Банкротство и ликвидация предприятия 3

–PAGE_BREAK–2.    Причины банкротства предприятия

Одной из причин банкротства предприятия является неверная оценка руководителями хозяйствующего субъекта ожидаемых темпов и направлений его развития. Отсутствие стратегии в деятельности предприятия, нацеленной на краткосрочный результат, недостаточное знание конъюнктуры рынка, слабая мотивация трудящихся, низкий уровень квалификации персонала, отсутствие современного развития управления издержками, низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений приводят к финансовым проблемам.

Общими причинами банкротства хозяйствующего субъекта являются:[5]

­       обстоятельства, влияющие на снижение уровня доходов или опережающий рост обязательств;

­       снижение спроса на продукцию из-за общего снижения платежеспособного спроса потребителей, затоваривания рынка, неудовлетворительного качества или высокой цены;

­       задержка платежей потребителей, связанная с необязательностью или неплатежеспособностью партнеров;

­       ограничение доступа на рынок сбыта за счет запретов, квотирования, таможенных или других ограничений;

­       недостаточность собственных средств и отказ кредитных организаций в выделении финансирования;

­       низкий уровень оборотных активов и проблемы с качеством денежного потока;

­       отсутствие эффективной системы бюджетирования и стратегического планирования;

­       жесткие условия конкуренции и ошибки при формировании цены на продукцию.

Несостоятельность предприятий может возникать по независящим и зависящим причинам. К независящим причинам относят:[6]

­    экономические: кризисное состояние страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.

­    политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта–импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства, смена политического режима.

­    усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса, стремлением расширения доли занимаемого рынка и внедрения новых продуктов.

­    демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей, платежеспособный спрос населения на те и другие виды товаров и услуг.

К зависящим причинам  относят:[7]

­       отсутствие эффективной системы управления;

­       отсутствие четкой финансовой стратегии развития организации;

­       дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики;

­       низкий уровень техники, технологии и организации производства;

­       снижение эффективности использования производственных ресурсов организации, его производственной мощности и, как следствие, высокий уровень себестоимости, убытки – «проедание» собственного капитала;

­       создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной банкротства;

­       плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданиями или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги;

­       отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики;

­       привлечение заемных средств в оборот организации на невыгодных условиях, что ведет к снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию;

­       быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы растут быстрее объема продаж. Отсюда и появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате организация попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

    продолжение
–PAGE_BREAK–3.    Процедуры, применяемые в деле о банкротстве предприятия

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве – предусмотренные законом способы и порядок действий уполномоченных лиц, при осуществлении установленных судом действий в отношении предприятия-должника.[8]

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 19.07.2009) при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

1. Наблюдение –процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

2. Финансовое оздоровление –процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия-должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет.

3. Внешнее управление–процедура, применяемая в деле о банкротствек должнику в целях восстановления его платежеспособности. Инициатором введения внешнего управления выступает собрание кредиторов, на основании решения которого арбитражный суд вводит данную процедуру, а также утверждает внешнего управляющего. В рамках внешнего управления предусматриваются следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника:[9]

–       увеличение уставного капитала предприятия за счет взносов участников и третьих лиц;

–       размещение дополнительных обыкновенных акций предприятия;

–       замещение активов предприятия.

Предельный срок внешнего управления не может превышать полутора лет. В некоторых случаях срок внешнего управления может быть продлен еще на шесть месяцев.

4. Конкурсное производство–процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.Эта процедура проводится уже после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Срок проведения конкурсного производства составляет один год, но он может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, на шесть месяцев.

5. Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, будь то стадия наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов.

Мировое соглашение вступает в силу с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедуры банкротства является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

4.    Ликвидация предприятия

В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Основные причины ликвидации предприятия:[10]

­       имущество продолжает обесцениваться и используется любая возможность для восстановления его стоимости;

­       отсутствие заявок к соответствующим органам о проведении реструктуризации или санации от юридических или физических лиц;

­       ни один из представленных планов реструктуризации или санации не был одобрен кредиторами;

­       предлагаемые планы вывода предприятия из кризисного состояния по тем или иным причинам не могут быть реализованы.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:[11]

­       добровольно, то есть по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

­       принудительно, то есть по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

    продолжение
–PAGE_BREAK–5.    Процедуры ликвидации предприятия

Большинство предприятий сталкиваются с вопросами ликвидации юридических лиц – принимают решение о ликвидации своей организации или сталкиваются с ликвидацией своих контрагентов. В связи с этим, необходимо четко представлять себе каким образом происходит процедура ликвидации.

Рассмотрим порядок процедуры добровольной и принудительной ликвидации.[12]

Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Ликвидация осуществляется в несколько этапов:

–         принятие решения о ликвидации юридического лица, порядке его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.

–         извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами.

–         выявление кредиторской и дебиторской задолженности и составление промежуточного ликвидационного баланса.

–         расчеты с кредиторами, составление окончательного ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица.

Принятие решения о ликвидации юридического лица может быть вызвано следующими основаниями:

–       юридическое лицо достигло цели, ради которой было создано,

–       истек срок действия юридического лица, указный в учредительных документах,

–       принято решение собственников (учредителей, акционеров) о ликвидации предприятия.

В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации, об этом должна быть уведомлена налоговая инспекция. На основании уведомления о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Согласно пункта 2 статьи 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

После того как назначен ликвидатор либо ликвидационная комиссия, необходимо уведомить всех контрагентов юридического лица о начале процедуры ликвидации, чтобы выявить размер кредиторской задолженности. Закон предусматривает публикацию информации в средствах массовой информации. Сообщение о ликвидации юридического лица размещается в еженедельном журнале «Вестник государственной регистрации». При этом можно дополнительно уведомить контрагентов путем направления писем, извещений, электронной рассылки и любыми иными способами.

Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица, в течение 2-х месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.

Одновременно с выявлением кредиторской задолженности, ликвидационная комиссия предпринимает усилия для определения состава имущества, находящегося в собственности юридического лица (проводит инвентаризацию активов), выявляет дебиторскую задолженность.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) и  копию промежуточного баланса отправляются в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий (налоговый) орган направляет промежуточный ликвидационный баланс для проведения контрольных мероприятий в следующие отделы: взыскания задолженности; выездных проверок; камеральных проверок; юридический отдел.

Утвердив промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия приступает к расчетам с кредиторами в очередности, установленной законом.

Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения требований:[13]

– в первую очередьудовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

– во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

– втретью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

– вчетвертую очередь: требования прочих кредиторов.

В случае если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, если кредиторы после этого не возражают. Если же имущества оказалось недостаточно и кредиторы не согласны с тем, в каком объеме удовлетворены их требования, то они вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

После окончания расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками, собственниками) юридического лица. Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Окончательный ликвидационный баланс, платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица, а также заявление предоставляются в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. Подпись заявителя удостоверяется в нотариальном порядке.

На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.

Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица в следующих случаях:

–         представлены не все документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;

–         в налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);

–         документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, представлены до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;

–         при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

После внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Имущество, оставшееся после ликвидации, распределяется между учредителями юридического лица пропорционально их вкладам.

Преимуществом добровольной ликвидации является то, что запись о юридическом лице  исключается из Единого Государственного реестра, ОГРН и ИНН компании аннулируются, организация считается  прекратившей свое  существование. Недостатками добровольной ликвидации является то, что это долгосрочный (от 4 до 8 месяцев) и бюрократизированный процесс, который, к тому же, в обязательном порядке, сопровождается налоговыми проверками.[14]

Основания для принудительной ликвидации можно разделить на 2 вида – ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства и ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).

Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:[15] 

–         грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер;

–         осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

–         осуществление деятельности, запрещенной законом;

–         осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

–         систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства.

Максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля.

Суды принимают решение о ликвидации только в том случае, если имеющиеся нарушения действительно неустранимы – если же их можно исправить и в любое время до момента вынесения решения это было сделано, то в ликвидации юридического лица суд отказывает.

Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, то в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап – принятие решения о ликвидации – осуществляется не учредителями (участниками, акционерами, собственниками) юридического лица, а судом. В последующем же вся последовательность этапов сохраняется – и точно так же назначается ликвидационная комиссия, в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается объявление о ликвидации юридического лица, в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации, публикацию о ликвидации юридического лица, производятся расчеты с кредиторами, а также в регистрирующий (налоговый) орган предоставляются заявление по форме Р16001, документы, подтверждающий оплату государственной пошлины, а также ликвидационный баланс

В случае неисполнения решения арбитражного суда о его ликвидации из-за отсутствия учредителей юридического лица арбитражный суд вправе назначить ликвидатора. Арбитражный суд также вправе назначить ликвидатора, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования в места нахождения, а в отношении граждан – фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.

В случае если в решении арбитражного суда утверждается кандидатура ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на оснований указанного решения арбитражного суда вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие записи. При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица.

В решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.
    продолжение
–PAGE_BREAK–