СОДЕРЖАНИЕАвтор:Академическая премия им. С. Л. Рубинштейна за 2005 год 5МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИУровень трудности задачи: метаимпликативная модель мотивации выбора В. А. Петровский 6Методологические проблемы психологии в начале XXI века В. А. Мазилов 23СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯДинамика ценностных ориентации молодежи в условиях социально-экономических изменений Н. А. Журавлева 35Групповая сплоченность и неформальные подгруппы А. В. Сидоренков 44^ ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙПсихомоторика в структуре интегральной индивидуальности человека Н. Е. Коренкова, Ю. Н. Олейник 54ПСИХОФИЗИОЛОГИЯФеномен “когнитивного захватывания” при оценивании временных интервалов Г. В. Портнова, Е. Ю. Балашова, А. В. Вартанов 67^ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯКогнитивные нарушения и риск развития алкоголизма и наркоманий при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью А. Г. Полунина, Д. М. Давыдов, Е. А. Брюн 81^ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИСоветская психология в мировом историко-психологическом контексте (современные подходы к проблеме) С. А. Богданчиков 89ДИСКУССИИОбъяснение в психологии ^ А. В. Юревич 97К проблеме соотношения значений и смыслов в научной деятельности (опыт неравнодушного прочтения книги А. А. Леонтьева “Деятельный ум”) Е. Е. Соколова 107^ ПСИХОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО”Психологическое общество”: к характеристике феномена И. Е. Сироткина, Р. Смит 114 стр. 1^ СТРАНИЦЫ БУДУЩЕЙ КНИГИ Проблема преодоления стресса. Часть 1: “COPING STRESS” и теоретические подходы к его изучению В. А. Бодров 122НАУЧНАЯ ЖИЗНЬНаучная конференция “Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований” (К 50-летию со дня рождения В. Н. Дружинина)М. А. Холодная 134Конференция “Научное наследие Н. А. Менчинской и современная психология учения” Г. А. Вайзер 138V Международная конференция “Интеллектуальные системы” Т. Н. Савченко, Г. М. Головина 141^ НАШИ ЮБИЛЯРЫНаталия Владимировна Крылова 144стр. 2АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ ИМ. С. Л. РУБИНШТЕЙНА ЗА 2005 ГОДАвтор:13 сентября 2005 г. Президиум Российской академии наук по представлению Ученого совета Института психологии РАН принял решение о присуждении премии имени С. Л. Рубинштейна в области психологии за серию научных работ по единой тематике развития личности профессионала в индивидуальной и совместной деятельности доктору психологических наук, профессору Анцыферовой Людмиле Ивановне (Институт психологии РАН), чл. -корр. РАО, доктору психологических наук, профессору Журавлеву Анатолию Лактионовичу (Институт психологии РАН); академику РАО, доктору медицинских наук, профессору Пономаренко Владимиру Александровичу (Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Минобороны России).Лауреаты принадлежат к числу учеников и последователей С. Л. Рубинштейна. Они осуществили большой цикл теоретических, эмпирических и экспериментальных исследований по психологической проблематике развития личности в различных видах профессиональной деятельности.Авторы получили признание научной общественности в России и за рубежом. Многие полученные ими результаты успешно внедрены в практику организации различных видов профессиональной деятельности, а также преподавания в университетах, педагогических, медицинских, технических и других вузах, в системе повышения профессиональной квалификации психологов, педагогов и медицинских работников. стр. 5Методологические и теоретические проблемы психологии. УРОВЕНЬ ТРУДНОСТИ ЗАДАЧИ: МЕТАИМПЛИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ ВЫБОРААвтор: В. А. ПЕТРОВСКИЙ^ УРОВЕНЬ ТРУДНОСТИ ЗАДАЧИ: МЕТАИМПЛИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА1В. А. ПетровскийЧлен-корреспондент РАО, МоскваВ статье предлагается метаимпликативная модель интерпретации поведения субъекта в условиях выбора, составляющая альтернативу “модели выбора риска” Дж. Аткинсона. Ядро предлагаемой модели, в которой синтезируются идеи рефлексивной теории В. Лефевра и транзактной теории личности Э. Берна, включает в себя трактовку выбора как результата метаимпликации (х → * у) → * z , где х – уровень усилий, мобилизуемых субъектом для решения задачи выбранного уровня доступности, у – имеющиеся у него сведения об уровне доступности выбранной задачи, z – неосознаваемые установки, в которых воплощены фантазии субъекта о его способности решить задачу, → * – “метаимпликация”, представляющая собой обобщение логической операции “материальной импликации” для рациональных чисел х, у, z на отрезке [0, 1] и психологически интерпретируемая как реализуемость устремлений субъекта на основе имеющихся у него внутренних и внешних ресурсов.^ Ключевые слова: субъект, устремления, запрос, ресурс, состоятельность, выбор, модель выбора риска, мотивация достижения, настойчивость, эго-состояние, метаимпликация, “рационалисты”, “идеалисты”, “золотое сечение”, мультисубъектная теория личности.Общеизвестно, что испытуемые, в условиях свободного выбора задач различной степени трудности2 , подразделяются на две категории: “А” – испытуемые, в первую очередь выбирающие задачи в среднем диапазоне трудности; “Б” -испытуемые, осуществляющие экстремальные выборы, т.е. предпочитающие, в первую очередь, самые легкие и самые трудные задачи. Возможно, испытуемые группы “Б” никогда не были бы объединены исследователями в такую группу, и никогда их выборы не получили бы название “экстремальных”, если бы этим испытуемым не был одинаково свойствен определенный тип мотивации – стремление избежать неудачу, в отличие от другой группы испытуемых, “А”, которым свойствен другой тип мотивации – стремление к успеху. Классическая интерпретация этого явления заключаются в том, что испытуемые “А” характеризуются преобладанием мотива достижения успеха (в дальнейшем – “надежда на успех”) над мотивом избегания неудачи (“боязнь неудачи”), в противоположность испытуемым “Б”, у которых “боязнь неудачи” сильнее “надежды на успех”.Изящная математическая модель, разработанная Аткинсоном, на полвека вперед предопределила направление вдохновленных ею экспериментальных исследований. Модель выбора риска (risk-taking model) Аткинсона [33, 34] описывает привлекательность выбора задачи определенной степени трудности (результирующую тенденцию решать данную задачу) в виде алгебраической суммы тенденций успеха и избегания неудачи3 :^ Результирующая тенденция = Тенденция успеха + Тенденция избегания неудачи = (Надеж. на усп. х Привл. дос. усп. x Суб. вер. усп.) + (Бояз. неуд. х Привл. изб. неуд. х Суб. вер. неуд.) В этой модели “Надежда на успех” и “Боязнь неудачи” – это “личностные диспозиции”, а “Привлекательность достижения успеха” и “Привлекательность избегания задачи” – “ситуационные детерминанты”; последние, в свою очередь, напрямую связаны с “Субъективной вероятностью успеха” и с “Субъективной вероятностью неудачи”. В положении о наличии такой связи и состоит фундаментальное допущение Аткинсона, придающее изящество этой модели. Согласно Аткинсону, привлекательность успеха в решении задачи (или, как говорит об этом Х. Хекхаузен [32], “предвосхищающее чувство успеха решения задачи”) будет тем сильнее, чем ниже субъективная вероятность успеха (в наших терминах – чем1 Работа выполнена при поддержке Российского Фонда фундаментальных исследований.2 Первая ситуация такого рода была создана в работах Ф. Хоппе [36] – ученика К. Левина.3 Мы не используем здесь латинских символов, чтобы не перегружать внимание читателя – нам оно еще потребуется в дальнейшем. стр. 6ниже воспринимаемая доступность задачи). И наоборот, привлекательность избегания неудачи в решении задачи данной степени воспринимаемой доступности будет тем сильнее, чем легче в глазах субъекта эта задача. Ради простоты принимается, что существует отношение взаимодополнительности между привлекательностью достижения успеха и субъективной доступностью этой задачи (чем менее доступна, тем приятнее было бы ее решить, “тем больше притягивает”):^ Привл. дос. усп. = 1 – Суб. вер. усп., а также – равенства между привлекательностью избегания неудачи и субъективной доступностью данной задачи (чем доступнее, тем неприятнее было бы потерпеть фиаско, “тем больше отталкивает”):^ Привл. изб. неуд. = Суб. вер. усп.Для простоты принимается также, что субъективная вероятность успеха решения данной задачи (доступность) в сумме с субъективной вероятностью неуспеха (трудность в глазах субъекта) дают единицу, или, что иными словами:Суб. вер. неуд. = 1 – Суб. вер. усп. С учетом сделанных допущений, алгебраические преобразования исходной формулы, описывающей результирующую тенденцию решения задачи данной степени трудности, приводят к простой формуле:^ Результирующая тенденция = (Над. на усп. – Бояз. неуд) х (Суб. вер. усп. – Суб. вер. усп. 2) Последний сомножитель представляет собой произведение Суб. вер. усп. х (1 – Суб. вер. усп). Это произведение всегда положительно и принимает значение 0 в двух случаях: при Суб. вер. усп. = 0 и Суб. вер. усп. = 1; оно принимает максимальное значение при Суб. вер. усп. = 0.50.Из этого вытекает два важных следствия:1. Если Над. на усп. – Бояз. неуд. > 0, то результирующая тенденция принимает максимальное значение при средней субъективной вероятности успеха. Это значит, что индивиды, у которых мотив успеха сильнее мотива избегания неудачи, должны будут предпочитать задачи средней степени доступности.2. Но если Над. на усп. – Бояз. неуд. Насколько соответствует эта модель действительности?Группы испытуемых “А” и “Б”, о которых речь шла в начале этой статьи, существуют, но полноты соответствия между моделью и фактами нет. Для того чтобы согласовать эмпирические данные с идеальной моделью, авторы вводили дополнительные переменные и принимали специальные допущения.В центре внимания многих исследователей оказался феномен смещения выборов, производимых испытуемыми “А”, в направлении более трудных, чем предсказывает модель, задач. Вместо предсказанного моделью среднего уровня доступности (вероятность решения задачи, р = 0.5), испытуемые, мотивированные успехом, предпочитали выбирать задачи, вероятность решения которых располагалась в интервале (0.3 Драматическая история обоснования и многочисленных уточнений этой модели представлена в цитируемой нами капитальной книге Хайнца Хекхаузена “Мотивация и деятельность” [32].В настоящей работе феномен выбора трудности задачи получает новое освещение. Впервые для интерпретации фактов, полученных исследователями мотивации достижения, мы обращаемся к идеям рефлексивной теории В. А. Лефевра [9, 10]. Мы раскрываем концептуальные и эвристические возможности предложенной В. А. Лефевром модели биполярного выбора применительно к выбору задач определенного уровня трудности и, опираясь на эту модель, предлагаем собственную – метаимпликативную – модель мотивации выбора.Предлагаемая нами метаимпликативная модель мотивации выбора, опирающаяся на булеву модель Лефевра, позволяет переосмыслить саму структуру мотивации выбора и феноменологию стр. 7различии между испытуемыми, придерживающимися различных стратегий выбора (между представителями групп “А” и “Б”).Заметим, что объяснительные и прогностические возможности разрабатываемой метаимпликативной модели мотивации выбора могут быть раскрыты и без привлечения каких-либо дополнительных концептуальных схем. Но, тем не менее, мы предлагаем транзактную версию метаимпликативной модели мотивации выбора. Привлечение понятийного аппарата транзактного анализа Э. Берна и его последователей [2, 3, 6, 7] позволяет прояснить социальные (социально-психологические, биографические, детско-родительские) истоки индивидуальных различий при выборе задач различных уровней трудности, а также наметить пути персонологического консультирования людей в ситуации жизненно важных выборов. Ибо ничто не исключает мысли о том, что стратегии наблюдаемых выборов в лабораторных условиях исследования уровня притязаний – это, своего рода, “минисценарий” поведения людей в условиях реального экзистенциального выбора.В этой статье мы рассмотрим метаимпликативную модель мотивации выбора в ее транзактной версии. Переменные метаимпликативной модели будут осмысленны в терминах Взрослого, Родительского и Детского эго-состояний (будет введено также новое понятие: “Нуклеарное эго-состояние” – аналог философскому “трансцендентальному Я”). Мы обратимся также к анализу структуры, объяснительных и прогностических возможностей метаимпликативной модели мотивации выбора на примере анализа двух психологических феноменов. Один из них – феномен “смещенного выбора” (отмеченное Хекхаузеном отклонение действительной картины выборов от расчетной согласно модели принятия риска). Другой феномен – ему, по праву, должно быть присвоить имя первооткрывателя – это феномен Физера (подкрепляющий модель принятия риска в контексте исследования настойчивости поведения).^ МЕТАИМПЛИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ ВЫБОРАОдна из предложенных В. А. Лефевром формул, описывающая готовность субъекта выбирать позитивный полюс в условиях биполярного выбора, имеет вид:Х = (х3 → х2 ) → х1 ,где х1 – это “давление среды”, х2 – “знание о давлении среды”, х3 – “интенция”, и X – само значение функции готовности субъекта к выбору; стрелочка “→” здесь символизирует операцию импликации. Переменные х1 , х2 , х3 рассматриваются как независимые и принимающие значения 1 или 0; X, соответственно, принимает также значения 1 или 0 в согласии с таблицей значений истинности импликации А → В = X: ^ ЗНАЧЕНИЯ ИСТИННОСТИ ИМПЛИКАЦИИА → В = X 1 → 1 = 1;0 → 1 = 1;0 → 0 = 1;1 → 0 = 0.Приведем только один пример того, как “работает” эта формула: если интенции субъекта позитивны (х3 = 1), среда воспринимается субъектом как побуждающая к выбору позитивного полюса (х2 = 1), а реально мир оказывает давление в противоположную сторону (x1 = 0), то субъект, находящийся во власти иллюзий, хотя и стремится осуществить позитивный выбор (например, выбор “добра”), оказывается к нему не готов (фактически выбирает “зло”):(1 → 1) → 0 = 1 → 0 = 0.Предполагается, что переменные х1 , х2 и х3 , под влиянием внешних и внутренних “толчков” (импульсов), принимают значение 1, соответствующее позитивному полюсу, с вероятностями, соответственно, p1 , p2 , р3 . Для простоты можно принять, что х1 = р1 , х2 = р2 и х3 = р3 . Доказывается, что символу X в этом случае будет соответствовать выражениеХ = x1 + (1 – x1 ) (1 – x2 ) x3Заметим, что мы не можем здесь просто переписать ранее приведенное выражение X = (х3 → х2 ) → х1 , справедливое только для “четких” значений 1 и 0, так как х1 , х2 , х3 в общем случае принимают и промежуточные значения на отрезке [0, 1]. Для преодоления этой трудности, мы вводим далее понятие “метаимпликация”, позволяющее иметь дело с любыми рациональными значениями антецедента и консеквента данной операции на этом отрезке.Только что приведенное равенство позволяет предсказать вероятность выбора субъектом позитивного полюса в ситуации биполярного выбора. Лефевр, таким образом, согласовывает собственную импликативную модель описания выборов с формулой “готовности субъекта к биполярному выбору”, которая дедуцируется им из ранее принятых формальных допущений теории (см. подробнее [9, 10]).Краеугольный камень теории Лефевра – идея “интенционального выбора”. Речь идет о том, что некоторые интенциям субъекта суждено превращаться в равную им готовность к выбору (субъективные намерения здесь тождественны истин- стр. 8ной – объективной – устремленности субъекта к действию):Х = x1 + (1 – x1 ) (1 – x2 ) x3 = x3Это соотношение позволяет найти значение х3 (интенция), отталкиваясь от известных значений х1 (давление среды) и х2 (представление субъекта о давлении среды)4 . Важность идеи “интенционального выбора” трудно переоценить. На базе этой идеи, В. А. Лефевру удалось в значительной мере продвинуться в осмыслении вечных проблем, с которыми сталкивается человек, будь то “звездное небо над головой” (буквально!) или “нравственный закон внутри нас” (буквально!) (см. “Космический субъект” [10] и “Алгебра совести” [9]).Модель Лефевра, на наш взгляд, предоставляет исследователям уникальную возможность объяснить феномен смещенного выбора и другие феномены мотивации достижения не модифицируя модель принятия риска Аткинсона принципиально, а только доопределяя взаимоотношения между объективной и субъективной вероятностью решения задачи (что могло бы внести свою лепту в давнюю дискуссии о соотношении той и другой вероятностей в процессе выбора).Поразительная вещь! – модель, без введения каких-либо дополнительных допущений, позволяет предсказать, в каком месте континуума значений стимула (например, на шкале различных оттенков серого цвета между полюсами “черное – белое”) находится субъективная середина; или, наоборот, насколько переоценивается частота встречаемости равновероятных стимулов, если один из них принят за эталон для сравнения. Во всех этих случаях, функция готовности субъекта к биполярному выбору “указывает” нам на одно и то же число (обозначим его а); число это овеяно исторической славой и известно под именем “золотое сечение” (в математическом смысле, оно представляет собой действительный корень решения уравнения α + α2 = 1; α ≈ 0.62; значительную роль данное число сыграло в архитектуре, музыке и пр.).Теперь допустим, что в ситуации свободного выбора уровня трудности задачи сверхтрудная задача (вероятность ее решения ≈ 0) являет собой позитивный полюс на шкале выбора. Примем также, что испытуемый осуществляет интенциональный выбор (напомним, что намерение х3 тут совпадает с готовностью X). В свете полученных В. А. Лефевром данных становится ясным, “где” должна находится середина шкалы субъективной вероятности успеха. На шкале трудности это местоположение определяется числом “золотое сечение”: уровень трудности ≈ 0.62, и, соответственно, уровень доступности (вероятность решения) ≈ 0.38. Но именно в этом диапазоне должны выбирать (и выбирают) уровень трудности задачи испытуемые, мотивированные успехом, если отталкиваться здесь от модели принятия риска, предложенной Аткинсоном! (подразумевается, что экстремальным значениям субъективных вероятностей успеха, 1 и 0, соответствуют те же значения на шкале объективной вероятности, что позволяет объяснить выбор самых простых и самых трудных задач испытуемыми, мотивированными избеганием неудачи).Нам остается заметить только, что данный способ интерпретации феномена “смещенного выбора” был намечен нами лишь схематично. Существующих публикаций, посвященных “функции готовности субъекта к биполярному выбору”, обладающей поразительной прогностической силой, вполне достаточно – без какой-либо трансформации модели принятия риска Аткинсона – для понимания сдвига производимых выборов в направлении более трудной задачи.Эти соображения, надо отметить, противоречат обобщающему вердикту X. Хехаузена, согласно которому у испытуемых с мотивацией успеха “максимум предпочтения, вне зависимости от того, определяется ли он как объективная или как субъективная вероятность успеха, находится ниже 0.5 и занимает промежуточное положение между 0.3 и 0.4” [32, с. 20]. Однако, на наш взгляд, нельзя пройти мимо отмеченной здесь возможности интерпретации феномена смещенного выбора с опорой на прогностические возможности булевой модели Лефевра, учитывая неоднозначность эмпирических критериев субъективной вероятности успеха и вытекающую из этого противоречивость концептуальной картины детерминации выборов.Эвристические возможности, представленные моделью В. А. Лефевра, позволяют предложить также и принципиальные иные схемы интерпретации рассматриваемых феноменов, переосмысливающие саму структуру мотивации выбора. Далее мы опишем построенную нами метаимпликативную модель мотивации выбора [20, 22, 23 – 26]. Непосредственным стимулом к построению авторской, метаимпликативной, модели послужили исследования математика Т. А. Таран, которая предложила многомерную интерпретацию функции готовности субъекта к биполярному выбору на основе использования булевых решеток [30, 31]. В метаимпликативной модели представлена идея перехода от “четких” значений переменных, включенных в импликативную конструкцию Лефе-4 Формула Лефевра: стр. 9вра, к любым рациональным значениям этих переменных на отрезке между 0 и 1; при этом, что особенно важно, сохранялась сама форма лефевровской импликативной конструкции.Соответствующая операция была названа нами “метаимпликацией”. Автор изображает ее в виде стрелки со звездочкой справа вверху: “→* “. Таким образом, можно было импликативно связывать между собой дробные числа (например, 0.3 →* 0.5 или 2/3 →* 1/4 и т.п.) и вычислять соответствующие значения метаимпликации.Впрочем, последние представляли собой не числа, а наборы чисел. В приведенных примерах:0.3 →* 0.5 = [0.5; 0.6; 0.7];2/3 →* 1/4 = 8/12 →* 3/12 = [4/12; 5/12; 6/12; 7/12]5 .Вводя представление о среднем ожидаемом значении метаимпликации, мы можем перейти к конкретным численным значениям метаимпликацииa →*b = 1 – b + ab, ( a → * b) →* c = c + (1 – c)(1 – b)a. (*)(В дальнейшем вместо знака →* мы будем использовать знак “→”.)Эти равенства соответствуют формулам, описывающим функцию готовности субъекта к биполярному выбору, которые В. А. Лефевр выводит, отталкиваясь от аксиом предложенной им рефлексивной теории. Почему нам казалось важным сохранить импликативную форму записи (и саму идею импликации) для “промежуточных” значений чисел между 0 и 1? Это объяснялось необходимостью введения нового понятия, позволяющего описывать соотношение устремлений и ресурсов субъекта в терминах реализуемости первых посредством вторых: (мета)импликация здесь играет роль “механизма” перехода от запросов, воплощающих в себе устремления личности, к ресурсам – внешним и внутренним, – на основе которых субъект обретает необходимый ему уровень адаптации к внешним обстоятельствам жизнедеятельности. В этой связи мы говорим о “состоятельности устремлений”.^ Состоятельность устремлений – мера достаточности внутренних и внешних ресурсов субъекта для реализации запросов, выражающих его устремления. Примем следующие обозначения:а – запрос субъекта, выражающий некоторое единичное устремление (например, устремление к познанию, достижению и т.д.);b – внешний ресурс, отвечающий устремлению (например, уровень доступности задачи);b1 – внутренний ресурс, отвечающий устремлению.Предполагается, что предъявляемый во вне запрос а есть результат нехватки внутренних ресурсов, отвечающих данному устремлению, – субъект “запрашивает” то и только то, чего ему не хватает для реализации устремления:а = 1 – b1 .Общая формула состоятельности устремлений субъекта имеет следующий вид:а → b = 1 – a + ab, что, в свою очередь, сводится к сумме:b1 (внутренний ресурс) + аb (востребованный внешний ресурс).Метаимпликативная модель мотивации выбора включает в себя представление о благополучии индивида во взаимоотношениях со средой, объединяющую в себе другие формы проявления состоятельности. Интуитивно, “благополучие” -это душевное равновесие, адаптированность, благоденствие, гармония, удовлетворенность собой, самоприятие, состояние “О’К”. Речь здесь идет о том, насколько условия существования субъекта отвечают его устремлениям, предотвращая возможные негативные последствия его активности (такие, как неуспех, проигрыш, срыв и т.п.). И в этом смысле, “благополучие” – это также мера небезуспешности, беспроигрышности, безошибочности, безупречности. Человек может чувствовать себя вполне О’К не только тогда, когда он включает внешние ресурсы в орбиту своей активности, но и тогда, когда он отказывается использовать их и обращается к своим внутренним ресурсам. Удовлетворенность отказом (“Спасибо, нет!” – слоган наркологов) в этом случае звучит для него не менее притягательно, чем удовлетворенность выбором (“Спасибо, да!”)6 .5 В терминах “запрос – ресурс”, состоятельность устремлений субъекта определяется как результат вычисления метаимпликации N →* R и представляет собой диапазон возможных уровней состоятельности (какое из них будет актуализировано в данный момент времени – заранее неизвестно). Этот диапазон можно определить по известным значениям уровней запроса и ресурса. Пусть уровень запроса задан рациональной дробью N = n/q, уровень ресурса – R = r/q. Тогда диапазон изменения уровней состоятельности определяется соотношениями: Wmin = r/q + max{0, q – n- r}/q = R + max{0, 1 – N -R}, Wmaх = min {q, q – n + r)}/q = min {1, 1 – N + R} (см. [24, 25]).6 Могут быть выделены две компоненты состоятельности устремлений: результативность запроса (т.е. величина произведения аb – “присвоенный внешний ресурс”), и защищенность (т.е. величина 1 – а – “актуализируемый внутренний ресурс”). См. также стр. 17 – 19. стр. 10Предварительно осмыслить понятие “благополучие” (“удовлетворенность собой”, “самоприятие” и т.п.) поможет нам запись, не использующая каких-либо сокращений и включающая в свои состав вполне понятные русские слова, которые в последующем, также в интересах удобства работы с моделью, будут замещены латинскими буквами.Используя символы, “благополучие”, ^ W, изобразим следующим образом:W (Well-being) = ((x → y) → z) → f. (*)Опишем основные переменные, фигурирующие в этом выражении:* f – возможности, реально предоставляемые средой; исходы возможного опыта; непредрешенное; неизвестное; неопределенное; искомое; символически данное; а posteriori известное, являющееся post factum.* z – чаянья; помыслы; хотения; мечты; внутренние допущения; “желания, принимаемые за действительность”.* у – сведения о мире, почерпнутые у других; указания окружающих; представление о собственных возможностях, основанное на чужих оценках; относится к категории знаний, полученных субъектом из внешних источников; достоверность таких знаний в глазах субъекта определяется доверием его к источнику.* х – запрос; интенсивность осознаваемых субъектом усилий, обращенных к ресурсу, уровень притязаний.Принимается также, что в общем случае перечисленные переменные могут быть независимы друг от друга.Рассмотрим подробнее, что происходит внутри скобок, и что представляет собой переход из “внутреннего пространства” скобок во вне, – словом, как содержательно интерпретировать результат импликации а → b и превращение этого результата в предпосылку новой импликации {а → b) → … на разных ступенях развертки активности субъекта.Мы уже говорили, что знакосочетание “а → b” может быть осмыслено как символ состоятельности устремлений вообще. Условимся, что пока это выражение не заключено в скобки, речь идет о процессе и результате использования субъектом имеющихся ресурсов для реализации своих устремлений. Но как только мы помещаем это выражение в скобки и рассматриваем его как антецедент (посылку) импликации следующей ступени, то речь в этом случае идет о предпосылке следующего акта реализации субъектом своих устремлений. А именно – об оценке перспективности (или, может быть, бесперспективности) продолжения активности в данном направлении. Итак:1. а → b – “состоятельность устремлений (вообще)”: “мера достаточности ресурсов (внешнего – b и внутреннего – b1 ) для реализации запросов (а) , выражающих устремления личности.1′. (а → b) → … – “оценкаперспективности (бесперспективности) действия в направлении данного устремления (а) с опорой на внешние и внутренние ресурсы (b и b1 )”… Во втором случае8 , как уже было отмечено, речь идет о результате применения импликации как предпосылке повторной реализации этой операции. Хотя формально выражения 1 и 1′ рассматриваются как равные друг другу, содержательно они различаются. В пункте 1′ подчеркивается, что мера состоятельности устремлений на предшествующей ступени активности выступает источником нового запроса.7 Заметим, что логический оператор импликации получил прописку в рефлексивной алгебре В. Лефевра весьма рано. Исторически первые формальные подходы к предложенной им модели субъекта основывались на булевых соотношениях. Эффективность использования этого оператора в классической и многозначной булевой его трактовке, на наш взгляд, не вызывает сомнений. Но если иметь в виду не столько формальную, сколько содержательную сторону дела, каков смысл самого оператора? Вопрос этот нетривиален. Очевидно, что символ “→” не имеет ничего общего с формой условного высказывания “Если М, то N”, указывающей на существование причинно-следственной связи между М и N. Импликация, в нашей трактовке, указывает на меру реализуемости устремлений посредством ресурсов (В. А. Петровский [23]).Можно убедиться в том, что состоятельность системы, определяемая на основе импликации, интуитивно соответствует исходам четырех ситуаций “запрос → ресурс” (см. таблицу 1). Пояснения требует только один случай: 0 → 0 = 1. Но эта ситуация вполне объяснима, если принять во внимание, что субъект “запрашивает” то и только то, чего ему не хватает для реализации устремления. В данном случае отсутствие ресурса не отражается на “самочувствии” системы: актуализируются внутренние ресурсы взамен внешним запросам (“на нет и суда нет”).8 Обратим внимание, что во втором случае (1′), в отличие от первого (1), импликация заключена в скобки, справа от которых изображена стрелочка и многоточие. стр. 11Принимаем, что уровень запроса (оценка перспективности или бесперспективности действия в заданном направлении) определяется ранее достигнутым уровнем состоятельности субъекта (постулат “какова амуниция, таковы и амбиции” [24]).Формулируя постулат: “амуниции равно амбиции”, косвенно, мы вводим представление о том, что самоосуществление в деятельности, связанной с достижением, представляет собой синтез двух форм активности субъекта: самоактуализации и самотрансценденции:Самоосуществление = Самоактуализация + Самотрансценденция”Самоактуализация” здесь – это поиск и использование внутренних скрытых ресурсов (дефицит которых порождает запрос во вне), а “самотрансценденция” – расширение границ существования субъекта (территории его “Я”) за счет присвоения внешних ресурсов, соответствующих запросу. Если субъект ничего не достиг на предшествующей ступени активности (уровень состоятельности = 0, “кризис”), он начинает искать внутренние ресурсы, позволяющие вывести его из тупика (тенденция к самоактуализации =1); при этом его меньше всего влечет расширение территории “Я” (тенденция к самотрансценденции = 0). Но если достигнутый уровень состоятельности максимален (=1), нет смысла искать скрытый ресурс (тенденция к самоактуализации = 0), зато максимален запрос на расширение “территории “Я”” (тенденция к самотрансценденции = 1)9 . Сочетание двух отмеченных тенденций имеет место тогда, когда достигнутый уровень состоятельности занимает промежуточное значение между полюсами 0 и 1. Таким образом, перед нами модель развивающегося субъекта (в противовес застойному): в момент кризиса, он обращается к себе и “поднимает себя сам”, в момент триумфа – выходит за пределы себя, обращаясь к новым возможностям. Вместе с тем, это и модель рискующего существа: ведь для самого субъекта далеко не очевидно, будет ли удовлетворен его новый запрос, или, наоборот, ожидания, обусловленные его прежними достижениями, будут обмануты. Перспектива новых возможностей – это всего лишь шанс, который может быть как подтвержден, так и опровергнут.Проследим логику развертки активности при переходе с одной ее ступени на другую.^ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ АКТИВНОСТИ 10: “ПОРЫВ” ВТОРАЯ СТУПЕНЬ АКТИВНОСТИ: “РАСЧЕТ”9 Избыточные возможности” – “могу” – порождают желание действовать – “хочу” (“и буду!”) (В. А. Петровский [16, 17]).; тем самым, как мы отмечали в этих работах, к известной диаде “долг” и “влечение” присоединяется третий вектор активности, в котором реализуются возможности субъекта, рожденные в его деятельности. К. С. Лисецкий, развивая эту идею, добавляет к слову “могу” приставку “с”, в результате чего приобретает адекватное терминологическое оформление идея осознаваемого субъектом импульса к действию – “я смогу” [12].10 Существует также и некая изначальная, “нулевая” ступень, на которой возможности и устремления субъекта имеют для него абсолютный характер (аутистическое переживание всемогущества и непобедимой устремленности) – своего рода “запал” активности. стр. 12^ ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ АКТИВНОСТИ: “ВОЛЯ”ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ АКТИВНОСТИ: “ПРОРЫВ”Поскольку субъект никогда не знает заранее, что представляет собой конкретно f , а знает только, что он ничего не знает об этом (область истинного незнания), то мы не вводим этот символ в модель субъективного ожидаемого благополучия, и, таким образом, приходим к очень простой формуле, описывающей основной ориентир выбора субъектом уровня доступности решаемой задачи:Wсуб = (x → у) → zИтак, перед нами формула субъективного ожидаемого благополучия. Она включает в себя некоторые значения уровня притязаний (х ), сведения о доступности задачи (у ) и установки (z).Все фигурирующие в приведенной модели переменные могут быть осмыслены в терминах транзактного анализа11 . Мы придаем принципиальное значение этой возможности, так как она задает новые – социально-психологические -ориентиры исследования генезиса мотивации достижения, а также возможные пути динамизации сложившихся подходов к выбору человеком задач различной степени трудности.Напомним читателю, что, согласно Э. Берну, структура личности рассматривается как состоящая из трёх органов: экстеропсихики, неопсихики и археопсихики. “Феноменологически и операционально” эти органы личности “проявляются как три типа эго-состояний, которые, соответственно, называются Родитель, Взрослый, Дитя”.Каждое из эго-состояний обладает тем качеством, которое может быть обозначено как “субъектность” [21]; они – нечто большее, чем просто специфические паттерны мыслей, представлений, чувств, действий. “Деление на три элемента, – пишет Берн, – следует понимать вполне буквально. Это как если бы в каждом пациенте присутствовали три разных человека” [2, с. 272].Переходя к уже известной нам символической форме записи этого выражения и вводя нижние индексы12 , имеем:wл = (xB → yр ) → zД , wл – субъективное ожидаемое благополучие личности (внутренняя состоятельность);zД (помыслы) – чаянья о возможном исходе выбора с позиции Дитя (подчиняющиеся императиву “по щучьему веленью, по моему хотенью”).уР (убеждения) – мнение о возможном
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…