БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИИ
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГлаваI. СУЩНОСТЬБИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА
1.1. Определение биографического метода в социологии
1.2. Истоки биографического метода в социологии
ГлаваII. СБОР И ОБРАБОТКАБИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ
2.1. Сбор биографического материала
2.2. Анализ и интерпретация биографическогоматериала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Биографический метод имеет очень много общего сметодом включенного наблюдения и по сути является еще одной разновидностьюэтнографического подхода к «анализу случая». Отличием биографического методаможно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизничеловека (иногда — группы, организации) и на субъективном, личностном подходе кописанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п, В центре вниманиясоциолога здесь оказывается документальное или устное описание событий сточки зрения самого «случая», то есть те сведения, которые в медициненазывают субъективным анамнезом. Как и метод включенного наблюдения, биографическийметод имеет «этнографические» корни. Культурные антропологи и историки частоопирались (и опираются) на «устные истории» или дневниковые записи и мемуары,когда им приходится изучать соответственно «доисторические», не имеющиеписьменной традиции сообщества либо «закулисные» политические механизмы. Ещеочевиднее тот вклад, который внесли в развитие биографического методадокументальная журналистика и мемуаристика. (Достаточно вспомнить о стольраннем примере использования сравнительно-биографического метода, как«Жизнеописания» Плутарха.)
Цель настоящей курсовой работы – выработать полное исистематизированное представление об истоках, идейных предпосылках и конкретныхприменениях биографического метода в социологии.
Глава I. СУЩНОСТЬ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА
1.1. Определение биографического метода всоциологии
Биографические данные в социологии — это основнойисточник детальных и мотивированных описаний «истории» отдельной личности. Изначимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительноеосвещение «с точки зрения деятеля». Чаше всего источником биографических данныхстановятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материалыинтервью и бесед.
Лишь в очень редких случаях исследователь имеетдело с жизнеописанием, включающим в себя все события «от первого крика допоследнего вздоха». Обычно основное внимание уделяется конкретным аспектам илистадиям жизни — карьере, межличностным отношениям и т. п. Некоторые авторы дажепредлагают взамен широко употребляемых терминов «биографический метод» или«история жизни» использовать термин «история отдельного случая» («individual case history»), подчеркивающийизбирательный, селективный характер жизнеописания1.
В социологии «истории жизни» чаще всего использовалисьдля изучения социальных меньшинств — тех групп, которые довольно трудноподдаются пространственной и временной локализации (и, следовательно, менеедоступны для масштабных выборочных обследований).
1.2. Истоки биографического метода в социологии
В 1920-40-х гг. биографический метод широкоприменялся представителями Чикагской школы. Так, например, в 1920-е гг. чикагскийсоциолог К. Шоу изучал подростковую преступность, используя написанные по егопросьбе автобиографические заметки юного правонарушителя, дополненныеполицейскими и судебными документами, результатами медицинскихосвидетельствований и т. п. Всю совокупность этих данных он рассматривал как«историю случая».
Первой собственно социологической работой,«узаконившей» использование личных документов, писем и автобиографий в анализесоциальных процессов, стала опубликованная в 1918-1920 гг. книга У. Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и в Америке». Один из томов этой книгисоставила автобиография польского эмигранта Владека, описавшего свой путь изпровинциального Копина в Чикаго. Этот путь включил в себя и учебу в деревенскойшколе, и работу помощником в лавке, и выезд в Германию в поисках заработка,предшествовавшие эмиграции в США. Томас и Знанецки первыми выступили собоснованием использования биографического метода в рамках интерпретативногоподхода в социологии. Они полагали, что социальные процессы нужнорассматривать как результат постоянного взаимодействия сознания личности иобъективной социальной реальности. В этом взаимодействии личность и «ее»определения реальности выступают и как постоянно действующий детерминант, икак продукт социального взаимодействия. Следовательно, изучение сознания и самосознания— необходимое условие анализа социального мира. Кроме того, Томас и Знанецкипредполагали, что исследование, базирующееся на «историях жизни», позволитвыйти к более широким обобщениям, касающимся социальных групп, субкультур,классов и т. п.
Н. Дензин дал одно из самых популярных определенийбиографического метода (метода «историй жизни», «жизнеописаний»):«… биографический метод представляет переживания и определения одного лица,одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа илиорганизация интерпретируют эти переживания. К материалам жизненной историиотносятся любые записи или документы, включая «истории случая»социальных организаций, которые проливают свет на субъективное поведениеиндивидов и групп. Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий,от газетных сообщений до протоколов судебных заседаний».
Предположение о необходимости учета «перспективыдеятеля», его смыслового горизонта и определения ситуации играет ведущую )ольпри использовании биографического метода. Так как целью здесь в конечном счетеоказывается понимание тех или иных ас-гектов «внутреннего мира» субъекта,необходимым становится и 1редположение о том, что исследуемые располагаютдостаточно сложной структурой субъективного опыта и способны отделитьсобственный «образ Я» от образа окружающего мира, способны«воспринять себя вкачестве активного субъекта своей собственной истории жизни, отличного отсоциального мира».
Следующая фундаментальная особенностьбиографического метода — его направленность на воссоздание исторической, развернутойво времени перспективы событий. Используя биографический метод, социологстановится в некотором роде социальным историком. История социальных институтови социальных изменений здесь раскрывает себя через рассказы людей об ихсобственной жизни. Это открывает дополнительные возможности для пересмотра«официальных» версий истории, написанных с позиций властвующих классов и групп,и сопоставления этих версий с основанным на повседневном опыте знаниемсоциальной жизни, которым располагают непривилегированные и «безгласные» социальныегруппы. «Кто говорит и кого слушают — это политические вопросы;факт, становящийся особенно очевидным, когда голос получают люди, обладающиенизким статусом и властью».
Вот, например, как описывает свои отношения сначальством женщина-работница, проинтервьюированная Дж. Уитнер в ходеисследования «биографии» игрушечной фабрики в Чикаго (эта работа, кстати,может служить примером использования биографического метода в исследованииорганизаций):
«Один мастер — он прежде служил лейтенантом илиеще кем-то там в армии — все время доводил работавших на его участкеконтролеров качества до слез, потому что он кричал на них, и онирасстраивались. (Вопрос: почему он кричал на них?) Потому что они отказывалисьчто-нибудь делать, а он не терпел, чтобы кто-то отказывался на его участке, имы тушевались. Он накричал на меня. Я сказала ему, что мне наплевать. Тогдаон побежал к начальству, чтобы пожаловаться, что я вела себя непочтительно. Онхотел от меня объяснительной. Но разве кто-то не покрикивал на меня? Я несобака».
Особое внимание проблеме предоставления праваголоса «безгласным» уделяет традиция символического интеракцгюнизма… Здесьэта проблема рассматривается не столько в политическом, сколько в теоретическомаспекте. Предполагается, что во всяком обществе существует определенная«иерархия правдоподобия» в производстве и распространении значений исоциального знания. Те, кто находятся на «верхнем этаже» этой иерархии, имеютпреимущество в формулировке правил, используемых для приписывания смысладействиям и определения ситуации. В результате кто-то диктует правила и нормы всоответствии со своими интересами, а кто-то, также следуя своим интересам, нарушаетэти правила и нормы, оказываясь в положении аутсайдера, маргинала или преступника.Если социолог принимает одну, господствующую точку зрения при описаниифрагмента социальной реальности, он заведомо игнорирует те интересы, знания исмыслы, которые определяют поступки другой стороны. Биографический подход сточки зрения символического интеракционизма увеличивает шансы исследователя впонимании нестандартных или «отклоняющихся» от общепринятого смысловыхперспектив, хотя именно в этом случае его нередко обвиняют в одностороннем илитенденциозном анализе:
«Когда мы обвиняем себя или коллег-социологов внеобъективности? Я думаю, что рассмотрение типичных примеров показалобы, что эти обвинения возникают — если обратиться к одному важному классутаких случаев, — когда исследователь оказывает сколько-нибудь серьезноедоверие перспективе подчиненной группы в некоем иерархическом отношении, Вслучае девиантов таким иерархическим отношением оказывается отношение морали.Здесь в положении превосходства оказываются те участники отношения, которыепредставляют силы официальной и одобряемой морали, а Подчиненными становятсяте, кто якобы нарушил эту мораль… (другими словами) обвинения в предвзятости,относящиеся к нам или к другим, провоцируются отказом проявлять доверие и почтениек сложившемуся статусному порядку, где право быть услышанным и доступ к истинераспределены неравномерно». Естественно предположить, что направленностьбиографического метода на то, чтобы представить субъективный опыт деятелячерез его собственные категории и определения, требует какого-то переосмыслениякритериев объективности исследования. Действительно, социолог здесьдолжен прежде всего определить, какова «собственная история», личная трактовкасубъекта. То, как субъект сам определяет ситуацию, в данном случае важнее, чем то, какова ситуация «сама по себе». Эта «собственная история» может и должнабыть дополнена сведениями о том, как определяют ситуацию другие участники.Сопоставление точек зрения и сведений, полученных с помощью разных методов и(или) из разных источников, позволяет полно и достаточно объективно воссоздатьне только внешнюю картину событий, но и их субъективный смысл для участников.Такой тип исследовательской стратегии в социологии принято обозначать как множественнуютриангуляцию*. (Термин «триангуляция» призван подчеркнуть сходство соспособом определения удаленности или месторасположения некоторого объекта,используемым в геодезии или радиопеленгации.) Множественная триангуляцияпомогает в анализе различающихся определений ситуации, относящихся к одним итем же элементам опыта.
Глава II. СБОР И ОБРАБОТКА БИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ
2.1. Сбор биографического материала
Любой устный или письменный рассказ субъекта особытиях его жизни может рассматриваться в качестве биографического материала.При определенных условиях для воссоздания «истории жизни» могут использоватьсяи вторичные источники — мемуары других лиц, письма, официальные документы и т.п. Например, если обратиться к исследованиям «истории жизни» организаций, К.Литлер изучал трудовые отношения в двух британских компаниях в 1930-е гг.Интервьюирование профсоюзных активистов, участвовавших в событиях тоговремени, было дополнено материалами архивов этих компаний и газетнымисообщениями, касавшимися трудовых конфликтов, которые там происходили. Внедавнем совместном исследовании британских и российских ученыхизучалась,в частности, кадровая политика на предприятиях разного типа («неблагополучных»,«благополучных», «новых»). Помимо анализа документов кадровой и экономическойстатистики использовались полуструктурированные интервью работниковпредприятий, основной темой которых стали трудовые биографии респондентов(всего было проведено 260 интервью на 12 предприятиях).
Важно, однако, различать биографические(автобиографические) истории и так называемые устные истории. Устная история— это фактуально точное воссоздание определенных исторических событий. Вее фокусе — не субъективный опыт деятеля, а историческое знание о событиях,процессах, движущих силах и причинах. Устные истории, рассказанныеучастниками событий, используются для накопления такого исторического ифактического знания. Историческое знание «с точки зрения очевидца» необходимо,например, антропологу, стремящемуся воссоздать историю разделения труда междусоседними племенами или историю вражды между кланами. Историк — представительшколы «Новой социальной истории» также сможет использовать устные истории,например, описывая бурные политические изменения «снизу» как измененияповседневной жизни простых людей.
В социологии принято различать три основных типа«историй жизни»: полные, тематические и отредактированные.
Полная «история жизни» в идеале очерчивает весьжизненный опыт субъекта — от колыбели до могилы (что само по себе не требуетбольшого объема и степени детализации).
Тематическая «история жизни» отличается от полнойтем, что она относится преимущественно к одной стороне или фазе жизненногоцикла субъекта. Например, Э. Сазерленд написал книгу о профессиональной карьере«вора в законе», который выступил в качестве соавтора произведения. Сазерлендподготовил опросник, позволивший структурировать письменный рассказ своегосоавтора, провел ряд дополнительных интервью и прокомментировал получившуюся«историю жизни». Однако он не использовал никакие дополнительные источники.
Отредактированная «история жизни» может, вообщеговоря, быть и полной, и тематической. Ее основная особенность — ведущаяроль социолога-интерпретатора, явно организующего биографический материалв соответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего иинтерпретирующего исходный рассказ (или рассказы) субъектов для того, чтобыответить на поставленные в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных«историй жизни» становятся иллюстративным или доказательным материалом втеоретическом по сути исследовании. Примером может служить знаменитая работа И.Гофмана «Стигма». Под «стигмой» здесь понимается свойство (атрибут), рассматриваемоекак порочащее, неуместное для представителя определенной социальной категориии отличающее его от социально определяемой «нормы» (например, значительныйфизический дефект, моральное «уродство» наподобие алкоголизма, принадлежностьк «не той» расе и т. п.). Так, в главе, посвященной типам «духовной карьеры»стигматизированных людей, Гофман использует десяток различныхавтобиографических источников, мемуаров, «жизненных историй», чтобы показать,как влияют на личностную идентичность время и обстоятельства осознаниясубъектом своей стигмы, ее очевидность для окружающих и т. п. Субъектами«жизненных историй» здесь оказываются и человек, заболевший в юностиполиомиелитом, и профессиональная проститутка, и слепая девушка, игомосексуалист.
Основными источниками биографических данных, какуже говорилось, служат, помимо опросов и интервью, публичные и частные архивныематериалы.
Интервью, опросники и дословные записиустных сообщений неизменно играют ведущую роль в получении значимых длясоциологии «историй жизни». Их применение гарантирует релевантность получаемыхсведений той теоретической проблеме, которая стоит перед социологом (хотя эта«социологическая релевантность», по мнению некоторых, достигается ценой меньшейспонтанности и непосредственности изложения). Процедуры интервьюирования иопросники, используемые в этом случае, по сути, отличаются от традиционных длясоциологии лишь тем, что они отчетливо структурированы временной перспективойчеловеческой жизни как целого. Опросник, или «биографический путеводитель»,используемый при интервьюировании, позволяет субъекту упорядочить свой расскази уделить достаточное внимание всем фазам жизненного цикла (детство, юность ит. п.) и всем сферам жизненного опыта (семья, карьера и т. п.), которые значимыдля него и (или) интересуют социолога. Помимо того, что биографическийопросник или краткий тематический путеводитель позволяют не позабыть или непропустить существенные сведения, они полезны и самому исследователю каксредство отчетливой и явной операционализации тех понятий, которые онсобирается использовать в теоретическом анализе.
Заметим здесь, что нередко биографическийматериал собирается в ходе вполне традиционного выборочного обследования. Вбольшинстве случаев выборка такого исследования представляет какую-товозрастную когорту или профессиональную группу. Разумеется, исходя изпрактических соображений стоимости широкомасштабного интервьюирования идоступности «редких» совокупностей, исследователи чаще всего ограничиваются квотнойвыборкой. Например, в осуществленном в 1970-е гг. исследовании социальныхизменений в канадской провинции Квебек было собрано 150 биографических интервьютех, кто начинал свою профессиональную карьеру в 1940-е гг.
Даже в тех случаях, когда социолог проводит сериюглубинных («клинических») интервью без использования жесткого плана беседы или«путеводителя», он ориентируется на какую-то совокупность теоретическизначимых тем, пунктов беседы и постоянно возвращается к их обсуждению. Вкачестве примера мы можем использовать известную работу «отца-основателя»этнометодологии Г. Гарфиикеля, посвященную анализу «индивидуального случая»изменения полового статуса. Основной эмпирический материал здесь — этомногочисленные интервью Агнессы, девятнадцатилетней девушки, рожденной ивоспитывавшейся до 17 лет как мальчик и сознательно решившей сменить пол.Агнесса к моменту поступления в университетскую клинику уже два года жила воблике девушки и успешно скрывала от окружающих свой секрет. По ее собственнымсловам и некоторым косвенным данным, она всегда хотела стать нормальнойженщиной и ощущала себя девушкой, рассматривая свои нормальные мужскиегениталии как «злую шутку природы», превратность судьбы. С точки зрениягенетики, анатомии и эндокринного статуса, Агнесса представляла собой редкийслучай «чисто гормональной» (тестикулярной) феминизации в подростковомвозрасте: физиологически и анатомически нормальные мужские органы соседствовалис вполне отчетливыми женскими вторичными половыми признаками, и внешне, длянеосведомленных наблюдателей, Агнесса выглядела как привлекательная юнаядевушка. Конечно, Гарфинкеля интересовал не сам по себе «медицинский случай».Его интересовала та тонкая социальная «работа», направленная на достижение исохранение избранного сексуального статуса, которую приходилось осуществлятьАгнессе. Любая ошибка, нарушение нормативных ожиданий окружающих, отклонениеот «социально-понятных» ролевых моделей привели бы Агнессу к краху ееидентичности и к полной маргинализации. Однако Агнесса не только «управилась» снеобходимостью вести обычный, социально-принятый образ жизни молоденькойдевушки, иметь подруг и поклонников и т. п., но и добилась сложнойхирургической операции, которая позволила избавиться от мужских гениталий иобрести — средствами пластической хирургии — «минимальный анатомическийнабор», необходимый, чтобы стать «обычной женщиной» (конечно, лишеннойсобственно репродуктивной функции). Именно сложная «жизненная история» Агнессыдала возможность проанализировать те механизмы конструирования и поддержания«правильного», рационального и «объяснимого-с-точ-ки-зрения-других-людей»статусно-ролевого поведения, которые в повседневной жизни «нормальных» мужчин и«нормальных» женщин не осознаются и действуют автоматически.
Гарфинкель в беседах с Агнессой постояннообращался к тем темам («пунктам») ее биографии, которые позволяли пролить светна определенные теоретические проблемы: «наивное» восприятие разделения половкак однозначного, абсолютного и морально-нагруженного порядка вещей;идентификация сексуального статуса посредством культурно-детерминированныхзнаков отличия, воспринимаемых в обыденном сознании как естественные, и т. п.Одной из тем, интересовавших исследователя, была тема ретроспективногоконструирования личностью согласованной с избранным статусом автобиографии: всесобытия, поступки, атрибуты, отношения прежней жизни Агнессы, воспитывавшейсяв качестве мальчика, последовательно интерпретировались ею как история «ошибочновоспринимавшейся окружающими в качестве мальчика» девочки. Разумеется, такаяавтобиография была не лишена каких-то пропусков и труднообъяснимых фактов, нов главном отличалась незаурядной согласованностью: «Уже сама выраженностьпреувеличений в ее женской биографии, в описании маскулинности ее друга (закоторого Агнесса собиралась выйти замуж), «бесчувственности» еемужских гениталий и т. п. представляет постоянно подчеркиваемую черту:последовательно женскую идентификацию».
Случай Агнессы, проанализированный Гарфинкелем,еще раз демонстрирует те трудности в оценке объективности данных, которыевозникают при использовании биографического метода: любые искажения фактовздесь могут оказаться и результатом их намеренного сокрытия, и вполне«искренним» механизмом защиты личнойсамотождественности (то есть неотъемлемойчастью реального «образа Я»), и результатом простой неосведомленности.
Так, Гарфинкель отметил, что Агнесса поразительномало знала о мужской гомосексуальности и при неоднократных попытках обсужденияэтой темы, несмотря на явный интерес и эмоциональность восприятия разговора,просто не могла объяснить, как она воспринимала признаки гомосексуальныхинтересов у других мальчиков. Она также отказывалась провести какие-либосравнения между собой и гомосексуальными мужчинами либо трансвеститами, хотялегко и охотно сопоставляла свой статус со статусами нормального мужчины илинормальной жешцины. Исследователь был лишен возможности услышать рассказыдругих участников событий, однако добросовестно зафиксировал особое мнениеодного из урологов, не участвовавших непосредственно в лечении Агнессы. Этотчеловек полагал, что решение об операции было медицинской и этической ошибкой,результатом мистификации, ссылаясь на весьма неоднозначные медицинские признакии даже на то, что у случайно встреченного им жениха Агнессы была отнюдь немужественная внешность.
Изрядно времени спустя, когда исследовательскийпроект был успешно завершен, книга Гарфинкеля находилась в печати, а бывшаяпациентка уже более пяти лет вела активную жизнь молодой, привлекательной исексуально-благополучной женщины, Агнесса посетила ученых и сообщила, чтоникогда не имела абсолютно никаких биологических дефектов, которые вели бы кфеминизации в подростковом возрасте. Просто с 12 лет она тайно принимала эстрогены(женские половые гормоны), прописанные ее матери после серьезной хирургическойоперации.
К частным архивным материалам, используемымпри изучении «истории жизни», относят преимущественно личные записи идокументы. Основной тип частного документа — это автобиография. (Кавтобиографиям относятся и те детальные жизнеописания, которые создаются попросьбе исследователя.) Существуют заметные различия между автобиографией,написанной в расчете на дальнейшую публикацию, и автобиографией, обращеннойлишь к узкому кругу близких. Если в первом случае преимуществом являетсябольшая фактическая: достоверность и «читабельность» изложения, то во второмобычно имеет место высокая степень раскрытия личного отношения к пережитому,особое стремление мотивировать совершенные выборы и поступки.
Как и основанные на автобиографических сведениях«истории жизни», сами автобиографии могут быть разделены на полные,тематические и отредактированные. Тематические автобиографии, вотличие от полных, ориентированы на определенную сферу личного опыта или периоджизни (ср., например: «Моя жизнь в искусстве» и «Подлинная история моейжизни»).
Достоинство автобиографий — большая достоверностьв описании личностной «подкладки» событий. Однако нужно всегда помнить о том,что автобиография — это реконструированная субъектом в определенный моментжизни история. Здесь особенно вероятны смещения и ошибки, вызванные истремлением рационально мотивировать любой поступок с точки зрения «сегодняшнего»мировосприятия, и необходимостью придать повествованию некоторую литературнуюформу. Методологическая триангуляция, о которой говорилось выше, становитсяединственным средством достижения достоверности и объективности при анализе«историй жизни», основанных на автобиографических данных. Иными словами, автобиографическиеданные должны интерпретироваться в контексте сведений, полученных из иныхисточников.
К частной архивной документации относятся также дневники,частные записи, мемуары, личные письма, записи разговоров и т. п. Дневник имемуарные записки иногда трудно различимы: можно считать, что мемуары в целомотличает более безличный стиль изложения и необязательность линейного иупорядоченного описания сменяющих друг друга во времени событий. Повышение достоверности«историй жизни», основанных на такого рода личных (иногда говорят«экспрессивных») документах, как дневниковые и мемуарные записи, требует, как ив ранее описанных случаях, привлечения дополнительных источников,использования специальных приемов критического анализа (в том числе критическойоценки экспрессивного документа как исторического источника, как литературноготекста и т. п.). Важным подспорьем здесь могут оказаться и не столькоэкспрессивные, сколько функциональные личные документы — расписания,черновики, планы работы, записи финансовых поступлений и расходов. Личныеписьма также могут рассматриваться как важный источник биографических данных.Письмо может рассказать достаточно важные вещи не только об его авторе, но и ополучателе и взаимоотношениях между первым и вторым. И стиль, и способ изложения,и частота переписки могут быть столь же информативны, как и собственносодержание письма. К сожалению, современная социология довольно мало вниманияуделяет этому типу личной документации, хотя литературоведение и история даютнемало примеров использования личной переписки в качестве полезного источникаданных.
Важным дополнительным источникомбиографических данных являются также официальные архивные документы: записиактов гражданского состояния (рождения, смерти, браки), правительственныедокументы, данные социальной статистики, архивы политических, общественныхорганизаций и административных органов. В ведомственных архивах могут бытьобнаружены важные биографические документы, связанные, в первую очередь, с профессиональнойкарьерой: личные листки по учету кадров, сведения о наградах и взысканиях,характеристики. Большой интерес представляет документация медицинскихучреждений, органов юриспруденции, однако в этом случае необходимо принимать вовнимание и существующие обычно жесткие ограничения на доступ к такимисточникам, и этические соображения.
2.2. Анализ и интерпретация биографическогоматериала
В начале этой главы мы говорили о том, что«истории жизни», биографический метод — это, по сути, разновидность этнографическогометода, имеющая дело с анализом «индивидуального случая». Поэтому нам нетнужды детально обсуждать возможности анализа и интерпретации этнографическихданных, рассмотренные в главе, посвященной включенному наблюдению. Все, чтобыло сказано об интерпретативном подходе, аналитической индукции, типах понятийи требованиях к валидности, в полной мере применимо и к биографическомуметоду. Здесь мы остановимся лишь на тех проблемах, которые возникают в связи с«индивидуальной» природой биографических данных.
Применение причинных моделей к анализу«историй жизни» требует использования процедур аналитической индукции. Рольнегативных, опровергающих примеров в этом случае особенно существенна:обобщения, построенные на нескольких «историях жизни», могут быть уточнены,дополнены или опровергнуты лишь при сопоставлении с новыми, отобранными потеоретически-релевантным признакам, случаями. Излишне говорить о необходимостиобоснования «типичности», репрезентативности отобранных для изученияиндивидуальных случаев. Здесь применимы идеи теоретической выборки, рассмотренныев главе о включенном наблюдении. Например, в исследовании изменения семейныхвзаимоотношений и циклов семейной жизни16 сбору «историй жизни»предшествовал детальный анализ доступных демографических данных о межклассовыхи поколенческих различиях по таким параметрам, как размер семьи, время рождениясамого младшего ребенка и его отделения от родительской семьи и т. п. Врезультате исследователи сочли возможным ограничиться 130 биографическимиинтервью с мужчинами и женщинами, рожденными в конце 1890 — начале 1900-х гг.в канадском городке Гамильтон (Онтарио) и его окрестностях. Квотная выборкарепрезентировала три типичные социальные группы — городской средний класс,городских рабочих и фермеров.
Те соображения, которые ранее были высказаныприменительно к внешней и внутренней валидности этнографическихданных, применимы и к «историям жизни». В целом биографический метод особенноуязвим для критики, указывающей на наличие такихугроз внутреннейвалидности, как субъективные смещения и историческая эволюция субъектов. Всереспонденты, рассказывающие свои «жизненные истории», анализируют свое прошлое(и предугадывают будущее) с точки зрения конкретного, «вот этого», моментасвоего личностного развития, обычно стремясь дать социально-одобряемую исогласованную картину жизни как целого. К тому же социолог должен помнить отом, что сама форма биографического повествования — литературная по сути и корням—подталкивает субъекта к использованию популярных биографических канонов,расхожих «сценариев» (например, «история успеха», «рассказ о поиске личностнойидентичности», «жизнь прирожденного неудачника» и т. п.). С этой точки зрения«хорошая» биография не должна быть излишне согласованной во всех деталях.Использование интерпретативных моделей в анализе биографических данных,как мы неоднократно отмечали выше, ориентировано не столько на выведение общихобъяснений и причинных закономерностей, сколько на понимание субъективногосмысла событий с точки зрения деятеля. Однако и в этом случае достоверностьинтерпретации зависит от сопоставления сведений, полученных из разныхисточников, и критической оценки личных сообщений. Фактически биографическийметод ведет исследователя к тем же проблемам, что и метод историографический.Здесь часто необходимы и оценка достоверности и подлинности личного документа,и соотнесение с другими свидетельствами, а иногда — и установление авторства.Биографический метод по определению историчен — используя документыпрошлого, он стремится к созданию убедительного исторического объясненияполученных сведений. Поскольку историографией называют всякую попыткуреконструкции прошлого на основе документальных данных, «история жизни» — тожеформа историографии. Источники данных в историографии принято делить на первичныеи вторичные. К первичным относят те источники, которые содержатнепосредственные свидетельства очевидцев или прямых участников событий, а ковторичным — свидетельства или рассказы тех, кто не присутствовал при описываемыхсобытиях. В историографии принято считать более надежными те документы, авторкоторых ближе включен в описываемую ситуацию и дает описание «из первых рук».Кроме того, выше ценятся свидетельства более опытного и искушенногонаблюдателя, иными словами, — эксперта. Многие авторы полагают, что достоверностьи надежность документов тем выше, чем уже аудитория,
к которой адресуется автор, то есть по мере ростапредполагаемой аудитории автор все больше оказывается под влиянием тенденцииописывать события в апологетическом и драматическом ракурсе: интимная исповедьпостепенно превращается в пропаганду.
Для социолога, использующего личные документы,определенный интерес представляют и те приемы критики источников и установленияих подлинности, которые традиционно применяются в историографии. Во-первых,речь идет о проверке подлинности (несфальсифицированности) текста иустановлении его авторства. Если для социолога, имеющего дело с «живым»рассказом, эти проблемы сравнительно малозначимы, то использование личныхдокументов «в отсутствие» субъекта выдвигает их на первый план. Исследовательдолжен убедиться в том, что документ является именно тем, за что его принимают(например, предсмертной запиской, а не наброском поэмы), а также определитьпринадлежность документа данному автору. Для такой проверки используются ивнешние материальные признаки — почерк, бумага, место хранения, и формальныеособенности текста — стиль изложения, лексические характеристики, отсутствиеанахронизмов.
Немаловажное значение имеет обоснованностьинтерпретации текста с точки зрения его характера, целей написания, предполагаемойаудитории и шире — его социального контекста.
Наконец, даже последовательно интерпретативнаятрактовка биографического метода не избавляет от необходимости проверить фактическуюправдивость содержащихся в биографических документах сведений. Какизвестно, даже один из основателей интерпретативного подхода в социологии (У.Томас) полагал, что самые радужные перспективы для социологии откроются по мереразвития надежной государственной системы учета личных сведений о гражданах.
Конечно, и расшифровка смысла документа, иустановление его подлинности никогда не бывают окончательными. Наша способностьк пониманию биографических и — шире — исторических событий всегда ограничена идоступным нам смысловым горизонтом социального действия, и принимаемымитеоретическими схемами. Один из подходов к объективному анализу историческихданных и поступков деятеля — это известная концепция «идеальных типов».
М. Вебер понимал под идеальным типом некуюсоциокультурную модель, служащую орудием теоретического понимания. Идеальныйтип — это не гипотеза и не исторически конкретное описание фактов, а сугуботеоретическая, абстрактная конструкция, которая может и не существовать вреальности, но позволяет ученому понять и объяснить реальность. Идеальный тип— это отнюдь не что-то более совершенное и идеально соответствующее норме. Этоскорее намеренно преувеличенное и одностороннее описание собственной точкизрения социолога, его видения смысла поступков деятелей. «Этот мысленный образсочетает определенные связи и процессы исторической жизни в некий лишенныйвнутренних противоречий космос мысленных связей. По своему содержанию даннаяконструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиленияопределенных элементов действительности… Задача исторического исследованиясостоит в том, чтобы в каждом отдельном случае установить, насколькодействительность близка такому мысленному образу или далека от него…». Примерамиидеальных типов могут служить «нуклеарная семья», «капитализм», «целерациональноедействие» и т. п.
Конструирование «идеально-типических» понятий(всегда «далеких от опыта») может стать шагом к построению собственноэмпирически проверяемых гипотез.
Н. Дензин предложил общую схему анализа иописания «историй жизни»:
«Шаг 1. Отберите исследовательские проблемы игипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.
Шаг 2. Отберите субъекта или субъектов иопределите, в какой форме будут собраны биографические данные.
Шаг 3. Опишите объективные события и переживанияиз жизни субъекта, имеющие отношение к интересующей вас проблеме. Эти событияподлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив(триангуляция) таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность инерегулярность стали очевидны.
Шаг 4. Получите от субъекта его интерпретацииэтих событий, следуя естественному, или хронологическому, порядку.
Шаг 5. Проанализируйте все утверждения исообщения с точки зрения их внутренней и внешней валидности… (Проверьте достоверностьисточников.)
Шаг 6. Примите окончательное решение одостоверности вышеупомянутых источников и установите приоритетные источникидля последующей проверки гипотез.
Шаг 7. Начните проверку предварительносформулированных гипотез, поиск опровергающих примеров. Продолжайте модифицироватьэти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.
Шаг 8. Составьте черновой набросок всей«истории жизни» и ознакомьте с ним исследуемых, чтобы узнать ихреакцию.
Шаг 9. Переработайте исследовательский отчет,изложив события в их естественной последовательности и учтя замечания исследуемыхсубъектов. Представьте в отчете те гипотезы и предположения, которые получилиподтверждение. В заключении остановитесь на теоретической значимости вашихвыводов и перспективах дальнейшего исследования»21.
Эта схема может служить ориентиром в работе сбиографическими данными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенно очевидно, что достоверность фактов ивыводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последнийпришел к данным фактам и выводам, то есть от использованного им метода.
В повседневной жизни мы также описываем факты,оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности илиопровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методыполучения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке.
В науке чтобы сделать оценки более сравнимыми иобъективными, используются статистические критерии и методы статистическогооценивания, позволяющие судить о вероятности реализации определенного события.
Методология науки – это дисциплина, изучающая итехнические, процедурные вопросы организации исследования, и более общиевопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдения,критериев подтверждения или опровержения научных теорий.
В настоящей работе раскрыта сущность, содержаниеи алгоритм реализации лишь одного из методов социологического исследования –биографического метода.
И в этом смысле цель курсовой работыдостигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АлъмодаварЖ.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория // Вопросы социологии. 1992.Т.1. № 2.
2. БургосМ. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. 1992. Т. 2.№ 2.
3. БлокМ. Апология истории, или Ремесло историка, 2-е изд., доп. М.: Наука. 1986. Гл.3.
4. ЖуравлевВ. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4М.1993-1994. № 3-4.
5. ЗнанецкийФ. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1.
6. КозинаИ. М. Поведение работников на рынке труда. Способы трудоустройства и личныестратегии занятости // Реструктурирование занятости и формирование локальныхрынков труда в России. М, 1996. С. 84-107.
7. КозловаК Н, Крестьянский сын: Опыт биографического исследования // Социологические исследования.1994. N° 6. С. 112-123.
8. ОболенскаяС. В. «История повседневности» в историографии ФРГ // Одиссей. Человек вистории. М, 1990. С, 182-197.
9. РождественскийС. Подходы к формализации жизненных историй качественными методами // Судьбылюдей: Россия XX век. Биографии людей как объект социологического исследования /Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М., 1996. С. 412-422.
10. ТернерР. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. №1.
11. ТомпсонП. Гуманистическая традиция и жизненные истории в Польше // Биографическийметод в социологии: история, методология, практика / Ред. колл.: В. В.Семенова, Е. Ю. Мещеркина. М., 1993. С. 51-62.
12. ТомпсонП. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. 1993. №1-2. С. 129-138.
13. Фукс-ХайнритцВ. Биографический метод // Биографический метод в социологии: история,методология, практика / Ред. колл.: В. В. Семенова, Е. Ю. Мещеркина. М., 1993.С. 11-41.
14. ХоффманА. Достоверность и надежность в устной истории // Биографический метод всоциологии: история, методология, практика / Ред. колл.: В. В. Семенова, Е. Ю.Мещеркина. М., 1993. С. 42-50.