациикомплекса технических средств
6 Программное обеспечение
6.1 Описание программного обеспечения
6.2 Описание модульной структуры
6.3 Установка и подготовка к работе
6.4 Контрольный пример
7 Организационное обеспечение
7.1 Изменения в организационнойструктуре
7.2 Руководство пользователя
8 Оценка надежностиавтоматизированной системы
Заключение
Библиографический список
Введение
Конкурентоспособностьпромышленности региона является ключевым фактором экономического и социальногоразвития регионов. Очень важно, чтобы промышленные предприятия, находящиеся наего территории, являлись конкурентоспособными и тем самым способствовалиувеличению бюджета региона, обеспечению занятости населения, роступокупательной способности населения, увеличению спроса, росту деловойактивности и процветанию региона в целом. Очевидным следствием конкурентоспособностипромышленных предприятий являются большие объемы продаж, а также выход предприятийна национальный и мировой рынки (при условии дальнейшего удовлетворениявнутреннего спроса). На современном этапе развития экономики это особенноважно, так как наблюдается серьезное отставание по уровнюсоциально-экономического развития большинства регионов от развитых стран.
Длярегиона анализ и оценка конкурентоспособности его промышленности представляетинтерес, так как позволяет определить, что следует ожидать региону от экономикипромышленных предприятий и как способствовать процессу роста ихконкурентоспособности. В результате анализа конкурентоспособностипромышленности региона важно получить не только аспектные оценкиконкурентоспособности конкретного предприятия, но и определить ту или инуюотрасль, позволяющую повысить его уровень конкурентоспособности в зависимостиот возможности включения данного предприятия в тот или иной тип деятельностирегиона для повышения его социально-экономического потенциала.
1. Обзор ианализ существующих систем
В настоящее времяотсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия.Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособностиразличных объектов в условиях российской экономики находится в настоящее времяпочти на нулевом уровне.
Необходиморазработать систему, которая предоставляла бы следующие возможности:
— создать системууправления базой данных, позволяющей оперативно выполнять самые сложные запросыбольшого количества пользователей, как департамента в отдельности, так и другихподразделений администрации одновременно.
– оперативно предоставлятьинформацию пользователю с помощью современных методов обработки информации. Спомощью современной компьютерной техники и сетевого оборудования достигаетсябыстрота и оперативность подачи информации для обработки.
– обеспечить удобный выводрезультатов работы, т.е создание интуитивно-понятного интерфейса.
– предоставить возможностирасширения и модернизации системы, добавления в процессе работы новых структурданных без нарушения функционирования работающих автоматизированных подсистем.
– рассчитать комплексный показательконкурентоспособности региона, который складывается из двух групп: показательуровня жизни и инвестиционная привлекательность региона,по методике В.А. Андреева.
2.Общесистемные решения2.1Пояснительная записка к техническому проекту
Полное наименование системы: «Автоматизированная система учетаконкурентоспособности региона на основе деятельности предприятий». Краткоенаименование- АС «Регион».
Заказчик системы:Тульский государственный университет, кафедра «Автоматизированныхинформационных и управляющих систем».
Разработчик системы:Рамазанов Руслан Ряшидович, студент группы 730241 Тульского государственногоуниверситета.
Начало работ попроектированию АС: 06.09.2008
Окончание работ по проектированиюАС: 08.12.2008
Основным назначением разрабатываемой автоматизированной системыявляется создание среды для расчета оценок, представление рассчитанных оценок вграфическом и текстовом виде, что обеспечит поддержку принятия следующихосновных групп управленческих решений, направленных на разработку и реализациюмаркетинговой стратегии, а также анализ результатов такой стратегии, вчастности:
– решение по конкурентоспособностирегиона, прогноз его дальнейшего развития;
– решения о поддержке отдельныхвидов отраслей промышленности на основании рассчитанной комплексной оценкиконкурентоспособности региона;
– решения о практическихрекомендациях региональной власти, хозяйствующим субъектам по повышениюконкурентоспособности региона;
– решения о том, насколько великпотенциал региона как объекта инвестиций и до какой степени велик рискинвестирования в данный регион;
– решения, направленные наукрепление и развитие законодательной базы региона.
– Кроме того, АС предоставляетудобный инструментарий для учета наиболее перспективных организаций региона,являющихся потенциальными объектами инвестиций или уже находящихся на стадииразработки или реализации инвестиционного проекта.
Объектом автоматизации являются предприятия региона. Актуальность инеобходимость работы над маркетингом регионов вызвана, прежде всего,обострившейся конкурентной борьбой между регионами страны за квалифицированнуюрабочую силу, прибыльные предприятия, привлечение инвестиций в регион.
В связи с этим, возникает проблема эффективной и адекватной регио-нальнойполитики, направленной на реконструкцию и реформирование экономики ипривлечение инвестиций.
Как показывает практика, усилия региональных властей в достиженииэтих целей далеко не всегда в достаточной мере эффективны. Одна из основныхпричин это отсутствие чётко разработанных и осуществляемых планов развитиятерриторий, опирающихся не на федеральные финансовые ресурсы, а наиспользование местного потенциала.
Очевидно, что в настоящее время регионам требуется изучение иоценка, с одной стороны, внутрирегиональных интересов и потребностей, а сдругой стороны, оценка собственных возможностей их удовлетворения. Этопотребует, безусловно, достаточно емких научно-практических исследований ипрогностических разработок.
При проектировании системы использовались различные ГОСТы и другиенормативно-технические документы по проектированию автоматизированных систем.
При разработке проекта применялись наиболее популярные иэффективные объектно-ориентированные технологии, технологии баз данных.
2.2 Описание схемы организационной структуры
При использовании АС «Регион»в организационной структуре должностные лица: главные специалисты. АС помогаетповышать качество принятия решений при организации и управления маркетинговойстратегий региона. Схема организационной структурыдепартамента экономического развития администрации Тульской областипредставлена на рисунке 2.1.
/>
Рисунок 2.1 – Схемаорганизационной структуры департамента экономиического развития администрацииТульской области
Директор департамента — осуществляет общее руководство, несетполную ответственность за его деятельность, действует от имени департамента,представляет его в других объединениях, распоряжается имуществом. Он издаетприказы, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работниковдепартамента, отменяет приказы нижестоящих руководителей производства или даетобязательные для исполнения распоряжения об их изменении.
Заместитель — действуютот имени департамента, координируют работу отделов анализа и прогнозирования,стратегического развития, бюджетных целевых программ; участвуют в разработке проектовзаконов Тульской области, постановлений, распоряжений губернатора Тульскойобласти, постановлений администрации Тульской области по вопросам, отнесенным кведению департамента; организуютразработки прогнозов экономического развития Тульской области на краткосрочныйи среднесрочный периоды; организуютразработки стратегий, концепций, программ социально-экономического развитияТульской области и осуществляют контроль за ходом их выполнения.
Отделадминистративно-управленческих технологий :
— поддержка в работоспособном состоянии АС;
— ввод информации, необходимой для функционирования системы, ведениесправочников;
— создание условий для удобной работы с системой рядовых пользователей;
— проведение консультаций на местах и в учебном помещении по работе с программнымпродуктом;
– обновлениенеобходимых модулей системы, модернизация системы в целом.
Консультант — установкаПО на клиентских компьютерах и на сервере, конфигурирование БД, поддержкасистемы в работоспособном состоянии. Главный специалист-эксперт — непосредственно работает с системой и в обязанности которого входит:
— ввод и выводинформации;
— ведение справочников;
— разграничение прав пользователей;
-консультирование пользователей по работе с программным продуктом;
— принимает участие в анализе и разработке основных решений.
Начальник отдела и его заместитель участвуют в разработке основныхмероприятий, положений, выданных системой, а также стратегии развития региона.
2.3 Описаниеавтоматизируемых функций АС
С использованиемметодологии IDEF0 при проектировании АС была разработана функциональная модельсистемы.
Главной функцией системы(А0) является учет конкурентоспособности региона. Для реализации данной функциинеобходимо выполнить следующие функции:
— А1: расчетперспективных предприятий и оценка их основных рисков;
— А2: расчетконкурентоспособности отрасли;
— А3: расчетконкурентоспособности региона;
— А11: расчет критериев икоэффициента конкурентоспособности предприятия;
— А12: расчет рисков;
— А21: расчеткоэффициента локализации;
— А22: расчеткоэффициента душевого производства;
— А23: расчеткоэффициента специализации региона;
– А31: расчет комплексногопоказателя конкурентоспособности региона;
— А32: расчетоценки инвестиционной привлекательности.
Диаграмма IDEF0 представлены вприложении Б. Дерево узлов разработанной модели представлено на рисунке 2.2.
/>Рисунок 2.2 — Деревоузлов функциональной модели АС2.4 Описание постановки задачи
Целью создания АС «Регион», является сокращение времени и повышениекачества принятия решений при организации и управлении маркетинговой стратегиейрегиона.
Можно выделить следующие задачи АС «Регион»:
1.Создание системы управления базой данных, позволяющей оперативно выполнятьсамые сложные запросы большого количества пользователей как департамента вотдельности так и других подразделений администрации одновременно. Даннаязадача реализуется на протяжении всего жизненного цикла системы. Содержаниебазы данных будет определяться статистической информацией по нужным отраслямрегиона и постановлениями вышестоящих органов власти.
2.Оперативное предоставление информации пользователю с помощью современныхметодов обработки информации. С помощью современной компьютерной техники исетевого оборудования достигается быстрота и оперативность подачи информациидля обработки. При этом данная задача решается только в комплексе решенийдругих задач и фактически является следствием решения других задач проекта.Модели технических средств определяются правилами приобретения компьютернойтехники в администрации Тульской области и перераспределения ее внутриподразделения.
3.Удобный вывод результатов работы, то есть создание интуитивно-понятного интерфейса.Успешное выполнение этой задачи зависит от технических средств и от выборатехнологий разработки данной системы
4.Предоставление возможности расширения и модернизации системы, добавления впроцессе работы новых структур данных без нарушения функционирования работающихавтоматизированных подсистем. Данная подзадача очень важна для успешногофункционирования системы долгое время. Условия изменений определяютсяпотребностями работников департамента по согласованию с управляющимиструктурами департамента. Данная задача выполняется после внедрения системы вэксплуатацию и на протяжении всего времени функционирования системы.
Выходными данными всистеме будут:
— числовые показатели конкурентоспособности предприятия;
– оценка основныхрисков предприятий на основе их числовых показателей;
— числовые показателиконкурентоспособности отрасли: коэффициент локализации, коэффициент душевогопроизводства, коэффициент специализации региона;
— числовые показателиконкурентоспособности региона;
оценка конкурентоспособности региона на основе анализа конкурентоспособности предприятий и отраслей в регионев текстовой форме;
— графическоепредставление конкурентоспособности региона в сравнении с другими регионами.
Входными данными всистеме будут:
1. Полугодовыестатистические сборники.
2. Общие сведения иосновные показатели предприятий:
а) объём выпуска товара;
б) объём продаж;
в) цена товара;
г) показательфондоотдачи;
д) показательрентабельности товара;
е) показатель ликвидностипредприятия.
3. Общие сведения иосновные показатели отрасли:
а) объём выпуска отраслив регионе;
б) объём выпуска отраслив стране;
в) объём валового выпускав регионе;
г) объём валового выпускав стране;
д) количество населения врегионе;
е) количество населения встране.
4. Общие сведения и основныепоказатели региона:
а) уровень безработицы;
б) объёмы инвестиций;
в) покупательнаяспособность населения;
г) число убыточныхпредприятий в регионе.
3Математическое обеспечение
3.1 Назначение и характеристика комплексной методики оценкиконкурентоспособности региона
В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособностирегиона пользуются численными показателями, которые свидетельствуют о степениустойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюсяспросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильныхконечных результатов.
Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получаетбольшую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства,повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качествопродукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результатеконкурентоспособность такого предприятия и выпускаемого им продукции, чтоспособствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих такихфинансовых и технических возможностей.
3.2 Используемая информация
Длявычисления показателей конкурентоспособности используют данные из таблиц“Показатели предприятий”, “Отрасли”, “Показатели региона”. Для анализа ипредставления данных используются данные из таблицы “Общие сведения опредприятиях”.
3.3 Результаты работы комплексной методики оценкиконкурентоспособности региона
Результатомработы алгоритма является комплекс решений по конкурентоспособности региона,которые во время работы программы хранится в форме, а по окончании работысохраняется в файл.
3.4 Математическое описание комплексной методики оценкиконкурентоспособности региона
В современныхусловиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критериемэффективности производства, оценки эффективности системы управления.
Покомплексной методике оценки конкурентоспособности предприятия получаемследующее:
— уровеньконкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателямконкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
— отдельносчитать показатель устойчивости функционирования предприятия.
Для точнойоценки конкурентоспособности предприятия рассмотрим динамический метод,основанный на теории эффективной конкуренции.
Согласно этойтеории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшимобразом организована работа всех подразделений и служб. На эффективностьдеятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов — ресурсов.Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценкуэффективностииспользования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценкагрупповых показателей или критериев конкурентоспособности.
В первуюгруппу входят показатели, характеризующие эффективность управленияпроизводственным процессом: экономичность производственных затрат,рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологииизготовления товара, организацию труда на производстве.
Во вторуюгруппу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотнымисредствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования,способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильногоразвития предприятия в будущем.
В третьюгруппу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективностиуправления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы истимулирования.
И в четвёртуюгруппу — показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
В связи стем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчетакоэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП), экспертным путём былиразработаны коэффициенты весомости критериев.
Расчеткритериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится поформуле средней взвешенной арифметической:
ККП=0,15ЭП + 0,29 ФП + 0,23 ЭС + 0,33 КТ,(3.1)
где ККП — коэффициент конкурентоспособности предприятия;
ЭП — значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;
ФП — значение критерия финансового положения предприятия;
ЭС – значениекритерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;
КТ — значение критерия конкурентоспособности товара;
0,15; 0,29;0,23; 0,33 — коэффициенты весомости критериев.
ЭП =0,31И + 0,19Ф + 0,40РТ + 0,10П,3.2)
Где ЭП –критерий эффективности производственной деятельности предприятия;
И — относительный показатель издержек производства на единицу продукции;
Ф — относительный показатель фондоотдачи;
РТ — относительный показатель рентабельности товара;
П — относительный показатель производительности труда;
0,31; 0,19;0,40; 0,10 — коэффициенты весомости показателей.
ФП =0,29 КА + 0,20 КП 0,36 КЛ + 0,15 КО,(3.3)
где ФП — критерий финансового положения предприятия ;
КА — относительный показатель автономии предприятия;
КП — относительный показатель платежеспособности предприятия;
КЛ — относительный показатель ликвидности предприятия;
КО — относительный показатель оборачиваемости оборотных средств;
0,29; 0,20;0,36; 0,15 — коэффициенты весомости показателей.
ЭС =0,37РП + 0,29КЗ + 0,21КМ + 0,14КР,(3.4)
где ЭС — критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара;
РП — относительный показатель рентабельности продаж;
КЗ — относительный показатель затоваренности готовой продукцией;
КМ – относительныйпоказатель загрузки производственных мощностей;
КР – относительныйпоказатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;
0,37; 0,29;0,21; 0,14 — коэффициенты весомости показателей.
КТ=К/Ц,(3.5)
где К-показатель качества товара;
Ц — показатель цены товара;
Кт — показатель конкурентоспособности товара.
В общем видеалгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности промышленного предприятияпредусматривает три последовательных этапа:
1) расчетединичных показателей конкурентоспособности предприятия и перевод показателей вотносительные величины (баллы).
Для переводапоказателей в относительные величины производится их сравнение с базовымипоказателями. В качестве базовых показателей (базы для сравнения) могутвыступать:
— среднеотраслевыепоказатели;
— показатели любогоконкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке;
— показатели оцениваемогопредприятия за прошлые отрезки времени.
2) расчёткритериев конкурентоспособности предприятия по представленным выше формулам.
3) расчеткоэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП).
Данная оценкаконкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценкихозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублированиеотдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положенияпредприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравненияпоказателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот методкак вариант оперативного контроля отдельных служб.
Рассмотримкритерии оценки коэффициента конкурентоспособности предприятия:
— рыночныелидеры — предприятия, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности(КФ). Как правило, эти предприятия имеют максимальную рыночную долю припродажах, являются лидерами в ценовой политике, оптимизации затрат,использовании разнообразных распределительных систем и т.д. Дляпредприятий-лидеров характерным поведением является оборона.
— рыночныепретенденты — предприятия, расчетный коэффициент конкурентоспособности которыхлежит в диапазоне от 3,1 до 9.
Этипредприятия, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводятценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направленияхдеятельности.
— рыночныепоследователи — предприятия, расчетный коэффициент конкурентоспособностикоторых лежит в диапазоне от 1 до 3. Эта группа предприятий проводит политикуследования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности.Предприятия этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решения,касающиеся их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, нодействуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они, какправило, подвержены атакам со стороны рыночных претендентов.
— предприятия, действующие в рыночной нише. Расчетный коэффициентконкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от –0,99 до –6,9.Предприятия этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другиеучастники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокийуровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровеньцен. В своей деятельности предприятия максимально зависят от клиентов иопираются на них.
— банкроты —предприятия с коэффициентом конкурентоспособности от –7 до –10. Эти предприятияпринимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу избанкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.
Целью оценкирисков предприятий должно быть умение авторов проекта заранее предугадать всетипы рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков и момент,их возникновения. А оценив риски, разработать меры по сокращению этих рисков иминимизации потерь, которые они могут вызвать.
В даннойработе используется один из наиболее эффективных методов оценки рисков – методбалльной оценки рисков.
Дляпрактического использования этого метода применяется следующаяпоследовательность:
— определитьпростые риски;
— оценитьвероятность наступления событий, относящихся к каждому простому риску;
– определитьудельный вес каждого простого риска во всей совокупности;
— рассчитатьбалльную оценку наступления риска по всем стадиям проекта;
— классифицировать риски;
— разработатьперечень мер, позволяющий их уменьшить.
Рассмотримэти шаги более подробно:
1. Определитьпростые риски .
2. Оценка вероятностей наступлениясобытия, относящихся к каждому простому риску, и определение удельного весакаждого простого риска вовсей совокупности определяется по таблице 4.1 и 4.2 разделаинформацион-ного обеспечения.
3. Расчет балльнойоценки наступления риска по всем стадиям проекта.
Общий баллдля оценки риска рассчитывался перемножением вероятности наступления рисковогособытия на коэффициент величины ущерба от его наступления:
M = S P/>I ,(3.6)
где M — степень воздействия рисков
P – вероятность возникновения рисков, в соответствии с классифика-цией(в долях единицы)
I — величинапотерь, в соответствии с классификацией (в единицах).
5.Классификации рисков, то есть разделения рисков на конкретные группы поопределенным признакам.
По балльнойшкале оценки рисков можно выделить, три группы рисков:
— с баллом от1 до 2 – незначительные риски, специальные меры не принимаются;
— с баллом от2 до 4 – значительные риски, для них надо разработать комплекс мер поминимизации вероятности их наступления;
– сбаллом от 4 и более – существенные риски, вероятность их наступления велика иущерб от их воздействия критичен для проекта.
M=0.2*I1+0.2*I2+0.4*I3+0.9*I4+0.5*I5+0.6*I6+0.2*I7+0.1*I8+0.1*I9+0.8*I10+0.8*I11+0.2*I12+0.5*I13+0.8*I14+0.6*I15+0.5*I16+0.4*I17+0.8*I18+0.3*I19+0.4*I20 +0.4*I21+0.5*I22+0.3*I23+0.3*I24+0.3*I25.(3.7)
4. Разработкаперечня мер, позволяющая уменьшить риски.
Для рисков сбаллом более 4 необходимо разработать комплекс мер по снижению их воздействияна проект.
Это самаяважная часть, в которой должно быть дано описание риска (ситуации, когда онможет возникнуть и последствия, которые он может за собой повести), выбранногоих таблицы и четко описана программа действий либо снижения вероятностинаступления этого риска, либо уменьшения ущерба от его последствий.
Теперьрассмотрим анализ конкурентоспособности отраслей и региона, для которых тожеиспользуем комплексную методику и рассчитаем следующие показатели:
— коэффициентлокализации рассчитывается отношением удельного веса данной отрасли в структурепроизводства региона к удельному весу той же отрасли в стране.
Kir=/>, (3.8)
где qir — объем выпуска i-ой отрасли в регионе r;
qi — общий объем выпуска i-ой отрасли в стране;
Qr — объем валового выпуска в регионе r;
Q — объемвалового выпуска в стране.
Чем большеконцентрация (или локализация) данной отрасли в регионе, тем больше значениекоэффициента. Если Kir > 1, то локализация отрасли в регионепревышает среднюю долю этой отрасли в валовом выпуске страны.
Коэффициентдушевого производства исчисляется отношением удельного веса отрасли региона всоответствующей />структуре отрасли страны к удельному весунаселения региона в населении страны.
Kдir=/>, (3.9)
где qir — объем выпуска i-ой отрасли в регионе r;
Qr — общий объем выпуска i-ой отрасли в стране;
ni – количество населения в регионе;
N – количество населения в стране;
Коэффициентспециализации региона на данной отрасли определяется как отношение удельноговеса региона в стране по данной отрасли к удельному весу региона в ВВП страны.
Kcir=/>, (3.10)
где Kcir — коэффициент специализации i — ойотрасли в регионе r;
αir — доля региона r в объеме выпуска i отрасли;
αr — доля региона r в объеме валового выпуска в стране.
Еслирасчетные показатели больше или равны единице, следовательно, данные отрасливыступают как отрасли рыночной специализации и в них либо существуют кластеры,либо их создание является возможным. При формировании кластеров и выборе из нихнаиболее приоритетных необходимо оценить динамику коэффициентов локализации,так как увеличение значения показателей в динамике свидетельствует о возможныхдальнейших перспективах роста кластеров, а снижение – о возможной необходимостирасширения ассортимента выпускаемой продукции, необходимости модернизациипроизводства или о неперспективности кластера в будущем.
Ранжированиеотраслей по этим показателям определяет приоритетность анализа отраслей наследующем этапе. При этом нет оснований для исключения каких-либо отраслей изследующего этапа.
Количественныйанализ отраслей и региона дополняется качественным.
Результатыданного этапа – определение наличия и состава ресурсной базы, необходимой дляобеспечения конкурентоспособности региона в определенных секторах экономики.Эти результаты формируются на основе анализа комплекса условий, каждое изкоторых в отдельности и все вместе, составляют основу конкурентнойустойчивости:
– факторыпроизводства,необходимые для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли;
— спрос на внутреннем рынке для продукцииотрасли;
– конкурентоспособные отрасли-поставщики или другие сопутству-ющиеотрасли в данномрегионе;
– факторы,мотивирующие формирование эффективных стратегий организации и управления предприятиями, важнейшим изкоторых является конкуренция на внутреннем рынке.
Спецификаотрасли определяет разную важность этих условий. Оценка наличия условия можетбыть количественной или качественной. Качественная оценка возможна на основерезультатов специализированных опросов руководителей исследуемых предприятий.
По методике,предложенной В. Е. Андреевым, комплексный показатель конкурентоспособностирегиона складывается из двух групп:
— Y— показатель уровня жизни;
— I — инвестиционнаяпривлекательность региона. Соответственно каждый из них включает в себя:
Y = PC+G + L,(3.11)
где PC— покупательная способность населения;
G— коэффициент концентрации доходов(коэффициент Джини);
L— уровень безработицы.
I = Ip +Ir +1q +Q,(3.12)
где Ip — инвестиционный потенциал региона;
Ir— инвестиционный риск;
Iq — реальныеобъемы инвестиций;
Q— число убыточных предприятий врегионе.
В. Е.Андреевым предлагается вариант расчета конкурентоспособности региона,основанный па ранжировании регионов по численным значениям каждого из частныхпоказателей с определением соответствующего места региона. Затем место, занятоерегионом умножается на весовое значение каждого показателя и все онисуммируются. Вес показателя определяется его «влиянием» па всю группупоказателей (Y или I) и исходя из выбранной темы исследования, ставящей цельюпроследить взаимосвязь механизма ценообразования и конкурентоспособности региона.
Весапоказателей имеют следующие значения:
— PC=0,5 — в большей степени учитывает взаимосвязь двух рынков:
а) товаров и услуг;
б) труда.
– G = 0,3 — концентрация доходов является следствием функциони-рования рынка труда исильно зависит от социальной политики региональной власти;
— L=0,2 — показатель безработицы имеет существенные погрешности, так как в условияхкризиса не всегда учитывает большую долю скрытой безработицы;
– Iq = 0,7 — объем реальных (как внутренних, так и внешних) инвес-тиций свидетельствует о действительной инвестиционной привлекательнос-ти региона, а следовательно, и об эффективности регионального хозяйство-вания.
– Ip = 0,5 — инвестиционный потенциал учитывает основныемакроэкономические характеристики, насыщенность территории факторамипроизводства и другие показатели;
— Ir= 0,4 —интегральный показатель, рассчитываемый консалтинговым агентством “Эксперт РА”и учитывающий законодательный, политический, экономический, финансовый,криминальный и экологический риски;
— Q = 0,3 — числоубыточных предприятий говорит об их слабой адаптированности в силу различныхпричин к функционированию в условиях рыночной экономики.
k=k1*0.5+k2*0.3+k3*0.2+k4*0.7+k5*0.5+k6*0.4+k7*0.3. (3.13)
Даннаяметодика, безусловно, не может считаться бесспорной. Скорее, ее надорассматривать как один из возможных вариантов построения методики оценкиконкурентоспособности региона. Конкретный вариант может быть выстроен подконкретную задачу, а еще точнее — под конкретную целевую группу «потребителей»территории, с учетом которой выбираются как конкуренты, так и собственнокритерии и показатели оценки, весовые коэффициенты.
Для сравненияможно использовать метод сравнений, который может
работать,если вести речь о конкурентных и партнерских отношениях конкретного региона сдругим, обычно соседствующим регионом. Соседи всегда и конкурировать, ипартнерствовать чаще всего бывают простовынуждены. В методе сравнений для оценки инвестиционной привлекатель-ностиприсутствует модель, включающая экономическую и рисковую составляющие:
/>, (3.14)
где К –показатель инвестиционной привлекательности региона, в долях единицы;
k1– экономическая составляющая, в долях единицы;
k2– рисковая составляющая, в долях единицы.
Экономическаясоставляющая представляет отношение прибыли от инвестиций к вложеннымсредствам:
/> (3.15)
где ВРП –валовой региональный продукт,
Д – дефицитбюджета, в долях единицы (отношение дефицита госбюджета к ВРП);
Т – средняяставка налогообложения;
И – объеминвестиций.
Рисковаясоставляющая необходима для оценки уровня совокупного риска, рассчитывается последующей формуле:
/>/> (3.16)
где n – числопоказателей;
pi– характеристика показателя;
ji– вес показателя.
По этомуметоду, регионы в зависимости от значения показателя инвестиционнойпривлекательности классифицируются по таблице 4.3 раздела информационноеобеспечение. Схема программы представлена на рисунке 3.2.
3.5 Описание схемы работы системы
Алгоритмработы системы представляет собой последовательность следующих действий:
— осуществляется ввод необходимой информации в базу для подсчета показателей ивывода общей информации;
– осуществляетсявыбор действия – конкурентоспособность предпри-ятий, конкурентоспособность отрасли,конкурентоспособность региона. Схема работы системы приведена на рисунке 3.1.
/> Рисунок 3.1 – Схема работысистемы
/>
Рисунок 3.2 –Схема программы
/>
Продолжениерисунка 3.2
/>/>
Продолжениерисунка 3.2
/>
Продолжениерисунка 3.2
/>
Продолжениерисунка 3.2
/>
Рисунок 3.7 –Схема работы программы (продолжение)
/>
Продолжениерисунка 3.2
/>
Продолжениерисунка 3.2
4.Информационное обеспечение
4.1Перечень входных данных
1. Полугодовыестатистические сборники.
2. Общие сведения опредприятиях и их основные риски:
а) объём выпуска товара;
б) объём продаж;
в) цена товара;
г) показательфондоотдачи;
д) показательрентабельности товара;
е) показатель ликвидностипредприятия.
Классификация рисков повероятности возникновения и величине потерь представлена в таблице 4.1 и 4.2.
Таблица 4.1 — Классификация рисков по вероятности возникновенияВиды рисков Вероятность возникновения (P) Количественный подход Качественный подход P(в долях единицы) Слабовероятные 0,0 Весьмавероятные 0,6 Таблица 4.2 — Классификация рисков по величине потерьВиды рисков Величина потерь
I
(баллы) в % от плановой прибыли Минимальные 0 – 1 0% 3. Общие сведения иосновные показатели отрасли:
а) объём выпуска отраслив регионе;
б) объём выпуска отраслив стране;
в) объём валового выпускав регионе;
г) объём валового выпускав стране;
д) количество населения врегионе;
е) количество населения встране.
4. Общие сведения иосновные показатели региона:
а) уровень безработицы;
б) объёмы инвестиций;
в) покупательнаяспособность населения;
г) число убыточныхпредприятий в регионе.
Показатели инвестиционной привлекательностирегиона представлены в таблице 4.3.
Таблица 4.3 — Инвестиционной привлекательностьПоказатели инвестиционной привлекательности региона Классификация показателей инвестиционной привлекательности К > 0,4 высокая 0,2 4.2 Перечень выходныхданных
– числовыепоказатели конкурентоспособности предприятия, отрасли, региона;
– графическое представление конкурентоспособности региона на осно-веучета конкурентоспособности предприятий и отраслей в регионе.
4.3Описание информационного обеспечения
4.3.1Состав информационного обеспечения
Информация хранится в БД,так как это наиболее эффективный и надежный способ хранения данных, а такжеудобный для доступа практически из любого программного средства.
Данные хранятся в базеданных «Основные показатели региона». Эта база регулярно пополняется данными изстатистических сборников.
4.3.2Организация информационного обеспечения
Основные принципы организацииинформационного обеспечения системы:
1. Хранение информации вбазе данных.
2. Использование средств хранения данных и быстрого доступа.
3. Удобная среда иинструментарий обработки данных.
Файл с БД может хранитьсякак на локальной машине, так и на сервере. Для функционирования системынеобходимо предоставить доступ к файлу с информационными базами толькосотрудникам, непосредственно работающим с системой и обеспечить разграничениедоступа к файлу Microsoft Access. Так как база данных реализована с помощьюСУБД Microsoft Access, то использовать данные из базы можно в другой АС, таккак Access совместим практически с любым форматом базы данных и легко тудаконвертируется.
4.3.3Организация сбора и передачи информации
Исходную информацию дляАС получают каждые полгода из статистических сборников. В этих сборникахподробнейшим образом проанализированы основные показатели региона и данынекоторые сравнительные характеристики.
Информация должна бытьдостоверной, полной, непротиворечивой, может уточняться в процессе работы ипередаваться по закрытым каналам связи.
4.4Организация внутримашинной информационной базы
Реляционная база данных,состоит из следующих таблиц:
— общие сведения опредприятиях;
— показатели предприятий;
— регион;
— отрасли промышленности;
— риски.
Далее рассмотримструктуру таблиц автоматизированной системы.
Таблица4.4 — Структура таблицы «Общие сведения о предприятиях»
Имя поля
Определение параметра
Тип Данных
Размер Nazv Название предприятия Текстовый 100 INN ИНН Текстовый 15 Adres Адрес Текстовый 200 Uchred Учредители Текстовый 100 Datasoz Дата создания Дата/время 8 Reg Регистрация Текстовый 200 tel Телефон Текстовый 15 otrasl Отрасль Числовой 2
Таблица4.5 — Структура таблицы «Показатели предприятий»
Имя поля
Определение параметра
Тип Данных
Размер kolvosotr Среднесписочная численность работников Числовой 10 objemprod Объем выпуска товара Числовой 10 proizvfond Собственные средства предприятия Числовой 10 fondootd среднегодовая стоимость основных производственных фондов Числовой 10 invest Общая сумма источников финансирования Числовой 10 zenatovar Цена товара Числовой 10 zenatovarpotr Цена товара, удовл потребности населения Числовой 10 valizd Валовые издержки Числовой 10 pribil Прибыль от реализации Числовой 10 sebprod Полная себестоимость продукции Числовой 10 kapital Собственный капитал Числовой 10 finob Общие обязательства Числовой 10 sredstva Денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги Числовой 10 finobkr Краткосрочные обязательства Числовой 10 ostatok Среднегодовой остаток оборотных средств Числовой 10 objemprod1 Объем продаж Числовой 10 proizvmosh Производственная мощность Числовой 10 reklama Затраты на рекламу и стимулирование сбыта Числовой 10
Таблица4.6- Структура таблицы «Регион»
Имя поля
Определение параметра
Тип Данных
Размер ValRegProd Сумма всех доходов от реализации продукции в году Числовой 10 Rashod Сумма всех расходов бюджета Числовой 10 StavNalog Средняя ставка налогообложения Числовой 10 Invest Объем инвестиций Числовой 10 ValProd Объем валового выпуска в регионе Числовой 10 ValProdRus Объем валового выпуск в стране Числовой 10 Продолжение таблицы 4.6 nasel Население в регионе Числовой 10 naselstr Население в стране Числовой 10 dendohod Величина среднедушевого денежного дохода населения Числовой 10 srzenatovar Средняя цена группы товаров Числовой 10 nizgrup Доля низшей соц группы Числовой 10 srgrup Доля средней соц группы Числовой 10 vishgrup Доля высшей соц группы Числовой 10 dohodniz Доля дохода низшей группы Числовой 10 dohodsr Доля дохода средней группы Числовой 10 dohodvish Доля дохода высшей группы Числовой 10 investpotenz Коэффициент инвестиционного потенциала региона в соответствии со страной Числовой 10 investrisk Коэффициент инвестиционного риска Числовой 10 kolubit Число убыточных предприятий Числовой 10 bezrab Уровень безработицы Числовой 10 nazv Название региона Текстовый 10
Таблица 4.7 — Структуратаблицы «Отрасли промышленности»
Имя поля
Определение параметра
Тип Данных
Размер NazvOtr Название отрасли Текстовый 50 ObjemVip1 Объем выпуска отрасли в регионе Числовой 10 ObshObjem1 Общий объем выпуска отрасли в стране Числовой 10 valizd1 Валовые издержки Числовой 10 fondootd1 Среднегодовая стоимость основных производственныхфондов Числовой 10 pribil1 Прибыль Числовой 10 sebprod1 Себестоимость Числовой 10 kolvosotr1 Среднесписочная численность работников Числовой 10 proizvfond1 Собственные средства пред-приятия Числовой 10 invest1 Общая сумма источников финансирования Числовой 10 finob1 Общие обязательства Числовой 10 kapital1 Собственный капитал Числовой 10 finobkr1 Краткосрочные обязательства Числовой 10 sredstva1 Денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги Числовой 10 Продолжение таблицы 4.7 ostatok1 Среднегодовой остаток оборотных средств Числовой 10 objemprod1 Объем продаж Числовой 10 proizvmosh1 Производственная мощность Числовой 10 reklama1 Затраты на рекламу и стимулирование сбыта Числовой 10
Таблица4.8 — Структура таблицы «Риски»
Имя поля
Определение параметра
Тип Данных
Размер TeorRas Увеличение стоимости наемного труда Числовой 10 TeorRez Неправильная оценка рынка Числовой 10 IntelSobs Неправильное позиционирование продукта Числовой 10 TechnIdea Недостаточная востреб-ность продукта на рынке (отсутствие заказов) Числовой 10 ObjemRazr Ошибочная стратегия работы с потенциальными клиентами Числовой 10 KachRazr Недостаточная эффективность работы с потен-ми клиентами Числовой 10 TechBaza Недооценка конкурентов Числовой 10 ElemBaza Увеличение затрат на проект Числовой 10 EkologProbl Задержка выполнения этапов Числовой 10 StratSbor Недостаточная квалификация участников проекта Числовой 10 ProizvMosh Увеличение стоимости наемного труда Числовой 10 ZakazPodr Неправильное позиционирование продукта Числовой 10 StoimTrud Сложность входа на рынок Числовой 10 NeprOzenka Недостаточная востребованность продукта на рынке (отсутствие заказов) Числовой 10 NeprProd Ошибочная стратегия работы с потенциальными клиентами Числовой 10 VhodRinok Недостаточная эффективность работы с потенциальными клиентами Числовой 10 OtsutZakaz Недооценка конкурентов Числовой 10 StratKlient Увеличение затрат на проект Числовой 10 PotenzKlient Задержка выполнения этапов Числовой 10 Konkurent Недостаточная квалификация участников проекта Числовой 10 ZatrProekt Увеличение стоимости наемного труда Числовой 10 VipEtap Неправильная оценка рынка Числовой 10 KvalUchProekt Неправильное позиционирование продукта Числовой 10
Взаимосвязь таблицпредставлена на рисунке 4.1
/>
Рисунок 4.1 — Концептуальная инфологическая модель базы данных предметной области
4.5 Инструкцияпо ведению базы данных
Для работы в системе впервую очередь необходимо заполнить таблицу «Общие сведения о предприятиях»,так как без них не будут полностью заполнены таблицы «Показатели предприятий»,«Регион», «Отрасли промышленности», «Риски». В таблице заполняется информации опредприятиях – адреса, телефоны, реквизиты, информация об учредителях,достижения предприятия, инн, а так же информации содержащейся в стандартныхформах бухгалтерской отчетности за несколько отчетных периодов (желательноиспользование полугодовой отчетности с целью отслеживания динамики основныхпоказателей).
Таблица «Показателипредприятий», «Регион», «Отрасли промышленности» формируется путем ввода данныхполученных из статистических сборников.
Таблица «Риски»формируется автоматически, при работе модуля показатели предприятия.
4.6 Чертежвидеокадра
Чертеж видеокадра«Основные результаты конкурентоспособности региона» представлен на рисунке 4.2.
/>
Рисунок 4.2 — Чертежвидеокадра «Основные результаты конкурентоспособности региона»
На рисунке 4.2 представлена форма для подсчета показателей конкур-ентоспособности региона:показателя уровня жизни и инвестиционной привлекательности региона.
Для расчета необходимыхпоказателей нужно нажать кнопку «Рассчитать». После этого появятся числовыезначения показателей. 5.Техническое обеспечение5.1 Описание комплекса технических средств
Исходными данными привыборе комплекса технических средств послужили:
— информационныехарактеристики решаемой задачи;
– общий объеминформации, поступающей в систему для обработки;
– требования,предъявляемые к решению задачи,;
— временныехарактеристики решаемых задач.
Исходя из требований,предъявляемых к автоматизированной системе, было решено использовать комплектПЭВМ. Компьютерная техника выбрана в соответствии с требованиями по удобству икачеству функционирования автоматизированной системы.
Для нормальной работыавтоматизированной системы учета конкурентоспособности региона на основедеятельности предприятий, необходима компьютерная техника со следующими характеристиками:
— операционная система — Windows 98, 2000или XP;
— процессорPentium II и выше;
— оперативнаяпамять не менее 128 Мбайт;
— SVGA — дисплей (разрешение экрана составляет 800х600, 16 млн. цветов);
— жесткийдиск не менее 2 Гб;
— мышь;
— клавиатура.
При эксплуатации оборудования необходимо руководствоваться следую-щимидокументами:
— руководство пользователя;
— инструкция по технике безопасности.
Для быстрого обменаданными необходимо функционирование локальной компьютерной сети, в которойбудут находиться все компьютеры, на которых располагается данная информационнаясистема.
Для устранения аварийныхситуаций необходимо иметь дополнительные рабочие компьютерные места сустановленной системой, а также хранить копии данных на определенном компьютереили устройстве хранения данных.
Необходимособлюдать требования техники безопасности:
— не подключать и не отключать соединители электропитания при поданном напряжениив сеть;
— не оставлять ПЭВМ включенной без наблюдателя;
— по окончанию работ отключать ПЭВМ от сети.5.2 Инструкция по эксплуатации комплекса технических средств
Инструкция составлена длякомплекса технических средств, выбранного для автоматизированной системы учетаконкурентоспособности региона на основе деятельности предприятий. Приэксплуатации данного оборудования персонал должен пройти инструктаж по техникебезопасности при работе с ПЭВМ.
К работе с ПЭВМдопускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе сэлектроустановками напряжением до 800 В и предварительный медицинский осмотр ине имеющие медицинских противопоказаний.
Обслуживающий персоналсостоит из инженера по ремонту и обслуживанию ПЭВМ, образование высшее.
Продолжительностьнепрерывной работы с персональным компьютером без регламентированных перерывовне должна превышать 2 часа. Регламентированные перерывы при 8-часовой рабочейсмене: через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденногоперерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 мин черезкаждый час работы.
Помещения с персональнымкомпьютером должны быть оснащены аптечкой первой медицинской помощи иогнетушителями (углекислотные или порошковые).
Под одно рабочее местодолжна быть отведена площадь в 4,5-6 м2. Рабочее место должно бытьоснащено креслом с регулируемой высотой сиденья, спинки и подлокотников. Стол,на котором устанавливается компьютер, должен быть оснащен выдвигающейся полкойдля клавиатуры и нишей для установки системного блока.
Работа с комплексомтехнических средств осуществляется согласно правилам работы с ПЭВМ и техникебезопасности.
6.Программное обеспечение6.1 Описание программного обеспечения
Программа реализована наобъектно-ориентированном языке Object Pascal в среде визуальногопроектирования Delphi. Данныйязык создает программы для операционной системы Windows, обеспечивает поддержкувсех возможностей предоставляемых системой. Среда визуального программирования Delphi обеспечивает гибкий и современныйинструментарий, с помощью которого создаются приложения.
6.2Описание модульной структуры
Исходные тексты программысодержаться в 6 модулях:
— Form1.dfm, Raion.pas – главный модуль программы, выборнужных действий;
— GlBazaF.dfm, GL_baza.pas – модуль выбора необходимых действий с базой данных;
— Konkurprep.dfm, konkurprep1.pas – модуль расчета показателейконкурентоспсобности предприятий, основных рисков и анализа их состояния;
— Konkurotr.dfm, konkurotr1.pas – модуль расчета показателейконкурентоспсобности отрасли, и анализа конкурентоспособности предприятийотрасли;
— Konkurreg.dfm, konkurreg1.pas – модуль расчета показателейконкурентоспсобности региона, и анализа конкурентоспособности региона;
— Sravn.dfm, sravn1.pas – модуль сравнительного анализапоказателей конкурентоспособности нашего региона с близлежащими.
Главный модуль программысвязан со всеми остальными. К тому же модуль работы с БД непосредственно связансо всеми вычислительными модулями, модуль сравнительного анализа используетсятолько после выполнения модуля расчета покателей конкурентоспособности региона.
Все модули программыиспользуют объектно-ориентированную методологию программирования, а такжесредства визуального построения стандартного интерфейса операционной системы Windows.
Для выполнения поставленнойзадачи были использованы такие компоненты языка Delphi, как:
— Table- выполняет соединение с таблицей вбазе данных;
— DataSource- необходим для отображения данных,выбранной таблицы;
— DBGrid- представляет собой сетку, необходимдля вывода таблиц на форме;
– DBNavigator – навигатор объектов, который служитдля управления просмотром и редактированием данных из БД.
— Label- компонент, отвечающий заотображение надписей на форме;
— Edit- служит для ввода/вывода информации;
— Query- компонент, отвечающий за выполнениезапросов;
— CheckBox- служит для выбора необходимыхдействий;
— Memo- компонент, отвечающий за выводмногострочного текста;
— Panel- компонент, отвечающий за показпанели задач на форме.
Для функционированиясистемы используется операционная система Windows следующих версий: Windows 98, Windows Me, Windows 2000, Windows XP, WindowsVista. Также для работы системы требуетсяодин из вариантов подключения к MS SQL Server – либо локально либо удаленный доступ.
6.3Установка и подготовка к работе
Установка программыпроизводится путем распаковки архивного файла region.exe в папку Region изапуска region.exe.
6.4Контрольный пример
Для начала работы спрограммой следует запустить файл region.exe. Должно открыться главное окно (рисунок 6.1).
/>
Рисунок 6.1 — Главноеокно
Затем выберемприоритетные направления и нажмем кнопку «Конкурентоспособность предприятий»(рисунок 6.2).
/>
Рисунок 6.2 — Выборприоритетных направлений
Появится окно расчета параметров конкурентоспособности предпри-ятий(рисунок 6.3).
/>
Рисунок 6.3 — Конкурентоспособность предприятий
Теперь выберем нужноепредприятие и нажмем кнопку «Рассчитать» (рисунок 6.4).
/>
Рисунок 6.4 — Конкурентоспособность предприятий
Далее нажимаем кнопку«Оценить» для подсчета комплексного показателя рисков предприятия (рисунок6.5).
/>
Рисунок 6.5 — Конкурентоспособность предприятий
Теперь нажимаем на кнопку«Анализ» и получаем расшифровку значения этих показателей (рисунок 6.6).
/>
Рисунок 6.6 — Конкурентоспособность предприятий
Далее в главном окне программы нажмите на кнопку «Конкурентоспосб-ностьотрасли» (рисунок 6.7).
/>
Рисунок 6.7 — Конкурентоспособность отрасли
Нажав на кнопку «Рассчитать» мы получим результаты по следующимпоказателям:
— коэффициент локализации;
— коэффициент душевого производства;
— коэффициент специализации региона.
Щелкнув на кнопку «Отчет» мы получим анализ и оценку конкурентоспособностиотраслей по полученным показателям (рисунок 6.4.8).
/>
Рисунок 6.8 – Конкурентоспособность отрасли
В главном окне программы нажмите на кнопку «Конкурентоспособностьрегиона». Окно показано на рисунке 6.9.
/>
Рисунок 6.9 – Основные результаты конкурентоспособности региона
Нажав на кнопку «Рассчитать» мы получим результаты по следующимпоказателям: показатель уровня жизни, инвестиционная привлекательность региона.Выбрав регион для сравнения с Тульской областью и нажав на кнопку «Сравнить» мыполучим текстовое и графическое отображение полученных результатов. Окнопредставленное на рисунке 6.10.
/>
Рисунок 6.10 – Сравнение регионов
Закрыв окно сравнения регионов и вернувшись в окно «Основныерезультаты конкурентоспособности региона» и щелкнув на кнопку «Отчет» мыполучим анализ и оценку конкурентоспособности региона по полученнымпоказателям. Основные результаты конкурентоспособности региона представлены нарисунке 6.11
/>
Рисунок 6.11 — Основные результаты конкурентоспособности региона
Для выхода из системы, вменю следует нажать кнопку «Выход».
7.Организационное обеспечение
7.1 Изменения в организационной структуре
С внедрением в эксплуатацию АС «Регион» в организационной структуредепартамента изменений не произойдет. Ответственность за сопровождение АСвозлагается на отдел административно-управленческих технологий. Работать спрограммой будут главные специалисты, прошедшие курс обучения. АС “Регион”предназначена для повышения качества принятия решений при организации иуправления маркетинговой стратегией региона.
Этот отдел тесно взаимодействует со всеми отделами департамента:отделом контроля исполнения документов и обеспечения деятельности департамента,отделом стратегического развития, отделом анализа и прогнозирования, отделомбюджетных целевых программ.
7.2Руководство пользователя
Для работы cистемы нужно запустить Region.exe файл. На экране появляется главное меню, представленное нарисунке 7.1.
/>
Рисунок 7.1 – Главноеменю
Данная система можетвыполнять следующие основные функции:
— ввод данных;
— редактирование введенныхданных;
– просмотрстатистических показателей;
— оценкаконкурентоспособности предприятий;
– оценкаконкурентоспособности отрасли;
— оценкаконкурентоспособности региона.
7.2.1Работа с базой данных
В главном окне с левой стороны расположено окно «Работа с базойданных» Перед нами откроется окно представленное на рисунке 7.2.
/>
Рисунок 7.2 – Работа сбазой данных
Далее выберите «Общие сведения о предприятиях» после нажатия накнопку откроется окно, в котором можно просматривать, редактировать и сохранятьнеобходимую информацию. Окно представлено на рисунке 7.3.
/>
Рисунок 7.3 – Общие сведения о предприятияхАналогично открываются «показателирегиона» и «показатели предприятий» где так же можно просматривать,редактировать и сохранять необходимую информацию. Вернувшись в главное меню,выберем приоритетные направления и нажмем кнопку «Конкурентоспособностьпредприятий» (рисунок 7.4).
/>
Рисунок 7.4 — Выборприоритетных направлений
Появится окно расчета параметров конкурентоспособности предпри-ятий(рисунок 7.5).
/>
Рисунок 7.5 — Конкурентоспособность предприятий
Теперь выберем нужноепредприятие и нажмем кнопку «Рассчитать», «Оценить», и «Анализ». Окнопредставлено на рисунке 7.6.
/>
Рисунок 7.6 — Конкурентоспособность предприятий
Далее в главном окне программы нажмите на кнопку«Конкурентоспосбность отрасли», где после нажатия на кнопки «Рассчитать» и«Отчет» мы получим анализ и оценку конкурентоспособности отраслей по полученнымпоказателям. Окно представлено на рисунке 7.7.
/>
Рисунок 7.7 – Конкурентоспособность отрасли
Получили результаты по следующим показателям:
— коэффициент локализации;
— коэффициент душевого производства;
— коэффициент специализации региона.
Далее в главном окне программы нажмите на кнопку «Конкурентоспособностьрегиона». Окно показано на рисунке 7.8.
/>
Рисунок 7.8 – Основные результаты конкурентоспособности региона
Нажав на кнопку «Рассчитать» мы получим результаты по следующимпоказателям: показатель уровня жизни, инвестиционная привлекательность региона.Выбрав регион для сравнения с Тульской областью, и нажав на кнопку «Сравнить»мы получим текстовое и графическое отображение полученных результатов. Окнопредставлено на рисунке 7.9.
/>
Рисунок 7.9 – Сравнение регионов
Закрыв окно сравнения регионов, и вернувшись в окно «Основныерезультаты конкурентоспособности региона» и щелкнув на кнопку «Отчет» мыполучим анализ и оценку конкурентоспособности региона по полученнымпоказателям. Основные результаты конкурентоспособности региона представлены нарисунке 7.10.
/>
Рисунок 7.10 — Основные результаты конкурентоспособности региона
Для выхода из системы, вменю следует нажать кнопку «Выход».
8. Оценка надежности автоматизированной системы
Оценкакачества автоматизированной системы представляет собой совокупность операций,включая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определениезначений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.
Оценка качествапроизводится на всех фазах жизненного цикла (анализ, проектирование,реализация, тестирование, изготовление, внедрение, эксплуатация, обслуживание)и включает выбор номенклатуры показателей, их оценку и сопоставление значенийпоказателей, полученных в результате сравнения с базовыми значениями.
Показатели качестваобъединены в систему из 4-х уровней. Каждый вышестоящий уровень содержит вкачестве составляющих показателей нижестоящих уровней.
Для обеспечениявозможности получения информации интегральной оценки по группам показателейкачества используют факторы качества (1-й уровень): надежность системы,сопровождаемость, удобство применения, эффективность, универсальность(гибкость) и корректность. Каждому фактору качества соответствует определенныйнабор критериев качества (комплексные показатели — 2-й уровень). Критериикачества определяют одной или несколькими метриками (3-й уровень). Метрикисоставляются из оценочных элементов (единичных показателей — 4-й уровень)определяющих заданное в метрике свойство. Число оценочных элементов, входящих вметрику не ограничено.
Оценка качества системыпроводится в определенной последовательности.
1. На фазе анализапроводится выбор показателей и их базовых значений.
2. Для показателейкачества на всех уровнях (факторы, критерии, метрики, оценочные элементы)принимается единая шкала от 0 до 1.
3. Показатели качества накаждом вышестоящем уровне (кроме уровня оценочных элементов) определяютсяпоказателями качества нижестоящего уровня.
4. В процессе оценкикачества автоматизированной системы на каждом уровне (кроме уровня оценочныхэлементов) проводятся вычисления показателей качества, т.е. определениеколичественных значений абсолютных показателей P и относительных показателей K,являющихся функцией показателя P и базового значения P баз.
5. Каждый показателькачества второго и третьего уровней (критерий и метрика) характеризуются двумячисловыми параметрами — количественным значением и весовыми коэффициентами (V).
6. Сумма весовыхкоэффициентов показателей уровня (L), относящихся к i-ому показателювышестоящего уровня (L-1), есть величина постоянная. Сумма весовыхкоэффициентов (V) принимается равной 1.
/>,
гдеi=1,n;
n — число показателейуровня (L), относящихся к i-ому показателю вышестоящего уровня (L-1).
7. Общая оценка качествасистемы в целом формируется экспертами по набору полученных знаний оценокфакторов качества.
8. Определениеусредненной оценки (m kq) оценочного элемента по нескольким егозначениям (mэ) проводится по формуле:
/>,
где t — число значенийоценочного элемента;
k — порядковый номерметрики;
q — порядковый номероценочного элемента.
9. Итоговая оценка R-ойметрики j-го критерия ведется по формуле:
/>,
Где Q — число оценочныхэлементов в R-ой метрике.
10. Абсолютные показателикритериев i-го фактора качества определяется по формуле:
/>,
где n — число метрикотносящихся к j-му критерию.
11. Относительныйпоказатель j-го критерия i-го фактора качества вычисляется по формуле:
K ij =P ij /Pбазij.
12. Фактор качества(R i ) вычисляется по формуле:
/>,
где N — число критериев качества, относящихся к i-муфактору.
Показателинадежности
Взаимосвязь фактора«Надёжность» с фазой анализа.
Н0101 – 0.65 Н0110– 0.7
Н0102 – 0.6 Н0201– 0.65
Н0103 – 0.8 Н0204– 0.6
Н0104 – 0.7 Н0205– 0.8
Н0106 – 0.5
Определим оценки 1 и 2метрик:
Рm1=(0.65+0.6+0.8+0.7+0.5+0.7)/6=0.66
Рm2=(0.65+0.6+0.8)/3=0.68
Vm1=0.66/(0.66+0.68)=0.5
Vm2=0.68/(0.66+0.68)=0.5
Значение критерия: P=0.66*0.5+0.68*0.5=0.7
Таким образом, на фазеанализа KФ1=0,7.
Фаза проектирования.
Н0302 – 0.75
Н0303 – 0.85
Н0304 – 0.7
Н0305 – 0.75
Оценка 3 метрики:
Рm1=0.66
Рm2=0.68
Pm3=(0.75+0.85+0.7+0.75)/4=0,76
Vm1=0.66/(0.66+0.68+0.76)=0.31
Vm2=0.68/(0.66+0.68+0.76)=0.32
Vm3=0.76/(0.66+0.68+0.76)=0.36
Значение критерия: P=0.66*0.31+0.68*0.32+0.76*0.36=0.7
Таким образом, на фазепроектирования KФ1=0,7.
Фазы реализации,тестирования, изготовления, обслуживания.
Оценки 4 и 5 метрик:
Н0401 – 0.85
Н0501 – 1
Н0502 – 1
Рm1=0.66 Vm1=0.31
Рm2=0.68 Vm2=0.32
Pm3=0.76 Vm3=0.36
Pm4=0.85 Vm4=0.85/(0.85+1)=0.459
Pm5=1 Vm5=1/(0.85+1)=0.541
Оценки критериев:
P1=0.7
P2=0.459*0,85+0.541*1=0.931
V1=0.429 V2=0.571
Таким образом, на фазахреализации, тестирования, изготовления и обслуживания KФ1=0.7*0.459+0.931*0.571=0,85.
Показателисопровождения
Рассмотрим взаимосвязьфактора «Сопровождаемость» с фазой анализа.
С0101=0.9
С0102=0.7
Оценка 1 метрики: Рm1=(0.9+0.7)/2=0.8
Значение критерия: P=0.8
Таким образом, на фазеанализа KФ2=0,8.
Фаза проектирования.
С0201=0.75
С0301=0.7
С0302=0.2
С0303=0.9
С0304=0.8
Определим итоговые оценки2 и 3 метрик:
Pm1=0.8
Pm2=0.75
Pm3=(0.7+0.2+0.9+0.8)/4=0.65
Найдем абсолютныйпоказатель критерия и определим фактор качества:
Vm1=0.36
Vm2=0.34
Vm3=0.3
P=(0.8*0.36)+(0.75*0.34)+(0.65*0.3)=0.74
Таким образом, на фазепроектирования KФ2=0.74.
Фазы реализации,тестирования и изготовления.
С0602=0.7 С0803=0.75
С0603=0.9 С0901=0.6
С0604=0.95 С0902=0.6
С0903=0.85 С1001=1
С1002=0.6
Оценки 6,8,9,10 метрик:
Pm2=0.75
Pm6=(0.7+0.9+0.95)/3=0.85
Pm8=0.75
Pm9=(0.6+0.6+0.85)/3=0.68
Pm10=(0.6+1)=0.8
Vm2=0.54
Vm10=0.46
P1=(0.88*0.54)+(0.75*0.46)=0.82
Vm8=0.44
Vm9=0.56
P2=(0.6*0.44)+(0.75*0.56)=0.684
P3=0.85
V1=0.82/2.354=0.35
V2=0.684/2.354=0.29
V3=0.85/2.354=0.36
P=(0.82*0.35)+(0.684*0.29)+(0.85*0.36)=0.79
Таким образом, на фазахреализации, тестирования и изготовления KФ2=0,79.
Рассмотрим фазуобслуживания.
Pm1=0.77 Pm2=0.88
Vm1=0.47
Vm2=0.53
P1=(0.77*0.47)+(0.88*0.53)=0.83
P2=0.684 P3=0.85
V1=0.83/2.364=0.35
V2=0.684/2.364=0.29
V3=0.85/2. 364=0.36
Таким образом, на фазеобслуживания KФ2=0,79.
Показателиудобства применения
Взаимосвязь фактора«Удобство применения» с фазами анализа и проектирования.
У0801=0.78 У1002=0.98
У0802=0.98 У1101=0.95
У0803=0.99 У1102=0.9
У0804=0.99 У1201=0.8
У0805=0.8 У1202=0.95
У0901=0.9
Оценки 8,9,10,11,12метрик:
Pm8=(0.78+0.98+0.99+0.99+0.8)/5=0.91
Pm9=0.9
Pm10=0.95
Pm11=0.93
Pm12=0.88
Vm8=0.2
Vm9=0.2
Vm10=0.21
Vm11=0.2
Vm12=0.19
P=0,19982+0,18032+0,1919+0,1919+0,1672=0,915
Таким образом, на фазаханализа и проектирования KФ3=0,915.
Фазы реализации итестирования.
У0302=0.5 У0303=0,8 У0304=0,87У0307=0,76 У0309=0,9 У0310=0,99 У0312=0,89 У0315=0,8 У0314=0,75
У0401=0,99 У0402=0,9 У0403=0,95У0406=0,8 У0407=0,95 У0408=0,9 У0409=0,97 У0411=0,9 У0412=0,9 У0413=0,6
У0501=0,9 У0502=0,80 У0503=0,8У0504=0,95
У0505=0,99
У0601=1 У0604=0,9 У0605=0,96У0606=1
У0607=1 У0608=0,9 У0609=0,95У0701=0,91
Оценки 3,4,5,6,7 метрик:
Pm3=0.81 Vm3=0.81/4.448=0.18
Pm4=0.89 Vm4=0.89/4.448=0.2
Pm5=0.888Vm5=0.888/4.448=0.199
Pm6=0.95Vm6=0.95/4.448=0.21
Pm7=0.91Vm7=0.91/4.448=0.2
P1=0.915
P2=0.88
V1=0.51
V2=0.49
P=0,473+0,426=0,898
Таким образом, на фазахреализации и тестирования KФ3=0,898.
Фазы изготовления иобслуживания.
У0101=0.90 У0102=0.95 У0103=0.98
У0201=0.95 У0202=0.94 У0203=0.96
Определим оценки 1,2 и 3метрик:
Pm1=0.9433Pm2=0.95 Pm3=0.81
Vm1=0.9433/2.8044=0.3364
Vm2=0.95/2.8044=0.3388
Vm3=0.81/2.8044=0.29
P1=0.87
Определим оценки 4,5,6 и7 метрик:
Pm4=0.89Pm5=0.888 Pm6= 0.95 Pm7=0.91
Vm4=0.24Vm5=0.24 Vm6=0.26 Vm7=0.25
P2=0.9
Определим оценки8,9,10,11 и 12 метрик:
P3=0.915
V1=0.32
V2=0.34
V3=0.34
Таким образом, на фазахизготовления и обслуживания KФ3=0,9.
Показателиэффективности
Взаимосвязь фактора«Эффективность» с фазой анализа.
Э0101=0.89 Э0103=0.99 Э0104=0.86Э0105=0.92
Э0110=0.8
Э0201=0.95 Э0202=0.94 Э0203=0.96Э0206=0.8
Э0301=0.93 Э0303=0.94 Э0304=0.95
Оценки критериев:
Pm1=0.89 Vm1=0.92/2.74=0.32
Pm2=0.91 Vm2=0.91/2.74=0.33
Pm3=0.94 Vm3=0.94/2.74=0.35
Таким образом, на фазеанализа KФ4=0,91.
Рассмотрим фазупроектирования.
Pm1=0.92
Pm3=0.917
Vm1=0.92/1.837=0.5008
Vm3=0.917/1.837=0.4992
Таким образом, на фазепроектирования KФ4=0,92.
Фазы реализации,тестирования, изготовления, обслуживания.
Показатели данной фазыдля фактора «Эффективность» полностью совпадают с показателями фазы анализа дляфактора «Эффективность». Таким образом, можно считать KФ4=0,91.
Показателиуниверсальности
Взаимосвязь фактора«Универсальность» с фазой анализа.
Г0101=0.89 Г0701=0.8
Г0102=0.88 Г0801=0.9
Г0103=0.95 Г0802=0.99
Г0104=0.89 Г0901=0.7
Определим оценки 1, 7, 8и 9 метрик:
Pm1=0.9 Pk1=Pm1=0.9
Pm7=0.8 Vm7=0.8/2.445=0.33
Pm8=0.945 Vm8=0.945/2.445=0.39
Pm9=0.7 Vm9=0.7/2.445=0.28
Pk2=0.78
Vk1=0.9/1.68=0.54
Vk2=0.78/1.68=0.46
Таким образом, на фазеанализа KФ5=0.84.
Фаза проектирования.
Г0201=0.88
Г0202=0.78
Г0204=0.9
Г0205=0.9
Г0206=0.49
Г0301=0.94
Для 1 метрики- Pm1=0.9
Определим оценки 2 и 3 метрик:
Pm1=0.9 Vm1=0.9/2.63=0.34
Pm2=0.79 Vm2=0.79/2.63=0.30
Pm3=0.94 Vm3=0.94/2.63=0.36
Таким образом, на фазепроектирования KФ5=0.88.
Фазы реализации,тестирования, изготовления, обслуживания.
Г0402=0,9 Г0403=0,85 Г0404=0,85 Г1405=0,8
Г0501=0.7 Г0601=0,9 Г1207=0,88
Г1004=0,95 Г1006=0,95 Г1303=1
Г1201=0.93 Г1202=0,87 Г1208=0,75
Г1301=0.99 Г1302=0,95 Г1304=0,9
Г1401=0,4 Г1402=0,45 Г1403=0,6
Г1101=0,4
Pm1=0.89 Vm1=0.89/5.19=0.17
Pm2=0.79 Vm2=0.79/5.19=0.15
Pm3=0.94 Vm3=0.94/5.19=0.18
Pm4=0.87 Vm4=0.87/5.19=0.17
Pm5=0.8 Vm5=0.8/5.19=0.15
Pm6=0.9 Vm6=0.9/5.19=0.17
Pk1=0.86
Pk2=0.78
Определим оценки 10, 11,12, 13, 14 метрик:
Pm10=0.95 Vm10=0.95/3.73=0.25
Pm11=0.4 Vm11=0.4/3.73=0.11
Pm12=0.86 Vm12=0.86/3.73=0.23
Pm13=0.96 Vm13=0.96/3.73=0.26
Pm14=0.56 Vm14=0.56/3.73=0.15
Pk3=0.81
Vk1=0.86/2.45=0.35
Vk2=0.78/2.45=0.32
Vk3=0.81/2.45=0.33
KФ5=0.82
Показателикорректности
Взаимосвязь фактора«Корректность» с фазой анализа.
К0101=0.95 К0102=0.91 К0103=0.95 К0104=0.85
К0105=0.96 К0106=0.9 К0107=0.85 К0108=0.99
К0109=0.98 К0110=0.98 К0501=0.95 К0502=0.91
К0503=0.9 К0601=0.8 К0602=0.8 К0603=0.9
К0604=0.92 К0605=0.9 К0801=0.9 К0802=0.99
К0803=0.9 К0804=0.98 К1003=1 К1004=1
Определим оценку1,5,6,8,10 метрики:
Pm1=0.93 Pk1=Pm1=0.93
Pm5=0.92 Vm5=0.92/2.72=0.33
Pm6=0.86 Vm6=0.86/2.72=0.32
Pm8=0.94 Vm8=0.94/2.72=0.35
Pk2=0.90
Pm10=1 Pm10=Pk3=1
Vk1=0.93/2.83=0.33
Vk2=0.90/2.83=0.32
Vk3=1/2.83=0.35
Таким образом, на фазеанализа KФ6=0.95.
Фазу проектирования.
К0301=0,91 К0302=0,96 К0303=0,89 К0304=0,91
К0306=0,91 К0311=0,99 К0701=0,85 К0702=0,95
К0703=1 К0704=0,99 К0705=0,9
К0706=1
Pk1=Pm1=0.93
Определим оценки 3 и 7метрик:
Pm5=0.92 Vm5=0.92/3.65=0.25
Pm6=0.86 Vm6=0.86/3.65=0.24
Pm3=0.93 Vm3=0.93/3.65=0.25
Pm7=0.94 Vm7=0.94/3.65=0.26
Pk2=0.91
Vk1=0.93/1.84=0.51
Vk2=0.91/1.84=0.49
Таким образом, на фазепроектирования KФ6=0.92.
Фазы реализации,тестирования и изготовления.