Безопасность жизнидеятельности

Содержание 1. Введение… 2.Правовые и организационные основы БЖД на производстве….4-2.1 Законодательные основы охраны труда… ……….4-3.Ответственность работодателя за нанесения ущерба здоровью работника… 7-9 3.1обязанности организации по созданию благоприятных условий труда… 7-9 3.2формы ответственности работодателя за нарушения обязательств в области охраны труда… 7-4. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды… 10-11
Заключение…12 Введение. Безопасность – это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Охрана труда (ОТ) – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В свою очередь, охрана труда использует достижения в таких областях научных исследований, как "
Гигиена труда", "Промышленная санитария", "Эргономика", "Техническая эстетика", "Техника безопасности" и др. Гигиена труда – это система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия. Промышленная санитария – это комплекс мероприятий, имеющих цель довести до приемлемого
уровня риск воздействия на работника неблагоприятных условий производственной среды. Негативные факторы трудового процесса приводят к снижению трудоспособности и ухудшению качества выпускаемой продукции. Длительное воздействие неблагоприятных условий труда может привести к нарушению здоровья работающего, развитию профессионального заболевания или инвалидности. 2.Правовые и организационные основы БЖД на производстве. 2.1 Законодательные основы охраны труда . В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены . Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года.
В частности: -признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности; -государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; -установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности; -обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда; -обязательность расследования несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний; -обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда; -гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы. Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3). Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление
N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации. Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения). Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности
Труда (ГОСТ Р ССБТ) – утверждают Госстандарт России и Минстрой России. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) – утверждают федеральные органы исполнительной власти. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) – утверждает Госкомсанэпиднадзор России.
Строительные нормы и правила (СНиП) – утверждает Минстрой России. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) – утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) – утверждает Минтруд России. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания)
– утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) – утверждают федеральные органы исполнительной власти. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) – утверждают федеральные органы исполнительной власти. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) – утверждают федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда. Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда. 3.Ответственность работодателя за нанесения ущерба здоровью работника. 3.1. обязанности организации по созданию благоприятных условий труда. Основные мероприятия по обеспечению безопасности на производстве проводит администрация промышленных
и сельскохозяйственных предприятий. Мероприятия по технике безопасности разрабатываются службой охраны труда исходя из условий труда исходя из условий труда, существующих технологических процессов и оборудования, анализа причин травматизма и профзаболеваний. Администрация предприятия обязана обеспечить н6адлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующее правилам по технике безопасности и производственной санитарии и обеспечивающее безопасные условия труда.
На администрацию возлагается проведение инструктажа рабочих и служащих по технике безопасности, а также постоянный контроль над соблюдением работниками всех требований инструкции по охране труда. Для обучения работников безопасным методам работы на предприятиях организуется постоянно действующие кабинеты по технике безопасности с современными учебными и наглядными пособиями. Высококвалифицированные специалисты проводят занятия с рабочими по программе технике безопасности.
Во время инструктажа показываются безопасные методы и приёмы труда. Без прохождения инструктажа рабочих и служащих по технике безопасности работник не должен допускаться к работе. Типовая инструкция для работнико должна содержать следующие разделы: – общие требования безопасности; – требования безопасности перед началом работ; – требования безопасности во время работы; – требования безопасности в аварийных ситуациях; – требования безопасности по окончанию работы. 3.2 формы ответственности работодателя за нарушения обязательств в области охраны труда. Законодательные документы по охране труда обязывают администрацию предприятий, учреждений внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, добиваться создания надлежащих санитарно-гигиенических условий, предотвращающих возникновение профзаболеваний. Трудовое законодательство Российской Федерации предусматривает ряд мер, обязательных для всех предприятий,
учреждений и организаций по охране труда и технике безопасности. В зависимости от характера нарушения и последствий предусмотрены три формы ответственности. дисциплинарная – замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Возможнолишениепремии. Административная ответственность применяется за нарушения, где не предусмотрена уголовная ответственность и, в соответствии со статьёй 41
Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, влечёт наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Штрафы имеют право налагать должностные лица органов государственного надзора и контроля по охране труда (государственные инспекторы Рострудинспекции) и инспекторы специального государственного надзора (Госпожарнадзор, Госэнергонадзор и др.). При этом государственные инспекторы имеют право налагать штраф до 50, а главные
государственные инспекторы и руководители инспекций – до 100 минимальных оплат труда. Уголовная ответственность определяется судом. В соответствии со статьёй N143 уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершённое лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. В некоторых случаях возможна и материальная ответственность, которая имеет два вида: -материальная
ответственность работника за нанесённый им ущерб -предприятию (работодателю); -материальная ответственность предприятия (работодателя) перед работником за нанесённый ему ущерб на работе. 4. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды. В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходи проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды.
Поэтому мало совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в деле охраны природы. Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история насчитывает более ста лет. После ратификации каждой конвенции возникает необходимость внесения
изменений в национальные нормативно-правовые документы, влечёт серьёзные изменения в экономике. Важнейшие документы в системе международных природоохранных отношений: – всемирная партия охраны природы, провозгласившая и взявшая под защиту право всех форм жизни на выживание; – конвенция об изменении климата; – конвенция о биологическом разнообразии; – конвенция об охране озонового слоя; – конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду; – конвенция о международной торговле исчезающими видами диких флоры и фауны; – декларация по окружающей человека среде, являющаяся сводом основополагающих принципов международного сотрудничества; – конвенция по водно-болотным угодьям; – конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и др. документы. Международные организации осуществляют контроль за выполнением принятых договорённостей, координацию совместных усилий по охране природы и привлечению внимания общественности к экологическим проблемам.
Они могут быть международными или общественными – важнейшей среди международных отношения являются ЮНЕП, созданная ООН в 1972г. для реализации программы защиты окружающей среды. – медико-санитарные аспекты охраны окружающей среды рассматривает Всемирная организация здравоохранения ВОЗ. – контроль за соблюдением строительства и эксплуатации атомных электростанций осуществляет МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии, созданное под эгидой
ООН в 1957 г. – для России и других стран входящих в СНГ, особое значение имеет создание Межгосударственного экологического совета в 1992г. – вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ); – известной международной организацией является «Гринпис»,главным направлением деятельности которой является противодействие загрязнению окружающей среды. Программа ЕЭС по гражданской защите включает следующее мероприятия: – распространения
знаний о защитных мероприятиях и повышении качества обучения; -разработка единой терминологии; – развитие сетей по обнаружению природных зон риска с использованием спутников; – организация семинаров, выставок и других общественных мероприятий; – создание европейской эмблемы ГО и учреждения почётных наград.