Безопасность на железнодорожном транспорте

Содержание
Введение
1. Характеристика ЖД транспорта
2. Общая характеристиказащитных сооружений
3. Защитные сооружения на ЖДтранспорте
4. Проблемы безопасности на ЖДтранспорте и пути их решения
Заключение
Библиография
 

Введение
В даннойработе будет рассмотрен вопрос о безопасности железнодорожного транспорта. Мырассмотрим общую характеристику ЖД транспорта, защитных сооружений. Так же мыпосмотрим, какие защитные сооружения присущи железнодорожному транспорту,проблемы в этой сфере. Так же будут представлены некоторые законы РФ “Отранспортной безопасности”.
Насовременном этапе государство действует по разным направлениям для обеспечениябезопасности. Одним из важнейших являются: уменьшение риска и повышениеэффективности защиты населения и территорий, эвакуация населения, материальныхи культурных ценностей в безопасные районы и, конечно же, предоставлениенаселению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Насегодняшний день Россия и другие страны ищут оптимальный вид топлива, которыйбудет наименее всего загрязнять окружающую среду. Да, это еще не найдено, ипоэтому, данная проблема является глобальной проблемой. Это значит, что даннаяпроблема касается каждой страны мира. А ЖД транспорт наименее всего загрязняетокружающую среду.
Данная темаработы весьма актуальна, как было сказано выше, это глобальная проблема. Помимоокружающей среды, существует одна не менее важная проблема – постороннеевмешательство, то есть терроризм. С этим пока нечего поделать, так какжелезнодорожные пути очень слабо защищены. В данной работе, мы рассмотрим, чтоследует сделать, чтобы повысить безопасность.
Так же можноотметить, почему данная тема очень актуальна сегодня. Железнодорожный транспортв большей мере способствует освоению новых районов и их природных богатств,удовлетворению материальных и культурных потребностей людей и развитию связей сдругими странами. Любая даже кратковременная задержка выполнения заявки наперевозки наносит ущерб нормальной работе предприятия, подрывает договорныеосновы ведения хозяйства.
Целью работыявляется – разобраться в железнодорожной сфере транспорта, рассмотреть еезащищенность. Сделать выводы, что следует изменить, чтобы улучшить данный видтранспорта, понять причину слабой защищенности.
Для решенияпоставленных задач мы будем использовать специальную литературу: о защитенаселения, железные дороги, безопасность движения на железнодорожном транспортеи т.д.
1. Характеристика ЖД транспорта
В данномпараграфе будет рассмотрена общая характеристика ЖД транспорта, для чего онаслужит, какие цели и т.д.
Как известно,данный вид транспорта весьма распространен на всей территории РоссийскойФедерации, железнодорожные пути связывают много населенных, промышленных,экономических пунктов, то есть связывают все необходимые для развития объекты.ЖД транспорт служит не только как перевоз определенных грузов, но и так жепомогает людям передвигаться по обширной территории.
Если обобщитьвышесказанное, то получим определение ЖД транспорта.
Железнодорожныйтранспорт — вид сухопутного транспорта, производящий перевозку грузов ипассажиров по рельсовым путям сообщения.[1]
Железнодорожныйтранспорт отличается массовостью грузопотоков и пассажиропотоков, разнообразиемперевозимых грузов, относительно низкой стоимостью перевозок грузов большогообъема на большие расстояния.
Железнодорожныйтранспорт использует различные виды энергии, главным образом электрическую итепловую.
По назначениюжелезнодорожный транспорт делится:[2]
— транспортобщего пользования, в том числе городской: трамвай, метрополитен;
— промышленный транспорт: заводской, рудничный, лесохозяйственный и др.
Можноотметить, что многие на сегодняшний день пользуются услугами железнодорожноготранспорта, так как данный вид транспорта гораздо дешевле остальных, и,во-вторых, высокая скорость доставки (ЖД транспорт может работать как в дневноевремя, так и в ночное). Но данный вид транспорта весьма дорогой, в том смысле,что на построение железной дороги требуются большие затраты, которые зависят отклиматических условий местности, экологических и др.
За последниегоды на железнодорожном транспорте произошли значительные изменения в технике,методах эксплуатации и экономике. Многое сделано по техническому переоснащениюжелезных дорог на основе электрификации, автоматики, телемеханики, комплексноймеханизации, вычислительной и микропроцессорной техники. В следующих параграфахбудет приведена статистка оснащения ЖД транспорта защитными средствами.
Легкодогадаться, что при новом оборудовании, новых системах, и новой техникеизменяется отношение к пользованию. Я имею в виду, что внедрения одной новойчасти за ней последует и другая. Например, для того чтобы контролировать исопровождать каждый рейс, на ЖД путях было установлено больше диспетчерскихцентров.
Помимоотмеченных положительных качеств, следует подчеркнуть, что проектировщикисталкиваются с рядом определенных проблем.
На первоеместо они выдвигают проблему загрязнения окружающей среды, но как был доказано,железнодорожный транспорт менее всего загрязняет окружающую среду (можносравнить хотя бы с машинами, данный вид транспорта наиболее всего портитокружающую среду).
И втораяпроблема, не менее важная, безопасность на ЖД транспорте и сохранениецелостности перевозимых грузов. Данная проблема будет более подробно описана впоследующих параграфах.2. Общая характеристика защитных сооружений
Защитныесооружения — фортификационные сооружения для защиты личного состава войск,военной техники, материальных запасов и населения от средств поражения (щели,блиндажи, убежища и укрытия). Для защиты населения могут использоватьсяподвалы, туннели, метро, шахты и др.[3]
Так жезащитным сооружениям можно дать иное, но, по сути, похожие определения
— этоинженерные сооружения, предназначенные для укрытия людей, техники и имуществаот опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциальноопасных объектах либо опасных природных явлений в районах размещения этихобъектов, а также от воздействия современных средств поражения. К такимсооружениям относят убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того, длязащиты людей могут применяться и простейшие укрытия, как было сказано выше.
Следуетотметить, что защитные сооружения подразделяются на убежища ипротиворадиационные укрытия, и на простейшие крытия. Убежища (рис. 1) обеспечиваютзащиту людей от поражающих факторов ядерного взрыва (ударной волны,радиоактивного и светового излучений), отравляющих веществ, бактериологическихсредств, а также от воздействия высоких температур при пожарах. Они строятся,как правило, из железобетона и располагаются в заглубленных частях зданий водин или несколько этажей или вне зданий. (На примере, ЖД транспорта – являетсяметро) В мирное время убежища могут использоваться под гаражи, склады,предприятия общественного питания, бытовые помещения и т.п. В случае угрозывойны они приводятся в готовность для укрытия людей. Под убежища могут такжеоборудоваться подземные транспортные сооружения — метрополитены, тоннели,уличные переходы. Вместимость убежищ — от нескольких десятков до несколькихтысяч человек. Необходимые санитарно-гигиенические условия для длительногопребывания в убежищах людей обеспечиваются фильтровентиляционной системой,предназначенной для подачи необходимого количества воздуха, очищенного отвредных примесей, а также системами водоснабжения, канализации, отопления иосвещения. Во всех убежищах создаются также аварийные запасы воды ипродовольствия.
/>
Рис.1
Противорадиационныеукрытия (рис. 2) обеспечивают защиту людей главным образом от радиоактивного исветового излучений. В качестве противорадиационных укрытий используютсяприспособленные и оборудованные для этой цели подвальные и наземные помещениязданий, погреба, подполья, шахты, горные выработки, а также специальнопостроенные противорадиационные укрытия из сборного бетона и железобетона, деревоземляные,из самана, хворостяных фашин и т.п. Защитные свойства противорадиационныхукрытий обеспечиваются толщей грунтовой обсыпки, ограждающими конструкциями,герметизацией входов и вентиляционных устройств. В них предусматриваются местадля размещения санузлов, запасов воды и продовольствия. Вентиляция противорадиационныхукрытий может быть естественной и принудительной. Для подачи воздухаиспользуются вентиляторы с ручным или механическим приводом.
/>
Рис.2

Помимо убежищмы рассмотрим самый простой способ защиты, который может спасти человека. Мырассмотрим защитные щели. Для защиты большого количества людей щели отрываютземлеройными машинами (траншейными экскаваторами), а для индивидуальной защитывручную. Открытые щели выкапывают глубиной до 1,5 м, шириной поверху 1,1-1,2 ми шириной по дну 0,5-0,6 м.
Щели следуетрасполагать вне зон возможных завалов при взрывах, т.е. на расстояниях. Отзданий не меньших половине их высоты (но не ближе 7 м), а при наличии свободнойтерритории – еще дальше. Вместе с тем их следует располагать по возможностиближе к местам пребывания людей, которые будут пользоваться щелями. Для срочнойиндивидуальной защиты могут служить и обычные овраги и ямы, они способнызащитить (от радиоактивного излучения может даже защитить обычный лист бумаги).
Сейчасотметим защитные сооружения – противорадиационные. Часть из них строитсязаблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только впредвидении чрезвычайных ситуаций или возникновении угрозы вооружённогоконфликта. Размещают, в помещениях, расположенных в подвальных и цокольныхэтажах зданий, на первых этажах кирпичных зданий, а также погребов, подпольев,овощехранилищ и других, пригодных для этой цели заглубленных пространств заключаетсяв выполнении работ по повышению их защитных свойств, герметизации и устройствупростейшей вентиляции. Как можно заметить во всех школах существуют подвалы,которые и являются противорадиационными защитными сооружениями. 3. Защитные сооружения на ЖД транспорте
В данномпараграфе будут рассмотрены реальные примеры, законы, действия по отношению кжелезнодорожному транспорту. Мы рассмотрим материалы Министерства Транспорта, инекоторые статистические данные.
За восемьмесяцев 2003 года 81 объект железнодорожного транспорта был оборудовантехническими средствами физической защиты.
Всего в 2003году было оборудовано техническими средствами физической защиты 135 объектов, ав 2004 году — более 150 объектов.
Сегодня насети железных дорог техническими средствами охраны оборудовано 96 вокзалов, изних 46 — в 2003 году. В 2004 году оснащены еще 90 вокзалов.
«Техническиесредства физической защиты — это средства видео-наблюдения и охраннойсигнализации периметров, которыми оборудуются мосты, тоннели, виадуки, вокзалыи другие объекты железнодорожного транспорта. Подобные системы позволяютсвоевременно оповещать работников ведомственной охраны о нарушителях». [4]
Согласнофедеральному закону «О транспортной безопасности», предусматриваетсоздание правовых и организационных основ безопасности на транспорте в целяхобеспечения защиты от актов незаконного вмешательства. Необходимость законаобусловлена рядом факторов. Основным из них является фактор террористическойугрозы, опасность которого для объектов транспортного комплекса резко возросла.Так, в 2004 году совершен целый ряд террористических актов на различных объектахтранспорта и транспортных средствах, в том числе в гражданской авиации, нажелезнодорожном транспорте, метрополитене, еще несколько десятков попыток такихактов предотвращено. В целом эти события показали недостаточность существующейсистемы мер обеспечения транспортной безопасности.
Другим важнымфактором социально-экономического характера является необходимость реализациимеждународных требований в области обеспечения транспортной безопасности какобязательного условия безопасного и конкурентоспособного присутствия российскихперевозчиков на мировом рынке перевозок пассажиров и грузов. Серьезные мерыправового регулирования по усовершенствованию норм обеспечения транспортнойбезопасности были предприняты во многих государствах после событий 11 сентября2001 года в США. Учитывая особую уязвимость транспортного комплекса к терактам,руководители восьми ведущих государств мира в Кананаскисе, Эвиане и Саваннеподписали ряд совместных документов, предусматривающих повышенные обязательствасторон по мерам противодействия терроризму, что накладывает на Россиюдополнительные обязательства в этой сфере.
В настоящеевремя отдельные вопросы в области обеспечения транспортной безопасности нашлисвое отражение в ряде законодательных актов, таких как: Воздушный кодекс РФ,Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ инекоторых других. В то же время единая государственная система обеспечениятранспортной безопасности в российском законодательстве отсутствует, а вышеперечисленные действующие отдельные правовые нормы не соответствуют имеющемусяхарактеру и уровню угроз.
Целяминастоящего законопроекта являются: создание условий для устойчивого ибезопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересовличности, общества и государства в транспортном комплексе, объектов и субъектовтранспортной инфраструктуры, транспортных средств от актов незаконноговмешательства, обеспечивающих национальную безопасность и экономическоеразвитие страны; создание эффективной системы государственного управления вобласти транспортной безопасности; содействие внедрению современных технологийи стандартов в области обеспечения транспортной безопасности; гармонизацияроссийского законодательства с международными нормативными правовыми актами.
Основныеположения законопроекта «О транспортной безопасности» призваныобъединить правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения транспортнойбезопасности для различных видов транспорта, в единый институтзаконодательства, устранить пробелы и противоречия в действующемзаконодательстве, конкретизировать нормы законодательства по противодействиютерроризму применительно к транспортному комплексу с учетом его специфики.Реализация принятого законопроекта предусматривает создание системыдополнительных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросыобеспечения транспортной безопасности применительно к различным видам транспортас учетом их особенностей.
Принятиезаконопроекта обеспечит укрепление внешнеполитического престижа РоссийскойФедерации, сохранение за Российской Федерацией одного из ведущих мест намеждународном рынке транспортных услуг, повышение конкурентоспособностироссийских транспортных компаний на международном рынке транспортных услуг. [5] 4. Проблемыбезопасности на ЖД транспорте и пути их решения
Существуетмножество проблем безопасности на объектах ЖД транспорта. В данном параграфе мырассмотрим некоторые из них – наиболее острые на сегодняшний день.
На первомместе, как было сказано выше, стоит терроризм. Как было отмечено, что данныйвид транспорта слабо защищен. Была приведена статистика, в которой былопоказано, как много терактов было совершено за последние годы.
Я считаю, чтона втором месте стоит, конечно же, загрязнение окружающей среды. Но помимоданной проблемы, существует очень острая проблема травм и аварий нажелезнодорожном транспорте. Рассмотрим данный аспект подробнее.
Большинстволюдей на железнодорожном транспорте работают на путях перегонов и станций. Кособенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивнымразносторонним движением, протяжённые тормозные пути, органическое расстояниемежду осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большаяпротяжённость фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочейзоны в тёмное время суток.
Чтобы понять,что это весьма опасно отметим – некоторым приходится пересекать ЖД пути, удругих рабочее место весьма ограничено, что не дает им возможность придвигатьсяво время движения транспорта (имеется в виду работа на ЖД путях).
Так же оченьважным аспектом является климатические условия региона. Так вот, например,[6]в зимний период возникают большие трудности на территории передвижения, из-заснежных заносов усложняются условия переходов путей, передвижения помеждупутьям. В гололёд резко увеличивается опасность падений. В холодное времягода приходится пользоваться тёплой спецодеждой, затрудняющей движения,ухудшающей восприятия звуковых сигналов. Длительная работа на открытом воздухев сильные морозы может привести к обморожению. Неблагоприятно на условиях трудасказывается резкая перемена погоды. Даже в период одной рабочей смены могутизмениться в широком диапазоне температура окружающего воздуха, его влажность,скорость движения. Поэтому спецодежда железнодорожников, работающих на открытомвоздухе, должны обладать свойствами, обеспечивающими нормальные условия работыпри резкой перемене погоды.
Сейчас мыотметим, что следует делать, чтобы повысить безопасность на железнодорожномтранспорте.
Безопасностьдвижения на железнодорожном транспорте обеспечивается путём осуществлениякомплекса профилактических мер, которые предусматривают:
· Профессиональныйотбор кандидатов на должности, связанные с движением поездов.
· Организациютехнического обучения кадров и повышение их квалификации, отработку практическихнавыков действий в нестандартных ситуациях.
· Анализсостояния безопасности движения, выявление «узких» мест, разработку иосуществление мер по их устранению.
· Осуществлениепостоянной работы по повышению качества ремонта и содержания пути, искусственныхсооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи,электроснабжения, железнодорожных переездов и других технических средствтранспорта.
· Проведениеработ по внедрению новых технологий безопасности, согласно Законам иУстановлениям РФ.[7]
Заключение
В даннойработе были рассмотрены вопросы о проблемах защищенности и общих понятияхжелезнодорожного транспорта. Сделаем определенные выводы, которые нам удалосьпочерпнуть из выполненной работы.
Железнодорожныйтранспорт — вид сухопутного транспорта, производящий перевозку грузов ипассажиров по рельсовым путям сообщения. Так как система железнодорожноготранспорта слабо защищена, мы рассмотрели средства защиты на ЖД транспорте.
Защитныесооружения — это инженерные сооружения, предназначенные для укрытия людей,техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастрофна потенциально опасных объектах либо опасных природных явлений в районахразмещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
В даннойработе был рассмотрен Законопроект “О транспортной безопасности”. Из которогомы можем сделать общий вывод: целями настоящего законопроекта являются:создание условий для устойчивого и безопасного функционирования транспортногокомплекса, защита интересов личности, общества и государства в транспортномкомплексе, объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортныхсредств от актов незаконного вмешательства, обеспечивающих национальнуюбезопасность и экономическое развитие страны; создание эффективной системыгосударственного управления в области транспортной безопасности; содействиевнедрению современных технологий и стандартов в области обеспечениятранспортной безопасности; гармонизация российского законодательства смеждународными нормативными правовыми актами.
По поводу,предпринимаемых мер по отношению железнодорожного транспорта, следует сказать.Что ЖД транспорт наименее всего загрязняет окружающую среду, что являетсябольшим плюсом для дальнейшего развития. Так же можно отметит паруположительных качеств ЖД транспорта. Железнодорожный транспорт весьмаэкономичный, дешевый в эксплуатировании, быстро доставляет необходимые грузы.Но есть и отрицательные стороны данного вида транспорта. Во-первых, длядальнейшего развития необходимы огромные инвестиции, которых на сегодняшнийдень у Российской Федерации нет. Другой минус ЖД транспорта – слабозащищенность от внешнего вмешательства. Над этой проблемой сегодня усердноработают специальные Министерства, но опять же, для того чтобы снизитьопасность на ЖД транспорте, нужны деньги, для того чтобы внедрить новыетехнологии, новые средства защиты, которых до сих пор нет.
Библиография
1.  Большая советскаяэнциклопедия (3 CD, электронный вариант), 2005г.
2.  Гапеев В.И., Пищик Ф.П.,Егоренко В.И.“Безопасность движения на железнодорожном транспорте”, Минск, “Полымя ”, 1999г., 349с
3.  Закон “О безопасноститранспорта”, материалы министерства транспорта, 2005г.
4.  Источник: РИА “Новости”,2005г. www.rian.ru/
5.  Уздина М.М. “ Железныедороги ” общий курс, Москва, “ Транспорт ” 2002г., 427с
6.  Ушаков Д. Большойтолковый словарь, изд. Альт-Принт, 2005г. 1240с