Банкротство как институт регулирования рыночных процессов

–PAGE_BREAK–2. Социально-экономические аспекты банкротства
Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его назначение состоит в защите социально-экономических процессов от последствий неэффективной или недобросовестной деятельности их участников и невыполнения взятых на себя обязательств. Задачей института также является помощь в ликвидации несостоятельных предприятий на добровольной или принудительной основе, когда проведение мер по предупреждению банкротства не обеспечило необходимый уровень платежеспособности организации.

Устойчивый рост экономики и благосостояния граждан нашей страны является одной из главных целей российского государства. Для ее достижения, как отмечает большинство экономистов, необходимо улучшить инвестиционный климат в стране, повысить защищенность финансовых ресурсов, инвестиций и капиталовложений. Чем более стабильна и предсказуема ситуация в стране, чем лучше защищены права инвесторов, тем больше объем финансовых вложений.

Цивилизованный подход к процедуре банкротства является одной из основ надежной финансовой инфраструктуры, он повышает доступность кредита, стимулирует выполнение договоров, обеспечивает предсказуемость распределения рисков в случае возникновения финансовых трудностей и возврат денежных средств. На современном этапе развития российской экономики необходимо повышение рентабельности и конкурентоспособности отечественных предприятий, являющихся основным звеном экономической системы. Для этого требуется создание соответствующей макроэкономической среды. Частью этой многогранной работы является антикризисное управление. Однако ситуация в сфере регулирования процедуры банкротства и антикризисного управления – одна из самых сложных и наиболее часто обсуждаемых.

Главная цель предприятия – это выживание на каком-либо рынке. Если предприятие достигло этого состояния и удерживает его в течение значительного времени, оно ставит более значимые цели – рост прибыльности, завоевание рынка и т. д. Но руководство предприятия должно делать все, чтобы не приблизиться к пограничной черте – кризисному состоянию и банкротству.

Кризисная ситуация характеризуется повышенным риском банкротства, слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью. Банкротство является крайней формой кризисного состояния, когда предприятие не может оплатить кредиторскую задолженность и восстановить платежеспособность за счет собственных источников дохода. До начала процедуры банкротства предприятие способно восстановить платежеспособность за счет собственных ресурсов. После начала процедуры банкротства это уже невозможно: предприятие либо ликвидируется, либо финансируется из других источников.

В ходе проведения процедуры конкурсного производства в отношении организаций конкурсный управляющий сталкивается с рядом специфических проблем, в первую очередь с проблемой социальной напряженности, возникающей при ликвидации организаций. Заключается она в сохранении производства в местности, где расположена организация, обеспечении занятости населения, в поступлении налогов в бюджеты всех уровней.

Возникает проблема: с одной стороны, нужно вовремя принять необходимые меры, чтобы не допустить банкротства, с другой стороны, именно через процедуру банкротства существует возможность эффективного преодоления кризисных явлений в организации.

В соответствии с законом о банкротстве основной задачей конкурсного управляющего является продажа имущества должника для погашения требований кредиторов. Существует две возможности решения поставленной задачи. Первая заключается в распродаже имущества должника, как это и происходит в большинстве случаев. Вторая возможность погашения требований кредиторов – продажа организации как бизнеса.

Решение социальных проблем не входит в обязанности конкурсного управляющего. В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» он «…обязан действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов» [1]. Интерес кредиторов очевиден – максимально удовлетворить свои претензии. Значит, управляющий должен стремиться максимизировать выручку от продажи имущества должника. С другой стороны, действовать добросовестно и разумно – это осуществить ликвидацию организации, не допуская роста социальной напряженности, т. е. продать имущество в комплексе тому, кто продолжит работать в данной местности по профилю должника.

Кроме реорганизации структуры управления происходит и смена собственника. Продажа организации как бизнеса способствует эффективному решению основной задачи конкурсного производства – максимизации выручки от продажи. Практически такой вариант носит универсальный характер: он удовлетворяет и работников предприятия, и местную администрацию, и кредиторов, и управляющего.

Однако, несмотря на все преимущества, такой вариант не носит повсеместного характера при проведении процедуры банкротства. Объясняется это отчасти негативным отношением общества к понятию «банкротство». Ассоциируется оно, как правило, с окончательным и бесповоротным развалом организации, полной ее ликвидацией. При наступлении кризиса руководство организаций прилагает все усилия, чтобы не допустить инициирования процедуры банкротства, обращается во все вышестоящие инстанции. На муниципальном уровне обещания руководства выйти из кризиса и исправить ситуацию зачастую находят понимание и поддержку тоже в силу негативного отношения к процедуре банкротства. Полученная отсрочка не всегда используется по назначению. Если менеджменту организации не удается принять эффективные меры по выходу из кризиса, то попытки восстановления платежеспособности приводят к постепенной потере основных и оборотных средств производства. В худшем случае при недобросовестном менеджменте осуществляется вывод активов организации. В результате процедура банкротства возбуждается только тогда, когда организация не в состоянии осуществлять свою профильную деятельность в силу полного (или частичного) отсутствия необходимого технологического оборудования.

Экономическая сущность банкротства заключается в реализации максимально возможного риска экономического субъекта, в условиях рыночного хозяйствования и определения степени ответственности хозяйствующего субъекта за результаты своей деятельности [4].

Банкротство как элемент хозяйственного механизма имеет положительные и отрицательные стороны.

Положительными моментами следует считать:

• ликвидацию предприятия‑должника и возвращение долгов кредиторам через исполнение обязательств, назначенных судом;

• создание нового бизнеса;

• смену состава руководителей, не исполняющих свои обязанности, замену временных руководителей на профессиональных руководителей, передачу бизнеса в более надежные руки;

• передачу бизнеса организации от государства в частные руки и наоборот;

• восстановление финансовой устойчивости и реструктуризацию предприятия с целью выхода из кризисной ситуации.

К негативным моментам относят:

• потерю кредиторами части бизнеса;

• возникновение нового, последующего банкротства;

• ухудшение социальной жизни работников предприятия;

• сокращение рабочих мест, а вследствие этого снижение платежеспособности населения;

• сужение потребительского рынка;

• возможность возникновения криминального банкротства, связанного с переделом собственности и разворовыванием имущества, в том числе организаций со значительной долей государственной и муниципальной собственности.

Однако банкротство организаций возникает вследствие негативного воздействия разнообразных внутренних и внешних факторов. Умение предприятия приспособиться к различным изменениям в экономической среде является гарантией не только выживания, но и процветания.

Таким образом, если рассматривать проблему антикризисного управления и банкротства организаций в социальном аспекте, то инициирование процедуры банкротства должно осуществляться на достаточно ранних стадиях выявления кризисных явлений. Если руководство оказалось некомпетентным, и кризис наступил, необходимо соблюсти интересы работников предприятия, муниципалитетов и субъектов РФ, на территории которых находится организация.

С экономической точки зрения собственник в таком случае рискует потерять контроль над организацией. Поэтому, чем раньше будут диагностированы кризисные явления в деятельности организации, тем выше вероятность недопущения процедуры банкротства.

Как правило, исследования в данной области концентрируются на экономических показателях деятельности организации и не учитывают социальные аспекты проблемы. То есть не только в ситуации преодоления наступившего кризиса, когда социальные проблемы приходится решать в рамках процедуры банкротства, но и на ранних стадиях кризисных явлений в организации эффективному менеджеру необходимо учитывать влияние межличностных отношений на возможность возникновения кризиса.

Таким образом, социальные аспекты антикризисного управления не следует игнорировать ни при диагностике кризисных явлений в организации и их предупреждении, ни в процессе преодоления наступившего кризиса в рамках процедуры банкротства. Если взаимодействие экономики и права в антикризисном управлении является совершенно естественным и общепринятым, то привлечение аппарата современной социологии для решения проблем такого управления также кажется вполне целесообразным.

3. Причины банкротства.

Самыми распространенными причинами деловой несостоятельности являются экономические, финансовые факторы и факторы, связанные с профессионализмом управления. В экономической литературе также распространена классификация факторов, обуславливающих несостоятельность (банкротство) организаций на внешние и внутренние.

Внешние факторы являются наиболее опасными в связи с тем, что возможности оказания воздействия на них минимальны, а последствия их реализации могут быть разрушительными. К ним относятся:

1.Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.

2.Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.

4.Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

5.Технологические факторы, обусловленные воздействием на экономику научно-технологического прогресса;

6.Социокультурные: охватывающие такие явления и процессы, как преобладающие в обществе нравы и традиции, отношение людей к работе и уровню благосостояния, уровень образования населения, отношение к частному бизнесу и возможности самостоятельной предпринимательской деятельности;

7.Международные: связанные с глобализацией экономики, деятельностью транснациональных компаний, экономических и военно-политических объединений.

Внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и влияющие на результаты его хозяйственной деятельности, это:

1.Дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики.

2. Низкий уровень техники, технологии и организации производства.

3.Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровень себестоимости, убытки, «проедание» собственного капитала.

4.Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства.

5.Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство.

6.Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики.

7.Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.

8.Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

Банкротство является, как правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов.

Помимо рассмотренных выше классификаций, факторы банкротства можно разделить на количественные и качественные. К количественным факторам несостоятельности можно отнести небольшую величину показателя отношения движения денежных средств к общим обязательствам; высокую величину показателя отношения долговых обязательств к акционерному капиталу и показателю отношения долговых обязательств к общей сумме активов; незначительный доход на инвестиции; скромную величину отношения нераспределенной прибыли к общей сумме активов; низкий уровень отношения оборотного капитала к общей сумме активов и отношения оборотного капитала к продажам; недостаточный уровень отношения необоротных активов к среднесрочным и долгосрочным обязательствам; малый коэффициент покрытия процента; нестабильную прибыль; скромные размеры компании, определяемые объемами продаж и (или) общей суммой активов; цену облигаций предприятия; высокий показатель отношения постоянных затрат к общим затратам; неспособность поддерживать должный уровень внеоборотных активов. [8]

К качественным причинам банкротства можно отнести плохую систему финансовой отчетности и неспособность предприятия контролировать расходы; неопытность руководства компании; наличие спада в промышленности; неспособность фирмы получать соответствующее финансирование и значительные кредитные ограничения на любое получаемое финансирование; неспособность погасить просроченные обязательства; неквалифицированное управление компанией; неспособность менеджеров быстро перестраиваться в связи с изменениями на рынке, идти в ногу со временем, особенно в технологически ориентированном бизнесе; высокий уровень коммерческого риска; неудовлетворительное страховое покрытие; осуществление незаконных мошеннических действий; недоучет менеджерами особенностей циклической деятельности бизнеса; неспособность перестраивать производство в соответствии с изменениями запросов потребителей; учет потенциальной ненадежности поставщиков; пересмотр долговых и арендных соглашений; недостаточно качественную систему бухгалтерской и финансовой отчетности.[7]

Все представленные в литературе подходы к классификации причин банкротства имеют как преимущества, так и недостатки. Целесообразно обобщить, уточнить и дополнить уже имеющиеся перечни причин, приводящих к несостоятельности (банкротству) организаций и предложить их классификацию, более полную и адекватную относительно специфических условий экономики России.

 Специфические причины банкротства компаний в России.

В первую очередь, приведем характеристики причин, обусловленных отрицательным воздействием внешних факторов. В их числе выделяются экономические факторы, такие как кризисное состояние экономики страны в целом; акцент государственной политики на фискальной функции при слабом внимании к поощрительно-распределительной; несовершенство и нестабильность финансово-кредитной политики; ошибки, допущенные в экономическом регулировании. Не меньшее значение имеют социально-политические факторы, например, политическая нестабильность в обществе, недостаток квалифицированных специалистов, демографические проблемы, бедность населения. К информационным факторам можно отнести отсутствие опыта антикризисного менеджмента и неэффективность антикризисного регулирования; отсутствие качественной информации о рыночной конъюнктуре. Рыночные факторы представлены отсутствием адекватной рыночным условиям системы регулирования различных видов хозяйственной деятельности; неразвитостью инфраструктуры бизнеса; низким уровнем конкурентоспособности отечественной продукции; функционированием на рынке предприятий-монополистов; инфляцией и гипертрофией рыночных отношений, процветанием теневой экономики; низким уровнем культуры участников отечественного рынка. Организационные факторы можно охарактеризовать как разрыв экономических связей со странами ближнего зарубежья и соответственно между предприятиями; изменение условий экспорта и импорта товаров. Правовые факторы включают в себя несовершенство и противоречивость законодательной базы. Научно-технические факторы ответственны за снижение научно-технического потенциала предприятий вследствие отсутствия средств на обеспечение его поддержания и развития; недоступность источников информации о научно-технических достижениях.

Второй блок причин банкротства предприятий в России связан с отрицательным воздействием внутренних факторов. К их числу относятся материально-технические факторы, такие как слабое материально-техническое обеспечение с высоким уровнем морального и физического износа основных фондов и, как следствие этого, снижение эффективности использования материально-технических ресурсов и производственной мощности основных фондов; дефицит оборотных средств и низкая их оборачиваемость. Организационные факторы включают неэффективность и нерациональность организации производственного процесса, вызывающую необоснованно высокие его издержки; отсутствие финансовой прозрачности затрат, и как следствие, невозможность ими управлять; несоизмеримый с результатами труда размер условно-постоянных расходов; применение консервативных методов управления; заключение руководством компаний сделок сомнительной целесообразности; сбои в поставках материальных ресурсов.

Правильное понимание причин банкротства способствует правильному пониманию назначения и эффективности института несостоятельности (банкротства), а это является определяющим с точки зрения результатов его функционирования. Будучи всесторонне разработанными, процедуры банкротства становятся гарантом благоприятных структурных сдвигов в долгосрочной перспективе. И, наоборот, при однобоких, не до конца продуманных и неправильно регламентированных процедурах банкротства уже в среднесрочной перспективе можно наблюдать неблагоприятные тенденции, как в структуре экономики, так и в характере складывающихся экономических отношений.

4.  Механизм банкротства.

При слове «банкротство» мы автоматически представляем себе печальные картины распродажи имущества с торгов, толпы уволенных сотрудников, всеобщее отчаяние и разорение. На самом же деле банкротство не означает ликвидацию предприятия. При правильном подходе к делу именно банкротство служит средством, которое заставляет предприятие встать на ноги.

Закон выделяет следующие основные процедуры банкротства:

1.                      наблюдение;

2.                      финансовое оздоровление;

3.                      внешнее управление;

4.                      конкурсное производство;

5.                      мировое соглашение.

Только одна из этих процедур ведет к ликвидации должника — это конкурсное производство, которое применяется к действующему предприятию только в случаях, когда финансовое состояние должника настолько безнадежно, что отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность или назначенная арбитражным судом реабилитационная процедура не достигла цели.

Остальные процедуры банкротства — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление,мировое соглашение это процедуры реабилитационные, то есть они ведут к восстановлению платежеспособности предприятия, к освобождению от долгов. Они призваны помочь должнику выбраться из тяжелого финансового положения, сохранить производство. Любую из процедур проводит арбитражный управляющий — человек, специально подготовленный в сфере антикризисного управления предприятиями. При осуществлении наблюдения им является временный управляющий, при финансовом оздоровлении — административный управляющий, при внешнем управлении — внешний управляющий. Их назначает и контролирует арбитражный суд. Арбитражный управляющий стоит на страже интересов должника, в первую очередь, обеспечивает сохранность имущества.

Наблюдение— это первая из возможных процедур банкротства действующего предприятия, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения вводится арбитражным судом по заявлению должника или после признания требований заявителя (кредитора или уполномоченного органа) обоснованными. Тем же определением суда назначается временный управляющий. При этом руководитель предприятия-должника и иные органы управления продолжают свою работу, но ряд сделок они могут совершать только с письменного согласия временного управляющего. Кроме того, в период наблюдения они не могут принимать ряд решений (о реорганизации, ликвидации юридического лица, создании филиалов и представительств и др.). По итогам своей работы временный управляющий подготавливает анализ финансового состояния должника, на основе которого первое собрание кредиторов должника принимает решение о целесообразности введения следующей реабилитационной процедуры банкротства или о невозможности восстановления платежеспособности должника и открытие конкурсного производства. С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве (семь месяцев).

Следующая процедура банкротства — это финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.

Процедура финансового оздоровления может быть введена собранием кредиторов либо арбитражным судом по ходатайству учредителей (участников). Максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года. Арбитражным судом назначается административный управляющий, который осуществляет свои полномочия до окончания процедуры финансового оздоровления либо до его отстранения арбитражным судом.

Суть финансового оздоровления состоит в том, что либо учредитель должника, либо третье лицо (третьи лица) обращаются к собранию кредиторов с графиком погашения задолженности должника и сведениями о предлагаемом ими обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с этим графиком погашения задолженности. В случае если должник не исполнит график погашения задолженности, лицо, предоставившее обеспечение, обязано будет исполнить неисполненные обязательства должника, в том числе и из предоставленного им обеспечения. После этого лицо, предоставившее обеспечение, становится кредитором должника наравне с другими имеющимися кредиторами.

При любом результате финансового оздоровления должник обязан подготовить отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности.
    продолжение
–PAGE_BREAK–