Безработица: причины, формы, методы регулирования. Рынок труда и механизм его функционирования, безработица в России

Курсоваяработа
 
Безработица:причины, формы, методы регулирования. Рынок труда и механизм егофункционирования, безработица в России.

2003г.Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы.
1.1 Основныепонятия и характеристики  безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Уровень безработицы, как он измеряется
Глава 2. Биржа труда, методы регулированиябезработицы.
 2.1 Социальныепоследствия безработицы и политика занятости
 2.2Меры регулирования занятости 2.3 Государственная служба занятости населения и еефункции
Глава 3 Особенности рынка труда и безработицы в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Я решила написать курсовую работу натему: “Безработица: причины, формы, методы регулирования. Рынок труда имеханизм ее функционирования”, так как проблема безработицы является наиболееактуальной на сегодняшний день.
Десятки и даже сотни тысяч людей внашей стране оказались в буквальном смысле выброшенными на улицу. Но толькочетвертая часть из них согласно официальным данным имеют статус безработного.
Известно, что была разработанаГосударственная программа занятости населения, в которой предусмотреныорганизационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами,отражена политика на рынке труда, намечены совместные действия структургосударственного управления территориального подчинения в решении конкретныхзадач. В рамках этой программы в 1991 году была создана Государственная службазанятости населения.
Безработица — не просто отсутствиеработы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимаетсясоциальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное иразрушительное влияние на людей.
Безработица сказывается наэкономическом, социальном и психологическом состоянии людей. И хотя она можетоказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедшихчерез это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенноесли были без работы дольше, чем несколько недель. Психологами доказано, чтостолкновение с безработицей отрицательно сказывается на среднейпродолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности,пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются нетолько доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различнойстепени сложности заболевания на нервной почве (депрессии) и наблюдаетсяощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто-напросто теряеториентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. Он просто начинает существовать, ане жить. А это, на мой взгляд, самое худшее, потому что теряется личностьиндивида.
Для многих людей чувство собственногодостоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому,обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживаюттяжёлое психологическое потрясение. Статистический ущерб такого рода можнопроследить в тенденциях динамики показателей уровня расторгнутых браков ираспавшихся семей, а также показателей уровня преступности и заболеваемости,уровня числа совершенных самоубийств (увеличение безработицы на 1% влечет засобой увеличение числа самоубийств на 4%), величина которых растет в периодповышения уровня безработицы. Распад семейных и дружеских отношений, которыйявляется обычным явлением в бедных районах крупных городов, также связывается спреобладанием высокой доли безработных в общей численности населения данныхрайонов.
Задачинаписания курсовой работы:
–          раскрытьосновные причины и виды безработицы.
–          пояснитьпонятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, безработицадобровольная, вынужденная, скрытая и застойная.
–          раскрытьпонятие естественного уровня безработицы и как он измеряется.
–          рассмотретьсоциальные и экономические последствия безработицы.ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования безработицы.
1.1 Основныепонятия и характеристики безработицы.
Развитие экономики характеризуетсятем, на сколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего,рабочая сила. Поддержание занятости — важнейшая цель экономической политики.Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количествобезработных колеблется из года в год. Дж. М. Кейнс считал, что при капитализмене существует никакого механизма, характеризующего полную занятость, экономикаможет быть сбалансирована при значительном уровне безработицы.
Рынок труда (рабочей силы) — важная имногоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. Нарынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия еенайма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможностьполучения образования, профессионального роста, гарантия занятости…
Рынок труда отражает некоторыетенденции в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественномразделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Неполная занятость — это такоеположение, при котором выполняемая работа не требует полного использованияквалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует егоожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь,выполняя ту работу (и в том объеме), на которую мог бы претендовать.
Полная занятость – это обеспеченностьпрофессиональным трудом, который приносит доход личности и достойноесуществование ему и его семье.
Полная занятость предполагаетсоздание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человекупредостав­ляется возможность при его желании быть занятым или незаня­тым.Полная занятость не означает, что все трудоспособное насе­ление втрудоспособном возрасте должно быть обязательно заня­тым. В силу рядаобстоятельств отдельные трудоспособные лица могут и не участвовать в процессетруда (женщины, ухаживающие за детьми; люди, не работающие потому, что желаютсменить профессию и др.). Полная занятость достигается, когда спрос на рабочуюсилу совпадает с ее предложением, что является доволь­но редким событием вусловиях рыночной экономики.
В экономической и социальнойлитературе для определения понятия “безработица” используются различныетермины:
Безработица — это социальноэкономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активногонаселения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду сзанятыми формируют рабочую силу страны. [4.С. 103]
Безработица — явление в экономике,при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не можетприменить свою рабочую силу.[16.С.5]
К безработному по определению МОТ(Международная Организация Труда) относится  индивид, который:
1)      не имеет работы в данный момент;
2)      предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;
3)      в данный момент готов приступить к работе.[2.C.63]
В реальной экономической жизнибезработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Кбезработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, незанятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшиепопытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированныена бирже труда.
Продолжительность безработицы — этопоказатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц,имеющих статус безработного на конец анализируемого периода.
Безработица различается попродолжительности — временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года).
Уровень безработицы — отношениечисленности безработных к численности экономически активного населения (в %).
Уровень регистрируемой безработицы — отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономическиактивного населения (в %).
Экономически активное население(рабочая сила) — отношение численности экономически активного населения к общейчисленности населения (в %).
1.2  Видыбезработицы.
Современная западная экономическаянаука выделяет четыре формы безработицы.[2]
Фрикционная безработицасвязанас поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы всвязи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства иличтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Другие люди ищут новую работувследствие увольнения по несоответствию или из-за банкротства фирмы. Третьивременно теряют сезонную работу. Четвертые (молодежь) впервые ищут работу.Когда все эти люди приступят к работе, им на смену придут новые, сохраняя измесяца в месяц этот тип безработицы. Фрикционная безработица является дажежелательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находитьболее высокую заработную плату.
По своему содержанию, как мнекажется, такой тип безработицы может быть отнесен к добровольной. В принципеона не устранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда ирежима прописки. Фрикционная безработица считается хотя и неизбежным, но все жеприемлемым следствием здоровой экономики.
Структурная  безработица связана сизменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостьюопределенного времени для установления соответствия между структурой рабочейсилы, определенными качествами работников и свободными местами с определеннымипрофессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос наодни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняетсягеографическое распределение рабочих мест. Например, внедрение персональныхкомпьютеров сократило спрос на пишущие машинки, что снизило спрос на труд напредприятиях по производству пишущих машинок. Одновременно увеличился спрос натруд в электронной промышленности. Разные регионы производят разные товары,спрос на труд может одновременно сокращаться в одних регионах и возрастать вдругих. Если фрикционные безработные имеют навыки, которые могут применять, тоструктурные безработные без переподготовки, дополнительного обучения, переменыместа жительства найти работу не смогут. Поскольку структурные сдвигипроисходят постоянно, и рабочим требуется определенное время для смены работы,то структурная безработица носит устойчивый характер.
Структурные безработные испытываюттрудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшейнедостаточной квалификации,  дискриминации по признакам пола, этническойпринадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже впериоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняетсянепропорционально высокая безработица.
Циклическая безработица  вызываетсяспадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностьюобщих расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается,занятость сокращается, а безработица растет. Спад — это циклическое снижениеделовой активности, в результате которого люди теряют рабочие места, на тотпериод пока вновь не возрастет спрос и не произойдет оживление деловойактивности.
Еще один извидов безработицы -сезонная безработица, кото­рая порождается временнымхарактером выполнения тех или иных видов деятельности и функционированияотраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство,сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие видыдеятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые пред­приятия могутинтенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая своюдеятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовыйнабор кадров, а в период свертывания работ — массовые увольнения. Этот видбезработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице,по другим — фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогнозпоказателей сезонной безработицы можно определить с боль­шой степенью точности,поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможностьподготовиться к решению проблем, вызванных ею.
Скрытая безработица – характерна дляотечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использованияресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняетработников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполнаярабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченныеотпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однакофактически они являются таковыми.
Добровольнаябезработица – это безработица связана с нежеланием работать, существует приналичии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраиваетуровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный,непрестижный труд).
Вынужденнаябезработица возникает вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих,приведшего к остановке предприятия, порождается новыми условиямифункционирования предприятий и формами найма, а так же вынужденнымпереселением.
Застойная безработица — эта формабезработицы, наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойнаябезработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономикиусугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждамзначительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем засчет поддержки государства, но не за счет собственной активности.
 
1.3 Уровеньбезработицы, как он измеряется.
Естественныйуровень безработицы – это такой уровень, при котором факторы, повышающие ипонижающие цены и заработную плату, находятся в равновесии. В современнойэкономике, обремененной высоким уровнем инфляции, есте­ственный уровеньбезработицы характеризуется как предель­но низкий (допустимый).
Структурная и фрикционная безработицы определяют ее “естественный”уровень. В этих условиях инфляция имеет умеренные размеры. Циклические жефакторы поднимают уровень безработицы выше “естественного”.
Уровень безработицы при полной занятости называют также естественнымуровнем безработицы. Естественный уровень безработицы – это сложившийся вданной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной иструктурной безработицы.
Уровень безработицы при полной занятости, или естественный уровеньбезработицы, устанавливается тогда, когда рынки рабочей силы пребывают вравновесии в том смысле, что количество ищущих работу равно числу свободныхрабочих мест. Естественный уровень безработицы — это некая положительнаявеличина, поскольку «фрикционным» безработным требуется время, что быприобрести квалификацию или переехать в другое место для получения работы. Есличисло ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы несбалансированы; при этом возникают дефицит совокупного спроса и циклическаябезработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается«нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих местпревышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактическийуровень безработицы ниже естественного уровня. Подробный необычный«дефицит» на рынках рабочей силы сопровождается инфляцией. Понятие«естественный уровень безработицы» требует двух уточнений.
1. Отсутствие автоматизма. Термин «естественный» вовсе неозначает, что экономика всегда функционирует на естественном уровне безработицыи тем самым реализует свой производственный потенциал. С другой стороны, иногдаэкономика действует в таком режиме, что уровень безработицы оказывается нижеестественного уровня.
2. Изменчивость. Естественный уровень безработицы по своей сути — непостоянная величина. Он периодически подвергается воздействию демографическихсдвигов в составе рабочей силы и институциональных изменений (изменений взаконах и обычаях страны).
Определение уровня безработицы при полной занятости осложняется тем, чтона практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все населениеразделяется на три большие группы.
Первая группа включает в себя тех, кто не достиг 16 лет, а также тех, ктосодержится в специализированных учреждениях, например в психиатрическихбольницах или в исправительных заведениях. Эта категория людей нерассматривается в качестве потенциального компонента рабочей силы.
Вторую группу, которая называется «не входящие в состав рабочейсилы», составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, нопо тем или иным причинам — надомная занятость, учеба, выход на пенсию — неработающие и не ищущие работу.
Третья группа — это собственно рабочая сила. Эта категория охватываетвсех тех, кто способен и готов работать. Считается, что в состав рабочей силывходят как работающие (занятые), так и безработные, но активно ищущие работу.Уровень безработицы — это доля безработных в общей численности трудоспособногонаселения (рабочей силы):
Уровеньбезработицы = /> 100%.
Формуладля вычисления безработных:
Рабочая сила — Число занятых =Безработные. Рабочая сила составляет определенную часть от трудоспособногонаселения, которое в свою очередь является частью всего населения страны.
Более высокий уровень безработицы складывается в таких сегментах рынкатруда, как молодежь, женщины, национальные меньшинства. Прослеживается идискриминация по расовому признаку.
При определении уровня безработицы людям предлагают ответить на рядвопросов, в том числе: кто из членов семьи работает, кто остался без работы,кто ищет или не ищет работу и т.д. Несмотря на то, что выборка проводится оченьтщательно, и используются надежные методы опроса, полученные данные постоянноподвергаются критике.
1. Частичная занятость. Официальная статистика относит всех занятыхнеполный рабочий день в категорию полной занятости. Кто-то по собственномужеланию работает неполный рабочий день, кто-то хочет работать полный рабочийдень, но не может найти подходящую работу, либо работает неполный рабочий деньиз-за временного сокращения потребительского спроса. Фактически эти двепоследние группы состоят из частично занятых и частично безработных.Рассматривая их как полностью занятых, официальная статистика занижает уровеньбезработицы.
2. Работники, потерявшие надежду на трудоустройство. Чтобы считатьсябезработным, надо активно искать работу. Безработных, которые не занимаютсяактивными поисками работы, относят в категорию «не входящих в составрабочей силы». Проблема заключается в том, что многие работники,безуспешно пытаясь найти работу в течение какого-то времени, постепенно теряютнадежду на ее получение и выпадают из состава рабочей силы. В периоды спадатаких работников, потерявших надежду на трудоустройство, становится больше, чемв периоды процветания. Не включая таких работников в число безработных,официальная статистика занижает уровень безработицы.
3. Ложная информация. С другой стороны, уровень безработицы можетоказаться завышенным. Некоторые неработающие респонденты утверждают, что ониищут работу, хотя это и не соответствует действительности. Эти лица заносятся вгруппу «безработных», а не в группу «не входящих в составрабочей силы». Респонденты дают ложную информацию, потому что пособия побезработице или по социальному обеспечению порой зависят от таких мнимыхпоисков работы. Теневая экономика также может способствовать завышениюофициального уровня безработицы. Вполне вероятно, что человек занимающийсянезаконным бизнесом назовет себя «безработным».
Хотя уровень безработицы служит базовым фактором для выработкиэкономической политики, он обладает определенными недостатками. И, несмотря нато, что уровень безработицы является одним из лучших показателей экономическогоположения страны, его нельзя считать безошибочным барометром. ГЛАВА 2. Биржа труда, методы регулирования безработицы.
2.1.Социальные последствия безработицы и политика занятости.
Результаты научных исследований,проведенных в последнее время документально подтверждают существование рядаэмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политическихпоследствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, гдебы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи впериоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтомуученые продолжают дискутировать: безработица — это причина или поводвозникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования,которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнембезработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека вспециальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев,изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийныхисследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений,сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многихфакторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкойсо стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и егосемье пережить трудный период, длительностью безработицы.
Среди эмоциональных последствийбезработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимостьпсихиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем — нарушениездоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизми цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имелинормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении онаповышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу.Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и,следовательно, повысить уровень смертности.
Ученые обнаружили несомненную связьмежду безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение делправонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имелиработы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицына финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходитсяжить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни.Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве идаже жить на пособие по социальному обеспечению.
Несмотря на усилия социальныхработников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как кполитической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности.Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения,опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.
Исследователи, к сожалению, еще неустановили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и техсложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, необеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройстваофициально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишьусугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, вчастности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том,где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда,гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным.
Вместе с тем, растет численностьнезарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службузанятости и подчас находят альтернативные источники существования. Этосвидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственнойстатистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На когоже в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?
(с точки зрения опрошенных)
2,0% — на местную администрацию;
5,8% — на руководство предприятий;
8,6% — на профсоюзы;
70,6% — только на себя;
13% — ни на кого не надеются.  [8.С.41]
Легко убедиться, что большинствобезработных отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намеренысамостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно,не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи состороны ждать не приходится.
А каковы самые предпочитаемые идейственные способы поиска работы? Рассчитывают на:
личные связи — 42,9%;
государственную службу занятости — 26,5%;
объявления — 11,1%;
организацию собственного дела — 7,3%;
коммерческую службу занятости — 6,1%;
обращение к работодателю — 6,1%.
Итак, большинство респондентовисходит из того, что лучше всего использовать собственные каналытрудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующейслужбой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоватьсяобъявлениями в прессе.
Установлено, что безработица являетсяфактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствиябезработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить поцелым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткамулучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага иобеспечить другие права человека на рабочем месте.
Отрицательные последствия безработицыдля жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во времяспада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах ипрограммах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих порне известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинскомобслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налоговдля покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговыельготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своегорегиона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращаетэкономические возможности финансирования социальных программ.
Потеря работы, скатывание посоциальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения.Попробуем оценить его уровень у безработных с различным образованием (см.таблицу 1).
Данные в таблице представлены винтервальных показателях, включающих результаты опроса в 5 городах России[3].Таблица 1Какая из оценок характеризует ваши доходы сего­дня? Образовательный уровень респондентов Начальн. Неп.сред, среднее ПТУ Средне специал. Нез. выс, высшее денег вполне доста­точно, чтобы ни в чем себе не  отказывать 0-20 0-1 0-1 0-3 0-1 денег достаточно для приобретения одежды и необходи­мых продук­тов 0-37 8-21 10-21 14-27 17-21 денег хватает лишь на продукты питания 0-49 38-50 43-53 45-50 48-67 денег не хватает даже на питание 40-65 31-52 28-43 19-38 12-31
Более всех ущемлены в материальномдостатке безработные, имеющие начальное образование: среди них более всегореспондентов, которым денег не хватает даже на продукты питания. В то же времяв этой группе оказалось самое большое число богатых безработных, чтоконстатирует сильную поляризацию безработных с начальным образованием по ихматериальным возможностям. Отсутствие образования у безработных как быобуславливает “равные возможности” безработного — быть нищим или богатым. Нопервое в 2 — 3,5 раза вероятнее, чем второе.
Безработные со средним образованиемболее равномерно распределились по группам с разным уровнем материального благополучия.Чаще всего их можно отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищихреспондентов среди них почти также высок, как у безработных с начальнымобразованием.
У лиц, окончивших ПТУ, распределениедоходов соответствует распределению доходов всей совокупности респондентов. Этагруппа в материальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные свысшим образованием имеют наиболее благополучное внутригрупповое распределениедоходов.
Таким образом, высокийобразовательный статус помогает лучше перенести социальное падение.
2.2. Мерырегулирования занятости.
Становление рыночных отношений всегдазатрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов. Вдореформенный период обеспечение занятости населения основывалось на командно-административныхметодах: лица, достигшие  шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограниченийпо здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они впринудительном порядке направлялись на работу или преследовались по закону(объявлялись “тунеядцами”). Иными словами, все трудоспособное население страныбыло крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессиидолжен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметьльготы.
Отличительной особенностью рыночнойэкономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том,работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, чтозакреплено в “Законе о занятости”.
Стремление обеспечить практическистопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономическойэффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имелместо не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в условияхкомандно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы онафактически существовала в “скрытой” форме: часть работников фактически толькоприсутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.
Анализ состояния в трудовой сфере исовременного рынка труда свидетельствует, что развитие сферы занятости отстаетот экономического реформирования. Поэтому рынок труда продолжает находиться наначальной стадии своего развития, проявлением чего является высокий уровеньскрытой безработицы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и егодоходами, сохранением масштабов невыплат заработной платы и т. д.
Общий анализ рынка труда показал, чтопроцессы движения рабочей силы во многом повторяются: активация найма рабочейсилы сменяется ростом ее выбытия с практически идентичной цикличностью попериодам. Таким образом, несмотря на сохраняющиеся довольно значительныемасштабы движения рабочей силы, рынок труда с его занятыми, официальными инеофициальными безработными сохраняется почти неизменным и фактически непродвигается вперед к новой, более эффективной структуре занятости. Однакоотносительное снижение оборота перемещение рабочей силы в последнее времясвидетельствует о постепенном отходе от прежних стереотипов поведения на рынкетруда и росте понимания необходимости легализации занятых и безработных из“теневого” сектора экономики.
Сейчас высвобождение происходит,главным образом, из-за падения объема производства, по экономическим причинам,в связи с не своевременной выдачей зарплаты, в том числе не связанной сдеятельностью самого предприятия (в связи с необеспеченностью предприятийсырьем, комплектующими изделиями).
Вдальнейшем формирование рынка труда будет происходить за счет:
—   работников,высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства;
—   молодежи, котораявпервые вступает в трудовую деятельность;
—   женщины, имеющихмалолетних детей;
—   лиц,высвобождаемых из мест лишения свободы;
—   текучесть кадров;
—   временнонезанятого населения;
—   пенсионеров повозрасту, инвалидов;
—   военнослужащих,уволенных из Вооруженных Сил.
Ограниченность возможностей органовтруда и занятости проявилась в оценке перспектив включения в круг их работыпроведения мероприятий по выявлению и регистрации скрытой безработицы.Опрошенные сделали особый упор на то, что это будет крайне затруднительно вфинансовом и организационном планах, вступит в противоречие с действующиминормами Закона о занятости населения и связанно с психологическим настроемчасти граждан этой категории.
В заключении хотелось бы отметить,что в рамках Государственной программы занятости населения необходимоотработать механизм поиска “золотой середины” между предотвращением массовойбезработицы, постепенным высвобождением работников с неэффективно действующихпредприятий и переводом скрытой безработицы в открытую (то есть официальную).2.3. Государственная служба занятости населения и ее функции.
Биржа труда —учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателямипри совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.
Первые биржи труда были открыты впервой половине XIX в. В России биржи труда возникли в начале XX в. Онисоздавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких какМосква, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г.получили широкое распространение платные частные посредни­ческие конторы.
Оказаться без работы еще не означает стать безработным, нужнозарегистрироваться на бирже труда и получить статус безработного. Безработнымможет стать человек, достигший трудоспособного возраста; не имеющий работы изаработка; готовый приступить к работе, зарегистрированный в службе занятости вцелях поиска подходящей работы.
В настоящее время функции биржи трудавыполняют в основном государственные биржи труда, так называемыегосударственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. Взадачу государствен­ных служб занятости входит, во-первых, оказаниепосреднических ус­луг при трудоустройстве безработных и лиц, желающихпеременить ра­боту, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы,в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых,профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных ипроизводят выплату пособий по безра­ботице. В случае отказа от работы,предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
Для реализации государственнойполитики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующихгарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству,переобучению и профориентации населения создана Государственная службазанятости.
В связи с этим, нового определенияпотребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законнойдобровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждатьсяобществом или служить основанием для привлечения человека к административнойили уголовной ответственности. С другой стороны — незанятость человека, которыйищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрениягосударства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционноеправо на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учетанезанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, ктооказался в такой ситуации вынуждено.
Законодательство предусматриваетобязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новыхпринципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынкетруда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин самобращается за помощью к государству, а именно в Государственную службузанятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента угосударства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставитьему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящейработе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получатьгосударственное пособие.
Государственная служба занятостиявляется структурой специальных государственных органов, призванных обеспечитькоординацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос ипредложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам втрудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказаниисоциальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.Функции службы занятостимногообразны:
1.         Анализ и прогнозированиеспроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателейо состоянии рынка труда;
2.         Учет свободных рабочихмест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3.         Для эффективногоосуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации впроцессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутиннойработы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантовпринимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительнаятехника.
4.         Консультацияобращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностяхполучения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых кпрофессиям и работникам;
5.         Оказание помощигражданам в выборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимыхработников;
6.         Для граждан, потерявшихработу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая ихпрофессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работыпо прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. Всоответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путемпрямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
7.         Организацияпрофессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан вучебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощив развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
8.         В настоящее времяуровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. Призначительном высвобождении с предприятий работников потребуется организациякурсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе.Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя изпотребностей административно-территориального деления, анализа и прогнозазанятости, будут определять тематическую направленность обучения, переченьучебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов,ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденнымиработниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избраннойими профессии.
9.         Оказание услуг впрофессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам идругим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новойконцепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должныпредоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающимсменить профессию.
10.       Регистрация безработныхи оказание им в пределах своей компетенции помощи.
11.       В законе определенстатус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношениюк которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть непредоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать,получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь илиподдержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых,гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью ксистематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то онобязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанностьпринять предложение о подходящей работе.
12.       Оплата стоимостипрофессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которыхтребует получение новой профессии, установление им на весь период обучениястипендии;
13.       Выдача в установленномзаконе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этихпособий;
14.       Подготовка предложений изаключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ наоснове межправительственных соглашений и лицензий;
15.       Разработкареспубликанских и региональных программ занятости, включая финансовоеобеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
Таким образом, функцииГосударственной службы занятости значительно расширились по сравнению сфункциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.
Несколько лучше ситуация в областисодействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результатыздесь таковы: с 1994 г. по июнь 1996 г. более 7 тыс. безработных сталивладельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было созданоболее 20,4 рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательскойдеятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.
В 2000 — 2001 годах ожидается переходчасти скрытой безработицы в открытую, но служба занятости с ее скудным фондом втакой ситуации не сможет оказать серьезную помощь. Она не обладает необходимойинформационной базой, а также достаточной материальной поддержкой со стороныгосударства./>/>/>/>Глава 3. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ.
 При переходе к рыночной модели экономического развития одна из наиболеесложных проблем — формирование рынка труда.
С целью моделирования собственного рынка труда необходимо рассмотретьмодель общего рыночного хозяйства с выделением блоков, непосредственноотносящихся к рынку труда. Исследования его функционирования в отрыве от другихрынков не позволяет выявить все возможные рычаги его регулирования, так какнеобходимо вести учет взаимодействия всех его взаимосвязанных элементов.
Макроэкономическая модель предполагает разделение отраслей народногохозяйства по признакам (функциональному, степени взаимозаменяемости труда икапитала) и качественным характеристикам используемых трудовых ресурсов(производственная сфера, включающая отрасли материального производства безторговли, сфера услуг, бюджетная сфера — наука, культура, образование).
В настоящее время прочно утвердилось представление о том, что рынок труда- это безработица, предложение труда ассоциируется с незанятым населением, аспрос на труд — с вакантными рабочими местами. Подобное смещение понятийприводит к серьезным искажениям в оценке сложившейся ситуации в областизанятости и переспектив становления рынка труда в России.
В соответствии с современной экономической теорией существование ифункционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает рядвзаимосвязанных условий, основные из которых следующие :
Ø   большое количество независимыхсубъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;
Ø   рыночные мотивации поведенияэкономических субъектов на рынке труда;
Ø   экономическая свобода, или свободавыбора для субъектов на рынке труда;
Ø   высокая степень потенциальноймобильности субъектов на рынке труда
Ø   общая рыночная (конкурентная) среда вэкономике.
Становление рынка труда в России происходит не только в результате усилийреформаторов, но и благодаря развитию общества, вставшего на путь перехода крыночной экономике.
Из — за низкой материальной обеспеченности россиян и, в особенности,безработных, а также вследствие высокой социальной напряженности в обществе,уровень безработицы, вызывающей социальные потрясения, в России значительнониже, чем на Западе.
Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зренияколлективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ееуровнях — естественном, приемлемом и массовом.
В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы,обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпамиразвития экономики и т.п.
Международный опыт позволяет убеждать, что безработица в пределах 5 — 7%от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема,поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни встране. Другое дело — массовая безработица, которая может привести кдестабилизации социально-экономической жизни в стране. Речь не идет о каком-тоедином уровне безработицы, который постоянно может рассматриваться какобщественно опасный. Изменения, происходящие в жизни общества, могут повышать илипонижать критический порог. Задача состоит в том, чтобы правильно оценивать иучитывать его при реализации программы конкретных действий.
В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризисабезработица трактуется как результат и следствие экономической политики, апотому борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мергосударственного регулирования. И виной тому не только гипертрофированноевнимание к финансовой стороне российского кризиса и не только невнимание к социальнойцене идущих в экономике перемен. В этих программах не учитывается, чтобезработица выходит — точнее говоря, вышла на уровень, в весьма заметнойстепени предопределяющий ее грядущую динамику.
Уровень безработицы достигнутый в 1993-1994 годах, заведомо гарантирует,что кризис занятости будет продолжаться в течении по меньшей мере несколькихпоследующих лет. Возникнут разнообразные социально — экономическиедиспропорции, в том числе — резкие региональные различия в динамике занятости,сегментация рынка труда, его маргинализация. И безработица, точнее ее резкийрост, запустит в действие механизм дополнительного, кумулятивного сниженияделовой активности. Одной из глубинных “самовоспроизводящихся” причин ростабезработицы станет, например, резко нарастающая в последнее время социально — экономическая дифферентация общества, которая, естественно, по мере ростабезработицы будет усугубляться и которая перераспределит национальный доход впользу элитных слоев населения. Последние не могут сформировать мощного спросана предметы массового потребления, а уж тем более отечественного производства,поэтому существенная дифферентация населения по доходам будет способствоватьдальнейшей стагнации производства — и следовательно, безработице.
Оценку влияния резких макроструктурных сдвигов на динамику занятостиследует измерять по отношению к так называемому естественному уровнюбезработицы, то есть к той норме безработицы, которая устанавливается вравновесном состоянии данной экономической системы, когда фактическая инфляциясовпадает с ожидаемой. Такая свободная от инфляционного давления нормабезработицы для России сегодня оценивается специалистами в 3 — 3,5 % трудовыхресурсов.
Следует отметить, что в промышленно развитых странах этот показательсущественно (как правило, вдвое) выше. Не вдаваясь в подробности, назовемосновные причины такого различия: в странах Запада выше стоимость рабочей силы,более высокое соотношение уровня дохода и производительности труда, существенноболее развитые институты рынка труда. Все это позволяет экономике сравнительнобезболезненно переносить естественный для нее уровень безработицы, который внынешней российской ситуации был бы был непомерно высок.
Главной особенностью процессов на российском рынке труда в последние двагода стало то, что рост безработицы не принял масштабов, адекватныхколоссальному спаду производства. Объяснение этому находится в том, что спадпроизводства более выразился в резком снижении производительности труда, чем вросте открытой безработицы. С другой стороны, большая армия “частично”безработных, длительное время находящихся под угрозой увольнения, являющаясяеще одной из характерных черт российского рынка труда, дает объяснение егонеадекватной реакции на спад производства.
 Анализируя особенности процессов на российском рынке труда нельзя неупомянуть о таком феномене, как невыплаты зарплаты. Они достигли к концу 1994года 4,5 — 5 трлн.руб. “Переведя” их (через среднюю зарплату) в численностьработающих, но не получающих вознаграждение за свой труд, можно определить, чтоэтим охвачено порядка 1,5 млн. человек, которые хотя и работали, но не получилиподтверждение этому выплатой зарплаты, и поэтому могут быть отнесены ккатегории безработных.
Еще одной чертой российского рынка труда является то, что на многих предприятияхпромышленности, особенно крупных, до 20 -25%  занятых фактически являютсялишними и используются на работах, не связанных с их основной производственнойдеятельностью и не соответствующих их уровню образования, т.е. существуетскрытая безработица.
Далееприводятся статистические данные характеризующие уровень занятости ибезработицы ( на октябрь 2000 года).
Численностьэкономически активного населения к концу октября 2000г. составила, по оценке,72,3 млн.человек, или около 50% от общей численности населения страны.
Преобладающаячасть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях иорганизациях. В сентябре 2000г. на них работало 41,8 млн.человек, или 64,2%общей численности занятых. Кроме того, для работы на крупных и средних предприятияхи организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорамгражданско-правового характера 1870,3 тыс.человек (в эквиваленте полнойзанятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работниковна крупных и средних предприятиях и организациях, определенное как суммарноеколичество работников списочного состава, совместителей и работников,выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, составило всентябре 2000г. 43679,5 тыс. и практически осталось на уровне сентября 1999года.
 
 
 
Таблица№ 2.
Динамика числа замещенных рабочихмест на предприятиях и в организациях
(без субъектов малого предпринимательства)
Сентябрь 2000г., тысяч
В % к
Январь-сентябрь 2000г.
в % к январю-сентябрю 1999г.
Справочно
сентябрю 1999г.
августу 2000г.
сентябрь 1999г. в % к
январь-сентябрь
1999г.
в % к январю-сентябрю 1998г.
сентябрю 1998г.
августу 1999г.
Всего замещенных рабочих
мест (работников)
43679,5
100,0
99,9
100,7
99,1
100,1
97,9 в том числе:
Работников списочного состава
(без внешних совместителей) 41809,2 99,9 99,6 100,5 98,9 99,9 97,7 Внешних совместителей 868,8 103,6 111,7 102,6 98,1 111,5 96,2
Работников, выполнявших
работы по договорам граж-
данско-правового характера 1001,5 102,2 101,6 106,3 112,7 103,9 105,9
 
Безработица. В конце октября 2000г., по оценке,7,2 млн.человек, или 10,0% экономически активного населения не имели занятия,но активно его искали (в соответствии с методологией Международной ОрганизацииТруда они классифицируются как безработные), в органах службы занятости вкачестве безработных было зарегистрировано 1,0 млн.человек, или 1,3%экономически активного населения.
 
Таблица№ 3.
Динамика численности безработных
на конец месяца
Общая численность безработных
Численность официально зарегистрированных безработных
тыс. человек
в % к
тыс. человек
в % к
соответствующему периоду предыдущего года
предыдущему периоду
Соответствующему периоду предыдущего года
преды-
дущему периоду
1999г.
I квартал (в среднем за месяц)
10183
121,4
109,1
1938
98,3
103,7
II квартал (в среднем за месяц)
9180
110,8
90,2
1724
92,4
89,0
III квартал (в среднем за месяц)
8731
104,7
95,1
1421
80,8
82,4
IV квартал (в среднем за месяц)
8973
96,1
102,8
1269
67,9
89,3
Год (в среднем за месяц)
9267
107,9
1588
85,1
2000г.
I квартал (в среднем за месяц)
8524
83,7
95,0
1222
63,1
96,3
II квартал (в среднем за месяц)
7500
81,7
88,0
1076
62,4
88,1
III квартал (в среднем за месяц)
7145
81,8
95,3
981
69,1
91,2 Октябрь 7198 80,7 100,7 968 75,5 100,04
Определенные надежды на расширение в будущем возможности занятостисвязаны с иностранными инвестициями в российскую экономику. Конечно, инвестициив реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий будетиметь, как правило, трудосберегающий эффект. Однако в целом значительноеувеличение иностранных капиталовложений означает создание новых рабочих мест,что поможет снять напряженность на рынке труда, которая в ближайшие годы,по-видимому, возрастет.Заключение.
Путь выхода из кризиса определяется,прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимостиобщества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание довериянаселения к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время,похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само осебе позаботиться.
Для кардинального решения проблембезработицы надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральныйзакон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Нельзя допустить, чтобыпри переходе в XXI век фигурировала катастрофически большая величинабезработицы. Только целенаправленное активное повышение уровня занятостинаселения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемкихрабочих местах поможет вывести российскую экономику из тупика, дать просторразвитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.
Давно назрела необходимостьпересмотреть идеологию федерального Закона “О занятости населения”.Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложениятруда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны бытьпоставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защитубезработных необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой.
В безработицу все в большей меревтягиваются как мужчины, так и женщины. А это означает, что все большестановится детей и подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят,чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.
Растет число убыточных производств.Это создает предпосылку “залпового” выброса рабочей силы. К числу “выдавленных”работников прибавим выпускников учебных заведений. Требования, предъявляемыеработодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы,высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ бытьдостаточно конкурентоспособными.
Проблема существует — это факт. Нопервые шаги к ее преодолению уже сделаны. Государственная программа уже принятаи начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активнойгосударственной поддержке. Принятый курс новых реформ, нововведений,ориентированны в основном на молодежь. Ведь именно нам, кому в будущем придетсявзять на себя все бразды правления государством, и нужно будет решать уже насегодняшний день ставшие неотложными проблемы.
Особую актуальность приобретают внастоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в областизанятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы нанегосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на нихпроцессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплатытруда и т.д. В работе статистических  органов в области занятости населениянаблюдается значительный  крен в сторону изучения проблем безработицы исоциальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойденывниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и ворганизациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки ипереподготовки кадров на региональном уровне и так далее. Подобныестатистические исследования помогут, в частности,  выявить, как развитие новыхформ собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, намногообразие различных  видов деятельности населения.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населенияявляется важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда,механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительнок новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройкипроизводства, формирования эффективной социальной политики.
 
Список использованной литературы.
1.        Антосенков Е. Г.От обслуживания безработицы — к активной государственной политике занятости //ЭКО.-1999.-№2.-С.123-126.
2.        Белова В. Л.Введение в макроэкономику. Безработица. //Социально-политическийжурнал.-1998.-№1.-С.63-75.
3.        Бестужев — Лада,Игорь Васильевич. О безработице.
4.        Брайер К. Х.Безработица и неполная занятость. //Социологические исследования. — 1993. — №10. — С.101-108.
5.        Вечканов Г. С.Миграция трудовых ресурсов в СССР.
6.        Винокуров Г. А.За цивилизационный рынок труда //ЭКО.-1999.-№2.-С.109-111.
7.        Гринченко В. С.Что с тобой делать, рабочая сила? //ЭКО.-1999.-№2.-С.115-116.
8.        Гуревич М. А.,Родиловская Л. Ю. Безработица в Челябинске. Факты и мнения //Социологическиеисследования.-1997.-№10.-С.39-45.
9.        Дадашев А.Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования //Вопросыэкономики.-1996.-№1.-С.76-81.
10.     Долан Э. Дж.Макроэкономика. С-Пб.,1994.-С.408.
11.      Дунаева Н. А.Молодеж на рынке труда //Вопросы экономики.-1998.-№1.-С.81-90.
12.     Заславский И. К.О цене труда и безработицы //Вопросы экономики.-1993.-№12.-С.53-58.
13.     Казанцев Б. Н.Проблемы занятости городского населения (середина 60-х годов) //Экономика ижизнь.-1996.-№5.-С.78-82.
14.     Кашепов А. М.Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросыэкономики.-1995.-№5.-С.53-58.
15.     Любимов Л.Л., Раннеева Н. А. Основы экономических знаний. — М., 1995.
16.     Макконнелл К. Р.,Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. — М.,1992.- Т.1.-С.656.
17.     Мэнкью Н. ГрегориМакроэкономика. — М.,1994.-С.334.
18.     Наумова Н. Ф.Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации //Социологическийжурнал.-1994.-№1.-С.11-14.
19.     Никифорова А. А.Уровень безработицы: как ее считать? //Вопросы экономики.-1993.-№12.-С.73-79.
20.     Сидорович. В. А.Курс экономической теории. — М.: Экономика.-1997.-С.640.
21.     Соколова Г. Н.Структура занятости и безработица: Проблемы и тенденции //Экономика и жизнь.-1996.-№1.-С.19-24.
22.     Соколова Г. Н.Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социолоическиеисследования.-1995.-№9.-С.17-26.
23.     Тамонцева Н. П.“Пусть скажут спасибо, что мы за такие деньги еще и работаем”//ЭКО.-1999.-№2.-С.120-123.
24.     Уильямс К. Оклассовом характере безработицы и путях ее снижения // Социолоическиеисследования.-1997.-№3.-С.67-75.
25.     Хейне П.Экономический обзор мышления. — М., 1992.-С.396.
26.     Хуссманнс Р.,Мехран Ф., Верма В. “Обследование экономически активного населения: занятость,безработица и неполная занятость”. -М.: ФИНСТАТИНФОРМ, 1994.-С.270.
27.     Чепурин М. Н.,Киселева Е. А. Курс экономической теории.-Киров,1994.-С.560.
28.        Шинкаренко А.К. Договариваться нужно // ЭКО.-1999.-№2.-С.117-119.
        29. Балацкий С.Гибкость рынка труда: опыт макроэкономической оценки  // Мировая экономика имеждународные отношения, 1998, №2;
         30   Котляр А. О понятии рынка труда  // Вопросы экономики, 1998, №1;
         31 Окунев В. А. Рынок труда и его влияние на общий рыбок в России. – М.:Экономика, 1996;
         32 Проскоков Ф. Безработица в переходной экономике России // Человек и труд, 1998,№1;
         33  Симаган Ю. Показатели безработицы в лабиринте методик расчета // Человек итруд, 1998, />