Реферат
Курсовая работа: 15источников, 1 прил.
АВТОРСКОЕ ПРАВО. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ
Цель данной курсовойработы — выявить особенности правового регулирования гражданских отношений,складывающихся по поводу создания и использования объектов авторского права исмежных прав, а также выявить пробелы и противоречия законодательства в даннойобласти цивилистики, предложить пути их устранения.
Задачи курсовой работы:дать определение авторского права в узком и широком смысле, обозначить егопринципы, функции, задачи и источники, уточнить признаки объектов авторскогоправа, привести их полный перечень. Дать классификацию субъектов авторскогоправа, проанализировать и сравнить их личные неимущественные и имущественныеправа авторов
Объектом исследованияявляются общественные отношения, складывающиеся в области создания, использованияи охраны объектов авторского права.
Предметом исследованияявляются нормативная база, Гражданский кодекс Республики Беларусь, ЗаконРеспублики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», подзаконныенормативные акты и судебная практика.
В данной курсовой работеиспользованы методы: общенаучный, метод анализа и синтеза,сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Автор подтверждает, чтоприведенный в работе материал правильно и объективно отражает состояниеисследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источниковтеоретические, методологические и методические положения и концепциисопровождаются ссылками на их авторов.
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие, принципыи правовое регулирование авторского права
1.1 Понятие и характерныечерты авторского права
1.2 Принципы, задачи и правовое регулирование авторского права
Глава 2. Объектыавторского права
Глава 3. Субъектыавторского права
3.1 Виды субъектовавторского права
3.2 Личныенеимущественные права авторов
3.3 Имущественные права авторов
Заключение
Список используемыхисточников
Приложение
Введение
Переход к рыночнойэкономике, основанный на различных формах собственности и свободепредпринимательства, повлек за собой кардинальные изменения не толькоэкономических, но и всей системы общественных отношений, в том числе отношений,связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.
В СССР наука и культураразвивались в законодательных рамках, ограничивающих исключительные праваавторов произведений науки, литературы и искусства. Опубликованные произведенияможно было свободно использовать в кино, на радио и телевидении. Не подлежализащите права исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания наобъекты смежных прав. Законодательством Союза ССР и союзных республикустанавливался порядок заключения типовых авторских договоров, жесткорегламентировавших процесс использования произведений. Авторское вознаграждениевыплачивалось с учетом твердых ставок, утверждение которых относилось ксовместной компетенции Союза ССР и союзных республик.
В мае 1996 г. был принятЗакон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» вредакции Закона Республики Беларусь от 11 августа 1998 года «О внесенииизменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве исмежных правах»». На дипломатической конференции Всемирной организацииинтеллектуальной собственности (ВОИС) по некоторым вопросам авторского права исмежных прав (декабрь 1996 г.) были приняты два международных документа – Договорпо авторскому праву и Договор по исполнению и фонограммам. Республика Беларусьподписала данные договоры 8 декабря 1997 г., а через полгода вступили в силузаконы Республики Беларусь «О ратификации Договора Всемирной организацииинтеллектуальной собственности по авторскому праву» и «О ратификацииДоговора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнению и фонограммам».
Национальным собраниемРеспублики Беларусь в июне 1997 г. принят закон о присоединении к Бернскойконвенции 1886 г., и 12 декабря 1997 г. наша республика стала членом БернскогоСоюза, она также является членом Всемирной конвенции об авторском праве(редакция 1952 года). Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторскогоправа и смежных прав, заключенного странами СНГ 24 сентября 1993 г., Соглашенияо сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальнойсобственности, подписанного странами СНГ 6 марта 1998 г.
Все большее значениеприобретают объекты авторского права в международном торговом обороте.Средством международной правовой охраны авторского права и смежных правявляется система международных конвенций и соглашений. Республика Беларусь ужеприсоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественныхпроизведений в редакции 1971 г. Всемирной конвенции об авторском праве вредакции 1971 г. и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охранеинтересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.
Можно утверждать, что вРеспублике Беларусь уже создана правовая база, соответствующая мировому уровнюрегулирования отношений по созданию и использованию произведений науки,литературы и искусства.
Однако практикапоказывает, что количество грубых нарушений прав авторов и субъектов смежныхправ растёт. Одна из причин этого явления — незнание авторами и лицами,использующими произведения науки, литературы и искусства, а также объектысмежных прав, норм авторского права.
Цель данной работызаключается в том, чтобы выявить особенности правового регулированиягражданских отношений, складывающихся по поводу создания и использованияобъектов авторских и смежных прав.
Задача курсовой работыдать определение авторского права в узком и широком смысле, обозначить егопринципы и функции, уточнить признаки объектов авторского права, привести ихполный перечень. Дать классификацию субъектов авторского права,проанализировать и сравнить их личные неимущественные и имущественные праваавторов
Объектом исследованияявляются общественные отношения, складывающиеся в области создания,использования и охраны объектов авторского права.
Предметом исследованияявляются нормативная база, Закон Республики Беларусь «Об авторском праве исмежных правах», подзаконные нормативные акты и судебная практика.
Методы научного исследования– общенаучный, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой иформально-юридический методы.
Структурно работа состоитиз следующих частей:
-титульный лист;
-реферат;
-содержание;
-введение;
-основная часть в видетрех глав;
-заключение;
-список использованныхисточников содержит 15 источников;
-приложение;
Общий объем работысоставляет 35 страницы.
Глава 1. Понятие,принципы и значение авторского права
1.1 Понятие и характерныечерты авторского права
Авторское право в Республике Беларусь –один из институтов гражданского права – в объективном смысле представляет собойсовокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, отношения в областисоздания произведений науки, литературы и искусства, во-вторых, порядокиспользования этих произведений, а в субъективном смысле авторское правовыступает совокупностью личных имущественных и неимущественных прав,принадлежащих создателям произведений науки, литературы и искусства.
Само словосочетание«авторское право» по отношению к создателю произведения означает тотпризнанный законодательством факт, что автор имеет определенные особые права насвое произведение, в частности, право воспрепятствовать искаженному еговоспроизведению.
Авторское право являетсячастью гражданского законодательства, регулирует отношения по использованиюпроизведений науки, литературы и искусства.
П.1 ст. 6 ЗаконаРеспублики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» указывает, чтопроизведение является результатом творческой деятельности. В соответствии сост. 9 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»возникновение авторского права на произведение науки, литературы и искусстваобусловлено фактом его создания, т.е. для возникновения и осуществленияавторского права не требуется регистрации произведения или какого-тоспециального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Вместе с тем, в целяхправовой охраны объекта авторского права необходимо, чтобы результат былвоплощен в какой-либо материальной форме. В п.1 ст. 6 Закона РеспубликиБеларусь «Об авторском праве и смежных правах» приведен список объективных формсуществования произведений. Данный список не является исчерпывающим, так какновые технические средства, с помощью которых стало возможным достижение новыхтворческих результатов, постоянно расширяют список объектов авторского права.Наиболее полный их перечень рекомендован к воспроизведению в национальныхзаконодательных актах об авторском праве Типовым законом ВОИС и приведен в ст.1045 третьей части Модели гражданского кодекса для государств – участников СНГ[14].Согласно этой статье к объектам авторского права относят:
1) литературныепроизведения (литературно-художественные, научные, учебные, публицистические ит.п.);
2) драматические исценарные произведения;
3) музыкальныепроизведения с текстом и без текста;
4)музыкально-драматические произведения;
5) хореографическиепроизведения и пантомимы;
6) аудиовизуальныепроизведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд фильмы, диафильмы и другиекино-, теле- и видео произведения); радио произведения,
7) произведения живописи,скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства;
8) произведениядекоративно-прикладного и стенографического искусства;
9) произведенияархитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
10) фотографическиепроизведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
11) географические,геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиесяк географии, топографии и другим наукам;
12) программы для ЭВМвсех видов, включая прикладные программы и операционные системы;
13) другие произведения,удовлетворяющие требованиям предоставления охраны.
Эта же статьясвидетельствует, что авторское право на произведение не связано с правом собственностина материальный объект, в котором произведение выражено. В том случае, еслибудет осуществлена передача права собственности или права владения наматериальный объект, передачи каких-либо авторских прав может и не произойти.
Как уже отмечалось, длявозникновения авторского права регистрации не требуется, однако для оповещенияо существовании исключительных авторских прав их обладатель (автор или законныйвладелец авторского права) вправе использовать специальный знак охраны авторскогоправа.
Он помещается на каждомэкземпляре произведения и состоит из трех элементов:
• латинской буквы«С» в окружности (©);
• имени (наименования)обладателя исключительных авторских прав;
• года первогоопубликования произведения.
Республика Беларусь с1973 г., участвует в международной конвенции по охране авторских прав, чтосвязано с присоединением к Всемирной (Женевской) конвенции в редакции 1952 г.Конвенция дает перечень охраняемых произведений. Согласно ее правиламохраняются авторские права граждан государств-участников Конвенции, независимоот места первого выпуска произведения в свет, а также авторские права гражданстран, не участвующих в Конвенции, произведения которых впервые вышли в свет натерритории государств-участников Конвенции[10].
Всемирная Конвенцияуделяет внимание условиям предоставления охраны авторских прав:
— специальное обозначениена всех экземплярах произведения, начиная с первого издания,
— имя обладателяавторского права,
— год первого издания,
— срок охраны и пр.
В ряде стран кроме словосочетания«авторское право» используют термин «копирайт» (copyright),что означает действие, которое может производиться только автором того илииного произведения литературы или искусства либо с разрешения авторапроизведения[13].
1.2 Принципы, задачи иисточники авторского права
Авторское право призванорешать следующие задачи:
— способствовать созданиюнаиболее благоприятных условий для творческого труда, предоставляя субъектамавторского и смежных прав надежной правовой охраной, их личных и имущественныхправ
— обеспечить широкимслоям населения доступ к произведениям науки, литературы и искусства[15].
Эти задачи решаются взаконодательстве на основе научных принципов, которые обязательны для всегозаконодательства об авторском и смежных правах.
Авторское право являетсячастью гражданского права, поэтому ему присущи принципы общие для гражданскогозаконодательства, так и специальные для данного института:
— принцип свободытворчества. Закреплен он в ст. 51 Конституции республики Беларусь, провозглашающейсвободу художественного, научного, технического творчества и преподавания[3];
— принцип сочетанияличных интересов автора с интересами всего общества. Исходя из этого принципаобеспечивается баланс личных интересов автора, заинтересованных в признании иосуществлении принадлежащих им прав, включая право извлекать имущественнуювыгоду от использования созданных ими произведений, и всего общества в целом,заинтересованного в широком и свободном доступе к новейшим достижениям науки икультуры;
— неотчуждаемости личныхнеимущественных прав. Личные неимущественные права (право авторства, право наимя, право на защиту репутации автора) принадлежат только автору и не могутперейти к другим лицам даже после уступки имущественных прав.
К источникам авторского исмежных прав относятся:
1. Важнейшим источникомявляется Гражданский кодекс Республики Беларусь, гл.61[1].
2. Закон РеспубликиБеларусь от 16.05.1996 года «Об авторском праве и смежных правах», в редакцииЗакона Республики Беларусь от 11.08.1998 года[9].
3. Закон РеспубликиБеларусь от 13.01.1995 года «О печати и других средствах массовой информации».
4. Закон РеспубликиБеларусь от 21.10.1996 года «О научной деятельности».
5. Закон РеспубликиБеларусь от 17.02.1997 года «О рекламе»[8].
6. Постановления ПравительстваРеспублики Беларусь, которыми установлены минимальные ставки авторскоговознаграждения. В настоящее время действует пять таких постановлений.
7. Международныеконвенции, договоры и соглашения к которым присоединилась Республика Беларусь(Бернская, Женевская и т.д.).
Всоответствии с ГК и иными актами законодательства авторское правораспространяется на произведения науки, литературы и искусства, существующие вкакой-либо объективной форме:
– на территории Республики Беларусь независимо от гражданстваавторов и их правопреемников;
– за пределами границ Республики Беларусь и признается заавторами – гражданами Республики Беларусь и их правопреемниками;
– за пределами границ Республики Беларусь и признается заавторами (их правопреемниками – гражданами других государств) в соответствии смеждународными договорами Республики Беларусь.
Произведениесчитается опубликованным в Республике Беларусь, если в течение тридцати днейпосле даты первого опубликования за пределами Республики Беларусь оно былоопубликовано на территории Республики Беларусь.
Условием распространенияавторского права на произведения литературы, науки и искусства являетсяобязательное соответствие этих произведений определенным критериям, отличающимих от других произведений в этих сферах:
во-первых, произведениедолжно быть результатом творческой деятельности;
во-вторых, оно должноиметь объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение, то естьавторским правом охраняется не сама идея, а выражение авторской идеи в материальнойформе (в виде описания, нот, чертежей), в которой она воплощена и в которойлюбое выражение идеи, образа, мысли доступно для других;
в-третьих, произведениедолжно быть оригинальным. Не обязательно новыми должны быть содержащиеся в немидеи, но литературная или художественная форма их выражения должна быть оригинальнымпроизведением автора.
При этом произведениеможет быть абсолютно оригинальным, но может быть и творчески переработаннойверсией уже известного произведения. К такому виду творческой деятельностиотносится, например, обработка народных сказов, песен.
Кроме того, законсвязывает объективную форму выражения произведений творчества с возможностьюего воплощения – например, издание рукописи, ее экранизация, постановка втеатре.
Для признания произведенияобъектом авторского права закон не требует завершенности работы. Это могут бытьсхемы, планы, эскизы, используемые для создания завершенного произведения, нопроизведение должно быть воплощено в такой объективной форме, которая позволилабы его воспроизводить без участия автора. При невозможности такоговоспроизведения результат творчества не может быть объектом авторского права.
Круг охраняемых авторскимправом объектов очень широк. Их перечень, составленный в зависимости от формывыражения, назначения, способа использования и ряда других условий, приведен вст. 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В 1911 г., когда в Россиибыло принято Положение об авторском праве, перечень охраноспособныхпроизведений ограничивался лишь произведениями литературы, музыкальными,художественными и фотографическими и им подобными произведениями. С течениемвремени перечень охраняемых авторским правом произведений расширялся, но нетолько за счет появления новых объектов или новых форм их выражения, но и засчет выделения в самостоятельный вид разновидностей уже известных произведений.Так, из литературных произведений в самостоятельный вид были выделены драматическиепроизведения, а также карты, планы и иные объекты. Из числа художественных быливыделены произведения изобразительного искусства и произведения архитектуры.Этот процесс, продолжающийся и в настоящее время, объясняется необходимостьюупорядочить известные результаты интеллектуальной творческой деятельности иоблегчить процесс доказывания их охраноспособности по авторскому праву[15].
Таким образом, авторскоеправо является частью гражданского законодательства, регулирует отношения поиспользованию произведений науки, литературы и искусства. Авторское правопризвано решать множество задач. Эти задачи решаются в законодательстве наоснове научных принципов, которые обязательны для всего законодательства обавторском и смежных правах.
Глава 2. Объекты авторскогоправа
Перечень охраняемыхавторским правом объектов является открытым и допускает изменения и уточнения вбудущем. В него входят:
1. Литературныепроизведения (книги, брошюры, статьи и другие).
В отличие от действующейредакции Закона Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах”, гдетермином “литературные произведения” охватываются выраженные в словесной формехудожественные произведения, а также компьютерные программы и базы данных, вст. 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь под литературнымипроизведениями понимаются любые оригинальные произведения, выраженные языковымисредствами в любой форме. К литературным относят художественные, научные,учебные, публицистические произведения, выраженные в письменной, устной илиэлектронной форме[1].
Как литературныеохраняются следующие произведения:
а) книги, брошюры,статьи, иные произведения как художественного, так и научного содержания. Этиобъекты относят к письменным произведениям;
б) лекции, речи,выступления, проповеди и иные устные произведения. Охрана таких произведенийсредствами авторского права возможна, но достаточно сложна. Автор устногопроизведения, претендующий на его защиту, должен позаботиться о том, чтобызафиксировать произнесенное им произведение на каком-либо материальном носителе.
в) произведения личногохарактера – письма, дневники, иные документы.
Поскольку эти объектыносят частный характер и затрагивают личную сферу автора и близких ему лиц,использование таких произведений как объектов права должно осуществляться ссоблюдением права граждан, гарантированно ст. 28 Конституции Республики Беларусь:“Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь,в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иныхсообщений, на его честь и достоинство”.
2. Драматические имузыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы идругие сценарные произведения.
Эти произведенияобъединяет то, что все они предназначены для исполнения на сцене. Однако еслидраматические произведения (в словесной форме) можно отнести к произведениюлитературы, то музыкально-драматические произведения являются составными, частитаких произведений могут использоваться самостоятельно
Содержаниехореографических произведений, а также пантомим выражается средствамипластических движений человеческого тела (танцы, мимика). Советскимзаконодательством об авторском праве охранялись лишь такие хореографическиепроизведения и пантомимы, в отношении постановки которых имелись указания,изложенные на письме или иным образом. В литературе наличие такого условияобъяснялось определяемой законом необходимостью придания произведению такойобъективной формы, которая допускала бы его воспроизведение без участия автора.В действующем законодательстве воспроизводимость не является признаком,необходимым для предоставления произведению охраны. Кроме того, новыетехнические средства позволяют записывать исполнение хореографических произведенийи пантомим на магнитные и иные носители и в любое время воспроизводить их наэкране. По этим основаниям хореографические произведения и пантомимы охраняютсядействующим авторским законодательством без каких-либо особых условий.
Обычно хореографическиепроизведения и пантомимы исполняют под музыку, и это сближает их смузыкально-драматическими произведениями. Но это — самостоятельный видпроизведений. Так, В.Елизарьеву, одному из создателей балета “Страсти”, былаприсуждена престижная премия Международной ассоциации деятелей хореографии“Бенуа- де ля данс” за лучшую хореографию во всемирном балетном искусстве за1995-1996 г
3. Музыкальные произведенияс текстом и без текста.
В этих произведенияххудожественные образы выражаются посредством звуков, которые связаны междусобой по законам мелодии, ритма и гармонии
Действующее законодательство не предъявляет к объективнойформе музыкального произведения каких-либо особых требований. Главным назначениеммузыкального произведения выступает его непосредственное восприятие на слух,поэтому основной объективной формой музыкального произведения является егоисполнение. Однако исполнению музыкального произведения должно сопутствоватьвыражение его в форме записи на письме с помощью нотных знаков или в формезвукозаписи, поскольку, во-первых, последующее воспроизведение исполнения,особенно сложных музыкальных произведений, даже специалистами практическиневозможно, во-вторых, доказать факт неправомерного использования исполненногомузыкального произведения очень сложно.
Действующеезаконодательство не содержит специального перечня музыкальных произведений,охраняемых авторским правом. В специальной юридической литературе и теориимузыки определены следующие виды музыкальных произведений: обработки,переложения, оркестровки, аранжировки, вариации.
Музыкальное произведениеможет использоваться вместе с текстом литературного произведения.
Такое произведение, какправило, является результатом деятельности двух или более лиц
4. Аудиовизуальные произведения (кино-, теле-,видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения).
По мнению И.В. Савельевойаудиовизуальные произведения относят к сфере так называемого “синтетического” искусства,объект которого благодаря творческому труду режиссера представляет собой“органическое соединение разных искусств или видов искусства в единоехудожественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов” [11].Из числа последних могут быть выделены как самостоятельные объекты авторскогоправа (например, сценарий, музыка), так и те, которые не могут существовать внесамого аудиовизуального произведения (результат труда режиссера, оператора,артистов-исполнителей, других лиц).
Организационно-техническиеработы, а также выделение финансовых средств, необходимых для созданияаудиовизуального произведения, осуществляет, как правило, производительаудиовизуального произведения – физическое или юридическое лицо, взявшее насебя инициативу и ответственность за создание произведения. Поскольку интересыпроизводителя аудиовизуального произведения должны учитываться в процессеиспользования аудиовизуального произведения, в отношении последнего выделяютавторов (режиссер-постановщик, автор сценария и автор специально созданного дляаудиовизуального произведения, музыкального произведения с текстом или безтекста) и производителя, к которому по договору на создание аудиовизуальногопроизведения переходят исключительные права на воспроизведение, распространение,публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения аудиовизуальногопроизведения, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуальногопроизведения, если иное не предусмотрено договором.
Производительаудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведенияуказывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
5. Произведения скульптуры,живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства.
Отсутствиезаконодательного определения произведения изобразительного искусства объясняютбольшим многообразием форм и технических способов выражения творческой мысли втаких произведениях
Как любой объектавторского права, произведение изобразительного искусства должно получитьконкретное внешнее выражение. Но если рукопись литературного произведения,дискета, на которой записана компьютерная программа, или магнитная записьаудиовизуального произведения предназначены для размножения и распространения,то произведения изобразительного искусства создаются, как правило, вединственном экземпляре и приобретают качества уникальной вещи. Авторпроизведения изобразительного искусства с момента воплощения последнего вкакой-либо объективной форме является субъектом, как права собственности, так иавторского права на созданный им объект. Когда автор передает право наиспользование произведения изобразительного искусства, он остается авторомпроизведения; право собственности на произведение изобразительного искусствапереходит к пользователю. Между автором произведения изобразительного искусстваи его собственником возникает авторское правоотношение с определенной для егоучастников совокупностью прав и обязанностей, особенности которых отражены вдействующем законодательстве об авторском праве
6. Произведенияприкладного искусства.
Являются разновидностьюпроизведений изобразительного искусства. В юридической литературе указывают надва присущих этим объектам отличительных признака — утилитарность ихудожественность исполнения. Это означает, что произведения прикладногоискусства как оригинальные художественные разработки воспроизводятся промышленнымспособом с целью создания товаров, предназначенных для удовлетворениякультурных и бытовых потребностей людей. Такими товарами являются ювелирные игалантерейные изделия, иные изделия из металла, фарфора, кожи, кости, пластмассыи других материалов. В юридической литературе произведения прикладногоискусства определены как художественные изделия бытового назначения, обладающиехудожественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющиепрямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды ичеловека.
Произведения прикладногоискусства как объекты авторского права следует отличать от промышленныхобразцов охраняемых правом промышленной собственности. В юридической литературеуказывалось, что в отличие от объекта авторского права промышленный образец“представляет собой не вполне конкретное изображение, а некий принципиальныйобраз, создающий определенное ощущение”.
7. Произведенияархитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства.
Эти произведения имеют двойное назначение: удовлетворятькак духовные, так и определенные материальные потребности людей. Авторскимправом охраняются сами произведения архитектуры, градостроительства исадово-паркового искусства, выраженные в виде зданий, сооружений, садов, паркови т.д., а также и относящиеся к архитектуре произведения архитектурной графикии пластики – эскизы, чертежи, планы, рисунки и иные разработки, предшествующиестроительству.
Произведения архитектурыпользуются охраной как результаты творческой деятельности, причеморигинальность произведения должна отражать личный вклад автора в графическоеоформление произведения архитектуры, градостроительства, садово-парковогоискусства (в эскиз, план и т.д.), и в его объемное оформление, котороепроявляется в уже созданном объекте.
В процессе проектированияи непосредственно строительства автору оригинального архитектурногопроизведения приходится решать определенные инженерно-конструкторские, и даженаучные задачи. Полученные результаты авторским правом не охраняются (хотямогут представлять основную ценность архитектурного произведения), так какавторским правом охраняется только форма произведения, но не его содержание.
8. Фотографическиепроизведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.
Фотографические и имподобные произведения были выделены в самостоятельный вид охраняемых авторскимправом объектов уже в Положении об авторском праве 1911 г., принятом в России.Однако в юридической литературе еще длительное время дискутировался вопрос отом, можно ли рассматривать фотографические произведения как разновидностьпроизведений изобразительного искусства или они являются только продуктамитехнической деятельности.
С момента признанияфотографических и им подобных произведений объектами авторского права и допринятия 16 мая 1996 г. Закона Республики Беларусь “Об авторском праве исмежных правах” в качестве условия охраны таких произведений действовалотребование обязательного указания на каждом экземпляре фотографического илиподобного ему произведения имени автора, места и года выпуска произведения всвет.
Современноезаконодательство исходит из признания фотографических произведений, а такжеприравненных к ним произведений голографии, слайдов и иных произведений,полученных способами, аналогичными фотографии, самостоятельным видомпроизведений авторского права и предоставления им охраны без выполнениякаких-либо формальностей.
9. Карты, планы, эскизы,иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии идругим наукам.
Существуют объектыавторского права с двойственным характером назначения, которые занимаютпромежуточное место между литературными и художественными произведениями. Ктаким произведениям относятся географические, геологические, астрономическиекарты, глобусы, рисунки по естествознанию и иные схожие произведения. В нихкроме изображения обычно имеется и текст, поясняющий значение карт и рисунков
В Положении об авторскомправе 1911 г. эти объекты относились к литературным произведениям, а позже быливыделены в самостоятельный вид
Действующимзаконодательством картографические произведения определены как специальныетематические проблемно ориентированные карты и атласы. Охраняются такиепроизведения лишь в том случае, если они представляют собой результаттворческого труда их составителя
10. Другие произведения.
Перечень объектовавторского права является открытым. Это значит, что любое выраженное вкакой-либо объективной форме произведение науки, литературы и искусства,являющееся результатом интеллектуальной творческой деятельности, охраняетсясредствами авторского права, даже если оно не относится ни к одному ихперечисленных в ст. 993 Гражданского кодекса видов произведений.
Примером такого объектаможет служить реклама. Согласно Закону Республики Беларусь от 18 февраля 1997г. “О рекламе” (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. №8. Ст. 189), реклама может полностью или частично являться объектом авторскогои смежных прав[8].
Резюмируя сказанное,следует отметить, что в целом объектом авторского права является совокупностьидей и образов в оригинальном воплощении, а материальные носители этихвоплощений (пленки, видео- или аудиокассеты) предметами, в отношении которыхдействует вещное право.
Дав неисчерпывающийперечень объектов, на которые распространяется авторское право,законодательство предусматривает некоторые однозначные изъятия из кругаохраняемых объектов. Так, в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона авторское право нераспространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы,открытия, факты.
В ст. 8 приведен списокобъектов, не охраняемых авторским правом, а именно:
1) официальные документы(законы, судебные решения и пр., а также их официальные переводы);
2) государственныесимволы и знаки;
В соответствии со ст. 992Гражданского кодекса Авторское право распространяется на произведения науки,литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности как наобнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие вкакой-либо объективной форме:
1) письменной (рукопись,машинопись, нотная запись и т.д.);
2) устной (публичноепроизнесение, публичное исполнение и т.д.);
3) звуко- или видеозаписи(механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);
4) изображения (рисунок,эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);
5)объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);
6) в других формах.
Согласно ст. 5 Закона «Обавторском праве и смежных правах» авторское право распространяется напроизведения науки, литературы и искусства, как на обнародованные, так и нанеобнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме,независимо от назначения и достоинства произведения.
Подход к определениюпонятия произведения и в Гражданском праве, и в Законе «Об авторском праве исмежных правах» практически идентичен за тем, однако исключением, что Закон неназывает в качестве признака произведения то, что оно должно быть результатомтворческой деятельности. Вряд ли это можно расценивать иначе, как пробел вЗаконе. Впрочем, некоторые исследователи находят в Законе признак творческогохарактера произведения, несмотря на то, что он там не указан[5].
Произведения вГражданском праве система объектов авторского права во многом повторяетсистему, изложенную в ст. 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах».Однако между нормами Кодекса и Закона существуют и принципиальные расхождения.Например, Закон «Об авторском праве и смежных правах» относит базы данных не ксоставным произведениям, что было бы более логичным, а указывает их средиоригинальных произведений, относя наравне с компьютерными программами к разрядулитературных произведений[4].
Таким образом, переченьохраняемых авторским правом объектов является открытым и допускает изменения иуточнения в будущем.
Глава 3. Субъектыавторского права
3.1 Виды субъектовавторского права
Как указывалось выше,субъектами авторских прав являются их создатели. В данном случае это лица, чьимтворческим трудом созданы новые оригинальные произведения науки, литературы илиискусства. Первоначальными правами в юридической литературе называютсубъективные авторские права, которые возникают у автора (физического лица) врезультате факта создания произведения[12].
Субъективные авторскиеправа могут быть условно разделены на две категории: личные неимущественныеправа и имущественные права.
Иностранный гражданинможет быть субъектом авторского права Республики Беларусь, если егопроизведение либо впервые выпущено на территории страны, либо находится на еетерритории в какой-либо объективной форме. Если же произведение иностранногогражданина выпущено на территории другой страны или находится там в какой-либообъективной форме, то автор может стать субъектом белорусского авторского праватолько в результате заключенных Республикой Беларусь соглашений и в пределах,им установленных.
К субъектам авторского права помимо авторов относятсяграждане, которые непосредственно не участвуют в создании литературного,научного или художественного произведения, но обладают определенным объемомавторских правомочий по использованию произведений в результате наследованияили действия определенных заключенных с автором договоров на использование егопроизведения. Такие физические лица называются правопреемниками[6].
Наследникиприобретают авторские права в силу закона или завещательных распоряжений, икруг их полномочий уже, чем у автора: право на опубликование, воспроизведение ираспространение произведений, в том числе и не издававшихся ранее; праванаследников действуют в течение 50 лет после смерти автора.
П. 2 ст. 11 ЗаконаРеспублики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» посвящен правамиздателей энциклопедий, периодических и продолжающихся сборников научныхтрудов, газет, журналов. Исключительное право на использование изданий такоготипа принадлежит издателю, который при любом использовании таких произведенийимеет право требовать указания своего наименования.
Субъектом авторскогоправа на такое независимое произведение, как сборник, является составительсборника, который проводит определенную исследовательскую работу, отбирает исистематизирует материал. Составитель пользуется авторским правом на сборникпри условии, что он не нарушил прав авторов, чьи произведения были включены всборник, а авторы использованных произведений могут, в свою очередь,использовать свои произведения независимо от составного произведения, еслидоговором не предусмотрено иное[7].
Переводчик произведения иавторы других производных произведений (переделки, аранжировки, другойпереработки) являются также самостоятельными субъектами авторского права и, приотсутствии нарушений прав автора оригинала, пользуются рядом правомочий, вчастности на указание своего имени на переводе, опубликование, воспроизведениеи распространение перевода, на авторское вознаграждение и пр. Тем самым автор ипереводчик пользуются правами на разные объекты – оригинальное произведение иперевод.
Таким образом, в кругсубъектов авторского права входят авторы; иные, чем автор, лица, за которымизакон признает первоначальное авторское право или отдельные полномочия,составляющие авторское право; наследники и иные правопреемники, приобретающиеисключительные права по договору или в силу закона.
Автором того или иногопроизведения, как правило, является одно лицо, чьим творческим трудом оносоздано. Однако при работе над произведениями науки, литературы или искусствамогут быть объединены творческие усилия нескольких лиц, и в этом случае,согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежныхправах», право на произведение, созданное совместным трудом двух и более лиц,принадлежит соавторам совместно, независимо от того, является ли этопроизведение неразрывным целым (неделимое произведение) или состоит изотдельных самостоятельных частей (раздельное произведение). В соавторствевозможно создание такого коллективного произведения, которое включает разныеизобразительные формы: слово, звук, изображение.
Автором того или иногопроизведения, как правило, является одно лицо, чьим творческим трудом оносоздано.Единство такого произведения обеспечивается сочетанием содержания иформы выражения (опера – музыка и либретто; кинофильм – сценарий, музыка,режиссура; песня – музыка и текст). В этом случае каждый из соавторов сохраняетавторское право на созданную им часть коллективного произведения, имеющуюсамостоятельное значение, и может использовать ее самостоятельно в отрыве отдругих частей произведения. В этом случае каждая часть произведения требует длясоздания различные виды творческой деятельности. Такое соавторство называется раздельным.При этом использование самостоятельной части произведения может бытьосуществлено автором по его усмотрению, если иное не было предусмотрено присоглашении между авторами.
Право на использованиенеделимого произведения принадлежит соавторам совместно. Закон предусматриваетвозможность заключения соглашения между соавторами, регулирующего отношения поиспользованию, включая распределение вознаграждения. Обязательным условиемиспользования совместного неделимого произведения является то, что «ниодин из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использованиепроизведения»[2].
Произведение может быть результатом совместного творческогопроцесса или являться частью раздельно выполненной работы в соответствии с выработаннымпланом и распределением частей. Соавтор может приступить к работе на любомэтапе и основополагающим является не момент вступления, а творческие задатки испособности соавтора.
Когда используется однаформа выражения, целостность коллективного произведения определяется толькоединством его содержания, которое представляет собой единое целое и в которомневозможно выделить самостоятельные части. В этом случае соавторам принадлежитавторское право на все произведение в целом, и такое соавторство называется нераздельным.
Отношения в коллективеавторов регламентируются соглашением, в котором определены пункты, начиная от последовательностиуказания имен до распределения вознаграждения. Техническая помощь, оказаннаяколлективу соавторов, не может служить основанием для возникновениясоавторства.
Существуют и другиесубъекты авторского права, творческий труд которых делает доступным для широкойпублики музыкальные, драматические и другие произведения, охраняемые авторскимправом. К таким субъектам относятся артисты-исполнители,режиссеры-постановщики, изготовители фонограмм, вещательные организации.
Поскольку именно ихтворческий вклад позволяет нести в широкие массы указанные произведения,авторами которых являются другие лица, их полномочия называют примыкающими кавторским. Объектом их авторских прав является собственно исполнение.
3.2 Личныенеимущественные права авторов
Действующеезаконодательство авторское право относит к категории исключительных прав. Этозначит, что автор произведения и его правопреемники могут использовать своепроизведение любым способом в течение определенного времени. Авторупроизведения принадлежит две группы прав (ст. 15-16 Закона от 11.08.1998 года):
1. личные неимущественныеправа автора;
2. имущественные права.
К личным неимущественнымправам относятся;
а. Право авторства — этообеспеченность законом лица считаться автором созданного им произведения.Авторство всегда индивидуально поэтому право авторства всегда можетпринадлежать только физическому лицу. Его нельзя передать ни по договору, ни позавещанию, ни по каким-либо другим основаниям. От этого права нельзяотказаться. Нарушение права авторства может осуществляться в виде публикации подсвоим именем чужого произведения (плагиата). Плагиат уголовно наказуемое деяниест. 2011 Уголовного кодекса Республики Беларусь[15].
б. Право на авторское имя- это право автора избрать способ указания своего имени при использованиипроизведения. Автор может использовать произведение под своим именем,псевдонимом, или анонимно. В некоторых случаях право на выбор авторского имениможет ограничиваться (использование слов и выражений, носящих оскорбительныйхарактер или нарушающих морально-этические нормы). Право авторства и право наимя принадлежат только автору, и после смерти эти права прекращаются, нопризнаются и охраняются в общественных интересах.
в. Право автора на защитурепутации — это право проявляется в запрете вносить какие-либо изменения в самопроизведение включая его название, снабжать его иллюстрациями, предисловиями,комментариями, и другими пояснениями без согласия автора.
г. Право на обнародованиепроизведения — это все осуществляемые с согласия автора действия, которыевпервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, путем егоопубликования, публичного исполнения, публичного показа и иным способом. Вотличие от остальных неимущественных прав, право на обнародование переходит понаследству. Обнародовать произведение можно только один раз.
3.3 Имущественные праваавторов
Действующеезаконодательство авторское право относит к категории исключительных прав. Этозначит, что автор произведения и его правопреемники могут использовать своепроизведение любым способом в течение определенного времени. Авторупроизведения принадлежит две группы прав (ст. 15-16 Закона от 11.08.1998 года):
1. личные неимущественныеправа автора;
2. имущественные права.
К имущественным правамавтора относится следующее:
а. Право воспроизведениепроизведения,
б. Право на распространениеоригиналов или экземпляров путем продажи;
в. Право на сдачу в прокаторигиналов или экземпляров, программ для ЭВМ, нотных текстов;
г. Право на импортэкземпляров произведения,
д. Право на публичныйпоказ или исполнение,
е. Право на передачупроизведений в эфир,
ж. Право на переводпроизведения на другой язык
з. Право на переделку илииную переработку произведения.
и. Право навознаграждение.
Перечень действийопределенных в п.1 ст. 16 Закона от 11.08.1998 года является закрытым.
Часто свои имущественныеавторские права автор осуществляет не сам, а через специальные организации(издательства, театры, киностудии). В таких случаях между автором и лицамииспользующими его произведения заключается авторский договор. Авторский договор- это самостоятельный тип гражданско-правового договора, поэтому на негораспространяются все положения Гражданского кодекса Республики Беларусь одоговорах[6].
Интересы артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещанияполучили название «смежных прав». Чаще всего смежные права зависят от авторскихправ творческих произведений. В Законе определены четыре категории смежныхправ:
— исполнительские права;
— право на фонограммы;
— право на передачуэфирного вещания;
Таким образом, субъектамиавторских прав являются их создатели. В юридической литературе субъективныеавторские права могут быть условно разделены на две категории: личныенеимущественные права и имущественные права, которые возникают у автора(физического лица) в результате факта создания произведения.
Заключение
В мире все большеезначение приобретают правовые отношения, связанные с созданием и использованиемпроизведений, охраняемых авторским правом.Право на защиту предоставляется авторам, обладателям смежных прав, а также ихнаследникам и иным правопреемникам. Это совокупность мер правоохранительногохарактера для восстановления их нарушенных и оспариваемых прав.
Нарушениеустановленных законодательством положений об авторском праве и смежных правах влечетответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.Законодательством устанавливается уголовная (за присвоение авторства и т. д.),административная, гражданско-правовая ответственность (за незаконноеизготовление или распространение экземпляров произведений либо фонограмм и т.д.).
Роль авторского права вформировании культуры несомненна. А что есть у нации кроме культуры: неткультуры, нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и, безусловно,авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надоохранять. Тем более в настоящее время.
Правовой охраной в равнойстепени пользуются, как произведения, на который поставлен знак охраны, так ипроизведения без знака. Наиболее опасные посягательства на субъективныеавторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовнуюответственность, предусмотренную ст. 201 Уголовного Кодекса Республики Беларусь.Это присвоение авторства или принуждение к соавторству и незаконноераспространение или иное использование объектов авторского права или смежныхправ. Административно-правовой способ защиты состоит в рассмотрении жалобавтора или других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров квышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов.
Без эффективной системыохраны национальных и зарубежных объектов авторского права и смежных правБеларусь могла бы оказаться вне глобальной информационной инфраструктуры и неиметь доступа к информационным ресурсам, потребность в которых становитсяусловием экономического и культурного выживания в XXI столетии. Кроме того,наличие современного законодательства по авторскому праву является важнымусловием для международного сотрудничества в широком объеме, так как покатолько Беларусь и США гармонизировали национальное законодательство сдоговорами ВОИС.
Список используемыхисточников
1. Гражданский кодексРеспублики Беларусь: принят Палатой представителей 28октября 1998 г.: одобр.Советом Респ. 19 ноября 1998г.: текст Кодекса по состоянию на 10 октября 2007г. – Минск: Амалфея, 2007. – 319с.
2. Колбасин, Д.А.Гражданское право. Особенная часть: учеб. пособие / Д.А. Колбасин. – Минск:Амалфея, 2006. – 768 с.
3. Конституция РеспубликиБеларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканскихреферендумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. –48 с.
4. Комментарий кГражданскому кодексу Республики Беларусь; под общ. ред. В.Ф. Чигиря. – Минск:Амалфея, 1999. – 1071 с.
5. Комментарий к ЗаконуРесп. Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»/С.А.Судариков; под ред.Э.П.Гаврилова. -Минск. Амалфея, 2000. – 420 с.
6. Лосев, С.С. РеспубликаБеларусь в системе Международной охраны авторского права / С.С. Лосев // Вест.Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 1997. – № 6. – 60 с.
7. Маньковский, И.А.Гражданское право. Особенная часть: практ. пособие/ И.А.Маньковский. — Минск:Молодеж., 2003. – 308 с.
8. О рекламе: Закон Респ.Беларусь, 18 февраля 1997 г. //Ведомости Национального собрания РеспубликиБеларусь — Минск, 1997. № 8. – 189с.
9. Об авторском праве исмежных правах: Закон Респ. Беларусь, 16 мая 1996г., с изменениями идополнениями от 11.08.1998 г.// Ведомости Национального собрания Респ.Беларусь, 1998 г. № 31-32.
10. Попова И.В. Авторскоеправо и смежные права./ И.В. Попова; под ред. В.Ф. Чигира.– Минск: Амалфея,1999. – 448 с.
11. Савельева И.В.Правовое регулирование отношений в области художественного творчества/ Минск,1986.- 39 с.
12. Серебровский В.И.Гражданское право. Учебник. Часть вторая./ В.И. Серебровский.- Минск. – 1938.
13. Сергеев, А.П. Гражданскоеправо. Учебник. Часть III/ А.П.Сергеев, Ю.К. Толстой; под ред. А.П. Сергеева. — Минск: Проспект, 1999. – 592 с.
14. Судариков, С.А.Авторское право и смежные права в Республике Беларусь / С.А. Судариков //Юстиция Беларуси. – 1998. – № 1. – 75 с.
15. Уголовный кодексРеспублики Беларусь: принят Палатой представителей 09 июля 1999 г: текстКодекса по состоянию на 01 марта 2007 г. – Минск: Амалфея, 2007. – 335 с.
16. Чигир В.Ф. Авторскоеправо и смежные права. Общий обзор./ – Минск: Амалфея, 1999. – 160 с.