Бильярд в половине десятого. Белль Генрих

Бильярд в
половине десятого. Белль Генрих

БИЛЬЯРД В
ПОЛОВИНЕ ДЕСЯТОГО  Роман (1959)  Генрих Фемель – герой романа, известный
архитектор. Роман построен как мозаика из внутренних монологов многих героев,
так что одни и те же события освещаются с разных точек зрения и окружены
прочным слоем воспоминаний и ассоциаций, где почти каждая деталь повествования
имеет второй, символический смысл. Действие романа, вмещающее историю трех
поколений семьи Фемелей, формально происходит в течение одного дня – 6 сентября
1958г., когда Г. Ф. празднует свое восьмидесятилетие.

В 1907 Г. ,Ф.,
никому не известный молодой человек, приехал в город, чтобы участвовать в
конкурсе проектов на постройку грандиозного аббатства святого Антония. Заняв на
конкурсе первое место, Г. Ф. сделал блестящую карьеру, взял себе за правило ко
всему в жизни относиться с иронией и очень преуспел в этом. Г. Ф. шутя сумел
завоевать успех, деньги. Он полюбил девушку из богатой семьи и женился на ней.
Хотя и не всерьез, втайне посмеиваясь (“Я был смеющимся Давидом”,.-
говорит он о себе), но он принял “дары” власть предержащих. Слишком
поздно Г. Ф. начал понимать, что ироническое превосходство его не спасет. Он
мечтал о целом семейном клане, о семи сыновьях и сорока девяти внуках, но
вместо этого история окружила его тенями ушедших: умирают его сын Генрих, дочь
Иоганна, сын Отто становится фашистом и погибает под Киевом, жена оказывается в
лечебнице для душевнобольных. Подводя итоги своей жизни в день
восьмидесятилетия, Г. Ф. чувствует себя банкротом и просит секретаршу своего
сына Леонору плюнуть на его надгробный памятник и выбрасывает свои ордена в
сточную канаву. Но неприемлемой для него оказывается и иная позиция – позиция
праведника, “агнца”, готового отдать все ради высокой идеи. Именно в
этой связи Г. Ф. противопоставляется своей жене Иоганне, которая во время
войны, получая из аббатства мед, масло и хлеб, раздавала их незнакомым людям на
улицах, в то время как их собственные дети голодали. Она хотела, чтобы дети
“почувствовали вкус правды на своих губах” и не имели ничего, что
могли иметь “буйволы”. Деление на “агнцев” и
“буйволов” в романе не так однозначно, как может показаться на первый
взгляд. “Агнцы” – жертвы, но их руки “пахнут кровью и
мятежом”. Генрих Белль не делит людей на плохих и хороших, он лишь
говорит, что “время не примиряет”, а опасность возвращения фашизма
велика, так как рядом с ненавистью растет чувство бессилия,  Роберт Фемель – единственный оставшийся в
живых сын Генриха Фемеля. Еще будучи гимназистом, он дал клятву не принимать
“причастия буйвола”. Образ буйвола имеет в романе символическое
значение. Прежде всего, буйволова морда – это знак Вотана, старшего бога
древних германцев, поэтому буйвол ассоциируется с той расистской,
антигуманистической пропагандой древнегерманского языческого культа, которую
гитлеровцы проводили, противопоставляя этот культ христианству как религии
иудейского происхождения.

С юношеским
пылом Р. Ф. бросается на борьбу с фашизмом, подвергается жестоким истязаниям,
приговаривается к смертной казни, но его бывший школьный приятель Неттлингер,
ставший фашистом, “позволяет” ему бежать за границу. Вернувшись через
несколько лет и будучи амнистирован, Р. Ф. внешне как будто примиряется с фашистским
режимом, но в действительности по-прежнему его ненавидит и продолжает борьбу,
мстит за погибших друзей. Р. Ф., как и его отец, по профессии архитектор, но во
время войны он становится подрывником и начинает взрывать все, что только можно
взорвать. Он повергает в руины монументальные памятники прошлых лет, создавая
новые – тем, кто пал жертвой этого общества: своей жене Эдит, убитой осколком`
во время бомбежки, младшему брату Отто, одурманенному “причастием
буйвола”, “всем, кто не представлял собой культурно-исторической
ценности”. Р. Ф. взрывает и аббатство святого Антония, 35 лет назад
построенное его отцом. “Я бы взорвал все аббатства на свете, если бы мне
удалось вернуть, воскресить…” – эта формула становится навязчивой идеей
не только Р. Ф., но и его детей Йозефа и Рут, его матери и даже его отца.
Поэтому не случайно решение Йозефа, который, узнав, что аббатство было взорвано
его отцом, отказывается от дальнейшего участия в восстановительных работах.
Формулы и динамит приобретают для Р. Ф. значение протеста против
бесчеловечности общества, против “слезливых убийц”, для которых
мертвые камни дороже живой человеческой плоти, против респектабельных господ,
которые, называя себя гуманистами и христианами, пекутся, как и подобает
образованным людям, об оконной перемычке XVI в., но глубоко равнодушны к смерти
ребенка.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl