МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет математики и компьютерных наук
Кафедра программного обеспечения
РЕФЕРАТ
АВТОРСКОЕ ПРАВО НА
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Выполнили:
Студенты 314 группы
Попов А.А.
Дбар А. Э.
Проверила:
Захарова И.Г.
Тюмень – 2005
TOCo «1-3» h z u
Введение… PAGEREF _Toc115097136 h 3
ГЛАВА 1. Понятие авторского права… PAGEREF _Toc115097137 h 5
ГЛАВА 2. Программное обеспечение как объект авторскогоправа… PAGEREF _Toc115097138 h 8
2.1. Охраноспособностьпрограмм и их отдельных элементов. PAGEREF _Toc115097139 h 8
2.2.Классификация программ… PAGEREF _Toc115097140 h 9
2.3.Особенности правового режима. PAGEREF _Toc115097141 h 12
ГЛАВА 3. Международные источники прав авторов программ… PAGEREF _Toc115097142 h 16
ГЛАВА 4. Законодательство РФ на защите прав авторов… PAGEREF _Toc115097143 h 19
4.1.Становление авторского права на программное обеспечение. PAGEREF _Toc115097144 h 19
4.2.Структура закона. PAGEREF _Toc115097145 h 20
4.3. Основныепонятия. PAGEREF _Toc115097146 h 21
4.4.Экономический аспект. PAGEREF _Toc115097147 h 25
4.5. Субъектыправоотношений… PAGEREF _Toc115097148 h 27
ГЛАВА 5. Сущность и механизмы авторского права… PAGEREF _Toc115097149 h 31
5.1. Праваавтора. PAGEREF _Toc115097150 h 31
5.1.1. Личныенеимущественные права. PAGEREF _Toc115097151 h 31
2.2.2.Имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных.PAGEREF _Toc115097152 h 35
ГЛАВА 6. Правовые вопросы защиты программных продуктов… PAGEREF _Toc115097153 h 40
6.1.Компьютерное пиратство на отечественном рынке. PAGEREF _Toc115097154 h 40
6.2.Законодательство о защите программных продуктов. PAGEREF _Toc115097155 h 41
6.3.Гражданско-правовая ответственность правонарушителей… PAGEREF _Toc115097156 h 42
6.4. Уголовнаяответственность. PAGEREF _Toc115097157 h 46
6.5.Административная ответственность. PAGEREF _Toc115097158 h 47
6.6. Рольантимонопольных органов в борьбе с компьютерным пиратством… PAGEREF _Toc115097159 h 48
6.7. Ответственностьпо таможенному законодательству. PAGEREF _Toc115097160 h 50
ГЛАВА 7. Ситуация с нарушением авторских прав на ПО вРоссии… PAGEREF _Toc115097161 h 51
Заключение… PAGEREF _Toc115097162 h 55
Список литературы… PAGEREF _Toc115097163 h 60 Введение
Необходимость правового регулирования отношений, связанных с созданием ииспользованием программного обеспечения возникла сравнительно недавно, в начале60-х годов ХХ века, когда началось их сравнительно массовое применение. С тоговремени горизонты проникновения программного обеспечения для электронныхвычислительных машин в общественную жизнь расширились с рамок специальныхнаучных учреждений и военных проектов до повседневного использования в жизничеловека. Столь стремительный рост в количественном и качественном отношенииостро поставил вопрос о правовом регулировании общественных отношений,связанных с использованием программ для ЭВМ. Поиск наиболее приемлемых формправовой охраны программ продолжается и в современных условиях. Несмотря на то,что в подавляющем большинстве государств на программное обеспечение распространена авторско-правовая охрана, эторешение удовлетворяет далеко не всех и поиск наиболее подходящей системы дляправовой охраны продолжается. В условиях Российской Федерации проблемазаконодательного регулирования правовой охраны программного обеспечения такжене решена окончательно. Законы, регулирующие данные правоотношения, былиприняты в 1992-1993 гг., то есть до введения в действие Гражданского кодексаРоссийской Федерации. Данное обстоятельство не способствует единству правовогорегулирования в сфере правовой охраны программ. Оценивая научную разработанностьданной темы, нужно прежде всего отметить, что рассмотрение вопросов правовойохраны программ происходит, как правило в рамках авторско-правовой охраны и всовокупности с другими объектамиавторского права, без должного выделения специфики программ. Мало вниманияуделяется теоретической стороне правовой охраны программного обеспечения,например вопросам понятия программы для ЭВМ и авторских прав на нее. Много информации и публикаций по данной теме можнонайти на страницах глобальной компьютерной сети Internet, хотя большинство из них носятпрактическую направленность и не всегда написаны юристами.
Целью данного исследования является, во-первых, рассмотрение теоретическихоснов правовой охраны программного обеспечения, и, во-вторых, анализ действующегороссийского законодательства по правовой охране программ путем доктринальноготолкования норм, выявления пробелов и недостатков в правовом регулировании испособов их устранения. С учетом этого целесообразна постановка следующихзадач:
· определениепонятий программного обеспечения, а также смежных и пересекающихся с нимипонятий с правовой точки зрения;
· изучениесовокупности правомочий, возникающих у конкретных лиц в связи с созданием программногообеспечения;
· рассмотренияспособов перехода указанных правомочий;
· анализположений ответственности за нарушение прав на программное обеспечение.
С практической точки зрения данная работа призвана систематизироватьимеющийся законодательный и научный материал по правовой охране программногообеспечения, выявить спорные и неоднозначные моменты и дать рекомендации по ихустранению. Быстрое развитие технологий по обработке информации, к которымотносятся программное обеспечение, вовлекает в сферу их обращения все большесубъектов гражданского оборота и значительные капиталы, что делает очевиднымнеобходимость дальнейшего изучения правового аспекта их охраны.
ГЛАВА1. Понятие авторского права
По законодательству Российской Федерации достаточно большой круг лицназываются авторами – ученые, писатели, художники, композиторы, изобретатели,дизайнеры, разработчики программ ЭВМ, промышленных образцов и другие. Всехэтих лиц объединяет одно: результаты их труда являются продуктами творческойинтеллектуальной деятельности.
Авторское право рассматриваетсяодновременно: с одной стороны, как система правил, регулирующих взаимоотношенияавтора и общества в связи с созданием и использованием произведений, с другойстороны, как сочетание личных и имущественных правомочий автора. Но с какой быстороны не рассматривалось авторское право, его цель – охрана интересов творцапроизведения, а также интересов общества.
Современное российскоезаконодательство об авторском праве регулирует отношения по возникновению,изменению, прекращения, а также защите авторских прав. В отличие от иногозаконодательства, обеспечивающего охрану результатов интеллектуального труда(патентного, в сфере промышленных образцов, товарных знаков и т.п.), авторскоеправо предоставляет охрану форме результатов творческой деятельности, а не ихсодержанию, причем в определенной сфере: науке, литературе и искусстве.
Идеи, системы взглядов, принципы иметоды, воплощенные в конкретную творческую форму, авторским правом неохраняются. Именно в связи с этим институт авторского права не предусматриваетправил о приоритетах и не связывает возникновение авторских прав с регистрациейпроизведения. Авторские права возникают в силу создания произведения исуществуют независимо от того, выпущено произведение в свет, т. е. доведено лидо сведения неопределенного крута лиц, или нет. Вместе с тем авторское право нераспространяется в соответствии с законодательством на произведения народноготворчества, а также официальные документы (законы, судебные решения и т. п.),официальные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.),утвержденные государственными и общественными организациями.
По российскому законодательствувозникновение авторского права не связано с соблюдением каких-либорегистрационных формальностей: депонированием произведения, его регистрацией ит. п. Однако авторско-правовыми законами большинства государств устанавливается,что все экземпляры произведения должны снабжаться каким-либо знаком с цельюинформации о праве данного произведения на охрану.
Общепринятым является знак,предусмотренный Всемирной Конвенцией об авторском праве, © — copyright– «авторское право». Этот знакупотребляется в сочетании трех элементов: сам знак (латинская буква ‘с’ вокружности: Ó), имя обладателя исключительных авторских прав, год первогоопубликования произведения в свет.
Авторским правом охраняются нематериальные объекты: произведениянауки, литературы и искусства, являющиеся результатами духовной творческойработы, обусловленной интеллектуальными способностями и психофизическимиособенностями их создателей-авторов, в силу чего оказывающими на окружающихопределенное (рациональное, эмоциональное) воздействие.
В соответствии с законодательствомавторские права на произведение принадлежат его создателю. Однако субъектомавторского права (правообладателем авторских прав) могут быть согласно закону ииные физические и юридические лица.
В связи с этим закон различаетсубъектов первоначального авторского права и субъектов производного авторскогоправа.
Субъектами первоначальногоавторского права являются:
1. Физическое лицо, творческим трудом которогосоздано произведение науки, литературы и искусства. Авторское право напроизведение принадлежит автору в силу факта его создания.
2. Несколько лиц (соавторы) — при условии, чтопроизведение создано их совместным творческим трудом. Авторское право наколлективное произведение признается, если авторы (один из них) пользуютсяавторским правом в Российской Федерации.
3. Автор составного произведения — результататворческой работы представляющего собой подбор и расположение включенных в негопроизведений и материалов. Составители пользуются авторским правом при условиисоблюдения прав авторов произведений, включенных в составное произведение.
4. Переводчик, автор аранжировки, адаптации,инсценировки, иной переработки ранее созданного произведения. Авторы переводов,переработки произведений пользуются авторскими правами при соблюдении прававторов оригинальных произведений.
Субъектами производного авторского праваявляются:
1. Наследникив отношении прав, полученных от автора по наследству, а именно: право охранынеприкосновенности произведения, право осуществлять или разрешать использованиепроизведения, право на получение вознаграждения за его использование.
2. Иныелица (физические и юридические) в отношении прав, полученных от автора илинаследников, иных правообладателей (по сублицензионным договорам).
3. Издателиэнциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихсясборников научных трудов, газет, журналом и других периодических изданий вотношения прав на использование их изданий в целом.
4. Организации(работодатели) в отношении прав на использование произведения, созданных впорядке выполнения служебного задания (служебных произведений).
В соответствии с действующимзаконодательством автору в отношении его произведения принадлежат личныенеимущественные (моральные) права и имущественные права.
Праваавторов реализуются при использовании произведений. Использование произведенийтретьими лицами будет правомерным только при получении надлежаще оформленногоразрешения от обладателя авторских прав. Использование произведений бездоговора с обладателями авторских прав и без выплаты им вознагражденияявляется нарушением и влечет ответственность, установленную законодательством(уголовную, административную, гражданско-правовую).
ГЛАВА2. Программное обеспечение как объект авторского права2.1.Охраноспособность программ и их отдельных элементов
Для пониманиятого, что именно из компьютерных разработок и в каком объеме охраняетсяавторско-правовым законодательством, необходимо проанализировать понятие«программа для ЭВМ». Напомним, программа для ЭВМ — это объективнаяформа представления совокупности данных и команд, предназначенных дляфункционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерныхустройств с целью получения определенного результата.
Традиционноавторским правом применительно к программам защищается:
1. то, чтонепосредственно создано разработчиком и существует в символьном (литеральном)представлении до исполнения программы;
2. то, что порождается входе функционирования программы, это так называемые нелитеральные (non-literal)элементы.
Иззаконодательного определения, приведенного в ст. 1 ЗоПЭВМ и без измененийповторенного в ст. 4 ЗоАП, следует, что в российском законодательстве терминомохватывается три группы объектов:
1.
2.
3.
Общеетребование к этим трем группам объектов — объективная форма представления(отображения), то есть возможность фиксации на каком-либо материальномносителе.
По внешнемувыражению литеральные элементы программы (первая и вторая группы объектов)могут существовать:
· в машиночитаемойформе, это исполняемый код, некоторые промежуточные формы существования наборакоманд и данных (псевдо-код, объектный код и т.п.);
· в форме, доступной дляпонимания человеком, в виде исходного текста или подготовительных материалов(блок-схем и т.п.), при этом для признанияих охраноспособными не важно, на каком носителе закреплен текст (на диске,на бумаге).
Кнелитеральным элементам, порождаемым программой аудиовизуальным отображениямотносятся, в частности, отдельные изображения, звуковое сопровождение,видеоряды — все то, что проявляется в процессе исполнения программы. Общеетребование к таким элементам для признания их охраноспособными — оригинальность, то есть такой объект должен быть результатом творческойдеятельности разработчика.
По большомусчету можно было бы признать программой любое произведение, выраженное вцифровой форме, ведь это наборы кодов или сигналов, которые заставляют некоетехническое устройство функционировать определенным образом, напримервоспроизводить звук или изображение. Однако отличия имеются.
Программа — это всегда набор данных и команд, предназначенных для функционированиякомпьютерных устройств. Вне памяти компьютеров программы как таковые ни ккакому результату приводить не могут.
Иныепроизведения, выраженные в цифровой форме, наоборот, могут «жить»своей самостоятельной, не зависимой от компьютерного устройства жизнью:литературное произведение может быть распечатано, надиктовано в видефонограммы; музыкальная фонограмма может быть изготовлена в цифровой форме (например,в формате mp3) или иными способами механической записи (например, на виниловойпластинке), сущность фонограммы от этого не изменяется, поскольку на носителезаписана лишь звуковая информация, а не команды, реализующие в соответствии сзамыслом разработчика определенный алгоритм.
Авторскимправом также может охраняться оригинальное название программного продукта.Забегая вперед, следует отметить, что название программы может охраняться изаконодательством о товарных знаках, если соответствующее обозначение прошлопроцедуру регистрации.
В силупрямого указания Патентного закона «алгоритмы и программы длявычислительных машин» не признаются патентоспособными изобретениями.Вместе с тем не исключена возможность патентования устройств или способов,технический результат применения которых определяется в том числе программнымобеспечением.2.2.Классификация программ
Программы,применявшиеся в первых вычислительных машинах на заре компьютерной эры, решалиразличные задачи, связанные с преобразованием вводимой информации, от расчетовбаллистических траекторий полетов снарядов до перебора миллионов комбинацийшифротекста с целью его расшифровки. Ввод определенной информации (например, спомощью перфокарт) позволял добиваться требуемого результата работы программируемыхустройств, например станков. Проще говоря, ЭВМ была не чем иным, как машиной попереработке вводимой информации, а программа являлась одним из элементовмашины, определяющим алгоритм такой переработки.
Позже, сразвитием технологий хранения больших объемов информации в цифровом виде,собственно программы стали дополняться базами данных; и уже с базами данныхпрограммные продукты из инструмента обработки информации превратились длячеловека в источник нового знания. Появились экспертные системы, обучающиепрограммы, программы для тестирования.
Появлениемультимедийных технологий и широкое распространение персональных домашнихкомпьютеров с начала 90-х годов прошлого столетия способствовали появлениюнового, относительно самостоятельного класса программ, носящих уже неинструментальный, а развлекательный характер. Эти программы вызываютэмоциональные и эстетические переживания, то есть по своему воздействию схожискорее с традиционными произведениями искусства.
Сегодня, сточки зрения человека, взаимодействующего с различными компьютернымиустройствами, можно выделить как минимум три функциональные составляющие,приписываемые программному обеспечению:
· программа какинструментальное средство обработки информации и решения других прикладныхзадач пользователя;
· программа как источникнового знания (познавательной и справочной информации);
· программа какпроизведение, способное оказывать эмоциональное воздействие и обладающееэстетическими качествами.
Выделениефункциональных составляющих носит весьма условный характер, тем не менеепозволяет продемонстрировать разноплановость современных программных продуктови несводимость их только к инструментальным системам, своего рода«цифровым средствам производства». Наоборот, совершенствование техникии телекоммуникационных каналов приводит к более тесной интеграции программ сиными произведениями — музыкой и фотографией, литературными и видеоработами.Программы превращаются в комплексные составные объекты авторского права.
Мироваяпрактика свидетельствует о том, что в абсолютных показателях количествореализуемых экземпляров так называемых продуктов домашнего назначения сейчассущественно превышает число реализуемых копий программ делового назначения.Деление программ по основному типу пользователей (домашние и деловые программы)в значительной степени предопределяет, как будет показано ниже, формы ихраспространения.
Важноразделять программное обеспечение на заказные и тиражные программы.
Заказноепрограммное обеспечение (в англоязычной литературе custom software, bespokesoftware) исторически более ранний класс ПО. Собственно говоря, во временабольших ЭВМ в 60-70-х гг. ХХ века системные программыпоставлялись исключительно производителями оборудования вместе с самимоборудованием, а прикладное ПО писалось подконкретные задачи коллективами штатных программистов или стороннимиорганизациями по подрядным договорам в соответствии с техническим заданием.Сторонние коллективы программистов предлагали клиенту в этом случае не готовыйпрограммный продукт, а свои услуги по написанию, настройке и сопровождениюпрограммного обеспечения. Такие прикладные программы были приспособлены поднужды конкретной организации (только организация тогда могла позволить себеиметь ЭВМ) и в неизменном виде для других пользователей были малоинтересны.
Тиражныепрограммы (в англоязычной литературе canned software,packaged software, standardsoftware) представляют собой системные, прикладные или развлекательные программные продукты, потребительскиесвойства которых позволяют удовлетворять потребности широкого кругапользователей. Такие программы с конца 70-х гг. начали поставляться в видестандартизованных, готовых к непосредственной эксплуатации пользователямипакетов. В наши дни дистрибутивы с такими программами обычно тиражируются достаточнобольшими количествами на носителях (отсюда и название) или распространяютсячерез Интернет. Возможности по изменению или наращиванию функциональности втаких программных пакетах либо отсутствуют, либо предоставлены пользователю внезначительной степени (настройка интерфейса, подключение внешних компонентов ит.п.).
Данноеделение также весьма условно, поскольку на практике можно встретить множествокомбинированных вариантов поставок. Например, существует гибко настраиваемоетиражное ПО, которое позволяет взыскательному пользователю в случаенеобходимости произвести тонкую настройку типового прикладного решения под своинужды, в том числе нарастить необходимую функциональность. С точки зренияклиента, заключающего комплексный договор на поставку и внедрениеавтоматизированных систем, зачастую нелегко понять, где кончается поставкатиражных программных компонентов и начинаются услуги самого поставщика понаписанию или настройке заказанного ПО. Заказные разработки могут писаться наоснове и с использованием какой-то определенной технологической платформы,представляющей собой тиражный продукт.
Но с позицийюридической квалификации отношений между заказчиком и поставщиком небесполезновсе же разделять эти два класса ПО: важное различие между тиражным и заказнымПО состоит в степени участия заказчика в процессе разработки программы, ввозможности влиять на качество и функциональные характеристики ПО.2.3.Особенности правового режима
Для пониманияприроды отношений между пользователями программы и правообладателем необходиморассмотреть важный теоретический принцип авторского права — принцип исчерпанияправ.
В отношениитрадиционных объектов ИС — книг с литературными произведениями или пластинок смузыкальными записями — всегда четко можно понять, в каком случае речь идет опередаче прав на экземпляр (то есть на материальный носитель), а в каком опередаче прав на использование самого произведения. Достаточно легко можновыявить различия и между двумя категориями пользователей: пользователямиэкземпляра — лицами, которые приобрели в собственность носитель (книгу,кассету, диск) и применяют его по прямому назначению, и пользователямипроизведения — лицами, которые приобрели права, позволяющие извлекать выгоду отэксплуатации произведения (переводить, тиражировать, распространять, сдавать впрокат и т.п.)1).
Так,приобретая книгу в книжном магазине, покупатель не получает прав наиспользование литературного произведения, он лишь получает в собственность одинэкземпляр этого произведения, при этом никаких договоров с автором илииздательством покупатель не заключает. В п. 2 ст. 16 закона «Об авторском правеи смежных правах» в числе прочего записано, что автору принадлежит исключительноеправо на распространение произведения. Не нарушается ли это право в случае,например, если покупатель решит подарить кому-нибудь купленную книгу?
Ответ на этотвопрос будет отрицательным, поскольку в отношении поступивших в продажуэкземпляров правомерно опубликованных произведений действует так называемыйпринцип исчерпания прав. Суть его состоит в том, что правомерно введенный воборот экземпляр произведения в дальнейшем может распространяться без согласияавтора и без выплаты ему вознаграждения — это значит, что легально выпущенныекнига или диск могут быть впоследствии перепроданы, обменены, подарены, ииспрашивать на это согласия правообладателя и заключать с ним по этому поводукакой-либо договор нет необходимости.
Принциписчерпания права на распространение, также именуемый иногда «правиломпервой продажи», сформулирован в п. 3 ст. 16 закона «Об авторском праве исмежных правах» и звучит он так:
· «Еслиэкземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборотпосредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение безсогласия автора и без выплаты авторского вознаграждения».
Значениеэтого правила велико, ведь, по сути, отсутствие в законодательстве оговорки обисчерпании прав существенно затруднило бы доведение произведений допотребителя, поскольку расходы на построение дистрибьюторских и розничных сетейс учетом того, что каждому посреднику необходимо заключать договор с каждымправообладателем, были бы недопустимо велики.
Правилопервой продажи вместе с тем имеет строго территориальную привязку.Подразумевается, что экземпляр должен поступить в продажу и можетраспространяться на территории одного и того же государства, иначе при ввозеэкземпляров с территории другого государства может быть нарушено исключительноеправо правообладателя на импорт. В Европейском союзе, однако, действуетправило, согласно которому исчерпание прав наступает при первой продаже натерритории любого государства в пределах Евросоюза.
Исчерпанияправ не происходит, если произведение начало распространяться сетевыми илииными способами, не связанными с продажей материальных носителей. К примеру,начало распространения произведения через Интернет не означает, что уобладателей копий такого произведения появляется возможность самостоятельно вдальнейшем заниматься их распространением.
К экземплярампрограмм для ЭВМ также применимо правило первой продажи, специальная оговоркаоб этом содержится в ст. 16 ЗоПЭВМ:
· «Перепродажа или передача инымспособом права собственности либо иных вещных прав на экземпляр программы дляЭВМ или базы данных после первой продажи или другой передачи правасобственности на этот экземпляр допускается без согласия правообладателя и безвыплаты ему дополнительного вознаграждения».
Однако спрограммами дело обстоит немного сложнее.
Формавыражения в виде символов, объединенных в языковые конструкции, позволила, какотмечалось выше, приравнять в свое время программы к литературнымпроизведениям. Но авторско-правовой режим охраны программ сразуохарактеризовался рядом особенностей, ведь основной формой выражения дляпрограмм являлась цифровая форма записи на машинных носителях, не характернаятогда еще для иных объектов авторского права. Цифровое представлениепредопределяло возможность чрезвычайно легкого воспроизведения ираспространения программных продуктов, а также возможность внесения в программыизменений и заимствования их частей. Разработчики первых законопроектов,посвященных правовой охране компьютерных программ, также предвидели, что, кромераспространения на материальных носителях, ПО достаточно широко будетраспространяться и по компьютерным сетям. В связи с этим авторско-правовойрежим охраны программ, предусмотренный в законодательстве многих государств,несколько отличается от режима, предусмотренного для литературных произведений.В чем же состоят ключевые отличия этого режима?
Прежде всего,отсутствие возможности свободного личного использования программ (ст. 18 ЗоАП).Для иных произведений право свободного использования в личных целях традиционнои означает фактически неконтролируемую возможность копирования