Введение
Россия в данный моментнаходится в сложных экономических, социальных и технических условиях. Во многихсферах народного хозяйства положение можно без преувеличения назвать кризисным.Причин этому множество – и долгое развитие в условиях административно-команднойсистемы, и попытка организовать резкий плохо подготовленный переход к рыночнымусловиям, и сложности развития малого предпринимательства в стране, а такжемногое другое. После распада Советского Союза в России начались кардинальныепреобразования, затрагивающие все сферы деятельности, не исключая, разумеется,и такую важную, как научная. Проблема эффективного использования инноваций нетолько не исчезает в ходе реформ, но напротив – становится всё острее стечением времени и увеличением отставания России от передовых стран мира. Вжёстких условиях кризиса, технической и технологической отсталости необходимачёткая и эффективная работа государства в сфере инновационных преобразований.Для успешного выхода из сложной ситуации и преодоления (сокращения) лага,образовавшегося в развитии нашей страны и передовых государств, государственнаяполитика в сфере инноваций играет главнейшую роль. Кризис в развитии науки,техники, технологий не только тормозит развитие отраслей, связанных снаучно-техническим прогрессом, но и не создаёт базы для развития иных отраслейхозяйства, что приводит к совокупному отставанию страны от развитых стран.
Общие корни науки ибизнеса
Первое, что сближаетнауку и бизнес, — это их общие корни, вырастающие из протестантской этики.Тесная связь с нею предпринимательства и вообще «духа капитализма»,впервые продемонстрированная М. Вебером, приобрела редкий в социальных наукахстатус рассматриваемой истины и сейчас прописана в учебниках. Р. Мертоном и егопоследователями столь же убедительно доказана неразрывная связь с этой этикой инауки Нового времени. Да и вообще все основные источники формированияпредпринимательской активности одновременно послужили и условиями развитиянауки.
Например,индивидуализм, явившийся одним из главных порождений протестантской этики,сыграл первостепенную роль в формировании таких предпосылокпредпринимательства, как самостоятельность, независимость и ответственностьличности. Он же стал основой формирования атомистически-механистического стилямышления, характерного для науки Нового времени. «Этический индивидуализм(»индивидуум” — латинский перевод греческого «атом») иестественнонаучный атомизм (корпускуляризм) в XVII — начале XVIII в.воспринимались как различные аспекты единого мироощущения, согласно которомуосновополагающими элементами природного и социального бытия являютсясамостоятельные индивиды (атомы, корпускулы), взаимодействие между которымиосуществляется внешне регулируемым, механическим образом и подчиняется жесткимзаконам”
Равнозначное влияние нанауку и бизнес оказало протестантское отношение к труду. Оно сформировалоглавную базу предпринимательства — новую, в сравнении с предшествовавшимиэпохами, организацию труда в виде производства. И оно же сделало возможнымпоявление экспериментальной науки, требующей большого труда и разительноотличавшейся от античного философствования или средневековой схоластики. Асвойственное протестантизму уважительное отношение к любому труду, в том числеи к ручному, мало похожее на мораль прежних обществ (как, например, у древнихгреков, которые тоже умели трудиться, но к ручному труду относились свысока,предоставляя его рабам и колонам), ощутимо способствовало развитию техники.Техника же в свою очередь оказала огромное влияние и на бизнес, как в случаемореплавания, и на науку, например, снабдив ее таким способом научныхкоммуникаций, как книгопечатание.
Близкую роль сыграл исвойственный протестантизму культ терпения. Производные от него«умеренность, воздержание, труд как самоценность, самодисциплина иотсроченность вознаграждения» [2, р. 78] в равной мере необходимы и вбизнесе, где успех не приходит сразу, и в науке, где, как в случае М. Фарадея,для того чтобы получить результат, необходимо провести более сотниэкспериментов.
Прагматизм иутилитаризм, ставшие краеугольными принципами тех отношений, которыестимулировали предпринимательство, одновременно были основными ориентираминауки Нового времени, нацеленной в первую очередь на достижение практическихрезультатов. Как показывает Р. Мертон, практически все исследования ееоснователей помимо чисто научной имели еще и отчетливо выраженную практическуюцель [3] — так же, как и усилия предпринимателей.
Синхронное влияние нанауку и бизнес оказали и обусловленные протестантизмом установки, которые вистории человечества приобрели преимущественно политическое звучание, напримеридеи свободы, равенства и т.п.
В мире бизнеса онинемало содействовали свободе предпринимательства, разрушению чуждой его духусистеме кастовых отношений, утверждению равноправия предпринимателей,побуждавшего их к соблюдению единых правил игры, уважению друг к другу,честности и взаимной ответственности.
В науке соответствующиепринципы проявили себя тем, что сделали возможными свободный обмен мнениями,дискуссии, утверждение кредо «подвергай все сомнению» и т.д., породивто, что Р. Мертон называет «тотальной гносеологической установкой».И,как подчеркивает другой классик социологии науки — Б. Барбер, «активностьв этом мире, противостоявшая ориентации на потустороннюю жизнь, либерализм впротивоположность авторитаризму, активное воздействие на мир, а не пассивноеприспособление к нему, равенство, противопоставленное неравенству, — все этиценности составили основу развития науки» .
Но, пожалуй, самыймощный общий корень науки и предпринимательства пророс в виде рационализма. НаукаНового времени характеризуется как эмпирический рационализм поскольку основана,во-первых, на эксперименте, во-вторых, на постулатах о принципиальнойпознаваемости мира, возможности его улучшения с помощью знания, необходимостиподчинения человеческих аффектов, да и всей социальной жизни разуму, которыйвоплощает в себе наука. В мире же бизнеса рационализм имел два основныхпроявления. Во-первых, сделал основой предпринимательского действия расчет,опирающийся на математику как средство, на взвешивание потенциальных потерь иприобретений — как стратегию. Во-вторых, приучил людей к откладываниюполученной прибыли, самоограничению и отрицанию нерационального мотовства в ееиспользовании, которые сделали возможными аккумуляцию капитала и его разумное размещение.
Наука ипредпринимательство, конечно, не могли не оказывать и прямого влияния друг надруга. Как отмечает М. Вебер, предпринимательство с первых своих шаговопиралось на научное знание (например, на географическое или математическое) ина основанные на этом знании технические изобретения. Наука же «получаласильную стимуляцию со стороны капиталистических интересов и их практическоговоплощения»
При наличии единойкорневой системы науки и предпринимательства неудивительно, что когда и то, идругое из факультативной и эпизодической деятельности превратилось в профессию,между учеными и предпринимателями обнаружилось много общего. Зиманом образученого как «купца истины», который торгует произведенным им знаниемточно так же, как любой другой купец торгует своим товаром, неизбежно обладаярядом качеств предпринимателя. Это утверждение можно развернуть и впротивоположную сторону, распространив его на первых предпринимателей, которые,совершая Великие географические открытия, предпринимали действия, характерныедля ученых.
Возможно, именно в этупору сформировалось такое общее свойство науки и бизнеса, как инновационнаяустановка, которая передалась от них всей западной цивилизации, где существуетнастоящий культ новизны, проявляющийся не только во всеобщей нацеленности напрогресс, но и в поведении обывателя, почти всегда предпочитающего новые вещистарым.
В типовом обликесовременных ученых и бизнесменов тоже можно обнаружить общие черты. Важнейшейсреди них является так называемая мотивация достижения — сильное желаниедобиться успеха и сделать в своей жизни что-либо значительное.Без нее немыслимуспех ни в науке, ни в бизнесе. И не случайно, как свидетельствуют эмпирическиеисследования, к числу профессиональных групп, для которых характерен наиболеевысокий уровень мотивации достижения, принадлежат в первую очередь ученые ибизнесмены, а также политики.
Конечно, сходствоученых и предпринимателей не следует переоценивать. Между ними существуют иважные психологические различия, состоящие, например, в том, что риск — этоодин из главных атрибутов предпринимательства, люди же науки, наоборот, к числунаиболее важных преимуществ своей профессии относят спокойствие ипсихологическую безопасность, обнаруживая явную склонность избегать техбеспокойных ситуаций, которые характерны для бизнеса или политики.
Но и среди них естьнемало людей, склонных к риску и наделенных незаурядными предпринимательскимиспособностями. Так, например, в США более 30% крупных коммерческих фирм,специализирующихся в области разработки и продажи высокотехнологичных изделий — компьютеров, лекарственных препаратов, бытовой техники и т.п., созданы бывшимиучеными, которые, разработав новые виды продукции, нередко решаютсамостоятельно их производить и продавать, становясь таким образомбизнесменами. А одним из персонифицированных символов слияния науки и бизнесастал вице-президент Стэнфордского университета Ф. Терман, создавший на базеэтого университета первый в мире научный парк, который дал жизнь небезызвестнойСиликоновой долине и стал цитаделью компьютерной революции.
Инновации в российскомбизнесе
В чем же заключаетсясам инновационный процесс в российском бизнесе? Дело в том, что наряду сизменениями в сфере управления компаниями проходят инновационные изменения вфункционировании российского бизнеса благодаря процессу, состоящему в получениии коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг,оригинальных решений производственного, финансового и административногохарактера, а также других результатов интеллектуальной деятельности. Обычныйинновационный процесс можно подразделить на несколько стадий. На первом этапеиспользуются фундаментальные исследования, которые проводятся в высших учебныхзаведениях, отраслевых специализированных институтах, лабораториях и в основномфинансируются из государственного бюджета на безвозвратной основе. Сейчас с этимтуго. На втором этапе проводятся исследования прикладного характера, здесьинвестором может выступать заказчик, именно с этого этапа возникает возможностьриска потери вложенных средств, так как результат прикладных исследований можетбыть нулевым или даже отрицательным. На третьем этапе осуществляютсяопытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Далее осуществляетсяпроцесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и затем поосновным этапам жизненного цикла товара. На этапе вывода товара на рыноктребуются особенно большие затраты и в связи с необходимостью создания илирасширения производственных мощностей, подготовки персонала, расширениярекламной деятельности и т.д. На этом этапе инновационного процесса реакциярынка на нововведения еще не определена и риски отторжения весьма вероятны,поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер. Для осуществления ростаобъемов производства, расширения рынка сбыта, повышения конкурентоспособности иобеспечения условий возврата или окупаемости рискоинвестиций на данном этапеинвестиционного процесса обычно проводится эмиссия ценных бумаг, котораяпозволяет привлечь дополнительные средства, обеспечить их прибыльноеиспользование при условии поддержания конкурентоспособности продукции, услуги иорганизации в целом.
В настоящий моментрезко обостряется конкуренция и повышаются требования потребителей, поэтомуименно постоянные нововведения могут стать одним из факторов преуспевания.Следует поэтому непрерывно улучшать и преобразовывать свои возможности, а такжесовершенствовать сами управленческие процессы.
Поиск эффективныхорганизационных форм управления нововведениями связан с выделением иобособлением подразделений, занимающихся нововведениями и долгосрочнымипроблемами развития компании, а также с необходимостью создания механизмаинтеграции и координации деятельности, взаимодействия в ходе разработки ивнедрения нововведений.
Исходя из российскойпрактики можно отметить внимание, которое уделяется руководителями предприятийисследованию инвестиционных возможностей компаний. Управление инвестиционнымирисками и изучение инвестиционной сферы является необходимым условиемокупаемости и прибыльности инвестиций. Если ранее инвестиции оставалисьпрерогативой государства, то на сегодняшний день инвестиции являются важнойчастью функционирования и развития российского бизнеса. В настоящий моментисточниками инвестиций могут быть как собственные финансовые средства, так иассигнования из федерального или местных бюджетов, иностранные инвестиции, атакже различные формы заемных средств, в том числе кредиты.
Инновации за рубежом
Инновационный потенциалорганизации складывается из факторов, дающих оценку состояния ее внутреннейсреды, характеризующих ее конкурентоспособность и конкурентные преимущества, ииз факторов внешней среды, которые как бы определяют привлекательностьинновационного рынка для организации. И здесь инновационные возможности,предоставляемые организации ее внешней средой, во многом зависят отинновационной политики государства. Огромные затраты на НИОКР, риск при ихпроведении, необходимость определения приоритетных направлений развития,формирование инфраструктуры для инновационной деятельности, координациядеятельности государственного и частного сектора, разработка новых и пересмотрдействующих законодательных актов; способствующих активизации инновационногопроцесса, — все это требует государственных гарантий, финансирования,организационной и информационной помощи. государство является одним изважнейших внешних факторов, от которого во многом зависят инновационныевозможности организации.
Изучение опытаэкономически развитых стран по созданию механизма государственного регулированиянаучно-технического развития является позитивным фактором в преодоленииинновационного кризиса в нашей стране. наукабизнес управление инновации
Осуществлениенаучно-технической политики США базируется на хорошо развитой институциональнойструктуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКРявляются два крупных межведомственных органа.
Американский научныйфонд, координирующий направления фундаментальных исследований, и Американскийнаучный совет, представляющий интересы промышленности и университетов внаучно-технической политике. Важнейшую роль в осуществлении государственныхисследовательских программ играют Министерство обороны и Национальноеуправление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).
Государственнаяполитика Российской Федерации в сфере науки и инновационного бизнеса
Работа государства всфере поддержки и развития научного потенциала страны ведётся в двухнаправлениях:
1. Государственнаянаучно-техническая политика.
2. Поддержка инновационныхфирм.
Рассмотрим оба этинаправления на примере Российской Федерации.
Основные цели ипринципы государственной научно-технической политики:
Основными целями государственнойнаучно-технической политики являются развитие, рациональное размещение иэффективное использование научно — технического потенциала, увеличение вкладанауки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейшихсоциальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований вобласти материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособностипродукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсовгосударства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности,общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
Государственная научно-техническаяполитика осуществляется исходя из следующих основных принципов:
· признаниенауки социально значимой отраслью, определяющей уровень развитияпроизводительных сил государства;
· гласностьи использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетныхнаправлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-техническихпрограмм и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
· гарантияприоритетного развития фундаментальных научных исследований;
· интеграциянаучной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных формучастия работников,
· аспирантови студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научныхисследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научныхкомплексов на базе образовательных учреждений высшего профессиональногообразования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус,а также научных организаций министерств и иных федеральных органовисполнительной власти;
· поддержкаконкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
· концентрацияресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
· стимулированиенаучной, научно — технической и инновационной деятельности через системуэкономических и иных льгот;
· развитиенаучной, научно — технической и инновационной деятельности посредством созданиясистемы государственных научных центров и других структур;
· стимулированиенаучной, научно — технической и инновационной деятельности субъектов РоссийскойФедерации и интеграция их научно -технического потенциала;
· развитиемеждународного научного и научно-технического сотрудничества РоссийскойФедерации.
Направления государственнойнаучно — технической политики на среднесрочный и долгосрочный периодыопределяются Президентом Российской Федерации на основе специального докладаПравительства Российской Федерации, формируемого с учетом предложений субъектовРоссийской Федерации.
Законодательный орган государственнойвласти Российской Федерации ежегодно в соответствии с посланием ПрезидентаРоссийской Федерации о положении в Российской Федерации и предложениями ПравительстваРоссийской Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовыеобъемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-техническихпрограмм и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств,направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно- технической деятельности,а также систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
Определение основныхнаправлений государственной научно- технической политики, научно-техническоепрогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработкарекомендаций и предложений о реализации научных и научно- технических программи проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются вусловиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертизи конкурсов.
Государственнаянаучно-техническая политика в отношении отраслей
разрабатывается иреализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечениемхозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственнойнаучно-технической политики.
Государственная научно-техническаяполитика субъектов Российской Федерации формируется и проводится привзаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение
Таким образом, вопрекирасхожим стереотипам, российская наука, несмотря на все свои недостатки,обладает вполне приличным рыночным потенциалом, который из-за плачевногосостояния отечественного производства используется весьма специфически. В целомже в нашем же обществе действуют как «технологическое подталкивание»,так и «подтягивание спросом», но система взаимодействия этих векторовразбалансирована, они мало соприкасаются, в основном действуя «мимо»друг друга.
В целом же сложившаясяу нас система взаимоотношений науки и бизнеса, во-первых, основанная на оттокеиз науки в бизнес не идей, а людей, во-вторых, практически лишенная обратноговлияния предпринимательства на науку, в том числе и подпитки последнейденьгами, которые образуются в мире бизнеса, — весьма патологична и обречена нанедолгую жизнь. Она сама себя разрушает, поскольку приближает наступлениемомента, когда из науки уже нечему будет «утекать».
Магистральный путьвзаимовыгодного соединения науки и бизнеса общеизвестен, пройден всемицивилизованными странами и предполагает три краеугольных принципа. Во-первых,установление симметрии в их отношениях, стимулирование такого же интересабизнесменов к науке, который желающие подзаработать ученые имеют к бизнесу.Во-вторых, усиление обоих слагаемых системы их взаимодействия(«технологического подталкивания» и «подтягивания спросом»)и обеспечение их сбалансированности. В-третьих, укрепление главного связующегозвена между наукой и бизнесом — наукоемкого производства *. Эти принципыматериализуются с помощью системы законов, устанавливающих налоговые, кредитныеи прочие льготы для инновационного бизнеса, наукоемкого производства,инвестиций в науку, что существует во всех странах.
Список использованнойлитературы
1. Цапенко И.П., Юревич А.В. Перспективынаучных парков в России
2. Мировая экономика и международныеотношения. 1998. № 9. С. 34^43. Ленчук Е.Б., Стрепетова М.П.
3. Экономическиепроблемы науки // Науковедение. 1999. № 3. С. 9-29.
4. Государственная поддержкапредпринимательства: концепция, формы и методы. М.: ИМЭМОРАН, 1995.