Автор программы: Чуриков А. В. Рекомендовано секцией умс

Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Социологии Методы выборочных исследований для специальности 020300 – Социология(подготовка специалиста) Для направления 521200 – Социология(Подготовки магистра) Автор программы: Чуриков А. В. Рекомендовано секцией УМС Социология Одобрено на заседании кафедры Методов сбора и анализа социологической информации Председатель ______________________ Девятко И.Ф. Зав. Кафедрой ____________________ Крыштановский А.О. ” ” 2004 года ” ” 2002 года ^ Утверждено УС факультета Социологии Ученый секретарь ” ” 2004 года Введение Курс читается студентам направления “Социология” в течение 9-го семестра (5-й год обучения). Цель курса – знакомство слушателей с основными принципами построения выборки в социологических исследованиях, влиянием конструкции выборки на точность получаемых результатов, а также приобретение слушателями практических навыков использования стандартных методов вероятностного отбора.Основное внимание уделяется методам конструирования выборки и практике применения этих методов в реальных исследованиях. Техника построения статистических оценок рассматривается в минимальном объеме, необходимом для понимания принципов построения выборки. Курс рассчитан на 36 аудиторных часов, в том числе лекции – 18 часов, семинарские занятия – 18 часов. Формы контроля: домашние задания, контрольная работа, эссе и экзамен. Каждый из перечисленных видов работ вносит свой вклад в итоговую оценку за курс в соответствии со следующей таблицей. № ^ Вид работ Максимальное число баллов 1 Домашние задания 20 2 Контрольная работа 10 3 Эссе 20 4 Экзамен 50 Домашние задание и эссе должны сдаваться в требуемые сроки. В случае болезни студента или других обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), подтвержденных документально, срок сдачи работы сдвигается на время действия этих обстоятельств. При нарушении срока (сдвинутого срока) сдачи работы оценка за нее уменьшается на 50%. Сдача всех домашних заданий, контрольной работы и эссе является обязательной. Студент не допускается до экзамена, пока все работы не будут сданы. Итоговая оценка проставляется на основании набранной суммы баллов по следующей схеме: ^ Сумма баллов Оценка по 5-бальной шкале Оценка по 10-бальной шкале Менее 30 Неудовлетворительно 1 30-39 Неудовлетворительно 2 40-49 Неудовлетворительно 3 50-54 Удовлетворительно 4 55-59 Удовлетворительно 5 60-64 Хорошо 6 65-69 Хорошо 7 70-79 Отлично 8 80-89 Отлично 9 90-100 Отлично 10 При выполнении домашних заданий и контрольной работы каждый студент должен работать самостоятельно. Идентичные работы будут оцениваться в 0 баллов каждая. При написании контрольной работы и сдаче экзамена разрешается пользоваться учебниками и конспектами, однако студент не должен превышать отведенное для написания работы или сдачи экзамена время. На семинарских занятиях требуется наличие калькулятора у каждого студента.Содержание курса 1. Выборка, основные понятия Выборочные исследования. Вероятностные и невероятностные выборки. Понятие совокупности: изучаемая, конструируемая, выборочная (target, frame, survey). Выборочные оценки. Точность выборочных оценок, ошибки выборки.Литература Основная: [1, разделы 1.1-1.4], [2, глава 1],[3, раздел 2.2].2. Простая случайная выборка Определение. Выборочные оценки, поправка ограниченной совокупности. Оценка долей. Доверительные границы, нормальная и биномиальная аппроксимации. Определение размера выборки для достижения заданной точности оценок.Литература Основная: [1, разделы 2.0-2.4, 2.6], [2, разделы 2.1-2.7, 3.1-3.4, 3.6, 4.1-4.4].Дополнительная: [2, разделы 2.10-2.14, 4.5-4.6]3. Стратифицированная выборка Определение. Среднее и дисперсия стратифицированной выборки. Пропорциональное размещение выборки между стратами. Дизайн-эффект, эффективный размер выборки. Другие способы размещения выборки: равное размещение, размещение Неймана, оптимальное размещение. Пост-стратификация.Литература Основная: [1, разделы 3.1-3.5, 3.6K], [2, разделы 5.1-5.7, 5A.8].Дополнительная: [1, раздел 3.6, 4.3-4.6] [2, разделы 5.8-5.12, глава 5A]4. Систематический отбор Проведение систематического отбора в случае: а) когда размер выборки кратен размеру совокупности; б) когда размер выборки не кратен размеру совокупности (использование кругового списка, использование дробного шага отбора). Возможные смещения при систематическом отборе, способы борьбы с ними.Литература Основная: [1, разделы 4.1-4.2], [2, разделы 8.1, 8.4-8.7].Дополнительная: [2, разделы 8.8-8.11, 8.13]5. Кластерная выборка 5.1. Кластеры одинакового размера Случайный (равновероятный) отбор кластеров. Итоговая вероятность отбора элементов в кластерной выборке. Коэффициент внутрикластерной корреляции (roh). Дизайн-эффект кластерной выборки. Стратифицированная кластерная выборка.Литература Основная: [1, разделы 5.1-5.5], [2, разделы 9.1, 9.3-9.4, 10.1, 10.5, 10.8-10.9].Дополнительная: [1, раздел 5.6] [2, разделы 9.2, 9.5, 9.7, 10.2-10.4]5.2. Кластеры неодинакового размера. Отбор с вероятностью, пропорциональной размеру (PPS) Неопределенность размера выборки при равновероятном отборе кластеров. Отбор с вероятностью, пропорциональной размеру кластера, контроль за размером выборки. Отбор с использованием приблизительных (оцениваемых) размеров кластеров.Литература Основная: [1, разделы 6.1-6.2, 7.1-7.2,], [2, разделы 9.8-9.9, 11.1-11.3, 11.20].Дополнительная: [1, разделы 6.3-6.6, 7.3-7.4] [2, разделы 9.10-9.16, 11.4-11.14, 11.17-11.19]5.3. Систематический отбор с вероятностью, пропорциональной размеру. Кластеры слишком большого или недостаточного размера. Техника проведения систематического отбора с вероятностью, пропорциональной размеру. Кластеры слишком большого размера и способы их отбора. Кластеры недостаточного размера, процедура присоединения кластеров при систематическом отборе.Литература Основная: [1, разделы 7.4C, 7.5A, 7.5E].Дополнительная: [1, разделы 7.5B-7.5D, 7.5F].5.4. Оптимальный размер подвыборки в кластере, проектирование кластерной выборки Учет стоимости при определении размера подвыборки в кластере, функция стоимости. Вычисление оптимального размера подвыборки (для двухступенчатого отбора с равными вероятностями). Проектирование кластерной выборки на основе данных аналогичного исследования о дисперсии и дизайн-эффекте. Определение точности выборочных оценок при фиксированной стоимости исследования, определение стоимости исследования для достижения требуемой точности.Литература Основная: [1, разделы 8.3, 2.6, 5.4], [2, разделы 10.6-10.7, 11.15-11.16].Дополнительная: [1, разделы 8.1-8.2, 14.1] [2, разделы 9.6, 10.10]6. Построение всероссийской выборки Определение изучаемой совокупности. Конструкция выборки. Понятие территориальной выборки.6.1. Первый этап – отбор административных районов РФ Определение единиц отбора первого этапа (ПЕО): административные районы РФ. Формирование выборочного фрейма – полного списка ПЕО (с указанием размера). Определение числа страт. Формирование страт: выделение саморепрезентирующих ПЕО, выбор стратифицирующих параметров (административно-территориальная принадлежность, доля городского населения, размер городов, национальный состав населения, географическое положение районов), деление выборки на независимые части (при необходимости), определение способа размещения выборки между стратами. Отбор ПЕО в стратах.6.2. Второй этап – отбор избирательных (переписных, почтовых) участков или населенных пунктов Определение единиц отбора второго этапа (ВЕО): избирательные участки, переписные участки, почтовые участки/отделения, населенные пункты. Формирование выборочных фреймов – полных списков ВЕО (с указанием размера) для каждой отобранной на первом этапе ПЕО. Формирование страт в тех ПЕО, где это целесообразно (или сортировка ВЕО для систематического отбора). Определение числа отбираемых ВЕО (может варьироваться для разных ПЕО). Отбор ВЕО (учет ВЕО недостаточного размера).6.3. Третий этап – отбор домохозяйств Вероятностный отбор домохозяйств: составление списка домохозяйств для отбора, разбиение кластеров большого размера и дополнительный отбор частей кластера.Замена вероятностного отбора отбором домохозяйств маршрутным методом, задание начальной точки маршрута и шага отбора, недостатки маршрутного метода.6.4. Отбор респондента в домохозяйстве Отбор респондента не требуется, если: а) объектом исследования является домохозяйство; б) опрашиваются все члены домохозяйства, принадлежащие к изучаемой совокупности.Способы отбора респондента в домохозяйстве: по случайному числу (например, при телефонных опросах с применением CATI). по карточкам Киша. по ближайшему дню рождения (нарушается равновероятность отбора внутри домохозяйства).Зависимость вероятности отбора респондента от размера домохозяйства, применение весов для компенсации неравной вероятности отбора.Применение «фильтра» при отборе респондентов.Особые случаи отбора респондента в домохозяйстве: отбор с фиксированным шагом; отбор по квотам.Литература Основная: [1, разделы 9.1, 9.4, 11.3], [4, с.157-163]Дополнительная: [1, разделы 9.2-9.3, 9.5-9.8, 10], [5], [6], [7].7. Взвешивание данных Случаи применения весов: непропорциональное размещение выборки между стратами, неравная вероятность отбора респондентов, отклонения от планируемой выборки (из-за недостижимости и т.п.), необходимость корректировки выборки (пост-стратификация). Влияние весов на выборочные оценки.Литература Основная: [1, раздел 11.7A]Дополнительная: [1, разделы 11.7B-11.7C].8. Невероятностные выборки 8.1. Квотная выборка Отличие квотной выборки от вероятностной. Причины применения квотной выборки в практике исследований: простота, меньшая стоимость, частичная компенсация смещений из-за недостижимости респондентов.Литература Основная: [1, разделы 1.5, 13.7,], [2, раздел 5A.9].Дополнительная: [8]8.2. Другие примеры невероятностных выборок Выборка добровольцев, целевая (экспертная) выборка, уличная выборка, отбор «в местах скопления» представителей изучаемой совокупности, отбор методом «снежного кома».Литература Основная: [1, раздел 1.5], [3, раздел 2.3]9. Особенности построения выборки для некоторых типов исследований Выборка для телефонных опросов. Выборка для панельных исследований. Выборка для интернет-опросов.Литература Основная: [1, раздел 12.5], [4, с.157-170]Дополнительная: [9], [10].10. Источники ошибок в выборочных исследованиях Ошибки выборки А) Статистическая погрешность – колебания выборочных оценок, вызванные обследованием не всей совокупности, а ее части. Уменьшается с увеличением размера выборки.Б) Смещения, вызванные неправильным применением выборочной техники: игнорированием неравной вероятности отбора респондентов, использованием приближенных или смещенных оценок.Ошибки наблюдений (измерений) Смещения, вызванные некорректным инструментарием (вопросник, инструкции интервьюеру и т.п.), ошибками интервьюеров, ошибками при вводе и обработке данных.Ошибки отсутствия наблюдений А) Невключение в совокупностьОтдельные домохозяйства или группы домохозяйств, а иногда и целые территории, не попадают в выборочный фрейм.Б) Отсутствие ответовОтсутствие ответов из-за недостижимости респондентов или их отказов от участия в исследовании. Отсутствие ответов на отдельные вопросы (пропущенные данные).Способы уменьшения ошибок: повышение уровня достижимости (выбор времени проведения интервью, повторные посещения, предварительная договоренность об интервью, мотивация респондентов для участия в исследовании, исключение сложных и нежелательных вопросов); специальные исследования недостижимых респондентов для внесения поправок в выборочные оценки; взвешивание, приписывание ответов.Литература Основная: [1, разделы 13.2B, 13.3-13.6], [3, разделы 15.2-15.4], [2, разделы 13.1-13.4, 13.13, 13.17].Дополнительная: [1, разделы 13.1, 13.2A, 13.2C], [3, разделы 15.1], [2, разделы 13.5-13.12, 13.14-13.16]11. Дополнительные темы (краткий обзор) Методы расчета точности выборочных оценок. Литература: [1, раздел 8.6], [11, с. 10-17].Техника минимизации изменений при повторном отборе. Литература: [1, раздел 12.7].Техника проведения контролируемого отбора. Литература: [1, раздел 12.8], [2, раздел 8.12]Список литературы Основная:1. Kish L. Survey Sampling. John Wiley and Sons, Inc., New York, 1965.2. Кокрен У. Методы выборочного исследования. Москва, «Статистика», 1976.3. Kish L. Sampling Methods for Agricultural Surveys. FAO statistical development series 3. Food and Agriculture Organization of the United Nations, Rome, 1989.4. Сваффорд М.С., Косолапов М.С., Козырева П.М. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ): измерение благосостояния россиян в 90-е годы. // Мир России. Социология. Этнология. 1999, № 3, с.153-172.Дополнительная:5. Мучник И.Б., Петренко Е.С., Синицын Е.Э., Ярошенко Т.М. отв. ред. Рябушкин Т.В. Территориальная выборка в социологических исследованиях. М., Наука, 1980.6. Heeringa S.G. Connor J.H., Darrah D.C. !980 SRC NATIONAL SAMPLE. Design and Development. Institute for Social Research, The University of Michigan, 1986.7. Hess I. Sampling for Social Research Surveys 1947-1980. Institute for Social Research, The University of Michigan, 1985.8. Quota versus probability sampling. Survey methods center newsletter. Volume 15, № 1. London, 1994.9. Waksberg J. Sampling methods for random digit dialing. // The Journal of the American Statistical Association, 1978, Volume 73, p. 40-46.10. Докторов Б. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия.11. Lepkowski J., Bowles J. Sampling Error Software for Personal Computers. // The Survey Statistician, 1996, № 35.Сетка часов № темы Название темы Лекции (часы) Семинары (часы) 1 Выборка, основные понятия 2 Простая случайная выборка 3 Стратифицированная выборка 4 Систематический отбор 5.1 Кластерная выборка. Кластеры одинакового размера 5.2 Кластеры неодинакового размера. Отбор с вероятностью, пропорциональной размеру (PPS) 5.3 Систематический отбор с вероятностью, пропорциональной размеру. Кластеры слишком большого или недостаточного размера. 5.4 Оптимальный размер подвыборки в кластере, проектирование кластерной выборки 6 Построение всероссийской выборки 7 Взвешивание данных 8 Невероятностные выборки 9 Особенности построения выборки для некоторых типов исследований 10 Источники ошибок в выборочных исследованиях 11 Дополнительные темы (краткий обзор) Итого 28 28 Автор программы – заместитель генерального директора Фонда «Общественное мнение» Чуриков А.В.