Банковская реформа в России и становление современной банковской системы

ВСССР банковская система 90-х годов характеризовалась наличием следующихцентрализованных государственных структур.
ГосбанкСССР с широкой сетью своих учреждений, число которых составляло около 4500 икоторые были заняты производственным, расчетным, кассовым и кредитнымобслуживанием предприятий и организаций. Госбанк СССР был единымэмисси-онно-кассовым, кредитным и расчетным центром страны. Государственныйбанк осуществлял все краткосрочные кредитования народного хозяйства (кроместроительных организаций), а также финансирование и долгосрочное кредитованиегосударственных сельскохозяйственных организаций, долгосрочное кредитованиеколхозов.
Государственныйбанк проводил кредитное и кассовое планирование. Составление и исполнениекредитного плана производилось на основе народнохозяйственного плана и по мереего выполнения. Кредитный план, в свою очередь, использовался для воздействияна ход выполнения народнохозяйственного плана, для выявления и мобилизациидополнительных внутренних ресурсов в хозяйстве. Кассовый план Госбанкаопределял размеры его денежных оборотов.
СтройбанкСССР, осуществлявший через свои учреждения, число которых достигало 800,расчетное и долгосрочное кредитное обслуживание предприятий и отраслейкапитального строительства. Он обслуживал капитальное строительство всехотраслей, кроме сельского хозяйства. Стройбанк аккумулировал специально выделяемыехозяйственными организациями средства для выполнения плана капиталовложений. Засчет этих средств Стройбанк осуществлял безвозвратное финансированиекапитального строительства, предоставлял кредиты на строительство,реконструкцию и ремонт и краткосрочные кредиты строительным организациям наобразование оборотных средств
ВнешторгбанкСССР со своими учреждениями (около 20), который обслуживал юридических лиц,участвующих во внешней торговле, и физических лиц, имевших право на хранениевалютных средств Он осуществлял кредитование внешней торговли, проводилвалютные операции, проводил расчеты по экспорту и импорту товаров и оказаниюуслуг
Всоставе Госбанка СССР находились Гострудсберкассы СССР, выполнявшие через своюсеть, насчитывавшую более 4500 отделений и около 40 000 филиалов, хранениеденежных средств населения, расчетное и кассовое обслуживание отдельныхкатегорий юридических лиц Сберегательные кассы обслуживали население пооперациям с государственными займами
Такойбыла банковская система страны накануне реформирования. Банковская реформа вРоссии проводилась в несколько этапов. На первом этапе произошли разукрупнениеГосударственного банка СССР, реорганизация его деятельности, деятельностиСтройбанка СССР и Внешторгбанка СССР. В июле 1987 г. была создана новая системабанков, в состав которой вошли: Государственный банк СССР (Госбанк СССР) и 5специализированных банков — Банк внешнеэкономической деятельности СССР(Внешэкономбанк СССР), Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР),Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР), Банк жилищно-коммунальногохозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР), Банк трудовыхсбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР)
ГосбанкСССР был провозглашен главным банком Он выполнял следующие функции управлениеденежно-кредитной системой страны, координацию всей банковской деятельности,организацию расчетов между банками, организацию и укрепление денежногообращения, кассовое исполнение государственного бюджета, проведение единойвалютной политики, определение официального курса иностранных валют поотношению к советскому рублю, аккредитацию в СССР представительств иностранныхбанков. На Госбанк СССР были возложены разработка кредитного плана в целом постране, распределение ресурсов и кредитных вложений по специализированнымбанкам Госбанк должен был осуществлять контроль за работой спецбанков
Взадачу Внешэкономбанка СССР входили организация и проведение расчетов поэкспортно-импортным и неторговым операциям, кредитование внешнеэкономическойдеятельности хозяйственных организаций, получивших право выхода на внешнийрынок, контроль за исполнением сводного валютного плана, использованиемвалютных ресурсов страны, ведение операций на международных валютных икредитных рынках, совершение операций с наличной валютой и валютнымиценностями. Данный банк должен был способствовать созданию совместныхпредприятий, международных объединений и организаций, всемерно содействоватьразвитию международной кооперации.
ОперациямиПромстройбанка СССР являлись кредитование основной деятельности, финансированиеи кредитование капитальных вложений, расчеты в промышленности, строительстве,на транспорте и в связи, в системе снабженческо-сбытовых и научных организацийКредитно-расчетное обслуживание хозяйственных организаций данных отраслей сталокомплексным — предприятиям, обслуживаемым данным и другими специализированнымибанками, уже не надо было, как ранее, обращаться в разные банки за получениемкредитов отдельно для эксплуатационной деятельности (в систему Госбанка СССР) идля инвестиционной деятельности (в учреждения Стройбанка СССР)
Всоответствии с первым этапом реформы Агропромбанк СССР стал осуществлятькредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальныхзатрат, расчеты объединений, предприятий и организаций агропромышленногокомплекса и потребительской кооперации Агропромышленный комплекс, которыйвключал сельскохозяйственные предприятия (колхозы, совхозы), пищевуюпромышленность и другие организации, стал самым кредитоемким клиентом — на егодолю приходилось более половины всех краткосрочных и 70% долгосрочных кредитов,предоставляемых народному хозяйству В данном банке было сосредоточенообслуживание 1/4 капитальных вложений в народное хозяйство
ЖилсоцбанкСССР был призван организовать кредитование основной деятельности,финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты вжилищно-коммунальном хозяйстве, государственной торговле, бытовом обслуживании,легкой и местной промышленности, в местном хозяйстве, а также в сферекооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Деятельность данногобанка была направлена на стимулирование через денежные и кредитные отношенияпрограммы жилищного строительства, производства товаров народного потребления,развития коммунального хозяйства и сферы услуг населению, объектовсоциально-культурного назначения (школ, больниц, пансионатов, клубов и др.),кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности
ЗадачаСберегательного банка СССР состояла в том, чтобы осуществлять расчеты икассовое обслуживание населения (в случае необходимости — также предприятий иучреждений), обеспечивать распространение и погашение облигаций государственныхзаймов, кредитование потребительских нужд граждан Данный банк, созданный набазе широкой сети сберегательных касс, был призван внедрять прогрессивные ф9рмырасчетов и кредитования населения, коренным образом улучшить обслуживаниенаселения как по месту их работы, так и по месту жительства.
Подобнаяструктура банковской системы складывалась под влиянием общей структурыуправления народным хозяйством В соответствии с основными направлениямирадикальной экономической реформы при перестройке управления экономикой встране было создано 7 комплексов, в том числе 5 комплексов, связанных спромышленностью и строительством (топливно-энергетический, машиностроительный,металлургический, химико-лесной и строительный комплексы), а такжеаграрно-промышленный и социальный комплексы. Промстройбанк сталвзаимодействовать со строительным и промышленными комплексами, Агропромбанкстал обслуживать интересы агропромышленного комплекса и, наконец, Жилсоцбанк — потребности социального комплекса. Каждый тип народнохозяйственного комплексаполучил как бы поддержку в виде специального банка, осуществляющего егокредитно-расчетное обслуживание.
Впервый период реформы помимо банков государственного происхождения в страненачала формироваться сеть акционерных и кооперативных коммерческих банков. Идеядецентрализации банковской системы получила свою реализацию на практике Вместо трехбанков в стране стали работать шесть банков государственного типа, впервые былоразрешено создание самостоятельных коммерческих кредитных учреждений Значениепроведенной децентрализации, однако, было относительным, по-прежнему централизмдоминировал Специализированные банки напоминали те же ба” ^овские министерства,только размером поменьше. Управление все так же осуществлялось из центра(сверху вниз) Экономически Правление специализированного банка было зависимо отПравления Госбанка СССР, который, как и раньше, забирал ресурсы, собранныенизовыми периферийными специализированными банками, и на платной основе наделялими то или иное специализированное кредитное «министерство». Логиг кацентрализованного управления еще какое-то время была живучей. Ни ПравлениеГосбанка, ни правления специализированных банков не были заинтересованы впередаче власти местным органам, командный стиль продолжал сохраняться.
Наиболеесущественный недостаток проведенных в банковской сфере преобразований состоял втом, что они не привели к радикальному изменению содержания, стиля и методовбанковской работы, усилению экономических методов влияния на экономику Несмотряна перестройку банков, в их деятельности реально почти ничего не изменилосьИнициатива банков по-прежнему оставалась на низком уровне.
Главнаяпричина неудачи банковской реформы на этом этапе состояла в том, что онапроводилась в условиях, когда в стране не были еще созданы достаточно общиеэкономические предпосылки для эффективной работы. Известно, что перестройка управлениясоветской экономикой началась с принятия Закона СССР «О государственномпредприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г., а также последовавших вследза ним различных постановлений о перестройке важнейших структур — ГоспланаСССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, Госснаба СССР,Министерства финансов СССР, Государственного комитета по ценам.Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, банков,статистики, министерств и ведомств сферы материального производства и республиканскихорганов управления. Исходным звеном перестройки оставался при этом Закон огосударственном предприятии (объединении). Два года работы предприятийпоказали, что в народном хозяйстве не были созданы должные экономическиестимулы, в экономике ие удалось преодолеть торможения темпов экономическогороста и повышения эффективности общественного производства Экономияобщественных затрат не стала повсеместным решающим фактором интенсификации.Иными словами, экономика предприятия не стала тем «локомотивом»,который вывел бы народное хозяйство в целом на новый качественно более высокийуровень Реформа банков, как и других блоков хозяйственного механизма, леглапо-прежнему на недостаточно развитый хозрасчет, затратный механизм, старыецены, слабую хозяйственную активность предприятий. В этих условиях банки немогли развернуть свою работу в полном объеме, ибо коммерческие тенденции вхозяйстве слабо проявляли себя, не исходили из существа экономическогомеханизма в целом
Ктому же в эти годы нарастало ослабление финансовой базы государства ипредприятий Государственный бюджет страны в 1988-1990 гг. был сведен с большимдефицитом. Так, в 1989 г. бюджетный дефицит составил 92 млрд. руб., в 1990 г.-59 млрд руб. Безусловно, это не могло не сказаться на кредите, давление накоторый как источник удовлетворения потребности страны и предприятий в денежныхресурсах существенно увеличилось. Из народного хозяйства кредиты сталиперекочевывать в покрытие бюджетных потребностей. Положение усугублялось тем,что доходы и расходы населения также не были сбалансированы, рост денежноймассы опережал темп роста товарооборота и услуг, оказываемых населению. Все этонеизбежно вызвало инфляцию, а значит, и девальвацию ссудного фонда, снижениеэффективности его использования, что усугубляло и без того сложное положениебанков. Немаловажное значение в снижении эффективности банковской реформы имело” то, что к ее началу не было полного осмысления роли банка в экономическойреформе в целом. Концепция перестройки кредитной системы во многом еще носилаотпечаток старых представлений о монополии Государственного банка, опреувеличенных его возможностях в управлении экономикой.
Однакоглавная причина, вследствие которой созданная в 80-е годы банковская система недала существенных положительных результатов, состояла в том, что эта системаявно не отвечала задачам, возникшим в развивающихся товарно-денежныхотношениях. Появилась необходимость дальнейшего ее преобразования в направлениисоздания двухуровневой системы, соответствующей требованиям рыночной экономики.
Темне менее в результате проведения этого этапа банковской реформы совершенноопределенно обозначились и позитивные результаты. К их числу необходимо отнестинаметившийся переход к новому типу банковской системы: попытка разделенияэмиссионной и кредитной функций Государственного банка. К числу позитивныхсторон реформы следует также отнести и образование коммерческих банков, чтоозначало не только подрыв централизма в управлении банковской сферой, но иликвидацию монопольного права государства на создание банковских структур. Вцелом можно сказать, что первый этап банковской реформы, несмотря на явныепросчеты, обозначил построение банковской системы по пути развитых западныхстран. В реформе банковской системы были, однако, и другие, положитсльталесторойы. К лучшему металл кредитный механизм. Наряду с банковским кредитомпробивал себе дорогу коммерческий кредит. Постепенно возникали новые формыобслуживания клиентов: факторинг, лизинговые операции. Параллельно с новымибанками в стране начали более активно формироваться другие рыночные структуры:биржи, всевозможные посреднические организации, производственные ассоциации исовместные предприятия. Постепенно вызревали условия для дальнейшеймодернизации или трансформации банковской системы.
Необходимостьболее глубокой реформы банковского дела была вызвана условиями развивающегосярынка, требующими внедрения в широкую практику нового порядка управленияденежно-кредитными отношениями, введения рыночных, коммерческих отношений междубанками и клиентурой. Необходима была банковская система, адекватнаяразвивающимся рыночным отношениям. В связи с этим было принято решение осоздании в России двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которойнаходится Центральный банк России, а на втором — широкая сеть коммерческихбанков. На верхнем уровне должны решаться вопросы проведения политикигосударства в области денежного обращения и кредита. В связи с этим Центральныйбанк России, как правило, освобождался от операций с клиентурой и начиналосуществлять операции с коммерческими банками. Необходим был следующий шаг всторону более глубокого преобразования банковского дела в стране.
Второйпериод банковской реформы начался с принятия в декабре 1990 г. ВерховнымСоветом СССР закона «О Государственном банке СССР» и закона «Обанках и банковской деятельности». Одновременно с данными законамипринимаются республиканские законы, в том числе Закон РСФСР «О Центральномбанке РСФСР» и закон «О банках и банковской деятельности вРСФСР». За многие годы впервые, таким образом, деятельность банковполучила законодательную основу. Банки были объявлены самостоятельнымиюридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущимиответственности по обязательствам государства (так же как и государство неотвечает по обязательствам банков). Начали закладываться институциональныеосновы новой банковской системы.
Государственныйбанк СССР, центральные банки республик были выведены из подчинениясоответственно Совета Министров СССР и советов министров республик, сталиподотчетными Верховным Советам, независимыми от исполнительных ираспорядительных органов государственной власти. Были определены уставныекапиталы и различные целевые фонды. В соответствии с законом Центральный банкРоссии, к примеру, создает страховой фонд за счет обязательных отчисленийбанков. Законы об эмиссионных банках содержали и другие важные особенности. Кпримеру, по законодательству РСФСР было запрещено использование эмиссии денегнепосредственно для финансирования дефицита государственного бюджета РСФСР.Банк России объявляется органом денежно-кредитного регулирования экономикиреспублики, объема и структуры денежной массы в обращении. Денежно-кредитноерегулирование экономики РСФСР осуществлялось Банком России путем определениянорм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установленияэкономических нормативов для банков, проведения операций с ценными бумагами.Особенности новых законов состояли и в том, что они разрешали рефинансированиеБанком России деловых банков путем предоставления им краткосрочных кредитов поопределенной учетной ставке. Определялись другие важные задачи Центральногобанка: перечень операций с банками, регулирование курса рубля к денежнымединицам иностранных государств, управление официальными золотовалютнымирезервами РСФСР, выдача лицензий (разрешения) на проведение операций виностранной валюте, выдача лицензий на открытие представительств иностранныхбанков и иных финансово-кредитных организаций на территории РСФСР.
Всоответствии с законодательством РСФСР впервые были определены экономическиенормативы, устанавливаемые Банком России для других банков. К их числу былиотнесены следующие экономические нормативы:
минимальныйразмер уставного капитала;
предельноесоотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов сучетом оценки риска;
показателиликвидности баланса;
минимальныйразмер обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
максимальныйразмер риска на одного заемщика;
ограниченияразмеров валютного и курсового рисков;
ограниченияиспользования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.
Согласнозакону Банк России должен осуществлять надзор за деятельностью банков, в томчисле за соблюдением банками установленных им экономических нормативов.Примерно такие же задачи эмиссионных банков были определены и законодательствомдругих независимых республик, а также законом «О Государственном банкеСССР».
Второйэтап банковской реформы дал необходимый импульс и для развития второго звенабанковской системы — коммерческих банков. Вышедший закон «О банках ибанковской деятельности в РСФСР» положил конец деятельностиспециализированных банков, которые, просуществовав более трех лет, так и несмогли внести в свою работу качественно новых изменений. Вместоспециализированных банков был взят курс на создание коммерческих банков.Собственно, коммерческие банки были уже созданы ранее, они работали параллельносо специализированными банками. На начало 1991 г. численность коммерческихбанков составила 1357, а число их филиалов — 2293.
Согласнозаконам о банках и банковской деятельности все банки трансформировались вакционерные коммерческие банки, их уставный капитал мог формироваться изсредств не менее трех участников банка Участниками банка могли при этом статькак юридические, так и физические лица (кроме Советов народных депутатов всехуровней и их исполнительных органов, политических организаций,специализированных общественных фондов). Чрезвычайно важно также и то, чтозакон «О банках и банковской деятельности в РСФСР» допускалвозможность образования банка на основе любой формы собственности (в том числес привлечением иностранного капитала). Это означало, что снова после долгихдесятилетий в России допускалось функционирование частного сектора в банковскойсфере Закон регулировал порядок открытия и прекращения деятельности банков, втом числе лицензирование их деятельности, регистрации, открытия банкамифилиалов и представительств, обеспечение финансовой стабильности банка. Особоеместо в законе было отведено отношениям между банками и обслуживанию банкамиклиентуры, их внешнеэкономической деятельности.
Реформана втором периоде подвела черту начавшемуся процессу создания двухуровневойбанковской системы Эмиссионные банки выделились в самостоятельное звено в видецентральных (государственных) республиканских банков, коммерческие банкиобразовали второе звено банковской системы, взяв на себя функциикредитно-расчетного обслуживания предприятий и населения.
Посвоей форме банковская система существовавшего тоща Союза была, таким образом,трансформирована в структуру нового типа, имеющую значительное сходство спринятой в мировой практике
Важнейшейособенностью данного периода банковской реформы стала дальнейшаядецентрализация банковской системы Правления Промстройбанка, Агропромбанка иЖилсоцбанка союзного и российского уровней упразднялись, их низовые структурыпреобразовывались в самостоятельные и межрегиональные коммерческие банки
Винтересах упразднения монополизма в банковской сфере в это время проводиласьполитика по сдерживанию создания чрезмерно крупных банковских структур — банков-гигантов. К сожалению, в полной мере это сделать не удалось По состояниюна 1 июля 1991 г. на базе бывших правлений отраслевых банков функционировалиАгропромбанк (Москва) с оплаченным уставным капиталом в сумме 4,6 млрд руб,«Украина» (Киев), оплаченный капитал — 1174 млн руб, Мосбизнесбанк(Москва), оплаченный капитал 538 млн руб, впоследствии к ним присоединилсяРоссельхозбанк (Москва) с капиталом 1,5 млрд. руб Конечно, это были уже не тесоюзные специализированные банки, охватывающие капиталы всех подчиненных имструктур, от них прежде всего отделились некоторые республиканские кредитныеучреждения, а внутри России значительная часть региональных банков сталиавтономными И тем не менее капиталы самых крупных шести банковских гигантов г.Москвы были почти в 1,4 раза больше капитала других банков, входящих в число 50крупных банков бывшего Союза
Разумеется,деятельность бывших специализированных банков с новыми названиями на первыхпорах была далека от деятельности подлинных коммерческих банков, по-прежнему имне хватало опыта, знаний, уровень автоматизации был незначительным К даннымбанкам, как и прежде, была «прикована» нерентабельная клиентура, ихэкономическая поддержка со стороны государства была не отработана, коммерческиебанки, обслуживая данную клиентуру, выполняя невыгодные для себя операции, посуществу оставались банками, слабыми в коммерческом отношении И тем не менеесформировавшуюся сеть кредитных учреждений уже нельзя было назвать прежнимибанками Несмотря на медленный процесс изменения к лучшему, коммерциализациябанковской деятельности как важнейшая задача банковской реформы на ее второмэтапе постепенно находила свои формы реализации Торговля ресурсами, межбанковскиекредиты, платность ресурсов, получаемых в порядке временного заимствования отЦентрального банка, работа на собственных и привлеченных ресурсах неизбежноприводили к новой экономической ситуации, заставляющей банки менять стиль иметоды своей деятельности.
В1991 г продолжался процесс разгосударствления банковской системы. Хотя вскрытой форме многие из банков продолжали оставаться государственными, ибо ихкапитал складывался из ресурсов прежних отраслевых министерств, государственныхобъединений, государственных предприятий и банков, тем не менее постепенно помере акционирования экономических агентов они все более приобретали акционерныечерты Этот процесс ещё более оживился в конце 1991 г, когда ряд банков объявило выпуске своих акций Акционерами банка, таким образом, становились не толькоюридические, но и физические лица Акционирование банковской системы получилоимпульс для развития, оно стало более демократичным, а сами банки приступили,наконец, в более массовом порядке к выпуску и продаже своих акций.
Новоепродолжение реформа банковской системы получила в результате распада СоветскогоСоюза и образования Содружества Независимых Государств Ликвидациягосударственных союзных структур (министерств^ ведомств, комитетов) неизбежнопривела к упразднению Государственного банка СССР, автономности эмиссионныхбанков суверенных республик Госбанк ССС^ прекратил свое существование,эмиссионное дело перешло полностью к Центральному банку РСФСР. Россиипредстояло войти в третий период банковской реформы, направленной накоординацию денежной политики, преодоление инфляции, подготовку денежных реформи укрепление позиций коммерческих банков
Такимобразом, банковская реформа, начавшаяся с середины 1987 г., привела кпринципиальным коренным преобразованиям банковской системы и превращению ее вструктуру нового типа За годы реформы произошли следующие преобразования.
1)ликвидация государственной монополии на банковское дело После долгого перерываправо на создание банков получили различные экономические агенты — юридическиеи физические лица,
2)переход к формированию двухуровневой банковской системы, принятой в мире, прикоторой на первом уровне сосредоточивается эмиссионное дело (ЦБ России), навтором — функционируют коммерческие банки, обслуживающие потребностипредприятий и населения;
3)перевод деятельности банков на законодательную основу: выходят законы,определяющие задачи и регламентирующие деятельность как Центрального банкаРоссии, так и коммерческих банков Эмиссионный банк выводится при этом изподчинения исполнительной власти и передается в ведение законодательной власти;
4)децентрализация управления банковской сферой Вместо Государственного банка СССРс его централизованной системой управления кредитными ресурсами, а затемправлений специализированных банков (Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР иЖилсоцбанка СССР) с вертикальной схемой управления создана сеть коммерческихбанков, выступающих в качестве самостоятельных юридических лиц;
5)акционирование банковского капитала, формирование банков на базе многообразныхтипов собственности, в том числе частного капитала. Разгосударствлениесобственности на банковский капитал породило сеть кредитных учреждений,адекватную типам собственности в стране;
6)коммерциализация банковского дела. Главным принципом деятельности коммерческогобанка становится получение прибыли, развитие рыночной мотивации в работекредитных учреждений, сферы услуг и качества обслуживания клиентов;
7)изменения в рыночных структурах, сопутствующих банковскому бизнесу. Наряду сбанками в стране начали активно функционировать биржи, появились всевозможныепосреднические организации, аудиторские фирмы и страховые компании, к лучшемуменялась система кредитования предприятий. Сложившаяся в то время банковскаясистема России вместе с тем имела еще недостроенное «здание». Можносказать, что пока был создан определенный каркас нового банковского комплекса,впереди, предстояла значительная работа по модернизации содержания, стиля иметодов банковского обслуживания, были необходимы значительные усилия постабилизации денежного обращения, повышению роли кредитной системы в развитииэкономики.
Можноутверждать, что в течение 1992-1995 гг. происходил бурный экстенсивный ростбанковской системы России. В 1996 г. началась и продолжается в настоящее времястадия качественной ее эволюции.
ВРоссии начали действовать самые разнообразные банки. Их можно классифицироватьпрежде всего по признаку собственности. Хотя монополия государства набанковское дело была ликвидирована, тем не менее она сохранилась в системахЦентрального банка. Сберегательного банка, Внешторгбанка, Промстройбанка идругих банков, где признак государственности с позиции собственности набанковский капитал является основополагающим. Исходным в деятельности такихбанков является ее подчиненность государственным национальным интересам.
Набазе государственной собственности функционируют и другие банки, учредителямикоторых явились отраслевые министерства и ведомства. Среди них Нефтехимбанк,Нефтегазстройбанк, Рыбхозбанк, Связь-банк, Химбанк, Автобанк, Аэрофлот,Коопбанк Центросоюза и др. Особенность данных банков состоит в том, что ихстартовый капитал не являлся единственным капиталом, скорее всего, он выступалкак акционерный капитал, поскольку мог включать другие части, относящиеся к другимформам собственности. Это, однако, не мешает данным банкам оставаться вопределенной степени государственными, содействовать развитию предприятийсоответствующей отрасли народного хозяйства.
Наиболеераспространенной формой собственности в современном банковском деле Россииявляется акционерная форма. Акционерами коммерческого банка обычно выступаюткак юридические, так и физические лица. Уставный капитал таких банковнеодинаков. Для коммерческих банков, действующих в качестве обществ сограниченной ответственностью либо акционерных обществ закрытого типа,минимальный раз-«мер уставного капитала в те годы был определен в сумме5,0 млн. руб., для коммерческих банков, действующих в виде акционерных обществоткрытого типа, — в сумме 25,0 млн. руб. Количество коммерческих банков быстровозрастает.
Данные,характеризующие некоторые стороны деятельности коммерческих банков, приведены втабл. 20.1.
Таблица20.1
Основныепоказатели деятельности коммерческих банков РоссииПоказатели 01.01.94 г. 01.01.95 г. 01.01.96г. 01.01.97 г. 01.01.98 г. Количество зарегистрированных кредитных организаций 2019 2517 2295 2030 1697 Общее количество филиалов кредитных организаций 4539 5486 5581 5131 6353 Количество банков, получивших лицензию: валютную 770 780 782 \ 687 Генеральную 242 272 291 262 на проведение операций с драгоценными металлами 78 105 95 76 Общая сумма объявленных уставных фондов, млрд. руб. 968,0 4396,8 534061,8 468523,1 Сводный баланс банков (брутто), млрд. руб. 110466 322455 534061 468523
Динамикачисленности банков до 1995 г. свидетельствует об их неуклонном росте. Если наначало 1989 г. в целом по СССР насчитывалось всего 43 коммерческих банка, наначало 1990 г. — 224, то к началу 1991 г. их было уже 1357, а на 1 января 1995г. было зарегистрировано 2517 коммерческих банков и 5486 филиалов. Мироваябанкой екая история не знает аналога тому, что произошло в России. Закратчайший с точю-зрения истории срок (с 1988 по 1995 г.) возникло более 2500самостоятельных банков. В США для создания 1000 банков потребовалось около 80лет1. По числу банков в расчете на 1 млн. граждан Россия обогналаАнглию и Японию, существенно уступая Германии и США. Кстати, в Америке, котораясравнима с Россией по территориальным параметрам, насчитывается 13,5 тыс. банков,имеющих 50 тыс. филиалов. При этом сами американцы считают свою банковскуюсистему оптимальной.
Одновременнопроисходили крупные структурные изменения в системе коммерческих банков:уменьшалось число банков с небольшим объявленным уставным фондом (до 500 млн.руб.) и, напротив, увеличивалось число банков с крупным уставным фондом. Так,доля банков с уставным капиталом от 5 млрд. до 20 млрд. руб. составила на 1декабря 1997 г. 35,4%. Уставный фонд 272 банков (15,8%) превышал 20 млрд. руб.,в том числе у 189 банков (11%) он превышал 30 млрд. руб. Наблюдается, такимобразом, процесс стратификации (расслоения) коммерческих банков, когдавыделяется, с одной стороны, небольшая группа мощных банков, а с другой, — узкая прослойка средних банков и большое количество малых банков снедостаточным капиталом. Именно небольшие банки в определенном смыслецементировали экономику России, особенно в отдаленных ее регионах, куда недотягиваются „руки“ крупных кредитных предприятий. Крупные банкиимеют 400 филиалов (без учета филиалов Сбербанка), а административных районов вРоссийской Федерации — около 2 тыс. Ясно, что только малые и средние банкимогут заполнить пустующие ниши, стать финансовой опорой развивающегося напериферии малого бизнеса.
Однойиз характерных особенностей банковской системы России является неравномерностьразмещения банковских учреждений (банков и их филиалов) по территории страны.Прежде всего, заметна их концентрация в Москве, где на начало 1998 г. из 1697кредитных организаций было сосредоточено 706, или более 40% всех коммерческихбанков страны. На Центральный экономический район в целом приходится 48,5%коммерческих банков. Лидером по количеству коммерческих банков является такжеСеверный Кавказ, в 10 раз опережающий находящийся в аутсайдерах Центральночерноземныйрайон1.
Надругом полюсе по числу коммерческих банков находятся прежде всего почти всеавтономные округа Крайнего Севера. Менее чем по 10 коммерческих банковзарегистрировано в ряде областей европейской части России.
Чтокасается географии банковских филиалов, то в целом она повторяет картинуразмещения собственно коммерческих банков. Более 100 банковских филиаловзарегистрировано в республиках Татарстан, Дагестан, Башкортостан, вКраснодарском, Алтайском и Красноярском краях, в Нижегородской, Воронежской,Самарской, Ростовской, Свердловской, Челябинской и Иркутской областях. В то жевремя число банковских филиалов было относительно невелико в республикахМордовии и Марий Эл, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областях. Внекоторых российских регионах число банков сократилось до нескольких единиц.Эти районы контролируются банками республиканских центров или других регионов(как правило, Москвы).
Необходимоподчеркнуть, что в неблагоприятных в целом для развития коммерческих банковусловиях 1995-1997 гг. (спад производства в реальном секторе экономики,инфляция, рост убыточности предприятий, обвальное нарастание неплатежей,участившиеся факты невозврата кредитов и др.), что ставит всю деятельностьбанков на грань предельного риска, многие российские банки в поискахстабильности выработали определенные меры, реализуя которые они пыталисьминимизировать потери от инфляционного обесценения активов, обеспечить болееустойчивое финансовое состояние. Назовем основные из них.
Преждевсего, это сотрудничество банков с крупными организационными структурами:концернами, ассоциациями, научно-производственными объединениями, крупнымипромышленными акционерными обществами. Банки стремятся найти себе такихпартнеров, которые обеспечивают гарантированные кредитные ресурсы и рыноккредитов. Таким образом создаются финансово-промышленные группы. Элементомстратегии ряда коммерческих банков стало стремление войти не в одну, а внесколько организационных структур, предпочитая те из них, которые располагают значительнымиобъемами бюджетного финансирования, остродефицитной продукцией на рынке товаровнародного потребления, экспортными ресурсами и валютной выручкой.
Впрактике деятельности банков все большее распространение получают различныеварианты использования банка в крупной организационной структуре, когда онстановится кредитно-расчетным центром либо центром холдинговой структуры,держателем пакетов акций, необходимых для контроля за деятельностью входящих внего единиц. Банк берет на себя выполнение ряда внутренних управленческихфункций объединения, выступает центром ассоциации предприятий ^ крупнейшихконтрагентов объединения и т.д.
Некоторыебанки стремятся окружить себя дочерними предприятиями. Часто банк выступаетсоучредителем нескольких десятков юридических лиц, а также их ассоциацийУчреждение предприятий многоотраслевого характера позволяет банкам обойтизапрещения заниматься тем или иным видом деятельности, снимает их риски,связанные с небанковскими операциями. Создание таких предприятий способствуетформированию банками в своем штате многоотраслевых структурных подразделений ипо мере наращивания их операций преобразованию в самостоятельные юридическиелица (факторинговые, лизинговые предприятия, консультационные фирмы, брокерскиефирмы по операциям с ценными бумагами и т.п.). Кроме повышения прибыльностибанка, снижения и диверсификации рисков, такие ассоциативные структуры вокругбанка создают дополнительные каналы привлечения кредитных ресурсов.
Получаетраспространение практика создания вокруг банка буферных финансовых институтов.Один из вариантов стратегии коммерческого банка — быстрое развитие филиальнойсети в регионах, имеющих избыток или относительно дешевые кредитные ресурсы, атакже создание системы участия (например, обмен между столичными ирегиональными банками паями, что создает при равенстве паев и неравенствеуставных фондов неравные возможности влияния). Некоторые банки стали объявлятьсебя „банковскими объединениями“, „финансовыми группами“,выбрав экспансионистскую политику поведения на рынке. Другим вариантом буфернойстратегии является учреждение вокруг коммерческого банка различных целевыхобщественных и благотворительных фондов, которые выполняют роль каналовпривлечения дополнительных кредитных ресурсов. При этом инициаторами и однимииз учредителей фондов выступают сами банки, стремясь стать основнымидержателями их средств и счетов. Новой экономически выгодной политикой длякоммерческих банков стало участие в учреждении различных сообществ совместногоинвестирования (инвестиционных и финансовых компаний, инвестиционных фондов,пенсионных фондов и т.п.) и окружение ими банков для создания дополнительныхканалов привлечения кредитных ресурсов, снижения и диверсификации рисков.
Всешире входит в практику сотрудничество банков с органами власти и общественнымиорганизациями. Ресурсы правительств регионов, общественных организацийстановятся одним из важнейших элементов уставной и депозитной базы коммерческихбанков В эти банки идет прилив капитала как непосредственно, напрямую, так ичерез счета третьих юридических лиц. В практике известны случаи заключениябанками договоров о сотрудничестве с республиканскими и местными властями,обеспечивающих им особые и льготные условия деятельности.
Рядкоммерческих банков выбрали для себя стратегию быстрой универсализации, хотяпервоначально являлись узкоспециализированными. В рамках политикиуниверсализации многие новые банки, для того чтобы выжить, осознанно проходиличетыре этапа развития операций. Первый этап — начальный, „ростовщический“,когда основная деятельность заключалась в привлечении депозитов и размещении ихв ссуды. На втором этапе депозитно-ссудные операции дополнялисьрасчетно-кассовыми. На третьем этапе в развитие всего спектра операцийкоммерческого рынка банк создавал разветвленную внутреннюю организационнуюструктуру. Наконец, на четвертом этапе банк начинает проводитьвнешнеэкономические операции, осуществлять первые сделки с ценными бумагами,создавать филиальную сеть и выделять специализированные структурные подразделенияв дочерние предприятия. В последующем, при благоприятном стеченииобстоятельств, такое развитие может привести к созданию кредитного банковскогообъединения.
Началосьбыстрое развитие нетрадиционных операций, направленных на всемернуюдиверсификацию услуг, предоставляемых банками клиентам. Это прежде всегооперации с ценными бумагами, управление имуществом по поручению, выполнение попоручению операций, относящихся к внутренней компетенции клиента, — ведениебухгалтерского учета, кассового и финансового хозяйства, осуществлениепланово-финансовых и других управленческих функций. Одновременно болееактивными стали специализированные банки, создание которых связано с появлениемновых видов рынков в России и инициативой коммерческих структур, действующих наэтих рынках. Речь идет о биржевых, ипотечных, страховых, муниципальных и другихбанках, осуществляющих кредитно-расчетное и иное обслуживание соответствующихопераций и предприятий.
Всеболее расширяющейся практикой становятся переключение части денежных активовбанка на вложения в реальное имущество, увеличение доли в активах банковвложений в недвижимость, интеллектуальную собственность, права пользования,предметы искусства и т.д. Неприбыльность таких вложений преодолеваетсяпередачей объектов собственности в аренду, рекламными результатами этих акцийлибо последующей перепродажей по ценам, превышающим стоимость покупки, чтопредохраняет активы от инфляционного обесценения. Тем же задачам служатрасширение валютных оборотов в коммерческих банках и увеличение доли активов виностранной валюте, трансформация их в валютную форму из рублевой.
Всеболее интенсивное развитие получает фондовое направление банковскойдеятельности. Банки стали увеличивать долю своих активов, вложенных впредприятия и Организации, которые обеспечивают сохранность банковскогокапитала в условиях инфляции, а также дают возможность доступа к дополнительнымматериальным ресурсам, имуществу, правам пользования. В частности, речь идет отаких ценных бумагах, как акции крупных приватизируемых предприятий, имеющихизвестное имя и продукцию, обеспеченную спросом
Коммерческиебанки находили и другие возможности активизации своей деятельности с цельюдостижения более устойчивого финансового состояния.     /
Подводяитоги развития банковской системы за годы коренного реформированияобщественно-экономического строя страны до 1998 г., можно утверждать, что внашей стране начала формироваться банковская система, которая строилась на техже принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Российскиекоммерческие банки, провдя период становления, превратились в мощные финансовыеструктуры и стали играть важную роль в сложных процессах преобразованияобщества и экономики. В эти годы заметно выросли капиталы банков, созданасерьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты,подготовлены квалифицированные специалисты. Значительные капиталы, активноеучастие в приватизации наиболее перспективных предприятий и секторов экономики,разнообразная коммерческая и инвестиционная деятельность, тесное взаимодействиес различными структурами власти -вот далеко не полный перечень факторов,обусловливающих серьезное влияние сравнительно молодых российских банков наэкономическую жизнь страны. Безусловно, в работе банков были и определенныенедостатки: в менеджменте, в кредитной политике, в работе с персоналом и т.д.Однако это были в основном издержки быстрого роста, и банковская система быласпособна и готова со временем их устранить, ориентируясь на международныестандарты и правила. Однако августовский финансовый кризис 1998 г. нанессерьезный разрушительный удар по российской банковской системе.
4. Пути развития и реформированиябанковской системы России
1998г. стал наиболее драматичным для российской банковской системы. Финансовый кризиснанес серьезный удар по устойчивости банков. Значительные потери прослеживаютсяпо всем основным параметрам их деятельности. За август — декабрь 1998 г.капиталы банков сократились на 31 млрд. руб., или на 30%. От девальвации рубляпострадали буквально все банки, от переноса сроков платежей по ГКО — большеполовины (62 млрд. руб.). Вследствие этого, а’также в связи с ошибкамируководителей и менеджеров многих банков у 1/3 из них, в том числе крупных,образовался значительный дефицит капитала. Прекратила свою деятельность группакрупных банков, на которые приходилась половина всех расчетных и кредитныхопераций страны.
Врезультате кризиса существенно сократились масштабы банковской деятельности.Суммарные активы банков в реальной оценке с учетом изменения курса рубляснизились в период с 1 августа до конца 1998 г. на 123 млрд. руб., или на16,3%. Сужение ресурсной базы кредитных организаций и увеличение всего спектрарисков привели, по существу, к замораживанию кредитования реального сектораэкономики. Кредиты, предоставленные банками предприятиям и организациям, врублях сократились на 13,6 млрд. руб., или на 12%, в валюте — на 4,3 млрд.долл., или на 31,4%1.
Наибольшийудар кризис нанес крупнейшим многопрофильным банкам в силу специфики структурыих операций (значительные вложения на рынках ГКО, большой объем срочных сделокна валютном рынке, привлечение заемных средств в иностранной валюте, активнаяработа со вкладами населения). По имеющимся данным, из 18 российских банков,относимых к числу крупнейших, лишь 3 имели по состоянию на 1 октября 1998 г.положительный капитал, в то время как по состоянию на 1 января 1998 г. капиталбыл положительным у всех 18 банков.
Кризиссерьезно обострился также вследствие оттока вкладов населения и усилениянедоверия к банкам. За август — декабрь 1998 г. рублевые вклады населениясократились на 25 млрд. руб., или на 17%, валютные — на 3,5 млрд. руб., или на55%. Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократилась на 40%2. Вцелом убытки банковской системы, без учета Сбербанка РФ, на 1 января 19^9 г.составили 33,2 млрд. руб. по сравнению с 13 млрд. руб. прибыли на 1 января 1998г. по итогам работы 1997 г. Удельный вес убыточных в общем количестведействующих банков вырос на 1 января
1999г. с 16 до 24%. Доля активов, приходящихся на группу банков, находящихся вкритическом финансовом положении, составляет 26,5% совокупности активовбанковской системы. По ряду важных показателей банковская система оказаласьотброшенной на несколько лет назад.
Можноназвать две группы факторов, обусловивших кризис российской банковской системыв августе 1998 г.
Первая- это общее кризисное состояние экономики, недостаточное внимание ккредитованию ее реального сектора, ошибочная экономическая и денежно-кредитнаяполитика правительства и Банка России, которая не была ориентирована на подъеми повышение эффективности реальной экономики, колебалась от жесткогомонетаризма до искусственно поддерживаемой финансовой стабилизации. Вместе стем материальное производство — основа любой экономики — с каждым годомсокращалось. И банковская система оказалась заложницей такой политики.Значительная часть ее капиталов использовалась для финансирования большогодефицита государственного бюджета с использованием пирамиды ГКО.
Большинствоотечественных коммерческих банков, включая так называемые систе-мообразующие,почти целиком сосредоточились на операциях на финансовом рынке, приносившихнемедленную прибыль: операциях с валютой, ценными бумагами, другими финансовымиинструментами. Они стали основным источником доходов, ликвидности банков. Вавгусте 1998 г. на 1 руб. банковских вложений в экономику 76 коп. приходилосьна инвестиции в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, ев-робонды,прочие обязательства государства). Для сравнения отметим, что в Канаде на те жецели расходовалось лишь 7,6 цента из каждого доллара. В Великобритании, другихразвитых странах — еще меньше1. Отказ правительства от платежей поГКО в целом блокировал почти 16% активов, а по крупным банкам — 40-50% активов,которые рассматривались банками как наиболее ликвидные и надежные.
Втораягруппа причин, обусловивших кризис банковской системы, — это низкий уровеньбанковского капитала, чрезмерная концентрация усилий на развитие технаправлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основномспекулятивный, доход, недостаточная квалификация руководящего персонала многихбанков, отсутствие надежных методов управления активами и филиальной сетью,недооценка опасности рисков, адекватных объему и характеру операций. Нередки случаи,когда банками допускались необоснованно высокие расходы на содержание персоналабанков, строительство зданий, что увеличивало стоимость их операций и сокращалоприбыль.
Необходимоотметить, что и в условиях финансового кризиса, разразившегося 17 августа 1998г., в стране сохранилось достаточно много банков, которые не относятся ккатегории проблемных даже в это сложное время. Свою устойчивость и возможностьпродолжения нормального рабочего процесса продемонстрировали целый ряд среднихроссийских банков. Причины надежности этих банков в условиях кризисазаключаются в том, что они не вкладывали значительных средств в государственныеценные бумаги, не брали под залог ГКО кредиты у иностранных банков, неучаствовали в доходном прокручивании бюджетных средств, не увлекались игрой нарискованном межбанковском рынке. Основным направлением их деятельностиоставались качественное обслуживание традиционной клиентуры, кредитованиепредприятий реального сектора под высоколиквидные залоги. В результате случаиневозврата или просрочки кредитов у них относительно редки.
Пооценке Банка России, из 1473 действующих банков 1032 банка (70%) являютсяфинансово стабильными, и они способны работать без государственной поддержки.441 банк, или 30%, отнесены к проблемным, поскольку у них образовалсязначительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являютсянеплатежеспособными и не могут самостоятельно вьшти из кризиса. 149 банков изчисла проблемных имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44проблемным банкам, в число которых входят 18 крупных, будет оказанагосударственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. Наних приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка).Потребность средств на рекапитализацию банков определяется Банком России в 75млрд. руб.1. Дифференциация финансового состояния банков требуеттакже и дифференцированного подхода к решению их проблем.
Восстановлениеи дальнейшее развитие банковской системы страны предполагает решение двухсложных взаимосвязанных задач. Первая — срочное, оперативное восстановлениебанков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача- на основе российского и международного опыта использовать создавшиесявозможности для формирования практически новой по качеству и цели банковскойсистемы на базе применения современных технологий, бухучета, менеджмента,надзора, аудита Назовем некоторые направления реформирования банковскойсистемы, намеченные правительством. Центральным банком России и Ассоциацией российскихбанков, которые должны быть реализованы в предстоящий период, с тем чтобыбанковская система обеспечивала выполнение базовых функций, отвечающихпотребностям экономики
Дляоперативного восстановления банков с целью продолжения ими банковского обслуживанияБанк России после 17 августа 1998 г. предпринял целый ряд срочных мер, которыебыли направлены на предотвращение разрушения банковской и финансовой системыстраны К числу таких важнейших оперативных мер Банка России следует отнестипроведение многостороннего межбанковского клиринга, позволившего восстановитьсистему расчетов, а также разрешить снизить нормативы отчислений в обязательныерезервы, что увеличило ликвидность банковской системы.
Важнымэлементом оперативных мер Банка России стало также введение специальных нормрегулирования деятельности банков, не относившихся до наступления кризиса кчислу проблемных. В число таких мер вошло допущение на Период кризиса принятиябанками рисков, исходя из величины их капиталов по состоянию на 1 августа 1998г, разрешение при расчете обязательных экономических нормативов в отношенииопераций в иностранной валюте, проведенных банками до 14 августа, использоватьвалютный курс по состоянию на 14 августа 1998 г. Ряду коммерческих банков былвыдан стабилизационный кредит. В результате Банк России даже на период кризисасохранил за собой возможность контролировать основные параметры деятельностибанков, а банки получили возможность нормализовать свои взаимоотношения склиентами. Срок действия особого режима регулирования был установлен до 1 июля1999 г
После17 августа ^1998 г. Банк России предпринял некоторые меры по созданиюблагоприятных условий для реструктуризации и рекапитализации банковскойсистемы, в том числе отменил запрет на оплату взносов в уставные капиталыкредитных организаций в иностранной валюте и предоставил участникам-акционерамправо производить оплату увеличения уставного капитала кредитных организацийматериальными активами в виде банковских зданий.
ОдновременноБанк России приступил к решению перспективных задач. Главная из них — реструктуризация всей банковской системы. „Реструктуризация банковскойсистемы, — по определению председателя Центрального банка РФ В. Геращенко, — это управляемое согласованными мерами Банка России, органов законодательной иисполнительной власти, действиями собственников, кредиторов, руководствакредитных организаций целенаправленное изменение структуры банковской системы сцелью установления нормального банковского обслуживания потребностей экономики.Основными задачами реструктуризации банковской системы является сохранениебазового комплекса банковских услуг во всех регионах Российской Федерации“1.
Основныецели программы реструктуризации — выделение жизнеспособного ядра банковскойсистемы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, созданиедолгосрочной ресурсной базы для качественного обслуживания клиентов. Важновосстановить доверие со стороны частных вкладчиков к банковской системе, атакже способности банковской системы проводить расчеты. Программа предусматриваетпрежде всего восстановление функционирования финансовых рынков: валютного,рынка ценных бумаг, производных финансовых инструментов и, конечно же,межбанковского кредитного рынка. В среднесрочной перспективе задачей программыявляется восстановление банковской системы на коммерческих принципах и созданиеусловий для ее активной работы с реальным сектором экономики, повышениеответственности собственников банков за результаты их деятельности поуправлению банками.
Воснову программы положена группировка банков в зависимости от их реальногофинансового положения и роли, которую они играют в регионах. Банки разделены на4 группы Первая группа — это стабильно работающие банки, имеющие долгосрочнуюкапитальную базу, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущейликвидностью, способные работать без дополнительной государственной поддержки ирешать свои текущие проблемы самостоятельно за счет поддержки своих владельцев,привлечения ими дополнительного капитала с рынка, переговоров с кредиторами.
Втораягруппа — это стабильно работающие региональные банки, которые должны статьопорными в будущей региональной банковской системе России.
Третьягруппа — это отдельные крупные банки, потерявшие капитал и не имеющиевозможности самостоятельно продолжать банковские операции, которые, однако,нецелесообразно было бы закрывать из-за высоких социальных и экономическихиздержек Речь идет о тех банках, которые обычно называют системообразующими икоторые являются социально значимыми. К их числу относятся и некоторыемосковские крупные банки Это не означает, что всем банкам данной группы будетоказана финансовая поддержка и все они останутся в таком виде, в какомсуществовали до августовского (1998 г.) кризиса Решение будет приниматься виндивидуальном порядке Возможно, что некоторым банкам, испытывающим дефицитликвидности и капитала, государство не сможет помочь.
Кчетвертой группе относятся разорившиеся банки без перспектив, а потомуподлежащие закрытию К числу последних относятся более 300 банков
Крупныезадачи в связи с этим возлагаются на недавно созданное государственноеАгентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое займетсясанацией в первую очередь проблемных, коммерческих банков.Банк России намеренвнести свой вклад в реструктуризацию ГКО и ОФЗ, возобновление рынкагосударственных ценных бумаг, вексельного кредитования. Приостановлены доначала 2001 г. требования о доведении минимального размера собственных средствдействующих коммерческих банков до 1 млн. ЭКЮ. Заморожено исполнение форвардныхконтрактов между российскими банками и иностранными инвесторами (примерно на 15млрд. долл.) до подготовки программы расшивки этих обязательств, завершенияпереговоров с западными кредиторами.
ЦБРФ намерен ускорить разработку нормативной базы регулирования деятельностикоммерческих банков на основе рекомендаций международного Базельского комитетапо банковскому надзору, сделать прозрачной финансовую отчетность банков на баземировых стандартов бухучета, чтобы ввести их в полном объеме с 1 июля 1999 г.;ужесточить лицензирование и надзор за банковскими холдингами, участием банков вфинансово-промышленных группах; полностью восстановить рыночную системуфинансирования банков; разработать и принять средне- и долгосрочную программуразвития банковского сектора России.
Главнойзадачей реформирования банковской системы является рекапитализация. С цельюсоздания благоприятных условий для рекапитализации проблемных банков БанкРоссии принял ряд мер, в том числе отменил запрет на оплату взносов в уставныекапиталы кредитных организаций в иностранной валюте. Участникам предоставленоправо производить оплату увеличенного капитала кредитных организацийматериальными активами, в том числе и недвижимым имуществом.
Вместес тем банки не могут ориентироваться только на помощь государства и должны самипринимать меры по финансовому оздоровлению, увеличению объемов операций,привлечению новых клиентов, расширению ассортимента услуг, сокращениюоперационных расходов и затрат капитального характера. Банкам рекомендованомаксимально использовать собственные ресурсы, привлекать средства учредителей иновых участников, поскольку возможности получения внешних средств весьмаограничены. Каждый банк должен внести коррективы в свои стратегические планы икредитную политику, чтобы не допустить новых убытков, восстановитьплатежеспособность даже в условиях сокращения объема операций. Банки должныиспользовать любую возможность для увеличения капитала, иметь достаточныерезервы и держать в норме ликвидность. Эти естественные требования самогобанковского бизнеса должны быть законом для каждого банка.
Принципиальноважным является вопрос структуры банковской системы. По мнению ряда экспертов,важно иметь полный „ассортимент“ банков, отвечающих потребностямэкономики. В стране должны быть специализированные банки, такие, как банкразвития, экспортно-импортный банк, сельскохозяйственный, ипотечный, кредитнойкооперации. Однако какие-либо привилегии при этом для отдельных банковнедопустимы, ибо только здоровая рыночная конкуренция между банками способнаукрепить банковскую систему.
Необходимаподдержка региональной сети банков как важного условия развитияпроизводительных сил регионов. Регионы должны иметь достаточное количествобанков для обслуживания корпоративных клиентов и частных лиц. Причем в Россиидолжны быть крупные, средние и небольшие банки, особенно в сельских идепрессивных регионах. Каждый из этих банков выполняет свою роль, имеет своюклиентуру, они дополняют друг друга. Период кризиса 1998 г. показал, что успехбанковского бизнеса не всеща зависит от размеров банков.
Однаиз причин кризиса банковской системы, как отмечалось, в слабой связи банков ссубъектами реальной экономики. Объем предоставляемых кредитов не соответствуетпотребностям народного хозяйства. Факторами, сдерживающими расширениекредитования, помимо ограниченности ресурсов банка, является глубокий кризиссферы материального производства, когда больше половины предприятий убыточны,не хватает оборотных средств, плохо поставлено управление приватизированнымипредпри-^ ятиями, что создает реальный риск невозврата кредита.
Всвязи с этим для устойчивого развития банков необходимо сделать принципиальныйповорот в их взаимоотношениях со сферой материального производства, посколькутолько это создает прочную экономическую среду для развития банковского бизнесана здоровой основе. Для этого правительству и Банку России необходимопоследовательно проводить провозглашенную экономическую программу развитияреального сектора экономики, внести соответствующие коррективы вденежно-кредитную политику, а также иметь специальную промышленную политику
Решениестоящих перед страной задач по реструктуризации экономики, развитию реальногосектора требует крупных финансовых ресурсов, в том числе банковских кредитов Всвязи с этим Центральному банку необходимо проводить политику поддержкиотдельных крупных многопрофильных банков, которые смогли бы выполнять функциипроводников государственной структурной инвестиционной политики в сферекредитования реального сектора. В условиях ограниченности ресурсовцелесообразно выбрать приоритетные направления кредитования банками отраслейреального сектора. В качестве приоритетных направлений деятельности кредитныхорганизаций в плане финансирования реального производства могут быть такие, какфинансирование внешнеэкономической деятельности, финансирование инвестиционныхпроектов в наукоемких отраслях промышленности и сфере экспортного производства,кредитование жилищного строительства
Одновременнонеобходимо решить ряд принципиальных вопросов по снижению кредитных рисков истимулированию развития партнерских отношений банков с промышленнымипредприятиями, а также предусмотреть систему гарантий возврата кредитов,изменить режим предоставления и возврата кредитов, выдаваемых на реализациюэффективных производственных программ.
Хорошоизвестно, что банковский бизнес входит в первую десятку самых опасных ирискованных видов человеческой деятельности, а абсолютно надежных банков небывает нигде, тем более в России В связи с этим остается актуальной задачаповышенного внимания банков к ограничению рыночных рисков. Это — финансовыйриск, связанный с изменением цен на ценные бумага; валютный риск, связанный сколебаниями курса валют; процентный риск, связанный с изменением процентнойставки Необходимо усовершенствовать действующий порядок регулирования рыночныхрисков, в частности, учесть количественную оценку рыночных рисков при расчетекоэффициента достаточности капитала.
Важнымнаправлением развития банковской системы в предстоящие годы является восстановлениедоверия к банковской системе. Одним из наиболее негативных, тяжелых последствийбанковского кризиса 1998 г. стала утрата доверия населения к банкам, а болеешироко — утрата доверия отечественных и иностранных инвесторов к российскойэкономике. Из-за недоверия банков друг к другу разрушен межбанковский рынок.Утрата доверия населения привела к резкому сокращению ресурсов банков иувеличению количества наличных денег на руках у населения, которые оказалисьисключенными из хозяйственно-финансового оборота, а значит, сокращен важныйинвестиционный ресурс. Если бы эти средства удалось привлечь во вклады сгарантией их возврата, то государство могло бы получить большой экономическийэффект, а банки — использовать эти ресурсы для финансового оздоровления.
Длявосстановления доверия к банковской системе необходимо прежде всего ускоритьпринятие Государственной Думой закона „О гарантировании вкладов граждан вбанках“, что соответствует мировой банковской практике. Принятие такогозакона будет способствовать притоку вкладов населения в банки, а также укрепитстабильность кредитной системы, так как сократится опасность стихийного оттокавкладов. Во многом возврат доверия к банкам зависит и от самих банков. Вопросстоит так, чтобы принципы деловой этики в вопросах обслуживания населениядовести до уровня международных стандартов.
Реализацияэтих и других мер позволит восстановить деятельность банковской системы исоздать условия для активизации ее работы с реальным сектором экономики,повысить ответственность руководителей и собственников банков за результатысвоей деятельности по управлению банком.
Сходнойдеятельностью занимаются взаимо-сберегательные банки.
Онипринимают от населения мелкие сбережения и инвестируют их в некоторые видыценных бумаг. Вкладчики получают доход в форме процентов по вкладу. В отличиеот коммерческих банков, у которых преобладают ссудные операции, подавляющаячасть средств взаимосберегательных банков помещается в ценные бумаги.Наибольший удельный вес в активах составляет ипотечная задолженность.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта realreferat.narod.ru/