Банкротство кредитных организаций

Актуальность темы очевидна с учетом перехода России к рыночным методам экономики, важнейшим из которых является наличие современной и эффективной банковской системы. С 1930-х гг. в России правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировалась. официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике нет места несостоятельности. В начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства
СССР. В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Так, главными причинами необходимости реформирования законодательства о банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской действительности.
В результате этого была создана российская правовая система регулирования несостоятельности. Федеральный закон от 8 января 1998г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В результате он из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Нередко кредиторы были заинтересованы не в осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий,
а в их банкротстве и овладении их имуществом. Эти и многие другие обстоятельства вызвали необходимость разработки и принятия нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002г. Целью контрольной работы является рассмотрение вопросов о несостоятельности кредитных организаций Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи : 1. Изучить Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций; 2. Рассмотреть понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротстве) При подготовке работы были изучены нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы юридической практики и периодической печати по данной теме. 1.Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную
систему правовых норм, основанием которой являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы: – нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность индивидуальных предпринимателей (ст.25) и юридических лиц (ст.65); – нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) – ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов) и др.; -нормы
ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротства) юридических лиц. Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задачами которого являются исключение из оборота неплатежеспособных субъектов и предоставление возможности добросовестным
предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. Кроме того, в систему законодательства, регулирующего банкротство, входят: – Федеральный закон от 25 февраля 1999г. №40-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; – Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 122-ФЗ « Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»; – постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»; – постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. №257 « Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»; – постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003г. № 586 « О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего
в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации»; – Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003г. №74 « Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; – Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003г. №4 « О некоторых вопросах, связанных с введением в действие
Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»» – Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона « О несостоятельности (банкротства)». Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения : 1) Институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является
комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. Законодательство о несостоятельности (банкротстве), носящее комплексный характер, находиться на стыке публичного и частного права. 2) Основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон – специальный закон – другие нормативные акты. К числу законов прежде всего следует отнести ГК РФ и
Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности. Во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ. Специальные законы – это Закон о банкротстве 2002г Федеральный закон « О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов
РФ, специфики государственного управления в регионах; 3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений. В настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что «наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования,
предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений». 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства) Рассматривая понятие несостоятельности в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой – обладает
определенной спецификой. В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права. В современном российском законодательстве понятие несостоятельности неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.2). При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течении трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течении трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Так, в основе несостоятельности лежит положение, согласно которому участник имущественного
оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течении трех месяцев, считается неспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для того, чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов. В связи с рассматриваемой проблематикой принципиальным является вопрос о том, каковы критерии несостоятельности
(банкротства). Для определения признаков банкротства применялась методика, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994№498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являлись: – коэффициент текущей ликвидности ( характеризовал общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств.
Он определялся как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов готовой продукции, денежных средств и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, займов и различных кредиторских задолженностей.) ; – коэффициент обеспеченности собственными средствами (характеризовал наличие у предприятия собственных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определялся как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью в необоротных активов к фактической стоимости оборотных средств предприятия); – коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (характеризовал наличие у предприятия реальной возможности восстановить либо утратить свою платежеспособность в течении определенного периода. Он определялся как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению).
Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным являлось наличие одного из следующих условий: – коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2; – коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1. Коэффициент восстановления платежеспособности более 1 свидетельствовал о наличии у предприятия реальной возможности восстановить свою платежеспособность.
В рамках каждого из критериев закрепляется соответствующая система признаков несостоятельности (банкротства). Закон о банкротстве 2002г. в качестве одного из признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности. так, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс.руб а к должнику – гражданину – не менее 10 тыс. руб.
Законодательное закрепление минимального размера требований кредиторов означает, что права кредиторов могут быть защищены лишь при наличии определенного минимума требований, при отсутствии которого данный механизм защиты прав кредиторов неприменим. Но законодательством предусматриваются исключения из общего правила, касающегося минимального размера требований кредиторов. Так, для ликвидируемого предприятия основанием для признания его несостоятельным служит недостаточность стоимости его имущества для удовлетворения требований кредиторов, а заявление о признании банкротом отсутствующего должника может быть подано независимо от размера его кредиторской задолженности. В соответствии со ст. 25 и 65 ГК РФ банкротство должника может быть осуществлено принудительно или добровольно. Следует заметить, что при определении наличия признаков несостоятельности (банкротства) и объема прав требований каждого из кредиторов юридическое значение придается лишь денежным долговым
обязательствам, т.е. принимается во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с причитающимися на него процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, а также вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (ст.4 Закона о банкротстве 2002г.). Денежное обязательство представляет собой разновидность гражданско-правового обязательства.
Предметной особенностью денежного обязательства является уплата кредитору должником денежной суммы. Основания возникновения денежных обязательств могут быть отнесены либо к договорным, либо к внедоговорным. При определении признаков банкротства не должна учитываться задолженность, возникшая по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, включая долги по заработной плате работникам должника. Однако денежное обязательство может возникнуть и по иным (внедоговорным) основаниям, а именно вследствие
неосновательного обогащения. Суть его заключается в то, что лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (ст.1102 ГК РФ) вследствие причинения вреда (деликатные обязательства). Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его (ст. 1064 ГК РФ). В размер денежных обязательств не включаются обязательства перед гражданами, в отношении которых должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате авторского вознаграждения, а также обязательства перед учредителями (участниками) должника – юридического лица, вытекающие из такого участия (например, обязанности по выплате дивидендов акционерам). Закон о банкротстве 2002г. предусматривает, что возбуждение арбитражным судом производства по делу
о несостоятельности не приостанавливает действия исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате авторского вознаграждения, возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (ст.63). Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, например, для определения количества голосов кредиторов на собраниях кредиторов, которое признается пропорциональным сумме их требований к должнику. Применительно к отдельным процедурам банкротства состав и размер денежных обязательств определяется не датой подачи заявления, а датой принятия арбитражным судом соответствующего решения или определения той или иной процедуры. По общему правилу размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается
установленным, если он подтвержден вступившим в силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований. К числу установленных относятся также требования кредиторов, по которым должником не представлены возражения в определенный срок. Так, действующее законодательство расценивает как бесспорный факт установление размера денежного обязательства до обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве. Однако если должник по каким – либо причинам оспаривает требования кредиторов, то данное обстоятельство не является препятствием для обращения в арбитражный суд. В этом случае обоснованность требований, равно как и размер денежных обязательств и обязательных платежей, определяет сам арбитражный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству. Заключение Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» признает необходимость применения
ряда мер по предупреждению банкротства кредитной организации в ситуации, когда она еще не находится в состоянии неплатежеспособности (банкротства); содержит достаточно объемную и достаточно тщательно урегулированную систему мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности кредитных организаций; при рассмотрении арбитражным судом дел о банкротстве кредитной организации применяются только процедуры конкурсного производства. Анализ действующего российского законодательства о банкротстве позволяет выделить
следующие признаки несостоятельности предпринимательской деятельности: – наличие денежных обязательств должника долгового характера; – неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении трех месяцев с момента наступления даты их исполнения; – наличие задолженности гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.; – официальное признание
несостоятельности арбитражным судом. Законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) гражданина, а именно: превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества. Список используемой литературы 1.Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95 – ФЗ 2.Гражданский кодекс РФ ( ст.25, ст. 64, ст.65 ) 3.Постановление Правительства РФ от 20 .05. 1994№498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». 4.Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.02 г. №86-ФЗ. 5.Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 г. №395-1. 6.Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации от 20.05.04 г. №121-ФЗ. 7.Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 г. №40-ФЗ. 8.Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. №135-ФЗ. 9.Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией (утв. ЦБ РФ 26.11.2003 №241-П) 10.Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных
организаций (утв. ЦБ РФ 10.02.2003 №215-П). 11.Указание ЦБ РФ от 14.04.2003 № 1270-У «О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп». 12. Белых В.С Дубинич А.А Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). – М.: Норма, 2005. 13. Грузицкий Ю.Л. Первая банковская реформа в
России // Финансы и кредит (Москва). – 02.06.2006. – 011. – С. 55-64. 14. Егерев И.А. Факторы управления стоимостью: выявление и анализ // Вопросы оценки, 2006, №3. 15. Егоров А.Последние изменения российского законодательства о банкротстве банков. // Хозяйство и право. 2007. №№1,2. 16. Максютов А.А. Основы банковского дела. – М.: Бератор-Пресс, 2006. 17.
Оценка бизнеса: Учебник / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2008. 18. Оценка экономических процессов в России // Коринф (Москва). – 21.05.2006. – 022. – С.21. 19. Тавасиев А.М Эриашвили Н.Д. Банковское дело. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2007. 20. Таль Г.К. ,Зенкин И.В. Банкротство коммерческих организаций: Правовые аспекты : Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2006. 21. Тосунян Г Викулин А. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций. – М.: Дело, 2007.