Автомобильный рынок России

Оглавление Введение 1. История отечественной автомобильной промышленности. Зарождение автомобильного рынка в России. 2. Обзор современного автомобильного рынка России. 3. Программы государственной поддержки отечественного авторынка. 1. Таможенная политика. 2. Программа утилизации. 3. Программа льготного автокредитования. Заключение

Используемые ресурсы Введение Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в настоящее время автомобилестроению принадлежит самая ведущая роль в развитии и машиностроения вообще, и транспортного машиностроения в частности. Автомобильная промышленность мира – это емкий и весьма значительный сектор мировой экономики и международного бизнеса, ведь это не только собственно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей.

Рынок автомобилей имеет ряд смежных рынков и отраслей: от наиболее тесно прилегающих (рынка деталей и блоков автомобилей и нефтедобывающей промышленности) до менее очевидных (строительство дорог, производство аксессуаров для автомобилей и т.п.). Автомобиль обеспечивает высокую мобильность человека, эффективность труда, определяет современный образ жизни общества. Он является показателем уровня обеспеченности материальными средствами как отдельного человека (его

владельца), так и общества или государства в целом (в данном случае речь идет об автообеспеченности населения страны). Важной особенностью автомобилей являются их адаптационные возможности в том, что касается, в частности, интеграции в едином процессе перевозки с другими видами транспорта: водным (паромы, суда для горизонтальной погрузки и разгрузки грузов и т.д.), железнодорожным (платформы, трейлеры), авиационным (большегрузные самолеты). При этом используется перевозка не только колесной техники, но
и контейнеров, также других видов «юнитизированных» грузовых мест. В результате вклад автомобильного транспорта в формирование единой мировой транспортной системы весьма велик. Объектом исследования курсовой работы выступает автомобильный рынок РФ, а предметом – будущее состояние автомобильного рынка РФ, рассматриваемое на краткосрочную перспективу. Во введении данной работы отражены актуальность, цель,

задачи. В основной части работы приведен краткий исторический обзор отечественной автомобильной промышленности, проведен анализ автомобильного рынка РФ, описаны меры государственной поддержки автомобильного рынка. В заключении представлены выводы по курсовой работе. 1. История отечественной автомобильной промышленности. Зарождение автомобильного рынка в России. Первым отечественным автомобилем, сделанным на отечественном

заводе, был знаменитый “РуссоБалт”, который украшал императорский гараж, т.е. говоря соврменным языком, представительским автомобилем главы государства был отечественный автомобиль. Первый автомобиль сошел с конвейера 26 мая 1909 года. Благодаря успешным выступлениям в гонках (Петербург-Рига-Петербург 1909 года), ралли (девятое место в абсолютном зачете ралли ”

Монте-Карло” 1912 года), пробегах (военный испытательный 1912 года и пробег по Африке 1913 года) автомобили “РуссоБалт” получили репутацию надежных и выносливых машин. Интересно, что на пробеге Москва – Сан-Себастьян в 1912 году усовершенствованной машиной управлял сам инженер Андрей Нагель. Автомобиль показал отличные результаты, ему был присужден Кубок выносливости, русский автомобиль признали самым надежным в мире.

Собственно, у власти это авто оказалось в почете именно потому, что показывало достойные результаты, а тогдашние “тендеры” были очень серьезными (“РуссоБалт” опередил не только несколько зарубежных авто, но выпускаемые из импортных деталей в тогдашней России машины завода Лесснера). В итоге, с 1909-го по 1918-ый Русско-билтийский завод сделал 625 автомобилей, в среднем в год около 150 машин, что превышало показатели,
например, “Роллс Ройса” иили “Опеля”. Но после революции, естественно, все автомобильное производство было приостановлено. Однако, например, первый большевистский автомобиль, датированный 1922 годом и сделанный на Танкостроительном заводе в Филях, был собран из автомобильных частей, вывезенных с “РуссоБалта”. Впрочем, это был эпизод. Первый уже серийный автомобиль был грузовым. Это был модернизированный “Фиат-15”, получивший название “АМО-

Ф-15”. В начале тридцатых был начат серийный выпуск легковых и грузовых “ГАЗ-М-1”, спроектированных на базе американского “Форда-А”. Возобновление подлинно отечественного автопрома произошло после войны. “Победа” или ГАЗ-М20 была нарисована в 1943 г. Над ней работала группа с ГАЗа во главе с главным конструктором ГАЗа А. А. Липгартом, а сам силуэт “Победы” разработал молодой

дизайнер Вениамин Самойлов. В 1945 г. прототип был продемонстрирован Сталину. А массовое производство началось в 1946-м. году. “ГАЗ-М-20” стал первым в мире серийным авто с кузовом “бескрылой” формы. На “Победе” впервые появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы, звуковые сигналы высокого и низкого тонов. “Победа” послужила зарубежным конструкторам примером для подражания.

В частности, английский “Standard Vanguard” 1947 года был практически точной ее копией. “ГАЗ-М-20” оказался первым автомобилем Горьковского автозавода, производимым на экспорт. Впрочем, почти бок о бок с “Победой” на АЗЛК началось спешное производство довоенного “Опель-Кадета”, который получил в слегка модернизированной версии название “Москвич-400”. А со смертью Сталина темпы отечественного автопрома резко упали.

Хотя на ГАЗе и была продолжена традиция выпуска уникальных авто – “ГАЗ-М-21”, знаменитая машина Юрия Деточкина, однако, ряд новшеств в линиях и элементах оформления новой машины был увиден у “Ford-Customline” 1952 года (и частично у “Ford Mainline”). Собственно, “ГАЗ-21” по сути была последней отечественной машиной, а по оформлению уже немного заимствованной. В то же время начинается разработка “Запорожца-965”, в котором были совмещены элементы
европейских машин: “Фиата-600” и “Фольксвагена Beetle”. Первая модель отечественных “Жигулей”, так называемая “копейка”, была скопирована с “Фиата-124”. Чтобы наладить выпуск “Жигулей”, впервые в истории отечественного автопрома решили закупить за рубежом целый завод по производству легковых автомобилей. А саму машину оснащали амортизаторами польского производства, аккумуляторами болгарского производства, разными приборами, арматурой и приемником венгерского производства.

Немудрено, что и ГАЗ постепенно переориентировался. “ГАЗ-24” явился почти копией Ford Falcon. На этом отечественный автопром сошел на нет. Вместе с этим была потеряна и традиция, с таким трудом восстановленная в 40-ых гг. На сегодняшний день, например, современная ВАЗовская “классика” по международным классификациям по-прежнему считается итальянской “копейкой”.

А “ГАЗель” похожа на Ford Transit, новая “Волга-Siber” сделан на базе Chrysler. Конечно, не оскудела русская земля талантами – непревзойденными “вездеходами” стали НИВА (активно поставляется на экспорт, особенно в горные страны) и УАЗ. Это и понятно, учитывая природные условия (к сожалению, сюда можно прибавить и качество дорог). Но уже последняя модель УАЗа – Patriot – скомплектована во многом из импортных деталей, а “Niva” производится

на заводе Chevrolet. 2. Обзор современного автомобильного рынка России. Автомобильный рынок РФ относится к товарным рынкам РФ, которые подвержены влиянию различных нелинейных факторов таких как, уровень наличной денежной массы, уровень монетизации и доля скрытого объема производства, высокий уровень налогообложения, безработица. Емкость мирового автомобильного рынка растет год от года.
Не стал исключением и год прошедший. Европа продолжает оставаться одним из самых емких автомобильных рынков мира. В прошедшем году в 25 странах, входящих в Евросоюз зарегистрировано 18 млн. автомобилей или 29% мировых продаж. Большая часть продаж легковых автомобилей, как и машин в целом приходится на германский рынок. На втором месте по объемам Великобритания, на третьем –

Италия. Лидером в странах Евросоюза среди автомобильных брендов является Volkswagen. Лидером по темпам роста среди массовых брендов в Европе стала марка FIAT (+20,9%), среди люксовых брендов Lexus (+76,3%). Наибольшей долей рынка по прежнему владеют VW, за ним PSA, Ford, GM, Renault. На российском рынке на протяжении последних лет наблюдается устойчивый

рост объемов продаж новых легковых автомобилей. Исключением стал «кризисные» 2008-2009 г.г когда с усилением влияния на мировые автомобильные рынки финансового кризиса крупнейшие автопроизводители стали испытывать трудности с реализацией своей продукции – кризис ликвидности начал сказываться и на реальном секторе экономики. Особенно это хорошо заметно на примере стран Западной Европы: по итогам девяти месяцев суммарные продажи легковых авто относительно аналогичного

периода прошлого года там снизились почти на 5%. Крупнейшими мировыми автопроизводителями средства изыскиваются уже не для продвижения продукции и технологических инноваций, а для продолжения функционирования. Российский рынок не стал исключением – значительное ужесточение условий кредитований (увеличился не только размер первоначального взноса, но и процентные ставки, повысились требования к заемщикам) напрямую отразилось уже на осенних объемах продаж легковых автомобилей.
Развитые страны, входящие в еврозону, использовали средства, стимулирующие продажи легковых автомобилей, еще в 2009 году, поэтому плавный выход из мирового финансового кризиса в 2010 году совпал в них со снижением объемом реализации автомобилей на рынке. По данным агентства JATO Dynamics, в июле 2010 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в Европе сократились на 17,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

По-прежнему лидером продаж в европейских странах остается «народный» Volkswagen. А как обстоят дела на авторынке нашей стране? У России, как водится, собственный путь развития. Опустившись в 2009 году на пятое место по итогам продаж легковых автомобилей в Европе, в середине 2010-го она вновь оказалась в «тройке сильнейших».

В 2010 г. автомобильная промышленность РФ постепенно начала восстанавливаться: производство автомобильной техники выросло почти в два раза, не достигнув, однако, докризисных показателей. По данным Минпромторга РФ, за прошедший год производство выросло во всех основных сегментах: выпуск легковых автомобилей – на 102%, грузовых – на 68%, автобусов – на 26%. Несмотря на высокие темпы роста производства, не следует переоценивать значение высоких темпов прироста,

поскольку в 2009 г. было зафиксировано резкое падение как производства, так и продаж автомобильной техники, что создало в 2010 г. так называемый эффект низкой базы. Проще говоря, сравнивать показатели прошлого года надо не с 2009, а с 2008 годом, когда авторынок показал наивысшие показатели за последние десять лет. Если сравнить общий выпуск автомобильной техники за 2010 и 2008 гг то окажется, то показатель прошлого года ниже на 22%.

Как и прежде, легковые автомобили обеспечивают основной объем производства автомобильной техники. В 2010 г. их доля составила 86%, что на 3,4 п.п. выше показателя 2009 года. Необходимо отметить, что доля легковых автомобилей в производства автомобильной техники с каждым годом растет, так в 2007 году доля составляла 77%, в 2008 году – уже 82%. Именно сегмент легковых автомобилей определяет состояние рынка и его перспективы.
В своем выступлении Алексей Рахманов, директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ, отметил, что в 2010 г. значительно выросло внутреннее производство легковых автомобилей на фоне продолжения сокращения прямого импорта. При этом внутреннее производство иномарок впервые превысило производство легковых автомобилей отечественных марок. В среднесрочной перспективе внутреннее производство продолжит увеличиваться по мере восстановления

потребительского спроса на легковые автомобили. В 2010 г. продажи легковых автомобилей выросли на 29,9% по сравнению с результатами 2009 года. Ощутимую поддержку автомобильному рынку оказало государство – в 2010 г. начала действовать программа утилизации старых автомобилей, ускорившая обновления российского парка легковых машин. Кроме того, в настоящее время действует программа льготного кредитования, под действие которой попадают многие иномарки, собирающиеся на российских заводах.

Новые модели подбираются зачастую именно с расчетом попасть под действие этой программы. В частности, новая модель Hyundai Solaris, производство которой стартовало в начале 2011 г уже включена в программу льготного кредитования. На фоне государственной поддержки и постепенного восстановления потребительского спроса российский рынок легковых автомобилей будет восстанавливаться сравнительно быстро. Уже в 2011 г. ожидается, что в России будет продано более 2 млн легковых автомобилей.

Новые условия режима промышленной сборки автомобилей, начавшие действовать в 2011 г ускорят рост рынка за счет увеличения внутреннего производства. Однако многое зависит от состояния автокомпонентной отрасли, которая сейчас определяет развитие автомобильного производства. Учитывая более жесткие требования нового режима промсборки по уровню локализации производства (60% за шесть лет), развитие автокомпонентной отрасли за счет открытия здесь заводов иностранных компаний
представляется наиболее вероятным сценарием развития. Кроме того, реализация требования о создании центров R&D позволит развиваться собственной технологической и исследовательской базе автопроизводителей. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам 2010 года выросли на 30%. за весь год в нашей стране реализовано 1 910 573 новых

автомобиля. В декабре продано 204 586 автомобилей, что на 60% больше, чем в аналогичном месяце 2009 года. Как сообщил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, прогноз на 2011 год составляет 2,24 млн автомобилей. Продажи автомобилей в России вышли в плюс по сравнению с низкими результатами 2009 года в апреле 2010 года, осенью показатели роста к аналогичному периоду прошлого года достигли 50%, а в ноябре было продано

на 80% автомобилей больше, чем годом ранее – 189 902. При этом российский авторынок опередил высказывавшиеся прогнозы: в начале года эксперты АЕБ ожидали, что за год будет реализовано не более 1,5 млн автомобилей, позднее прогноз был скорректирован до 1,7 млн автомобилей, а в декабре было заявлено об ожидаемых продажах машин на уровне 1,9 млн и росте на 30%. По словам вице-председателя комитета автопроизводителей

АЕБ и главы российского отделения Ford Марка Овендена, результаты 2010 года вселяют оптимизм, и прогнозы на 2011 год вполне позитивны, однако лишь в том случае, если российская экономика и валюта продолжат рост. В начале 2011 г. было объявлено о продлении программ утилизации подержанных автомобилей и льготного кредитования. Автопроизводители приветствовали данное начинание правительства РФ. Однако, как отмечает Овенден, следует заметить, что 80% продаж по этим программам приходится на
дешевые автомобили традиционных российских автопроизводителей». Больше всего автомобилей (517 147) в 2010 году продал «АвтоВАЗ», показав рост на 48%. При этом почти половина из них была реализована по государственной программе утилизации: по данным автопроизводителя, с государственной скидкой реализовано 221 584 автомобиля. В последнем месяце 2010 года автозавод продал 49 597 машин, что на 78,3% больше, чем в аналогичном

месяце 2009 года, из них по программе утилизации 27 160 машин. На втором месте по объемам продаж в России располагается Chevrolet (116 233 авто за год и 12 552 в последнем месяце), увеличившая продажи к аналогичным периодам прошлого года на 11% и 35% соответственно, за ней следуют Kia, Renault, Ford и Hyundai, продавшие 104 235, 96 466, 90 166 и 87 081 авто соответственно.

При этом продажи Kia в 2010 году увеличились на 49%, Renault на 33%. Ford реализовал на 10% больше автомобилей, а Hyundai на 17%. Многие японские марки к концу года укрепили свои позиции. В декабре продано 10 323 автомобиля Nissan и 575 люксовых Infiniti, что соответственно на 108% и 141% больше, чем в том же месяце 2009 года.

На 129% в последнем месяце года выросли продажи Mitsubishi (продано 5314 авто), на 85% вырос спрос на Mazda. Тем не менее по итогам 2010 года Mazda продала 24 926 автомобилей – на 19% меньше, чем годом ранее. На 22% (до 18 159 машин) снизились продажи Honda. Также в декабре реализовано 8525 автомобилей Toyota, что на 46% больше аналогичного месяца прошлого года. Всего в 2010 году японская корпорация продала в

России 90 296 автомобилей Toyota и Lexus, при этом спрос на люксовые автомобили японской марки увеличился на 72%, до 10 981 автомобилей, продажи Toyota увеличились на 15%, до 79 315 машин. Глава российского представительства Toyota Такеши Исогая ожидает, что в целом российский автомобильный рынок в 2011 году достигнет 2,3 млн автомобилей. Продажи автомобилей Toyota ожидаются на уровне 115 тысяч машин. «Доля рынка автомобилей
Toyota в России, по нашим оценкам, составит к концу текущего года около 6% от общего объема автомобильного рынка в России. Продажи автомобилей марки Lexus в 2011 году, по нашим прогнозам, вырастут на 45% по сравнению с 2010 годом – до 16,1 тысяч единиц. При таком сценарии доля рынка марки Lexus в премиум-сегменте в следующем году составит более 13%», – говорит он. В люксовом сегменте большинство марок закончили год с существенным ростом.

В «большой немецкой тройке» Mercedes, реализовавший за 12 месяцев 19 724 автомобиля (+64%), перегнал Audi (18 510 авто, +23%), но не достал BMW (20 584 автомобиля и 26% роста). На 7% увеличились продажи Land Rover (9970 автомобилей за год), а Jaguar (858 авто) на 8% ушел в минус. Практически не изменились показатели японской Infiniti (4674 авто в 2010 году и 4630 годом ранее), до 1572 экземпляров (+24%) увеличились продажи

Porsche. Официальные дилеры Volvo реализовали за год 10650 автомобилей. Таким образом, рост продаж составил 54,48% по сравнению с 2009 годом (6 894 проданных автомобиля). Программа утилизации в 2010 году воскресила спрос на вазовскую «классику», которая стала самой покупаемой моделью автомобиля. За год реализовано 136 006 Lada 2105 и 2107, на 102% больше, чем в 2009 году. За ней следуют Priora, Kalina и Samara. Самой продаваемой иномаркой стал

Ford Focus (67 041), почти на 4 тысячи автомобилей обогнавший московский Renault Logan (62 862). По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Дэвида Томаса, на докризисный уровень 2008 года российский автомобильный рынок может вернуться уже по итогам 2012 года, с результатом 2,8–2,9 млн автомобилей. Оживление автомобильной промышленности в России налицо.
Это следует хотя бы из того, что девять из десяти марок, входящих в «десятку» самых популярных по итогам полугодия, производятся на отечественных автозаводах. Индикатором роста интереса населения к автомобилям стал и проходящий в августе 2010 г. в Москве международный автосалон ММАС-2010. Еще год назад любая выставочная деятельность в крупных российских городах приносила одни лишь убытки, а мировые производители открыто игнорировали отечественные автосалоны,

в 2010 году дела обстоят иначе. Московский автосалон снова встает в один ряд по популярности с крупнейшими европейскими автовыставками. 3. Программы государственной поддержки отечественного авторынка. 3.1. Таможенная политика. В начале декабря правительство России утвердило новые пошлины на подержанные иномарки, в том числе и снизив им возраст (с семи до пяти лет). Одной из основных причин введения пошлин считается поддержка отечественного автопрома.

3.2. Программа утилизации. В России программа утилизации стартовала 08.03.2010 и должна была продлиться до 01.11.2010г. В рамках программы каждый россиянин, мог сдать в утиль функциональный автомобиль в полной комплектации старше 10 лет (до 1999 года выпуска включительно) и находящиеся в собственности не менее 1 года. При сдаче автомобиль должен быть полнокомплектным. Например, один кузов сдать нельзя. Если автомобиль был снят с учета в

ГИБДД для утилизации до 8 марта 2010 года, то в проекте он участвовать не может. Если автомобиль сняли с учета для отчуждения, то владельцу можно обратиться в ГИБДД, и переоформить документы на утилизацию. В замен владелец утилизируемого автомобиля получал сертификат на скидку в 50 тысяч рублей при приобретении новой машины российской сборки. Выбор машин– это 66 отечественных и зарубежных моделей самых разных классов, производимые в
России. Под программу утилизации,попадало 19,6 млн. легковых автомобилей, что составляло 56,9% российского автопарка. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», которое подсчитало зарегистрированных в России автомобилей старше 10 лет. Под действие утилизационной программы попадали практически все автомобили «Москвич» (1,6 млн. шт. – 99,3%), «ЗАЗ» (951 тыс. шт. – 97,7%) и «ЛУАЗ» (88 тыс. шт. – 99,9%). Более 70% парка легковых автомобилей «ГАЗ» (1,26 млн. шт.), стоящих на учете в

России, также выпущены до 1999 года. В эту же категорию попадали и 73% легкового парка УАЗа (594 тыс. шт.). Из 15 млн. автомобилей «ВАЗ», числящихся в ГИБДД, примерно 60% (9,11 млн. шт.) были выпущены до 1 января 1999 года. Среди иномарок в утилизационную категорию попадали зарегистрированные в России Isuzu (91%), Audi (79%), SAAB (77%), Alfa Romeo (75%),

Daihatsu (69%), Rover (67%), Volkswagen (66,5%) и Mercedes-Benz (65,1%). В абсолютных цифрах самый большой парк старых автомобилей в России у марки Toyota – 1,6 млн. шт что соответствует 58,6% от общего числа автомобилей Toyota в стране. В конце 2010 года было принято решение о продлении программы утилизации до конца 2011 г. 3.3. Программа льготного автокредитования. Автокредитование сейчас является основной движущей силой

российского автомобильного рынка. Объем продаж новых легковых автомобилей как в количественном так и в денежном выражении достаточно быстро растет именно за счет притока кредитных ресурсов. Ставки по кредитам снижаются, сроки кредитования увеличиваются, а условия получения кредитов упрощаются. При сохранении нынешних тенденций в текущем году уже каждый второй автомобиль будет продаваться с использованием кредитных схем. В Государственной программе льготного автокредитования принимают участие 92 российских
банка. Суть Программы: Правительство РФ субсидирует ставку банка-участника программы по кредиту. Субсидия государства составляет 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая в настоящее время равна 8,25% годовых. Таким образом, процентная ставка банка снижается на 5,5% годовых, а в Кредитном договоре, заключенном между банком и покупателем автомобиля, будет указываться получившаяся

в результате этого уменьшения ставка. Итак, льготные условия кредитования сейчас выглядят таким образом: размер предоплаты – 15% от стоимости автомобиля; стоимость автомобилей – до 600 тыс. рублей; автомобиль должен быть произведен на территории РФ; срок кредита – до 36 месяцев; валюта кредита – рубли. Для участия в программе заемщику необходимо предоставить минимум 2 документа для рассмотрения кредита. Пакет документов устанавливается банком-участником

Государственной программы льготного автокредитования, более точный список необходимо уточнять на официальных сайтах банков. Заключение Хотя первые автомобили были сконструированы еще в конце ХIХ века, развитие этого вида транспорта началось в ХХ веке. При этом в течение многих десятилетий темпы роста были очень высоки, а само внедрение этого транспорта в повседневную жизнь привело ко многим качественным переменам в экономике, социальной сфере,

экологии и т.д. В России автотранспорт развивался медленнее, чем в западных странах. В СССР его отставание от общемирового процесса негативно отражалось на формирование единой национальной транспортной системы, на перспективах хозяйственного роста и социальных условиях жизни населения. По большому счету, никакого “отечественного автопрома” просто нет, а принцип производства “Жигулей” и “Волг” мало чем отличаются от производства “Фордов” и “Рено” в
России. По большому счету, в России было лишь два прецедента, когда на поток выходили действительно отечественные автомобили с отечественных заводов. Причем эти авто были не просто популярными внутри страны, но и обгоняли западных конкурентов на годы. В современной России как грибы выросли заводы по производству иностранных автомобилей. Вытесняют так называемый “отечественный автопром”

Chevrolet BMW, Ford, Hyundai, Kia, Renault, Toyota и ряд других. Причем на иномарки, произведенные в России, не распространяются пошлины, ведь они не являются импортом (на годовалые иномарки установлены пошилны на уровне 30% при одновременном пропорциональном увеличении евросоставляющей). При этом обращают на себя внимание цифры – на 15 % упала продажа новых иномарок в России, тогда как в ЕС – на 25%, т.е. российский рынок остается более привлекательным.

Отсюда очевидный вывод – вводимые пошлины на подержанные иномарки могут переориентировать покупателей с дорогих подержанных марок на дешевые новые. Учитывая кредитные условия, которые, в большинстве своем не распространяются на подержанные автомобили (в условиях кризиса тем более), переориентация будет еще более активной. При этом, чиновники, которые могли бы в силу имеющихся ресурсов “продвигать” отечественные марки, продолжают в основном ездить на иностранных автомобилях, несмотря и на ряд громких

заявлений о “пересадке на Волги”. Единственной реально отечественной составляющей автозаводов являются сами люди, простые русские работяги. Но их нет среди топ-менеджмента, и они же первыми попадают под сокращение и всевозможные кризисные ситуации. Между тем, этих работяг как раз и не так много – в основном современные заводы работают на автоматизированном оборудовании. Главное же в том, что инженерная мысль, будь это ВАЗ или завод
Toyota, имеет иностранное происхождение, вот уже несколько десятилетий успешно перекрывая отечественные разработки. В связи с этим, поддержка, а точнее, создание “отечественного автопрома” должно осуществляться другими средствами. Например, финансированием существующих российских инженерных центров, консолидацией кадров, созданием опытных лабораторий и центров, переориентация некоторых заводов на производство отечественных разработок. Достаточно взглянуть на целый ряд удивительных автоизобретений, качество и количество “тюнингованных”

(в том числе в инженерной сфере) автомобилей как местного, так и иностранного производства (чаще всего,речь идет о подержанных машинах), чтобы убедиться – инженерная мысль есть и ищет себе выход. Кстати, по специфике модификации серийных автомобилей (в том числе, ретро-класса) в авто представительского класса (включая такие немаловажные показатели, как динамику, скорость, безопасность, эстетическую привлекательность) российская инеженерная мысль одна из лидирующих. На деле же получается, что повышение пошлин служит

не для развития “отечественного автопрома”, а для повышения продаж машин, собранных внутри России. Учитывая тенденцию к полному переходу даже отечественных марок под контроль зарубежных КБ, “отечественный автопром”, приостановленный в 50-ых гг останется уделом историков-автомобилистов. Используемые ресурсы 1. http://www.5koleso.ru 2. Газета.ru 3. Slon.ru 4. КоммерсантЪ 5. http://www.vedomosti.ru 6. http://marketing.rbc.ru 7. http://auto.mail.ru 8.

http://clck.yandex.ru 9. http://www.russianews.ru