Авторы: Жилизняк Марк, ученик 5 класса

Сценарий проекта Авторы: Жилизняк Марк, ученик 5 класса Руководитель: Петрова Елена Анатольевна, учитель музыки.Тема: «Как появились ноты».Образовательное учреждение: МОУ СОШ №9, г. Усть-Кут, Иркутская областьИспользуемые медиаресурсы: Microsoft Office WORD, Microsoft Office Power Point, Интернет- ресурсы.Цель проекта: узнать историю возникновения нотных знаков. изучить различные источники информации, используя ресурсы Интернет, литературные источники. проследить взаимосвязь времени и нотной записи. донести до учащихся полученную информацию. ^ 1)Актуальность темы. Начиная с первых дней своей жизни, человек сталкивается с музыкальными звуками. Существует множество прекрасных музыкальных произведений, которые доставляют людям радость и удовольствие. Композиторы используют всего семь нот, но разные комбинации из них рождают прекрасные мелодии. На уроках музыки мы тоже слушаем музыку, и как выяснилось , семь нот появились не сразу, для этого человечеству пришлось потрудиться, придумывая способы передачи музыкальных звуков, И только в XVII- веке наконец-то определились с названиями нот…2) Цель. Собрать материал об истории возникновения знаков для записи мелодий.3) Определение предмета исследования. Познакомившись на уроках музыки с начальными понятиями нотной грамоты, я решил проследить историю ее возникновения.^ 4) Формулировка проблемы. Мне необходимо было узнать, когда появились ноты? Есть ли конкретный человек, который их придумал? Менялись ли способы записи музыки со временем?5) Гипотеза проекта Возможно, ноты появились одновременно с появлением букв и цифр. Но ведь буквы раньше заменялись рисунками. Менялись ли нотные знаки? Для проверки гипотезы необходимо ответить на вопросы: Совпадает ли время появления букв и нот? Изменялся ли способ записи мелодии? Одинаково ли записывали мелодию представители разных народов? Когда появилась единая система записи музыки? Мне кажется, что одни и те же музыкальные звуки все народы записывали одинаково и ноты мало изменились со временем.^ 6) Проверка гипотезы. Для проверки гипотезы необходимо было познакомиться с историей музыки, историей нотной грамоты. А для этого необходимо былоИсследовать разные источники информацииНайти и изучить нужную информациюРазработать план проектаВоплотить идею в жизнь – собрать как можно больше материала по истории музыки и нотной грамоты.^ Содержание исследовательской работы. МУЗЫКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДВУРЕЧЬЯ. Изучение музыки Древнего Египта и государств Двуречья сопряжено с рядом трудностей. Главная сложность состоит в том, что сами музыкальные произведения почти не сохранились. О музыкальной культуре этих цивилизаций могут рассказать только косвенные данные – тексты гимнов и песнопений. При раскопках финикийского города государства Угарита, была найдена табличка, XV в. до н.э. с текстом религиозного гимна. Это пока единственная запись музыки Двуречья. Слова гимна написаны на хурритском языке, а « ноты» на аккадском. При расшифровке записи у ученых появилось четыре варианта ответов. Почему так произошло? Причина заключается в том, что в Двуречье использовали клинопись – письменность, знаки которой состоят из клиновидных чёрточек. Каждый знак обозначал не один звук, а два, т. е. простейший вид созвучия – интервал. Должны были исполняться эти звуки – последовательно или одновременно, в тексте не указывалось. По поводу записи египетской музыки существуют различные предложения. Если с этой целью применяли иероглифы – рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию, – тогда она также была неполной. Однако существовал ещё и особый способ обозначения звука через жесты – хирономия ( от греч. «хейр» – «рука» и «номос» – «закон»). Музыкальное письмо Древнего Египта и Двуречья вызывает немало вопросов. Почему музыкальные произведения записываются не полностью, почему древний человек не стремился найти способ записи, предназначенный для музыки, подобно тому, как европейцы пришли к созданию нотной грамоты? В отличие от исторической хроники или поэтического произведения музыкальный подтекст был всего лишь своего рода конспектом, в котором информация передавалась в сокращенном виде или скорее всего была понятна только исполнителю. От II тысячелетия до н.э. до нас дошли термины, обозначающие музыкальные интервалы, лады, жанры – всего четырнадцать слов. И хотя ученые до сих пор спорят о том, каково было настоящее звучание интервалов и ладов, можно твердо сказать, что в Двуречье музыканты не только создавали и исполняли музыку, но и накапливали знания о музыкальной теории.^ МУЗЫКА АНТИЧНОСТИ. Музыка Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Для музыкального письма использовали буквы греческого и финикийского алфавита. Создание первой музыкальной школы, основателем которой стал поэт Архилох, относится к 650 г. до н. э. История возникновения нот берет свое начало ещё от античной древности. В эпоху раннего средневековья была распространена буквенная запись звуков. Она позволяла обозначить лишь высоту звуков, но их длительность при этом не фиксировалась вовсе. Со временем этот способ записи нот оказался мало пригодным для записи начавшей развиваться в то время многоголосной музыки. Судя по сохранившимся китайским колоколам V век до н. э., китайцы уже тогда знали и использовали двенадцатитоновую систему, состоявшую из 6-ти основных и 6-ти дополнительных тонов ( наподобие черных клавиш фортепиано). При настройке этой системы они использовали квинты и терции и отдавали предпочтение чистым терциям. Китаец Чу Цай Ю был князем династии Мин и издал книжку по темперации в 1584 году.^ СРЕДНЕВЕКОВОЕ НОТНОЕ ПИСЬМО. В григорианской музыке была разработана специальная система записи песнопений. Первоначально они назывались НЕВМАМИ ( от греческого –« Дыхание») – условными знаками , передававшими общее направление развитие мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали добавит сам исполнитель. Одна над другой проводились две черты (обычно разного цвета), обозначавшие высоту основных звуков, а невмы записывались вокруг или прямо на линейках. Древнерусским эквивалентом невменного письма были «крюки» или «знамена». Древнерусские памятники русского крюкового письма относятся к концу XI – началу XII века. В начале XI в. музыкант и теоретик Гвидо из города Ареццо произвел переворот в системе записи, введя ещё две линии. Невмы стали располагаться на четырех линиях и между ними что гораздо удобнее обозначало высоту звуков. Четырёхлинейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях. Само слово «нота» происходит от латинского « значок», « памятка». Кому и когда пришло в голову назвать волшебные звуки, обозначаемые чёрно-белыми значками, нотами? На самом деле история происхождения этих маленьких музыкальных слов очень проста. Почти все названия нот восходят к церковному католическому гимну 11 века в честь Иоанна Крестителя ( он считался покровителем церковного песнопения), написанного монахом Павлом Диаконом. «ДО» – «Ut gueant laxis» – первая строка католического гимна. До середины 18 века вместо «до» употребляли союз « ut». Замена « ut» на «до» была произведена либо в 1639., либо в 1673г. Причем точная причина не известна. В России до конца 18 века звук и ноты именовали «ут», хотя «до» уже было отмечено в русском языке с 1841года. «РЕ» – «Resonare fibris», в русском словаре отмечается только с1776года. «МИ» – «Mira gestorum»,в русском языке существует с 18 века. «ФА» – начальный слог четвёртого стиха гимна: «Famuli tuorum». «СОЛЬ» – первый слог пятого стиха «Solve polluti». «ЛЯ» – происходит от начального слога шестого полустиха первой строфы. «Labii reatum». «СИ» – появилась гораздо позднее, чем предшествующие звуки. В русских словарях она появилась с 1806 года. Но, что интересно: первоначально этого звука вообще не было в числе основных звуков гаммы ( она кончалась звуком «ля»).^ МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ. Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Церковные песнопения записывались с помощью нотного письма, в котором звуки передавались знаками символами – знамёнами ( крюками). Наряду со знамёнными существовали кондакарные песнопения, система записи этого вида письма не поддается расшифровке. Кондак – это разновидность хвалебной молитвы. Итак, мы подошли к самому главному: новая нотация созданная Гвидо Д,Аренцо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков, но ритмическая запись нот оставалась ещё несовершенной. Решение этой проблемы было найдено в Западной Европе в конце XII – XIII веках, когда изобрели мензурную нотацию (фиксировали не только высоту звуков, но и длительность). В этот период была добавлена пятая линия к нотному стану и во второй половине XVII века итальянский теоретик Бонончини заменил неудобный звук (ут) на «до». С того времени мы имеем знакомые всем: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.7)Выводы Итак, мы проследили с вами историю зарождения музыкального искусства, которое начало своё существование в далёкой Древней Античности и каждым веком изменялось, усовершенствовалось и развивалось. Изначально у каждого народа был свой метод записи музыкальных звуков, но со временем, претерпев ряд изменений, все стали пользоваться единым нотным письмом. Нотная запись не остается неизменной. По мере развития музыкального искусства расширяется его образная сфера, обновляется музыкальный тематизм, утверждаются новые средства выразительности. Всё это требует постоянного усовершенствования у нотной записи. Одно остается неизменным – это семь маленьких нот, разные комбинации которых рождают прекрасные мелодии, способные доставлять радость всему человечеству, на протяжении всей его жизни.8) Используемая литература Энциклопедический словарь юного музыканта. М. Изд. « Педагогика» 1985 г. Энциклопедия для детей « Искусство» М.: Мир энциклопедий Аванта + , 2007 Г. htt: // vrn.fio.ru/works/41/1ws105/sredn.htm/ http://sudscride.ru/jod/education.ruslit/200204/21010632.htm.