Биография Льва Толстого

Криницын А.Б.
Лев Николаевич Толстой – аристократ по рождению, несостоявшийся военный, добросовестный помещик по необходимости, под конец жизни – крестьянин и ремесленник, по идейным устремлениям, и один из творцов русской классической литературы, по общему признанию. Род Толстых был одним из самых древних; один из предков Льва Николаевича – граф Петр Андреевич Толстой – был ближайшим сподвижником императора Петра I.
«Я родился в 28-ом году, 28-го числа, и всю мою жизнь 28 было для меня самым счастливым числом», – вспоминал Лев Николаевич. Родился он в родительском имении Ясная Поляна, что недалеко от Тулы. Здесь и прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры. Родители его, граф Николай Ильич Толстой и княжна Волконская Марья Николаевна (впоследствии они послужили прототипами для образов Николая Ростова и княжны Марьи Болконской в «Войне и мире»), рано умерли и оставили детей круглыми сиротами.
Как вспоминает сестра, «Лев Николаевич в детстве отличался особенной жизнерадостностью; он был какой-то лучезарный. Когда, бывало, прибежит в комнату, то с такой радостной улыбкой, как будто сделал открытие, о котором хочет сообщить всем. Любил шутить. Всегда был нежный, ласковый, уступчивый; никогда не был груб. Если его приласкают – прослезится. Обидят его братья – уйдет куда-нибудь подальше и плачет». Но с братьями они всю жизнь жили дружно. «С Митенькой я был товарищем, Николеньку я уважал, но Сережей я восхищался и подражал ему, любил его, хотел быть им», – вспоминал Лев Николаевич. Любимой игрой в детстве у них была игра в муравейных братьев, придуманная старшим братом Николаем. Заключалась она в том, что дети залезали под стулья, завешивались платками, и сидели в темноте, прижавшись друг к другу и ощущая свое единство. Николенька, большой выдумщик и заводила, знал тайну, «посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезни, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями». Но, несмотря на свою плаксивость и ранимость, он все-таки вытворял иногда довольно отчаянные проделки: то он натрет себе брови порохом и подожжет их, из-за чего они впоследствии вырастут неровными и косматыми, то выпрыгнет из окошка в убеждении, что сможет полететь.
Шестнадцатилетним поступил Толстой в Казанский университет, но закончить его не смог: даже сменив факультет восточных языков на юридический, он остался в убеждении, что университет лишь отнимает время бесполезными науками, из которых он более всего имел отвращение к истории. «История, – рубил Толстой с плеча, – это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен. Все пригоняется к известной мерке, измышленной историком».
В годы юношества Толстой много читал. В пятнадцать лет он боготворил Жан-Жака Руссо, французского писателя и философа XIX века. Толстой прочитал все его 20 томов и даже носил медальон с его портретом вместо нательного креста. Ему импонировали взгляды Руссо на происхождение государства, равенство всех людей и его утверждение об изначальной нравственности «естественного человека», живущего в гармонии с природой и не испорченного обществом. Толстой зачитывался произведениями А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, М. Лермонтова, Ч. Диккенса, Л. Стерна, Ф. Шиллера.
В 1847 году Толстой бросил университет, проучившись в нем три года, и уехал в свое имение Ясную Поляну, которое братья отдали ему после раздела наследства. Здесь Толстой пытается реализовать себя в качестве доброго, рачительного хозяина. Но переустройство быта крестьян не удалось: мужики недоверчиво относились к нововведениям молодого барина. Толстой открывает в Ясной Поляне школу, в которой преподавал дворовый человек, а иногда и сам Лев Николаевич. Педагогика и народное образование интересовали его всю жизнь. Он даже издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» в 1862 году и писал поучительные сказки и рассказы для детей.
Кроме хозяйственных забот Толстого одолевали еще заботы о собственном образовании, которым он теперь, уйдя из университета, занимался самостоятельно. Он запланировал изучить философию, историю, географию, статистику, музыку, живопись, курс юридических наук, медицину, математику, множество языков (в зрелом возрасте Толстой свободно владел английским, французским, немецким языками; знал греческий, латинский, итальянский, польский, чешский, сербский, старославянский, украинский, татарский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и др. языки). Так начинается жизнь Толстого по планам и им самим выработанным правилам. С семнадцатилетнего возраста и до конца жизни Толстой ведет свои дневники, записывая свои мысли и эпизоды из жизни. Самообвинения в трусости, лени, в привычке спорить, в отсутствии твердости и энергии следуют друг за другом. Подробные дневниковые записи свидетельствуют о глубокой, напряженной работе над собой и пристальному вглядыванию в непонятную человеческую душу.
В 1851 году Толстой сменяет привычные условия жизни, отправившись на Кавказ вслед за своим братом Николаем. Пробыл он на Кавказе два года и семь месяцев, участвуя в войне с горцами (сначала в качестве волонтера, затем – артиллерийского офицера), а главное, собрав там материал для своей повести «Казаки», которую писал 10 лет (с 1852 по 1862 год). В это же время Толстой пишет автобиографические повести «Детство» (51-52), «Отрочество», (1852-54), «Юность» (1854-56). Все три повести входили в замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», из которого четвертая часть – «Молодость» – так и не была написана Толстым. Но пока он и не думает о профессии писателя как о жизненном пути, а только пробует свои силы, однако очень упорно, заставляя себя писать каждый день.
После Кавказа военная карьера Толстого продолжается в эпицентре Крымской войны – в Севастополе, куда его переводят в 1854 году. По словам очевидцев, Толстой ведет себя не как настоящий военный: недисциплинирован, не способен к регулярной службе, сослуживцы презрительно называют его «туристом», «дармоедом». Армейский быт и эпизоды войны послужили Толстому материалом для военных очерков «Севастопольские рассказы» (1855), которые произвели огромное впечатление на общественность своей страшной правдой о войне и необыкновенно проницательным психологическим проникновением в чувства сражающихся. Очерки принесли Толстому писательскую славу. В Севастополе он, наконец, окончательно определяется со своим призванием. Недоучившийся студент, неудавшийся военный пишет в своем дневнике: «Моя цель литературная слава… моя карьера литература – писать и писать».
В 1855 Толстой приехал из Севастополя в Петербург, где познакомился со многими литераторами: Некрасовым, Тургеневым, Гончаровым, Чернышевским и др. Он проходит школу литературного общения, в то же время сохраняя свой неповторимый взгляд на мир. 1856-62 годы – это период проб и ошибок, период поисков новых творческих путей. В 1862 году в 34-летнем возрасте Толстой женился по любви на 18-летней девушке, дочери врача придворного ведомства Софье Андреевне Берс. Творческие неудачи толкают Толстого вновь обосноваться в деревне и заняться хозяйством. Теперь реформа 1861 года, освободившая крестьян от крепостной зависимости, побуждает его стать мировым посредником, разбирая тяжбы между крестьянами и помещиками о разделе земли. Много сил он отдает школе, которую опять возобновляет, и издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Но вскоре после женитьбы Толстой закрывает школу под влиянием уговоров молодой жены, которая всю жизнь ревновала Толстого к его увлечению крестьянскими проблемами.
Через год после женитьбы Толстой начинает самое свое грандиозное произведение роман-эпопею «Война и мир» (1863-69). Сразу после своего появления в 1869 году роман упрочил за ним славу первого русского писателя.
Ободренный успехом «Войны и мир», в начале 70-х он начинает следующее свое крупное произведение «Анна Каренина» (1873-77). В нем писатель развивает тему, на которой он остановился в эпилоге «Войны и мира» – «мысль семейную». Толстой решает изобразить на примере взаимоотношений супругов нескольких семей смысл и назначение семьи вообще, те божеские законы, по которым должна строиться ее жизнь.
Постепенно назревающий духовный кризис у Толстого наступил в начале 80-х годов, когда Толстой в «Исповеди» резко осудил всю свою прошлую жизнь. В то время он открещивался от своих произведений. Несправедливость сытой роскошной жизни на фоне городской и деревенской голодной нищеты все более мучила Толстого. Духовный перелом отразился в его статьях, повестях, пьесах, которых объединяет одна надрывная нота: «…Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!» Лев Николаевич считал, что нужно прежде всего «опростить» свою жизнь и переделать себя. Он обвиняет себя в роскоши, демонстративно решает начать жить трудами своих рук: убирает сам свою комнату, колет дрова, шьет сапоги, возит воду и пашет землю. Толстой демонстративно рвет со своим классом, отрекается даже от своих уже написанных романов и повестей, принесших ему мировую славу, называя их «барской забавой». Только та литература, которая понятна производителю всех жизненных благ – простому народу, на уровне его мировосприятия – полезна и нравственна, если показывает правду жизни и учит людей добру. Вдохновленный такими идеями, Толстой пишет свою знаменитую «Азбуку» – сборник рассказов для крестьянских детей, которая до сих пор остается непревзойденной по простоте, ясности и силе языка.
В 1891 году Россию настиг голод. Толстой не мог не откликнуться на несчастье: он организовывал столовые на свои средства, чтобы кормить голодающих, писал статьи об ужасах голода и о том, чем это грозит, – о полном упадке деревни, писал о вырождении народонаселения, о высокой смертности у крестьян, о том, что привилегированный класс «должен пойти в среду народа с сознанием своей вины перед ним». Давая точную картину бедственного положения деревни, Толстой критиковал правительство, чем вызвал его недовольство. Толстого обвиняли в распространении революционных идей.
В 80-е годы Толстой также вошел в конфликт и с духовной властью. В 1900 году Толстой был публично отлучен от Церкви за кощунственное изображение Божественной Литургии в романе «Воскресение». Отлучение великого писателя от Православной Церкви – основы русской духовности, культуры, всего жизненного уклада,– стало событием, взволновавшим не только русскую, но всю мировую общественность. Сам Толстой воспринял свое отлучение невозмутимо: его внутренний конфликт с церковью начался задолго до внешнего, окончившегося так ужасно – отлучением. По его собственному признанию, вера и неверие жили в его душе, как кошка с собакой в одном чулане. Воспитанный в православной христианской вере Толстой уже с юных лет критически смотрел на историю, традиции Церкви, на ее учение. Самоуверенной мыслью он отрекся от ее опыта и попытался открыть религиозные истины самостоятельно, но пришел все-таки к истинам христианским: «Из двух лет умственной работы я нашел простую, старую вещь, но которую я знаю так, как никто не знает, я нашел, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для другого, для того, чтобы быть счастливым вечно. Эти открытия удивили меня сходством с христианской религией, и я вместо того, чтобы открывать сам, стал искать их в Евангелии, но нашел мало», – вспоминал Толстой позже о своих религиозных исканиях, результатом которых было создание своего варианта Евангелия, представляющего собой роман из жизни Христа. Толстой создал свою религию, стержнем которой стали идеи о непротивлении злу насилием. Долгое время и после смерти Толстого находились приверженцы его идей (толстовцы), которые строили свою жизнь согласно его учению: создавали коммуны, заводили общее хозяйство и жили своим трудом, обрабатывая землю (советская власть жестоко с ними расправилась в 1930-е годы).
Последнее свое крупное произведение Толстой создал через 12 лет после романа «Анна Каренина»: роман «Воскресение» он пишет 10 лет (1889-1899). Главный герой – князь Нехлюдов – мучится внезапно открывшейся ему неизбывной виной перед крестьянкой Катюшей Масловой, попавшей из-за него в публичный дом, а затем по ложному обвинению на каторгу. Проступок Нехлюдова символически вырастает в романе до общей вины высших классов перед народом, требующей немедленного покаяния и искупления. В «Воскресении» усиливается морализм Толстого и его обличительный пафос, часто в ущерб психологизму характеров, ибо всех представителей дворянства Толстой безоговорочно осуждает. В «Воскресении» Толстой доходит до отрицания государства в целом как аппарата насилия, особенно негодуя против таких его институтов, как суд, тюрьмы, каторга, армия, чиновничество, церковь.
Между последними двумя романами заключен для Толстого период очень мучительных раздумий и колебаний о своем назначении как человека и как писателя. С молодости он определил для себя цель своей жизни в полезной деятельности для общества. Писательский труд он расценивал как возможность рассказать людям о правде жизни, раскрыть зло, главным носителем которого он видел государство. Толстой считал, что писатель всегда находится в состоянии тревоги и волнения, так как «он мог решить и сказать то, что дало бы благо людям, избавило бы их от страдания, дало бы утешение, а он не так сказал, а завтра, может, будет поздно – он умрет».
Умер Лев Николаевич Толстой в 1910 году вдали от своей семьи, от которой ушел, не выдержав противоречий со своими родными во взглядах на важные для него проблемы религии и народа. Великий, известный всему миру писатель прожил долгую жизнь, с детства обуреваемый заветной мечтой: сделать всех людей счастливыми, которой он служил и словом и делом.
Романы Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина» – вершины русской литературы и, несомненно, мировой в момент своего появления. Из этих двух романов «Война и мир» – масштабнее по своему замыслу, поскольку является романом-эпопеей.
Слово «эпический» означает «масштабный», «величественный». Эпопеей в древней фольклорной традиции называли народную героическую поэму из множества глав, в которых воспевались героические походы и подвиги героев, велики6е битвы, переселения народов – события далекого, уже легендарного прошлого, оказавшие решающее влияние на всю последующую историю нации.
«Война и мир» явились возрождением эпопеи в литературе, новым жанровым образованием, разработанным Толстым на основе исторического романа. Роман-эпопея в несколько раз больше по объему обыкновенного романа, включает в себя не одну, а несколько сюжетных линий и значительно большее количество героев, из которых не один, а три или четыре одновременно могут считаться «главными», то есть «конкурировать» между собой по значимости и оспаривать друг у друга главную роль в повествовании. Судьба их прослеживается на длительном временном протяжении, что дает возможность показать их характер в эволюции. В эпопее удается изобразить даже судьбу нескольких поколений одной семьи и выявить фамильные черты ее членов и логику ее судьбы.
В новой эпопее, как и в древнем эпосе, показываются важнейшие исторические события, свершающиеся в значительных временных и пространственных пределах, в которых принимают участие как известные исторические личности, так и широкие народные массы. Важнейшей чертой романа-эпопеи, найденной Толстым, стал постоянный переход с одного плана изображения на другой различных по масштабу планов изображения, в результате чего одно и то же событие, например сражение, показывается и широкой панорамой, глазами полководца, и с позиции рядовых участников, видящих только маленький участок боя, что позволяет нам увидеть сражение глазами человека, непосредственно подвергающегося опасности. В результате перед читателем предстает объемное описание, обобщающее опыт всех участников боя.
Такой прием построения потом неоднократно использовался в русской и западной литературах ХХ века, например, в романах-эпопеях «Иосиф и его братья» Т. Манна, «Петр I» А.Толстого, «Тихий Дон» Шолохова, «Живые и мертвые» К. Симонова,