Басни. Лафонтен

Басни.
Лафонтен

БАСНИ  Волк – персонаж многих басен Лафонтена,
существо злобное, подчиненное инстинкту голода и неблагодарное.

Вечно голодный
В., “евши, никогда костей не разбирает”. В басне “Волк и
Журавль” В. позволяет Журавлю вытащить у себя из горла застрявшую там
кость, но в ответ на просьбу о награде объявляет, что таковой для Журавля
является уже то, что он остался цел. Присущая В. логика запечатлена в словах:
“Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать” – из басни “Волк и
Ягненок” (Эзоп, пер. И. А. Крылова). Жадность губит В., даже когда ему
подвертывается удача завладеть добычей ненасытного охотника, который подстрелил
оленя, лося, ранил кабана, и в то время, как стремился подстрелить пролетавшую
куропатку, раненый кабан запорол его насмерть. Жадный В., радуясь богатой
добыче, хочет начать трапезу с жесткой тетивы лука, из которого срывается
стрела, поражая его насмерть. Часто В. глуп. Раннею весной голодный В. решает
подобраться к Коню, объявляя себя Лекарем. Конь жалуется на поврежденное копыто
и больно бьет приблизившегося В. (“Лошадь и Волк”, Эзоп, пер. В. В.
Жукова).

Оратор –
персонаж “Значение басни”, умело использующий интерес народа к басне.
О. призывает народ защитить Афины, находящиеся в опасности. Поскольку его не
слушают, он прибегает к сильным и резким словам, после чего толпа смолкает, но
остается равнодушной. Тогда О. произносит басенный зачин о Церере,
путешествующей с угрем и ласточкой. После того как О. сообщает, что угорь уполз
в реку, а ласточка унеслась в небо, толпа, полная внимания, вопрошает: “А
Церера?” Завладев вниманием афинян, О. стыдит их за то, что они
забавляются детской сказкой, в то время как Греции грозит опасность.

Кот (Кошка)-
персонаж многих басен Лафонтена, воплощающий настойчивость и изобретательность
в войне с мышами и крысами, способный казаться мягким и кр`отким, но обладающий
сноровкой и железной хваткой. К. в баснях Лафонтена соотносим своей
находчивостью с К. – персонажем народных сказок. Мягкость и гибкость пластики
К. переданы в басне “Петух, Кот и Мышонок”. В борьбе с крысами К.
пускается на всевозможные хитрости. В басне “Кот и Старая Крыса”
(Эзоп, Федр, пер. В. В. Жукова) центральным персонажем становится “Кот –
гроза мышей, / Примерной службою своей, / И кровожадностью, и силой /
Прослывший в округе Аттилой”. Чтобы показаться безопасным, безвредным, он
“вниз головой повесился, хитрец”, и крысы, решив, что так К. наказали
хозяева за провинность, потеряв бдительность, обступают его. Но, поймав нескольких
из них, К. не довольствуется малой своей победой. Автор запечатлевает
характерную игру К. с мышками: К. отпускает пленниц, сообщая, что у него есть
иной план. В следующий раз он, обвалявшись в муке, прячется в квашню и
добивается полного успеха. К. случается даже быть более ловким и изворотливым,
чем Лис (см. “Кот и Лисица”).

Лис (в рус.
вар. Лисица, Лиса) – персонаж многих басен Лафонтена, образ, заимствованный из
басен Эзопа и животного эпоса. Это осторожное, хитрое, льстивое существо,
которое подчас одерживает победы над недалеким, простодушным зверьем, но
зачастую попадает в сети собственного коварства. В общеизвестном сюжете басни
“Ворона и Лисица” (Эзоп, пер. И. А. Крылова) Л. удается добыть лестью
сыр. В морали басни слышится авторская безутешность в том, что бесполезно
говорить миру о гнусности лести. Он и сам понимает, что лесть может привести и
к успеху.

В басне
“Мор зверей” (пер. И. А. Крылова) Л. добивается большого успеха,
когда в ответ на призыв к зверям Льва покаяться в грехах, чтобы отступил
свирепый мор, и его признание в том, что ему приходилось задирать невинных
овец, а случалось, и пастухов, льстиво утверждает, что “честь большая для
овец, / Когда ты их изволишь кушать”, и что нельзя слушать голос совести,
иначе пропадешь с голоду. Тон, заданный Л., приводит к тому, что за безбожные
деяния не осуждают ни тигров, ни волков, ни медведей: “…те вышли вон /
Со всех сторон / Не только правы, чуть не святы”. Виновным признали Вола,
который сознался в том, что в голодный год “из стога у попа он клок сенца
стянул”. Мораль басни: “Кто посмирней, так тот и виноват”. Но
логику правоты в созданной автором картине нравов, которая гораздо более
сурова, задает именно Л.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl