Содержание
Введение
1 Общение как восприятие людьми друг друга
2 Барьеры как факторы, мешающие общению
3 Возможные пути преодоления барьеров общения
Заключение
Список литературы
Введение
Анализ связи общественных имежличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе оместе общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однакопрежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решениеэтой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальнойпсихологии. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционнойсоциальной науке не только потому, что не вполне эквивалентен обычноупотребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержаниеего может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологическойтеории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, котораябудет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаныили исследованы в других системах социально-психологического знания.
На своем начальном (низшем) уровне взаимодействие представляет собой простейшиепервичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и оченьупрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга сцелью обмена информацией и общения. Такое взаимодействие в силу конкретныхпричин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннегоразвития, что неблагоприятно скажется на качестве делового общения.
Главное, от чего зависит успехпервичных контактов, заключается в принятии или непринятии друг друга партнерамипо взаимодействию. При этом они не составляют простой суммы индивидов, аявляются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей иотношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым)различием—сходством, подобием — контрастом людей, включенных в совместнуюдеятельность (общение).
Цель данной работы – рассмотретьбарьеры общения и пути их преодоления.
1Общение как восприятие людьми друг друга
Взаимодействие человека с окружающим егомиром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываютсямежду людьми в их общественной жизни.
Всякое производство предполагаетобъединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлятьполноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт междулюдьми и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимания. Так,например, для того чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он долженобщаться с ними.
Общение — это многоплановый процессразвития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместнойдеятельности.
В едином процессе общения обычновыделяют три стороны:
– коммуникативную (передачу информации);
– интерактивную (взаимодействие);
– перцептивную (взаимовосприятие).
Рассматриваемое в единстве этих трехсторон общение выступает как способ организации совместной деятельности ивзаимоотношений включенных в нее людей[1].
Можновыделить восемь функций (целей) общения:
1)контактная, цель, которой — установление контакта как состояния обоюднойготовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в формепостоянной взаимоориентированности;
2)информационный обмен сообщениями, т. е. прием-передача каких-либо сведений вответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.;
3)побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляющая его навыполнение тех или иных действий;
4)координационная — взаимное ориентирование и согласование действий приорганизации совместной деятельности;
5)понимание — не только адекватное восприятие смысла сообщения, но пониманиепартнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);
6)эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обменэмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний исостояний;
7)установление отношений — осознание и форсирование своего места в системеролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в которомпредстоит действовать индивиду;
8)оказание влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловыхобразований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений,представлений, потребностей, действий, активности и т. д.
Процесс восприятия одним человекомдругого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, чтоназывают перцепцией. На основе внешней стороны поведения мы, по словамС.Л.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение еговнешних данных[2].Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль впроцессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сампознающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другогочеловека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Под восприятием в социальной психологиипонимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки еговнешнего вида и поведения[3].
В деловом общении приходитсявзаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые ужедостаточно хорошо знакомы. Психологические исследования показали, что в основевосприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенныйопыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случаевосприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгрупповогообщения, во втором — механизмов межличностного общения.
К психологическим механизмам восприятияв межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, сутькоторого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех илииных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивоепредставление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям тойили иной социальной группы. Разные социальные группы, взаимодействуя междусобой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этническиеили национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп сточки зрения других. Например, таковы стереотипные представления о вежливостиангличан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.
Формирование образа другого человекаосуществляется тоже путем стереотипизации, Вопрос о том, насколько точнымявляется первое впечатление, совеем не прост.
С одной стороны, почти каждый взрослыйчеловек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манереговорить и поведению достаточно точно определить многие егосоциально-психологические характеристики: психологические черты, возраст,социальный слой, примерную профессию. Но эта точность возможна, как правило,только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствуеттот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более людизаинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.
Это объясняется тем, что передчеловеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера,который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, оннеобходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построитьобщение.
Наиболее важные в данной ситуациихарактеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе.Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные чертыи особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесьпоявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности,действием некоторых факторов — превосходства, привлекательности и отношения кнам.
Люди, вступающие в общение, не равны:они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту,интеллектуальному потенциалу и т. д. При неравенстве партнеров наиболее частоприменяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства.
В психологии эти ошибки получилиназвание фактора превосходства.
Схема восприятия такова. При встрече счеловеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мыоцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был намравен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, томы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одномупараметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Этасхема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительноважном, значимом для нас неравенстве.
Информация о превосходстве обычно такили иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда естьэлементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальнойгруппе.
Действие фактора привлекательности привосприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качествачеловека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь втом, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считатьего более умным, хорошим, интересным и т. д., то есть опять-таки переоцениватьмногие его личностные характеристики.
Фактор отношения к нам действует такимобразом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые кнам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схемувосприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласиипартнера с нами. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценкавысказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем вышеоценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от негоожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве души» была настольковелика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту незамечали. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективноепонимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, егоотношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другойоснове. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностномобщении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Наиболее простой способ пониманиядругого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. Приидентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как быон действовал в подобных ситуациях.
Очень близка к идентификации эмпатия,т. е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться напроблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается,сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс(1902—1987) определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личногомира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание».
Эмпатия — способность эмоциональновоспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его совсеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разныхлюдей неодинакова[4]. 2 Барьеры как факторы,мешающие общению
Логическая форма познания личностныхособенностей себя и других людей — рефлексия; она предполагает попыткулогически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другомчеловеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение,делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия, но часто иобобщающие и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков,являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретныхситуаций).
Процесс понимания друг друга опосредованпроцессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимаетсяосознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером пообщению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимаетменя, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
Если человек имеет неверноепредставление о себе, о слушателях и, главное, о том, как его воспринимаютслушатели, то его взаимопонимание будет исключено.
Есть некоторые факторы, которые мешаютправильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
1. Наличие заранее заданныхустановок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того,как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
2. Наличие уже сформированныхстереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся копределенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поисксвязанных с ней черт.
3. Стремление сделатьпреждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о немполучена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например,имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый разповстречали или увидели его.
4. Безотчетное структурированиеличности другого человека проявляется в том, что логически объединяются вцелостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякоепонятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
5. Эффект «ореола» проявляетсяв том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личностираспространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человекепереносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человекеблагоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо незамечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человекеотрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются илиистолковываются превратно как своекорыстные.
6. Эффект «проецирования»проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой своисобственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оцениваялюдей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другиепротивоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти жекачества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют.Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомогочерез «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол,все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная илиувиденная информация о человеке или событии является очень существенной ималозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку.И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичнуюинформацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичнуюинформацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если ономрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человекемогут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомомчеловеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей,стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
9. Отсутствие изменении в восприятии и оценках людей, происходящих современем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однаждывысказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, чтонакапливается новая информация о нем.
10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получилинегативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнутьвсе прежние мнения об этом человеке.
Важное значение для более глубокогопонимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явлениеказуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностноговосприятия причин и методов поведения других людей[5].Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины(внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека)либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).
На восприятие людей влияют стереотипы —привычные упрощенные представления о других группах людей, в которых мырасполагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта,чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей,учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, еслилюди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг одруге, добиваться общих целей.
На восприятие людей влияют ипредубеждения — эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих,даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.
На восприятие и понимание людей влияютустановки — неосознанная готовность человека определенным привычным образомвоспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранеесформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Установки имеют три измерения:
– когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживаетсячеловек относительно какого-либо субъекта или предмета;
– аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции,отношение к конкретному человеку или информации;
– поведенческое измерение — готовность к определенным реакциямповедения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.
Установки формируются:
1. под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» квозрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;
2. на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
Предвзятое мнение человека руководиттем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человекана фотографии может совершенно по-разному восприниматься (это жестокий илидобрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке:например, гестаповец он или герой. Эксперименты показали, что очень трудноопровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этотфеномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут житьсвоей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, котороеих породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжатьсуществовать, несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждениечасто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создатьего. 3 Возможные путипреодоления барьеров общения
При межличностном общении важно уметь«снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могутсуществовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный втом, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими,должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретныхситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобнуюинформацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разныхзеркалах. Обеспечение других обратной связью — сведениями о том, какие чувстваи мысли вызывает у нас их поведение, — может повышать взаимное доверие. Длятого чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не толькосоответствующими умениями, но и смелостью.
Следует помнить, что стереотипымышления есть и у того, кто сообщает информацию, и у того, кто ее получает.
Каждый человек видит окружающий мирпо-своему. Образ мира всегда субъективен (вспомните закон неопределенностиотклика). Так вот, совершенно справедливо утверждение: «Мы верим тому, чемухотим верить». У каждого из нас есть свои предпочтения, каждому что-то нравится,а что-то — нет. И в поведении человек ориентируется на свое видение ситуации,на свои оценки, симпатии и антипатии.
В процессе общения проблемаусложняется. Если действительно захотеть быть лидером в общении, приходитсяпреодолевать не только свои собственные предвзятые представления, но ипредрассудки ваших собеседников, так как люди ищут подтверждения своим взглядами отвергают то, что не вписывается в систему их представлений. Изменитьустановки людей, их предрассудки и предубеждения почти невозможно — ведь эточасть психики человека. Наивно полагать, что под воздействием логическихаргументов, показывающих несостоятельность некоего предвзятого представления,человек изменит его. Если партнер достаточно умен, он согласится на словах,если нет, будет спорить, защищаться или уйдет в глухую оборону.
Можно выделить несколько путейпреодоления:
1. действия должны бытьнаправлены не на устранение предубеждений и предвзятых мнений (что, как ужебыло сказано, невозможно), а на ослабление и устранение их влияния в каждомконкретном случае.
2. действия направлены наослабление влияния предвзятых представлений не только у оппонентов, но и усебя.
3. сознательно передатьинициативу разговора в руки собеседника, тем самым лишая его возможностиоставаться оппонентом и говорить «нет».
4. для получения утвердительныхответов использовать «усилители», то есть высказывания, имеющие общий характери не вызывающие возражений.
Этот метод называется методомпереубеждения, или методом «Я — Сократ».
Как известно, Сократ в своих диалогахзадавал вопросы, на которые его собеседник отвечал в основном «да», и тем самымдобивался переубеждения оппонента. Думается, что тщательное изучение «АпологииСократа» Платона есть прекрасная школа управленческого общения.
Также необходимо уменьшитькоммуникативный барьер. Это можно сделать, руководствуясь следующимиположениями.
1. Постарайтесь сразу избавиться отстереотипов мышления. Конечно, это нелегко. Но если постоянно о них помнить, споставленной задачей вполне можно справиться. Это совет стратегический.
2. Каждый раз, формируя сообщение,помните о двух вещах. Первое: убедитесь в том, что оно не искажено вашимистереотипами мышления. Второе: попытайтесь определить, какие стереотипы могутдовлеть над получателем вашей информации, и сформулируйте свое сообщение такимобразом, чтобы оно прошло через этот барьер.
3. Для устранения в сообщенииискажений, идущих от стереотипов, очень хорошо помогают следующие приемы:
– Принимая информацию, отделяйте эмоции от фактов, а факты — отмнений. Сделать это очень просто. Выслушав собеседника, попросите его повторитьсказанное, ограничиваясь фактами и оставив оценки этих фактов при себе.
– Снабжая информацией, не стесняйтесь попросить повторить ее,особенно если речь идет о чем-то очень важном.
Эти приемы можно назвать элементарнойтехникой безопасности управленческого общения, ведь они помогают нейтрализоватьстереотипы мышления и повысить качество общения.
Установка сознания — это устойчивоеотношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, основанноена его жизненном опыте. Можно сказать, что установки сознания есть у каждого;это своеобразные аксиомы, которые, однажды подтвердившись, уже не подвергаютсясомнению и не нуждаются в доказательствах. Установки сознания могут бытьправильными или неправильными, но в том и другом случае они, так или иначе,подтверждены опытом человека. Правильные установки сознания помогают человекулучше адаптироваться к окружающему миру, не повторять ошибок, действовать сучетом собственного опыта.
Заключение
Общение чрезвычайно многогранно. Ономожет быть представлено в своем разнообразии по видам. Различают межличностноеи массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственнымиконтактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, атакже коммуникация, опосредованная различными видами средств массовойинформации. Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальнойинформацией. Деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющихсовместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Общениеможет быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в егоходе передается особо значимая информация. Конфликтное общение характеризуетсявзаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Соблюдение условий взаимопонимания напрактике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будеттем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правилавзаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимопериодически исправлять, т.е. согласовывать совместные усилия людей иобстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправногоположения индивидов.
Культураобщения — это совокупность ценностей (свободы, справедливости, прав иобязанностей, ответственности и самосознания) и способ их реализации в системесоциальных, экономических, культурных отношений людей, основанных на раскрытиииндивидуальных возможностей и способностей личности.
Современноезнание предлагает такие отношения, когда не будет надобности индивидам за счетдругого добиваться цели. Успех зависит и от самого человека и от общения.Личность может найти себя в полном и разностороннем применении способностей, всознании того, что ее состояние не основано на страданиях окружающих. Культураобщения открывает широкие возможности для развития личности.
Общение — первый вид деятельности,возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра,учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т. е. привключении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное иличностное развитие. Общение рассматривается как вид деятельности, направленнойна обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует целиустановления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказаниявзаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга[6].
Списоклитературы
1. Крысько В.Г. Социальнаяпсихология. – М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Немов Р.С. Психология: В 3кн. – М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Петерс В.А. Психология ипедагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005.
4. Психология. / Под ред.Вороновой А.В. – СПб.: Питер, 2004.
5. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Прогресс, 1987.
6. Рубинштейн С.Л. Основыпсихологии. – СПб.: Питер, 2002.