–PAGE_BREAK–
2.3.Причины безработицы.
Определенный уровень незанятости населения существует при любом состоянии экономики и объясняется естественным движением трудовых ресурсов на рынке труда. Специалисты отмечают, что уровень фрикционной безработицы будет гораздо выше там, где государство обеспечивает крупные выплаты по безработице. Большое пособие по безработице увеличивает время ожидания наилучшего варианта трудоустройства. Многие сознательно остаются безработными до истечения срока выплаты пособия. В периоды структурного корректирования происходит переоценка важности отдельных видов занятости, высвобождение работников одних профессий и нехватка рабочей силы по другим специальностям. Обычно в периоды структурной перестройки происходит спад и рост безработицы в тяжелой промышленности, а занятость в сфере обслуживания начинает повышаться. Уровень безработицы в этот период временно возрастает, так как многие в этот период теряют работу и вынуждены трудоустраиваться заново.
Причиной безработицы является непропорционально высокий уровень заработной платыпо отношению к производительности труда. Если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращают занятость.
В краткосрочном периоде предприятие не может увеличить производственные мощности, поэтому увеличение количества применяемого переменного фактора труда дает прирост предельного продукта лишь некоторое время. Согласно закону убывающей предельной отдачи наступает момент, когда каждая дополнительная единица переменного фактора приносит все меньший прирост объема производства (предельного продукта), т.е. предельный продукт переменного фактора начинает уменьшаться.
Следовательно, при неизменной цене реализации продукта будут уменьшаться и стоимость предельного продукта, предельные доход и предельная прибыль.
На основании приведенных рассуждений можно сделать вывод о том, что фирма должна нанимать дополнительного рабочего лишь в том случае, если стоимость предельного продукта превышает размер его заработной платы. При этом фирма будет стремиться увеличить разницу между стоимостью предельного продукта труда и затратами на покупку рабочей силы, т.е. максимизировать прибыль.
Сказанное позволяет заключить, что фирма будет изменять уровень занятости в зависимости от уровня заработной платы, который необходимо обеспечить в данных условиях, и выручки на единицу продукции. При повышении заработной платы она будет сокращать количество занятых, при понижении оплаты труда уровень занятости будет повышаться. Если же будут расти цены на выпускаемую продукцию, то фирма будет привлекать дополнительную рабочую силу, падение цен на продукцию будет означать сокращение занятости.
Фактически фирма ориентируется на соотношение уровня заработной платы и цены продукции. В случае, если это соотношение растет, т.е. рост заработной платы обгоняет рост цен на продукцию, она нанимает меньше работников, при уменьшении этого соотношения количество применяемой рабочей силы увеличивается.
Таким образом, слишком высокий уровень заработной платы в стране может стать потенциальной причиной безработицы. Решение проблемы на первый взгляд кажется простым: для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда заработная плата должна обладать определенной гибкостью. Однако в реальной жизни заработная плата остается жесткой, негибкой.
Жесткость заработной платы— это ее неспособность к гибкому
изменению, достаточному для приведения в соответствие спроса и
предложения на рынке труда. Безработица, являющаяся результатом
жесткости заработной платы, называется безработицей ожиданий. Безработица ожиданий возникает потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда превышает спрос на труд со стороны фирм.
Если уровень реальной заработной платы находится выше точки равновесия, а предложение труда превышает спрос, снижения выплачиваемой заработной платы, несмотря на избыточное предложение труда, не происходит
Причин, объясняющих жесткость заработной платы, несколько:минимальная заработная плата, дополнительные издержки труда, налоги на труд, влияние профсоюзов, стимулирующая заработная плата.
Падению заработной платы до равновесного уровня препятствуют законы о минимальной заработной плате, устанавливающие обязательные для всех фирм минимальные ставки оплаты труда. Установленный минимум, особенно для категории неквалифицированных и неопытных рабочих, поднимает заработок выше точки равновесия, что сокращает спрос фирм на данный вид труда. Так, исследования занятости среди подростков показали, что увеличение минимальной заработной платы на 10 % снижает занятость среди этой категории работников приблизительно на 1 — 3 %.
Сторонники более высокого уровня считают минимальную заработную плату средством повышения доходов малоимущих семей, противники повышения минимума заработной платы утверждают, что ее рост способствует безработице, а помощь достается в основном не семьям, а подросткам, зарабатывающим на карманные расходы. Многие экономисты и политики полагают, что скидки с подоходного налога на заработную плату являются более совершенным способом помощи малоимущим семьям.
К причинам, обусловливающим жесткость заработной платы и рост безработицы, относятся дополнительные издержки труда и налоги на труд. Когда предприятие нанимает работника, в дополнение к заработной плате ему приходится нести множество связанных с этим затрат: оплачивать отпуск, медицинское обслуживание, иногда жилье. Кроме того, предприятия платят налог на заработную плату, исчисляемый как определенный процент от ее общего объема.
Дополнительные издержки и налоги на труд являются антистимулом при найме дополнительных рабочих и препятствием к снижению заработной платы.
Монопольная власть профсоюзов и заключаемые профсоюзами и предпринимателями коллективные договоры позволяют сохранять заработную плату на высоком уровне. Заработная плата рабочих, объединенных в профсоюзы, определяется не равновесием между спросом и предложением, а в ходе переговоров между руководством профсоюзов и фирм. Заключаемый в итоге коллективный договор часто предусматривает заработную плату выше равновесного уровня. Результатом в этом случае будет уменьшение количества нанятых работников и рост безработицы ожидания.
Профсоюзы влияют и на размер заработной платы фирм, где нет профсоюзного движения, поскольку угроза объединения работников в профсоюзы может поддерживать оплату труда выше равновесного уровня. Между рабочими, объединенными в профсоюз (аутсайдерами), и теми, кто мог быть нанят (аутсайдерами), неизбежно возникает конфликт, разрешаемый в разных странах по-разному. Так, в Швеции размер заработной платы определяется на национальном уровне, решающая роль при этом принадлежит правительству.
Причину жесткости заработной платы экономисты усматривают и в существовании систем заработной платы, стимулирующих эффективный труд. Все теории стимулирующей (эффективной) заработной платы исходят из того, что высокая заработная плата повышает производительность труда, а значит, и прибыль фирмы.
Существует несколько теорий о влиянии заработной платы на производительность труда. Одна из них наиболее применима к развивающимся странам и утверждает, что при более высокой заработной плате рабочие могут позволить себе лучше питаться, а более здоровые работники трудятся более производительно.
Согласно другой высокие заработки сокращают текучесть рабочей силы, так как у работников сохраняется больше стимулов остаться работать в фирме. Работодатель при этом сокращает время и средства, необходимые для приема и обучения новых рабочих.
Сторонники третьей теории считают, что более высокая заработная плата определяет и более высокое среднее качество персонала, позволяет избежать так называемой отрицательной селекции, когда лучшие работники переходят на другую, более высокооплачиваемую работу.
Четвертая теория исходит из того, что достаточно высокая заработная плата стимулирует старательность работников, побуждает их не уклоняться от работы и тем самым повышать производительность труда.
Результатом в каждом из этих случаев является установление заработной платы выше равновесного уровня и безработица ожиданий.
2.4. Социально-экономические последствия безработицы.
Чрезмерная безработица отрицательно сказывается на всей жизни общества. Различают экономические и внеэкономические (социальные) издержки безработицы.
Прежде всего безработица означает экономические потери для общества, когда часть потенциального объема производства товаров и услуг теряется безвозвратно, производственные возможности экономики не реализуются полностью. Разницу между фактическим и потенциальным ВНП экономисты называют отставанием ВНП. Статистические данные показывают, что с ростом безработицы отставание ВНП увеличивается.
В западной экономической науке исчисление потенциальных потерь производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе закона Оукена. Закон гласит, что процентная величина падения объема производства по сравнению с его уровнем при полной занятости равняется проценту роста безработицы, умноженному на определенный коэффициент.
Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема производства составляет 2,5 %.
Следует отметить, что издержки безработицы распределяются неравномерно среди различных слоев и групп населения. Так, уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы обычно выше, чем у квалифицированной, так как в обучение последней фирмы вкладывают значительные средства. Кроме того, квалифицированная рабочая сила занята в отраслях, менее подверженных циклическим колебаниям, таких, как сфера услуг, производство товаров кратковременного пользования.
Отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары, реагируют на спад более остро, что объясняет более высокий уровень безработицы среди мужчин по сравнению с уровнем безработицы среди женщин.
Более низкая квалификация и меньшая мобильность являются причинами более высокой нормы безработицы среди молодежи по сравнению со взрослым населением.
К внеэкономическим, или социальным, последствиям безработицы относятся потеря квалификации и самоуважения, полная или частичная потеря дохода, снижение уровня жизни, возрастание преступности, повышение смертности и количества психических заболеваний. Высокий уровень безработицы может привести к общественным и политическим беспорядкам.(Приложения А).
3. Политика занятости.
Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе страны состоит в обеспечении равенства численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование занятости населения. В этих целях используются статистический учет потребности в трудовых резервах, метод «затраты — выпуск» и другие средства регулирования макроэкономики.
При этом важно учитывать особенности применения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости:
а) запрещение принудительного труда и право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
б) занятость как деятельность граждан, связанная удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход;
в) полная занятость; связанная с осуществлением права на труд
и права на защиту от безработицы (которые установлены Конституцией Российской Федерации).
В правовом государстве действует система социальных защитных устройств,которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся.
Первым элементом такой системы является регулирование, занятости.Многие государства предпринимают следующие действия:
· сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
· рекомендуют осуществлять на предприятиях «разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);
· досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
· создают новые рабочие-места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры — для постройки высококачественных дорог и т.п.), особенно для хронически безработных и молодежи.
· сокращают предложение рабочей силы на рынке, труда; ограничиваютиммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.
Другим элементом рассматриваемой системы служат биржи труда созданные еще в первой половине XIXв.
Биржи труда -это рождения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи обычно влечет за собой лишение пособия по безработице. Следующим элементом системы обеспечения экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых.
В высокоразвитых странах изыскиваются пути повышения эффективности политики занятости. С середины 1990-х годов приоритетным здесь стало улучшение системы трудоустройства. Показателиулучшения: а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости и б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы. На Западе для оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты — сумму уровней безработицы и инфляции.
4. Методы борьбы с безработицей.
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла – в высокой заработной плате, предлагают содействовать снижению заработной платы; разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры. В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов.
В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы.
Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно – уровня потреблений и инвестиций).
Дж.-М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении.
Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов »склонность к сбережению” превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.
Кейсианцы указали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.
Неокейнсианцы вводят понятие «мультипликатор занятости», который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.
Согласно взглядам автора «Общей теории», «подлинная» инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая («ползучая») инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода. Монетаристы. Инфляция не рассматривается ими как «неизбежная плата» за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
Монетаристы, считали, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя «бессмысленность» политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.
Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом «свободного выбора» людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства. Но, существует ещё один путь решения этой проблемы – через создание мощной сервисной системы по работе с кадрами. Общеизвестно, что основа функционирования любой экономики – это трудовые ресурсы. Фразы типа «кадры решают все», или, наоборот, «незаменимых у нас нет» и т. п., возведенные в ранг идеологических лозунгов, лишнее тому свидетельство. Сегодня без интегрального использования высокотехнологичных решений добиться успеха без подбора кадров невозможно. Причем обычных решений типа работы с базами данных в этой прикладной области явно недостаточно – например, весьма сложно формализовать и заранее предугадать, какие навыки или личные качества потенциальных работников будут интересны компаниям через полгода или год. А составить адекватный портрет, как нанимателя, так и претендента только на основе резюме, анкеты или даже одной личной беседы бывает очень трудно.
Существует также другая структура кадрового бизнеса, основополагающими принципами которой является:
-выявление потребностей клиента – компании или организации, желающей набрать персонал;
-поиск претендентов на вакантные места;
-выявление наиболее подходящих кандидатов;
-предоставление клиенту информации по выбранным специалистам;
-организация встреч;
-соблюдение гарантийных обязательств.
Кроме агентств на рынке трудовых ресурсов работают еще биржи труда, преследующие несколько иную цель — найти человеку работу, в то время как для агентства главное обеспечить компанию сотрудниками. Процесс подбора кадров начинается со встречи консультанта кадрового компании с клиентом и определения требований, предъявляемых к потенциальным работникам. В соответствии с выдвинутыми условиями происходит отбор претендентов по базе данных. Если в базе нет нужных сведений, то поиск ведется другими путями, например через объявления в прессе, зачастую выбивается из этой схемы.
Например, иногда приходится «на месте» конкретизировать потребности клиента и вместе с ним разбираться, кто же в действительности требуется. А порой нелишне бывает объяснить, какие вообще имеются специалисты на нынешнем рынке, каков уровень их оплаты, спрос на каждую профессиональную группу — иначе говоря, предоставлять клиенту подробную консультацию. А для этого надо как минимум владеть актуальной информацией, следить за состоянием различных сегментов рынка – обрабатывать массу разноплановых данных, представленных в самых различных формах.
Процесс подбора претендентов отнюдь не прост. Работа с резюме и поиск среди возможных претендентов — это только малая часть кадрового бизнеса, который отличается многообразием форм. В этом бизнесе существует много форм работы. Можно просто пересылать заказчику резюме — и пусть сам разбирается, просеивает, договаривается с кандидатами, производит профессиональный отбор. Можно провести предварительную работу с претендентами посредством интервьюирования, и изготовить полуфабрикат – пакет с документами на более-менее подходящих сотрудников. Не исключена ситуация, когда информация об одном и том же специалисте попадает в банки данных разных рекрутинговых компаний. Такое внимание может показаться навязчивым, однако, при условии соблюдения конфиденциальности, оно свидетельствует о том, что данный специалист на виду, он котируется, о нем помнят и готовы предложить какие-то другие варианты. И наоборот, если тебе не позвонили, значит, ты никому не интересен, т. е. есть повод задуматься. Кстати, на Западе норма — один звонок в день специалистам дефицитных специальностей, а если больше, то ты на волне, и можно надеяться на очередной шаг в карьере. Все это, как говорили раньше, формирует уверенность в завтрашнем дне, а занудная, на первый взгляд, деятельность рекрутинговой компании способствует сглаживанию социальной напряженности в обществе и созданию цивилизованного рынка рабочей силы. Очень важны в работе кадрового агентства результаты личной беседы с кандидатом и ее последующий анализ с привлечением всей имеющейся в распоряжении консультанта информации. Сбор этой информации может происходить через коллег или нынешнего руководителя данного специалиста. Сюда же входит и проверка резюме по ключевым параметрам: места работы, выяснение истинных причин увольнений и т.п. С человеком работают несколько консультантов, что исключает неизбежный в общении людей субъективизм и позволяет сформировать объективный портрет претендента. Тут важно собрать воедино отдельные записки, разрозненные отчеты о беседах, сделанные разными консультантами в разное время, подготовить информационный пул, достаточный для проведения непротиворечивой экспертной оценки. Проблемы могут возникнуть даже при обработке достаточно стандартной, но имеющей не более 30% полей анкеты с четко определенными правилами заполнения, которые практически невозможно заранее определить.
Так, предоставив дополнительные услуги, можно выполнить работу оперативнее и лучше. Иногда лишние усилия могут оказаться даже важнее, чем сам результат — заказчик остался доволен тем, что в круг поиска попали все доступные специалисты, в работе не было сбоев, а агентство сделало все возможное, чтобы получить необходимые сведения о сложившемся на данный момент рынке труда. И, наконец, учитывая, что Россия уже давно стала членом международного сообщества, и, следовательно, заказчики и специалисты вправе распространять свои интересы за пределы страны, рекрутинговые агентства должны иметь контакты с зарубежными компаниями, занимающимися аналогичным бизнесом.
Заключение.
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица — явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.
Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д, ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние. Главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комлексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.
продолжение
–PAGE_BREAK–