Банковские риски, надзор и аудит

Тобатаев К. к.э.н.
Банковские риски, надзори аудит

Современноесостояние банковской системы в Казахстане предполагает обеспечение минимизацииимеющихся основных видов рисков за счет реального внедрения лучшихмеждународных практик надзора и регулирования финансовых организацийуполномоченным органом. Данная цель предполагает сочетание оптимальноговзаимодействия между мегарегулятором, внутренним и внешним аудиторами. А такжесоответствующее разделение полномочий между Советом директоров и исполнительныморганом банка по адекватной системе управления возможных потерь и убытков ивнутреннего контроля, предусматривающих применение кредитными учреждениямиметодов контроля, обеспечивающих эффективное определение оценки, измерение,контроль и мониторинг риска при предоставлении продуктов и услуг.
Факторы финансовой дестабилизации в большинстве случаевлокализовывались в банковском секторе, который в рыночной экономике являетсяглавным каналом финансового посредничества. Соответственно, банки являютсяважнейшим источником системной уязвимости финансовых систем, хотядестабилизация может инициироваться и другими финансовыми учреждениями. Этауязвимость присуща функциям, которые банки осуществляют.
Нестабильность банковских систем многих стран была связана сдействием объективных факторов, главные из которых следующие:
— стремительное развитие технологий, компьютеризация банковскогобизнеса и развитие онлайновых форм расчетов, позволяющие перемещать громадныесуммы денег в любую точку земного шара практически мгновенно;
— форсированная либерализация движения капиталов, заметноесмягчение традиционного для банковской сферы протекционизма, что привело кусилению зависимости национальных банковских систем от «внешних шоков»;
— лавинообразныйрост финансовых нововведений (прежде всего, деривативов), результатом которогостала диверсификация финансовых услуг, связанная с продвижением принципиальноновых банковских продуктов.
От состоянияфинансовой системы страны с рыночным типом экономики в возрастающей степенизависит макроэкономическая стабильность страны. Кризисы финансового сектора водной стране часто выплескиваются на международный уровень, что объясняетзаинтересованность международной деловой общественности в финансовойстабильности отдельных странах и довольно высокую готовность солидарно помогатьстранам, испытывающим кризисы такого рода или угрозу таких кризисов.
Банкиявляются и основным инструментом стабилизационных усилий, и основным источникомуязвимости финансовой системы.
Уязвимостьфинансовой системы связана с двумя из ее важнейших функций, а именно сраспределением рисков и обеспечением ликвидности. Другими не менее важнымиисточниками нестабильности являются неосторожное макроэкономическое ибанковское регулирование и избыточные надзорные вмешательства; корпоративноеуправление; система мотиваций. Текущий опыт показал то, что банковские проблемыпоследовали за периодом высокой экономической активности, во время которыхвероятность резких существенно возрастает. Причиной кризиса может быть также ивнешний шок.
Макроэкономическиеколебания вносят свой вклад в резкие масштабные изменения цен на активы. Этомогут быть, к примеру, изменения цен на недвижимость (как в рост, так и впадение). Избыточные сверх-оптимистические инвестиции в отдельные отраслиэкономики и дальнейшая резкая коррекция начинаются макроэкономически,неадекватно воспринимаются системами риск менеджмента отдельных учреждений, азатем через крахи отдельных банков приводят к общему дисбалансу. Такиеколебания более существенны в экономиках, рыночные основания и инфраструктуракоторых относительно молоды.
Любаялиберализация должна сопровождаться развитием системы регулирования, надзора иконтроля над деятельностью банков в сфере управления их рисками. Либерализацияэкономики, обязательно сопровождающая переход к рынку, кроме важныхположительных моментов экономической активизации населения, приводит к тому,что на рынке с низкими входными барьерами появляется большое количествопредпринимателей, либо не умеющих как следует управлять рисками, либозлоупотребляющих неумением других. И то и другое приводит к усилению тенденцииотносительного роста доли более рискованных инвестиций. Либерализация самогобанковского бизнеса работает в том же направлении. Риски неотъемлемосвойственны финансовому посредничеству. Однако по сравнению с другимиучастниками экономической деятельности именно банки располагают и опытом, изнаниями, и стратегической мотивацией не только управлять собственными рисками,но и навязывать рисковую культуру всем остальным, что, однако, возможно лишьпри условии положительно мотивированного и квалифицированного (пруденциального)банковского надзора.
Неадекватныеконтроль и надзорные требования и процедуры способны нанести ущерб способностибанков к здоровому развитию.
Всеупомянутые компоненты защиты рисковой дисциплины и финансовой стабильностинепосредственно или в конечном счете связаны с системой регулированиябанковского бизнеса и надзора за банковской сферой Ее основная идея – мудрое иконструктивное отношение к рискам не только в сфере кредитования, а вообще вовсех аспектах финансовой
Итак, адекватное минимально-достаточное регулированиебанковской деятельности и соответствующий внимательный и сбалансированныйнадзор за банками выступают в числе основных условий обеспечения финансовойстабильности опирается не только на личный опыт специально отбираемых ипостоянно дообучаемых сотрудников, но и на методики оценки реальной стоимостиактивов и, что особенно важно, — объективной рискованности этих активов.
В функции банковского надзора не входит всеобъемлющий контроль надбанковскими операциями, а тем более вмешательство в текущую деятельностьбанков. Пруденциальная практика банковского надзора это способ осуществлениямониторинга и оценки рисков. Установление положения банковского надзора каксредства, помогающего банкам вести проактивный риск-менеджмент важно и длябанков, и для регулирующих органов.
В практике работы регулирующих органов используется несколькоподходов к оценке стабильности финансовых организаций:
– анализпоказателей финансовой устойчивости,
– разработкаиндикаторов раннего предупреждения,
– применениеметодик стресс-тестирования,
– прогнозированиеситуации в финансовой сфере на основе моделей.
Если и существует единственное средство борьбы с этими проблемами,то это – регулирование капитала банков. Основной формой регулятивноговоздействия на банки в настоящее время является норматирование достаточностикапитала. Внедрение такого подхода в практику работы национальных регулирующихорганов было инициировано Базельским Комитетом по банковскому надзору. Несмотряна то, что концепция достаточности капитала не вызывает никаких нареканий стеоретической точки зрения, использование ее в практике банковского надзорасопряжено с рядом трудностей. Все они, так или иначе, связаны с вопросамиоценки величины рисков, принимаемых на себя банками. Предлагаемыестандартизированные методики априори не могут обеспечить формирование резервовв объеме, адекватном вероятным потерям по конкретным операциям. В результатебанк либо мотивируется к совершению более рискованных сделок, либо сталкиваетсяс низкой эффективностью своей деятельности.
Комитет началс обсуждения сходства и различия методов надзора, применявшихся в разныхстранах и способов устранения «разрывов» в сети контроля над банковскимбизнесом, а так же путей улучшения международного сотрудничества в этих сферах.Это делалось и делается в трех главных направлениях: обмен информацией онациональных установках и методах банковского надзора.
На основанииэтих предпосылок базируются 25 корневых принципов, разбитых на следующиегруппы:
– Лицензированиеи структуры;
– Предусмотрительные(пруденциальные) регулятивные акты и требования);
– Методыпостоянного банковского надзора;
– Информационныетребования;
– Полномочияорганов надзора.
Совет директоров должен нести ответственность за утверждение ипериодический пересмотр общей банковской стратегии и документов по различнымаспектам политики банка (далее все указанные документы именуются политикой);понимать основные риски, принимаемые на себя банком, устанавливать приемлемыеуровни этих рисков и обеспечивать принятие высшим руководством банка мер,необходимых для выявления, измерения, отслеживания и контролирования такихрисков; утверждать организационную структуру банка; обеспечивать, чтобы высшееруководство банка контролировало эффективность системы внутреннего контроля.Совет директоров несет ответственность за создание и функционированиеадекватной и действенной системы внутреннего контроля.Исполнительноеруководство банка (далее именуется менеджментом, а отдельные руководители — менеджерами) должно нести ответственность за реализацию стратегии и политикибанка, утвержденной советом директоров; развивать процессы, призванныевыявлять, измерять, отслеживать и контролировать банковские риски; поддерживатьтакую организационную структуру, которая четко разграничивает сферыответственности, полномочий и отчетности; обеспечивать эффективноеосуществление делегированных полномочий; разрабатывать соответствующие правилавнутреннего контроля; отслеживать адекватность и действенность системывнутреннего контроля. Необходимо наличие эффективного ивсеобъемлющего внутреннего аудита системы внутреннего контроля, проводимогонезависимыми в операционном отношении, адекватно подготовленными икомпетентными сотрудниками. Служба внутреннего аудита как часть мониторингасистемы внутреннего контроля должна быть подотчетна совету директоров (или егокомитету по аудиту) и менеджменту банка. Служба внутреннего аудита являетсяважной частью постоянного мониторинга системы внутреннего контроля, посколькуона обеспечивает независимую оценку адекватности установленных правил ипроцедур, а также их соблюдения. Важно, чтобы служба внутреннего аудита быланезависимой от ежедневной работы банка и имела доступ ко всем видам операций,проводимых банком, включая его филиалы и дочерние структуры. Внутренниеаудиторы предоставляют объективную информацию о деятельности банка благодаряпрямой подотчетности совету директоров или аудиторскому комитету и менеджменту.Поскольку служба внутреннего аудита играет очень важную роль, она должна бытьукомплектована компетентными, высококвалифицированными сотрудниками, хорошопонимающими свою роль и обязанности. Периодичность и глубина проверок,проводимых службой внутреннего аудита, должна соответствовать характеру,сложности и рискам деятельности банка. Важно, чтобы служба внутреннего аудитабыла подотчетна высшему уровню руководства банка, как правило, советудиректоров (или его комитету по аудиту) и менеджменту. Такой порядокобеспечивает правильное функционирование корпоративного управления, посколькусовет директоров получает информацию, не искаженную руководителями,упоминаемыми в отчете. Совет директоров должен поддерживать независимостьвнутренних аудиторов также и тем, чтобы определение их вознаграждения иливыделения им ресурсов из бюджета банка находилось в компетенции советадиректоров или высшего руководства, а не менеджеров, которые зависят от работывнутренних аудиторов. Недостатки внутреннего контроля,выявленные сотрудниками подразделений банка, службой внутреннего аудита илидругими контрольными службами, должны своевременно доводиться до сведенияруководителей соответствующего уровня и оперативно устраняться. О существенныхнедостатках внутреннего контроля необходимо сообщать менеджменту и совету директоров.Информация о недостатках в системе внутреннего контроля и о неэффективноконтролируемых рисках должна доводиться до сведения соответствующего лица (лиц)незамедлительно по мере выявления, причем серьезные вопросы должныдокладываться менеджменту или совету директоров. Важно, чтобы после полученияинформации соответствующие руководители обеспечивали своевременное исправлениенедостатков. Внутренние аудиторы должны проводить последующие проверки илиосуществлять другие виды мониторинга и немедленно информировать менеджмент илисовет директоров обо всех неисправленных недостатках. Для того чтобы обеспечитьсвоевременное реагирование на все выявленные недостатки, в задачи менеджментадолжно входить создание системы отслеживания недостатков внутреннего контроля имер, принятых для их устранения. Совет директоров и менеджмент должныпериодически получать отчеты, суммирующие все проблемы, выявленные системойвнутреннего контроля. Вопросы, которые кажутся незначительными, когда отдельныепроцессы контроля рассматриваются изолированно, при рассмотрении их наряду сдругими аспектами могут указать на отрицательные тенденции, грозящие перерастив крупные недостатки системы контроля.

Түйін
Мақаладабанктік тәуекелдің себептері мен олардың төмендеу әдісдері,ішкі бақылау мен аудиттің несие мекемелеріндегі тәуекелдіңтүсуіне әсер етуі қарастырылады.