Биржевой товар – понятие и состав, его характеристика

Министерство транспорта РФ
Новосибирская государственнаяакадемия водного транспорта
Хабаровский филиал
Заочное отделение

Курсовая работа
По дисциплине: «Основы биржевого дела»
Тема: Биржевой товар – понятие и состав,
         его характеристика
Выполнила: Иванова О.П.
Курс: IV ЭК-01-694
Проверил: кэн ПатрушевЕ.Ю.
г.Хабаровск 2003 г
Содержание Введение ………………………………………………………………… 3 1 Биржа как элемент оптового рынка …………………………………… 4 1.1 История развития товарной биржи …………………………………… 4 1.2 Определение понятия биржи ………………………………………….. 8 2 Биржевой товар – понятие и состав, его характеристика …………… 9 2.1 Роль биржевых товаров в современной мировой экономике ………. 9 2.2 Понятие и состав биржевого товара ………………………………….. 13 3 Особенности развития биржевых рынков …………………………… 16 3.1 Рынок цветных и драгоценных металлов ……………………………. 16 3.2 Особенности современного нефтяного рынка ………………………. 17 3.3 Характеристика сельскохозяйственного фьючерсного рынка ……… 22 Практическая часть ……………………………………………………. 24 Заключение …………………………………………………………… 25 Список использованной литературы ………………………………… 26
Введение
 
     Биржевая торговля… У множества людей этословосочетание вызывает в воображении образы спекулянтов, азартно совершающихсвои сделки; брокеров, активно жестикули­рующих в торговом зале и напряженновсматривающихся в цифры информацион­ного табло.
     В течение длительного времени в нашей страневсе, что связано с биржевой торговлей, воспринималось негативно, счита­лосьпроявлением «капиталистической» эко­номики. Тем самым отбрасывалась позитив­наяфункция биржевой торговли в современ­ном мире, накопленный ею опыт в регулиро­ваниивесьма сложных взаимоотношений между участниками рынка. Ведь уже несколь­ковеков товарные биржи являются одним из центров рыночной экономики. В своей исто­рииони знали периоды расцвета и относи­тельного забвения, прошли долгий путь отлокальных оптовых рынков реального товара до международных рынков финансовыхопера­ций, обеспечивающих эффективное функцио­нирование реального секторабизнеса. При этом в каждой стране, где возникали биржи, практика привносила вбиржевые операции новые элементы, новые правила, новые про­дукты. Такой опытдостоин изучения уже сам по себе, но это далеко не все, что есть цен­ного вбиржевой торговле.
     Биржа являет собой пример чистого рынка, накотором ежедневно происходит столкновение усилий продавцов и покупателейбиржевых контрактов, которые обслуживают биржевые посредники. Это позволяетиспользовать данный рынок для изучения и иллюстрации многих теоретическихположений современной экономической теории.
     Базовым моментом биржевой торговли являетсяопределение понятия – биржевой товар. В Европе, начиная с XVI века в качестве биржевыхтоваров использовались различные материалы и продукты питания: перец, гвоздика,кофе, табак, хлеб, соль, лес, сукно, рис и др. Биржи первоначального периодабыли биржами реальных товаров. Параметрические характеристики биржевых товаровпостепенно выкристаллизовывались, и сегодня из общей массы товаров лишьнемногие удовлетворяют их требованиям.
     В контрольной работе нами кратко рассмотренывопросы истории биржи, её функционального назначения. Во второй и третьей частиработы подробно раскрывается понятие биржевого товара, показаны его состав ихарактеристика, отражены особенности развития биржевых товарных рынков. 
1.Биржа как элемент оптового рынка
 
1.1История развития товарной биржи
     Биржа возникла в Европе в периодпервоначального накопления капитала. И если не считать объединенияденежно-меняльных контор, то первыми биржами были товарные. По некоторымданным, первые биржи появились в Италии (Венеция, Генуя, Флоренция) в связи свозникновением там крупных мануфактур и ростом международной торговли.
     В 1549 г. возникают биржи в Лионе и Тулузе(Франция), а затем возникает биржа в Лондоне (1556 г.). К числу первых биржотносят возникшую в 1556 г. биржу в Антверпене. Совре­менники называли этубиржу «бесконечной ярмаркой». Биржу в Антверпене можно считать и первоймеждународной, так как в торгах на ней участвовали купцы и товары из многихстран Европы. Эта биржа имела собственное помещение, над входом в которое былаустановлена надпись на латыни «Для торговых людей всех народов и языков».
     В Японии биржа по торговле рисом появилась в1730 г., а в США первая биржа возникла в 1848 г. в Чикаго.
     В истории появления бирж большое значениеимела Ам­стердамская товарная биржа, возникшая в 1602 г. Она была мировымрынком для товаров как с Востока (перец, гвоздика, кофе, табак), так и с Севера(хлеб, соль, лес, сукно). На Ам­стердамской бирже впервые была организованаторговля по об­разцам и пробам товаров, а в дальнейшем были установлены средниекачественные нормы для товаров, что позволило вести торговлю без представленияна биржу самой продукции.
     На Амстердамской бирже впервые, сталипроводиться опе­рации с ценными бумагами. Торговля велась облигациями госу­дарственныхзаймов Голландии, Англии, Португалии, акциями Голландской и БританскойОст-Индской, а позже — Вест-Индской торговых компаний. Всего на этой биржекотирова­лись ценные бумаги 44 наименований. Примерно с 1720 г. на этой бирженачали распространяться спекулятивные сделки с ценными бумагами. И лишь потомэта игра перекинулась на товарные сделки. Амстердамскую биржу в начале XVIII в.посе­тил Петр I.
     В целом, говоря о развитии бирж в XVIII в.,можно сказать, что их создание шло довольно медленно. В основном они рас­полагалисьв портах, через которые шли крупные потоки меж­дународной торговли. Биржипервоначального периода были биржами реального товара, обслуживавшимипотребности тор­говли. В XIX в. таких бирж стало много во всех крупных стра­нахкак Европы, так и Северной Америки и Японии.
     Различный подход в разных странах к вопросуоб участни­ках биржевого торга привел в процессе развития бирж к двум разновидностям:открытой и закрытой бирже.
     На открытой бирже торговля веласьнепосредственно са­мими участниками хозяйственных отношений — продавцами ипокупателями реальных товаров, каждый из которых имел дос­туп на торги. Однакопо мере увеличения объема операций появилась необходимость в привлеченииспециализированных участников-посредников, что позволяло самим продавцам ипокупателям не тратить время на осуществление операций. Часто эти посредникивыделялись из числа наиболее удачно действующих участников либо появлялисьизвне. В переходный период во многих случаях существовала открытая биржа сме­шанноготипа, на которой действовали как сами продавцы и покупатели, так и посредники.Одна из групп посредников специализировалась на операциях для клиентов, адругая вела сделки от своего имени и за свой счет.
     На закрытой бирже торговля веласьтолько специализиро­ванными участниками, всем другим лицам доступ в зал дляторговли был запрещен. Появление биржи закрытого типа при­вело к существеннымизменениям в организации биржевых операций, так как потребовалось создатьсистему сбора и обра­ботки заказов на осуществление операций от клиентов. Витоге крупнейшие биржи стали создавать свои периферийные службы за пределамиглавного здания биржи, что приблизило торговлю к клиентам.
     Существование бирж открытого и закрытоготипа не только было связано с определенными этапами в развитии самих бирж, но иво многом определялось ролью государства в этом процессе. С этой точки зренияразличают три вида бирж: пуб­лично-правовые (государственные биржи);частно-правовые (частные биржи); смешанные биржи.
     Биржи, носящие публично-правовой характер,контролиру­ются государством и создаются на основе закона о биржах. Членомтакой биржи может стать любой предприниматель дан­ного района, занесенный вторговый реестр и имеющий опре­деленный размер оборота. Лица, не являющиесячленами бир­жи, также допускаются к совершению сделок согласно приоб­ретаемымими разовым билетам. Такие биржи были распро­странены в Европе (Франция,Бельгия, Голландия). В то же время в Германии государство само учреждало их ивсесторон­не регулировало их деятельность. Эти биржи именовались пуб­личными иносили открытый характер.
     В Англии и Америке государство никак невмешивалось в деятельность бирж, они носили характер корпорации либо ча­стногоучреждения и являлись закрытыми организациями.
     Смешанные биржи также характерны дляконтинентальной Европы. Наиболее часто смешанными были фондовые биржи,например, Венская фондовая биржа. Для таких бирж характер­но то, что в рукахгосударства находится часть акций биржи (если она создана в форме акционерногообщества), что дает ему право направлять в органы управления представителей ис­полнительнойвласти и таким образом контролировать деятель­ность биржи.
     Интересное исследование истории бирж провелрусский ученый А. Филиппов, который изучал товарные биржи начала XX в. Онвыделил четыре основных типа бирж в зависимости от сочетания двух факторов:
• степени вмешательства государства в сферу биржевогооборота;
• формы организации бирж как открытых илизакрытых рынков.
     Биржи первого типа — это доступноедля всех собрание. Та­кие биржи либо вообще не имели каких-то законодательныхнорм, регулирующих их деятельность, либо регулирование было весьмаограниченным. Правительство брало на себя функцию только общего надзора запорядком на биржах. Любой желаю­щий мог стать участником биржевого торга, абиржевое поме­щение предоставлялось либо правительством, либо какой-токомпанией. Биржи такого типа существовали в Голландии, Бельгии и Франции.
     Второй тип бирж — всестороннерегламентируемое госу­дарством собрание. Биржевая торговля регулируетсязаконода­тельством и находится под строгим контролем администрации. Посетителии участники биржи не организованы в корпорации, сама биржа представляет собойоткрытое собрание, а члены биржевого комитета назначаются не биржей, асоответствую­щей государственной инстанцией. К такому типу относилосьбольшинство германских бирж, за исключением бирж в ганзей­ских городах.
     Третий тип бирж — биржа закрытоготипа, всесторонне регламентируемая государством. Участники биржевой торговлиобъединены в корпорацию. Биржевой комитет, избираемый из числа участников,строго подчиняется правительственному ор­гану. Как и в биржах второго типа,деятельность этих бирж регламентируется законом и находится подадминистративным контролем. Помимо членов биржевых корпораций на торг до­пускаютсяпосторонние лица, но, как правило, по особому раз­решению и с ограниченнымиправами. Такой тип бирж встре­чался в Австро-Венгрии и России.
     И наконец, четвертый тип биржи — этосвободная корпо­рация или частное учреждение. Биржа создается без вмеша­тельствагосударства и представляет собой частную компанию, которая отождествляется сбиржей (так происходило в США и в некоторых случаях в Великобритании), либо этакомпания одной из своих целей ставит содержание и заведование биржей(Великобритания). Специального биржевого законодательства в этом случае можетне быть либо оно очень ограничено. Руко­водство биржей осуществляет биржевойкомитет, который на­делен широкими полномочиями и избирается общим собрани­емчленов биржи. Такой тип биржи является, естественно, за­крытым.
     Развитие бирж и биржевой торговли отразилосьи на объек­тах торговли — биржевых товарах. Уже на том этапе, когда бы­лавведена торговля по образцам, к товарам, продаваемым на бирже, сталипредъявляться такие требования, как массовость, однородность, делимость. Современем добавляются и такие необходимые признаки, как возможность установленияфикси­рованного качества (стандарта) и транспортабельность. Оче­видно, чтоуказанные признаки присущи прежде всего сельско­хозяйственной продукции исырьевым товарам, которые и представляют собой основную массу товаров,обращающихся на товарной бирже.
     Благодаря начавшемуся массовому производствутипизиро­ванных видов продукции большинство товаров оказались втя­нуты вбиржевую торговлю. Успехи в сфере технических усо­вершенствований путей исредств сообщения открыли возмож­ность мировой концентрации спроса ипредложения. Биржа становилась органической частью национального и мировогохозяйства.
     До середины XIX в. товарные биржи оставалисьбиржами реального товара, главная функция их была — служить одним из каналовкрупной оптовой торговли. В своей высшей форме биржа реального товара приобреласледующие черты:
• торговля осуществляется на основе описаниякачества и в отсутствие самого товара;
• продаваемые партии товара стандартизованы,однородны и взаимозаменимы;
• проводимые на бирже операции могут иметь какпроиз­водственно-потребительскую, так и спекулятивную направлен­ность;
• торговля ведется по строго определенным самойбиржей правилам при активном взаимодействии как продавцов, так и покупателей.
     Товарная биржа явилась родоначальницейсовременных бирж, и в зависимости от того, что на ней продавалось — това­ры,ценные бумаги или валюта, — от нее в дальнейшем отпоч­ковались фондовые ивалютные биржи.
     Развитие экономики сделало невозможныморганизацию всего товародвижения через биржи из-за роста масштабов тор­говли, врезультате чего торговля реальным товаром в XX в. окончательно переместилась вовнебиржевой оборот. Но то­варные биржи не исчезли, их дальнейшее развитие пошлодву­мя путями. Многие товарные биржи Европы превратились в центры изученияконъюнктуры товарных рынков и консульти­рования. Другие биржи освоилифьючерсные операции, т.е. организовали куплю-продажу ряда товаров на основезаключе­ния фьючерсных контрактов. Наряду с неуклонным падением роли товарныхбирж как формы оптовой торговли резко воз­растало их значение как центровфинансовых операций.
     Развитие механизмов торговли фьючерснымиконтрактами и введение последних на все активы, которыми прежде торго­валиотдельно товарные, фьючерсные и валютные биржи, при­вело к стиранию различиймежду указанными видами бирж и к появлению либо фьючерсных бирж, на которыхторгуют только фьючерсными контрактами, либо универсальных бирж, на ко­торыхторгуют как фьючерсными контрактами, так и другими биржевыми активами, напримеракциями, валютой и даже от­дельными товарами.
Изменения,  произошедшие в положении товарныхбирж, касались следующих аспектов их деятельности:
•   круга рынков и товаров, являющихся предметамисделок;
•   объема операций и числа товарных бирж;
•   вида сделок;
•   организации торговли и учета биржевыхопераций.
1.2. Определение понятия биржи
Практически в каждом учебном или научном труде помаркетингу в разделе, посвященном оптовой торговле, да­ется определение понятию«биржа», хотя необходимо от­метить, что и существовавшее до этого вэкономической теории определение, достаточно полно характеризует бир­жу, какэкономический механизм товарного рынка, его ин­фраструктурный элемент. Вчастности указывается, что «биржа — наиболее развитая форма регулярно функцио­нирующегооптового рынка заменимых товаров, продаю­щихся по стандартам (сортам), а иногдаи по образцам…» [1]. Современные определения носят более конкретный, фун­кциональныйхарактер, подчеркивая отдельные особенности работы биржи: «Биржа — этоспециально оборудованное место для торговли; это ассоциация членов, организован­ныхв комитеты и избравших совет управляющих; это офис с президентом и клерками дляобслуживания членов бир­жи и клиентов, имеющий правила и постановления, регу­лирующийбиржевую торговлю, это пункты, оборудованные для приема-отправки продукции»[2],выделяя особенности действия биржи как рыночного механизма: «Товарная бир­жа —коммерческо-посредническое предприятие, функци­онирующее на регулярной основе,где осуществляются сдел­ки купли-продажи товара с определенными характеристи­ками»[3].
     К одной из таких особенностей относятсяправила веде­ния биржевых торгов, отличных от других видов торгов­ли. По мнениюО. Штиллиха [4], «биржа — это большой рынок для оборота движимых капиталов идля правиль­ной расценки товаров и ценных бумаг, большой денежный рынок, преждевсего для государств, общин и множества промышленных предприятий. Онарегулирует кредитные, денежные и платежные отношения в стране, как и междуотдельными государствами. Она посредствует между ищу­щим помещения капиталом, содной стороны, и нуждаю­щимся в капитале, с другой».
     Товарная биржа является объединениемпродавцов и покупателей для ведения торговых операций. Биржевая торговляорганизуется для облегчения самого процесса купли-продажи, для выработки болеенадежного его ме­ханизма. Она вобрала в себя черты как обычной рыноч­ной, так иярмарочной торговли. Современное биржевое законодательство трактует биржу какорганизацию с пра­вами юридического лица, формирующую оптовый рынок путеморганизации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласныхпубличных торгов, про­водимых в заранее определенном месте и в оговоренноевремя по установленным правилам [5]. Однако современ­ная коммуникационнаяреволюция внесла в это опреде­ление некоторые коррективы, и было бы болееправиль­но толковать биржу как юридическое лицо, неприбыль­ное предприятие,имеющее главной целью создание ор­ганизованного оптового товарного рынка путемпроведе­ния биржевых торгов по фиксированным правилам, в четко оговоренноевремя с применением стандартизиро­ванных товаров. Ее главное отличие отзаконодательной трактовки состоит в том, что торги проводятся не обяза­тельно вгласной форме, возможен вариант и электрон­ной организации рынка. Примером томуможет служить Торговая система ММВБ.
     В более широком плане биржа представляетсобой орга­низованный товарный рынок, в рамках которого в соответ­ствии сустановленными правилами совершаются сделки по купле-продаже определенных видовтоваров. Другой особен­ностью работы бирж является их бесприбыльность. Товар­наябиржа по своему статусу представляет собой об­щественную организацию, котораяне ставит своей целью получение прибыли. Это союз предпринимателей и торгов­цев,образуемый в целях создания благоприятных условий для коммерческойдеятельности. Товарная биржа является неприбыльным хозяйственно-коммерческимпредприятием реального товара. Сумма превышения доходов биржи над ее расходамиза минусом установленных законодательством платежей может быть использованатолько на собственные нужды биржи. Именно эта особенность позволяет довольночетко определить место биржи в системе оптового посредни­чества, это недополнительный механизм обогащения ком­мерсантов, а передаточное устройство вэкономическом механизме общества. Если бы биржи стремились к макси­мизациисвоей прибыли, то это увеличивало бы плату за совершение сделки, что затруднялобы реализацию товара. Но товаропроизводители заключают коммерческий союз междусобой для того, чтобы решить проблему реализации, а не облагать куплю-продажудополнительной пошлиной. Задача товаропроизводителей — получить «свою» прибыль,которая уже содержится в их товаре, а не пускаться в спе­кулятивную игру.
 
2.Биржевой товар – понятие и состав, его характеристика
 
2.1 Роль биржевых товаров в современной мировойэкономике
     К биржевым товарам относят товары, полностьюили час­тично продаваемые через биржи. Как уже отмечено выше, объ­ектамибиржевой торговли являются товары, обладающие та­кими свойствами, какоднородность, взаимозаменимость, воз­можность установления стандарта качества.Кроме того, до­вольно долго считалось, что биржевыми не могут быть скоро­портящиесятовары, но современная научно-техническая рево­люция позволила ввести в биржевойоборот ряд видов скоро­портящейся продукции.
Большое значение на формирование биржевого рынкатого или иного товара оказывает практика ценообразования. Товары с невысокойстепенью монополизации производства либо по­требления имеют больше шансовнадолго остаться предметом биржевой торговли. В то же время возможносуществование биржевой торговли весьма высокомонополизированными това­рами втом случае, если имеется устойчивая доля свободной торговли и немонопольныеучастники — продавцы либо поку­патели. Примером этого является рынок нефти инефтепродуктов.
     В целом число товаров, продаваемых натоварных биржах, за XX в. существенно сократилось. В конце XIX в. биржевыхтоваров насчитывалось более 200 наименований. Крупными группами биржевыхтоваров были в прошлом черные металлы, уголь и ряд других товаров, с которымисегодня операции бо­лее не ведутся. К середине XX в. число биржевых товаров со­кратилосьдо полусотни и с тех пор по количеству оставалось примерно постоянным. В то жевремя число фьючерсных рын­ков неуклонно расширялось. Под фьючерсным рынкомпонима­ется рынок определенного качества какого-то товара, поэтому по одномутовару могут существовать несколько рынков.
     Номенклатура биржевых товаров традиционносостояла из двух основных групп — продукция сельского хозяйства и про­мышленноесырье и полуфабрикаты.
     В группу промышленного сырья иполуфабрикатов входят энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо),драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий) и цветные металлы(медь, алюминий, цинк, свинец, никель, олово).
     Число биржевых товаров группы сельского илесного хозяй­ства неуклонно сокращавшееся в 80-е годы, в настоящее время вновьрасширяется. В эту группу входят масличные (семена, шроты и масла), зерновые (пшеница,кукуруза, ячмень, рожь, овес), продукция животноводства (живой крупный рогатыйскот и свиньи, мясо, окорока и др.), пищевкусовые товары (сахар, кофе,какао-бобы), товары текстильной группы (хлопок, шерсть, шелк, пряжа),натуральный каучук и пиломатериалы. Среди прочих товаров можно отметитькартофель и заморо­женный концентрат апельсинового сока.
     На структуру биржевых товаров воздействуетряд факторов, в том числе и такой, как научно-технический прогресс. Благо­даряему появилось множество заменителей некоторых бирже­вых товаров искусственногоили синтетического происхожде­ния. Конкурентная борьба между этими товарамиспособствует стабилизации цен, а значит, уменьшению биржевого оборота. Этохорошо видно на примере рынка шерсти, где объемы сде­лок в последниедесятилетия сократились многократно, а на многих ведущих биржах торговля еювообще прекратилась.
     В то же время научно-технический прогрессспособствовал совершенствованию методов определения качества товаров сиспользованием для этих целей новейших технических средств. В итоге возможностьдостижения стабильного качества позво­лила расширить круг биржевых товаров засчет некоторых пи­ломатериалов, множества продовольственных товаров и драго­ценныхметаллов, которые ранее были недоступны биржевой торговле по стандартнымконтрактам.
     На современных товарных биржах появиласьновая группа объектов торговли, не являющихся осязаемыми товарами и по­лучившихобщее название финансовых инструментов. Ведутся операции по торговле индексамицен, банковским процентом, ипотекой, валютой, контрактами на фрахтование, нагосударст­венные ценные бумаги. Эти операции стали практиковаться на товарныхбиржах примерно с 70-х годов.
     На развитие и рост финансовых фьючерсныхрынков по­влияли изменения в мировой экономике в 70-е годы, когда на­чаликолебаться зафиксированные обменные курсы между дол­ларом США изападно-европейскими валютами. Валютные курсы плавали не только вследствиенепостоянства денежных курсов, но и из-за колебаний курсов других финансовыхсредств, например, облигаций и казначейских билетов. Эта причина, а такжевнезапно увеличившийся государственный долг США и повлияли на относительностабильные процент­ные ставки, что привело к установлению более колеблющихся,непостоянных ставок.
     Ведущие биржи мира распространили фьючерсныеконтрак­ты на финансовые средства, дав тем самым возможность фи­нансовыминститутам справиться с ценовыми рисками. Первые фьючерсные контракты нафинансовые инструменты были за­ключены на залоговые сертификаты Правительственнойна­циональной залоговой ассоциации (США) и на иностранную валюту в 70-е годы.Сертификаты были плодом совместных усилий Чикагской торговой биржи ипредпринимателей, веду­щих деятельность в области залогового бизнеса. Дляразработки контрактов потребовалось несколько лет интенсивной работы, иторговля этими контрактами началась в октябре 1975 г.
     Торговля фьючерсами на финансовыеинструменты посте­пенно расширялась и охватывала все больше видов различныхфинансовых средств, включая долгосрочные казначейские обя­зательства иказначейские билеты, фьючерсы на акции, на об­лигации муниципалитета и фьючерсына свопы (покупка ино­странной валюты в обмен на отечественную с последующимвыкупом).
     За последние 10 лет срочный рынок получилдальнейшее развитие, что говорит о важности выполняемых им в рыночной экономикефункций. В то же время в определенных сферах развитие рынка сдерживалосьзаконодательным регулировани­ем. В частности, ограничивалась деятельностьбанков с товар­ными и фондовыми производными инструментами в связи с опасениямииз-за отсутствия эффективных способов хеджирова­ния банковских рисков пооперациям с этими инструментами.
     В 70-х годах на фьючерсных биржах началасьторговля оп­ционами. До 1973 г. этот вид торговли существовал только навнебиржевом рынке. В апреле 1973 г. в США впервые была от­крыта торговляопционами на Чикагской бирже опционов.
В итоге сейчас сложилась весьма разнообразнаятоварная гамма биржевых операций, которая находится в постоянном развитии. Так,по оценкам, примерно 70% числа контрактов, по которым ведутся операции набиржах США, были утвер­ждены в течение последних 10—15 лет.
     Товарные фьючерсные контракты играли ведущуюроль на биржах до конца 70-х годов. Постепенно их доля снизилась, в то времякак доля финансовых фьючерсов резко возросла. В настоящее время на нихприходится более 70% общего числа сделок на фьючерсных биржах.
     Среди товарных фьючерсных и опционныхконтрактов сей­час значительное место занимают топливные товары, драго­ценные ицветные металлы. Объем торговли фьючерсами на сельскохозяйственные товары,особенно такие, как кофе, ка­као, хлопок, сахар, значительно меньше. В целомобъемы торговли фьючерсными контрактами на сельскохозяйственные то­вары сильноколеблются в различные годы.
     В современных условиях связь междуфьючерсной биржей и фьючерсными контрактами усложнилась. Фьючерсным кон­трактамнужна биржа как место их заключения, в свою очередь фьючерсной бирже нужныудачные фьючерсные контракты. По мере изменения ситуации на биржах вводятсяновые фьючерс­ные контракты, а устарелые фьючерсные контракты снимают­ся. Так,в 70-е годы 77% всего оборота Нью-Йоркской товар­ной биржи приходилось нафьючерсные контракты на карто­фель, в 80-е — 87% всего оборота этой биржи составлялифью­черсные контракты на нефть и нефтепродукты. На Чикагской товарной бирже в70-е годы объем торговли фьючерсными кон­трактами на финансовые инструментысоставлял всего 4% ее оборота; в 80-е годы объем финансовых контрактов превысилтрадиционные для этой биржи сельскохозяйственные контрак­ты и составил примерно85% всего оборота биржи.
     В последнее время появились даже производныефинансо­вые инструменты на произведения искусства — так называемые «арт-свопы»(Аrt-swops), например, на базеиндекса FAI-Art-Security. Идея заключается в том, что в курсах акций, коти­рующихся набирже магазинов художественных изделий и фирм, проводящих аукционы на предметыискусства (напри­мер, Сотби и Кристи), отражаются колебания цен на произве­денияискусства. В соответствии с этим коллекционер за счет опционов на базе индекса FAI-Art-Security  благодаря хеджиро­ваниюможет уменьшить неустойчивость и риски своего порт­феля ценностей, связанного спроизведениями искусства.
     Международная биржевая торговля имеет ярковыраженную географическую концентрацию. Ведущими центрами были и остаются США,Великобритания и Япония. Роль американских бирж стремительно возросла во времяи после Второй мировой войны, когда всюду, кроме США, биржи были закрыты. Вэтот период на них приходилось до 90% операций. Преобладание США во фьючерснойи опционной торговле сохранялось до се­редины 80-х годов, однако в последующиегоды европейские и азиатские фьючерсные рынки стали сильными конкурентамитрадиционным рынкам США. За период 1985—1990 гг. доля фьючерсной торговли запределами США увеличилась с 12,8 до 46,8%. Объемы фьючерсной торговли в Азииудвоились, а в Ев­ропе — практически утроились.
     Неамериканские участники стали играть всеболее заметную роль и на фьючерсных рынках США. Так, по данным Комис­сии потоварной фьючерсной торговле (США), свыше 2100 круп­ных операторов из 96 странучаствовали на американских фью­черсных и опционных рынках. На некоторых рынкахино­странное участие составляло более 30%.
     Американские товарные биржи традиционноспециализиро­вались на сельскохозяйственной продукции, Великобритания — надрагоценных и цветных металлах и энергоносителях, япон­ские — на аграрнойпродукции, хотя сейчас эта специализация во всех трех центрах носит не стольярко выраженный характер.
     Самые известные крупнейшие международныетоварные биржи находятся в развитых странах, хотя в некоторых разви­вающихсястранах также действуют товарные фьючерсные бир­жи. Довольно крупная попоказателю объема торговли биржа находится в Бразилии в Сан-Пауло (биржаБОВЕСПА). В Син­гапуре действует Международная валютная биржа (СИМЭКС), накоторой идут операции по контрактам на топливо и золото, там же действует иСингапурская товарная биржа (СИКОМ), на которой торгуют фьючерсами на каучук. Втом же регионе находится Куала-Лумпурская биржа финансовых фьючерсов иопционов. Значительная часть ее оборота приходится на ино­странных участников.
2.2 Понятие и состав биржевого товара
     Важнейшим элементом биржевой деятельностиявляет­ся определение биржевого товара. В период зарождения бирж им был перец.Это было обусловлено тем, что перец, как и большинство других пряностей,достаточно одноро­ден, поэтому можно на основании одной пробы составитьпредставление о всей партии груза. В Законе РФ «О товар­ных биржах и биржевойторговле» отмечается, что бирже­вой товар — это «не изъятый из оборота товаропределен­ного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносаментна указанный товар, допущенный в ус­тановленном порядке биржей к биржевой торговле»[6]. Ос­новные требования к биржевому товару сводятся к следу­ющим:
• биржевой товар должен быть массовым, т.е. вы­пускатьсяв достаточно большом объеме, многими произ­водителями и предназначаться длязакупки большим чис­лом потребителей;
• биржевым товаром может быть только продукцияпер­вичных — добывающих отраслей, т.е. сырье или полуфаб­рикат;
• биржевой товар должен иметь четкие стандартныехарактеристики, т.е. иметь регламентированные условия по качеству, требованиямхранения, измерения и транспор­тировки;
• биржевой товар должен обладать полной заменяе­мостью,т.е. товар одной укрупненной группы должен быть идентичен по составу,свойствам, виду и качеству упаков­ки, маркировки, величине партии, размеру,весу (в частности, в США пшеница дифференцируется на три со­рта: «мягкаякрасная», «твердая красная», «темная северная». В свою очередь, каждый сортоценивается по трем (1, 2, 3) классам, поскольку имеет различные хлебопекарныесвойст­ва. На зерновой бирже торгуется как стандартная цена пше­ницы второгокласса. Если на бирже будет выставлена пшеница первого или третьего класса, топроизводится надбавка или скидка с цены выставленной на торги продукции);
• механизм ценообразования на биржевой товардолжен регулироваться только на основе складывающейся на рын­ке конъюнктуры, наоснове учета конъюнктурообразующих факторов — постоянных и переменных;
• биржевой товар должен иметь четкие границы,харак­теризующие его величину, выставленную на торги, т.е. лот (лотрегламентируется грузоподъемностью или объемом тран­спортных средств, какправило, железнодорожных вагонов; либо объемом и весом товара. Поэтомуфактический объем выставленной на торги продукции — лот, должен быть крат­нымбиржевой единице. Например, на товарной бирже «Чи­каго Борд оф Трейд» (США),биржевая единица по пшенице составляет 5 тыс. бушелей (около 100 т), покрупному рогато­му скоту — 34 головы быков (40 тыс. фунтов или 18 т). НаЛондонской бирже металлов биржевая единица меди, цинка, свинца утвержденаправилами этой биржи и составляет 25 т, для олова — 5т, серебра — 311 кг).
     Согласно установленным правилам, исходя изпонятия биржевого товара, каждая биржа вправе самостоятельно устанавливатьсостав товаров, которые будут являться объ­ектом биржевого торга. Однако приэтом учитываются те требования, которые предъявляются к биржевым товарампрактикой биржевой торговли. Объектом биржевой тор­говли в настоящее времяявляются примерно 70 видов то­варов. Их можно объединить в следующие группы ипод­группы, например:
сырье и полуфабрикаты:
§  цветные металлы (медь,олово, цинк, свинец, ни­кель, алюминий);
§  драгоценные металлы(серебро, золото, платина);
энергоностиели:
§  жидкие (дизельноетопливо, бензин, сырая нефть);
§  газообразные (газойль,природный газ, пропан);
сельскохозяйственные, лесные товары и продукты ихпереработки:
§  зерновые (пшеница,кукуруза, овес, ячмень, рожь);
§  маслосемена (льняное,хлопковое семя, соя, бобы, со­евое масло, шрот);
§  живые животные и мясо(крупный рогатый скот, свиньи, мясо окорока);
§  текстильные товары(хлопок, джут, шерсть, натураль­ный и искусственный шелк, пряжа, лен);
§  пищевкусовые товары(сахар, кофе, какао-бобы, рас­тительные масла, картофель, перец, яйца, арахис,концен­трат апельсинового сока).
     Биржевые сделки, заключенные на товарнойбирже, классифицируются по разным признакам.[7]. Одним из них является наиболеечасто встречаемый объект торга, кото­рый может быть представлен как в видереального товара, так и в качестве контракта, представляющего право на то­варили на его заключение. В соответствии с данным при­знаком биржевые сделкипринято делить на две группы:
• сделки с реальным товаром;
• сделки без реального товара.
     Развитие биржевой торговли начиналось именносо сде­лок с реальным товаром, целью которых была действитель­ная поставкареально существующего товара. Эволюция биржевой торговли выработаласвоеобразный биржевой ме­ханизм, позволяющий заключать сделки в отсутствие това­рана товар, который будет произведен в будущем и реаль­ная поставка которогобудет осуществляться не на бирже­вом, а на так называемом наличном (реальном)рынке.
3. Особенности развития биржевых рынков
 
3.1 Рынок цветных и драгоценных металлов
     Все металлы можно в целом разде­лить на двегруппы: промышленные и драгоценные. Для некоторых из них это деление современем становится не столь очевидным. На одном конце этого спек­тра находитсязолото, торговые сделки с которым часто осуществляются исключи­тельно с цельюнакопления. Когда инве­сторы видят неустойчивость ценных бу­маг или валюты,предположим, в резуль­тате высокой инфляции, они обращают­ся к рынкудрагоценных металлов с це­лью защиты стоимости своих активов. Кроме того,добыча драгоценных метал­лов относительно ограничена, поэтому они сохраняютсвою ценность несмотря на ко­лебания экономической активности.
     На другом конце спектра — чисто промышленныеметаллы, такие, как медь, алюминий, цинк, олово, никель и синец. Эти металлычасто называют ба­зовыми. Сделки с ними совершаются ис­ключительно с целью ихпереработки. Следовательно, ценность каждого из них тесно связана с колебаниямиспроса и предложения на соответствующем рын­ке, что в свою очередь определяетсяси­туацией в конкретной отрасли экономики.
     Некоторые из металлов, например, серебро,имеют двойст­венную природу. В определенные периоды в зависимости отэкономических условий серебро воспринималось то как драго­ценный металл, тоисключительно как промышленный металл. Дополнительным фактором ценности серебрастало резкое уменьшение его добычи в последнее десятилетие в связи с ис­тощениемосновных месторождений.
     Промышленные и драгоценные металлы являютсякласси­ческим примером биржевого товара, отвечая всем необходи­мым для этоготребованиям. С самого начала биржевой торгов­ли в мире на многих биржахоперации с черными, цветными и драгоценными металлами проводились весьмаактивно. Но в дальнейшем судьба каждого металла складывалась по-разному. Так,черные металлы ушли из биржевого оборота в конце XIX в. и в настоящий моментявляются объектом внебиржевой торгов­ли. Некоторые из цветных металлов,например, медь, постоян­но присутствовали на бирже; другие (олово) уходили ивновь возвращались на биржевой ринг. Самыми «молодыми» бирже­выми металламистали алюминий и никель, резко возросший интерес к которым объясняетсястремительным развитием вы­сокотехнологичных отраслей промышленности.
     В отличие от промышленных металлов группадрагоценных металлов стабильно присутствует на биржах многих стран. Из­мененияв этой группе связаны главным образом с совершен­ствованием условий сделок,введением различных единиц кон­трактов и т.д.
     Биржевая торговля цветными металламисконцентрирована в Великобритании и США при резком преобладании англий­скогорынка. Торговля драгоценными металлами ведется на многих биржевых площадкахСША, Европы и Юго-Восточной Азии, однако определяющую роль играют американскиебиржи.
3.2 Особенности современного нефтяного рынка
     До 60-х годов нынешнего столетия говорить омировом рынке нефти и нефтепродуктов можно было лишь весьма относительно,поскольку и добыча, и. нефтепереработка были в руках между­народных нефтяныхмонополий, а столь высокая степень монополизации привела к существеннымизменениям в рыноч­ных отношениях, основой которых, как известно, являетсямножественность уча­стников и конкуренция между ними. Однако уже в то времянаряду с регуляр­ными контрактами стала возникать прак­тика заключения разовыхкраткосрочных сделок, участниками которых являлись немонополизированныепредприятия от­расли.
     Серьезные изменения в организации нефтяного рынкаи нефтяной торговли произошли в 70-х годах, когда независи­мые компании началистроить свои неф­теперерабатывающие заводы. Их продук­ция продавалась иногдатакже на долгот срочной основе. Но чаще сферой дея­тельности этих участниковрынка стано­вились разовые краткосрочные сделки. Поскольку сбытовая политикаэтих неза­висимых компаний была в основном ориентирована на краткосрочныеконтракты, то и их политика в области закупок сырья (нефти) также строиласьподобным образом. Так, в результате двой­ного воздействия стал резко растирынок спот — нефтяной рынок краткосрочных разовых сделок, пред­ставляющий собойсамый подвижный и переменчивый сектор нефтяной торговли. Пока нефтепереработкаприносит прибыль, рынок спот активно функционирует, но как только в результатенеблагоприятной конъюнктурной ситуации отрасль становится убыточной, этонемедленно сказывается на краткосрочном рынке.
     В условиях резко усилившейся в 80-е годынестабильности на рынке нефти и нефтепродуктов, характеризующейся уча­стившимисяпериодами превышения предложения над спро­сом, а также неустойчивостью цен,значение регулярных кон­трактов как средства, обеспечивающего стабильностьпоставок, существенно понизилось. В то же время в связи с выдвижени­ем напервый план проблемы максимально оперативной кор­ректировки цен стал быстроразвиваться рынок разовых сделок. С конца 70-х годов он стал играть длярастущего числа компа­ний, в том числе и для международных монополий, роль од­ногоиз важнейших источников покрытия потребностей обслу­живаемых ими конечныхпотребителей. Так, если в конце 70-х годов компании — ведущие поставщикижидкого топлива в странах Западной Европы с помощью рынка разовых сделокобеспечивали около 10% своих продаж, то в середине 80-х го­дов — уже более 25%.
     Так сложилось, что независимые нефтяныекомпании скон­центрировали свои предприятия в определенных районах, удобных сточки зрения транспортировки как сырой нефти, так и произведенныхнефтепродуктов. Данные районы и стали ос­новными центрами торговли на рынке спот.Это прежде всего район Амстердам — Роттердам — Антверпен, Средиземномор­скоепобережье Италии, побережье Мексиканского залива США, Карибское море и,несколько позднее, Сингапур.
     Повышение доли разовых сделок с немедленнойпоставкой товара повлекло за собой увеличение рисков финансовых по­терь в силузначительных колебаний цен по разовым сделкам в течение небольших периодоввремени. Объективный характер этих финансовых рисков обусловлен дляпроизводителей зна­чительным разрывом во времени между приобретением сырья ипродуктов его первичной переработки и их реализацией конеч­ному потребителю.Увеличились финансовые риски и конечных потребителей, которые были вынужденысоздавать и поддержи­вать запасы нефти и нефтепродуктов на определенном уровнев силу непрерывного характера производственного процесса. Увеличился рисквозможных финансовых потерь и у торговых фирм из-за изменения цен в периодтранспортировки товара от места приобретения до пункта конечной реализации.
     В целом потери участников торговли прииспользовании ра­зовых сделок могут быть весьма значительными. Поэтому од­новременнос развитием рынка спот компании начали изыски­вать средства для страхованиявозможных убытков. Одним из путей снижения финансовых рисков стали нефтяныебиржи, на которых с конца 70-х годов наблюдался заметный рост опера­ций иучастников.
     Биржевой рынок нефти и нефтепродуктовскладывался в течение довольно значительного времени, и вплоть до конца 70-хгодов попытки внедрения тех или иных видов операций с этими товарами не всегдазаканчивались успешно.
     В послевоенный период торговля жидкимтопливом была впервые предпринята в 1974 г. на бирже срочных сделок в Ам­стердаме,где стали осуществляться фьючерсные операции с дизельным топливом. В то жевремя на Нью-Йоркской бирже хлопка начали торговлю нефтяными контрактами.
     В 1974 г. попытка организовать биржевуюторговлю нефтетоварами была предпринята и на Нью-Йоркской товарной бирже(НАЙМЕКС), в частности, операции с бункерным и ди­зельным топливом. Однако вскореоперации на указанных биржах были прекращены, поскольку в то время для биржевойторговли еще не сложились подходящие условия.
     Впрочем, с 1971 г. существует самый старыйбиржевой энергетический контракт на пропан, который продавался на Нью-Йоркскойхлопковой бирже, а затем перешел на Нью-Йоркскую товарную биржу. Этот контракт,торговля которым не прекращалась и существует до настоящего времени, не былуспешным, несмотря на свое долголетие, и объем операций по нему едва достигаетнескольких сделок в день.
     Если не принимать во внимание этот контракт,то за пери­од, прошедший с первых попыток внедрения нефтяных кон­трактов и доначала более или менее успешной торговли бир­жевым контрактом на дизельноетопливо в 1978 г., предпринимались неоднократные попытки внедрить топливныетовары в биржевую торговлю. Эти попытки осуществлялись как в Евро­пе, так и вСША, в различных центрах. Однако их неудача сви­детельствовала о том, чтоусловия для этого еще не созрели.
     Во второй половине 70-х годов произошлосущественное изменение в структуре мирового нефтяного рынка: значительноувеличилось число участников операций за счет независимых компаний при снижениироли международных нефтяных мо­нополий; уменьшилось значение регулярнойторговли и воз­росла роль разовых сделок; цены разовых сделок, колеблющие­сяпод воздействием множества факторов, стали основным ви­дом цен. Все этиизменения в целом и стимулировали быстрый рост и развитие биржевой торговлинефтью и нефтепродуктами.
     В Европе биржевая торговля нефтью инефтепродуктами, если не считать операций в 70-е годы, началась в апреле 1981г. на специально организованной Международной нефтяной бирже (МНБ) в Лондоне.Первым стал контракт на газойль (европейское название дизельного топлива). Длястимулирова­ния торговли Лондонская биржа, учитывая опыт бирж США, сталапроводить активную маркетинговую кампанию. В разви­тии этой торговли она впринципе столкнулась с теми же про­блемами, что и американские биржи, при этомситуация ос­ложнялась фактором большей узости европейского нефтяного рынка иотсутствием корреляции между биржевыми котиров­ками в Лондоне и Нью-Йорке из-задействовавших тогда мер импортного контроля в США.
     В последующие годы Лондонская биржа вводилаконтракты на мазут, неэтилированный бензин и ряд других. Часть из нихсохранилась до настоящего времени, но некоторые были и не­удачными.
     В Европе центром биржевой торговли нефтью инефтепро­дуктами в конце 80-х годов стал Роттердам — на Роттердам­скойопционной и фьючерсной бирже в октябре 1989 г. нача­лась торговля контрактамина дизельное топливо и нефть сорта «брент». Контракт на дизельное топливо наРоттердамской бирже по своим условиям весьма похож на контракт Лондон­скойнефтяной биржи, но отличается тем, что предусматривает только физическуюпоставку. Специалисты считают, что новый центр нефтяной торговли в Европе несможет конкурировать с Лондоном, однако окончательно это можно будет определитьтолько со временем.
     В феврале 1989 г. первый контракт на топливопоявился на Сингапурской международной валютной бирже. Предметом контракта сталмазут с высоким содержанием серы. Объемы сделок позволяли сделать вывод о том,что контракт стал хо­рошим началом. Интерес к этому контракту был вызван нетолько его хорошей проработкой, но и тем, что это был первый контракт натопливо в дальневосточном регионе. Учитывая возможность арбитражных биржевыхопераций, появление биржевого рынка в новом регионе расширило время биржевойторговли фьючерсными контрактами, которое стало составлять примерно 18 ч всутки. После довольно неплохого начала объ­емы операций упали и торговля былапрекращена. Спустя оп­ределенное время биржа предприняла вторую попытку вне­дритьэтот контракт, но вновь неудачно.
     В 1997 г. на рынке было семь успешноторгуемых контрак­тов на энергоносители, из них пять контрактов предполагалипоставку различных сортов нефти и нефтепродуктов. Кроме того, введены еще трифьючерсных контракта, чей успех на рынке пока не определен. Наиболее успешнымявляется кон­тракт Нью-Йоркской товарной биржи (НАЙМЕКС) на сырую нефть,ежедневный объем торговли которым в среднем состав­ляет 100 тыс. контрактов, ав отдельные дни — до 225 тыс. кон­трактов.
     Печное топливо. В 1978 г. наНью-Йоркской товарной бир­же начались операции с дизельным топливом (контракт №2) и с мазутом (контракт № 6). Контракт на мазут не вызвал инте­реса и былснят, а контракт на дизельное топливо, хотя и мед­ленно, но завоевывал интересучастников нефтяного рынка, а после резкого скачка цен в 1979—1980 гг. прочноутвердился на рынке. В первые годы действия этого контракта в день нередкозаключалось только один-два контракта, однако к середине 80-х годов объемежедневных сделок составлял уже более 20 тыс. контрактов, а в некоторые днидоходил до 40 тыс. контрактов. В середине 90-х годов объем торговли даннымконтрактом в среднем составлял 35 тыс. контрактов, а в некоторые дни дос­тигал100 тыс. контрактов. Объем открытой позиции достигал 120 тыс. контрактов.
     Газойль. Следующим контрактомвслед за фьючерсом на печное топливо стал контракт на газойль, который ввелаМеж­дународная нефтяная биржа в Лондоне. Газойлем в Европе обозначают печноетопливо, и хотя существуют некоторые раз­личия в параметрах продукта, в целомэто одно и то же. К се­редине 80-х годов торговля газойлем ужестабилизировалась, а периоды неопределенной конъюнктурной ситуации на рынкенефти и нефтепродуктов приводили к существенному увеличе­нию объемов сделок.
     С начала торговли контракт постепеннозавоевывал попу­лярность, но его объемы все же отражали меньшие размерыевропейского рынка и достигали в 1997 г. в среднем 16 тыс. контрактов в день.
     Бензин. В 1981 г. Нью-Йоркскаятоварная биржа ввела кон­тракт на этилированный бензин, который был довольно ус­пешным.В 1984 г. этот контракт был заменен контрактом на неэтилированный бензин,который сразу привлек интерес уча­стников нефтяного рынка, и объемы сделок понему превысили аналогичные показатели торговли дизельным топливом. В сере­дине90-х годов для контракта сложились несколько неблаго­приятные условия из-замногочисленных изменений в законо­дательстве по этому продукту, введенных поэкологическим мо­тивам. Однако с конца 1996 г. большая часть проблем быларазрешена и торговля на этом рынке стала вестись во все большем объеме. Среднийобъем операций сейчас составляет примерно 30 тыс. контрактов в день.
     Сырая нефть. Активные биржевыеоперации с нефтепро­дуктами стимулировали Нью-Йоркскую товарную биржу наразработку фьючерсного контракта на сырую нефть и в марте 1983 г. на этом рынкеначались операции с нефтью сорта «западно-техасская средняя». Контракт на нефтьдовольно ско­ро стал самым успешным из всех когда-либо вводимых фью­черсныхконтрактов. Он широко использовался как нефтяными компаниями, так и биржевымиспекулянтами и, по оценке не­которых специалистов, является фокусом для всейнефтяной промышленности.
     Введенная впоследствии на Нью-Йоркскойтоварной бирже практика обмена фьючерсных контрактов на реальный товар, прикоторой оба участника фьючерсной сделки сами оговари­вают условия поставки исорт нефти, резко увеличила притягательность этого вида операций. В настоящеевремя практиче­ски все случаи завершения фьючерсных сделок реальной по­ставкойтовара осуществляются с применением этой процеду­ры.
     Успешное начало биржевой торговли нефтью инефтепро­дуктами на бирже в Нью-Йорке стимулировало ряд других по­пытоквнедрения таких контрактов на американских биржах, но в итоге все эти попыткиоказались неудачными.
     В настоящее время контракт на НАЙМЕКС, хотяи базиру­ется по-прежнему на нефти западно-техасской средней, имеетспецификацией легкие сорта этой нефти.
     С 1983 г. действует и фьючерсный рынок нефтисорта «брент» в Лондоне. Первые два года операции осуществлялись на стабильномуровне, однако далее стали сокращаться. Спад объяснялся прежде всегонесовершенством ряда положений контракта. В итоге торговля этим контрактомпрактически пре­кратилась, а европейские участники нефтяного рынка стали ак­тивноиспользовать сделки на Нью-Йоркской бирже. Однако потребность в собственнойбиржевой торговле нефтью была достаточно велика, и Лондонская биржа предпринялапопытку пересмотра ряда условий контракта. Это не привело к оживле­нию рынка.Третья попытка усовершенствования условий кон­тракта была предпринятаМеждународной нефтяной биржей в 1988 г. Этот контракт с самого начала былуспешным и активно использовался как нефтяными компаниями, так и биржевымиспекулянтами. В 1989 г. объем сделок этого рынка превысил показатели рынкагазойля. В настоящее время средний объем торговли составляет 42 тыс. контрактовв день. Сделки по кон­тракту на нефть «брент» осуществляются и на Сингапурскойбирже в соответствии с двусторонним соглашением между СИМЭКС и МНБ, хотя и внебольшом объеме.
     Природный газ. В последние годы какНАЙМЕКС, так и МНБ ввели фьючерсные контракты на природный газ. Далеко не всепопытки оказались успешными. Причины относитель­ной неудачи контрактов как наприродный газ, так и впослед­ствии на электроэнергию заключаются в том, чтоналичные рынки этих товаров менее развиты, чем рынки нефти и нефте­продуктов, ацентры торговли и системы поставки не совсем сформировались. Однако в настоящиймомент контракт на природный газ на НАЙМЕКС, введённый ещё в 1990г, сталдовольно привлекательным, и объёмы торговли по нему увеличились до 47 тыс.контрактов в день. На МНБ контракт на прирдный газ был введён в начале 1997 г ипривлёк довольно высокий интерес участников отрасли.
     Контракт на природный газ стал первымконтрактом, торговля которым на обеих биржах ведётся исключительно электроннымспособом… При этом приказы могут передаваться как обычным путём черезброкеров, так и с использованием терминалов, расположенных непосредственно вофисах трейдеров.
3.3 Характеристика сельскохозяйственногофьючерсного рынка
     Сельскохозяйственные товары были первымитоварами, торговля которыми началась на организованных биржевых рынках. Вначальный период на долю этих товаров приходился самый большой объем сделок, иони имели самую широ­кую номенклатуру представленных на рынке товаров. Постепеннобиржевая торговля охватила и другие товарные группы, такие, как металлы,энергоноси­тели, финансовые инструменты, а сель­скохозяйственные товары,оставаясь в числе биржевых товаров, тем не менее теряли свое значение и объемызаклю­чаемых по ним сделок.
     Так, в 90-е годы наибольший рост отмечалсяна фьючерсных рынках зерно­вых, а также на рынках маслосемян и продуктов ихпереработки. Например, в США в период с 1992 по 1998 гг. объем торговли на всехамериканских фью­черсных рынках зерновых увеличился с 17,5 млн контрактов до26,2 млн кон­трактов (при этом наивысший объем — 30,2 млн контрактов — былдостигнут в 1996 г.), а по маслосеменам — с 18,6 до 26,9 млн контрактов.
     Низкими темпами развивались в этот периодфьючерсные рынки на продукцию животноводства, где с 1992 по 1998 гг. объемторговли постепенно возрос с 6,4 до 7,5 млн контрактов. По другим подгруппамсельскохозяйственных фьючерсов си­туация складывалась по-разному.
     Эти тенденции объясняются не толькоотносительным сни­жением доли указанных товаров в международной торговле, но итем, что, существуя уже продолжительное время, фьючерсная торговля так и нестала широко используемым инструментом для некоторых категорий участниковрынка. Так, фьючерсы редко используются производителями сельскохозяйственнойпродукции — фермерами. Чаще они используют форвардные контракты. Основными жепользователями сельскохозяйствен­ных фьючерсов являются посреднические фирмы.
     В США Комиссия по товарной фьючерснойторговле про­вела в начале 80-х годов исследование среди фермеров об ис­пользованииими форвардных и фьючерсных рынков. Основ­ным результатом этого исследованиябыл вывод, что фермеры продают свою продукцию на форвардном рынке дилерам иредко используют напрямую фьючерсные рынки. Дилеры яв­ляются более крупнымипользователями фьючерсов, чем про­изводители. Однако значительная частьпроизводителей при­нимают во внимание фьючерсные цены при заключении фор­вардныхконтрактов с дилерами. Так, примерно 10% фермеров США вели операции по фьючерсамв то или иное время. Одна­ко если среди этих фермеров выделить крупныехозяйства с ежегодным объемом продаж более 100 тыс. долл., то здесь вели такиеоперации уже 20% фермеров.
     Из указанных выше 10% фермеров 33,4%осуществляли операции по тем товарам, которые они производят или исполь­зуют.Следовательно, только 3,34% (10% • 0,334) всех произво­дителей зерновых велифьючерсные операции по тем товарам, которые они используют или производят.Оставшиеся 6,7% (10% • 0,67) производителей зерновых использовали фьючерсы длячистой спекуляции по другим товарам.
     Форвардные контракты в отличие от фьючерсовподогнаны под нужды сторон сделки по условиям качества, количества, времени иместа поставки и финансовым обязательствам. Про­изводитель зерновых может выйтина местного покупателя и сделать ему твердое предложение в любой день на своюсуществующую или будущую продукцию. Фермеры используют фор­вардные рынки взначительно большей степени, чем фьючерс­ные.
     Хотя только небольшая часть фермеровиспользуют фью­черсные рынки, почти половина фермеров так или иначе при­нималиво внимание фьючерсные цены. Некоторые из них просто просматривали фьючерсныекотировки перед заключе­нием форвардного контракта с посредником, другиеподписы­вали форвардный контракт, цены которого базировались на фьючерсномрынке.
     В настоящий момент номенклатура биржевыхсельскохозяй­ственных товаров весьма многообразна и включает, как говорилосьвыше, следующие основные группы:
• масличные культуры, среди которых выделяютсясоя-бобы и продукты переработки сои;
•   зерновые культуры;
•   пищевкусовые товары (кофе, какао-бобы,сахар);
•   текстильное сырье и пряжа;
•   продукция животноводства и живой скот;
•   концентрат апельсинового сока, картофель инекоторые  другие более мелкие ассортиментные единицы.
Практическая часть
1.  Минимальная сумма средствна счёте капитала, имеющего открытую позицию называется поддерживающеймаржой.
2.  Присутствие спекулянтовжизненно важно для фьючерсных рынков, поскольку они обеспечивают ликвидностьрискового капитала и фьючерсных контрактов
3.  Показатель количествасделок, заключённых на фьючерсных рынках за определённый период, называется объёмторговли.
4.  Скалпер использует краткосрочныеколебания цен для получения прибыли.
Задача.
Условие:
Трейдер продал 20000 бушелей кукурузы помартовским фьючерсным контрактам по 1.80 долл / буш. Первоначальная маржасоставляет 400 долл. за контракт. Сколько ему требуется внести в качествепервоначальной маржи?
Решение:
     Условие задачи не позволяет однозначноопределить размер первоначальной маржи, т.к. фьючерсный контракт на кукурузуможет быть объёмом в 5 тыс. бушелей (на Чикагской торговой бирже) и в 1 тыс.бушелей с теми же месяцами поставки (на Среднеамериканской бирже).
     В связи с тем, что Чикагская торговая биржаявляется мировым центром торговли зерновыми и популярность её контрактовзначительно выше, условно принимаем, что объём контракта составляет 5тыс.бушелей.
Определяем количество контрактов: 20000: 5000 =4;
Размер первоначальной маржи составит: 4 х 400 =1600 долл.
Ответ: первоначальная маржа по его позициисоставляет 1600 долларов.
Заключение
     Важность параметрических характеристикбиржевых товаров, их обязательность подтверждает негативный опыт созданияпервых товарных бирж в современной России.
     Возрождение биржевой торговли в современнойРоссии началось в июле 1990г., когда была зарегистрирована Московская товарнаябиржа (МТБ). Начавшаяся в стране экономическая реформа, ломка старогоэкономического механизма привели к разрыву традиционных систем снабжения исбыта для многих российских предприятий, и биржа в тот период стала многимказаться спасительным выходом из сложной ситуации. В результате в 1990 –1991гг. в России имел место «биржевой бум», в ходе которого было создано более800 бирж, т.е. больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых.Конечно, это было неестественно, и с точки зрения общепринятых стандартовназвание «биржа» обоснованно можно было применить только к некоторым из них.Остальные же представляли собой обычных рыночных посредников.
     Многие организации того периода, называвшиесебя биржами, не соответствовали обязательным признакам данного организованногорынка. Так, у некоторых отсутствовало чёткое расписание торгов, проводившихсянерегулярно. Биржевые контракты не были стандартизованы по объёму и некоторымдругим условиям, а порядок формирования цен не позволял назвать их биржевымикотировками. В ассортименте многих присутствовали наряду с классическибиржевыми товарные группы другого профиля, включавшие как товары народногопотребления, так и машины, и оборудование. Каждая биржа в организации торговлишла своим путём, формируя как структуру, штат, правила торговли, так и свойнабор товарных групп.
     Появление в 1992г. Закона «О товарных биржахи биржевой торговли» привело к существенным изменениям в деятельности товарныхбирж. Проведённую после принятия этого закона перерегистрацию смогли пройтидалеко не все из существовавших на тот момент учреждений. Так, к середине1992г. перерегистрацию прошли только 270 бирж. Оставшиеся биржи реорганизовалисвою деятельность, многие изменили ассортимент своих товаров, отказавшись отнебиржевых товарных групп. Именно в этот период началась стандартизацияконтрактов и первые попытки введения фьючерсов.
Список использованнойлитературы
1.  Экономическаяэнциклопедия / Под ред. А. М. Румянцева. М.,  1975. Т.1.
2.  Узун В. Я. Товарная биржаМ., 1995. №9.
3.  Васильев Г. А., КаменеваН. Г. Товарные биржи. М., 1991.
4.  Штпиллих О. Биржа и еедеятельность. СПб., 1992.
5.  Закон РФ. О товарныхбиржах и биржевой торговле от 20 фев­раля 1992 г. //Рос. газ. 1992. 6 мая.Разд. 1. Ст. 2.
6.  Закон РФ. О товарныхбиржах и биржевой торговле. Ст. 6. П. 1.
7.  Биржевая деятельность /Под ред. А.Г.Грязновой и др. М.: Финансы и статистика, 2000.