Биография Ахматовой АХМАТОВА наст.фам. Горенко Анна Андреевна 1889-1966 , русская поэтесса. Примыкала какмеизму сборники Вечер , 1912, Четки , 1914 . Семья. Детство. УчебаРодилась 11 июля1889 года под Одессой. Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию,восходили к татарскому хану Ахмату отсюда псевдоним . Отец инженер-механикна флоте, эпизодически занимался журналистикой.
В детстве Ахматова жила в ЦарскомСеле, где в 1903 познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатомего стихотворений. В 1905 после развода родителей переехала в Евпаторию. В1906-07 училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-10 на юридическомотделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женскиеисторико-литературные курсы
Н. П. Раева в Петербурге нач. 1910-х гг ГумилевВесной 1910 Ахматовасогласилась стать женой Гумилева в 1910-16 жила у него в Царском Селе, на летовыезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии в медовый месяцсовершила первое путешествие за границу, в Париж вторично побывала там весной1911 , познакомилась с
А. Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретныенаброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии в сентябре родился ихсын Лев Л. Н. Гумилев . В 1918, разведясь с Гумилевым фактически бракраспался в 1914 , Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.Первые публикации. Первые сборники. УспехСочиняя стихи с 11лет и печатаясь с 18 лет первая публикация
в издававшемся Гумилевым в Парижежурнале Сириус , 1907 , Ахматова впервые огласила свои опыты передавторитетной аудиторией Вяч. Иванов, М. А. Кузмин летом 1910. Отстаивая ссамого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попыткунапечататься без помощи Гумилева осенью 1910 посылает стихи в Русскую мысль В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи вжурналы
Gaudeamus , Всеобщий журнал , Аполлон , которые, в отличие отБрюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки март1911 Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полноеодобрение своим литературным опытам. С этого времени она становитсяпрофессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник Вечер снапутствием
Кузмина обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавнообразованного Цеха поэтов Ахматову избрали его секретарем объявляют овозникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славыпротекает жизнь Ахматовой в 1913 она выступает перед многолюдной аудиторией наВысших женских Бестужевских курсах, ее портреты пишут художники, к нейобращают стихотворные послания поэты в т.ч.
А. А. Блок, что породило легендуоб их тайном романе . Возникают новые более или менее продолжительные интимныепривязанности Ахматовой к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А.С. Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник Четки переиздавался около 10раз , принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания,утвердивший в литературном сознании понятие ахматовской
строки . Летом 1914Ахматова пишет поэму У самого моря , восходящую к детским переживаниям вовремя летних выездов в Херсонес под Севастополем. Белая стая С началом Первоймировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время онастрадает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтениеклассики А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский,
Расин и др. сказывается на ее поэтическойманере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступаетместо неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критикаугадывает в ее сборнике Белая стая 1917 нарастающее ощущение личной жизникак жизни национальной, исторической Б. М. Эйхенбаум . Инспирируя в раннихстихах атмосферу загадки , ауру автобиографического контекста,
Ахматова вводитв высокую поэзию свободное самовыражение как стилевой принцип. Кажущаясяфрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания всеявственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод В. В.Маяковскому заметить Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любогоголоса, не дав трещины .Послереволюционные годыПервыепослереволюционные годы в жизни
Ахматовой отмечены лишениями и полнымотдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрелаГумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций,публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника Подорожник и Anno Domini. MCMXXI . В 1922 на полтора десятка лет
Ахматова соединяет своюсудьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным. Годы молчания. Реквием В 1924 новые стихиАхматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чегона ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы письмаРубенса, армянская поэзия , а также статья о Сказке о золотом петушке Пушкина. В 1935 арестованы ее сын
Л. Гумилев и Пунин, но после письменногообращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы дляобвинения ее в контрреволюционной деятельности в 1938 снова арестован сынАхматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл Реквием , который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанциипредлагают
Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник Из шести книг 1940 ,включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новыесочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборникподвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек. Война. ЭвакуацияВ первые месяцы ВеликойОтечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения впоследствие
Клятва , 1941, и Мужество , 1942 стали всенародно известными . Пораспоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, двас половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над Поэмой без героя 1940-65 барочно-усложненным эпосом о петербургских1910-х гг. Постановление ЦК ВКП б 1946 годаВ 1945-46 Ахматованавлекает на себя гнев
Сталина, узнавшего о визите к ней английского историкаИ. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главнымобъектом партийной критики направленное против них постановление ЦК ВКП б Ожурналах Звезда и Ленинград 1946 ужесточало идеологический диктат иконтроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающимдухом всенародного единства во время войны.
Снова возник запрет на публикации исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданническиечувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попыткесмягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению. Последние годы. Бег времени В последнеедесятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивлениепартийных бюрократов, боязливость редакторов,
приходят к новому поколениючитателей. В 1965 издан итоговый сборник Бег времени . На закате днейАхматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина 1964 и звание почетного доктора Оксфордского университета 1965 . Сам фактсуществования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многихлюдей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.
Литература Жирмунский В. М.Творчество Анны Ахматовой. Л 1973.Найман А. Рассказыоб Анне Ахматовой. М 1989.Хейт А. АннаАхматова. Поэтическое странствие. 1991.Чуковская Л. К.Записки об Анне Ахматовой. М 1997. Т. 1-3.