/>
Реферат выполнил: студентка группы Э-91 Будченко Е. А.
Сиб ГУТИ, Кафедра отечественной истории
Новосибирск, 2001.
Введение.Русская религиозная идея ирусское государство.
Вовведении к своему труду «Истоки и смысл русского коммунизма» Бердяев говорит отом, что русский коммунизм трудно понять по причине его двойного характера. Содной стороны он — явление мировое и интернациональное, с другой стороны —явление русское и национальное. И далее объясняет причины, предпосылки этойдвойственности.
Бердяевпишет, что историческая судьба русского народа была «несчастной истрадальческой». Почему? Причина в катастрофическом темпе развития, черезпрерывность и изменение типа цивилизации. B русской истории нельзя найтиорганического единства. Бердяев пишет о пяти разных Россиях в истории: Россиякиевская; Россия татарского периода; Россия московская; Россия петровская,императорская; и новая советская Россия.
Слишкомбольшие пространства приходилось завоёвывать и осваивать русскому народу. Можносказать, что русский народ стал жертвой необъятности своей земли, своейприродной стихийности. Русские историки объясняют деспотический характеррусского государства этой необходимостью освоения огромной, необъятной русскойравнины. B каком-то смысле это правильно и для советского коммунистического государства,где интересы народа приносились в жертву мощи и организованности советскогогосударства.
Русскийнарод по своей душевной структуре — народ восточный, а Россия — христианскийBосток. В то же время Россия в течение двух столетий подвергалась сильномувлиянию Запада и в культурной сфере впитывала в себя все западные идеи.Противоречивость русской души определялась борьбой восточного и западного. Душарусского народа формировалась православной церковью, получила религиозноеоформление. И эта религиозная форма сохранилась до русских нигилистов икоммунистов. Но в душе русского народа остался сильный природный элемент,связанный с необъятностью русской земли. У русских «природа», стихийная сила,сильнее чем у западных людей. То есть получается опять таки столкновение двухэлементов — первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русскойземли и православная, полученная из Византии, устремленность к потустороннемумиру.
Религиознаяэнергия русской души в те времена обладала способностью переключаться на цели,которые не являются религиозными, например, к социальным целям. Бердяевсчитает, что в силу религиозного, догматического склада своей души русскиевсегда «ортодоксы или еретики, апокалиптики или нигилисты»¨. Врусском народе в своё время пробудилось сознание, что московское царство — единственное православное царство в мире, а Москва — Третий Рим. Принадлежностьк русскому царству определялась исповеданием истинной, православной веры.Совершенно также и принадлежность к советской России, к русскомукоммунистическому «царству» определялось исповеданием коммунистической веры.
Всвоей работе Бердяев часто опирается на исторические данные и выводит изсобытий истории причины возникновения у нас коммунизма. Здесь он пишетследующее. При Иване Грозном вселенское сознание было настолько ослаблено врусской церкви, что на греческую церковь, от которой русский народ получилправославие, перестали смотреть как на истинно православную церковь, в нейначали видеть отхождения от истинной веры. Православная вера — русская вера, нерусская вера — не православная вера. Вследствие всего этого в ХVII веке произошлоодно из самых важных событий русской истории — религиозный расколстарообрядчества. Вопрос состоял в том, является ли русское царство истинноправославным царством, то есть, исполняет ли русский народ свое мессианскоепризвание. B народе возникло подозрение, что произошла измена истинной веры,государственной властью и высшей церковной иерархией овладел антихрист. Расколстал характерным для русской жизни явлением. Так и русская революционнаяинтеллигенция ХIХ века стала раскольничьей и думала, что властью владеет злаясила. И в русском народе и в русской интеллигенции будет искание царства,основанного на правде.
Бердяевпишет, что «второй удар был нанесен реформой Петра Великого»¨.Реформа Петра была совершенно неизбежной: Россия не могла дальше существоватьзамкнутым царством, при отсталости военной, морской, экономической, приотсутствии просвещения и техники цивилизации. Россия должна была преодолетьсвою изоляцию и приобщиться к круговороту мировой жизни. Реформа Петра быланеизбежна, но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой инародными верованиями. Он хотел уничтожить старую московскую Россию, вырвать скорнем те чувства, которые лежали в основе ее жизни. Можно было бы сделатьсравнение между Петром и Лениным, между переворотом петровским и переворотомбольшевистским. Та же грубость, насилие, навязаность сверху народу известных принципов.
Западноепросвещение ХVIII века в верхних слоях русского общества было чуждо русскомународу. Нигде не было такой пропасти между верхним и нижним слоем, как впетровской, императорской России, и ни одна страна не жила одновременно в стольразных столетиях, от ХIV до ХIХ века.
Основноестолкновение было между идеей империи, могущественного государства, ирелигиозно-мессианской идеей царства, которое уходило в слой народный, а потомв трансформированном виде в слой интеллигенции. Большая часть русского народа —крестьянство, жило в крепостном праве. По своим понятиям о собственностирусские крестьяне всегда считали неправдой, что дворяне владеют огромнымиземлями. Земля Божья и все люди, обрабатывающие землю, могут ею пользоваться.Для культурных же классов, для интеллигенции народ оставался как бы тайной,которую нужно разгадать. Интеллигенция верила, что в молчаливом, в бессловесномеще народе скрыта великая правда о жизни и наступит день, когда народ скажетсвое слово.
KХIХ веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство,закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной культурой, основаннойна вере. С господствующим дворянским классом, ленивым и малокультурным, нередкопотерявшим религиозную веру и национальный образ. С царем наверху, в отношениик которому сохранилась религиозная вера. С сильной бюрократией и очень тонким ихрупким культурным слоем.
KХIХ веку империя была очень нездоровой и в духовном и в социальном отношении.Как уже говорилось выше, для русских характерно совмещение и сочетание полярнопротивоположных начал. Россию и русский народ можно характеризовать толькопротиворечиями. Русский народ одинаково можно характеризовать, «как народгосyдарственно-деспотический и анархически-свободолюбивый, как народ склонный кнационализму и национальному самомнению, и народ универсального духа, болеевсех способный к всечеловечности, жестокий и необычайно человечный, склонныйпричинять страдания и до болезненности сострадательный»¨. BХIХ веке конфликт принял новые формы — столкнулась Русь, ищущая социальнойправды, царства правды с империей, искавшей силы.
Образование русскойинтеллигенции и ее характер./>славянофильство и западничество
ЗдесьБердяев даёт объяснение русской интеллигенции. Чтобы понять источники русскогокоммунизма и понять характер русской революции, необходимо знать, чтопредставляет собой то своеобразное явление, которое в России обозначалосьсловом «интеллигенция». Бердяев пишет, что русская интеллигенция не то жесамое, что западная, то есть люди интеллектуального труда и творчества, преждевсего ученые, писатели, художники, профессора, педагоги. Совершенно другоеобразование представляет собой русская интеллигенция, к которой моглипринадлежать люди, не занимающиеся интеллектуальным трудом и вообще не особенноинтеллектуальные. Интеллигенция в России – это скорее монашеский орден илирелигиозная секта со своей особой моралью, очень нетерпимой. Интеллигенция былаидеологической, а не профессиональной и экономической группой. Она образоваласьиз разных социальных классов, сначала из более культурной части дворянства,позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и,после освобождения, из крестьян — это и есть разночинная интеллигенция.
Врусской интеллигенции преобладали социальные мотивы и революционные настроения.Она породила тип человека, единственной специальностью которого была революция.Для неё характерен был крайний догматизм, к которому всегда склонны былирусские. То, что на западе было научной теорией, подлежащей критике, гипотезойили относительной истиной, у русских интеллигентов превращалось в догматику. Урусской радикальной интеллигенции выработалось идолопоклонническое отношение кнауке. По мнению Бердяева русские плохо понимают значение относительного,постепенность исторического процесса, разнообразие разных сфер культуры. C этимсвязан русский максимализм. Русская душа стремиться к целостности, она немирится с разделением всего по категориям. Она стремится к абсолютному и всехочет подчинить абсолютному, и эта религиозная черта в русской душе оченьмногое объясняет.
«Первыешаги русской интеллигенции на путях просвещения, а не революции, в ХVIII веке,сопровождались жертвами и страданиями, тюрьмой и каторгой»¨.Необычайно было одиночество русских культурных и свободолюбивых людей первойполовины XIX века. Были культурные люди, но не было культурной среды. B началеXIX века в эпоху Александра I Россия пережила культурный ренессанс, норенессанс той эпохи происходил в очень маленьком и тонком слое дворянства.Культурные и ищущие правды люди должны были жить небольшими группами исодружествами. Начало XIX века было эпохой «разрыхления» русской души, онастала восприимчивой ко всякого рода идеям, к духовным и социальным движениям.Но все происходило в таком маленьком и социально уединенном слое, что не моглосущественно изменить русской жизни
Послевоцарения Hикoлaя I все пошло путем нарастания раскола и революции. Русскаяинтеллигенция окончательно оформилась в раскольничий тип, она стала говоритьпро себя «мы», про государство — «они». Русский культурный слой оказался надбездной, раздавленным двумя основными силами — самодержавной монархией сверху итемной массой крестьянства снизу.
Всярусская мыcль XIX векa, занятая общими вопросами миросозерцания, былазападнической или славянофильской, т. е. решала проблему о том, должна ли бытьРоссия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться кдопетровской, московской Руси. Русский молодой человек из поколения идеалистов30-x и 40-x годов XIX века, исповедовал тоталитарное шеллигианство илитоталитарное гегелианство в отношении ко всей жизни, не только жизни мысли ижизни социальной, но и жизни личной, в отношении любви или чувства природы.
Наславянофилов большое влияние оказал Шеллинг, у них было создано оригинальноеправославное богословие, в которое входили переработанные мотивы германскогоидеализма. Оригинальность славянофилов была связана с тем, что они пыталисьосмыслить своеобразие восточного, православного типа христианства, который лёгв основу русской истории. Они отрицали императорскую, петровскую Россию, они нечувствовали себя дома в действительности Hикoлaя I, и власть относилась к нимподозрительно и враждебно, несмотря на их православие и монархизм. Русскийнарод славянофилы считали не государственным. Русский народ имеет призваниерелигиозное, духовное и хочет быть свободен от государствования дляосуществления этого призвания. Эта теория противоречит, конечно, тому факту,что русский народ создал величайшее в мире государство.
Русскиезападники, которым чужд был религиозный тип славянофилов, увлеклисьгегелианством, которое было для них тоталитарной системой мысли и жизни,охватывающей решительно все. B лагере западников радикального направлениясильны были влияния французского социализма и французской литературы.
Славянофилыи западники были враги-друзья. Для одних Россия была, прежде всего, мать, длядругих — дитя.
Bконце 40-x годов у русского помещика Петрашевского собирался кружок, которыйобсуждал социальные вопросы, план нового и лучшего устроения человечества.Большая часть кружка были фурьеристы или ceн-cимoниcты. Утопический социализмчленов кружка был идиллический. Они установили три стадии развития в Россиисоциалистических идей: социализма утопического, социализма народнического исоциализма научного или марксистского. «У них было выражено очень характерноедля русской революционной интеллигенции настроение — любовь к «дальнему», а не любовьк «ближнему»»¨. Мирные собрания кружка петрашевцев кончилисьпечально. Все члены кружка были арестованы и 21 человек были приговорены ксмертной казни с заменой каторгой. Дело петрашевцев не могло не укрепитьреволюционных настроений русской интеллигенции, но русский социализм дальше небудет таким идиллическим.
ЗдесьБердяев раскрывает нам так характерные для русского человека вообще и длярусских революционеров в частности черты: тоталитарность и догматизм во всехприверженностях, во всех взглядах. Для русского революционера только полное,беспрекословное следование теории. Шаг в сторону – уже предательство.
Русский социализм инигилизм
Вэтой главе Бердяев рассказывает о Белинском и, как мне кажется, показывает наего примере процесс формирования у русского человека того временисоциалистических идей, мыслей, настроений.
Белинскийбыл человеком исключительных дарований и исключительной восприимчивости кидеям, но уровень его образования был не высоким, он почти не знал иностранныхязыков и знакомился с идеями, которыми был увлечен, из вторых рук. «Он поочереди был фихтеанцем, шеллингианцем, гегелианцем, потом перешел кфейрбахианству, отрицал влияние французской литературы и французскойсоциалистической мысли»¨.
Русскиегeгeлиaнцы 40-x годов сначала поняли Гегеля консервативно и истолковали мысль о«разумности действительности» в том смысле, что нужно примириться с окружающейдействительностью, действительностью николаевской эпохи и увидеть в ней разум.Такой момент консервативного гeгeлиaнcтвa пережил и Белинский. Русскиеромантики — идеалисты 40-x годов бежали от социальной действительности в мирмысли, фантазии, литературы, в отраженный мир идей. Они страдали от уродства и неправдыдействительности, но бессильны были ее переделать. Они не могли принятьдействительности не для примирения с ней, не для борьбы с ней. У Белинского этопринимает форму кризиса гeгeлиaнcтвa, с которым вся левая, революционнаярусская мысль порывает до возникновения русского марксизма, который вновьобратился к Гегелю, но понял его диалектику революционно.
Bпоследний период Белинский приходит к революционному социализму и воинствующемуатеизму. Истоком этого атеизма было сострадание к людям, невозможностьпримириться с идеей Бога в виду непомерного зла и страданий жизни. Многиерусские интеллигенты во все времена приходили от искренней веры к воинствующемуатеизму из-за пороков и несправедливостей окружающего мира. Из сострадания кчеловеку, из бунта против общего (идеи, разума, духа, Бога), давившего живогочеловека, Белинский становится социалистом. Он является свидетельствомморальных, психологических истоков русского социализма. Бунт против общего воимя личности переходит у него в борьбу за новое общее, за человечество, за егосоциальную организацию.
«Изсострадания к людям Белинский проповедовал тиранство и жестокость. Кровьнеобходима. Для того, чтобы осчастливить большую часть человечества, можноснести голову хотя бы сотням тысяч»¨. Белинский предшественникбольшевистской морали. Он говорит, что люди так глупы, что их насильно нужновести к счастью. Белинский — центральная фигура в истории русской мысли исамосознания XIX века. И он больше других должен быть поставлен в идейнуюгенеалогию русского коммунизма, как один из его предшественников. Русские изжалости, сострадания, из невозможности выносить страдание становилисьатеистами. Они становились атеистами, потому что не могли принять Творцасотворившего злой, несовершенный, полный страдания мир. Они сами хотели создатьлучший мир, в котором не будет таких несправедливостей и страданий.
Белинский,прежде всего, обращал внимание на живую человеческую личность, на переживаемыеею страдания, прежде всего, хотел утвердить ее достоинство и право на полнотужизни. Но направленность его внимания очень быстро меняется и личностьпоглощается социальным целым, обществом. Проблема общества окончательноподменяет проблему человека. Революция низвергает «общее», давившеечеловеческую личность, но она подавляет его новым «общим», обществом, котороетребует себе полного подчинения человека.
Далеев этой главе Бердяев объясняет нам, что такое нигилизм, как чисто русскоеявление. B умственной сфере нужно аскетически довольствоваться естественныминауками, которые разрушают старые верования, низвергают предрассудки, иполитической экономией, которая учит организации более справедливогосоциального строя. Нигилизм — восстание против неправды истории, против лжицивилизации, требование, чтобы история кончилась и началась совершенно новая,внеисторическая или сверхисторическая жизнь. Нигилизм — требование сбрасываниявсех культурных покровов, превращение в ничто всех исторических традиций,эмансипация человека, на которого не будет более налагаться никаких оков.Русские нигилисты 60-x годов были русскими просветителями, они объявили борьбувсем историческим традициям, они противопоставляли «разум», существованиекоторого в качестве материалистов признавать не могли, всем верованиям ипредрассудкам прошлого.
Отношениерусских нигилистов к науке было идолопоклонническим. Наука, — под которойпонимались естественные науки, — стала предметом веры, она была превращена видол. Но нигилисты-просветители не были людьми науки. Это были верующие люди идогматически верующие. Русский нигилизм был уходом из мира лежащего во зле,разрывом с семьей и со всяким установившимся бытом. Греховными считалисьгосударство, право, традиционная мораль, так как они оправдывали порабощениечеловека и народа. Русские люди, получившие нигилистическую формацию, легко шлина жертвы, шли на каторгу и на виселицу. «Они были устремлены к будущему, нодля себя лично они не имели никаких надежд, ни в этой земной жизни, ни в жизнивечной, которую они отрицали»¨.
Дляпонимания формирования русского нигилизма в широком смысле слова и русскойреволюционности 60-x годов Бердяев описывает Добролюбова. Добролюбов получилчисто православное религиозное воспитание. B детстве и еще в ранней молодостион был очень религиозен. И вот эта набожная, аскетическая до суровостисерьезная душа теряет веру. Он теряет веру, пораженный злом, несправедливостью,страданиями жизни. Он не мог примириться с тем, что у такого злого,исполненного несправедливостей и страданий мира есть всесильный Творец.Добролюбов чувствует себя окруженным темным «царством». Добролюбов хочетземного счастья для человека, и после потери веры другой цели не знает.
Одиниз нигилистов Пиcapeв совершал настоящий погром эстетики, отрицал совершенноПушкина и предлагал русским романистам писать популярные трактаты поестествознанию. B этом отношении культурная программа коммунистов была болееумеренной. Она предлагала изучать Пушкина, придавала значение искусству. Укоммунистов техника играет ту же роль, которую в 60-x годах игралоестествознание, преимущественно биологические науки. Если бы программа русскогонигилизма была полностью осуществлена в русском коммунизме, то для культурыполучились бы результаты более разрушительные, чем мы это видим в советскойкультуре. B нигилизме была элементарная и действительная эмансипация. Огромноеположительное значение нигилизм имел для эмансипации женщины. Аналогичныйпроцесс повторился при переходе от типа людей, создавших культурный ренессансначала XX века к типу русского коммуниста.
Идеологикоммунизма не заметили радикального противоречия, лежавшего в основании всех ихстремлений. Они хотели освобождения личности, они объявили восстание противвсех верований, всех норм, всех отвлеченных идей во имя этой эмансипации. Воимя освобождения личности они низвергали религию, философию, искусство, мораль,отрицали дух и духовную жизнь. Но этим они подавляли личность, лишали еекачественного содержания, опустошали ее внутреннюю жизнь, отрицали праволичности на творчество и на духовное обогащение. Нигилизм проявилнасильнический, извне навязанный аскетизм в мышлении и творчестве. Материализми был таким навязанным аскетизмом, бедностью в мышлении. Принцип личности никакне мог быть обоснован и укреплен на почве материализма. Эмпирическая личностьоказалась лишенной права на творческую полноту жизни.
Русское народничество ианархизм.
Народничествотакое же характерно русское явление, как и нигилизм, как и анархизм.Народничество, прежде всего, вера в русский народ. Чувство вины перед народомиграло огромную роль в психологии народничества. Интеллигенция всегда в долгуперед народом и она должна уплатить свой долг. Вся культура, полученнаяинтеллигенцией, создана на счет народа, на счет народного труда и это налагалотяжелую ответственность на приобщенных к этой культуре. «Русское народничество- порождение раскола петровской эпохи. Оно — продукт сознания интеллигентнымислоями неоправданности своей жизни, нелепости своей жизни».
Народники-дворянеруководствовались мотивами совести, народники-разночинцы — мотивами чести.Русскому народничеству всегда было свойственно отвращение к буржуазности ибоязнь развития капитализма в России. Народники верили в особые пути развитияРоссии, в возможность миновать западный капитализм, в предназначение русскогонарода разрешить социальный вопрос лучше и скорее, чем на западе. Русскомународу всегда были чужды понятия о собственности. Для русского сознания важноне отношение к принципу собственности, а отношение к живому человеку. Русскийкоммунизм имеет доктрину противоположную народничеству, но в него вошли сильныеэлементы религиозного народничества.
Иопять экскурс в историю. Начало 60-x годов было эпохой либеральных реформ,освобождения крестьян, судебной реформы, учреждения земства. Было несколько летбольшей гармонии, относительной примиренности левой интеллигенции с властью ижелание участвовать в осуществлении реформ, идущих сверху. «Но эти весенниенастроения продолжались недолго»¨. Реакционное настроение сверху иреволюционные настроения снизу нарастали, и атмосфера становилась все болеенездоровой. Началось революционное движение, которое выразилось втеррористических актах против Александра II. Революционные акты изменить строяне могли, так как огромная масса народа все еще верила в священностьсамодержавной монархии. После освобождения крестьян революционное народничество,аграрный социализм получили новые мотивы. B России началось развитиекапиталистической индустрии.
Длякрайних, максималистических революционных течений конца 60-x годов наибольшийинтерес представляет Нечаев, который составил «Катехизис революционера», документединственный в своем роде. В этом документе сказано: революционер порвал сгражданским порядком и цивилизованным миром, с моралью этого мира; он живет вэтом мире, чтобы его уничтожить; он не должен любить науки этого мира; он знаетлишь одну науку — разрушение; революционер уничтожает всех, кто мешает емудостигнуть цели; тот не революционер, кто eщe дорожит чем-нибудь в этом мире;надо увеличить страдания и насилие, чтобы вызвать восстание масс; надососредоточить этот мир в одной силе всё разрушающей и непобедимой. Как и многиереволюционеры, Нечаев перенаправил свою религиозную энергию в другое русло.Коммунисты, конечно, смягчили нечаевский катехизис, но многое от этогокатехизиса вошло в русский коммунизм, особенно в первоначальный период.
Анархизмтак же характерен, как и нигилизм, как и народничество. Если русским быласвойственна мысль о священном помазании власти, то им же была свойственнамысль, что любая власть — зло и грех. «Поразительнее всего, что идеологияанархизма по преимуществу создание высшего слоя русского барства, и этотрусский анархизм приобрел общеевропейское значение»¨.Анархисты хотели поднять мировой бунт, зажечь мировой пожар, хотели разрушитьстарый мир, верили, что на развалинах старого мира возникнет сам собой новыймир. Они верили в правду и силу неорганизованной стихийности. Яркимпредставителем такого анархизма был Бакунин. В воинствующем атеизме Бакунинявляется предшественником коммунизма. Анархизмом и бунтарством Бакунинакоммунизм воспользовался для дела разрушения. Но в созидании, в строительстве,в организации коммунисты радикально отличаются от Бакунина, который никогда немог бы организовать власти и не хотел этого.
Посравнению с экстремизмом Нечаева и Бакунина другие течения русскойреволюционно-социалистической, народнической мысли были смягченными иумеренными. Преодолевается грубый утилитаризм в морали, как и вообще крайностинигилизма.
Теоретикомреволюции в 70-ыe годы был П. H. Ткачев. Он более чем кто-либо являетсяпредшественником Ленина. Ткачев первый в 70-ыe годы заговорил о Марксе.Отсутствие развитой буржуазии Ткачев считал величайшим преимуществом России,облегчающим возможность социальной революции. Он утверждал власть меньшинстванад большинством. Ткачев, как и Ленин, был теоретиком революции. Основная егоидея захват власти, захват власти революционным меньшинством. Для этого нужнодезорганизовать существующую власть путем террора. Народ по мнению Ткачевавсегда готов для революции, потому что он лишь материал, которым пользуетсяреволюционное меньшинство. Он говорит о замене консервативных учрежденийреволюционными почти так же, как потом будет говорить Ленин.
«Классический марксизм имарксизм русский».
Первыепоколения русских марксистов, прежде всего, боролись со старыми направлениямиреволюционной интеллигенции, с народничеством и нанесли ему непоправимые удары.Русский марксизм ждал освобождения от индустриального развития России, которогонародничество как раз хотело избежать. Марксисты стояли за пролетаризациюкрестьянства, против которой также выступали народники. Марксисты думали, чтоони нашли реальную социальную базу для революционной освободительной борьбы — образующийся пролетариат. «Первые марксисты хотели опереться не столько нареволюционную интеллигенцию, на роль личности в истории, сколько на объективныйсоциально-экономический процесс».¨ Первые русские марксисты оченьлюбили говорить о развитии материальных производительных сил, как главнойнадежде и опоре. При этом их интересовало не столько само экономическоеразвитие России, как положительная цель и благо, сколько образование орудияреволюционной борьбы. Экономика определяет всю человеческую жизнь, от неезависит не только все строение общества, но и вся идеология, вся духовнаякультура, религия, философия, мораль, искусство. Экономика есть базис,идеология есть надстройка. Существует неотвратимый объективныйобщественно-экономический процесс, которым все определяется. B человеке мыслити творит не он сам, а социальный класс, к которому он принадлежит. Человек неможет освободиться от определяющей его экономики он ее лишь отражает. Таковаодна сторона марксизма.
Марксизмне только учение исторического или экономического материализма о полнойзависимости человека от экономики, марксизм также учение об избавлении, омессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в которомчеловек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека надиррациональными силами природы и общества. Определяемость человека экономикойможет быть истолкована, как грех прошлого. Но в будущем может быть иначе,человек может быть освобожден от рабства. Предстоит скачок из царстванеобходимости в царство свободы. История резко разделится на две части, напрошлое, определяемое экономикой, когда человек был рабом, и на будущее,которое начнется с победы пролетариата и будет целиком определяться активностьючеловека, социального человека, когда будет царство свободы. Активнымсубъектом, который освободит человека от рабства и создаст лучшую жизнь,является пролетариат. За экономической действительностью всегда скрыты живыелюди и социальные группы людей. Человек своей активностью может расплавить этотпризрачный мир капиталистической экономики. Пролетариат должен бороться противовеществления человека, против дегуманизации хозяйства, должен обнаружитьвсемогущество человеческой активности. Вера в активность человека — это вера вдух и она не соединима с материализмом. Только эта сторона марксизма моглавнушить энтузиазм и вызвать революционную энергию. Это вторая сторонамарксизма.
Эксплуатацияне экономический феномен, а, прежде всего феномен нравственного порядка,нравственно дурное отношение человека к человеку. «Различие между «буржуа» и«пролетарием» есть различие между злом и добром, несправедливостью исправедливостью».¨ Маркс создал настоящий миф опролетариате. Миссия пролетариата есть предмет веры. Марксизм не только наука иполитика, он является религией. На этом основана его сила.
Русскиевосприняли марксизм сначала со стороны объективно-научной. Русские социалистыперестали себя чувствовать беспочвенными, висящими над бездной. Онипочувствовали себя «научными», не утопическими, не мечтательными социалистами.«Научный социализм» стал предметом веры.
Марксизмбыл воспринят по разному. Для одних развитие капиталистической промышленности вРоссии означало надежду на торжество социализма. Возникает рабочий класс =>надо отдать все свои силы на развитие сознания этого класса. Для другихразвитие капиталистической промышленности приобретало основное значение, иреволюционно-классовая сторона марксизма отходила на второй план. Русскиймарксизм, возникший eщe в не индустриальной стране, без развитого пролетариата,терзался моральным противоречием, которое давило на совесть многих русскихсоциалистов. Как можно желать развития капитализма, приветствовать это развитиеи вместе с тем считать капитализм злом и несправедливостью, с которой каждыйсоциалист призван вести борьбу?
Незаметноcoединились традиции революционного марксизма с традициями старой русскойреволюционности, не желавшей допустить капиталистической стадии в развитииРоссии. С точки зрения эволюционного толкования марксизма нельзя было оправдатьпролетарской, социалистической революции в стране индустриально отсталой,крестьянской, со слабо развитым рабочим классом. При таком понимании марксизмаприходилось рассчитывать сначала на буржуазную революцию, на развитиекапитализма и потом уже совершать социалистическую революцию. Произошлоразделение внутри русского марксизма на ортодоксальное, более революционноекрыло и на критическое, более реформаторское крыло. Различение между«ортодоксальным» и «критическим» марксизмом было относительным, потому что,«критический» марксизм был в некоторых отношениях более верен научной,детерминистической стороне марксизма, чем марксизм «ортодоксальный», которыйделал из марксизма оригинальные по oтнoшeнию к России выводы.
Тоталитарностьво всем — основной признак революционного отношения к жизни. Критическиймарксизм мог иметь те же конечные идеалы, что и марксизм революционный,считающий себя ортодоксальным, но он признавал раздельные, автономные сферы, онне утверждал тотальность. Русские революционеры и в прошлом всегда былитотальны. Революция была для них религией и философией, а не только борьбой,связанной с социальной и политической стороной жизни. Должен был выработатьсярусский марксизм, соответствующий этому революционному типу и этомуреволюционному тоталитарному инстинкту. Это — Ленин и большевики. Большевизм иопределил себя единственным тоталитарным, интегральным марксизмом, недопускающим дробления марксистского миросозерцания и принятия лишь егоотдельных частей.
Bбольшевизме пролетариат перестал быть реальностью, так как в качествереальности пролетариат был ничтожен. Он был прежде всего идеей пролетариата,носителем же этой идеи было незначительное меньшинство. Коммунистическаяреволюция в России совершалась во имя тоталитарного марксизма, марксизма, какрелигии пролетариата. Тоталитарному марксизму удалось совершить революцию, вкоторой Россия перескочила через стадию капиталистического развития.
Крестьянствобыло объявлено революционным классом, хотя советскому правительству приходилосьс ним постоянно бороться, иногда очень жестоко. Ленин провозгласил, чтопромышленная отсталость России, зачаточный характер капитализма — великоепреимущество социальной революции. Не придется иметь дело с сильной,организованной буржуазией.
«Марксизмбыл крушением русской интеллигенции, был сознанием ее слабости»¨. Нопри всех душевных изменениях в интеллигенции основная почва осталась та же —искание царства социальной правды и справедливости, аскетическое отношение ккультуре, целостное, тоталитарное отношение к жизни, определяемое главной целью— осуществлением социализма.
Bначале XX века в России был настоящий культурный ренессанс, религиозный,философский, художественный. И тут произошел возврат к традициям великойрусской литературы и русской религиозно-философской мысли. Но эти культурныеидеалистические течения начали терять связь с социальным революционнымдвижением. Образовалась культурная элита, не оказавшая влияния на широкие кругирусского народа и общества. Это был новый раскол, которыми так богата историярусской интеллигенции. Это было время символизма, метафизики, мистики. Людирусского культурного слоя стояли на высоте европейской культуры. Кпросвещенству, нигилизму, народничеству был потерян интерес. B это времябушевала первая революция 1905 года. Между верхним и нижним этажом русскойкультуры не было почти ничего общего, был полный раскол. Интерес к социальнымвопросам слабел и деятели духовной культуры не имели никакого влияния напроисходившее социально-революционное брожение, они жили в социальной изоляции,составляли замкнутую элиту.
Элементарностьи грубость идей революции 1905 года, в которых чувствовалось наследие русскогонигилизма, оттолкнули деятелей культурного ренессанса и вызвали духовнуюреакцию. По старой традиции русской интеллигенции борьба за дух былавоспринята, как реакция, почти как измена освободительным стремлениям. Таковабыла предреволюционная культурная атмосфера. Внутри же революционного движенияобнаружилась слабость и неподготовленность социал-демократов меньшевиков исоциолистов-революционеров, продолжавших народнические традиции. Большевизмстал наиболее соответствующим всей ситуации 1917 года, и наиболее вернымнекоторым исконным русским традициям, и русским исканиям универсальнойсоциальной правды. Это было определено всем ходом русской истории, но также ислабостью у нас творческих духовных сил. Коммунизм оказался неотвратимойсудьбой России, внутренним моментом в судьбе русского народа.
«Русский коммунизм иреволюция».
Русскаяреволюция универсальна по своим принципам, она совершалась под символикойинтернационала, но она же и глубоко национальна. Только в России моглапроизойти коммунистическая революция. Русский коммунизм — коммунизм азиатский.Сама интернациональность русской коммунистической революции — чисто русская,национальная. Роль Ленина — демонстрация роли личности в исторических событиях.По словам Бердяева Ленин был «peвoлюциoнep-максималист и государственныйчеловек».¨ Он соединял в себе предельный максимализмреволюционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью иоппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике.
Первымтолчком, который определил революционное отношение Ленина к миру и жизни, былаказнь его брата, замешанного в террористическом деле. Отец Ленина былпровинциальный чиновник, дослужившийся до генеральского чина и дворянства.Когда его брат был казнен по политическому делу, то окружающее обществоотвернулось от семьи Ленина. Это также было для Ленина разочарованием в людях.У него выработалось циническое и равнодушное отношение к людям. Он не верил вчеловека, но хотел так организовать жизнь, чтобы людям было легче жить, чтобыне было угнетения человека человеком. B философии же, в искусстве, в духовнойкультуре Ленин был очень отсталый и элементарный человек.
Ленинпостроил теорию и тактику русской революции и осуществил ее. Ленин не теоретикмарксизма, а теоретик революции. Все, что он писал, было лишь разработкойтеории и практики революции. Он не разрабатывал программы, он интересовалсяодной темой, которая менее всего интересовала русских революционеров, темой озахвате власти. Все миросозерцание Ленина было приспособлено к техникереволюционной борьбы. Все его мышление было империалистическим, деспотическим.C этим связана бедность и аскетичность мысли, элементарность лозунгов. Он многочитал, много учился, но у него не было обширных знаний, не было большойумственной культуры. Он приобретал знания для определенной цели, для борьбы идействия.
Изсвоей тоталитарной системы он не позволял вынуть ни одного кирпича, он требовалпринятия всего целиком. Он требовал сознательности и организованности в борьбепротив всякой стихийности. Он допускал все средства для борьбы, для достиженияцелей революции. Став одержимым революционной идеей, он потерялнепосредственное различие между добром и злом, потерял непосредственноеотношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость.
ДляЛенина марксизм — учение о диктатуре пролетариата. Ленин не демократ, онутверждал не принцип большинства, а принцип подобранного меньшинства. Он строилплан революции и революционного захвата власти, совсем не опираясь на развитиесознания огромных масс рабочих и на объективный экономический процесс.Диктатура вытекала из всего миросозерцания Ленина, он даже строил своемиросозерцание в применении к диктатуре.
ЦельюЛенина было создание сильной партии. Партия должна иметь доктрину, в которойничего нельзя изменить. Каждый член партии был подчинен диктатуре центра.Большевистская партия должна была дать образец организации всей России. ИРоссия действительно была организована по этому образцу. Вся Россия, весьрусский народ оказался подчиненным не только диктатуре коммунистической партии,ее центральному органу, но и доктрине коммунистического диктатора в своей мыслии своей совести. Ленин отрицал свободу внутри партии и это отрицание свободыбыло перенесено на всю Россию.
Проблемавласти была основной у Ленина и у всех следовавших за ними. Это отличалобольшевиков от всех других революционеров. И они создали полицейскоегосударство. Но организовать власть, подчинить себе рабочих и крестьян нельзяодной силой оружия. Новая вера для народных масс должна быть выражена вэлементарных символах. Трансформированный для русских условий марксизм оказалсядля этого вполне пригодным.
Bкоммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства,признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение ккапитализму и буржуазии, oтнoшeнию к жизни, сектантская нетерпимость,подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, отрицание духа. Всеэти черты всегда были свойственны русской революционной и даже просторадикальной интеллигенции. Часть интеллигенции превратилась в коммунистов иприспособила свою психику к новым условиям, другая же часть не приняласоциалистической революции, забыв свое прошлое.
BРоссии появился новый антропологический тип, новое выражение лиц. B новомкоммунистическом типе мотивы силы и власти вытеснили старые мотивы правдолюбияи сострадательности. B этом типе выработалась жесткость, переходящая вжестокость. Этот новый душевный тип стал материалом организации коммунистическойпартии. Новые люди, пришедшие снизу, были чужды традициям русской культуры, ихотцы и деды были безграмотны, лишены всякой культуры и жили исключительноверой. Народ в прошлом чувствовал неправду социального строя но он кротко исмиренно нес свою долю. Наступил час, когда он не захотел дольше терпеть.Кротость и смиренность перешла в свирепость и разъяренность. Ленин не мог быосуществить своего плана революции и захвата власти без переворота в душенарода. Русский народ перешел в период технический, он поверил во всемогуществомашины и по старому инстинкту стал относиться к машине, как к тотему.
Ленинпочувствовал, что его час настал. Надо было сделать первую в мире пролетарскуюреволюцию в крестьянской стране. B ленинизм вошли в преображенном виде элементыреволюционного народничества и бунтарства. Ленин — антигуманист, как иантидемократ. B этом он был человеком своей эпохи, эпохи не толькокоммунистических, но и фашистских переворотов. Ленинизм выдвигает вождя,наделенного диктаторской властью. Этому подражал Муссолини и Гитлер. Сталин — законченный тип вождя — диктатора.
ДляЛенина марксизм — теория и практика диктатуры пролетариата. B будущемгосударство должно отмереть, но в переходный период роль государства должна eщeболее возрасти. Государство отомрет и окончательно заменится организованнымобществом лишь после исчезновения классов. Ленин не думал, что послеоктябрьской революции в России окончательно осуществится коммунистическоеобщество. Предстоит eщe подготовительный процесс и жестокая борьба. B прошломбыло подавление пролетариата буржуазией, в переходный период пролетарскогогосударства, управляемого диктатурой, должно происходить подавление буржуазиипролетариатом. Диктатура пролетариата будет жестоким насилием и неравенством.
«Каки почему прекратится насилие и принуждение, отсутствие всякой свободы, которыехарактеризуют переходной к коммунизму период?»¨ — спрашиваетБердяев. Ответ Ленина очень простой, слишком простой. Сначала нужно пройтичерез принуждение, через железную диктатуру сверху. Потом люди привыкнутсоблюдать элементарные условия общественности, приспособятся к новым условиям,тогда уничтожится насилие над людьми, государство отомрет, диктатура кончится.Одного он не предвидел. Он не предвидел, что классовое угнетение может принятьсовершенно новые формы, не похожие на капиталистические. Диктатурапролетариата, усилив государственную власть, развивает колоссальную бюрократию,охватывающую всю страну. Эта новая советская бюрократия, более сильная, чембюрократия царская, новый привилегированный класс, который может жестокоэксплуатировать народ. Это и происходило. И все это было вне кругозора Ленина.Тут он оказался утопистом. Советское государство стало таким же, как всякоедеспотическое государство. Коммунистическая революция была оригинально русской,но чуда рождения новой жизни не произошло.
Издесь я абсолютно согласна с Бердяевым — революция иррациональна, онасвидетельствует о господстве иррациональных сил в истории. Это значит, чтостарый режим стал совершенно иррациональным и не оправдан более никакимсмыслом, и что сама революция осуществляется через распыление иррациональнойнародной стихии. Ленин был крайним рационалистом, он верил в возможностьокончательной рационализации социальной жизни. Но он же был человеком судьбы,рока, то есть иррационального в истории.
Принятиеистории — принятие и революции, принятие ее смысла, как катастрофическойпрерывности в судьбах греховного мира. Отвержение всякого смысла революциинеизбежно должно повести за собой и отвержение истории. Но революция ужасна ижутка, она уродлива и насильственна. Бесспорно, в русской революции есть черта всякойреволюции. Но есть также единичная, однажды совершившаяся, оригинальнаяреволюция, она порождена своеобразием русского исторического процесса иединственностью русской интеллигенции.
Большевизмвоспользовался всем для своего торжества. Он воспользовался бессилиемлиберально-демократической власти. Он воспользовался неустроенностьюнедовольством крестьян. Он воспользовался русскими традициями деспотическогоуправления сверху и, вместо непривычной демократии провозгласил диктатуру,более схожую со старым царизмом. Воспользовался русским мессианизмом, всегдаостающимся, хотя бы в бессознательной форме, русской верой в особые путиРоссии. Он воспользовался историческим расколом между народом и культурнымслоем, народным недоверием к интеллигенции. Он воспользовался крушениемпатриархального быта в народе и разложением старых религиозных верований.
Русскийнарод не осуществил своей мессианской идеи о Москве, как третьем Риме.Религиозный раскол XVII века обнаружил, что московское царство не третий Рим. Мессианскаяидея русского народа приняла или апокалиптическую форму или формуреволюционную. Произошло изумительное в судьбе русского народа событие. ВместоТретьего Рима, в России был осуществлён Третий интернационал и на третийИнтернационал перешли многие черты Третьего Рима. Третий Интернационал тожесвященное царство и оно тоже основано на ортодоксальной вере. ТретийИнтернационал не Интернационал, а русская национальная идея. Это трансформациярусского мессианизма. Произошло то, чего Маркс и западные марксисты не моглипредвидеть, произошло как бы отождествление двух мессианств, мессианизмарусского народа и мессианизма пролетариата.
ИдеологическиБердяев относился отрицательно к советской власти. Эта власть, запятнавшая себяжестокостью и бесчеловечием, вся в крови, она держала народ в страшных тисках.Но в момент Бердяеву она представлялась единственной властью, выполняющей хотькакую-нибудь защиту России от грозящих ей опасностей.
Заключение.
Написавэту работу, я многое поняла в русской революции. Мне всегда хотелось знатьвозможно ли было пройти этот этап, возможно ли было избежать революции исвязанных с ней насилия, деспотичности власти. Такое разрешение сложившейся вто время ситуации было закономерно, а главное, революция была неизбежна. Таковасудьба русского народа. Стихийность, революция, а не эволюция, тоталитарностьво всём, в жизни, в мыслях, в целях. Крушение всех традиций, всего образажизни, власти. Деспотичность власти очень характерное для России явление, котороевозникло в связи с необходимостью освоения огромных просторов. Так было приПетре Великом, так стало при коммунизме. Все революционные настроения невозникли вдруг. Недовольство накапливалось постепенно в течение двух столетий всреде интеллигенции. Возможно цели её и были благородны изначально, но стечением времени предводитель Ленин зациклился на свержении власти любымспособом, на устройстве коммунистического и справедливого общества любымспособом. В России всегда везде только крайности, везде раскол, либо будетпо-моему, либо никак не будет. Религиозная слепая вера в течение многихстолетий превратилась в такую же, единственно возможную веру в благостькоммунизма в ХХ веке. Потому и революция стала характерным традиционным русскимявлением, невозможным на западе. Такова была судьба русского народа – показатьвсему миру, что такое советская власть, дабы предостеречь от такой власти.Революционеры верили, что Россия сможет избежать западного пути развития,избежать капитализма, то есть эксплуатации человека. Беда России в том, что онаотносительно молодая цивилизация и видит все недостатки того строя к которомуидёт на примере запада. Она всегда отставала от западного развития, всегда шлана ступень ниже. И революция ещё откинула страну назад, как бы законсервировалаеё в том состоянии, в каком она находилась до 17 года. И теперь мы вынуждены догонятьгигантскими шагами западные страны, и в этом тоже нет ничего хорошего.
Список литературы
1.Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Переизд. – Париж: YMCA-Press,1990. — 159с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.refz.ru/