Белинский. Взгляд на русскую литературу

Конспект по статье В.Г.Белинского1.Натуральнаяшкола стоит теперь на первом плане русской литературы. С однойстороны,нисколько не преувеличивая дела по каким-нибудь пристрастным увеличениям,мы можем сказать,что публика,то есть большинство читателей,за нее этофакт,а не предположение.

Теперь вся литературная деятельность сосредоточилась вжурналах,а какие журналы пользуются большею известностью,имеют более обши рныйкруг читателей и большее влияние на мнение публики,как не те, в которыхпомещаются произведения натуральной школы ? Какиероманы и повести читаются публикою с особенным интересом , как не те , которыепринадлежат натуральной школе,или,лучше сказать,читаются ли публикою романы иповести,не принадлежа щие к натуральной школе? Какая критика пользуется большимвлиянием на мнение публики или,

лучше сказать, какая критика более сообразна смнением и вкусом публики, как не та, которая стоит за натуральную школу противриторической ? 2.Ктоявляется родоначальником этой школы Литературанаша была плодом сознательной мысли,явилась,как нововедение, началасьподражительностью.Но она не остановилась на этом,а постоянно стре милась ксамобытности,народности,из риторической стремилась сделаться есте ственною,натуральной.Этостремление,ознам енованное знаменитыми и постоянны ми успехами,

и составляетсмысл и душу истории нашей литературы.И мы не оби нуясь скажем,что ни в одномрусском писателе это стремление не достигло та кого успеха,как в Гоголе.Одниговорят и очень справедливо на этот раз ,что натуральная школа осно ванаГоголем другие,отчасти соглашаясь с этим,прибавляют еще,что французс каянеистовая словестность лет десять тому назад,как уже скончавшаяся вма ле ещебольше Гоголя имела участие в порождении натуральной школы.3.Вчем обвиняли писателей этой
школы ?КакБелинский доказывает несостоятельность этих обвинений Дляобращения к действительности нужно было обратить все внимание натолпу,намассу,изображать людей обыкновенных,а не приятные только исключе ния из общегоправила,которые всегда соблазняют поэтов на идеализированиеиносят на себе чужой отпечаток.Это великая заслуга со стороны Гоголя,но это-толюди старого образования и вменяют ему великое в преступлнние перед законами искусства.

Теперьобвиняют писателей натуральной школы за то,что они любят изоб ражать людейнизкого звания,делают героями своих повестей мужиков, дворников,извозчиков,описывать углы, убежища голодной нищеты и часто всяческойбезнравственности.Чтобы устыдить новых писателей, обвинители с торжествомуказывают на прекрасные времена русской литературы,ссылаются на имена Карамзина и Дмитриева,избравших для своих сочинений предметы высокие и благородные,и приводят пример забытого теперь

изящества чувствительную песенку Всехцветочков боле розу я любил 5.Литературанаша была плодом сознательной мысли,явилась как нововедение,на чаласьподражательностью.Но она не остановилась на этом, а постоянно стреми лась ксамобытности, народности,из риторической стремилась сделаться естественной,натуральной. Это стремление, ознаменованное заметными и постояннымиуспехами,

и составляет смысл и душу истории нашей литературы.Выражение натуральная школа было впервые употреблено Булгариным в 1846 году снамерениями унизить писателей определенного направления за их склон ность кизображению грязной натуры ,а на самом деле за обличительный характер их творчества.Белинский подхватил это выражение и,переосмыслив его,утвердил как название гоголевской школы в русской
литературе.