Оглавление 1Оглавление 1Мировой кризис и реструктуризация в автомобильной и металлообрабатывающей промышленности 2Заявление МПРА в связи с событиями на АВТОВАЗе 3АВТОВАЗ: история болезни 4Нет насилию против российских профсоюзных активистов! 7Фольксваген встал! 7Заемные Рабочие завода Фольксваген добились прибавки на 3,2 % 9Научите меня бастовать! 10АвтоВАЗ. Невеселые будни 11Седьмая конференция ППО МПРА работников ЗАО ФордМоторКомпани 16ГАЗ сократит более половины сотрудников 16Всемирный конгресс МФМ: Лишение жизни на рабочем месте считать преступлением 17IG Metall и МПРА – стратегические партнеры 17«Эй, на том берегу!» 18На встрече с Путиным МФМ поднимает вопрос нарушения прав профсоюзов 23«Центросвар» против рабочих: Противостояние продолжается 24Обострение конфликта на SsangyongMotor – завод окружен полицией 26Правительство Мексики должно прекратить наступление на профсоюз горняков 27Контакты МПРА 28 Мировой кризис и реструктуризация в автомобильной и металлообрабатывающей промышленности Автомобильная промышленность оказалась среди тех отраслей промышленности, что особенно сильно пострадали и продолжают страдать от мирового финансового кризиса, который тяжким грузом лег на плечи промышленных рабочих и их семей.Последствия сокращений и попыток спасти нерегулируемую мировую финансовую систему, построенную на кредитах, все далее распространяются на производственные сектора мировой экономики. Потеря работы и перевод на другую работу грозят миллионам промышленных рабочих во всем мире. Автомобильная промышленность находится среди тех отраслей мировой промышленности, что были поражены финансовым кризисом в первую очередь, и его последствия, в первую очередь, отразились на компаниях, которые, естественно, стараются покрыть свои убытки за счет промышленных рабочих и их семей. В действительности, текущий кризис – это первый синхронизированный международный спад промышленности с момента начала интенсивного мирового роста сектора автомобильной промышленности, развернувшегося несколько десятилетий назад. Для рабочих, занятых в области автомобильной промышленности и металлообработки, а также для их профессиональных союзов разворачивающийся кризис грозит усилением и ускорением ранее возникшей острой необходимости в реструктуризации. Рабочие приняли на себя главный удар кризиса, который был создан не ими, и для которого необходимы срочные и эффективные ответные меры. Такие меры должны быть приняты в условиях согласованной и скоординированной экономической, социальной и промышленной политики, которая защищает рабочие места и заработную плату, а также благосостояние общества, способствует развитию и работе промышленных систем в полную мощность. Финансовые вливания и государственные заказы крупным компаниям – меры, которые проводят современные капиталистические правительства во всем мире в тщетной попытке спасти свою экономическую систему, не решат проблемы. Необходима полная реструктуризация предприятий, как промышленная, так и экономическая, обязательным условием которой должно быть перевод экономической системы на плановую основу. Заявление МПРА в связи с событиями на АВТОВАЗе Товарищи, Мы убедились, что политика в автомобильной отрасли, за которую несет ответственность как руководство АВТОВАЗа, так и страны в целом, привела к плачевным результатам. Под угрозой банкротства оказался АВТОВАЗ – крупнейший работодатель отрасли, предприятие, на котором работает более ста тысяч работников только в одном Тольятти, и которое дает еще более миллиона рабочих мест у поставщиков, смежников, и т.д. по всей стране. Озвучены планы увольнения до 30 тысяч рабочих и служащих АВТОВАЗа, а так же остановки производства в августе и работе по сокращенному вполовину графику с сентября 2009 г. Думаю не нужно объяснять, что это ставит Тольятти и ряд других городов на грань гуманитарной катастрофы. Если не воспрепятствовать этой губительной политике сейчас, завтра мы пожнем плоды разрухи и хаоса. А для автомобильной отрасли потери окажутся просто невосполнимыми. Отечественный автопром, который так долго спасали на словах, будет утрачен. Десятки тысяч квалифицированных рабочих и специалистов, а также их семьи окажутся выброшенными на обочину жизни – в криминал, алкоголизм, наркоманию, проституцию, и будут обречены на деградацию и вымирание. Мы уверены, что альтернатива гибели АВТОВАЗа, а вместе с ним и автопрома как локомотива отечественного машиностроения есть. Для этого нужна политическая воля руководства страны, решительность и готовность поступиться частными интересами узкой группы неэффективных собственников и управляющих, а также проведение политики, направленной на реальную поддержку отечественного автопрома через стимулирование спроса на его продукцию, льготное налогообложение, субсидии и т.д., а также решимость трудового коллектива отстоять свои рабочие места. Кризис на АВТОВАЗе – не частное дело руководства завода, Рособоронэкспорта, Самарской области. Это проблема, которая отразится на гражданах страны в целом, поэтому её нужно решать на государственном уровне и выносить на всеобщее обсуждение. Только так можно найти правильное решение. Мы считаем, что АВТОВАЗ должен продолжать работу, а город Тольятти необходимо спасать от надвигающейся гуманитарной катастрофы. Для этого необходимо принимать срочные меры: • Необходима полная прозрачность расходования государственных средств, направленных и направляемых на поддержку АВТОВАЗа. • Необходима программа стимулирования спроса на продукцию АВТОВАЗа и отечественного автопрома • Необходима долгосрочная программа развития отечественного автопрома • Необходима срочная модернизация производства на выпуск современных конкурентоспособных автомобилей, отвечающих вкусам и потребностям потребителей, что невозможно без национализации АВТОВАЗа • И самое главное, нельзя допустить остановки производства и увольнений на АВТОВАЗе! ^ НЕТ СОКРАЩЕНИЯМ НА ВАЗЕ! АВТОВАЗУ И АВТОПРОМУ – РЕАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ ГОСУДАРСТВА! ЛЮДИ ВАЖНЕЕ ПРИБЫЛИ АВТОМАГНАТОВ И ЧИНОВНИКОВ!^ АВТОВАЗ: история болезни События, протекающие вокруг АВТОВАЗа и города, обязанного ему своим возникновением и существованием, неизбежно вызывают у каждого внимательного наблюдателя как минимум два вопроса: почему это происходит и чем всё это закончится. Оба вопроса сложны, оба таят в себе подвопросы, варианты сценариев, белые пятна и бесчисленные «а вот если бы». Однако, если вопрос о будущем, или, пользуясь медицинскими терминами, о прогнозах состояния здоровья пациента еще в значительной степени открыт, то о диагнозе можно говорить более или менее определенно, а может быть, дойдем и до рецептов лечения. Но, начнем с тезиса, возможно, кажущегося слишком категоричным: сегодня в спасении и нормальном функционировании сложной системы, именуемой АВТОВАЗом, в существующем её виде не заинтересован никто, кроме, прежде всего, самих работников АВТОВАЗа и жителей города. Конечно, это также касается работников заводов-поставщиков, сервисов и дилеров. Напротив, заинтересованность же других, могущественных и влиятельных сил, в том числе и тех, чьей обязанностью является блюсти его интересы, в прекращении его существования очевидна. Эта горькая истина фундаментальна как для понимания происходящего, так и для планирования будущих действий этой последней «заинтересованной стороны» – 100 тысяч простых ВАЗовских работяг. Исходить из другого понимания ситуации – значит обманываться, терять драгоценное время и обрекать себя на поражение. А теперь, начав со столь категоричного заявления, попытаемся объяснить, почему мы так считаем. Сразу предупредим: материал в формат колонки сетевого издания не претендует на железобетонные объективность и доказательность, подтвержденные цифрами, документами и т.п. Это всего лишь мнение автора, основанное на его ощущениях и способности анализировать факты окружающей действительности и некоторый объем располагаемой информации. Мнение это, разумеется, может оказаться ошибочным, поэтому автор желает решительно отмежеваться от ответственности за действия или бездействие, которые могут быть предприняты читателями на основании нижеследующей информации. АВТОВАЗ, в том виде, в котором он был построен и функционировал с момента своего рождения, т.е. как огромная, самодостаточная и самообеспечивающая система в условиях свободного (читай, глобального) рынка существовать без поддержки и протекционизма государства не может и обречен. Это было ясно ещё в 90-х, когда заводу прощали громадные долги перед бюджетами всех уровней, вводили заградительные пошлины для иномарок. АВТОВАЗ, в том виде, в котором он был построен и функционировал с момента своего рождения, т.е. как огромная, самодостаточная и самообеспечивающая система в условиях свободного рынка существовать без поддержки и протекционизма государства не может Почему? Да потому, что он и его продукция никогда и не предполагались для полноценной конкуренции на мировом рынке. АВТОВАЗ был построен для того, чтобы обеспечивать, насколько возможно, потребности внутреннего рынка (мягко говоря, не очень взыскательного вследствие 100%-ного дефицита) и служить источником валюты от продаж на внешние рынки, конкурентоспособность на которых достигалась, прежде всего, за счет низкой цены. Кстати, о конкурентоспособности. Недоброжелатели часто обвиняют Лады в неконкурентоспособности. Однако это неверно. Ведь даже в кризис завод планирует продать 300 тысяч автомобилей, а до кризиса продавал не менее 700 – 800 тысяч автомобилей в год. Нет, автомобили, выпускаемые АВТОВАЗом, нельзя назвать неконкурентоспособными. Не самыми передовыми – да, отстающими от лучших мировых образцов, конечно, уступающими «одноклассникам» ведущих глобальных автоконцернов – безусловно, но все же конкурентоспособными, поскольку они имеют своего покупателя. И все же, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и соперничество на равных с мировыми автоконцернами никогда не были определяющим фактором для АВТОВАЗа, впрочем, как и для других предприятий Советского Союза, экономической системы планового хозяйства, функционировавшей по принципиально другим правилам. Поэтому, переход к свободному рынку и необходимость конкурировать глобально сразу поставила перед автогигантом вызов – реформироваться или проиграть. А проиграть в конкурентной борьбе на рынке – значит прекратить свое существование, чего естественно государство для почти миллионного города и завода, некогда дававшего до 10% ВВП, допустить не могло. Поэтому АВТОВАЗу «помогали», создавая условия для его выживания, защищая от конкуренции, и делая налоговые поблажки. Защищали, естественно, небескорыстно, ведь завод всегда был и остается до последнего времени лакомым куском. Достаточно вспомнить, что именно завод был стартовой площадкой империи некогда могущественного опального олигарха, кормил поколения местных авторитетных людей, а ныне бесчисленных московских менеджеров с зарплатами мирового уровня и безграничными аппетитами, быстро погрузившими до этого прибыльное предприятие в глубокий минус. А вот что касается реформирования, то до него за 20 лет как-то руки не дошли, у всех хозяев всегда находились более важные дела: в основном, связанные с первоначальным и последующим накоплением (и выводом) капитала. А между тем, современное автопроизводство работает по- другому. Автосборочные заводы, на которых работают 1500 – 2000 человек, выпускают в год по 70-100 тыс. автомобилей, а многочисленные фирмы-поставщики бесперебойно снабжают производство запчастями. Монстров 100-тысячников, производящих всё для себя и выпускающих всего 700 000 автомобилей, нет уже нигде, они просто не могут выжить… без господдержки и протекционизма. Природа безжалостна к «Титаникам». Что говорить об АвтоВАЗе, если даже такой мастодонт, как Джи Эм, обанкротился! Гибче, дешевле, организованнее, технологичнее должно быть автомобильное производство, чтобы успешно функционировать в открытом глобальном рынке. Рынок ведь вознаграждает прежде всего эффективность и равнодушен к таким «пустякам», как обеспечение работой жителей города, которым работать больше просто негде… Итак, подведем предварительные итоги. Вывод первый: по законам глобального рынка, АВТОВАЗ в его теперешнем виде существовать не может и должен умереть или «реформироваться», оставив за бортом десятки тысяч избыточных рабочих рук. ^ Глобальная задача по реформированию завода сегодня под силу только государству. А это означает необходимость национализации Поскольку завод не реформирован и генетически связан с государством, то он не может выплыть но, без поддержки. Бизнес и свободный рынок не хотят и не готовы нести ответственность за судьбы работников завода и жителей Тольятти. Эта глобальная задача сегодня под силу только государству. А это означает необходимость национализации… Но это уже тема следующего разговора…А. ЛяпинЗаявление Международной Федерации Металлистов^ Нет насилию против российских профсоюзных активистов! Международная Федерация Металлистов и ее отделения серьезно обеспокоены безопасностью профсоюзных активистов и лидеров в России после ряда нападений и угроз. Профсоюз требует немедленного и открытого расследования. В феврале 2009 года поступили резкие угрозы в адрес Евгения Иванова, лидера первичной ячейки Межрегионального Профсоюза Автомобильной промышленности (МПРА) на заводе GM около Санкт- Петербурга.Через неделю после того, как 12 января 2009 года была основана первичная профсоюзная организация, Евгению и его семье стали поступать анонимные звонки по телефону с угрозами расправы в случае продолжения его профсоюзной деятельности. Несмотря на обращение в милицию, 8 февраля на Евгения было совершено нападение около его дома. Это был не первый случай угроз и репрессий в отношении активистов МПРА. В июне и июле 2008 года Алексей Грамм и Сергей Брызгалов подверглись нападению в Таганроге, в ноябре 2008 года после подобных угроз совершались нападения на профсоюзного лидера Алексея Этманова.До сих пор Международная Федерация Металлистов не получила ни одного подтверждения тому, что власти начали надлежащие и полные расследования всех этих случаев. Международная Федерация Металлистов, а также ее филиалы, присоединяется к обращению к российским властям и руководителям правоохранительных органов Российской Федерации, в котором требует тщательного и немедленного расследования всех случаев угроз и нападений на наших братьев и сестер, профсоюзных руководителей и активистов, и наказания для тех, кто заказывал и выполнял эти действия.^ Фольксваген встал! 15 июня порядка 50 работников цеха сборки (С К Д-1) компании ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» отказались выполнять работу в связи с угрозой жизни и здоровью, воспользовавшись возможностью самозащиты, предусмотренной ст. 379 ТК РФ. С начала летней жары температура в цехе часто превышает 30оС, что выше предельно допустимых нормативов и требований охраны труда и техники безопасности. Работа в условиях жары представляет опасность для работников, так как может стать причиной теплового удара и нанести серьезный вред здоровью. Поэтому, работники цеха под руководством профсоюза МПРА выдвинули требования по устранению нарушений, уведомив работодателя об отказе от работы, прекратили сборку автомобилей до устранения нарушений. Организованная акция работников привела руководство цеха и в замешательство, тем более что отказ от работы осуществлялся на основании закона, организованно, и поэтому не давал повода для дисциплинарных мер со стороны работодателя. Некоторые руководители позволили себе угрозы в адрес работников, и даже в адрес председателя профсоюзного комитета ППО работников ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» Калерии Шмаревой, которой в присутствии работников цеха начальник службы охраны заявил: «Посмотрим, как ты дойдешь до дома». Ранее он уже угрожал Калерии не пускать её на завод и даже увольнением. Отказ от работы, повлекший за собой остановку конвейера, привел к сокращению объема выпуска продукции с плановых 20 до 8-9 автомобилей в смену. В результате переговоров между руководителями предприятия, работники добились 5 минутных перерывов для отдыха каждый час, когда температура в цехе превышает предельно допустимые 28оС.^ Предыстория конфликта. Недовольство работников завода, вылившееся в отказ от работы из-за опасных условий труда (а не незаконную забастовку, как это пытались представить некоторые руководители предприятия) возникло не вдруг и связано не только с неудовлетворительными условиями работы на некоторых участках. Работников завода не устраивает, прежде всего, резко снизившийся уровень заработной платы. Так, в результате недавно прошедшего аудита, усмотревшего проблемы с соответствием Калужского завода Европейским стандартам компании, всем рабочим Калужского завода Фольксваген была не выплачена «премия», составляющая по условиям трудового договора до 30 % заработной платы и выплачиваемая по усмотрению работодателя. Работники, привыкшие слышать от своего руководства похвалы за качество своей работы, да и сами считающие, что качество их продукции не уступает европейскому (чему свидетельством является 2-х месячная очередь на производимые ими «Шкоды» и «Фольксвагены»), были в недоумении. В результате, получив на руки жалкие несколько тысяч рублей за месяц работы, даже самые терпеливые рабочие потеряли мотивацию к ударному труду и стали склоняться к работе по принципу «как платят, так и работаем», а некоторые горячие головы начали призывать к забастовке. Образованная в 2008 году первичная профсоюзная организация работников ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» МПРА, объединяющая на сегодняшний день около 250 рабочих (число которых постоянно растет) объяснила доведенным до отчаяния людям, что «дикая» забастовка, проведенная с нарушением процедуры ТК, даст работодателю возможность уволить недовольных, а проблема не будет решена. С другой стороны, поскольку рабочие не несут ответственность за решения руководства, приведшие к низким оценкам Европейских аудиторов компании, лишать их премии, уменьшая и без того низкий уровень заработка, несправедливо. И хотя процедура трудового конфликта и законной забастовки, прописанная в законодательстве, сложна и занимает много времени, работники объединившиеся в профсоюз намерены предъявить свои требования работодателю и добиваться их рассмотрения и выполнения.А. ЛяпинIG Metall, Германия Заемные Рабочие завода Фольксваген добились прибавки на 3,2 % Нижнесаксонское отделение профсоюз IG-Metall добилось заключения договора, касающегося заемных работников. Около 4 000 заемных рабочих кадровых агентств Wolfsburg AG и Verleihers Autovision получат прибавку к заработной плате. Зарплата будет повышена в два этапа в целом на 3,2 %. По заемным рабочим кризис в автомобильной промышленности ударил сильнее всего. На многих предприятиях они были первыми, кого уволили. Поэтому профсоюз IGМ выступает за соблюдение всех законных норм в области заемного труда, а также за равную заработную плату. Тило Ройш, ответственный за проведение переговоров со стороны профсоюза IGM, выразил удовлетворение достигнутым 9 июля компромиссом. «За заемных рабочих уже давно было необходимо вступиться. Зарплата, которую они получают, является несправедливо заниженной». ^ Подробности заключения договора Нижнесаксонское отделение профсоюза IGM добилось заключения договора, касающегося заемных работников. Около 4 000 заемных рабочих агентства Wolfsburg AG и одного из крупнейших кадровых агентств по Германии Verleihers Autovision получат прибавку к заработной плате. Зарплата будет повышена в два этапа в целом на 3,2 %. Заработок заемных рабочих, участвующих в договоре по найму в качестве третьего лица, будут в два этапа повышены в целом на 3,2 %. Первое повышение тарифов на 1,6 % вступит в действие к 1 июля 2009 года, следующее повышение тарифов на 1,6 % осуществится только к 1 февраля 2010 года. Все заемные рабочие, которые к 30 апреля 2009 года состоят на постоянной работе, получат единовременный платеж в размере 150 евро. Срок коллективного договора истекает 30 сентября 2010 года. ^ Сомнительный труд воспринимается как несправедливость 77,3 % людей считают важным, чтобы одинаковый труд оплачивался одинаково. Это выяснил профсоюз IGM в проведенном социологическом опросе «Вместе за достойную жизнь». Поэтому от парламентских партий профсоюз требует изменить условия заемного труда. Заемный труд вводит самые скверные условия труда в норму, крадет у людей уверенность в завтрашнем дне и омрачает рабочую обстановку.^ Научите меня бастовать! 12 июня 2009 года в городе Калуга состоялось открытие семинара «Представительство интересов работников в Германии и России на примере предприятий группы Фольксваген», организованное Межрегиональным профсоюзов работников автопрома при поддержке Всероссийской конфедерации труда и фонда Фридриха Эберта. Тема семинара сегодня в условиях кризиса актуальна, особенно в Калуге, где на крупнейшем в регионе предприятии транснациональной компании «Фольксваген» действует первичная организация МПРА. Проблемы, волнующие рабочих, не новы. Это, прежде всего, низкий уровень оплаты труда (который сегодня, пользуясь кризисом, работодатель снижает еще больше), условия труда, не всегда отвечающие требованиям безопасности и охраны труда. Поделиться с рабочими калужского «Фольксвагена» опытом выстраивания взаимоотношений с руководством предприятия приехали коллеги из Москвы, Тольятти, Санкт-Петербурга. Тем более, что поделиться есть чем. Ведь профсоюз МПРА имеет уникальный в России опыт профсоюзной борьбы, когда после 25-дневной забастовки рабочим всеволожского завода «Форд» удалось добиться повышения зарплаты и заключения коллективного договора, установив самый высокий стандарт оплаты труда не только в Ленинградской области, но и для всех предприятий ТНК в стране. Говоря об ожиданиях связанных с участием в семинаре, рабочие были предельно откровенны: они хотят знать, как можно использовать профсоюз как инструмент борьбы за улучшение своей жизни, повышения зарплаты и решения проблем, связанных с работой на предприятии. Некоторые говорили прямо: «Научите меня бастовать». «Мне бы хотелось, чтобы наше руководство не доводило людей до забастовки, чтобы у наших рабочих была нормальная заработная плата и люди работали в безопасных условиях труда», — говорит Калерия Шмарева, председатель профкома ППО работников ООО «Фольксваген Груп Рус». Мы говорим, «Ребята, не молчите, говорите о ваших проблемах. Потом мы эти проблемы обсуждаем с руководством предприятия». Первые шаги в выстраивании социального диалога уже сделаны, однако до полного взаимопонимания и партнерства еще далеко. «Пока у вас не будет силы, никакого партнерства не будет», — говорит сопредседатель МПРА, председатель профсоюзного комитета завода «Форд» Алексей Этманов. Чтобы что-то получилось, вы должны этим жить. Профсоюз должен стать вашим образом жизни». Как бы подтверждая его мысль, координатор региональных программ и исполнительный секретарь Всероссийской конфедерации труда Лариса Никулина сказала: «Вы должны себя «поставить» так, чтобы работодатель вас уважал. Тогда бастовать не придется». О том, как этого добиться участники семинара, рабочие калужского завода «Фольксваген», и их коллеги с профсоюзов других предприятий автопрома говорили в течение следующих двух дней семинара.^ АвтоВАЗ. Невеселые будни Текущий год начался для работников ВАЗа тревожно — новогодние каникулы затянулись сначала до февраля, а потом вообще до марта. Нет, людям, конечно, оплачивали вынужденный простой — 2/3 от выработки по декабрю 2008 года. С того же времени и по сей день желающих стали отпускать домой на те же 2/3 — завод-гигант просто не мог обеспечить всех работой. Но хуже финансовых трудностей была неизвестность — ждали массовых сокращений, поговаривали, что к лету всех рабочих выгонят в вынужденные отпуска, а ВАЗ встанет. И вот лето… Работа идет в одну смену. При этом интенсивность труда рабочих возросла. Даже кризис администрация использует для увеличения эксплуатации.Приказ № 310 — напиши «согласен» и сдохни с голоду! Последней катастрофической сенсацией ВАЗовской жизни стал недавний приказ № 310, подписанный лично гендиректором Борисом Алешиным. Суть данного приказа в том, что с сентября текущего и по февраль 2010 года ВАЗ перейдет на 20-часовую рабочую неделю. Простои не будут оплачиваться вовсе. Зарплата будет начисляться по фактически отработанному времени. Рабочие уже подсчитали, что те из них, кто сегодня получает 12 000 рублей, в сентябре получат лишь около 4,5 тысячи. Заманчивая перспектива, учитывая, что у многих рабочих — жителей ВАЗовских общежитий, только квартплата по ВАЗовским же тарифам составляет более 5 000 рублей. Те же работники, кто находится в вынужденном простое, не получат вообще ничего. Борис Алешин бодро рапортует правительству: «Ни один работник не будет сокращен». Действительно, не будет сокращен, просто помрет от голода, находясь в вынужденном простое, просто вылетит из дома за неуплату, просто вынужден будет уволиться сам, в надежде найти хоть какую-нибудь работу. И это притом, что уровень безработицы в Тольятти уже сегодня таков, что устроиться на работу человеку старше 35 лет или, скажем, молодой маме с маленьким ребенком просто невозможно. А уж какие перспективы открываются перед работодателем для травли неугодных, профактивистов или просто социально активных рабочих. Не нравится человек — не нужно его незаконно увольнять и прочее, достаточно приказом отправить в вынужденный простой. Сам либо уволится, либо помрет от голода, либо сломается и придет к работодателю с повинной — лишь бы до работы опять допустили и хоть тысячу, да заплатили бы. Одна загвоздка у дирекции: надо в письменной форме ознакомить рабочих с приказом и еще кучей приложений к нему, и все это за два месяца до вступления приказа в силу. Иначе, без письменного ознакомления работников, все это будет незаконно. И началось: по цехам бегают мастера, начальники участков и прочая начальственная братия — собирают подписи рабочих. Добиваются, чтобы рабочие писали не просто «ознакомлен», а почему-то «согласен» — наверное, чтобы рабочие потом не оспаривали приказ в суде. Причем на подпись начальство сует сам приказ, часто без необходимых приложений, а от рабочих требуют, чтобы они подписали «ознакомлен» даже с теми документами, которых они вообще не читали. «К тем, кто находится в простое на 2/3, на дом мастера приходят и даже на дачу приезжают, суют этот приказ подписывать. Торопятся успеть, чтобы до сентября два месяца получилось, — рассказывает Анна Перова, предпрофкома «Единства» прессового производства. — А наши-то радуются — сам мастер к нему на дом пришел! Рюмочку дорогому гостю наливают и подписывают, не глядя, «согласен». Тем не менее, совсем отказываться от подписи нельзя — могут уволить по сокращению штатов (ст. 81, п. 2 ТК РФ). Но и расписываться «ознакомлен» следует лишь за те документы, которые действительно были предоставлены — иначе могут просто обжулить. Вообще, нельзя расписываться, не глядя, никогда и не под чем. И уж тем более не следует писать «согласен», как того требуют иные начальники. С чем согласен-то? Сидеть на голодном пайке согласен? По словам Анны Перовой, активисты профсоюза «Единство» сбились с ног, разъясняя рабочим, что писать «согласен» ни в коем случае нельзя. Писать следует «ознакомлен». Потом приказ можно будет оспаривать в суде, и профсоюз «Единство» собирается это делать. Но, увы, многие рабочие уже успели по неграмотности написать свое «согласен» и расписаться «ознакомлен» за те документы, которых даже не видели. А некоторые еще и оправдывают этот людоедский приказ: мол, кризис же. «А чего же у менеджмента не кризис. Чего они себе зарплату по 1 000 рублей не сделают?» — спрашивает Перова. «А они — менеджмент. Вот у них и зарплаты другие», — отвечают ей иные работники. Вот так и живем: господа капиталисты устроили кризис, но платить за него и подыхать без зарплаты будет рабочий. И самое страшное — мы на это соглашаемся! СКП. Принудительный кредит Петр Золотарев, председатель профкома профсоюза ОАО «АвтоВАЗ» «Единство», рассказал удивительные вещи про грядущую замену банковских карточек. Замена пока будет проводиться только на сборочно-кузовное производство (СКП) — но это самое массовое производства на ВАЗе. Речь идет о тех карточках, на которые рабочим начисляется зарплата. В самой замене ничего дурного нет, но только вместе с новыми карточками рабочим будет навязан денежный кредит — 40 000 рублей. Формально все чисто — соблазнительная сумма будет просто автоматически зачислена на счет, и, пока вы в нее не «влезли», кредита нет. Таким образом, все как бы добровольно, но, во-первых, человеку, уже полгода живущему на голодном пайке с зарплатой около 10 000 рублей, трудно устоять против такого соблазна. А, во-вторых, когда на карточке уже лежат деньги и на нее же начисляется зарплата, обсчитаться и случайно снять лишнее очень легко, а стоит это сделать — тут же пойдут проценты по кредиту. Понятно, что банк, договорившись с руководством ВАЗа, таким образом просто решает свои проблемы, но людям со столь низкой зарплатой, особенно после приказа № 310, только кредита и не хватало. ОПП. Травимся бесплатно Тем временем на опытно- промышленном производстве (ОПП) в цехе покраски красильщицам снизили-таки надбавки за вредность. В соответствии с результатами последней аттестации рабочих мест и замерами предельно- допустимых концентраций. Излишне говорить, что параметры, в соответствии с которыми рассчитывается класс условий труда (степень вредности производства — прим. ред.), а, соответственно, и размер компенсаций за условия труда, работникам не предоставили. Член профсоюза «Единство» Ольга Бойко пишет запросы с апреля. Вразумительных ответов она не получила до сих пор. Несмотря на то, что гендиректора АвтоВАЗа Алешина из-за Бойко привлекают к административной ответственности — как раз за то, что ей не предоставляются требуемые документы. А начальство тем временем по своему почину решило отныне оценивать условия труда не как особо тяжелые и особо вредные (максимальный уровень доплат за вредность 24 % от зарплаты), а как просто тяжелые и вредные (максимальный уровень надбавок 12 %). Так, на этапе окончательной обработки кузова работникам ранее начисляли 24 %, а теперь только 8 %. И люди смирились. Как смирились они и с тем, что начальство отказалось выплачивать мартовские переработки — вместо положенных 25 кузовов за смену делали 27—28. А Ольге за то, что не смирилась и пишет жалобы, — дисциплинарное взыскание по надуманному поводу — дали понять, что не отвяжутся, пока она протестует. Сейчас она вместе с профсоюзом «Единство» занята обжалованием взыскания. А коллектив смотрит, ждет… Пищеблок и «Корпус- Групп». «Прелести» заемного труда Когда ВАЗовский пищеблок объявили непрофильным, а, значит, подлежащим ликвидации структурным подразделением, когда работников пищеблока «переводили» в «КорпусГрупп», то есть заставляли увольняться с «АвтоВАЗа» и писать заявления о приеме на работу в «КорпусГрупп», никто не сопротивлялся. Тщетно профсоюз «Единство» увещевал людей не писать заявления об увольнении с ВАЗа, прежде чем «КорпусГрупп» и ВАЗ не заключат договор, который гарантировал бы всем «переводящимся» работникам сохранение ВАЗовских льгот, ВАЗовской социалки и тому подобное. Профсоюз АСМ в лице Карагина устно пообещал людям, что все льготы и соцгарантии будут им сохранены — и люди поверили, уволились с ВАЗа, перешли в «КорпусГрупп». Результаты не замедлили сказаться. В первый же месяц после «перевода» работники ощутили разницу в зарплате: вместо привычных ВАЗовских 12—15 тысяч рублей (до перехода в «КорпусГрупп»), они стали получать 9 500 + 20 % премии, которую не выплачивают (в связи с кризисом). Новые тарифы в общежитиях были вторым ударом — теперь бывшие работники пищеблока должны платить за жилье как не работники ВАЗа — 1 285 рублей за одно место (ранее, как рабочие ВАЗа, они платили 540 рублей). Дальше люди обнаружили, что и ВАЗовское льготное добровольное медицинское страхование (ДМС) на них теперь не распространяется. Потом работники, не успевшие отгулять отпуск до «перевода», с удивлением узнали, что в ближайшие полгода отпуск им и не полагается — ведь они только что (!) устроились на работу в «КорпусГрупп». Затем начались проблемы с оформлением больничных, с оплатой больничных. Затем работники обнаружили у себя разрыв трудового стажа, что было особенно «приятно» людям предпенсионного возраста. Они было хотели обратиться по старой памяти в профсоюз — но выяснилось, что профсоюза у них теперь нет, никакого, даже продиректорского АСМ нет. Чего, собственно, и следовало ожидать, ведь, выполняя ту же работу, что и раньше, ровно на тех же рабочих местах, работники теперь де-юре числятся у совершенно другого работодателя — «Корпус-Групп». Это, собственно, и есть заемный труд. Впрочем, всех его «прелестей» бывшие работники ВАЗа еще и не оценили. Например, теперь, если на работе произойдет несчастный случай — с кого требовать компенсаций: с ВАЗа или с «КорпусГрупп»? А те будут переваливать ответственность друг на друга и, как говорится, «концов не сыщешь». Или еще пример. Теперь администрация ВАЗа сможет легко избавиться от любого неугодного работника заводского общепита — достаточно потребовать у «КорпусГрупп» заменить его на другого. Пара таких замен — и работника уволят уже из «КорпусГрупп», как профнепригодного, ведь заказчик жалуется. При заемном труде так можно делать. Это шикарная почва для дискриминации, для расправы с любым, кто посмеет защищать свои права. Попробуйте-ка в таких условиях создавать профсоюз или даже просто высказать начальству претензии. Но не все работники ВАЗовского пищеблока «перевелись» в «КорпусГрупп». «КорпусГрупп» работает по системе оптимизации, то есть один работник за одну свою зарплату выполняет работу нескольких человек. В соответствии с КорпусГрупповским «оптимизированным» штатным расписанием все работники ВАЗовского пищеблока оказались «оптимизаторам» просто не нужны. Так что оставшиеся на ВАЗе работники заводского общепита теперь ждут сокращений, ведь их структурное подразделение ликвидируется. Оставшиеся на ВАЗе работники пищеблока массово вступают теперь в профсоюз «Единство» — ведь это последний шанс избежать сокращения или хотя бы компенсацию при сокращении получить. Те же, кто успел «перевестись» в «КорпусГрупп», тоже хотят вступать в «Единство», чтобы и их права защитили, только это уже невозможно, ведь «Единство» — профсоюз рабочих ВАЗа, а они теперь де-юре к ВАЗу не относятся. Единственный способ для «переведенных» защитить свои трудовые права — создать профсоюз уже в «КорпусГрупп» — мы уже говорили, как это будет сложно. Профсоюз «Единство», конечно, будет защищать права оставшихся на ВАЗе работников пищеблока. Профсоюз «Единство», естественно, поможет новоявленным работникам «КорпусГрупп» в создании профсоюза советом, юрконсультацией, солидарность проявит, если будет нужно. Вот только, если бы работники ВАЗовского пищеблока вступили в «Единство» еще до всех этих «переводов» или хотя бы слушали советы профактива, тогда всего этого кошмара с заемным трудом и сокращениями сегодня вообще бы не было. Надо, товарищи, думать вовремя, а не постфактум! Более 100 тысяч человек ходят на работу, периодически уходят в вынужденные простои, получают копейки, из которых надо и квартплату заплатить, и коммунальные услуги, и семью нак
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…