СодержаниеВведение1. История развития биржи и ее современное состояние1.1. Историческиесведения о возникновении биржевой торговли1.2. Появление биржи в России1.3. Современныйбиржевой рынок. Показатели динамики биржевой торговли2. Биржи во времена НЭПа2.1. Изменения в экономикеи причины возникновения биржи в условиях НЭПа (1921-1927 гг.)2.2. Фондовые биржи2.3. Биржи труда вовремена НЭПаЗаключениеСписок используемой литературы
Введение
В данной работе будетрассматриваться тема биржи в Советский период во времена НЭПа.
За годы Советской власти многие институты и механизмы рыночнойэкономики ушли из жизни России, и только теперь, в период политической нестабильностии экономической разрухи, свойственных всякой болезни роста общества, они возвращаютсяв сознание людей. Среди этих учреждений к нам постепенно вернулась биржа.
После свертывания НЭПа все биржы разогнали, и только совсемнедавно она снова вошла в нашу экономику. С тех пор биржа изменилась, но ненастолько, чтоб ее не узнать, изменилась, но не во многом. Все функции, которыеона выполняла тогда, она выполняет и сейчас с завидным постоянством.Присмотримся же попристальней к нашей давней знакомой.
В учебнике Макконнелла биржа упоминается «как высокоразвитый рынок,на котором покупатели и продавцы… акций, облигаций и сельскохозяйственнойпродукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом ». Биржа естьчисто конкурентный рынок, т.е. такой механизм, на котором можно наблюдать действиерынка и его законов. При разработке капиталистической идеологии Макконнеллодним из 6 принципов и институтов опирается на пример функционирования биржи. Системацен или рыночная система наиболее выпукло проявляет себя именно здесь, набирже.
Не будь этого примера, сей принцип потерял бы большую часть своейубедительности.
Биржа в классическом понимании это:
1) место, где регулярно в одно и тоже время проводят торги поопределенным товарам;
2) объединение торговцев и биржевых посредников, которые сообщаоплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяютсанкции за их нарушение; абсолютное большинство бирж — это не прибыльныеорганизации, члены биржи получают выгоду не от ее функционирования, а от своегоучастия в торгах.
Развитие бирж шло вместе с развитием национальных экономик европейскихгосударств. В числе своих предков биржа может отыскать торговые площади,уличные рынки, городские торговые ряды, базары (мы к этому сейчасвозвратились), множество ярмарок, которыми, кстати сказать, так богата былаРоссия. По мере развития экономических отношений появилась необходимость упорядочить,организовать на постоянно действующей основе рыночные механизмы, заключенные вдобиржевых формах экономических отношений.
Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие аспекты.
В первой главе работы будет рассмотрена история развития биржевогодела.
Во второй главе работы будет представлено состояние экономики вовремя НЭПа (1921-1927гг.) и раскрыт механизм действия биржи во время НЭПа.
1. История развития биржи и ее современное состояние 1.1 Исторические сведения о возникновении биржевойторговли
Современные биржи и принципы, лежащие в основе биржевой торговли товарами,имеют многовековую историю становления и развития.
Древняя Греция и Древний Рим уже имели опыт формализованной торговлис центральным рыночным заведением, с общими товарообменными операциями, сденежной системой, с практикой заключения контрактов на поставку товаров в договорныесроки. В период расцвета Римской империи торговые центры под названием foravendalia (рынки продажи) являлись центрами реализации товаров, которые римлянепривозили из отдаленных уголков империи. В Японии прообраз биржевой торговлисуществовал еще в I веке н.э. Но это были экономические институты, выработанныенародами других цивилизации. Тем не менее многие принципы торговли современныхбирж и их аналогов в других культурах похожи. Современные же биржинепосредственно связаны с жизнью и творчеством народов западноевропейских, ианализируя формы биржевой торговли, можно увидеть особенности психического,социального и экономического строя западноевропейской культуры.
Западноевропейский суперэтнос (этническая система, состоящая из несколькихэтносов-народов, возникших одновременно в одном регионе, проявляющаяся вистории как мозаичная целостность) заявил о своем рождении во времена КарлаВеликого и его империи, т.е. в начале IX века. А уже к XI веку народы ЗападнойЕвропы достигают своей зрелости. Именно к концу XI и началу XII столетия можноотнести появление средневековых ярмарок Англии и Франции. К середине XII векаэти ярмарки уже весьма крупные, многообразные. По мере развития специализациинекоторые ярмарки стали средоточием торговли между английскими, фламандскими,испанскими, французскими и итальянскими купцами. В XIII столетии наиболеераспространенными и обычными были сделки с расчетом наличными на месте инемедленной поставкой товара; однако уже в это время начали практиковатьзаключение контрактов на более позднюю поставку товаров в оговоренные сроки состандартами качества, устаналиваемым по образцам.
Этимологически понятие «биржа» происходит от греческого bipga(сумка, кошелек), немецкого borse и голландского bturs по месту ее первогопоявления в XV веке в г. Брюгге (Нидерланды). Дело в том, что в этом городе наплощади возле дома знатного менялы и маклера Van der Burse, на котором был гербиз трех кошельков, собирались купцы из разных стран для обмена торговойинформацией, покупки иностранных векселей и других торговых операций без предьявленияконкретного предмета купли-продажи. Но буквально в считанные годы эта биржа,давшая название новому типу экономических отношений, уступила первенствовозникшей в 1460 году Антверпенской бирже, которая благодаря географическомуположению города и его торговым связям приобрела уже мировое значение.
В XV-XVI вв. биржи возникали в местах появления мануфактур вИталии и Голландии как проявление необходимости в развитии внешней торговли приоперациях с крупными партиями товаров. По образу Антверпенской биржи былисозданы Лионская (1545), Лондонская Королевская (1566) и другие биржи, которыебыли в основном товарными и вексельными. В 1602 году была организованаАмстердамская биржа, игравшая в XVII в. главную роль в мировой торговле, на нейвпервые предметом биржевых сделок стали акции только что возникших первыхакционерных компаний.
В США товарные рынки существуют уже с 1752 г.; на них шла торговлятоварами отечественного производства, продуктами домашнего изготовления, текстильнымиизделиями, шкурами и кожами, металлами и лесоматериалами[1].
Первоначально возникла биржа реального товара, то есть форма оптовойторговли, адекватная домануфактурному и мануфактурному производству. Ееотличительными чертами, которые присущи и современным биржам, являлисьрегулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному местуи подчиненность заранее установленным правилам. Наиболее характерным типомбиржевых операций являлись сделки с наличным товаром. На этом этапе биржеваяторговля лишь устанавливала связь между купцом и производителем илипотребителем. Учреждение бирж шло крайне медленно и ограничивалосьпреимущественно ведущими для международной торговли портами.
Промышленная революция вызвала громадное расширение спроса на сырьеи продовольствие, привела к увеличению объема и номенклатуры торговли, усилилатребования к однородности качества товара и регулярности поставок.Необходимость удовлетворения этих требований машинного производства обусловилотрансформацию биржи первоначального типа, приспособление ее к новым условиям. Вчастности, наряду с предоставлением рыночного места, организацией биржевого торгаи фиксацией торговых обычаев, к числу основных функций биржи стали относитьсяустановление стандартов на товар, разработка типовых контрактов, котированиецен, урегулирование споров (арбитраж) и информационная деятельность. Биржипостепенно превратились в центры международной торговли.
Быстрые темпы роста торгового оборота, возникновение мирового рынказатруднили ведение торговли на основе наличных партий товара. Массовоепроизводство требует уверенности не только в поставках сырья, цены которогоподвержены значительным колебаниям, но и в получении прибыли на капитал, в томчисле уже затраченный на выпуск продукции, находящийся в стадии реализации втоварной форме. Резкие колебания цен, заметно повышая риски, ограничиваютуверенность в получении прибыли. В результате ведущую роль в биржевых операцияхприобрели сделки на срок с реальным товаром, гарантировавшие предпринимателямпоставку товара требуемого качества в нужный срок по ценам, обеспечивавшимвозможность получения прибыли.
Следующим этапом в развитии биржевой торговли явилось возникновениефьючерсной (оптовой заочной, безналичной) торговли. История современнойфьючерсной торговли началась на Среднем Западе США в начале 1800-х годов. Онатесно связана с развитием коммерческой деятельности в Чикаго и торговлей зерномна Среднем Западе.
Хаос в сфере спроса и предложения, проблемы перевозок и хранениязаставили фермеров и торговцев заключать контракты с последующей поставкой товаров.
Заблаговременные, предварительные контракты на поставку кукурузывпервые были заключены купцами-речниками, которые получали зерно от фермеровпоздней осенью и в начале зимы, но должны были хранить его до тех пор, покакукуруза достаточно высохнет для погрузки на судно, а река освободится от льда.Чтобы уменьшить риск от падения цен во время зимнего хранения, эти торговцыотправлялись в Чикаго и там заключали контракты с переработчиками на поставку имзерна весной. Таким образом они гарантировали себе покупателей и цены на зерно.13 марта 1851 г. был заключен контракт на 3 тыс. бушелей (около 75 т) кукурузыс поставкой в июне — первый в своем роде.
К концу XIX столетияфьючерсная торговля набрала обороты так, что появилась необходимость формализацииторговой практики, стандартизации контрактов, установления правил поведения ирасчетов, порядка разрешения споров, процедуры улаживания разногласий. А в началеХХ века с образованием новых товарных бирж фьючерсная торговля сталаразрастаться все более и более[2].
Это краткая история становления биржевого рынка на Западе. Атеперь обратимся к развитию бирж в России. 1.2 Появление биржи в России
Сравнительно с Западом русский этнос моложе лет на 300-400, и все процессыразвития народа и всех форм проявления жизни народной у нас запаздывают на теже самые сроки.
Первая биржа в России была учреждена Петром I в 1703 году иоткрыта в Петербурге. В отстроенном специально для нее в 1705 году здании Петр личноустановил часы биржевых собраний. Будучи введенной сверху в принудительномпорядке и при существовавшей в то время неразвитой экономической системе, биржабездействовала почти 100 лет. Оживление наступило лишь с 20-х годов XIX века,когда в обращение поступают облигации Государственных займов; с 1827 г. — акции.
В последующем Российские биржи возникают в Кременчуге (1834); Москве(1839); Рыбинске (1842); Одессе (1848); Нижнем Новгороде (1848).
Быстрый переход к рыночным отношениям после реформы 1861 года даеттолчок к появлению бирж во многих городах Российской Империи. Как правило, ихпоявление связано с развитием хлебной торговли. В 90-е и последующие годыбиржевое дело получает дальнейший импульс развития в связи с интенсивным строительствомжелезных дорог, элеваторов, появлением коммерческих банков, развитиемподтоварного кредита под хлеб.
В начале века до 1913 года появляется еще 50 бирж. В целом кначалу войны их общее количество достигло 115.
По сравнению с западными русские биржи обладали спецификой. Ихотличал, во-первых, низкий уровень биржевой техники, что было связано с неразвитостьюинфраструктуры. Как следствие, на русских биржах не получили распространениясделки на срок. Но не было жесткой регламентации правил заключения сделок[3].
Во-вторых, в силу того что русское купечество представляло собойразмытую, аморфную массу, биржи брали на себя функцию представительства ихинтересов. Во многих биржевых уставах прямо указывалось на это. Ни одназападная биржа не выполняла этой функции, ибо представительство интересов купечествав этих странах осуществлялось через торговые палаты, которые были созданы врезультате длительной политической и экономической борьбы предпринимателей засвои цели.
В-третьих, обыденное отношение к биржам в России всегда былонеоднозначным.
Часто преобладало мнение, что порядочному человеку там делатьнечего.
Бурное развитие капитализма в России породило тенденцию «европеизации»русских бирж. Однако этому процессу не суждено было завершиться.
1893: Министерство финансов установило ряд ограничений дляопераций на бирже без посредничества маклеров. Ревизию книг маклеров проводило Министерствофинансов.
1895: введено положение о необходимости получения разрешения Министерствафинансов на допуск ценностей к котировке на бирже.
1911: по данным Министерства торговли и промышленности в России насчитывается87 бирж, большинство из которых товарные биржи, на них доминируют сделкикупли-продажи сельхозпродуктов и сырья.
1914, 16 июля: фондовые биржи закрываются. В январе 1917 года сноваоткрываются, а в феврале закрываются опять[4].1.3 Современный биржевой рынок.Показатели динамики биржевой торговли
В настоящее время преобладают фьючерсные биржи. Биржи реального товарасохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Ониявляются одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынкикоторых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, илисоздаются в развивающихся странах в попытке защитить национальные интересы приэкспорте важнейших для этих стран товаров. Наиболее крупные биржи реальноготовара действуют сейчас именно в развивающихся странах, например в Индии – поджутовым изделиям, в Индонезии — по каучуку и кофе, в Малайзии — по олову. Вотдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реальноготовара могут играть заметную роль.
Но обратимся к фьючерсной торговле. Фьючерсная торговля — один изнаиболее динамичных секторов мирового хозяйства. Особенно быстрыми темпами биржеваяторговля росла в послевоенное время. Это нашло отражение в увеличении числабиржевых товаров, возникновении новых фьючерсных бирж. Однако наиболее яркорасширение масштабов биржевых операций проявилось в росте среднегодовых объемовсделок.
Таким образом, в неизменных ценах биржевой оборот с товарамиувеличился почти в 12 раз, что по темпам роста значительно превосходитбольшинство других показателей развития мировой экономики (торговли, производства,денежной эмиссии и т.п.).
Для биржевой торговли товарами в послевоенные годы и особенно впоследних два десятилетия было характерно усиление ее концентрации по биржам, фьючерснымрынкам и странам. Это нашло отражение в росте объема сделок, заключаемых всреднем на одной бирже[5].
Усиление концентрации торговли по биржам и фьючерсным рынкам былосвязано с закрытием мелких фирм, что привело к абсолютному сокращению их числа,несмотря на постоянные попытки создания новых. Одной из основных причин этогосокращения явилась тенденция к образованию универсальных бирж, на которыхторговля ведется сразу несколькими разнородными товарами.
Помимо сосредоточения биржевой торговли товарами по биржам и фьючерснымрынкам существенно возросла ее концентрация по странам, ибо, как и любая другаясфера мирохозяйственных связей, биржевая торговля отражает соперничествоведущих развитых стран.
Приведенные выше цифры демонстрируют известную асинхронность,неравномерность развития биржевой торговли в ведущих ее центрах. Это было связанокак с различиями в наборе товаров, составляющих предмет биржевой торговли в этихстранах, так и с долгосрочной ориентацией преимущественно на внутренние рынки,а не на мировой.
На динамику биржевой торговли в целом и отдельным товарам вчастности, а также на ее структурные изменения важное влияние оказывают такие факторы,как состояние рыночной экономики и особенно валютно-финансовой системы,государственное вмешательство, фазы цикла, сдвиги в монополизации рынков иформах осуществления торговли реальным товаром, положение на каждом конкретномтоварном рынке, научно-технический прогресс, степень товарности производства,тенденции в торговле сырьем, полуфабрикатами, использование заменителей, международныетоварные соглашения, совершенствование техники биржевой торговли, появлениеновых видов товаров и т. д[6].
2. Биржи во времена НЭПа 2.1 Изменения в экономике и причины возникновениябиржи в условиях НЭПа (1921-1927 гг.)
Распределительныймеханизм, созданный государством еще в годы Гражданской войны, широкоиспользовал работу потребительской кооперации. В августе 1918 г. был принятДекрет об обязательном обмене, в котором кооперация рассматривалась какинструмент распределения продуктов. В ноябре 1918 г., когда все торговыепредприятия были национализированы, склады и лавки кооперативов остались в ихуправлении, но под контролем Наркомпрода. Последний назначал своихпредставителей в правление областных и губернских объединений кооперативов.(Эта мера совпала с временным возвращением меньшевиков и эсеров в Советы.)Национализация московского Народного банка покончила с финансовойнезависимостью кооперативов.
Вдекабре 1918 г. Съезд рабочих кооперативов усилил представительство вЦентросоюзе для этой категории объединений. В марте 1919 г. все типыкооперативов (рабочие и общегражданские) объединялись в единыйраспределительный орган — Потребительскую коммуну, в которую «включалось всенаселение». Потребительские коммуны объединялись в губернские союзы, избиравшиесвоих делегатов в Центросоюз (система кооперативов повторяла систему Советов);кооперативный отдел ВСНХ был закрыт, и контроль за системой возлагался наНаркомпрод.
Вянваре 1920 г. имущество производственных и кредитных кооперативов былопередано потребительской кооперации, создана единая сеть кооперации во главе сбюрократизировавшимся Центросоюзом. Завершилось огосударствление кооперации.
ВРСФСР Наркомат продовольствия, которому в самом начале нэпа были порученытоварообменные операции (с использованием кооперативного распределительногоаппарата), вскоре утратил эту функцию. В мае 1922 г. при СТО была созданаКомиссия по внутренней торговле (Комвнуторг), преобразованная в 1924 г. вНаркомат внутренней торговли. Наркомпрод при этом был ликвидирован. В 1925 г.Наркомторг объединился с Наркомвнешторгом[7].
Вмарте 1921 г. Х съезд РКП(б) принял резолюцию «О замене продовольственнойразверстки продовольственным налогом». Разверстка как способ государственныхзаготовок заменялась натуральным налогом, не стесняющим «правильного испокойного ведения хозяйства на основе свободного распоряжения земледельцемсвоими хозяйственными ресурсами». После сдачи налога производители получалиправо обменивать оставшиеся у них «излишки» на нужные им товары.
Обменпредполагалось проводить как через кооперативные организации, так и на рынках ибазарах. Закон допускал обменные операции только в пределах «местногохозяйственного оборота». В общегосударственном масштабе товарообменпланировался вначале как система дополнительных заготовок сельхозпродукции,осуществляемых после уплаты населением налога. Проведение товарообмена должнобыло сдерживать развитие частной торговли и подготовить условия для последующейзамены торговли натуральным продуктообменом.
ПоГенеральному договору, заключенному Наркомпродом с Центросоюзом, товарообменныеоперации сосредоточивались в руках потребительской кооперации. Контрольныефункции и право устанавливать обменные эквиваленты Наркомпрод оставлял засобой. Нередко продорганы на местах своими действиями стесняли операциипотребкооперации. Развитие свободного обмена весной 1921 г. вызвало новоеоживление «мешочничества», в производящие губернии хлынула огромная массаиндивидуальных заготовителей. Кооперации, не располагавшей большими средствами,приходилось конкурировать с частными торговцами; монополии, предоставленныекооперации, не соответствовали ее реальным возможностям. Уже в июне 1921 г.Центросоюз предложил перейти от натурального обмена к купле-продаже[8].
Виюле 1921 г. ВСНХ РСФСР принял постановление, разрешавшее промышленнымпредприятиям переносить свои товарообменные операции за пределы «местногооборота» и переходить к купле-продаже. В августе 1921 г. эти принципы былиподтверждены Наказом СНК «О новой экономической политике», новый договор междуНаркомпродом и Центросоюзом был заключен уже на денежной основе.
Правовое оформлениеторгового оборота шло по двум направлениям: по пути легализации тех или иныхконкретных форм торговой деятельности и включения в оборот вес новых предметов.В июле 1921 г. был установлен разрешительный порядок открытия торговыхзаведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукциии товаров.
С мая1921 г. законодатель рекомендовал местным органам власти избегать излишнейрегламентации частнохозяйственной деятельности. Для мелких промышленныхпредприятий был установлен упрощенный (явочный) порядок регистрации,пересмотрены допустимые размеры использования наемного труда (с десяти рабочихв 1920 г. до двадцати на одно предприятие по июльскому декрету 1921 г.).Законом была предусмотрена денационализация мелких и кустарных предприятий.Более крупные предприятия передавались в аренду и концессии частным лицам(собственником при этом оставалось государство).
В1922 г., когда рынок, торговый оборот, коммерческий метод ведения дел приобрелибольшое значение в организации всего народного хозяйства в целом, возникланужда в общей кодификации частных имущественных прав и закреплении их в единомдокументе. Таким документом стало майское постановление ВЦИК РСФСР 1922 г. «Обосновных частных имущественных правах», в котором был провозглашен принцип«все, что не запрещено, — дозволено». (Декларированные в постановленииимущественные права детально развернуты в статьях принятого четвертой сессиейВЦИК девятого созыва Гражданского кодекса РСФСР.)
В1923 г. была проведена денежная реформа, в обращение вводилась новая денежнаяединица с золотым обеспечением и проводился обмен старых денег на новые. В ходереформы сформировалась финансовая «ортодоксальная» политика (сбалансированныйбюджет, твердые налоговые поступления, активный внешнеторговый баланс),противопоставленная идее «диктатуры промышленности». Политика Наркомфинастолкнулась с политикой ВСНХ.
Натеоретическом уровне противоречие выразилось в борьбе концепции Преображенскогоо превалировании промышленности над другими отраслями хозяйства (и эксплуатациисоциалистической индустрией досоциалистических форм производства) и концепцииБухарина, основанной на идее союза индустрии с крестьянским рынком, еепитающим. Первая установка предполагала централизованное планирование и высокиетемпы реализации, вторая настаивала на эволюционном и постепенном развитии,важную роль отводила кооперации[9].
Доавгуста 1921 г. государственные промышленные предприятия снабжались сырьем исбывали спою продукцию исключительно через заготовительные центры главков. НаказСНК (август 1921 г.) «О новой экономической политике» заложил основы дляперевода госпредприятий на начала хозяйственного расчета. Предприятиямпредоставлялось право приобретать и сбывать товары на свободном рынке. Дляпополнения оборотных средств предприятия часто прибегали к убыточной распродажесырья и продукции. Стремление ряда предприятий выступать самостоятельнымисубъектами оборота выразилось в усилении процесса образования хозрасчетныхтрестов, свободно оперирующих на рынке. Законодательного оформления тресты неполучали с осени 1921 до апреля 1923 г., когда был принят специальный Декрет отрестах.
Вцелях упорядочения сбытоснабженческой деятельности трестов с 1922 г. началисоздаваться торговые объединения — синдикаты. На первых порах сами синдикатыподдались увлечению чисто торговой деятельностью, что привело к участию в ихоперациях большого числа частных посредников. Усилению частного торговогопосредничества способствовали также неразборчивость трестов в выборе клиентурыи слабость сбытового аппарата трестов и синдикатов.
Спроблемой частного посредничества государственная промышленность столкнуласьуже в начале нэпа. В августе 1921 г. госпредприятия получили право привлекатьчастных лиц в качестве поставщиков необходимой продукции. Позднее законодательлегализовал запрещенную в 1920 г. подрядную деятельность частных лиц по заказамгосорганов. Затем частное посредничество начало использоваться в сферетоварообменных и торговых операции. В октябре 1921 г. СНК установилтрехступенчатую очередность выбора госорганами посредников на рынке:предприятия сначала обращаются к кооперативной организации, затем — к кустарю илишь в случае неудовлетворительного ответа этих контрагентов — к «частным лицамвообще».
С1923 г. началось вытеснение частных посредников. В феврале 1923 г. былозапрещено частное посредничество в сделках между госорганами, и частныйпосредник мог участвовать лишь в заключении сделок между госорганом и частымлицом. Этим Декретом было положено начало размежеванию двух рыночных секторов —обобществленного и частного. Лица, состоящие на государственной службе, неимели права действовать в качестве комиссионеров, торговых агентов или частныхпредставителей госорганов. Законом «О торговых агентах» (октябрь 1925 г.) этотинститут в государственном секторе упразднялся[10].
Усилениегосударственного регулирования торгового оборота активизировало деятельность товарныхбирж — организаций, в деятельности которых сочетались хозяйственно-оперативныеи контрольно-регулирующие функции, История советской биржи началась летом 1921г. Инициатором их создания была кооперация. Несколько позже к их организацииприступил ВСНХ. Первые биржи действовали на основе своих уставов,ориентированных на уставы центральных бирж Москвы, Петрограда и Киева.
Вавгусте 1922 г. СТО принял постановление «О товарных биржах», подводившее общуюправовую базу под все фактически существовавшие биржи и определившее структуруи порядок работы вновь возникавших организаций Заседатель видел задачи бирж ввыявлении отношений спроса и предложения, облегчении и упорядочениитоварообмена. В июне 1922 г. ВСНХ обратился к биржам с предложением усилитьпривлечение частных лиц и капиталов в целях борьбы с «черными биржами».Августовское постановление «О товарных и фондовых биржах» снизило ценз длячастных предприятий, желающих участвовать в работе бирж.
В сентябре 1922 г.СТО принял постановление «О регистрации внебиржевых сделок госпредприятий»,предписывавшее госорганам обязательное оформление на бирже сделок, совершенныхвне биржи. Тем самым биржевая регистрация должна была усилить контроль государстваза сделками частных лиц. Преимущество госорганов на бирже обеспечивалось рядоморганизационных мер: биржевые комитеты (руководящие органы биржи) полностью иличастично назначались губернскими экономическими совещаниями.
Поопределению НК Внуторга, биржи представляли собой «самоорганизацию торгующих»,что позволяло экономическими мерами решать задачи по регулированиютоварооборота, которые не могли быть разрешены административным путем.Юридическая природа биржевой организации раскрывалась в циркуляре Комиссии повнутренней торговле при СТО РСФСР в марте 1924 г. Там определялось, что биржине осуществляют функций государственной власти, но действуют на началахсамоуправления, они не являлись ни государственными учреждениями, ни частнымиорганизациями, это общественные организации. В составе бирж создавались секциичастной торговли. Для координации работы бирж учреждалось Бюро съездов биржевойторговли[11].
Переход к новойэкономической политике и интенсивное развитие товарного оборота определилиспецифику всех организационно-правовых форм хозяйствования и соответствующих имправовых институтов. Имущественный оборот в условиях многоукладности по своейструктуре состоял из государственного планового оборота (где преобладали методыцентрализованного регулирования); государственного товарного оборота (гдевзаимоотношения между государственными предприятиями строились на договорнойоснове); частного товарно-потребительского (мелкие товаропроизводители ипотребители); частного капиталистического оборота.
Вусловиях переходного периода плановые и товарные элементы тесно переплетались.С этим была связана двойственность правового положения хозяйственных субъектов.Имущественный фонд предприятия, его деятельность, связи с другими предприятиямиоказывались подчиненными действию двух правовых режимов — автономного (частноправового),поскольку предприятие участвовало в товарном обороте и находилось подвоздействием товарно-хозяйственных регуляторов, и регулируемого (публично-правовою),поскольку оно входило в систему планового хозяйства и подчинялось воздействиюплановых органов.
Спереходом к нэпу вновь стал актуальным вопрос о правовой форме хозяйственныхпредприятий. Перед законодателем встали проблемы, ранее ему не известные:определить четкие правовые рамки деятельности частных предприятий, установитьправовые нормы взаимодействия государственной, кооперативной и частной промышленности;разработать правовую базу для государственных предприятий, которая позволила быим наиболее эффективно действовать в условиях рыночной конъюнктуры. Сторонникирыночной системы заявляли: «Нэп требует решительного, единого,централизованного законодательства, направленного ценой уступок интересамчастных лиц и буржуазной идеологии на развитие производительных сил страны. Вотношении гражданского права это означает восстановление основных положенийгражданского законодательства, действующего в западноевропейских государствах».
2.2 Фондовые биржи
Биржам суждено было возродиться на недолгий период в советскийпериод.
Это произошло в июле-декабре 1921 г. (первые годы НЭПа). Бирживозникли стихийно по всей стране. Но их эффективность была низкой.
В биржевом обороте находились в основном те же товары, что и до войны,- продовольствие и фураж. Текстиль, сырье, металлические и кожевенные изделия,топливо были представлены на биржах не значительно.
В советский период функции биржи заключались в определении спроса ипредложения, регламентировании сделок и котировке цен. Как видим, они совпадаютс функциями бирж в дореволюционный период.В конце 20-х годов советские биржибыли ликвидированы.
Осенью 1922 года были созданы фондовые биржи, где разрешалоськупля-продажа валюты, золота, облигаций государственных займов по свободномукурсу.Если курс червонца поднимался выше официального паритета, Госбанк скупалзолото и иностранную валюту на бирже, выпуская дополнительное количество червонцев,и наоборот. В результате этого в течение 1923 года курс червонца повышался поотношению к иностранным валютам. Так, если на 2 января1924 года курс доллара наМосковской бирже составлял 2 руб. 20 коп., то к 1 апреля 1924 года он достиг 1руб.95,5 коп. и на этом уровне остановился. То же самое происходило с фунтомстерлингов, франков, маркой и другими валютами. Уже в 1925 году червонец сталконвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржахмира[12].
В настоящее время после биржевого бума охватившего всю территориюбывшего СССР разговоры по поводу бирж поутихли. Это я считаю признаком того,что биржи в том виде, котором они появились в России в посткоммунистическийпериод, заняли свою функциональную нишу в экономике и по мере своихвозможностей решает задачи, стоящие перед ней. Что будет дальше, покажет время.Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что при определенной политическойстабильности в стране биржи будут развиваться больше в качественную сторону. Конечноони будут не похожи на биржи развитой рыночной экономики, главное, чтоб они проносилиреальную пользу всему народному хозяйству. К тому же не стоит ждать скорыхобильных плодов биржевой торговли в России, ибо экономика у нас значительномоложе западной. За ними настоящее, но за нами будущее.
В ходе развития биржевой торговли среди всех товаров, которые продаюти покупают на рынке, выделились особые биржевые товары, которые являютсяпредметом торговли. Эти товары должны обладать рядом свойств (массовый спрос,качественная однородность, взаимозаменяемость отдельных партий товара с точки зренияпотребителя) и должны быть признаны в качестве годных каждой конкретной биржей[13].
2.3 Биржи труда во времена НЭПа
Тема российского рынка труда 20-х годовподнималась на страницах «Социса» в 1989 г. Черных А.И. Авторомрассматривался общий ход развития рынка труда и анализировались масштабы,причины и последствия безработицы. Обращение к опыту НЭПа объяснялось тогданачалом экономических реформ и появлением нового феномена безработицы. Даннаястатья, отстоящая от работы А.И. Черных на 10 лет, продиктована иными реалиями- потребностью в эффективном управлении рынком труда и безработицей[14].К сожалению, прошлый опыт, сохранивший ценность до наших дней, почти забыт.Труды ученых 20-х гг. не переиздавались и не реферировались. Мы проанализируемдеятельность бирж труда в годы НЭПа, методы и органы регулирования рынка труда.В частности, предполагается, рассмотреть такую важную функцию биржи труда, кактрудовое посредничество. В рыночном обществе трудовое посредничество — одна изинфраструктурных характеристик, направленная на сближение спроса и предложениятруда, способствующая сокращению трансакционных издержек. В 20-е гг. наряду спрогнозированием, организацией подготовки и переквалификацией кадров,социальной реабилитацией безработных и другими функциями, возложенными на биржутруда, посредничество выступало регуляционным механизмом рынка труда.
Анализом безработицы и трудового посредничества вте годы занимались научные деятели и сотрудники Народного Комиссариата Труда(НКТ), в частности, Я.И. Гиндин, Л.Е. Минц, П. Заводовский, Аристов, А.И.Исаев, A.M. Аникс и др. Их книги истатьи — это не только обзоры, но также глубокий монографический анализструктуры и генезиса российской безработицы, разработка прикладных методовуправления ею. Работы так называемых практиков — это отчеты, заметки, репортажис мест, их делали внештатные корреспонденты и рядовые регистраторы бирж труда,материалы публиковались на страницах журналов «Голос работника»,«Вопросы труда», газеты «Трудовой посредник». Накопленогромный фактологический массив данных. Так, в библиографии по рынку труда,составленной А. Исаевым в 1925 г., указано более 120 работ, посвященныхвопросам организации и реорганизации бирж в 20-е годы, и более 100 работ об ихдеятельности[15].
Безработица в годы НЭПа — продолжение техпроцессов, которые начались после отмены крепостного права в России и развитиякапитализма. Возникновение наемного труда создало благоприятную почву длякоммерческой деятельности частных посредников, ставших вскоре монополистами нарабочем рынке. Они практиковали варварские методы, как считает В.А. Гаген,которые ничуть не решали проблему. В конце XIX века в стране появилосьобщественное движение, выступавшее за создание некоммерческих бирж труда-рекомендательных контор, собиравших сведения о претендентах. Однаковыяснилось, что благотворительные биржи оказались неконкурентоспособными«из-за несовершенстваструктуры». После Октябрьской революциибезработица была объявлена «наследием капитализма», с которымследовало бороться. Уже в первые полгода после 1917 г. на ленинградской имосковской биржах предложение преобладало над спросом. «Военныйкоммунизм» проходил на фоне закрытия частных фабрик, роста безработицы,национализации предприятий и вмешательства в производство профсоюзов. Причинойбезработицы также служили недостаток сырья и топлива при военном положении,рассогласовании привычных хозяйственных связей, демобилизация армии,демилитаризация военной промышленности, выбросившая массы так называемых«оборонцев» — крестьян, нанятых в годы войны. В летние месяцы 1918 г.на каждые 100 предложений труда было всего 33 рабочих места. В это время биржитруда работали на началах посредничества, однако при стремительном ростебезработицы они отошли от модели рекомендательных контор, поскольку не моглиобеспечить провозглашенного права на труд. Биржи были переименованы в Органыучета и распределения рабочей силы. На них возлагалось снабжение кадраминародного хозяйства из числа безработных, а также переброска рабочей силы,контроль за условиями труда, статистический учет движения рабочей силы,назначение пособий, организация общественных работ. Штат работников Органовучета был укомплектован партийными и профсоюзными активистами. Кроме того,число бирж труда, которых до февральской революции было всего 6, увеличилось ксентябрю 1918 г. до 238, а корреспондентских пунктов — до 91. Практикацентрализации спроса и предложения труда, а также распределения работ в порядкеобщей очереди закреплялась Положением о биржах труда от 31 января 1918 г. Ликвидациячастного трудового посредничества государственным сопровождалась введениемобязательного найма рабочей силы. В результате частные конторы, посредническиебюро при профсоюзах, Союзы безработных для трудоустройства солдат к концу 1918г. были ликвидированы.
Однако неверно считать, что централизация наймарабочей силы решила проблему безработицы, если учесть явную перегруженностьОтделов распределения. В годы НЭПа на 100 безработных приходилось 62,2 места и50,1 посылок. Следовательно, из 100 безработных только половина посылалась наработу. С ликвидацией параллельного трудового посредничества избыток труда к1919 г. превратился в кадровый дефицит. Причин тому несколько. С одной стороны,низкий уровень оплаты труда привел к нарушению трудовой мотивации занятых, чтовызвало падение уровня производительности труда. С другой стороны,национализированные предприятия не проявляли инициативы, не стремились крационализации производства. По оценке А. Аникста, вплоть до января 1921 г.хозорганы составляли программы увеличения штатов на 200-300%, не обращаявнимания на недоиспользование уже занятых. Кроме того, хозяйство столкнулось непросто с дефицитом рабочей силы, а с дефицитом квалифицированной рабочей силы,частью отозванной на партийную и профсоюзную работу, частью мобилизованной вряды Красной Армии, частично ушедшей самотеком в деревню (причины: низкаязаработная плата, недостаток топлива и продовольствия, голод). Ситуацияосложнилась отсутствием какого-либо статистического бюро, которое вело бы учетрабочей силы и определяло объем самотечного движения[16].
Фиктивное преобладание спроса над предложением,распыление трудовых ресурсов, ухудшение их качества — все это привело кпоявлению особого института трудовой мобилизации, т.е. принудительногопривлечения к труду. По стране прокатилась волна вербовок, отзывовквалифицированных рабочих из Красной Армии. Шагом, который закрепил монополиюгосударства на рынке труда, явилось провозглашение 3 мая 1919 г. принципавсеобщей трудовой повинности, запрещающим отказываться от предложенного места.В итоге произошел закономерный переход к плановому снабжению предприятийтрудовыми ресурсами, с характерной для него всеобщей, но неэффективнойзанятостью, принудительным закреплением человека за рабочим местом. Безработицаиз явной перешла в латентную. Таково было наследие, оставленное НЭПу «военнымкоммунизмом». Переход к НЭПу, передача мелких и средних предприятий частникам,опора на хозрасчет и стремление к удешевлению себестоимости продукции вызвалидвижение за рациональное использование рабочей силы. В научной литературебезработица с массовым высвобождением избыточного труда сразу стала ключевойпроблемой. К началу 1922 г. всего безработных по стране насчитывалось свыше 100тыс. человек, а к маю 1924 г. официально зарегистрировались уже 1424 тыс.безработных. Таким образом, за два с половиной года, по официальным данным,безработица выросла примерно в 14 раз.
Источники новой, «восстановительной»безработицы были иными, нежели военной. При «военном коммунизме»рынок труда был неорганизованным, экономически распыленным, но к 20-м годам онбыл уже охвачен сетью Органов распределения. На первых порах основным источникомбезработицы служили: (1) массовый отток рабочей силы из деревень в город,возвращение фабрично-заводских рабочих в связи с ростом производства, увеличениемреальной заработной платы и улучшением условий жизни в городе (рост притокакадров обгонял рост промышленности в 2 раза; (2) массовое высвобождениеизбыточных малоквалифицированных работников, нанятых при трудмобилизации(Процент недоиспользования рабочего времени продолжал расти. По данным А.Аникста, он достиг своего пика к середине 1922 г. и составил 59%, однако вконце 1922 г. начались серьезные сокращения кадров); (3) сокращение штатовгосучреждений (к 1922 г. 33% от общего числа безработных составилисовслужащие, охваченные структурной безработицей); (4) демобилизация КраснойАрмии; (5) вступление на рынок подростков и лиц, ранее не работавших по найму(большей частью женщин и разорившихся мелких собственников, не пригодных кфизическому труду). В итоге в начале НЭПа из 150 тыс. зарегистрированныхбезработными чернорабочих было 30 тыс., индустриальных рабочих 33 тыс., лицинтеллигентного труда 37,2 тыс. Трудоустройство последних было осложненодальнейшим сокращением штатов совслужащих. В отличие от безработицы 1917—1918гг. наметились тенденции увеличения спроса на индустриальный, но уменьшенияспроса на интеллигентный труд, труд женщин, подростков и др. Постепенноформируется сегментация рынка труда, источники которой появились уже в началеНЭПа.
Таким образом, с одной стороны, безработица какследствие восстановления народного хозяйства не могла уже быть разрешенавоенно-принудительными методами. Она требовала мер экономического порядка. Сдругой стороны, очень пестрый состав идущих работу и источников пополнениярынка труда, большая доля структурной безработицы требовали социальных мер. Правительстворешилось на методы государственного регулирования рынка труда.
В развитии институтов государственногорегулирования рынка труда и трудового посредничества можно выделить двапериода: 1) адаптация государственного посредничества к нуждам рынка (1921-1924гг.); 2) его демонополизация (1924-1927 гг.). Становление трудовогопосредничества на первом этапе НЭПа определялось идеологическими установками опомощи рабочему классу. Государственное регулирование означало, что всеоперации по найму сосредоточиваются в одном месте, а работа распределяется впорядке общей очереди между добровольно обращающимися на биржу и в связи спринципом наибольшей нуждаемости[17].
Однако новые методы отличались от практикитрудмобилизации, во-первых, правом безработного не регистрироваться, если он ненамерен трудиться, во-вторых, правом отказаться от предлагаемой работы.Работодатель, хотя и нес уголовную ответственность за нанятых, не моготказаться от присланного работника. Услуги биржи труда стали бесплатными,принципы ее деятельности закреплялись Постановлением НКТ (Наркомтруда) от12.04.1922 г.
В 1922 г. Органы распределения переименованы вБиржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилосьо новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами- с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членампрофсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда,осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывалипрофсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов.
Установка на охват всего рынка труда привела кперегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишковрабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия посоциальной помощи и, наконец, посреднические операции. Сюда включались такжерегистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационномупризнаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посылработников по заявленному спросу. На практике процедура посредничествавыглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качествебезработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы поуплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились осоциально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренциибыло особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработныхобесценивала титанические труды статистиков[18].
Во-первых, предоставление льгот усилило потокмнимых безработных, которые, пользуясь правом отказа от работы, затруднялиработу биржи, делали невозможным подсчет истинных масштабов безработицы.Сотрудники биржи не успевали проверить квалификацию и отсутствие заработка укаждого соискателя. Административные меры «чистки», предпринятые в1922-1923 гг., позволили снять с учета от 30% до 60% граждан. Однако потеривосполнялись в считанные месяцы. После второй чистки был введен новый принципрегистрации — по признаку стажа и квалификации. Квалифицированные посылалисьна работу в первую очередь, остальные регистрировались как «ищущиетруда». Во-вторых, не все квалифицированные рабочие регистрировались набирже труда. Ограничение в регистрации способствовало развитию подпольногорынка труда. В-третьих, профсоюзы требовали снимать с работы не члена профсоюзас заменой его членом профсоюза. Поскольку достаточно было проработатьгде-нибудь один месяц по найму, чтобы вступить в профсоюз и стать«пролетарским элементом», в числе безработных к 1924 г. оказалось42,1% членов профсоюзов, требовавших внеочередного трудоустройства.
В результате при большом объеме безработицы лишьнемногие подходили работодателям. Возник неудовлетворенный спрос.Хозяйственники, недовольные посылом некачественной рабочей силы, увидели вгосударственном регулировании тормоз в развитии промышленности, настаивая надемонополизации биржи труда. Заявки на рабочую силу поступали нерегулярно,предприятия начали сами подыскивать себе высококвалифицированных работников,как-то: кассиров, руководителей отделов и подразделений. Корреспонденткостромской газеты «Красный мир» писал: «В день, когдатребование на рабочую силу поступает на биржу, она осаждается безработными отпрофсоюза, который указывает персонально кандидатов, инвалидами с ярлычками длявнеочередной посылки, женщинами из Женотдела, Губкомиссией помощидемобилизованным и 300 беженцами из Поволжья. В результате всестороннего нажимабиржи труда теряет посреднические функции и вынуждена делать отступления оттребований нанимателя»[19].
Затрудняла деятельность биржи труда такженеэффективная внутренняя организация и условия труда. Тесные помещенияограничивали пропускную способность, возникали очереди безработных и толчея.Кроме того, сказывалась неукомплектованность штатов бирж, тяжелые условиятруда, приравнивание функций кадрового эксперта к работе секретаря-регистратора.Средняя заработная плата работника биржи составляла 36 р. 80 к., в некоторыхместах — 15 рублей (для сравнения: средний рабочий получал 100 рублей).Квалификация была низкой, поскольку грамотные люди уходили на хозяйственнуюработу. В середине 1923 г. появились новые ограничения, в частности, установленпредельный радиус найма через биржу — 15 верст, а также введен трехдневный срокисполнения спроса. Нередко раньше других трудоустраивались родственники. Противпротекционизма и кумовства широкую кампанию развернули профсоюзы. Проведенныеими обследования обнаружили, что, например, «статистик первогоразряда» на деле оказывался конторщиком-регистратором, а на частныхпредприятиях 100% спроса проходило с последующей регистрацией. В итоге биржитруда до 1924 г., захватив монополию, так и не смогли эффективно регулироватьрынок труда. Государство выделяло деньги на социальную помощь безработным, ане подыскивало для предприятий нужные кадры. Местным биржам приходилось идтина многочисленные отступления от действующих правил. Так, Оренбургская биржатруда в 1923 г. предоставляла право безработным самим подыскивать работу поистечении «биржевого стажа». Ленинградская биржа предоставляла такоеправо внезависимости от времени и очереди, но с последующей регистрацией. Всебиржи захлебывались от потока мнимых безработных. Учтя опыт мест, НКТ в 1924г. издает постановление «О прекращении выдачи билетов безработным лицам,состоящим на учете бирж труда». С отменой льгот поступление на биржи трудауменьшилось, и единственным мотивом обращения стало реальное получение работы.Добровольное обращение работников, разрешение вольного найма означалодемонополизацию государственного посредника[20].
В 1923 г. в России насчитывалось 1,4 млн.безработных, насчитывалось 57 посланных биржей на 100 предложений, а в начале1924 г. их число возросло до 83. Зато кумовство на вольном рынке приобрело ещебольшие масштабы. В августе 1924 г. произошла очередная чистказарегистрированных безработных, их численность сократилась на 40%. Прекратилосьадминистративное преследование нанимателя за отказ от найма безработного.Контроль же за соблюдением норм трудового законодательства передается органуохраны труда, а также профсоюзам, которые сразу стали развивать практикуколлективных договоров. Определение категорий льгот по платежам — учреждениям,назначающим платежи, например, коммунальной службе. Юридически демонополизациятрудового посредничества была установлена Положением о Биржах труда в 1925 г.,хотя НКТ СССР оставил за собой право на обязательный найм через посредническиеорганы, но в исключительных случаях. Первыми результатами демонополизации сталиповышение качества деятельности бирж и переход от пассивного посредничества кактивному. Отделение посредничества от социальных мер открывало свободудействий. С 1924г. усиливается информационная функция бирж — учреждена газета«Трудовой посредник», публикующая объявления о вакансиях ипретендентах. Бюро, организованные по профессиональному признаку, вырабатывалиметоды посредничества, устанавливая отношения со своим кругом потенциальныхработодателей, в том числе соглашения об использовании производственныхмощностей для проведения практической экспертизы. Улучшается качественныйсостав претендентов. Волна судебных процессов над «ответственными»работниками, уличенными в растратах, стимулировала обращение работодателей вбюро трудоустройства, которые имели высокую репутацию. Однако плотность услугвызвала сомнения работодателей: приходилось платить за то, что раньшепредоставлялось бесплатно[21].
Правда, вскоре плата, введенная как временнаямера для покрытия издержек по реорганизации посредничества, была отменена, кнедоумению уже потратившихся на подбор рабочей силы руководителей.
С первыми шагами индустриализации рынок трудаперестает напоминать капиталистический. Началось сворачивание НЭПа и переход кплановой экономике, при которой надобность в традиционных биржах трудаполностью отпала. Их заменили отделы кадров и бюро по трудоустройству.
Заключение
Вкурсовой работе была рассмотрена тема биржи в Советский период во времена НЭПа.На основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.
С1923 г. началось вытеснение частных посредников. В феврале 1923 г. былозапрещено частное посредничество в сделках между госорганами, и частныйпосредник мог участвовать лишь в заключении сделок между госорганом и частымлицом. Этим Декретом было положено начало размежеванию двух рыночных секторов —обобществленного и частного. Лица, состоящие на государственной службе, неимели права действовать в качестве комиссионеров, торговых агентов или частныхпредставителей госорганов. Законом «О торговых агентах» (октябрь 1925 г.) этотинститут в государственном секторе упразднялся.
Усилениегосударственного регулирования торгового оборота активизировало деятельность товарныхбирж — организаций, в деятельности которых сочетались хозяйственно-оперативныеи контрольно-регулирующие функции, История советской биржи началась летом 1921г. Инициатором их создания была кооперация. Несколько позже к их организацииприступил ВСНХ. Первые биржи действовали на основе своих уставов,ориентированных на уставы центральных бирж Москвы, Петрограда и Киева.
Вавгусте 1922 г. СТО принял постановление «О товарных биржах», подводившее общуюправовую базу под все фактически существовавшие биржи и определившее структуруи порядок работы вновь возникавших организаций Заседатель видел задачи бирж ввыявлении отношений спроса и предложения, облегчении и упорядочениитоварообмена. В нюне 1922 г. ВСНХ обратился к биржам с предложением усилитьпривлечение частных лиц и капиталов в целях борьбы с «черными биржами».Августовское постановление «О товарных и фондовых биржах» снизило ценз длячастных предприятий, желающих участвовать в работе бирж.
В сентябре 1922 г.СТО принял постановление «О регистрации внебиржевых сделок госпредприятий», предписывавшеегосорганам обязательное оформление на бирже сделок, совершенных вне биржи. Темсамым биржевая регистрация должна была усилить контроль государства за сделкамичастных лиц. Преимущество госорганов на бирже обеспечивалось рядоморганизационных мер: биржевые комитеты (руководящие органы биржи) полностью иличастично назначались губернскими экономическими совещаниями.
По определению НК Внуторга, биржи представляли собой«самоорганизацию торгующих», что позволяло экономическими мерами решать задачи порегулированию товарооборота, которые не могли быть разрешены административнымпутем. Юридическая природа биржевой организации раскрывалась в циркуляреКомиссии по внутренней торговле при СТО РСФСР в марте 1924 г. Там определялось,что биржи не осуществляют функций государственной власти, но действуют наначалах самоуправления, они не являлись ни государственными учреждениями, ничастными организациями, это общественные организации. В составе биржсоздавались секции частной торговли. Для координации работы бирж учреждалось Бюросъездов биржевой торговли. В 1922 г. Органыраспределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитетбиржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами,с одной стороны, и с хозорганами — с другой. Предполагалось предоставлениеработы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работойэкспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом ит.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцамипрофсоюзов.
Установка на охват всего рынка труда привела кперегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишковрабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия посоциальной помощи и, наконец, посреднические операции. Сюда включались такжерегистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационномупризнаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посылработников по заявленному спросу. На практике процедура посредничествавыглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качествебезработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы поуплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились осоциально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренциибыло особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработныхобесценивала титанические труды статистиков.
В 1923 г. в России насчитывалось 1,4 млн.безработных, насчитывалось 57 посланных биржей на 100 предложений, а в начале1924 г. их число возросло до 83..
С первыми шагами индустриализации рынок трудаперестает напоминать капиталистический. Началось сворачивание НЭПа и переход кплановой экономике, при которой надобность в традиционных биржах труда полностьюотпала. Их заменили отделы кадров и бюро по трудоустройству.
Биржам суждено было возродиться на недолгий период в советскийпериод. Это произошло в июле-декабре 1921 г. (первые годы НЭПа). Биржи возниклистихийно по всей стране. Но их эффективность была низкой.
В биржевом обороте находились в основном те же товары, что и до войны,- продовольствие и фураж. Текстиль, сырье, металлические и кожевенные изделия,топливо были представлены на биржах не значительно.
В советский период функции биржи заключались в определении спроса ипредложения, регламентировании сделок и котировке цен. Как видим, они совпадаютс функциями бирж в дореволюционный период. В конце 20-х годов советские биржибыли ликвидированы.
Список используемой литературы
1. АникстА. Современная безработица в России и борьба с нею // Вестник труда. — 1922.- №2.
2. АтаянИ.М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества //Социологические исследования. — 2000. — № 4. — С. 117-122.
3. Биржевойпортфель (Книга биржевика, Книга биржевого коммерсанта, Книга брокера)/ Отв.ред. Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. — М.: «СОМИНТЕК», 1992. — 496с.
4. ГагенВ.А. К вопросу об организации указания труда в России. — СПб., 1902.
5. ГерманЛ. Работа местных органов Наркомтруда // Вопросы труда. — 1924. № 9. — С.21-27.
6. ГерчиковаИ. Международные товарные биржи. Вопросы экономики. -1991. — Т 7. — 439с.
7. ГиндинЯ. Безработица и трудовое посредничество. — М.: Вопросы труда. 1925.
8. Гиндин Я.И. Новыеформы работы бирж труда (с приложением постановлений и распоряжений НаркомтрудаСССР о реорганизации Бирж труда). — М.: Вопросы труда. 1924.
9. ГиндинЯ.И. Профсоюзы и безработица (1917-1927). — М., 1927.
10. ЗавидовскийП. Состояние рынка труда и наши ближайшие задачи // Вопросы труда. — 1924. — №1. — Приложение. С. 11-17.
11. ИсаевА. Безработица в СССР и борьба с нею (За период 1917-1924 гг.). — М.: Вопросытруда. 1924.
12. ИсаевА. Указатель литературы по рынку труда и борьбе с безработицей. — М.: Изд-во«Вопросы труда», 1925.
13. Исаев И.А.История государства и права России. Учебник. — М.: Юристъ, 1999. – 612 с.
14. Историягосударства и права России: Учебник / Клеандрова В.М., Мулкаев Р.С., СенцовА.А. и др.; Под ред. Титова Ю.П. — М.: Проспект, 1999. – 514 с.
15. КешянВ.Г. Биржевой рынок: Страницы истории и становления в соврем. Условиях / Вступ.ст. Видяпина В.И. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996. – 350 с.
16. КондратьевД. “… Где пристойно, сделать биржу”: [О прошлом и настоящем биржи] //Родина. — 1996. — № 9. — С. 73-76.
17. МаневичВ. Функции товарной биржи и основные направления биржевой политики в условияхперехода к рынку. — М.: Вопросы экономики, 1991. — Т 10. — 673с.
18. МинцЛ.Е. Рынок труда в России (за 1922 и 1 пол. 1923 гг.). — М., 1923.
19. Обосновных задачах Отделов труда в области регулирования рынка труда // ИзвестияНКТ СССР. — 1922. — № 2. — С. 4-8.
20. Советскаятоварная биржа. 20-е г г.: Док. и материалы / Сост. коммент. и вступ. ст.Московченко Н.В. — М.: Дело. 1992. – 342 с.
21. Тайныбиржевых спекуляций: Сборник / Сост. Коптяев А.А. – СПб.: Лик, 2001. – 110 с.
22. ТимошинаТ.М. Экономическая история России: Учебное пособие /Под. Ред. Проф. М.Н.Чепурина.- 8-е изд. стер. — М.: Юстицинформ, 2002. -416с.
23. Хрестоматия поистории государства и права России. / Под ред. Чибиряева С.А. — М: Былина,2000. – 602 с.
24. ЦелыковскаяЕ.А. Советская товарная биржа 20-х годов: какой она была // ВестникСанкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. — СПб.: 1993. — Вып. 3. — С. 115-119.
25. ЧерныхА.И. Рынок труда в 20-е годы // Социологические исследования. — 1989. — № 4. — С. 118-126.
26. ЯковлевА.А. К становлению советских товарных бирж. — М.: Экономические науки. — 1991.- Т 11. — 397с.