Бартоломе Эставан Мурильо. "Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископом Домонте". Масло 1680 г.

Онуфриева Надежда, 2 курс, специальность искусствоведение Бартоломе Эставан Мурильо. Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископомДомонте. Масло 1680 г.Особенно много картин Мурильохранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ряд подлинных картинхранится в Государственном Музееизобразительных искусств им. Пушкина.
Все произведения испанского художника,хранящиеся в музеях России и ближнего Зарубежья, опубликованы в каталогах иповсеместно широко известны. Однако остается одна картина Мурильо,которая, благодаря особенностям музейной жизни, остается до сих подмалоизвестной как у нас, так и за Рубежом. Речь идет о полотне Архангел Рафаилс предстоящим перед ним епископом Домонте холст, масло 2,11х1,50 ,находящемся в
ГМИИ в Москве. По высоте своего художественного качества ономожет быть отнесено к лучшим работам Мурильо. Картина имеет сложную историю. Впервыеа литературе она упомянута в книге Антонио Понса Путешествие по Испании . 1 Несколько позднее этукартину упоминает Хуан Августин Сеан Бермудес в своей известной работе Исторический словарь выдающихся профессоров изящных искусств в
Испании ,перечисляя произведения, написанные Мурильо. 2 В время нашествия наполеоновских войск вИспанию 1808-1812 картина увозится интервентами во Францию, где попадает вовладения пасынка Наполеона, Евгения Богарнэ, получившего титул герцогаЛейхтенбергского после своей женитьбы на баварской принцессе, и хранится в егособрании в Мюнхене. В каталоге этого собрания имеется воспроизведение этойкартины линейной
гравюрой под названием Ангел-хранитель . 3 Таким образом, теряется подлинное название картины. После 1839 годаЛейхтенбергская галерея, в том числе картина Мурильо, перевозится вС Петербург в Мариинский дворец среди имущества, наследованного сыном ЕвгенияБогарнэ Максимилианом Лейхтенбергским, женатым на дочери Николая I Марии Николаевне. В 1884 году картина Мурильо в составЛейхтенбергской галереи передается наследниками герцога МаксимилианаЛейхтенбергского Академии художеств, где организуется постоянная выставка этогособрания. В каталоге этой выставке она идет под названием Ангел, явившийся каббату уговорить его принять епископский сан . 4 За год до этого картина вошла вкаталог книги Ч Б. Курциуса Веласкес и Мурильо с кратким наименованием Св.Рафаил . В 1904 году в Художественныхсокровищах
России картина упоминается встатье А.Неустроева, где она значится под названием Архангел Рафаил иепископ . 5 В начале 1917 года картина Мурильовместе с некоторыми другими картинами Лейхтенбергской галереи была передана вМоскву в Румянцевский музей. В 1923 году она с собранием картинной галереиРумянцевского музея перешла во вновь реорганизованный Музей изобразительныхискусств имени
А.С. Пушкина. Во время перемещения из одногохранилища в другое картина теряет не только свое название, но и имя художника иприходит в музей как работа итальянского мастера XIX века. Последняяатрибуция неверна, так как по стилистическим данным было ясно, что эта работане итальянского мастера, а испанского. Изучение изложений истории этогопроизведения позволило установить его точное название и имя написавшего егохудожника. 6 Эта картина
Мурильо выделяетсяжизненностью образов, стройностью композиционного построения и красотойколорита. Большая часть полотна заполнена фигурой архангела Рафаила сраспростертыми крыльями она доминирует над пейзажем с уходящими за горизонтхолмами, скудно покрытыми кустарником. Архангел изображен идущим, держа в левойруке свойственный Рафаилу атрибут посох странника. Его одежда ниспадает легкоразвевающимися декоративными складками.
Лицо ангела миловидно моделью длянего, видимо служила красивая девушка-севильянка, не раз воспроизведеннаяМурильо в его картинах и в образе ангела. Особенно близок этот образ к ангелуиз картины Ангел-хранитель, ведущий за руку ребенка в соборе Севильи. 7 Слегка склонив голову, Рафаил устремил взор на стоящего перед ним ЕпископаДомонте, одетого в белые одежды ордена мерседариев с нагрудным крестом назолотой цепочке. Изображение епископа Домонте портретно. На его немолодом,мертвенно-бледном лице с заострившимися чертами выделяются темные горящиеглаза, отражающие силу переживаемых им чувств. Его исхудалые руки сложены вмолитвенный жест. В этой картине особенно ярко сказалсяталант Мурильо как колориста. Картина, выполненная свободными широкими мазками,привлекает гармоничностью красок. Фигура Рафаэля выдержана взолотисто-розовато-лиловатой гамме, спокойная теплота которой подчеркнута
насыщеннымтоном бархатного пояса. В пейзаже господствуют серебристо-сероватые тона,оттененные вверху заревом заката. Тонкость переходов светотени и воздушностьвалеров пейзажа создает впечатление атмосферной дымки, которая, окутываяпредметы, смягчает линии их очертаний. Белый цвет одежды епископа с теплымиполутонами гармонирует с общим цветовым строем картины. Легко определима дата выполненияМурильо этой картины благодаря изображенному в ней
Франсиско Домонте, которыйполучил сан второго епископа Севильи в 1680 году и умер летом в концеследующего года. 8 Из этого можно заключить,что картина была заказана Домонте в 1680 году в связи с возведением его вепископский сан и была предназначена им для украшения одного из алтарей тогомонастыря, братом которого он долго состоял.
В каталоге выставки испанскогоискусства в Лондоне в 1938 году опубликован эскиз с изображением архангелаРафаила, принадлежащий кисти Мурильо собрание Б лер в Люцерне, ранее вколлекции Эдуарда Дэвиса . 9 Этот свеже и свободновыполненный эскиз, безусловно, был использован живописцем для изображенияархангела Рафаила в картине Музея изобразительных искусств. На рисунке тот жетип ангела, что и на рассматриваемойкартине, только этот эскиз ближе к натуре он жизненнее, проще. На рисунке вправой руке ангела, свободной на рассм. картине, помещена рыба обычный атрибутархангела Рафаила, когда он изображался в сопровождении Товия. Не исключенавозможность, что этот эскиз был сделан художником для ранее задуманной, авозможно и выполненной им картины на сюжет Архангел и Товий , частовстречающейся у живописцев XVII века. Такому предположению дает основание то, что в монастыре августинцев в
Кадиксеимеется картина Архангел Рафаил, ведущий Товия работы ученика МурильоМенесиса Осорио, которая считается сделанной в подражание картине Мурильо. 10 Получив заказ от епископа Домонте, видимо воспользовавшись эскизом, написаннымдля ранее задуманной картины, изменив его в деталях при исполнении даннойкартины изображение рыбы становится излишним, в левом нижнем углу картины, гдепредполагалось изображение
Товия, он помещает Франциско Домонте. Соответственноэтому изменяется и композиция противоположного угла на место группы деревьев,помещенных в левом углу рисунка, Мурильо помещает здесь митру и жезл епископа. Данная картина, выполненная Мурильо вконце его деятельности, является ярким образцом созданного живописцем стиля, вкотором лирическая нежность образов сочетается с их большой жизненностью.
1 A. Ponz.Viaje en Espana, IX, Madrid, 1774, стр.107 2 Cean Bermudes.J.A. Diccionardo historico de losmailustres professors de las Bells Artes en Espana. Madrid, 1800, Tomo 2, стр.59 3 J. Passavant. Gem lde Sammlung seiner Kaiserl. Hoheit des Heryogs von Leuchtenberg inM nchen. Frankfurt a. M 1851,
Zweite Ausgabe, Tafel 25. 4 Каталог картинной галереи герцога Николая Мих.Лейхтенбергского, выставленной в залах имп.Академии художеств, Спб, 1884, 88 5 Ch B. Curyius. Velasgues and Murillo. N Jork,1883, стрю 265-266. 6 В 1923 году в Севильевыходит монография о Мурильо, написанная членом-корреспондентом АкадемииСан-Фернандо в Мадриде Сантьяго Монтото, который, упоминая о картине Мурильо Архангел Рафаил с епископом Домонте , считает ее местопребывание неизвестным. S. Montoto. Bartolome EstebanMurillo. Estudio biografico-critico, Sevilla, 1923, стр. 120 7 См.Klassiker der Kunst, Bl.22, Murillo, B L 1923, стр.145. 8 Matute.Hijos ilustres de
Sevilla. 1886 S.Montoto, ук. соч стр. 120 9 From Greco to Goja Ilustrated Sovenier of anExhibition organised bz Tomas Harris. London, 1938, p.19 10 См. .Klassiker der Kunst, Bl.22, Murillo, B L 1923, стр.246