Бегство капитала: природа, формы, последствия

Министерство образования Российской Федерации
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина

кафедра экономической теории

РЕФЕРАТ
 
Бегство капитала:природа, формы,
последствия
 

Тамбов 2003
ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ
I.         ПРИРОДА «БЕГСТВА» КАПИТАЛА
§1.Бегство капитала в системе понятий
§2.Причины бегства капиталов
II.        ФОРМЫ «БЕГСТВА» КАПИТАЛА
§1.Способы бегства капитала
§2.Виды бегства капиталов
III.      ПОСЛЕДСТВИЯ «БЕГСТВА» КАПИТАЛА
§1. Об опасности бегства и характереущерба, им причиняемом§2. Масштабы и последствия утечкикапитала из РоссииЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценкаотносительного объема бегства капиталовПРИЛОЖЕНИЕ 2. Отношениестатьи “пропуски и ошибки” к сумме кредитовых статей платежного баланса

ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наблюдается заметный интерес кситуации, сложившейся в области внешнеэкономических связей России. При этомособое внимание уделяется вопросу о бегстве капитала.
Ана­лизируя причинысовременного финансового кризиса в России, среди главных факторов выделимчрезмерную зависимость нашей страны от импорта иностранного капи­тала вусловиях, когда ежегодно до 20 млрд. долл. нелегально уходит за границу. Такимобразом, Россия кредитует весь остальной мир.
Она активно участвует ввывозе капитала в са­мых разнообразных формах, являясь партнером многих странмира. По расчетам А. Булатова, вывоз капитала из России достиг примерно 180-210млрд. долл.[1]Финансовый капитал вывозится в форме бан­ковских кредитов, торговых кредитов иавансов, наличной иностран­ной валюты, а предпринимательский капитал – в формепрямых и портфельных инвестиций. Если исключить из этой суммы приростнакоплений наличной иностранной валюты внутри страны, то вели­чина экспортакапитала составит 150-180 млрд. долл.
Одновременно следуетотметить, что сегодня и Китай является не только крупным заемщиком, но иэкспортером капитала, на что, к сожалению, редко обращают внимание. Однако приэтом природа и характер вывоза капитала в Китае совершенно иные, чем в России.Так, увеличение объемов вывоза капитала из Китая в значительной степени связанос ежегодным ростом денеж­ных сбережений населения (с 28% ВНП в 1980 г. до 40% вначале 90-х годов)[2].Причем это осуществлялось одновременно с ростом ВВП в стране на 8-10% в год.Это позволило реализовать крупномасштаб­ные внешнеэкономические операции, в томчисле по вывозу капитала, связанные с формированием условий для поддержкиэкспорта китай­ских товаров, расширением внешних рынков сбыта.
Таким образом, проблемам экспорта капитала присущиразные тенденции, причины и характер. Они могут как возникать в условияхэкономического роста, так и порождаться серьезными финансовыми трудностямистраны, в свою очередь, сдерживая подъем отечественно­го производства ипорождая массовую безработицу.
Сегодняпроблема «бегства» капитала изучена мало. Но в свете событийпоследнего десятилетия в России и в мире все больше и больше ученых изучаютвопросы, связанные с явлениями теневой экономики.
И тем неменее на сегодняшний день в уголовно-правовой и криминологической российскойнауке нет ответов на вопросы: какова структура «бегства капиталов изРоссии» как экономического явления; все ли элементы этого явленияпреступны; носит ли это явление принципиально негативный характер; необходимоли с ним бороться, и какими способами. Не разработана и методология изученияэтого явления.
Данная работа посвящена изучению проблем утечки государственного капитала и его отражению в развитии экономики страны в целом.
Целью работы являетсяизучение основных тенденций «бегства» государственного капитала, ихпричин, особенностей и последствий.
Бесспорна актуальностьрассматриваемой темы, так как анализ «бегства» капитала в сложнойэкономической ситуации, позволяют выявить новые экономические закономерности идать подробный анализ  причин сложившейся ситуации. Кроме того, данная темапредставляет интерес ввиду зависимости социально-политических явлений от курсаэкономических реформ и преобразований.
При написании работы былоиспользовано большое количество российской периодической литературы, в томчисле такие журналы, как «Экономика и жизнь», «Вопросыэкономики», «Общество и экономика» и другие, а также работыакадемика, директора ИЭ РАН Л. Абалкина, Булатова А.С., материалымонографического исследования Н.А. Лопашенко и другие.
I. ПРИРОДА «БЕГСТВА»КАПИТАЛА
 
§1.Бегство капитала в системе понятий
В современной науке и практикесистема понятий, характеризующих внешнеэкономические связи, продолжаетоставаться достаточно дискуссионной. Существуют различные подходы к оценкеприроды экспорта капитала, определения бегства капитала как его особой формы.
В самом общем виде«бегство» капиталов за границу России представляет собой отток,перемещение капиталов различного происхождения с территории РоссийскойФедерации на территорию любого другого государства и размещение его на этойтерритории с использованием различных способов.[3]
Бегство капиталов заграницу России означает, прежде всего, их фактический вывоз за пределыРоссийского государства. Под бегство не подпадает смена российскогособственника на иностранного (например, продажа доли в собственности, продажавсего предприятия в целом российским бизнесменом иностранному партнеру) в томслучае, если капиталы остаются на территории России, но фактически переходят всобственность иностранного государства. Подобная ситуация может расцениватьсякак вполне законная, легальная, или незаконная, даже преступная, однако кбегству капиталов за границу она отношения не имеет. Если капитал остается натерритории России, государство получает от этого экономическую выгоду в виденалогов, инвестирования капиталов в российскую экономику и, тем самым, в видеее развития и укрепления.
Нельзя относить к бегствукапиталов за границу и перевод рублевых запасов, капиталов, в валютные, еслиэти капиталы остаются на территории России. Даже если они не помещены набанковские счета, хранятся, по образному выражению, “в чулках”, и не работаютне только на официальную экономику России, но и на своего собственника, бегствокапиталов за границу отсутствует; капитал находится в России.
Под понятие«бегство» капиталов за границу подпадает также невозвращение натерриторию России капиталов, образовавшихся на территории другого государствав результате, например, хозяйственной деятельности, если собственник(законный владелец) капитала – российский гражданин или лицо без гражданства,гражданин другого государства, постоянно проживающие на российской территории.
В понятиекапиталов, которые бегут из России, следует включать капиталы, появившиеся врезультате так называемой “серой” теневой экономики. Это капиталы,образовавшиеся в результате совершения таких преступлений, как незаконноепредпринимательство (ст. 171 УК), незаконная банковская деятельность (ст. 172УК), лжепредпринимательство, не связанное с совершением хищений и иных преступлений,не подпадающих под гл. 22 УК (ст. 173 УК – частично), незаконное получениекредита (ст. 176 УК), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте(ст. 193 УК), весь спектр налоговых преступлений (ст.ст. 194, 198, 199 УК),неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК). В немалой степенипоявление таких капиталов обусловлено экономической политикой Российскогогосударства, правильнее сказать, ее изъянами и издержками. Экономическоезаконодательство России на протяжении практически всех 90-х годов XX-го столетия было крайне невыгоднодля субъектов экономической деятельности; важнейший принцип экономическойдеятельности, согласно которому любому ее субъекту должно быть выгоднееэкономически не нарушать закон, соблюдать его, вообще не закладывался вэкономические законы. Проводился в жизнь – и то, крайне непоследовательно, — принцип выгоды государства и приоритетной защиты его экономических и иныхинтересов. К этому принципу на законодательном уровне стали обращаться толькосейчас; речь идет, прежде всего, об изменениях в налогообложении, введенииединого 13-ти процентного налога, который некоторые исследователи сравнивают сэкономической амнистией.
Что касаетсякапиталов, полученных в результате совершения других преступлений, например, врезультате хищений, преступлений, связанных с преступным оборотом оружия,радиоактивных веществ или ядерных материалов, наркотических средств илипсихотропных веществ, и т.д., они ни при каких условиях не могут бытьвозвращены в официальную экономику в таком виде, без изменения их статуса.Подобные капиталы должны быть безусловно конфискованы. Поэтому понятие “бегствокапиталов за границу России” на такие капиталы не распространяется; в отношенииних действует федеральное российское и международное законодательство опротиводействии легализации (отмыванию) капиталов, приобретенных преступнымпутем.[4]
С учетом сложности и неоднозначностиприроды «бегства» капитала и суммируя важнейшие признаки этого явления, дадимследующее определение. «Бегство» капитала из России естьустойчивый и в больших масштабах отток экономических и финансовых активов,происходящий в легальной и нелегальной формах и сокращающийфинансово-инвестиционные ресурсы страны.
§2.Причины бегства капиталов
По вопросупричин существования такого явления, как бегство капиталов за границу России,высказано громадное количество авторитетных мнений. Часто в главном онисходятся, хотя наблюдаются и различия в позициях. Продемонстрируем основнойспектр мнений.
Так,основными причинами утечки капиталов из России специалисты Центрального банкаРоссии называют неустойчивую экономическую и политическую ситуацию в стране,криминализацию и коррумпированность экономики, ее долларизацию, а также высокийуровень налогового бремени и неплатежей в экономике.
Бегствокапиталов из России определяют основные причины:
1)  общиенеблагоприятные условия формирования экономического и инвестиционного климата встране (падение темпов роста и инвестиционной активности, нарастаниеполитической нестабильности, сокращение емкости рынка, высокий бюджетныйдефицит, слабость национальной валюты, неразвитость инфраструктуры финансовыхрынков и др.);
2) чрезмерноэнергичные меры и рецепты по либерализации российской экономики, навязанные нампо линии мировых финансовых институтов, прежде всего МВФ;
3)последствия проводимого в стране хозяйственного курса, в том числе вовнешнеэкономической сфере: возрастание налогового бремени, девальвациянациональной валюты, жесткая кредитная политика и др. (политика завышенногокурса рубля, длительное время проводимая Центральным Банком РФ, стимулируетвложение средств в дешевый доллар и отток капитала из страны);
4) чрезмерновысокий уровень фискальных ставок и неэффективность системы начисления ивзимания налогов, низкое качество налогового законодательства;
5) недовериебизнеса к правительству, а населения – к банкам и иным финансовым институтам,деятельность которых связана с распоряжением активами вкладчиков;
6)криминализация экономической деятельности, безопасность и высокая эффективностьлегализации доходов преступного происхождения посредством внешнеэкономическихопераций;
7)   высокиериски рыночного обесценения капитальных активов;
8)неопределенность российских границ с бывшими союзными республиками;
9)  отсутствие четкого регулирования легального экспорта капитала из России;
10)  активноеучастие в оттоке российского капитала за рубеж крупного сегментафинансово-банковской системы Запада (участие в приеме российских капиталов,обучении российских банкиров умению работать в оффшорах, содействие вреализации двойных и фиктивных внешнеторговых контрактов с завышенными ценами ит.п.).[5]
Несомненно,основные причины бегства капиталов за пределы России лежат в экономическойсфере и объясняются экономическими интересами собственников или законныхвладельцев бегущих капиталов.В свою очередь, эти экономическиеинтересы формируют:
1.  стремлениесохранить свои капиталы;
2.  стремлениеприумножить эти капиталы, заставить их работать;
3.  стремление уйтиот необходимости уплачивать с существующих капиталов высокие налоги;
4.  стремлениелегализовать свои капиталы, полученные не всегда законным путем, с тем, чтобыможно было передать их по наследству, распорядиться ими официально;
5.  стремлениеполучить с капиталов более высокий доход, чем это возможно на территорииРоссии, и т.д.
Все остальныепричины бегства капиталов за границу носят производный от экономических причинхарактер.В механизме поведения собственника или владельца бежавшихкапиталов всегда есть экономическая мотивация, именно она предопределяет егоповедение в отношении размещения капиталов за границей России.
II. ФОРМЫ «БЕГСТВА» КАПИТАЛА
§1.Способы бегства капитала
Само“бегство” – фактический вывоз капиталов за границу или их невозвращение оттуда– может осуществляться разными способами. Они могут быть сведены к следующимосновным:
1)  банковскому,осуществляемому путем переводов и иных банковских операций в отношении денежныхсредств, находившихся на счетах в российских банках, повлекших их зачисление насчета в иностранных банках;
2)  способу вывозаналичной и иной (находящейся, например, на кредитных карточках, в дорожныхчеках и т.п.) валюты и валютных ценностей, ценных бумаг при пересечении границыРоссии, при следовании за границу Российской Федерации;
3)  невозвращениюполученной от экономической деятельности, осуществляющейся за пределами России,валюты на территорию Российской Федерации;
4)  ведению заведомоневыгодной для российского партнера официальной экономической деятельности синостранными партнерами или российскими предприятиями, размещенными заграницей, с одновременным получением валютной неофициальнойвыгоды запределами России и ее размещением там;
5)  способуиспользования телеграфных и иных небанковских переводов денежных средств зарубеж.
Часто дляосуществления вывоза капиталов за границу используется несколько способоводновременно.
Если оценивать способы бегства капиталов с точкизрения их соответствия законодательству, можно выделить:
1)   законные способы (например, вывозпродекларированной валюты, или законных капиталов с помощью кредитной карточки,или создание предприятий с определенным капиталовложением в них за рубежом всоответствии с российским законодательством, и т.д.);
2)   незаконные, но не преступные способы(к ним следует отнести контрабандный вывоз капиталов, не подпадающий подуголовно-правовое понятие контрабанды, невозвращение валютной выручки из-заграницы на сумму, недостаточную для признания деяния преступным, финансовые ибанковские нарушения, не являющиеся преступными, по порядку перевода капиталов заграницу с использованием банковских операций, и др.);
3)   преступные способы бегства (пороссийскому уголовному законодательству их два – контрабанда (ст. 188 УК) иневозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК)).
§2. Виды бегства капитала
Совершенно очевидно, что бегствокапиталов далеко не однородное явление. Оно включает в себя полностьюкриминальные виды, незаконные, но не преступные разновидности, и совершеннолегальные формы утечки капиталов за пределы России.
Криминальные виды бегства капиталовза пределы
Российской Федерации.
Криминальное бегство капиталов запределы Российской Федерации может быть преступным или по причине преступногохарактера происхождения капиталов, или по причине преступного способа утечки капиталовза границу (понятия приведены выше); возможно и сочетание того и другого.
В свою очередь можно различатьнесколько относительно самостоятельных разновидностей криминального бегствакапиталаиз страны. Такими являются:
1)  бегство,преступное как по способам осуществления, так и по происхождению капиталов(например, вывоз из России контрабандным способом, подпадающим под понятиеуголовно-наказуемой контрабанды, капиталов, полученных в результате преступногонезаконного предпринимательства);
2)  бегство, непреступноепо происхождению капиталов, но преступное по способам его осуществления(например,вывоз из России контрабандным способом, подпадающим под понятиеуголовно-наказуемой контрабанды, капиталов, полученных в результате законнойэкономической деятельности; невозвращение в Россию валюты в сумме, превышающей10 тысяч МРОТ, заработанной в результате законной экономической деятельности запределами России);
3)  бегство,преступное по происхождению капиталов, но непреступное по способам егоосуществления (например, вывоз из России законным способом – путемдекларирования валюты или с помощью кредитных карточек — капиталов, полученныхв результате преступного незаконного предпринимательства; или вывоз из Россииконтрабандным способом, не подпадающим под понятие уголовно-правовойконтрабанды, тех же самых капиталов).
Незаконные, но не преступныеразновидности бегства капиталов
за пределы Российской Федерации.
Эти виды бегства капиталов могут бытьподразделены на следующие группы:
1)  бегство,незаконное, но не преступное, как по способам осуществления, так и попроисхождению капиталов(например, вывоз из России контрабанднымспособом, не подпадающим под понятие уголовно-правовой контрабанды, т.е. врезультате контрабанды – таможенного правонарушения, капиталов, образовавшихсяпри совершении налоговых, таможенных, предпринимательских или иныхправонарушений, не являющихся преступными);
2)  бегство, законноепо характеру происхождения капиталов, но незаконное, но не преступное, поспособам его осуществления (например, вывоз из России контрабандным способом,не подпадающим под понятие уголовно-правовой контрабанды, т.е. в результатеконтрабанды – таможенного правонарушения, капиталов, образовавшихся от законнойпредпринимательской деятельности);
3)  бегство,незаконное, но не преступное, по происхождению капиталов, но законное поспособам его осуществления(например, вывоз из России законным способом– путем декларирования валюты или с помощью кредитных карточек и т.п. –капиталов, полученных в результате незаконного предпринимательства, неявляющегося, тем не менее, преступным).
 
Легальные формы утечки капиталов запределы России.
Этозаконные разновидности бегства капиталов за пределы России. Они имеют местотогда, когда и капитал получен в результате полностью легитимной – законной –деятельности, и способы вывоза его за границу или невозвращения капитала вРоссию абсолютно законны. Очевидно, что сюда относится законное инвестированиероссийских капиталов в экономику других стран, внешнеэкономическая деятельностьхозяйствующих субъектов, осуществляемая в полном соответствии с российскимзаконодательством, и др. (например, размещение в зарубежных банках легальнымроссийским собственником легальных же средств, полученных от экономическойдеятельности, что в настоящее время разрешено, хотя и со многими условиями иоговорками, российским законодательством).
III.   ПОСЛЕДСТВИЯ«БЕГСТСВА» КАПИТАЛА
 
§1. Обопасности бегства и характере ущерба, им причиняемом
Бегствокапиталов за границу – явление для России не новое. Даже беглый взгляд напоследний 300-летний отрезок нашей истории позволяет утверждать, что всякий разсмута на Руси оборачивалась для Запада невиданными барышами; капитал бежал назапад во времена петровских реформ, в период отмены крепостничества, на рубеже XIX и XX веков, в преддвериисоциалистической революции, и т.д.[6]
Бегствокапиталов за границу не относится к типично и только к российским явлениям. Втой или иной мере оно известно практически каждому государству, особенногосударству с нестабильной, ослабленной экономикой.
Длясохранения и наращивания своего капитала его собственник или владелецперемещает капитал туда, где условия для его размещения являются болеекомфортными, по сравнению со своим государством. Однако если для экономическиразвитых государств отток капитала не страшен и проблемой не является, и, крометого, часто уравновешивается притоком иностранного капитала, то дляэкономически слабых государств бегство национального капитала только усугубляети без того непростую экономическую действительность. По точному замечаниюавторов электронного учебника по инновационному учебному курсу «Теневаяэкономика и экономическая преступность», если отток капиталов превалируетнад их притоком, то применительно к странам с реформируемой и, в частности, спереходной экономикой это, как правило, означает реальное сокращение ресурсовдля экономического роста. Он ограничивает свободу действий правительства впроведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя системумакроэкономического регулирования и подрывая фискальную дисциплину. В России«отлив» капиталов затянул процесс финансовой стабилизации,значительно отодвинул во времени перспективу возобновления экономическогороста, усилил ее зависимость от иностранных займов и создал угрозу критическогонарастания величины издержек по обслуживанию внешнего долга. Либерализациявнешнеэкономической деятельности и связанная с ней возможность бесконтрольноговывоза капитала усиливала стимулы для правонарушений и преступлений навнутреннем рынке.
Как правило,никто не оспаривает тезиса об опасности такого явления, как бегство капиталовза границу, для экономически недостаточно сильных государств, в том числе, идля России. Следует отметить, в то же время, что бегство капитала из России,конечно, проблема номер один для отечественной экономики, однако отток капитала– вещь далеко не однозначная и не всегда вредная для российской макроэкономики,поскольку в стране ощущается переизбыток валюты, полученной в результатеэкспортных операций.[7]
Ущерб отутечки капиталов за рубеж состоит, в основном, в следующем:
–    государство неможет собирать в полном объеме налоги и пошлины;
–    отечественныесредства инвестируются не в стране, а за ее пределами;
–    ухудшаетсяинвестиционный климат, вследствие чего нет притока иностранныхкапиталовложений;
–    криминальныйкапитал коррумпирует государственную власть, подкупая чиновников для проведениянезаконных операций;
–    страдает мораль –общество строится на принципах лицемерия. Например, все знают о том, чтозначительная часть выручки от экспорта остается за рубежом, но для борьбы сэтим ничего не делается.
Подводянекоторые итоги, сформулируем основные проявления (свидетельства) опасности длянациональной экономики бегства капиталов за ее пределы. Они сводятся к следующим:
1. экономическаяопасность, которая проявляется в совокупности характеристик (отсутствиевозможного в гораздо больших размерах внутреннего инвестирования экономики,необходимость дополнительного зарубежного инвестирования национальной экономикии др., приводящее в конечном итоге к дальнейшему ослаблению экономики);
2. политическаяопасность (она состоит в том, что растущий и высокий уровень бегствакапиталов за границу свидетельствует не только об экономической слабости, но ио политической нестабильности российского государства. Недоверие российскихкапиталовладельцев к своему государству, к тому, что оно может реальногарантировать сохранность их капиталов, оборачивается снежным комом и влечеттакое же недоверие к нему иностранных партнеров, и, как следствие, отказ отвозможных инвестиций и т.д.);
3. социальнаяопасность (ослабление и без того низких показателей экономическогосостояния России приводит к возрастанию социальной напряженности в обществе, кнедовольству населением политикой государства, многократно усиливающемуся еще итем фактом, что привлечение к любой ответственности – гражданской, уголовной,административной, налоговой и т.д. даже за криминальный вывоз капитала являетсяединичным);
4. опасностьвозрастания реального уровня экономической и коррупционной преступности(уход от ответственности является мощным криминогенным фактором; он делаетпривлекательным и безопасным бегство капиталов за границу, которое частосовершается или влечет за собой совершение целого спектра преступлений: налоговых,различных фальсификаций (подделок) документов, коррупционных, прежде всего,взяточничества и коммерческого подкупа, и т.д.).
Отдельно следует оговорить структуру экономическоговреда, причиняемого бегством капиталов за границу России. Убежавшие капиталыпредставляют собой своего рода упущенную государством экономическую выгоду,поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальнойэкономике России, они служат, в основном, зарубежному банковскому капиталу.Экономический вред, причиняемый государству бегством капиталов, выражается,таким образом, не в прямом положительном ущербе (уменьшении государственногокапитала), поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьбаопределяется собственником или законным владельцем, а в упущенной выгоде./>/>/>§2.Масштабы и последствия утечки капитала из России
В Центре финансово-банковскихисследовании Института экономики РАН разработана методологическая база дляопределения объемов «бегства» капитала. Авторы методики, учитываянедостаточную прозрачность информационной базы, предлагают определять егоминимальную и максимальную границы.  Минимальную границу можно установить,используя данные платежного баланса страны.  Основой для расчета объема«сбежавшего» капитала является баланс текущих торговых расчетов, сальдо притокаи оттока вложений в ценные бумаги (портфельные инвестиции и сальдо прямыхинвестиций). Учитываются также изменения в величине официальных золотовалютныхрезервов и в объеме внешнего долга. 
По опубликованным Банком Россииофициальным данным платежного баланса ежегодный объем бегства капитала изРоссии может быть оценен в среднем на уровне около 25 млрд. долларов(Приложение 1). Этот может рассматриваться как верхняя оценка.
В качественижней оценки может быть использован уровень “чистых ошибок и пропусков” вплатежном балансе России. При этом есть основания полагать, что вероятныйуровень реальной оценки ближе к верхней границе, чем к нижней. Статья “чистыеошибки и пропуски” рассчитывается в платежных балансах всех стран всоответствии с методологией МВФ. Она отражает разнородность потоковформирования исходной информации. Построение платежного баланса требуетобработки огромного количества первичных данных, которые объективно могут бытьполучены из разных источников и на основе различных методов сбора, чтообуславливает проблемы их компиляции в единую систему показателей платежногобаланса. В результате при расчете баланса в целом может возникать неточность,которую принято показывать в сальдирующей статье “чистые ошибки и пропуски”.Поскольку эти “ошибки” в целом должны иметь случайный характер, а их годовыесальдо могут принимать как положительные, так и отрицательные значения, то всреднем на протяжении ряда лет их сумма должна иметь тенденцию к нулю. Этофактически наблюдается по данным платежных балансов различных стран (Приложение2). На приводимом вприложении графике представлены параметры изменения статьи “чистые ошибки ипропуски” ряда стран (по имеющимся в настоящее время данным). Для устраненияэффекта масштаба и обеспечения сопоставимости данных, они приведены в процентахк сумме кредитовыхстатей соответствующих платежных балансов. Награфике видно, что в платежных балансах всех стран (как развитых, так иразвивающихся), за исключением России, рассматриваемая статья платежногобаланса колеблется вокруг нулевого уровня.
Такимобразом, годовой отток капитала со времени установления Россией независимостипо 2001 год на основании анализа независимых экспертных оценок варьируется вследующих границах:
1992 г. – от 26,6 до 61,4 млрд. долларов;
1993 г. – от 26,8 до 56,2 млрд. долларов;
1994 г. – от 31,7 до 77,8 млрд. долларов;
1995 г. – от 33,8 до 110,5 млрд. долларов;
1996 г. – от 30,5 до 84,6 млрд. долларов;
1997 г. – от 40,7 до 119,0 млрд. долларов;
1998 г. – от 26,9 до 96,5 млрд. долларов;
1999 г. – от 23,1 до 70,2 млрд. долларов;
2000 г. – от 23,6 до 110,5 млрд. долларов;
2001 г. – от 29,1 до 33,7 млрд. долларов.[8]
«Бегство» капитала имеет рядсерьезных отрицательных последствий для экономики России:
1)   сокращается предложение валюты иуменьшается в целом денежная масса. Рубли поступают на валютный рынок,конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результатеценовых манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывозэкономических активов;
2)сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковскойвалютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становитсянеустойчивым. Сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственныйспрос на зарубежные кредиты;
3)уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывозакапитала сделки регистрируются, а потому уплачиваются и налоги. В страну неинвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бегство капиталасопровождает, как правило, спад про­изводства и инвестиций и осуществляетсяполулегальными или не­легальными методами. Сталкиваясь с этой проблемой, мыоказываем­ся перед необходимостью существенной, часто радикальной корректи­ровкивсей внешнеэкономической стратегии страны так же, как и внутриэкономическойполитики.
Нарастание возникающих здесь проблем требует и болееточного учета, и более эффективных мер по пресечению бегства капитала. Именно наих анализе сейчас должны быть сосредоточены главные усилия. А он, в своюочередь, требует дополнительных данных, касающихся объе­ма бартерного обменамежду странами, задержек с возвратами пере­численных ранее средств, заниженияцен при вывозе товаров и завы­шения их при ввозе, деятельности оффшорныхкомпаний. Необходимо оценить хотя бы приблизительно, объемы утеч­ки капитала внефинансовой форме, в частности, вывоза драгоценнос­тей из страны, величинупотерь, связанных с «утечкой мозгов» и др.
К увеличению масштабовбегства капитала ведут просчеты во внутренней экономической политике. Крах рядакрупных финансовых пирамид породил настороженное отношение населе­ния кдействиям государства и финансовых структур. В результате перемещения денежногооборота в сферу валютных операций хозяй­ственные структуры уходят отсистематической уплаты налогов, насе­ление скрывает свои доходы и сбережения,нанося серьезный ущерб бюджетной системе страны. Хотя, по данным Госкомстата РФвклады населения в Сберегательный банк возросли на 9,1%, в коммерче­ские банки– на 4,4%[9],преобладающую часть в приросте сбережений населения до настоящего временизанимает приобретение наличной иностранной валюты, что также является одной изформ бегства капитала.
Следует отметить, что, как и любое другоечеловеческое поведение, поведение собственника или владельца бежавших капиталовобъясняется взаимодействующей по своим законам совокупностью экономических ипроизводных от них причин, которая никогда не сможет быть выделена и познана доконца даже в конкретном случае. Иное означало бы упрощенческий, примитивныйподход к проблеме причин бегства капиталов за границу. В их числе нужновыделить криминогенность российского экономического законодательства.[10]
Поэтому законодательнаяполитика в области внешнеэкономической деятельности должна отражатьдолговременную стратегию развития страны, мак­симально содействовать решениюсоциальных проблем, соответство­вать целям и приоритетам экономическойполитики.
В этом контексте нужныдополнительные специальные меры, связанные с изменениями в структуре финансовойсистемы, с созданием мощной базы поддержки экспорта капитала в нормальныхформах. Требует­ся очень тщательный, избирательный подход к тем капиталам, кото­рыев силу несовершенства законодательства ушли из страны и гото­вы вернуться присоздании благоприятных условий.
Нужны и меры,приобретающие особую значимость в современ­ной ситуации, такие, каквосстановление доверия к правительству, Цен­тральному банку,финансово-кредитной системе. Но при этом они не должны быть лобовыми: любыемеры, требующие административного вмешательства, обречены на провал.
Мировой опыт показывает,что регулирование внешнеэкономи­ческих потоков не может рассматриваться какизолированная и cамодостаточнаяфункция государства. Подобные действия должны обязательно стать частью, звеномдолговременной социально-экономичес­кой стратегии.[11]ЛИТЕРАТУРА
1.         Абалкин Л.Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы // Вопросы экономики. 1998. №7.
2.         Булатов А.С.Вывоз капитала из России: вопросы регулирования // Вопросы экономики. 1998. №3.
3.         Булатов А.С.Вывоз капитала из России и концепции его регулирования. М., 1997. С. 31.
4.         Булатов А.С.Параметры и оценка масштабов утечки капиталов из России // Деньги и кредит.1999. №12. С. 70.
5.         Волженкин Б.В. Экономическиепреступления. СПб: Юридический центр пресс, 1998.
6.         Лопашенко Н.А.Проблемы бегства капитала из России и пути его возвращения. kiev-security.org.ua
7.         Смородинская Н.Бегство капитала как объект международных исследований // Вопросы экономики.1997. №9. С. 65.
8.         Социально-экономическоеположение России. 1997. №12. С. 256.
9.         Теневая экономикаи экономическая преступность: Электронный учебник. newasp.omskreg.ru/bekryash
10.      Халдин М.,Андрианов В. Бегство капитала из России // Общество и экономика. 1996. №6. С.18.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Оценка относительногообъема бегства капиталов[12] Объем экспорта товаров, (по данным ЦБРФ) млрд. долл. Объем бегства капитала (оценка), млрд. долл. Отношение бегства капитала к экспорту товаров, % 1996 г. 90,6 28,9 31,9 1997 г. 89,0 27,2 30,6 1998 г. 74,8 24,9 33,3 Январь-сентябрь 1999 г. 50,6 12,6 24,9 Оценка за 1999 г. 71 18-20 25-28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отношение статьи “пропуски и ошибки” ксумме кредитовых статей платежного баланса[13]

/>