Содержание Введение 1. Основные особенности безработицы 1. Виды безработицы 2. Причины безработицы 3. Социально – экономические последствия безработицы 4. Безработица в России 2. Государственная политика в области занятости 1. Понятие занятости населения 2. Виды государственной политики занятости 3. Органы государственной службы занятости и негосударственные структуры содействия занятости
Заключение Список литературы Введение В России существуют социально-экономические проблемы. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения – наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит
серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства.
Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве
человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость – цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества,
структуры производства. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов,
и т.д стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости. Актуальность работы вызвана тем, что преодоление безработицы
– это одна из основных задач государственной политики, а занятость – это источник заработной платы, которая была и остается для многих основным источником дохода, а повышение дохода означает увеличение совокупного спроса, что повлечет за собой повышение национального дохода. Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий безработицы и методы ее преодоления. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи: – определить понятие
безработицы, причины её возникновения, а так же экономические и социальные последствия; – рассмотреть классификацию видов безработицы; – рассмотреть политику занятости. 1. Основные особенности безработицы 1. Безработица и ее виды Безработица – это социально – экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности
при помощи рынка труда . Она лишает человека возможности развивать свои профессиональные способности, получать заработную плату, что в итоге ведет к его обнищанию. Безработными, по методологии МОТ, считается тот, кто в настоящее момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников доходов, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости. По закону РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 – 1 « занятости населения в
Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить. Вместе с тем законодательство выделяет категории населения и случаи, когда не занятые граждане не могут быть признаны безработными: – граждане, не достигшие 16-летнего возраста; – лицам, которым в соответствии с пенсионным законодательством
РФ назначена пенсия по старости, за выслугу лет; – лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и не имеющие профессии – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки. Гражданам не может быть предложена одна и та же работа (профподготовка) дважды; – не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения
им подходящей работы, а также не явившиеся в срок для регистрации их в качестве безработных; – осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; – представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными ; Следует отметить, что принятая система учета безработных в нашей стране не отражает действительных
тенденций в развитии российского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются в органах службы занятости, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур. Основным показателем, характеризующим состояние рынка труда, является уровень безработицы. Различают общий уровень безработицы (Уб.общ) и уровень зарегистрированной безработицы (Уб.зар), исчисляемые соответственно по формулам: Уб.общ =
Чб.общ/Чэ.а.н*100; Уб.зар = Чб.зар/ Чэ.а.н*100, где Чб.общ – общая численность безработных, чел.; Чэ.а.н – численность экономически активного населения, чел.; Чб.зар – численность зарегистрированных безработных, чел. Число безработных в каждый конкретный момент развития экономики зависит от темпов экономического роста и эффективности труда, от степени соответствия профессионально-квалификационной структуры работников
существующему спросу, конкретной демографической ситуации, политики занятости, проводимой государством. В зависимости от характеристик и критериев безработицу можно классифицировать на явную и скрытную, фрикционную, структурную, циклическую, сезонная. Рассмотрим в отдельности каждый из видов безработицы. Явная безработица – это безработица, которая регистрируется государственными органами службы занятости. Скрытая безработица – к ней относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся
“лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Фрикционная безработица – это безработица, обусловлена увольнением по собственному желанию с целью поиска новой, более подходящей работы. Этот вид безработицы характеризуется краткосрочным периодом, необходимым для нового трудоустройства, и существует всегда и везде. Причинами безработицы данного вида могут быть: – получение более высокого
образования; – перемена места жительства; – предложение работать по более выгодной профессии в другой организации. Наличие фрикционной безработицы подтверждает существование постоянной связи между несовпадением увольнений из одной организации и наймом работников другими организациями, перемещений от одних профессий к другим, из одних отраслей, регионов в другие. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства
в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица – явление, которое устранить, не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы. Структурная безработица – связана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом.
В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала. Понятно, что структура производства не может оставаться неизменной. В результате научно-технического прогресса, технологических изменений, меняется и структура спроса на рабочую силу. Потребность в одних видах профессий сокращается, а другие специальности исчезают вовсе.
Зато появляется спрос на новые профессии, ранее не существовавшие. Ряд западных экономистов выделяет особую разновидность структурной безработицы – безработицу ожидания, которая возникает вследствие значительных перепадов в уровне заработной платы на различных предприятиях. Так, некоторые работники, уволившись с одних предприятий, сознательно ожидают появления свободных рабочих мест по своей профессии в других фирмах, с более высокой оплатой труда.
Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии, избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли (в настоящее время такие отрасли связаны, как правило, с компьютерными технологиями, так появились такие профессии, как веб-дизайнер, системный администратор и многие другие). В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу.
А люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных. Надо иметь в виду определенную разницу между структурной и фрикционной безработицей. Так, ”фрикционные” безработные имеют все навыки для того, чтобы трудоустроиться, тогда как “структурные” безработные нуждаются в обязательной дополнительной подготовке или переобучении. Циклическая безработица – появляется вследствие изменения ситуации на рынке товаров и услуг, усиления
конкуренции между товаропроизводителелями ведут к тому, что часть производств уменьшает или даже прекращает выпуск продукции, увольняя при этом часть работающих и порождая серьезные проблемы на рынке труда. В таких условиях совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица возрастает. Это наиболее негативный вид безработицы. Он возникает в периоды общего экономического спада и проявляется в сокращении совокупных расходов экономике
и соответственно в понижении спроса на рынке труда. Причиной циклических колебаний занятости в странах с развитым рыночным хозяйством является последовательное происхождение экономикой фаз экономического цикла. В нашей стране сокращение спроса на рабочую силу обусловлено переходом экономики на принципиально новые рыночные условия хозяйствования. Еще один из видов безработицы – сезонная безработица, кото¬рая порождается
временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые пред¬приятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ –
массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим – фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с боль¬шой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею. Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате
снижения спроса на продук-цию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы. 1.2. Причины безработицы Современная безработица – явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений.
Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, ей присущи черты, характерные всем странам. Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенный безработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическом развитии. Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы
и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Можно выделить следующие основные причины безработицы: – избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому); – установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения; – вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической
революции; – наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсонисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости); – низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица) . Также можно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы: – географические перемещения населения: человек переезжает на новое место и может оказаться в момент переезда и в течение какого-
то времени до и после переезда безработным; – смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация; – наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п. Причины возникновения структурной безработицы возникают в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в
структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий. Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами. Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие
пункты. Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством.
Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой. Еще несколько лет назад, на первом этапе приватизации, предприятия сохраняли штаты еще и в целях акционирования: как известно, первоначально акционирование осуществлялось трудовыми коллективами. Однако к настоящему времени данная причина сохранения кадров исчезла.
Вторая группа причин сохранения скрытой безработицы связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы даже, несмотря на нищенскую зарплату. Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу. Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения пенсий. В-третьих, пособие по безработице, даже если его удается получить, не компенсирует
потери в заработной плате. В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильность занятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере теневой экономики, а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом работы, добровольно предпочитая неполную занятость. Таким образом, в отличие от экономически развитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием
таковой на фоне кризисного падения производства. Все эти причины, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия. Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов. 1.3. Социально-экономические последствия безработицы.
Безработица и ее рост имеют серьезные последствия: экономические, социальные, демографические, политические и др. К экономическим последствиям роста безработицы можно отнести увеличение предложения на рынке труда, изменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и др. Для социальных последствий роста безработицы характерным является снижение жизненного уровня оставшихся без работы, утрата ими классификации, обострение криминогенной
обстановки в стране. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости. Массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и
политическим переменам. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы. 1.4. Безработица в России С момента возникновения в России безработицы, характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости. В то же время численность женщин среди официально зарегистрированных безработных в 1,5 раза меньше, чем среди общей численности безработных.
Проблема женской безработицы, прежде всего, связана с предоставлением женщинам неравных возможностей при приеме на работу и увольнении. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам. Большие проблемы у тех, чей возраст приближается к пенсионному, так как в нашем обществе живуче
мнение, что они не столь активны и не способны на то, что легко дается более молодым работникам . Самой «безработной» категорией в наше время оказалась молодежь. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является глубокой проблемой. Молодые специалисты – это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не
имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Вместе с ростом открытой безработицы происходят изменения в общественном сознании, растет обеспокоенность людей угрозой массовой безработицы, потерей своих рабочих мест и социального статуса. По данным социологических исследований среди проблем, вызывающих наибольшую озабоченность россиян,
безработица наряду с преступностью и ростом цен занимает одно из ведущих мест. Меняется отношение к безработице и безработным: если в свое время безработные отождествлялись с тунеядцами и люмпенами, то затем они стали считаться «жертвами» стихии рынка, а в последнее время просто людьми, временно попавшими в трудное положение, нуждающимися в социальной защите общества. Процесс формирования полноценного рынка труда в России тесно связан с этапами перехода от централизованной
плановой экономики к рыночной, с проводимыми в стране радикальными экономическими и социальными реформами. Этот процесс не может быть длительным: современный рынок труда унаследовал от предыдущих периодов элементы жесткости. В частности, динамика заработной платы, играющая в развитом рынке труда роль одного из главных регуляторов спроса и предложения на труд, на рынке труда России эту свою функцию выполняет не в полной мере.
Во-первых, заработная плата резко отстала от стоимости воспроизводства рабочей силы. Во-вторых, движение ставок заработной платы искажается инфляционными процессами. В-третьих, не сложилась пока система договорного формирования заработной платы. В-четвертых, сохранились некоторые централизованные способы административного регулирования заработной платы (единая тарифная сетка для бюджетных организаций).
Следует обратить внимание на феномен фиктивной безработицы, когда граждане, официально получившие статус безработного, имеют не контролируемые доходы от индивидуально-трудовой деятельности и не трудовой деятельности, преимущественно торгово-посреднической. Можно выделить следующие особенности современной безработицы в России: – наличие наряду с открытой безработицей значительных массивов скрытой безработицы как в форме излишков рабочей силы на предприятиях, так и в форме частичной и неполной занятости; – наличие наряду
с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, масштабы которой в несколько раз превышают размеры официальной безработицы; – наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынках труда); – неразвитость инфраструктуры рынка труда; – наличие больших разрывов в уровнях безработицы по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм.
По данным Росстата общая безработица в РФ в 2010 году составила в среднем 5,6 миллиона человек, или 7,5% экономически активного населения страны, в 2009 году она составляла в среднем 6,3 миллиона человек или 8,4%. Фактическая безработица в России намного превышает все официальные показатели. Официальная статистика Росстата учитывает только тех безработных, кто встал на учёт на бирже труда. Оценить масштабы скрытой безработицы очень сложно, но понятно, что она превышает официальную в несколько
раз. По итогам первых двух кварталов 2011г. безработными являются 4,6 млн. человек, что составляет 6,1% экономически активного населения . 2. Государственная политика в области занятости 2.1. Понятие занятости населения Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми. Занятость населения является важной социально-экономиче¬ской категорией, связанной с реализацией
права человека «свобод¬но распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род де¬ятельности и профессию» (п. 1 ст. 37 Конституции РФ). Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации” определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безра¬ботные,
выполняющие оплачиваемые общественные работы, полу¬ченные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняю¬щие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений. Согласно Закону о занятости населения в Российской Фе¬дерации, занятые — это граждане: – работающие по трудовому договору (контракту), а также имеющие другую оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы; – зарегистрированные в качестве индивидуальных
предпри¬нимателей; – занятые в подсобных промыслах и реализующие продук¬цию по договорам; – выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и ока¬зание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивиду¬альными предпринимателями; – избранные, назначенные или утвержденные на оплачивае¬мую должность; – проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел; – проходящие очный курс обучения в общеобразовательных
учреждениях, учреждениях начального профессионального и выс¬шего профессионального образования и других образовательных учреждениях; – временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетру-доспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалифи¬кации . В зависимости от количественных и качественных характеристик различают занятость полную, продуктивную (эффективную), неполную, скрытую, сезонную, периодическую и др.
Полная занятость — это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее име¬ют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структур¬ной безработицей. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества,
структуры производства. Эффективная занятость характеризуется с двух позиций. Во–первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда выкает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п. Во–вторых, эффективная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней – содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание
безработицы. Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения. Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимающихся торговлей, предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве
занятых. Временная занятость — такая форма занятости, при кото¬рой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограни¬ченное трудовым договором время, которое может составлять от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.). Сезонная занятость представляет собой периодическое вовлечение трудоспособного населения в общественно
полезную деятельность с учетом природно–климатических условий. Периодическая занятость – это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (вахты). 2.2. Виды государственной политики занятости Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся
условий, разработки и выполнение программ обеспечения занятости населения. Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости. Государственная политика занятости населения — это часть социально-экономической политики государства,
направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, раз¬вития системы социального партнерства, стимулирования мобиль¬ности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда. Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются
Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой госу-дарственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения. Законом о занятости населения Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в об¬ласти содействия занятости населения: – развитие человеческих ресурсов для труда, повышение их мобильности, защита национального рынка труда; – обеспечение равных возможностей всем гражданам
Россий¬ской Федерации независимо от социального положения, политиче¬ских убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к ре¬лигии в реализации права на свободный труд и выбор занятости; – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво¬бодное развитие человека; – поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; – обеспечение социальной защиты в области занятости насе¬ления,
проведение специальных мероприятий, способствующих обес¬печению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной за¬щите и испытывающих трудности в поиске работы; – предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; – поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз¬дающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуж¬дающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поис¬ке работы; – сочетание самостоятельности органов государственной вла¬сти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправ¬ления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматриваю¬щих мероприятия по содействию занятости населения; – координация деятельности государственных органов, про¬фессиональных союзов, иных представительных органов работни¬ков и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; Деятельность органов службы занятости осуществляется со¬гласно с федеральными целевыми
программами содействия занято¬сти населения Российской Федерации и соответствующим им реги¬ональным программам. Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являют¬ся активные меры на рынке труда. Активная политика занятости — это совокупность право¬вых, экономических и организационных мер государства,
проводи¬мых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Такая политика включает в себя мероприятия: – совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы; – мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; – обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; – активный поиск и подбор рабочих мест; – финансирование создания новых
рабочих мест; – организация новых рабочих мест через систему общественных работ. В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др. Пассивная политика занятости обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты – социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие
меры помощи . Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут
только ухудшить реальную ситуацию. Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Политика в области занятости населения находит выражение в федеральных, территориальных и отраслевых программах содей¬ствия занятости населения. 2.3. Органы государственной службы занятости и негосударственные
структуры содействия занятости Для проведения единой государственной политики занятости в России создана государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем. Организационная структура занятости представляет собой систему органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных образований. Служба занятости федерального уровня входит в состав Министерства труда и социального развития РФ (Минтруд
России). Структура органов службы занятости населения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований включает комитеты, центры и бюро занятости. К основным функциям службы занятости населения можно отнести: – анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу; – разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения; – учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
– организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан; – оказание помощи предпринимателям в подборе необходимых им работников; – обеспечение населения информацией о свободных рабочих местах; – осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам; – осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения, использования предпринимателями
законодательства о занятости. Служба занятости взаимодействует с предпринимателями и организациями всех форм собственности, гражданами и представляет свои услуги бесплатно. Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, и содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств государственного бюджета. Органы государственной службы занятости ведут учет обратившихся к ним граждан по поводу устройства
на работу, установления статуса безработных, выплаты пособий и материальной помощи, направления на обучение, выдачи рекомендаций по трудоустройству. Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающих трудоустройством т профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п. Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются: – продажа информации,
содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников; – помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключающаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников; – формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям. Заключение Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.
Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Она мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. Безработица и ее рост имеют серьезные последствия: экономические, социальные, демографические, политические и др. К экономическим последствиям роста безработицы можно отнести увеличение предложения на рынке труда, изменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынке труда и др.
Для социальных последствий роста безработицы характерным является снижение жизненного уровня оставшихся без работы, утрата ими классификации, обострение криминогенной обстановки в стране. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для
включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости. Массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы. Проблема занятости – это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами.
Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. Полная занятость – цель, к которой необходимо стремиться.
Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для
совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной
занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики. Список литературы 1. Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: ПИТЕР. 2008 2. Борисов Е.Ф.
Экономическая теория. – М.: ЮРАЙТ. 2006 3. Носова С.С. Основы экономики. – М.: КНОРУС. 2009 4. Остапенко Ю.М. Экономика труда. – М.: ИНФРА – М. 2007 5. Экономика./под ред. Булатова А.Е. – М.: ЮРИСТЪ. 2002 6. Экономика труда/ под ред. Рофе А.И. – М.: КНОРУС. 2010 7. Экономика труда/ под ред.
Шлендера П.Э, Кокина Ю.П. – М.: МАТИСТР. 2010 8. Журнал Коммерсантъ № 31. август 2011