Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России

–PAGE_BREAK–2. Виды безработицы
В современной экономике существует множество классификаций и видов безработицы. Графически это можно представить следующим образом:

Все формы безработицы можно объединить в две группы – естественная безработица и вынужденная. К естественной безработице относятся те формы, которые неустранимы и сопутствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы; квынужденной – формы, существующие помимо естественной и повышающие общий уровень безработицы[3].
Естественная безработица

Естественная норма безработицы– эта такая норма безработицы при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен[4].

Естественная безработица выражается в трех видах — фрикционной, добровольной, институциональной.

В совокупности эти три вида и формируют естественный уровень безработицы, или так называемый «уровень полной занятости».

Естественная безработица — это необходимый резерв рабочей силы, который может быть использован в случае необходимости.

Естественный уровень безработицы, как я сказал ранее называют уровнем полной занятости, или же нулевой безработицей – т.е. данный уровень безработицы дает возможность достигать потенциального ВВП (ВВП при полной занятости). Графически его можно увидеть на вертикальной части кривой совокупного предложения (рис.1), характеризующей уровень полной занятости ресурсов в экономике, в том числе и трудовых ресурсов.

Рис.1 Кривая совокупного предложения

Где:

1 — Горизонтальный участок

2 — Промежуточный участок

3 — Вертикальный участок

Если правительство ставит задачу борьбы с инфляцией, то проводится ограничительная политика, ведущая к сдерживанию производства, а, следовательно, к росту безработицы.

Если же правительство ставит задачу борьбы с безработицей, проводится стимулирующая политика, которая, однако, приводит к инфляции. То есть низкая безработица не может сочетаться с низкой инфляцией. Но когда речь идет о естественном уровне безработицы, внутренне присущем экономической системе, такая взаимосвязь не наблюдается.

Естественный уровень безработицы необходим. Это низкая безработица, которая в то же время никак не влияет на инфляцию. Будучи внутренней потребностью рынка труда, она не ускоряет инфляцию.

Естественный уровень безработицы имеет конкретные показатели. Для развитой страны естественный уровень безработицы составляет в среднем 4—5%. Эта цифра может меняться, поскольку на величину естественного уровня безработицы влияет ряд факторов:

•   социальная политика государства (высокие социальные пособия увеличивают естественный уровень за счет роста фрикционной безработицы: люди могут себе позволить дольше быть безработными);

•   психологические установки населения, характеризующие склонность к занятости (это может быть связано с историческими, национальными, региональными особенностями);

•   изменение демографического состава рабочей силы (в составе рабочей силы становится больше женщин, молодежи, а это лица, для которых наблюдается высокий уровень фрикционной безработицы: декретные отпуска, обучение и т.д.) и т.п.

Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.
Фрикционная безработица

Фрикционная безработица существует во всех странах с рыночной системой хозяйствования, даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет, и связана с изменениями в предложении рабочей силы. Ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Одна категория работников ищет подходящую работу, так как прежняя ее не устраивает по определенным параметрам (заработная плата, условия труда и т.д.), другая по причине получения образования или перемене места жительства, третьи впервые выходят на рынок труда, то есть инициатива увольнения исходит от самого человека. Главная особенность фрикционной безработицы то, что она является добровольной и связана со свободой выбора профессии, места и времени работы. В результате безработицы подобного вида многие люди находят себе более достойное применение, решают вопросы повышения уровня оплаты труда и его содержательности, большей продуктивности а, следовательно, и большей эффективности для общества за счет более рационального распределения ресурсов для труда. Фрикционная безработица кратковременна, не более одного – двух месяцев. В экономически развитых странах такой вид безработицы находится на уровне 3–6% от числа экономически активного населения. Фрикционная безработица в экономике считается явлением нормальным[5]. Более того фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике.

Сейчас в период кризиса в России уменьшилось количество людей, которые в поисках лучшей работы уволились по собственному желанию, так как из-за сокращений рабочих мест стало меньше и велик риск остаться без работы на длительный период.

Высокий уровень фрикционной безработицы указывает на высокую эффективность функционирования рынка труда, хотя от большой текучести кадров в целом национальная экономика несет большие убытки, в частности, в виде огромных временных потерь  из-за незанятости трудовых ресурсов.
Институциональная безработица

К следующей форме естественной безработицы относится институциональная безработица, или безработица, вызываемая функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на этом рынке. Она  проявляется в тех случаях, когда рынок труда испытывает воздействие различных посреднических структур, включая социальные выплаты, а также когда законодательство предписывает процедуры увольнения и приема на работу и предусматривает меры поддержки безработных. Чрезмерные материальные выплаты безработным могут снизить у них стимулы к поиску новой работы и создать возможность жить на пособие по безработице. В качестве примера можно привести изменения в законодательстве Российской Федерации направленные на борьбу с «домоседством»:  с 1 января 2010т года все безработные смогут рассчитывать на годичное пособие по безработице в размере 75% от утерянного заработка, до 4,9 тысячи рублей. С 1 января 2010 года попавшие под сокращение и уволенные по собственному желанию будут получать одинаковое пособие по безработице.

Высокие налоги также сдерживают стимулы к поиску работы или открытию собственного бизнеса. Институциональная безработица порождается несовершенством некоторых правовых норм, регулирующих материальную поддержку безработных, налоговой системы и др. Ее определяет соотношение выгод от статуса безработного и потерь от отсутствия работы, приносящей доход. Главная особенность безработицы – поддержка со стороны социума в поиске работы.
Добровольная безработица

Добровольная безработица так же является одним из видов естественной безработицы — это самостоятельный вид незанятости. В строгом семантическом смысле этого слова фрикционная безработица тоже, как правило, носит добровольный характер. Добровольная безработица возникает в результате увольнения работника по собственному желанию, в основном по личным причинам. Это могут быть неудовлетворенность уровнем оплаты труда, условиями работы либо другие обстоятельства, по которым работник увольняется даже вопреки воле работодателя.

Маргинальная безработица объединяет представление о различных формах незанятости, таких как застойная, сезонная и скрытая безработицы.
Вынужденная безработица

Когда безработица превышает естественную, то это свидетельствует о наличии вынужденной безработицы[6]. В большинстве случаев вынужденной безработице подвержены страны, осуществляющие переход к рыночной экономике. Она является следствием происходящих изменений в хозяйственной деятельности, связанных с технологическими переворотами в отраслевой структуре производства, изменениями в территориальном размещении производительных сил. В соответствии с этими процессами различают и три формы вынужденной безработицы — технологическую, структурную и региональную[7].

Технологическая безработицаособенно заметна в странах, где научно-технический прогресс сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращая его в постоянное явление. Данная форма безработицы относится к новейшим формам сокращения занятости рабочей силы. Она связана с внедрением малолюдной и безлюдной технологии производства, основанной на новой, как правило автоматизированной технике. Технологические нововведения делают ненадежными даже рабочие места, сосредоточенные в новейших отраслях экономики.Например, распространение персональных компьютеров приводит к увеличению надомной занятости, либо приобретению людьми статуса безработных. Возможно, что уже в ближайшие годы компьютеризация будет способствовать технологической трансформации экономики, создавая новые возможности для безработных во всех отраслях занятости.

Структурная безработицавызвана структурными преобразованиями в экономике: развитием новых, высокотехнологичных направлений, появление новых материалов, предметов потребления, услуг, сопровождающихся ростом инвестиций и занятости, и сокращением устаревших отраслей и производств. Избежать структурной безработицы невозможно, т.к.  структурное изменение производства приводит к увольнению работников, которые по своей специальности и квалификации не соответствуют новым требованиям производства. В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения в различных отраслях. Так же стоит отметить, что структурная безработица связана с падением спроса на рабочую силу в отдельных отраслях, специальностях, профессиях.

Разница между структурной и фрикционной безработицей доконца неопределенна экономическими специалистами. Но существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.

Ликвидация структурной безработицы всегда рассчитывается на продолжительный период, который сопоставляется со временем, необходимым для переподготовки и обучения безработных новым, чаще всего смежным профессия.

Региональная безработицаформируется под воздействием исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы лишь с помощью средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти не удается справиться с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ. Региональная безработица имеет и международный аспект. Так, выправление региональных деформаций, включая и рынки рабочей силы, составляет одну из важнейших задач Европейского союза.
Циклическая безработица

Циклическая безработица в большинстве своих случаев вызвана неравномерным развитием экономики, характеризуется большими масштабами спада производства: при падении проса на товары и услуги, занятость сокращается, и, следовательно безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Циклическая безработица — отрицательное экономическое явление. При этом она сопровождается экономическими кризисами, возникающими не на отдельных, а практически на всех товарных рынках[8]. Трудности переживает большинство предприятий страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. Так же в периоды подъема отмечается четкий рост рабочих мест и снижения уровня безработицы.
Застойная безработица

Застойная безработица —  это форма безработицы наиболее характерная для экономики переходного общества. Она охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получения пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальные «подачки» общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности. Застойная безработица оказывает негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы людей, подрывается физическое и моральное здоровье общества: теряются квалификация и практические навыки, возникает психологическая депрессия, в обществе растет социальная напряженность, преступность и жестокость, увеличивается распад семей, растет число различных заболеваний, возрастает количество случаев суицида и других негативных явлений.

Частичная безработица

Еще одной из разновидностью безработицы являетсячастичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя:

1)либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет;

2) либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.
Скрытая безработица

Скрытая безработица – это концентрация излишней рабочей силы на производстве, которая не участвует в производстве материальных благ и не учитывается статистикой. Скрытая безработица связана с деятельностью самих предприятий. Она характеризует состояние людей, которые работают по найму но:

— заняты неполный рабочий день или отправлены в административный отпуск без соответствующей оплаты, ищут и готовы перейти на другую работу;

     — неудовлетворенны работой, и подыскивают другое место основной или дополнительной работы;

     — имеют большую вероятность потерять работу из-за претензий работодателя, неудовлетворенного ее качеством или другими обстоятельствами, и поэтому ищущими другую работу.

Уровень скрытой безработицы определяется специальными исследованиями, а также экспертной оценкой руководителя крупных предприятий, органов управления, специалистов службы занятости населения, ученых.
Зарегистрированная безработица

Она отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости. В отличие от скрытой, ее масштабы определяются исключительно косвенными методами, в том числе с помощью экспертных оценок. По статистическим данным 2008 года уровень зарегистрированной безработицы вырос по сравнению с 2007 годом  общая численность безработных в России увеличилась на 17,8%, а официально зарегистрированных — сократилась на 12,9%. По сравнению с концом ноября 2009 года  с 1,293 млн. до 1,498 млн. человек безработных.
Сезонная безработица

Сезонная безработица как правило проявляется из-за природных факторов. Она связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени. Данный вид безработицы характерен для туристического бизнеса, сельского хозяйства, некоторых промыслов (рыболовство, сплав леса, охота), строительной промышленности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ – массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим – фрикционной, так как она носит добровольный характер.

Реальную проблему сезонная безработица представляет только в тех регионах, где превалирующими являются именно указанные виды экономической деятельности.
Завершая характеристику форм безработицы хотелось бы подчеркнуть, что для России, находящейся в состоянии перехода от прошлой жизни в условиях «реального социализма» к некоему (пока еще непонятно какому именно) новому качеству, становится реальностью действие так называемого «всеобщего закона капиталистического накопления», в свое время сформулированного К. Марксом. По словам Маркса, «нарастание безработицы, абсолютного и относительного обнищания масс на — одном полюсе; а нарастание богатства, концентрация и централизация капитала — на другом», было законом воспроизводства буржуазного общества.

Эксперты Международной организации труда (МОТ) выделяют четыре подхода к измерению масштабов и уровня безработицы:

§        По результатам переписи населения или регулярных выборочных обследований рабочей силы;

§        На основе официальных оценок, которые органами государственной статистики;

§        По регистрации в службах занятости;

§        По численности лиц, получающих выплаты по безработице.

В России базовыми можно считать два способа измерения безработицы:

— первый, при котором статус безработного определяется на основе обследований рабочей силы исходя из критериев МОТ;

— второй, при котором человек признается безработным по решению органов государственной службы занятости.

Количественно безработица измеряется двумя параметрами:

1) Уровнем безработицы – долей официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы.

2) Продолжительностью безработицы – временем пребывания в качестве безработного.

При исследовании безработицы и разработки политики занятости необходимо использовать оба показателя. Высокий уровень безработицы в той или иной социальной группе может отмечаться в силу нескольких причин:

Во-первых, представители данной группы, возможно, будут сталкиваться с особыми сложностями при попытке устройства на работу. Например, женщины с малолетними детьми.

Во-вторых, у некоторых групп молодых специалистов не исключены трудности с закреплением на работе.

Наконец, часть рабочей занятости характеризуется прерывным характером занятости.

Именно поэтому политика по отношению к безработице должна учитывать, за счет действия каких факторов мы наблюдаем высокий уровень безработицы в той или иной социальной группе и хорошо представлять себе структуру качественных характеристик безработицы.

Таким образом, важнейшей задачей сейчас является поиск путей преодоления безработицы в экономике России. Возможно, начинать такой поиск следует с выявления причин возникновения безработицы.

3. Проблемы безработицы в России
    продолжение
–PAGE_BREAK–3.1. Причины безработицы в России
Современная безработица в Российской Федерации порождена развитием новых рыночных отношений. Можно выделить следующие основные причины безработицы [9]:

— избыток населения;

— установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;

–  вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции;

–  наличие монопсонии на рынке труда;

— отсутствие спроса на товары и услуги;

Также можно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы:

— географические перемещения населения: человек переезжает на новое место и может оказаться в момент переезда и в течение какого-то времени до и после переезда безработным;

–  смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация;

— наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п.[10]

Причины возникновения структурной безработицы возникают в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий.

Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы:

1) причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников;

2) причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами.

Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты:

Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска.

Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства.

В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой.

Вторая группа причин сохранения скрытой безработицы связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы даже несмотря на нищенскую зарплату.

Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу.

Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения пенсий.

В-третьих, пособие по безработице, даже если его удается получить, не компенсирует потери в заработной плате.

В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильность занятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере теневой экономики, а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом работы, добровольно предпочитая неполную занятость.

Таким образом, в отличие от экономически развитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием таковой на фоне кризисного падения производства.[11]

Все эти причины, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия.
3.2. Современная структура и уровень безработицы в России
На современном этапе развития экономики Россия встала на новый путь реформ и преобразований. Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют конкретные российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низком уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

Появление безработных, а вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с осуществляемым в настоящее время переходом к рыночной экономике.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни в стране проявилось много факторов, влияющих на рынок рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказалось на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствовало возникновению локальных очагов безработицы. Результатом этого стал рост безработицы с 3,9млн. чел. в 1992г. до 7 млн. чел. в 2000г.

К 2000 году рыночный механизм экономики начинает работать, постепенно начинают восстанавливаться закрытые производства. Значительно возрастает строительный сектор экономики, особенно в таких городах как Москва, С-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, что приводит к потребности квалифицированных кадров. Развитие строительного бизнеса повлекло за собой подъем в таких отраслях экономики как металлургия и переработка метала (строительство потребляет 10-15% металлургической продукции), производство строй материалов (по всей стране возобновляют работу кирпичные заводы, заводы по производству цемента), а это десятки тысяч новых рабочих мест. В связи с этим к 2002 безработица сократилась до 6,1млн.чел.

После дефолта в 1998 году в связи с резким сокращением импорта иностранной продукции в Россию, Правительство РФ начало активную поддержку товарных сельхозпроизводителей. Подъем в сельском хозяйстве повлек за собой роста производства в комплементарных отраслях, таких как производство химических удобрений и средств защиты растений, тракторостроение и производство сельхоз оборудования, а также значительно развился перерабатывающий комплекс (молочно-перерабатывающие концерны «Вим-Биль-Дан», «Данон», «Нутриция»,; мясоперерабатывающие заводы «ВЕЛКОМ», «Царицыно»). А это еще десятки тысяч рабочих мест по всей России (рис.2).

Рис.2 Динамика численности безработных за 1992-2009 года

 В 21 веке Россия столкнулась с нехваткой разведанных нефтегазовых месторождений, что повлекло за собой инвестиции и развитие геолого-разведовательных работ. Вместе с тем  Россия потеряла значительное количество нефтеперегонных терминалов (в Прибалтике, на Украине). В срочном порядке началось строительство новых нефтегазопроводов и терминалов в Ленинградской области, в Новороссийске, а это еще новое высокооплачиваемые рабочие места.

Научно технический прогресс требует новых высококвалифицированных кадров, что ведет к вовлечению дополнительных инвестиций в учебный процесс, то есть в ВУЗах открываются новые кафедры, открываются новые учебные заведения, курсы повышения квалификации и переквалификации рабочего персонала.

Все это постепенно ведет к постепенному снижению безработицы. На январь 2010 года по данным служб занятости безработица составила 2,2 млн. человек. Все статистические данные представлены в таблице 1 и 2 (см. Приложение 1).

За последние годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата России, которые не отражают реального положения дел, более 5,9 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 1,5 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных. В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации из 89 безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица. Интересна дифференциация регионов России по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи. В России острая безработица наблюдается в регионах двух типов.

Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкесия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства. К этому типу относятся: Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.

Так по статистическим данным наибольшее число безработных, состоящих на учете в государственных службах занятости наиболее максимально в Алтайском крае, Кемеровской области, Чеченской республике, республике Дагестан. Что связано с высокой плотностью населения и отсутствием достаточного количества рабочих мест (Чеченская республика, республика Дагестан), закрытием большого числа промышленных предприятий (Кемеровская область). Не стоит забывать, что в таких регионах, как республика Саха-Якутия, Чукотская АО, Камчатский край, республика Коми, низкий показатель безработицы связан, прежде всего, с низкой плотностью населения.

Не стоит забывать и об особенностях, вызванных последним экономическим кризисом, в результате которого Общая численность безработных в России, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, в ноябре 2008 года увеличилась на 8,1% по сравнению с предыдущим месяцем — до 5 млн. человек, что составляло 6,6% всего экономически активного населения страны.

Число официально зарегистрированных безработных в ноябре возросло на 4,8% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,304 млн. человек. По сравнению с концом ноября 2007 года, общая численность безработных в России увеличилась на 17,8%, а официально зарегистрированных — сократилась на 12,9%.

Численность экономически активного населения в России по состоянию на конец ноября 2008 года оценивалась Росстатом в 76 млн. человек — более 53% от общей численности населения страны. 52,2% всех занятых в октябре 2008 года работали в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Добавим, что еще в октябре численность безработных в России составила 4,6 млн. человек, или 6,1% экономически активного населения. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года общая численность безработных увеличилась на 372 тысячи человек.

Ожидается рост числа безработных в сферах финансовой деятельности, строительства, торговли, добычи полезных ископаемых и в обрабатывающих производствах из-за финансового кризиса.
3.3. Последствия безработицы

Последствия  безработицы как правило наиболее остро отражаются в экономической и социальных сферах государства, и населения страны в частности.
Экономические проблемы и закон Оукена

1) Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво.

2)  Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.

Но самое главное, к чему приводит безработица, — это не достижение потенциального уровня ВВП, т.е. недостаток производимой продукции (фактическая безработица больше естественной, вследствие чего и возникает избыточная безработица). В 1960-е годы американский экономист А. Оукен провел исследование этого феномена. Проанализировав большой статистический материал, он пришел к выводу, что существует устойчивая взаимозависимость между величиной циклической безработицы и отставанием фактического ВВП от потенциального ВВП. На основе своих вычислений он сформулировал правило, получившее название закона Оукена.

Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%.

Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.[12]

Несмотря на то, что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада.

По величине создаваемого ВВП Россия входит в десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Циклическая безработица порождает помимо не достижений потенциального уровня ВВП и ряд других негативных последствий. В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос — что ведет к еще более глубокому спаду в экономике страны. Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения — это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.

Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет.[13]И как следствие недопроизводство национального дохода.

Социальные последствия безработицы

Помимо экономических последствий нельзя забывать и о социальных последствия безработицы. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения ведет к потере квалификации и практических навыков, снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества.

3.4. Меры по снижению уровня безработицы

Политика занятости — органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

— содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;

— разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному – двум предприятиям;

— стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;

— ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

— становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;

— целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ.

Есть два пути решения проблем безработицы — прямой и косвенный.

Прямой путь – это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный– это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

1) Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2) Использование альтернативных форм занятости.

3) Развитие системы страхования от безработицы:

–                        повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;

–                        использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

–                        финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда – попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

–                        адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;

–                        упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4) Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5) Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций.

Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.

Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.

3.5. Новая государственная программа снижения уровня безработицы

Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.

Ключевой задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.

Стоит отметить, что в Правительство РФ в качестве специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.

Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»; разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.

Государственная система снижения безработицы также предлагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда. Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.

Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.

В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.

В плане реализации активной анти-кризисной политики на рынке труда  государством в федеральном бюджете 2009 года было зарезервировано дополнительно 50 млрд. рублей. Правительство, с тем, чтобы поддержать людей увеличило максимальный размер пособий по безработице до 4900 рублей в месяц, а также предусмотрело помощь тем семьям, которые испытывают трудности при выплате ипотечных кредитов. На выделенные из бюджета 50 миллиардов рублей муниципалитеты должны разработать программы по занятости населения. Основную роль в этих программах должна принадлежать организации общественных работ.

Федеральная служба занятости должна будет вести свою работу по нескольким направлениям:

1) воспользоваться ситуацией на рынке труда, с тем, чтобы подготовить работников к следующему циклу подъема экономики и подъема отдельных отраслей и мировой и российской экономики, вложить свои деньги вместе с предпринимателями и регионами для переподготовки кадров;

2) служба должна способствовать трудовой миграции, помочь людям получить работу в соседних регионах и побудить крупные компании к осуществлению своих проектов в проблемных регионах.

12 января, состоялся президиум Правительства РФ, главной темой которого стали занятость населения и перспективы трудоустройства россиян, потерявших работу. В итоге заседания было решено создать информационный портал Федеральной службы по труду и занятости, который будет называться «Работа в России».

Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики России из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица в России уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику. Уровень безработицы говорит о том, что кризис занятости будет продолжаться, по меньшей мере, в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда России. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.

В целом данная система снижения уровня безработицы в стране представляет собой объемную работу в этом направлении и гарантирует полное выполнение предыдущих государственных проектов в этой сфере.

    продолжение
–PAGE_BREAK–