Автор: Потоцкая Галина Валентиновна

Автор: Потоцкая Галина Валентиновна «Должен был явиться человек, который вспомнил бы в своей душе память о всех…муках людских…этот человек – Достоевский»А.М. ГорькийЕсть писатели, в мир книги героев которых входишь просто, «без приглашения». Таков А.П. Чехов. Его рассказы можно читать в любое время, без конца. Но есть такие художники слова, для чтения которых мало даже особого настроения. Без предварительной подготовки и не разгадать их «тайну». Для меня таким был Федор Михайлович Достоевский. На меня не произвели особого впечатления его романы «Идиот», «Братья Карамазовы». Начиная со школьной скамьи я не могла вчитаться в «Преступление и наказание». И в очередной раз, прочитав роман уже в зрелом возрасте, я по-новому поняла это произведение. Я смотрю на литературу как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. Достоевский слишком хорошо знал душу людскую, поэтому и сумел выполнить великую задачу: показать мятежную и преступную натуру изнутри, проникнуть в её мысли. 145 лет роману «Преступление и наказание». 145 лет роман служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько от Бога. Роман Достоевского – это какой-то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Иногда кажется, что это небрежно написанная проза, что Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со всплесками юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. Но странное дело! Когда ученики читают «Войну и мир» Толстого, пропускают целые сцены; описания битв, философские главы и вроде всё им понятно. Достоевского так читать нельзя. Его нужно читать целиком или отбрасывать «как пошлый детектив» (Набоков). Летом 1865 года потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в начале 1864 года, Достоевский планирует создание романа с предварительным названием «Пьяненькие» с центральным образом семьи Мармеладовых. Весь год Достоевский работает над романом. Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Родион Раскольников. Кто он? Какой он? Он обычный русский студент, бросивший учёбу из-за отсутствия денег. Ютится в жалкой коморке. Сама обстановка этой клетушки, похожей на шкаф, может свести с ума. Два года он кое-как перебивался дешевыми уроками и скудной поддержкой матери, жившей в провинции. А потом «озлился», забился в свою конуру, «как паук», и бросил учёбу. Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой задумал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкают в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает “куриную ногу”. И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению. Родион Раскольников ощущает в себе ясный и сильный ум, склонный к анализу. Он человек сильного характера. Всех этих обстоятельств оказалось достаточно, чтобы в душе героя романа произошёл трагический перелом. Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию «права» новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из «Пиковой дамы» – человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он совершает страшный эксперимент, но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбрал для своего героя фамилию Раскольников. Раскольников живёт как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нём разрушены. Кумир Родиона – властелин, не знающий сомнения. Его идеал – свобода и «власть над муравейником». Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства – начало краха теории Раскольникова. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Всеми силами души всю жизнь боролся писатель с теми взглядами, которые проповедовали очень разные и порой внутренне честные люди, что цель оправдывает средства. Что можно загладить «крохотное преступленьеце тысячами добрых дел». Нет! Нет! Нет! Достоевский убедительно показывает, что, если средство преступное, цель не может быть хорошей. Поставившие себя в особое, исключительное положение, присвоившие право решать, что хорошо, а что плохо для масс, такие деятели становятся противоположностями своим взглядам. Наша история, к сожалению, полностью подтвердила эту мысль Достоевского. Так же, как и преступление, наказание Раскольникова можно разделить на внешнее и внутреннее. Благодаря искусству писателя, мы видим, как мучается его герой. Сначала от того, подозревают его или нет. Потом от того, что запутался, что одно преступление повлекло за собой и другие. Затем от сознания, что он не «право имеет», а такая же «вошь», как и все. И от много другого. Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идёт на каторгу. Он ещё нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу. Мы видим, что самым страшным наказанием для человека, возомнившего себя Наполеоном, оказались душевные муки, невозможность преодолеть совесть и добрые чувства. Каторга и для Раскольникова и для читателя кажется даже облегчением. В нашем современном мире мы можем долго и до хрипоты спорить о безвкусице Достоевского, его бесконечном копании в душах людей с префрейдовскими комплексами и как писал В. Набоков: «Мне претит, как его герои через грех приходят ко Христу» или по выражению Бунина, эта манера Достоевского «совать Христа где надо и не надо», но бесспорно одно, что Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Мы живём во времена, когда преступность захлёстывает общество. Некоторые преступления своей бессмысленной жестокостью потрясают людей. Очень хочется думать, что в борьбе с этим злом в чём-то поможет обращение к творчеству великого гуманиста. И как бы хотелось, чтобы для нынешних «Наполеонов» и «Гитлеров» самыми невыносимыми стали бы душевные страдания. Раскольников не находит себе места в жизни, потому что видит в ней только одну страшную борьбу за власть. «По ней громадная, к соблазну жадная идёт толпа», – говорит поэт. И нет в этой толпе места многим, кто мог бы принести пользу. И многие будут затоптаны. В этом трагедия Раскольникова. И сколько таких раскольниковых в нашей жизни?!