МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Финансово-экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «
Безработица и антиобщественные проявления»
Москва 2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Специфика проблемы занятости в России……………………………………5
1.1. Занятость и безработица………………………………………………………
1.2. Проблемы занятости населения в РФ……………………………………..11
1.3. Современное состояние на рынке труда в России……………………….14
2. Государственная политика занятости в РФ…………………………………18
2.1.Регулирование рынка труда …………………………………………………
2.2. Реализация социальной поддержки безработных граждан………………21
2.3. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест………25
3. Антиобщественные проблемы в регионах страны…………………………32
Заключение …………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………..38
Введение
Цель исследования — изучить вопросы, касающиеся безработицы, ее антиобщественного проявления и развития рынка труда Российской Федерации.
Актуальность темы определяется тем, что сфера занятости и безработицы является чрезвычайно важной и многоплановой областью российской экономической, социальной и общественно — политической жизни. Постоянное и масштабное регулирование занятости и безработицы, существующее в Российской Федерации, определяет многие тенденции в этой сфере, в частности, отражается на изменениях количества занятых и безработных, мобильности рабочей силы, масштабах и динамике показателей безработицы и занятости.
Социально-экономические преобразования в России на рубеже веков преследовали цель найти решение важнейших общественных проблем путем создания механизма равновесной экономики, правового государства на основе рыночных отношений и верховенства закона, обеспечивающего личную свободу и всестороннее развитие граждан. Однако отсутствие соответствующей концепции реформирования, которая бы выражала интересы основных слоев населения и была бы принята ими (с точки зрения смысла и целей, социальной цены реформ и т.п.) привели к негативным последствиям: падению объемов производства, снижению производительности труда, увеличению безработицы, которая приобрела характер открытой, хронической, т.е. наиболее опасной, с социально-экономической точки зрения, формы.
Экономическая наука не смогла в столь короткий срок создать теоретические основы и инструменты, позволяющие определить пути уменьшения негативных проявлений безработицы. В экономической литературе рассматриваются последствия безработицы, причины их появления и способы предотвращения. Но они не систематизированы, не выделены их положительные и отрицательные стороны, отсутствует научное обоснование применяемых методов по их изучению. Исследование предшествующего опыта решения проблемы безработицы показало неоднозначность проявления последствий безработицы, как на уровне общества, предприятия, так и на уровне отдельной личности.
Одной из главных причин этого является отсутствие научно обоснованных мер и механизма их реализации, направленных на решение проблемы регулирования последствий безработицы в целом.
Основополагающими понятиями в теории безработицы являются понятия безработицы, занятости, последствий безработицы и другие, содержание которых требует уточнения в свете происходящих в экономике изменений и наметившихся тенденций социального развития, когда условием экономического развития является регулирование социально-экономических процессов.
Объект исследования население России. Предмет исследования формирование и развитие рынка труда в России.
Задачи работы:
1) Рассмотреть специфику проблемы занятости в России;
2) Проанализировать процесс проведения государственной политик занятости в России.
3) Проанализировать антиобщественные проблемы в регионах страны.
В качестве предмета исследования выбраны экономические и социальные последствия безработицы: их сущность, виды, характеристики, направления регулирования.
Работа состоит из трех глав, 6 п.п., введения, заключения. Объем работы 39 страниц (объем основной части 35 страниц). В курсовой работе 1 таблица.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения общей теории экономики труда, социологии труда, экономической социологии. В ходе исследования применены методы группировок и классификаций, логического сопоставления и сравнения, научного наблюдения.
1. Специфика проблемы занятости в России
1.1. Занятость и безработица
Понятие безработицы рассматривалось разными экономистами, но общее представление о ней сводится к следующему, что безработица это сложное многоаспектное экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения не занята в производстве товаров и услуг. Работники не могут реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест, вследствие чего лишаются заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни.
Экономическая наука изучает безработицу как превышение рабочей силы над спросом на нее, масштабы безработицы (численность безработных) в каждой определенный период развития экономики зависят от фазы делового цикла, темпов экономического роста и производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации, государственной политики занятости: безработица усиливается в период экономических кризисов и последующих депрессий.
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными и могут немного различаться по странам. Но как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:
Трудоспособный возраст, т. е. человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;
Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяц);
Доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).
Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, т. е. доли безработных в общей численности ее рабочей силы. Этот показатель определяется следующим образом:
Уровень безработицы = Число безработных / Численность рабочей силы;
Число безработных = Число граждан, имеющих работу + Число безработных.
Исходя из этого мы можем теперь дать новое, более точное определение термина «рабочая сила». Рабочая сила – общая численность граждан страны в трудоспособном возрасте, которые имеют работу, и граждан, которые найти работу для себя не могут.
Безработица – одна из наиболее болезненных проблем даже для самых развитых стран.
Острота проблемы безработицы порождают рядом причин.
Во-первых, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств к существованию. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны (рынок сжимается). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости. Этот порочный круг крайне опасен: с каждым оборотом разомкнуть его становится все труднее.
Во-вторых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем изматывающих поисках работы.
В-третьих, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
Безработица – явление мирового масштаба: по данным Организации Объединенных Наций, безработными являются 800 млн. человек.
Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице вообще, а выделяя ее специфические виды:
Фрикционная;
Структурная;
Циклическая;
Сезонная;
Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты, а нередко и по многим другим критериям. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу.
Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Такие «новички» также учитываются при определении уровня фрикционной безработицы.
Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги (тем более что обычно она носит кратковременный характер). Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике, поскольку в ней отражается свобода выбора людьми места работы.
Что может вести к росту уровня выбора фрикционной безработицы?
Следует выделить несколько основных причин:
Неосведомленность людей о возможности найти работу по своей специальности и с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах;
Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. Например, человек не нашел работу в своем городе, но не может переселиться в другой город, где такая работа есть, из-за неразвитости рынка жилья или отсутствия прописки. Такая ситуация характерна для России, что невыгодно отличает отечественный рынок труда от рынка труда, скажем, США. Американские работники переезжают из города в город безо всяких трудностей благодаря хорошо развитому рынку жилья и отсутствию требования о «прописке» или «регистрации»;
Особенности национального характера и образа жизни. Фрикционная безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, т. е. отличаются пониженной мобильностью. При таком образе жизни (характерном и для многих россиян) сокращаются перетоки рабочей силы между регионами.
Структурная безработица возникает в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий.
Такая безработица куда болезненнее для людей, чем фрикционная. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии и не известно, будут ли они в дальнейшем получать столько же, сколько получали благодаря своей прежней профессии.
Избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли (к ним, например, относится производство персональных компьютеров, лазерных дисков и волоконной оптики). В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу, а люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных.
Структурная безработица, при всей своей болезненности, также может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, чем безработных, тогда дело плохо. Это означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы – циклическая.
Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных.
Иногда к категории безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонных работников. Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенные периоды года. Наиболее характерным примером являются сельскохозяйственные рабочие, занятые в период уборки урожая, а в остальное время перебивающиеся случайными заработками.
Для экономики России сейчас характерна структурная безработица, дополняемая безработицей циклической.
Причина заключается в чрезмерном развитии в прошлом отраслей по производству оружия и неконкурентоспособности многих видов отечественных товаров по сравнению с зарубежными. В новой российской экономике предприятия, производящие такую продукцию, оказались ненужными, и над их работниками нависла серьезная угроза безработицы. В то же время отрасли, производящие потребительские товары, хотя и обладают большим потенциалом развития, но не могут этот потенциал реализовать из-за нехватки денежных средств.
Сейчас в нашей стране стало явным весьма специфичное явление, возникшее еще во время командной системы, — так называемая неполная занятость.
Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает лишь часть своей нормальной зарплаты, так как трудится неполный рабочий день.
Наиболее распространенными в России проявлениями неполной занятости являются:
Предоставление работникам неоплачиваемых отпусков;
Введение сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей недели.
Люди, находящиеся в таком положении, формально не стоят на учете в службе занятости и не получают пособия по безработице. Если руководствоваться принятыми в экономической науке критериями, безработными их назвать нельзя. Но по уровню трудовой активности и заработкам они нередко находятся в худшем положении, чем официальные безработные.
1.2. Проблемы занятости населения в РФ
Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.
Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам.
Различают:
Рынок труда молодежи.
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
Рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.
Рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.
Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.
Под гибкими формами занятости понимаются:
Занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.
Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость — это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность.
Занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
Самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), — как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.
1.3. Современное состояние на рынке труда в России
Формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику и национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям.
Информационные системы «Статистика» являются эффективным и современным средством, с помощью которого стало возможным провести анализ состояния рынка труда в России. А именно: — В последнее время в России появилась тенденция к увеличению спроса на рабочую силу и одновременно к росту скрытой безработицы. Статистика показывает, что в 2009-2010 гг. население трудоспособного возраста будет составлять около 85,8 млн. человек. Кроме того, продолжается пополнение рынка труда значительным числом увольняемых из рядов вооруженных сил (в основном по сокращению), бывших заключенных, а также мигрантов из стран СНГ. В результате трудовые ресурсы нашей страны будут расти и составят к 2009-2010 гг. около 86,7 млн. человек. Столь значительный количественный трудовой потенциал, подкрепленный еще не растраченными качественными показателями (с точки зрения общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров), мог бы стать базой для обеспечения экономического роста страны. Однако, как показывают результаты статистических анализов, пока этого не происходит. Однако экономическая стабилизация и рост промышленного производства, наметившиеся в 2007-2008 гг., пошел на спад ввиду мирового финансового кризиса.
Главная проблема, перед которой оказался сегодня, рынок труда РФ, связана с увеличением спроса на высококвалифицированную рабочую силу. Нынешняя политика государства, привели к резкому сокращению подвижности рабочей силы.
Так, если в 2005 г. суммарная численность прибывших и выбывших в экономике составляла 27,6 млн. чел., то в 2008 г. — уже 20 млн., или почти на 8 млн. человек меньше. Как известно, проблема занятости непосредственно связана с политикой доходов. В любом цивилизованном рыночном обществе высокий доход основной массы занятого населения формирует и соответствующий спрос, являясь, таким образом, двигателем социально-экономического развития. В России же такой взвешенной политики доходов нет. Ее место занимает неконтролируемое присвоение общенационального достояния незначительной частью населения, в то время как производитель товаров и услуг — будь то рабочий или крестьянин, ученый или учитель — располагает доходами, позволяющими ему удовлетворить лишь самые необходимые жизненные потребности. Настоящий вывод подтверждается данными Госкомстата России.
На макроуровне в условиях кризиса, а не следует забывать, что основной период мирового финансового кризиса Россия ощутит только в 2009 году, скрытая безработица играет роль своеобразного буфера между эффективной занятостью и открытой безработицей, не допускающего лавинообразный рост последней и резкое возрастание напряженности в обществе. Следствием этого являются значительные размеры вынужденной неполной занятости. Так, в 2008 г. численность работавших неполное рабочее время по инициативе администрации составила 2,3 млн. человек (или 5,1% от их среднесписочной численности), а численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения содержания (или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации) — 2,7 млн. человек (или 2,1% от среднесписочной численности). Наибольшие размеры неполная занятость приобрела на предприятиях транспорта (29,6%), в промышленности (19,9%), научных учреждениях (14,8%), в информационно-вычислительном обслуживании (10,2%). Значительные размеры неполной занятости, а также сложности с трудоустройством сделали стабильным такое явление, как вторичная и неформальная занятость. По оценке Института макроэкономических исследований при Минэкономики РФ, вторую работу сегодня имеют более 8 млн. человек; число занятых в неформальном секторе составило около 25 млн. человек, в том числе для 7,5 млн. человек этот вид деятельности являлся единственным источником дохода. В результате зачастую лучшая часть квалифицированных работников нашла свое применение в теневом секторе экономики, который, по последним данным Госкомстата России составляет от 10 до 20% от ВВП. В 2008 году, после соответствующих постановлений правительства (о квотировании и лицензировании) иностранных рабочих произошло некоторое снижение давления иностранной рабочей силы на рынок труда. Численность приезжающих на работу трудящихся-мигрантов, по оценке Минтруда России, сохранялась в пределах 550-600 тыс. человек, что составляет 0,4% от численности занятого населения. Однако масштабы нелегальной миграции все равно оцениваются сегодня примерно в 3-4 млн. человек. Изменения в сфере занятости обусловили и рост общей численности безработных. Численность не имеющих занятия, но активно ищущих работу и, в соответствии с методологией МОТ, классифицируемых как безработные, увеличилась с начала 2008 года на 0,1 млн. и с учетом финансового кризиса будет увеличиваться. Уровень общей безработицы вырос и составляет 6,5-8%. При этом (парадокс) численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, продолжает сокращаться. Основной причиной подобного сокращения с моей точки зрения остается бюрократические препоны по выплате пособий по безработице, а также сезонные сокращения (в летнее время) обращений граждан и окончание у определенного их количества первоначального периода получения пособия по безработице. Несмотря на снижение численности регистрируемых безработных, стабилизировалась продолжительность поиска работы. Так, к концу первого полугодия 2008 г. средняя продолжительность регистрируемой безработицы составляла 3 месяца. При этом более года искали работу 5% безработных, состоящих на учете в органах службы занятости. По-прежнему в общей численности безработных преобладают те, кто уволился с последнего места работы по собственному желанию (45%), в связи с ликвидацией организаций или сокращением численности персонала (30%). Из данного анализа можно сделать вывод, что в целом ситуация на рынке труда в виду мирового финансового кризиса становится достаточно сложной.
2. Государственная политика занятости в РФ
2.1. Регулирование рынка труда
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.
Если безработица превышает естественный уровень (5-6% от общего числа занятых в народном хозяйстве), то необходимо вмешательство государства.
Современная государственная политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.
При таком понимании роли социальной и экономической составляющих развития безработица не может рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения, бюджеты теряют налогоплательщиков, а предприятия — кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и экономической стабильности, устойчивого развития, успеха проведения реформ.
Состояние рынка труда является результатом влияния многих экономических и социальных факторов, также как и рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики (табл.1 на стр. 20)
Тесная связь занятости и экономики необходима для обеспечения стабильного роста производства и занятости. Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Чем более успешной будет политика, которая направлена на поддержание без инфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.
С точки зрения влияния на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным воздействием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, и тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к без инфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики.
Таблица 1
«Направления государственной политики, влияющей на стабильность рынка труда и занятости».
Направления политики
Направления действий
Экономические возможности для занятости
— антиинфляционная политика;
— налоговая политика;
— поддержка инвестиционной активности;
— промышленная политика;
— региональная политика развития рабочих мест;
— внешнеэкономическая политика
Защита труда
— наем и увольнение;
— рабочее время;
— заработная плата;
— управление персоналом;
— безопасность труда;
— нейтрализация дискриминации;
— коллективные соглашения и договоры
Социальное страхование и социальная помощь
— социальная помощь;
— льготы для семей;
— помощь инвалидам;
— помощь малообеспеченным;
— социальное страхование: от несчастных случаев; пенсионное; на случай болезни
Образование и профессиональное обучение
— общее образование
— профессиональное первичное стационарное образование; профессиональное дополнительное образование; обучение на производстве
2.2. Реализация социальной поддержки безработных граждан
Меры социально-правовой защиты безработных граждан.
В соответствии с Законом о занятости населения государство гарантирует безработным:
— выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
— выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
— возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
— возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Согласно Положению об организации общественных работ Справочная правовая система КонсультантПлюс, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. (с изм. и доп.), под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов по вопросам занятости населения. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям: строительство и ремонт дорог, прокладка водопроводных и других коммуникаций, проведение работ в сельском хозяйстве, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, озеленение и благоустройство территорий, уход за престарелыми и больными, перепись населения и др.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Участие граждан на общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. Оплата труда производится в соответствии с законодательством РФ.
Общественная работа считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу, не имеющих профессии; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихся предпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, кроме граждан.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.
Важной гарантией социальной поддержки безработных граждан является положение о том, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства засчитываются в страховой стаж. Это положение закреплено ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Справочная правовая система КонсультантПлюс. В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерывает трудового стажа.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников (мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласия может назначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Названные условия досрочного выхода на пенсию установлены ст. 32 Закона о занятости населения.
Трудовое законодательство гарантирует правовую защиту от необоснованного увольнения, а также предоставляет гарантии и компенсации работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников. Так, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор (ст. 394 ТК РФ). В соответствии со ст. 178 ТК РФ работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Статья 180 ТК РФ закрепляет норму, в соответствии с которой о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников работодатель обязан предупредить работников под расписку персонально не менее чем за два месяца до увольнения. С письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, но в этом случае обязан выплатить дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка.
Безработным гражданам, утратившим право на пособие в связи с истечением периода его выплаты, органами службы занятости и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления может оказываться материальная помощь (ст. 36 Закона о занятости населения).
2.3. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест
Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы. Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий «Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие рабочих мест» опирается на целевые программы типа «Электроэнергетика Дальнего Востока на 2005-2008 гг.», «Наукоемкие технологии на период до 2009 г.», «Топливо и энергия до 2010 г.», «Жилище на 2006-2012 гг. и на период до 2020 года» и др. Подобные целевые программы трудно связывать с созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях. Такой учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой связи, а и в целях отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных рабочих мест, которые статистикой не разграничиваются. Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на трехлетний период (по аналогии с программами Правительства РФ «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» в 2003-2005 гг. и «Реформы и развитие российской экономики в 2005-2007 годах») и с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и рабочей силы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсов обеспеченностью и т.д. Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической безработицей (в 2007 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению штатов, а 64% — по собственному желанию). Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда. Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям: финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 2007г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%); социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), не превышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления. Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев — рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места. На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному. Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области — в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств. Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим. В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации В.В Путин 23 мая 2004 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2004 — 2010 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2004-2010 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест. Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики. Основными задачами Программы являются: Обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации; Регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы; Формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения; Предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ. Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 2004-2010 гг. В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 2004-2007 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер: 1. Определение потребности в создании рабочих мест 2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест. 3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ. 4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест. 5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы. 6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей. 7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ. 8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест. 9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан. На втором этапе реализации Программы, охватывающем 2008-2010 гг. федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач: 1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации. 2. Создание условий для повышения качества рабочих мест. 3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения. Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др. В 2007 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу, текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 481 млрд. руб. Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории — республики, края, области и автономии, а в каждом из них — города и районы. 3. Антиобщественные проблемы в регионах страны
Территория Чечни была заселена ещё в эпоху палеолита. От эпохи бронзы (2-ое тыс. до н. э.) сохранились в основном погребальные памятники. Основой хозяйства было пастушеское скотоводство и земледелие. Общественный строй — первобытнообщинный. В раннем средневековье большинство равнинных и часть предгорных районов Чечни входили в раннефеодальное государственное объединение — Аланию. В горах обитали прямые предки Чеченцев, у которых происходило интенсивное разложение первобытнообщинного строя. В 13 веке Чечня подверглась опустошительным набегам монголо-татар. Низкий уровень развития производительных сил способствовал сохранению в течение длительного времени пережитков первобытнообщинного строя. На территории Чечни существовали отдельные роды и общества, иногда враждовали между собой. До начала 20 века существовала кровная месть. С конца 16 века из Дагестана начал распространяться ислам, который в первой половине 19 века стал государственной религией. В 16 веке в Чечне зарождаются феодальные отношения. В начале 18 века за племенем нахчо утверждается этническое название чеченцы (от аула Чечен).
Чеченская республика расположена на Северном Кавказе, территориально граничит со Ставропольским краем, Дагестаном, Грузией, Осетией, Ингушетией. Две трети республики — предгорье Большого Кавказа (средние высоты от 2500 до 3000 метров). Преобладающая область промышленности — нефтедобыча, нефтепереработка. Чеченцы (самоназвание — нахчо), общая численность в Чечне по переписи населения 1970 года- 508,9 тысяч человек. Говорят на чеченском языке. Верующие — мусульмане-сунниты. Они относятся к коренному населению Северного Кавказа. Первоначально чеченцы жили в горах, а в 15-16 веках они начали переселяться на равнину в долину Терека. До 1917 года по месту жительства чеченцы делились на две чести: Большую и малую Чечню. На равнинах основное занятие- земледелие, в горах — скотоводство; развиты домашние промыслы. за годы Советской власти коренным образом изменилась культура чеченцев. Ликвидирована неграмотность, создана письменность, выросла интеллигенция, широкое развитие получили различные виды искусства и литература. История «независимой Чечни» начиналась как фарс. Летом 1991 года мир узнал о том, что некая, не вполне определенная, часть Чечено-Ингушетии выходит из состава РСФСР и СССР и объявляет себя независимым государством под названием Чеченская республика. Так решил Общенациональный съезд чеченского народа, постановивший, что высшим органом власти в этом, не имеющем границ, государстве является исполнительный комитет во главе с его председателем, генералом в отставке Д. Дудаевым.
В начале сентября 1991 года вооруженные национальные гвардейцы Дудаева силой захватили здание Совмина, радио и телецентра, а затем, 6 сентября, ворвались в помещение, где шло заседание Верховного Совета, и, как и положено революционерам, взяли его штурмом. Таким образом, в Чечне был совершен государственный переворот. Был распущен ее Верховный Совет, и, в нарушение ряда статей Конституции РСФСР, 27 октября 1991 года были проведены незаконные выборы президента Чеченской Республики и депутатов Верховного Совета.
За три года нахождения у власти правительства Дудаева республика превратилась в криминальную зону. Развал милиции, прокуратуры, судов способствовал росту преступности. В 1992-1993 г.г. на территории Чечни совершалось ежегодно до 600 умышленных убийств, что в 7 раз превышало показатели 1990 года. В 1993 году на Грозненском отделении железной дороги нападению подверглось 559 поездов, разграблено около 4000 вагонов. За 8 месяцев 1994 года было совершено 120 вооруженных нападений на поезда, в результате чего разграблению подверглись 1156 вагонов и 527 контейнеров.
Убытки составили десятки миллиардов рублей. Постепенно Чечня становилась не только рассадником, но и экспортером преступности во все регионы страны. На 1 декабря 1994 года объявлены в федеральный розыск за совершение преступлений 1901 человек чеченской национальности. Огромный ущерб российской экономике нанесла афёра с чеченскими авизо, т. е. с фальшивыми платёжными поручениями чеченских банков, по которым преступники получали наличными деньги. Таким образом, ущерб государству с мая 1992 года составили 4 триллионов рублей. Всего же в первой половине 1994 года в кредитно-финансовой сфере выявлено три тысячи хищений, ущерб составил 900 миллиардов рублей. Из числа преступников — 42 % являются жителями Чеченской Республики, более 60 % из них находятся в розыске.
В Чечне процветало фальшивомонетничество. Всего изъято более 3,7 миллиардов рублей фальшивых денежных знаков. Разгул преступности и бандитизма приводил к нарушению элементарных прав человека. Люди были лишены защиты со стороны государства от преступных посягательств. Не было ни работы, ни зарплаты, не выплачивались пенсии и пособия. В результате за три года нахождения Дудаева у власти из Чечни бежали около 200 тысяч человек, т.е. до 20% населения. Около половины проживающих здесь до 1991 года русских также бежали и нашли пристанище в различных регионах России.
Дудаев управлял ситуацией только в Грозном и в пяти километрах от него. Вся остальная территория управлялась кланами. И они творили по отношению к местному населению всё, что хотели. 15 октября в Чечне начались бессудные расправы и аресты. А после 26 ноября — настоящие массовые репрессии, форменный геноцид по отношению к русским в Чечне, массовые депортации, отъем квартир, ограбления, убийства. В отчаянии русские были вынуждены свои дома, стоимостью не менее 100 миллионов рублей, отдавать даром тем, кто соглашался перевезти их имущество в избёнку какой-нибудь русской деревушки. Возросшее влияние национал-сепаратизма в Чечне угрожало ещё не устоявшейся Российской государственности. Воспользовавшись противоречиями, переросшими в открытое противостояние между высшими федеральными органами страны, Дудаев провозгласил и стал осуществлять идею выхода Чечни из состава Российской Федерации.
Федеральные власти пытались упорядочить обстановку в Чеченской республике, разрешить кризисную ситуацию политическими средствами. Однако их шаги не были решительными, постановления и заявления носили уговаривающий характер.
Заключение
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и провозглашение свободы выбора характера и вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому государство должно активнее реагировать на те изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.
Учитывая сложность ситуации на рынке труда России, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решение следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.
Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных.
Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои и растет преступность, теряется самоуважение и распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечнососудистых заболеваний. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества.
История показывает, что экономическая нестабильность и, как следствие, массовая длительная безработица трудоспособного населения могут привести к серьезным политическим и социальным переменам в государстве.
Список литературы
«Экономика», И. В. Липсиц. – 4 изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 406-410;
Розенберг Л.М Проблемы занятости.// М., 200 г., Институт экономики;
3. Мамедова О.Ю. Современная экономика, Феникс,2008. 4. Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2007.
«Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономики России», Прокопов Ф.Т., Москва, ТЕИС,1999г.;
«Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации» (краткий) / Под ред. Ю.П. Орловского. КОНТРАКТ. ИНФРА•М. 2006.
Заславский И.Г Труд, занятость, безработица.//М., 2007г., вестник РАН;
Серебренников В.В. Война в Чечне: причины и характер// Социально-политический журнал. 1995. №3
Хабба Б.А. Факторы этнополитической конфликтности на Кавказе// социально-политческий журнал. 1995. №3.
Нормативная литература
1. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Справочная правовая система КонсультантПлюс.
2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской Федерации». Справочная правовая система КонсультантПлюс.
3. Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (ред. от 14.12.2006) «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Справочная правовая система КонсультантПлюс.
4. Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 (ред. от 11.01.2007) «Об утверждении Положения об организации общественных работ». Справочная правовая система КонсультантПлюс
5. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.12.2007). Справочная правовая система КонсультантПлюс.