Содержание:
Введение
3
Глава 1.
Основы банковской системы России
1. 1.
Понятие «банк» и его признаки
5
1. 2.
1.3.
Принципы построения банковской системы
Структура банковской системы и её характеристика
9
13
Глава 2.
Сравнительный анализ банковской системы развитых стран и России
2. 1.
Банковская система развитых стран
20
2. 2.
Проблемы и пути совершенствования банковской системы России
27
Заключение
31
Список использованной литературы
34
Введение:
Банковская система — одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Современная банковская система — это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы — это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.
Современная банковская система — это сфера многообразных услуг своим клиентам — от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.).
Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры — одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.
Проблемой развития и реформирования банков и банковской системы посвящено немало статей в СМИ таких авторов как И.Ф.Готовчикова, А.А.Козлова и многих других.
Цель данной работы – провести сравнительный анализ банковской системы в Российской Федерации и развитых странах.
Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность, структуру банковской системы;
охарактеризовать, выявить особенности развития банковской системы России;
провести сравнительный анализ банковской системы развитых стран;
предложить пути решения проблем российской банковской системы на основе сравнительного анализа.
Предмет исследования: сравнительный анализ банковской системы развитых стран и РФ.
Объект исследования: банковская система.
Глава 1. Основы банковской системы России
Понятие «банк» и его признаки
Выражения «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская система» и производные от них словосочетания известны всем. Используются недостаточно строгие определения, главный недостаток которых состоит в том, что из них нельзя определенно понять, в чем заключается коренная специфика деятельности кредитных организаций и банков, т.е. чем банки принципиально отличаются, с одной стороны, от других видов кредитных организаций, а с другой — от любых иных некредитных субъектов предпринимательства.
Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В народном обиходе банки — это хранилища денег. Подобное толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скры
вает его подлинное назначение в народном хозяйстве. Еще более за
путывает дело терминологическое значение слова банк (от гол.bank — скамья), а также такие современные выражения, как банк данных, банк растений, книжный банк, которые к банку как та
ковому не имеют никакого отношения. [2, С.12.]
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что разобраться в вопросе об их сущности оказывается действительно сложным занятием. В современном обществе банки выполняют самые разнообразные операции. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения: через них осуществляет
ся финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посредни
ческие сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении на
роднохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
Наиболее массовым представлением о современном банке яв
ляется его определение как учреждения, как организации. «Банков
ские учреждения и
организации» — широко распространенный термин, его можно встретить как в научной, так и в учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и печати. Напомним, что слово «организация» (от франц.organization) — совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения новой задачи, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Что это за объединение, чем оно занимается в соответствии со свои
ми правилами — все это применительно к банку как учреждению, организации остается скрытым. [1, С.39.]
Часто банк характеризуется как орган экономического управле
ния. Подобное представление своими корнями опирается на тот период, когда банки из частных, кооперативных стали превра
щаться в государственный орган, когда существовала монополия государства на банковское дело; банк как бы сросся с государст
вом, стал частью государственного аппарата управления, контро
ля за деятельностью хозяйства. Функции надзора, задачи сигна
лизации о допущенных недостатках, бесхозяйственности на предприятиях при этом приобретали оттенок их главного назначения.
Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, времен
но оседающих у одних и требующих применения у других. Осо
бенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имею
щий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может на
ходиться в данном регионе. В современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов случайно. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в «кармане» банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности
самых разнообразных за
емщиков, предоставить выбор кредита на любые сроки, обеспече
ние, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов — кредитора и заемщика. Банк как по
средник имеет другую природу, связанную не с посреднической деятельностью как таковой, а с особым родом его деятельности. Банк, выступая как кредитор, как заемщик, как посредник между ними, тем не менее с позиции своей сущности не является ни тем, ни другим, ни третьим. Банк как кредитор, банк как заемщик, банк как посредник — это лишь фрагменты его деятельности и в этом смысле лишь частица его сущности, которая не исчерпывает специфики его положения и деятельности в обществе. Банк — это особое явление в хозяйственной жизни.
Деятельность банка в сфере обращения порождало и представ
ление о нем как об агенте биржи еще в 20-е гг. Поводом для этого послужило то, что банки являются непременными участниками биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые опе
рации, выполнять операции по торговле ценными бумагами. Именно потому, что торговля ценными бумагами довольно специфична и отлична от собственного банковского дела, она позволила бирже выделиться в качестве самостоятель
ного элемента рынка со специальным аппаратом и задачами.
Постепенно банк, в свою очередь, все более становился кре
дитным центром, что дало возможность его определять как кре
дитное предприятие. Однако это не дает основания для смешения банка с кредитом. Банк и кредит — это не парные понятия.
Эти и другие определения банка, бытующие в экономической литературе и обиходе, имеют один общий недостаток: они на
правлены не на вскрытие его сути, а на показ того, чем занима
ются банки, или чем они могут заниматься. Между тем ответ на вопрос о том, что такое сущность банка, требует более строгого анализа.
Есть по крайней мере два признака, ставящие банки в особое положение.
Банки — логически первичное, исходное звено в сфере финансового рынка, тогда как иные кредитные организации — звено вторичное, производное. Чтобы быть первичными по отношению к прочим кредитным организациям, банки должны определенным образом взаимодействовать с ними, вступать с ними в определенные экономические и иные связи. Что же это за связи, ставящие банки в положение первичного звена?
Это, во-первых, способность банков и только банков, начиная с центрального, выпускать в обращение и изымать из него деньги, т.е. снабжать экономический оборот большим или меньшим объемом платежных средств и тем самым регулировать массу денег в обращении (образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота); во-вторых, первичный характер денег по отношению ко всему финансовому инструментарию, включая ценные бумаги, с которым пре
имущественно работают и предприятия, и небанковские кредитные организации; в-третьих, обслуживание небанковских кредитных организаций в банках наравне с прочими клиентами — юридическими и физическими лицами.
Банк — основное, главное звено финансового рынка, т.е. банки и только банки способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, таким образом каждая такая организация действует на ограниченном числе элементов финансового рынка.
Итак, банки по определению являются (могут быть) финансовыми институтами универсального характера. Но ни одна небанковская кредитная организация не обладает качеством универсальности. [2, С.46.]
В то же время многие операции, относимые к банковским (расчетные, кассовые, кредитные, с ценными бумагами, доверительного управления, хранение ценностей и др.), выполняются и должны выполняться (при
наличии соответствующего разрешения, если это необходимо) не только банками, но и другими кредитными организациями, а в определенной мере даже просто предприятиями.
Однако имеются операции, которые могут и должны выполнять банки и только. Указанная исключительная прерогатива банков конкретно реализуется в следующих группах операций:
прием денег в депозиты (вклады) от юридических и физических лиц;
выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов (появление новых кредитных денег);
инкассация денег, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц:
купля-продажа иностранных валют;
5) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
6) осуществление расчетов и платежей по поручению физических и юридических лиц с их банковских счетов.
7) привлекать во вклады и размещать от своего имени драгоценные металлы;
8) выдавать банковские гарантии.
Таковы самые принципиальные характеристики, определяющие экономические «координаты» банков.
1.2.
Принципы построения банковской системы
Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к
числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности. [16]
Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.
Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы, Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п.
Принцип осуществления банковского регулирования и надзора Митральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. В большинстве же европейских стран полномочия по банковскому
регулированию переданы специальным органам банковского надзора: Банковской комиссии во Франции, Федеральному ведомству по контролю кредитной деятельности в Германии, Ведомству по финансовым услугам в Великобритании и т.п. Банк России как регулирующий орган устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций, предельные величины рисков и другие пруденциальные нормы банковской деятельности. Он же осуществляет надзор за соблюдением установленных норм и правил, проводит инспекционные проверки банков и небанковских кредитных организаций. Банк России выступает лицензирующим органом по отношению к кредитным организациям: выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует филиалы банков на территории РФ, выдает разрешения на открытие заграничных филиалов, а также на участие и капитале кредитных организаций-нерезидентов.
Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ, Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же как и любых других юридических лиц. [17]
Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными
функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции — краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.
Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение прибыли. Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации. Таким образом, в настоящее время в РФ существуют практически две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскими (похожими на банковские).
Банк согласно российскому законодательству — это кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:
привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;
размещать эти средства от своего имени и за свои счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.
1.3. Структура банковской системы и её характеристика
Структура банковской системы России делится на Центральный банк и коммерческие банки.
Основной целью деятельности Центрального банка является укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов. В связи с чем, он является регулирующим звеном в банковской системе России.
Деятельность Центрального банка Росси определяется Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». [16]
На основании данного закона он выполняет задачи и призван быть:
эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;
«банком банков», т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.
Решая поставленные задачи, центральный банк выполняет определенные функции: регулирующую, контролирующую и обслуживающую.
Регулирующая функция центрального банка отражает следующее: денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики; регулирование денежной массы в обращении и управление совокупным денежным оборотом. Это можно достичь путем уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков (нередко последнюю относят к обслуживающей функции).
Контролирующая функция взаимосвязана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора за работой кредитной системы. Эта функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок, Центральный
банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду с центральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.
Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии кредитной системы.
В России в связи с широким развитием в условиях рыночной экономики коммерческих банков важной функцией Центрального банка также стало лицензирование, т.е. выдача разрешений на различные виды деятельности коммерческих банков. Законом определено, на каких условиях происходит лицензирование коммерческих кредитных учреждений, и какие документы должны быть представлены для этого. Центральный банк ведет общегосударственную книгу регистрации банков. Иностранные банки, их филиалы могут осуществлять банковские операции только с момента их регистрации в этой книге. Только юридическое лицо, получившее от ЦБ РФ лицензию на осуществление банковских операций, имеет право использовать в своем наименовании слова «банк» и «кредитная организация» или иным способом указывать на то, что оно имеет право на осуществление банковских операций. [14, С.123]
Кредитно-денежная, или монетарная, политика Центрального банка представляет собой контроль над денежным предложением с целью достижения неинфляционного роста ВВП и полной занятости. Коммерческие
банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.
В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности в РФ». В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.п. [16]
Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.
Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Вторая важнейшая функция коммерческих банков стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков.
Третья функция банков — посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.
В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. Банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника; инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.
Главную роль в банковском деле играют банковские группы, в составе которых выделяются головная компания (крупный банк — холдинг), филиалы (дочерние общества), а также представительства, агентства, отделения.
Банковский холдинг представляет собой держательскую (холдинговую) компанию, владеющую пакетами акций и иных ценных бумаг других компаний и осуществляющую операции с этими ценными бумагами.
Особенностью банковских групп является наличие в их составе филиалов. Банковский филиал выступает как юридическое лицо, регистрируется в местных органах власти и считается резидентом страны требования, имеет самостоятельный баланс. Он может выполнять все те же операции, что и банк-учредитель, но может быть и специализированным. Крупные банки часто основывают филиалы, занимающиеся факторингом, лизингом консультациями. Пользуясь юридической независимостью филиалов, коммерческие банки осуществляют через ни: запрещенные сделки с ценными бумагами компаний небанковского сектора. В отличие от филиал, представительство, агентство и отделение юридическими лицами не являются и не имеют самостоятельного баланса. Представительство занимается лишь сбором информации, поиском клиентов и рекламой. Коммерческая деятельность представительствам запрещена. Агентство
уполномочено осуществлять активные банковские операции (кредитные и инвестиционные), расчетное обслуживание. Однако эти операции оно проводит за счет банка учредителя, так как само агентство не имеет права принимать вклады и, следовательно, не располагает собственной ресурсной базой. Отделение, в отличие от агентства, проводит как активные, так и пассивные операции. Перечень их может совпадать с перечнем операций банка-учредителя или ограничиваться какой-то его частью.
Банки по характеру собственности делятся на: частные, кооперативные, муниципальные (коммунальные) государственные, смешанные; созданные с участием государства. В банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными конкурентами, другие, формально сохраняя самостоятельность, фактически попадают под власть более сильных конкурентов. Происходит слияние, «сплетение» банков. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объем операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения. [8, С.59]
Конкуренция наблюдается как между отдельными банками, так и между крупнейшими союзами банковского капитала. У последних все более усиливается стремление к монополистическому соглашению, к объединению банков.
Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения — это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле. Существуют несколько форм банковских объединений:
банковские картели — это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию
между ними путем согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.
банковские синдикаты, или консорциумы — соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.
банковские тресты — это объединения, возникающие путем полного слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.
банковские концерны — это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.
Глава 2. Сравнительный анализ банковской системы развитых стран и России
2.1. Банковская система развитых стран
Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит: 1) из 12 федеральных резервных банков; 2) из большого количества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913 г. все банки – члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования. Федеральные резервные банки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных средствах в размере 35% своих депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервных банков состоят: 1) из собственных капиталов, созданных за счет паевых взносов банков-членов; 2) из банкнотной эмиссии; 3) из банковских депозитов, представляющих собой резервы банков – членов ФРС. [18]
Сосредоточение в федеральных резервных банках денежных резервов коммерческих банков явилось фактором экономии денег. Организация ФРС способствовала экономии наличных денег и в другом отношении – благодаря развитию безналичных расчетов, которые стали в широких размерах осуществляться через федеральные резервные банки.
Вместе с тем создание ФРС усилило централизацию банковской системы США и господство крупных банков – цитадели. С конца 1915 г. по август 1972 г. удельный вес ФРС в общем числе американских коммерческих банков поднялся с 28 до 41%, а в общей сумме их депозитов – с 48, до 78%. Хотя членами ФРС являются многие банки, решающее влияние в ней имеет лишь небольшое число крупных и крупнейших банков. [18]
В августе 1935 г. был принят закон, внесший некоторые организационные изменения в ФРС. Смысл этого закона заключался прежде всего в дальнейшей централизации банковской системы США – Все штатные банки с депозитами не менее 1 млн долл. были обязаны в определенный срок вступить в члены ФРС; права центральных органов ФРС были значительно расширены: во главе ФРС был: поставлен Совет управляющих (в составе 7 членов, назначаемых президентом США на 14 лет), которому дано право определять учетные ставки федеральных резервных банков, изменять нормы обязательных резервов банков-членов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги, утверждать выбранные резервными банками советы директоров. Был создан также особый Комитет по операциям на открытом рынке, причем все федеральные резервные банки должны следовать его указаниям при проведении своих операций на открытом рынке.
Ресурсы федеральных резервных банков образуются за счет:
1) эмиссии банкнот – федеральных резервных билетов; 2) приема депозитов, главным образом от банков-членов и от казначейства. Незначительная часть средств федеральных резервных банков состоит из их собственных капиталов (оплаченного и добавочного).
Со времени огосударствления золотых запасов, осуществленного в 1934 г., федеральные резервные банки перестали быть хранителями золотых резервов страны, но в активе их баланса числились золотые сертификаты, представляющие собой бумажные знаки золота, сосредоточенного в государственном казначействе.
Главной активной операцией федеральных резервных банков является покупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную сумму составляют ссуды федеральных резервных банков банкам-членам.
Федеральные резервные банки являются по преимуществу кредиторами государства. Но средства, вложенные ими в государственные ценные бумаги, в конечном счете используются в интересах корпораций, так
как затрачиваются государством в значительной мере на оплату госзаказов и покупку товаров.
Кроме эмиссионных (федеральных резервных) банков, банковская система США включает: 1) коммерческие банки, 2) инвестиционные банки, 3) взаимно-сберегательные банки, 4) банкирские дома.
Коммерческие банки по юридическому статуту подразделяются на: а) национальные и б) штатные 1. Первые функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качестве банков-членов; последние функционируют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.
Из всех коммерческих банков выделилось несколько крупнейших банков, чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков. Так, только с 1960 по 1970 гг. сумма депозитов 50 крупнейших коммерческих банков возросла с 88,8 млрд. до 230,4 млрд. долл., т.е. в 2,5 раза, тогда как общая сумма депозитов прочих коммерческих банков за это время увеличилась с 141,7 млрд. до 255,1 млрд. долл., т.е. в 1,8 раза. В 1970 г. эти 50 крупнейших банков распоряжались 47% общей суммы депозитов всех 13705 коммерческих банков. [18,19]
В свою очередь из крупнейших коммерческих банков выделилась горстка банков-гигантов – «Бэнк оф Америка», «Ферст нейшнл сити бэнк оф Нью-Йорк», «Чейз Манхэттен банк», «Менюфекчурерс Гановер траст К°», «Морган Гаранта траст KV». Эти банки либо возглавляют мощные финансово-промышленные группы, либо играют в них крупную роль. Они представляют собой, по существу, банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков.
Активные операции коммерческих банков состоят в подавляющей части из ссуд. Меньшее место занимают инвестиции, причем они в большой мере состоят из вложений в государственные ценные бумаги, в основном в федеральные.
Следует иметь в виду, что банковский акт 1933 г. запретил коммерческим банкам приобретать акции промышленных и торговых компаний. Тесные связи крупных коммерческих банков с промышленностью осуществляются через долгосрочные ссуды. Примерно 3/4 всей суммы «коммерческих и промышленных ссуд» приходится на крупные коммерческие банки, причем среди этих ссуд важную роль играют ссуды на срок свыше одного года, часть которых предоставляется на длительные сроки – до 8–10 лет – и служит типичной формой сращивания банков с промышленными и торговыми компаниями.
Важную роль в сращивании крупных американских банков с промышленными и другими компаниями играют доверительные операции. Коммерческие банки лишены права покупать акции промышленных и торговых компаний за свой счет, но имеют право управлять имуществом этих компаний по доверенности своих клиентов; последние часто доверяют банкам право голоса на общих собраниях акционеров. По сути, это – своеобразная форма обхода запрета коммерческим банкам владеть акциями предприятий.
Инвестиционные банки осуществляют два главных вида операций с ценными бумагами: 1) гарантирование эмиссии ценных бумаг (операция андеррайтинг), когда банк гарантирует компаниям, выпускающим эти бумаги, их размещение, причем обязуется приобрести за свой счет те бумаги, которые сами компании не смогут разместить на рынке; 2) непосредственное размещение ценных бумаг компаний. В последнем случае инвестиционные банки покупают акции и облигации компаний, а затем размещают их на рынке. При этом инвестиционные банки широко используют средства, получаемые ими в ссуду от коммерческих банков, для инвестиций в ценные бумаги. Таким образом, хотя сами коммерческие банки не имеют права покупать, например акции промышленных корпораций, однако косвенно – через ссуды коммерческих банков инвестиционным банкам – ресурсы коммерческих банков фактически инвестируются в эти акции.
В середине 90-х гг. крупнейшая американская компания The Whirlpool Corporation объявила о начале программы реструктуризации. В своей стратегии она сделала упор на развитие основного направления деятельности — выпуска крупногабаритной бытовой техники. При этом целевые показатели развития были выражены категорией «экономической добавленной стоимости », которая более точно отражает структуру капитала и характер создаваемой под руководством менеджеров стоимости. Изменения затронули все подразделения The Whirlpool Corporation в различных странах мира. Была проведена реорганизация совместных предприятий с азиатскими партнерами. Часть производств в Азии и Европе прекратила свою деятельность. Несмотря на неопределенность первых шагов The Whirlpool Corporation, инвесторы благоприятно отреагировали на принятие новой стратегии, и уже через две недели после объявления о начале реструктуризации, акции The Whirlpool Corporation возросли почти в 2 раза.
И второй пример — это удачная стратегия роста стоимости с помощью переориентации бизнеса, которую использовали компании США высокотехнологичных отраслей в конце 90-х годов. Всем известная корпорация Intel перешла с выпуска компьютерной памяти на выпуск микропроцессоров. И сейчас Kodak планирует провести реструктуризацию компании с целью повышения конкурентоспособности в сфере художественной фотографии.
В США, как и в других развитых странах, наблюдается усиление государственного вмешательства в банковскую сферу. Правда, центральные эмиссионные банки страны (федеральные резервные банки) не являются (в отличие от Англии и Франции) собственностью государства. Однако управляет ими государство, они тесно связаны с Минфином и вкладывают свои средства в основном в государственные ценные бумаги. Прямой государственной собственностью являются федеральные земельные банки, Корпорация товарного кредита и Экспортно-импортный банк.
Банковская система Японии представлена двумя звеньями: центральный банк (Банк Японии) в организационную структуру, которого входят – политический совет (председатель, два заместителя, шесть членов), три исполнительных аудитора, три исполнительных директора, восемь советников; коммерческие банки: городские банки, региональные банки, траст банки, банки долгосрочного кредитования, иностранные банки.
Японские банки выполняют следующие операции — платят различным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за покупки в магазинах, перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненную ими работу и даже самостоятельно связываются с компаниями-работодателями, если на счет клиента своевременно не поступает заработная плата. [20]
Главными элементами банковской системы Японии являются около десятка действующих по всей стране крупнейших частных банков, более шестидесяти частных местных банков, действующих в масштабах одной префектуры, и три крупнейших частных банка долгосрочного кредитования.
Особую роль в банковской системе страны играет Банк Японии, который является центральным банковским учреждением страны. Банк Японии управляет всеми банками страны, включая и государственные банки. В Японии их насчитывается 11.
В подчинении Банка Японии — и частные банковские компании. Наряду с Министерством финансов центральный банк страны имеет право в любое время проводить ревизию фондов любых частных банков. Результаты этих проверок регулярно представляются в Министерство финансов, и на их основе финансовое ведомство может подвергать наказаниям частные банки за допущенные ими нарушения законодательства, вплоть до лишения их государственной лицензии на право ведения банковских операций.
Япония обладает одной из самых развитых в мире систем «электронных банков» — в стране их насчитывается более 100 тыс. электронных банковских аппаратов.
Система кредитных карточек, которая родилась здесь в 1960 г., получила широкое развитие. В стране в обороте находится более 110 млн. электронных банковских карточек.
Сегодня почти каждый Японец имеет электронные карточки нескольких банков, которые позволяют практически в любое время и в любом городе снять со своего счета нужную сумму наличных средств. Для этого используются электронные банкоматы.
С помощью банкомата владелец специальной карточки может получить и кредит. Правда, сумма «электронного кредита» весьма ограниченна и если человек желает получить в кредит достаточно большую сумму, то ему придется обратиться в офис банковской компании.
Важное звено банковской системы — различного типа кооперативные кредитные институты. В Японии действуют 440 кредитных ассоциаций, 395 кредитных кооперативов, 47 трудовых кредитных кооперативов, общее число их филиалов — 11779, суммарный капитал — 111,6 трлн. иен (11,2% от всего банковского капитала), объем предоставленных ссуд — 81,8 трлн. иен (11,0% от общего объема кредитования). [19]
Разветвленную сеть представляют кредитно-финансовые учреждения для сельского и лесного хозяйств. В их числе Центральный кооперативный банк для сельского и лесного хозяйств, 47 сельскохозяйственных кредитных федераций с 265 филиалами, 3473. сельскохозяйственных кооператива с более чем 16 тыс. филиалов, 35 объединений кредитных рыболовецких кооперативов с 113 филиалами, 1665 рыболовецких кооперативов с более чем 3 тыс. филиалов. В кредитных учреждениях для сельского и лесного хозяйства сосредоточено 7% всего банковского капитала Японии, на их долю приходится 5% всех кредитных вложений. В дополнение к коммерческим банкам и различного рода кредитным кооперативам в Японии действует развитая почтово-сберегательная сеть. Хотя объемы предоставленных через эту сеть ссуд невелики (0,6 трлн. иен), в целом она состоит из более чем 23 тыс. филиалов. [20]
Банк Японии как центральный банк осуществляет следующие функции:
Выпуск банкнот;
Реализация денежно-кредитной политики:
изменение нормы обязательных банковских резервов
операции на финансовых рынках
регулирование учетной ставки процента
Осуществление взаиморасчетов коммерческих банков;
Мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений;
Проведение операций с государственными ценными бумагами;
Осуществление международной деятельности;
Выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований.
Центральный Банк Японии занимается реализацией денежно-кредитной политики, которая включает в себя:
изменение нормы обязательных банковских резервов,
операции на финансовых рынках,
регулирование учетной ставки процента.
Необходимо отметить, что Банк Японии является одним из самых активных участников на международном валютном рынке, проводя свои валютные интервенции.
2.2. Проблемы и пути совершенствования банковской системы России в современной экономике
В настоящее время основной проблемой является преобладание государственной собственности на банки. До 80 % уставных фондов коммерческих банков составляют вклады государственных предприятий, которые являются скрытой государственной собственностью. Основным
учредителем Сбербанка РФ и Внешторгбанка России является Банк России, который находится в исключительной государственной собственности. В банковском деле запрещена муниципальная собственность. Очень низка доля кооперативной собственности и вкладов мелких акционеров. Чрезмерно высоки вложения в уставные фонды банков со стороны крупных юридических лиц. Наблюдаются лишь единичные случаи иностранной и совместной собственности.
Банк России находится в федеральной собственности. Мировая практика показывает, что в собственности на Центральный Банк могут принимать, кроме государства, и другие стороны. Банк России имеет излишнюю сеть низовых учреждений. В западных странах количество отделений Ценрального Банка составляет ничтожно малый процент по сравнению с количеством кредитных учреждений. [13, С.24]
Многие коммерческие банки в России, по существу, таковыми не являются. Они недокапитализированы, часть их не выполняет минимимального набора операций, необходимого в международной практике, чтобы считаться банком. Кроме того, большая их часть находится в плачевном финансовом состоянии и плохо регулируется. Не проведено разделение банков и небанковских кредитных учреждений. Для современной российской экономики должна быть выбрана агрессивная модель поведения банка.
Агрессивный банк — обычно универсальный, имеет тесные связи с предприятиями и выполняет нетрадиционные банковские операции, ускоряя становление новых рынков.
В западных странах плотность банковской сети гораздо выше, чем в России, где во многом сохранилась «монобанковская» структура. Отсутствует альтернатива у клиентов: один банк или его филиал — один административный район. Особенно низка плотность банковской сети в развивающихся восточных и северных районах России.
Вследствие чего можно выделить основные проблемы российской банковской системы на сегодня:
низкий уровень банковского капитала;
значительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего существенная часть банковских активов оказалась обесцененной;
высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов;
чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносят немедленный, в основном спекулятивный доход, недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;
пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий;
высокая зависимость банков от их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и участниками их финансово-промышленных групп;
низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а в отдельных случаях личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;
политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела;
недостаточная жесткость надзорных требований, недостатки действующего законодательства.
В России, как и в других странах, существует система государственного регулирования денежно-кредитной сферы, позволяющая защищать интересы населения и банковских структур. Правовое основание этой системы
составляют два закона — «О банках и банковской деятельности в РФ» (1995 г.) и «О Центральном банке РФ (Банке России)» (1994 г.). Согласно этим законам Банк России, Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций, образуют банковскую систему России. Банки России не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам банков. Для финансирования отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные банки (банки развития). [16]
Все банки на территории России должны держать обязательные резервы в Банке России и соблюдать экономические нормативы, устанавливаемые Банком России.
Центральный банк, учитывая состояние российской банковской системы и меру своих возможностей по поддержке кредитных организаций, принял программу реструктуризации банковской системы (заключение кредиторами соглашения, в результате которого долг с коротким сроком погашения заменяется на долг с более поздним сроком). [10, С.20]
Целями реструктуризации банковской системы в краткосрочной перспективе являются:
восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг;
улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики;
восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, кредиторов и клиентов, в т.ч. иностранных партнеров.
Заключение:
Банк согласно российскому законодательству — это кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:
привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;
размещать эти средства от своего имени и за свои счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.
Банковскую систему России составляют центральный банк, коммерческие банки, небанковские кредитные организации, а также в качестве ее вспомогательного элемента, выполняющего роль инфраструктуры, — предприятия и организации.
Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.
Наиболее важная часть американской банковской системы – система федеральных резервных банков, состоящая из двенадцати банков, т.е. можно сказать, что в США двенадцать центральных банков. Самый важный из них – Федеральный резервный банк города Нью-Йорка. Центральные банки находятся в частной собственности, но управляются государством. Основой денежной и банковской системы Соединенных Штатов Америки является Совет управляющих Федеральной резервной системы, который руководит денежной и банковской системой страны и контролирует ее. В США существует около 13800 сберегательных учреждений. Основная особенность
американских сберегательных учреждений – специализация на привлечении вкладов лиц с невысокими и средними уровнями дохода.
Банковская система Японии представлена двумя звеньями: центральный банк (Банк Японии) и коммерческие банки. Главными элементами банковской системы Японии являются около десятка действующих по всей стране крупнейших частных банков, более шестидесяти частных местных банков, действующих в масштабах одной префектуры, и три крупнейших частных банка долгосрочного кредитования. Особую роль в банковской системе страны играет Банк Японии, который является центральным банковским учреждением страны. Банк Японии управляет всеми банками страны, включая и государственные банки. Необходимо отметить, что Банк Японии является одним из самых активных участников на международном валютном рынке, проводя свои валютные интервенции. Для Банка Японии, как и для центральных банков других государств, вечно актуальной является проблема противостояния различного рода воздействиям, попыткам политиков и лоббистских групп использовать финансовую систему страны для реализации своих частных и сиюминутных интересов. Сложные отношения у Банка Японии с Министерством финансов, глава которого имеет право контролировать деятельность банка и отдавать ему административные распоряжения.
Будущее Российской банковской системы зависит от реализации программы реструктуризации банковской системы, в ходе которой были поставлены следующие цели:
восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг;
улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики;
восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, кредиторов и клиентов, в т.ч. иностранных партнеров.
Так же зависит от реализации банковс
кой реформы (реформа по сокращению мелких коммерческих банков), в результате которой неизбежно про
изойдет сокращение количества российских коммерческих банков, а для оставшихся будут созданы необходимые усло
вия и правовая база. Хотелось бы, например, наде
яться, чтобы в результате проведения этой рефор
мы в интересах оставшихся коммерческих банков было бы ослаблено монопольное положение Сбербанка России. Такая монополия неэффективна для клиентов, и ее ис
тинная роль в стимулировании экономического роста страны еще не осознана, а концентрация в одних руках и (или) в одном месте огромных средств просто неразумна, не говоря уже о теоретическом и практическом опыте банковского дела.
Список литературы:
1. Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.М.Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
2. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для вузов / Под ред проф.А.М.Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4. Российская банковская энциклопедия. — М.: ЭТА, 1995.
5. Астахов В. П. Кредитные операции.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
6. Захаров В.С. В России есть банковская система. // Деньги и кредит. – 2005,№ 10.
7. Козлов А.А. Некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора России. // Деньги и кредит. – 2004. — № 2.
8. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И.Лаврушина.–М.: Финансы и статистика, 2004.
10. А. Селезнев – Проблемы совершенствования кредитно-банковской системы// «Экономист» 2009, №8 .
11. Эриашвилин Н.Д. Банковская система РФ.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
12. Банковское дело// Супрунович Е. Лимитирование кредитных рисков 2002.–№4.
13. Фетисов Г.Г. Об устойчивости банковской системы.//Финансы.2004, №2.
14. Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3т.–М.: Дека,1995, т.1.
15. Банковское дело (под редакцией проф. В.И. Колесникова), М., Финансы и статистика, 2007.
16.«Федеральный закон о банках и банковской деятельности», (в ред. Федерального закона от 19.06.2001 N 82-ФЗ)
17. www.cbr.ru
18. usa-bank.ru
19. www.econom.ru
20. www.japantoday.ru
21. www.banki-delo.ru