Бизнес-план 13

Введение.

Тема «Бизнес- планирование» одинаково важна как для тех, кто только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, видоизменить или дополнить направления своей деятельности.

Все предприятия (фирмы, компании) нуждаются в бизнес-плане. Тем не менее, для многих, особенно в нашей стране, необходимость разработки бизнес-плана не является неоспоримой истиной.

Каждый предприниматель, как начинающий, так и опытный, должен не только ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники их получения, но и уметь четко рассчитывать эффективность использования этих ресурсов в процессе произ

водственно-хозяйственной деятельности фирмы[5].

Данная тема актуальна, так как невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии существующих форм предпринима

тельства имеются ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности, а, следовательно, уменьшить риск возможного банкрот

ства.

Объектом курсовой работы является методика разработки бизнес-плана.
Предметом курсового работы является организация бизнес- планирования Интернет – кафе “@.ru”
Цель– изучить механизмы бизнес- планирования в экономической деятельности предприятия.

Задачи:

изучить литературные источники;

дать характеристику бизнес-плана, его значение;

проанализировать бизнес-планирование с точки зрения значимости для ведения экономической деятельности предприятия.

ГЛАВА 1. Теоретические основы бизнес- планирования

1.1 Роль бизнес- планирования
Успех любого бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации. При этом необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений (инвестиций), не всегда имеющихся у предприятия[1].

Принятие решения об инвестициях (как внутренних, так и особенно внешних) является стратегической задачей, одной из наиболее важных и сложных задач менеджмента фирмы. При этом следует учитывать, что в сфере интересов потенциального инвес

тора оказываются практически все аспекты экономической деятельности предприятия, начиная от окружающей социально

-экономической макросреды, показателей инфляции, условий налогообложения, состояния и перспектив развития целевых рынков, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта[1].

При привлечении внешних инвестиций предпринимателю необходимо учитывать, что потенциальных кредиторов (инвесторов) фирмы в первую очередь интересуют ответы на два самых главных для них вопроса: «Что они получат при успешной реализации проекта?» и «Каков риск потери ими вложенных денег?» Следовательно, предприниматель должен показать инвестору или партнеру суть своего бизнеса, подготовив ряд вариантов, демонстрирующих им преимущества предлагаемого партнерства и, самое главное, доходы (минимальные, наиболее вероятные и максимальные), которые они получат[6].

Комплексность данной задачи предъявляет особые требования к создаваемому руководством фирмы хозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптацию деятельности фирмы к изменяющимся внешним условиям макро- и микросреды за счет применения современных методов стратегического планирования[6].

Стратегическое планирование — это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурен

тами.

Таким образом, смысл стратегического планирования состоит в:

1) создании условий для сдерживания стремления руководителей только к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей фирмы;

2) ориентировании руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений макро- и микросреды фирмы, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;

3) определении условий для установления обоснованных приоритетов распределения обычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации для достижения поставленных конкретных целей;

4) уменьшении риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации имеющихся ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.

Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.

Бизнес-планирование позволяет менед

жерам и экономистам не только обосновать необхо

димость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в

действующих рыночных условиях[7].

Бизнес-план представляет собой документ, содер

жащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерче

ского проекта или создания нового предприятия. Бизнес-планы являются для наших производите

лей новым видом внутрихозяйственного или внутри

фирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях[1].

Разработка бизнес-плана позволяет получить от

веты на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда бу

дут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски[2].

В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план [4].

Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содер

жание планирования нового вида деятельности или бизнес- проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее[4].

Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности[5].

Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя — учредителя фирмы.

Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиях рыночных отношений[5].

Таким образом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.

1.2 Понятие бизнес-плана.

Цель, задачи и особенности составления.
Бизнес-план – это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе[10].

Бизнес-план необходим:

для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;

для выполнения функции планирования;

для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;

для привлечения денежных средств;

для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.)[13].

Цель разработки бизнес-плана — дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрог

нозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и

перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению[7].

Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:

1) сам процесс бизнес- планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План — это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

2) бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании может помочь опе

ративно контролировать и управлять фирмой;

3) законченный бизнес-план является средством для доведения идей своего бизнеса до всех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов, государственных учреждений, профессиональных консультантов и др.), включая работников фирмы[6].

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;

оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж,

ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;

обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жест

кой конкуренции;

добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;

оценить материальное и финансовое положение фирмы.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться неготовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается[11].

Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес- планированием. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана – адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т. д.

ГЛАВА 2. Структура и содержание бизнес-плана

2.1 Механизм разработки бизнес-плана
Бизнес-план — это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться пред

приниматель, и определяются основные способы решения этих проблем[1].

В зависимости от конкретного характера и условий предсто

ящей деятельности — объема производства, вида продукции (ус

луги), ее новизны и т.п. — состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.

Как правило, бизнес-план состоит из следую

щих разделов:

резюме;

описание продукта (услуги);

анализ рын

ка сбыта;

оценка конкурентов;

стратегия маркетинга;

план про

изводства;

организационный план;

финансовый план.

Резюме

Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особен

ности и преимущества данного проекта перед другими проекта

ми. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положе

ния предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смог

ли получить ответы на вопросы: «Что они

получат в случае ус

пешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?»

Для ответа на поставленные вопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фир

мы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические воз

можности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым она стремится. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличе

ние роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освое

ния новых видов продукции, проникновение на рынки и вытес

нение старых товаров[10].

В конце резюме отражаются финансовые результаты, кото

рые ожидаются от проекта в будущем.

Резюме составляется после составления бизнес-плана.

Описание продукта (услуги)

Первый раздел любого бизнес-плана — это описание того продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

Какие потребности призван удовлетворять данный продукт (услуга)?

Какой полезный эффект можно получить от данного товара (услуги)?

Чем отличается данный продукт (услуга) от товара конкурента?

Полезный эффект — это то, ради чего приобретается товар. Отличительные особенности товара — это то, что делает возмож

ным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать на

исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важные с точки зрения производителя свойства товара, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость их изготовления, технологичность изделий в производ

стве, многие важные особенности их конструкции[10].

Два элемента — потребительные свойства товара и цена — являются определяющими для покупателя при совершении покупки и главными составляющими конкурентоспособности товара, отражающей его отличие от товара-конкурента.

Произ

водителю товара (услуги) всегда нужно помнить, что в конечном итоге люди склонны покупать то, что им нравит

ся, а не то, что им предлагают. Очень важный и очень часто упуска

емый из виду момент — это наглядное изображение товара, или экземпляр изделия фирмы, или свидетельство хотя бы одного клиента, которого полностью устроили услуги, оказанные данной фирмой. Без этого и сама фирма-производитель не будет иметь полного пред

ставления о своих будущих проблемах и затратах, и его потен

циальные кредиторы и партнеры не захотят дать деньги под идею, которая не привела к появлению хотя бы одного экземпляра товара или услуги. Поэтому всегда целесообразно иметь образ выпускаемой продукции, доведенный до товарного вида, фотогра

фию либо рисунок товара, дающие о нем достаточно четкие пред

ставления, или детальное описание предоставляемых услуг[13].

В этом же разделе следует охарактеризовать основные каче

ства товара (услуги), его внешний вид, если необходимо — и упаковку, и сервисное обслуживание. На этом этапе целесооб

разно прикинуть цену товара и затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит опреде

лить предполагаемую прибыль, а значит, и шансы на успех или неудачу[10].
Анализ рынка сбыта

Второй раздел бизнес-плана — изучение рынка товара или ус

луги. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребите

лей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. — одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем поставить дело на «широкую ногу» и заняться им всерьез, следу

ет тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следователь

но, объемы их производства и реализации, необходимые для это

го ресурсы[10].

Если трудно провести достоверные исследования рынка либо они стоят достаточно дорого и не по карману начинающему предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о рынке, особенно если сам предприниматель примет непосредственное участие в продаже това

ра или оказании услуг.

При этом предпринимателю целесообразно обратить внимание на следующее:

насколько часто и охотно покупатели приобретают его то

вар или обращаются в его фирму за услугами;

кто именно покупает его товар или обращается к нему за услугами, что именно привлекло;

сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной услуги;

как реагируют покупатели на цену его товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.

Таким образом, из пробной продажи необходимо получить максимум интересующей информации. Полезно поинтересо

ваться у потребителей, какие изменения внесли бы они во внешний вид,

качественные параметры, упаковку, оказание сервис

ных услуг. При этом не обязательно стремиться удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу. Необходимо нацелить товар или услугу на определенную группу покупателей, на их потреб

ности и вкусы, направить совершенствование изделий и услуг, завоевать определенную нишу на рынке данного това

ра (услуги) и стараться ее удержать[10].

Оценка конкурентов

Третий раздел бизнес-плана посвящается анализу конкурен

тов. Не следует думать, что в условиях нашего ненасыщенного рынка такой анализ является напрасной тратой времени, сил и средств. Ведь ситуация может измениться в любой момент, а ориентировать свой бизнес следует с расчетом на будущее. Так что стоит позаботиться и об этом разделе бизнес-плана. В нем необходимо ответить на следующие вопросы:

Кто является конкурентом сегодня и в каком состоя

нии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?

Каковы отличия данного товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) конкурентов?

Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов?

В чем рассчитывается их превзойти?

Цель данного раздела — облегчить выбор подходящей такти

ки конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ дей

ствий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противо

стоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вес

ти постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоян

ном изменении, и чей-то успешный дебют

привлекает новых кон

курентов.

«Воевать на два фронта» трудно. Поэтому необходимо сделать акцент на те стороны деятельности, где наблюдается определенное преимущество перед конкурентами (высокое качество продукции и обслуживания, опытный персонал), попытаться сопоставить свои достоинства с уязвимыми моментами в деятельности сопер

ника (конечно, при условии, что они известны).

Если четко ответить на вопросы указанных трех разделов бизнес-плана, то должно сложиться определенное представление о той рыночной нише, которую хотелось бы заполнить, орга

низуя свой бизнес.

Следующий раздел бизнес-плана направлен на то, чтобы ответить на вопрос: какие практические шаги необходимо осуществить, чтобы реально занять определенное место на рынке?

Стратегия маркетинга

Четвертый раздел — это план маркетинга. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциаль

ному потребителю. «Производить то, что покупается, а не про

давать то, что производится» — главная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах, так или иначе, была сделана оценка потребителей и конкурентов, в этом разделе бизнес-плана больше всего должна интересовать вторая часть маркетинга: как осуществить производство и довести продукт до потребителя[10].

Произвести товар, по своим параметрам соответствующий запросам покупателя, это лишь полдела. Его нужно доставить потенциальному потребителю и создать условия для превраще

ния потребности в реальный спрос. Коммерческий успех фирмы в большей степени зависит от того, насколько рационально организовано

движение продукции в сфере обращения. По мнению маркетологов, товародвижение по значению уступает только качеству продукции как основной причины выбора поставщиков.

Основные элементы здесь следующие.

1. Схема распространения товара: самостоятельно, через оптовые организации, магазины и т.д.

2. Ценообразование: как определять цену товара (услуги), каков уровень предполагаемой прибыли, в каких преде

лах возможно уменьшить цену, чтобы она давала возможность оку

пить расходы и получить достаточную прибыль.

3. Реклама: сколько средств возможно выделить на это, в какой форме и какими средствами рекламировать свой бизнес.

4. Методы стимулирования потребителей: как и за счет чего привлечь новых покупателей — расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар (ус

лугу), предоставлять гарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д.

5. Формирование и поддержание хорошего мнения: как и какими средствами возможно добиться устойчи

вой репутации своих товаров (услуг) и самой фирмы[16].

План производства

Пятый раздел бизнес-плана — план производства — содержит описание всего производственного процесса. Он готовится толь

ко теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги.

Главная задача раздела — подтвердить расчетами, что созда

ваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым каче

ством.

Здесь, прежде всего, нужно ответить на следующие вопросы:

Где будут производиться товары — на действующем или на вновь создаваемом предприятии?

Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем?

Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали?

Предполагается ли производственная кооперация и с кем?

Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?

Одновременно решается вопрос о контроле за качеством выпускаемой продукции.

Если предполагается создать не производственное предприя

тие, а торговую точку, то данный раздел можно назвать «торго

вый план» и описать в нем процедуру закупки товаров, систему контроля за уровнем товарных запасов и план складских поме

щений. В этом случае надо ответить на следующие вопросы:

У кого предполагается закупать товар?

Есть ли подходящее помещение для магазина и для склада?

Завершить данный раздел бизнес-плана необходимо оценкой возможных издержек производства и их изменений в перспективе[10].

Организационный план

Шестой раздел бизнес-плана — это организационный план, в котором речь идет о том, с кем организуется дело и как планируется наладить его бесперебойное и успешное функционирование. В этом разделе необходимо решить следую

щие вопросы:

Какие специалисты понадобятся для успешного ведения

дела?

На каких условиях будут привлекаться специалисты — на постоянную работу, по контракту, в качестве совместителей?

Как будет оплачиваться труд каждого работника фирмы, на каких принципах и условиях будет осуществляться стимулирование?

Следует отметить, что к найму дополнительных работников нужно прибегать только в том случае, если это повысит доход

ность фирмы.

Поэтому прежде чем принимать на работу новых людей, необходимо подумать, насколько это оправдано. Только тщательный отбор кандидатуры на место может дать желаемый результат.

Заработная плата служащих относится к разряду постоянных издержек, поэтому необходима твердая уверенность в их целесообразности.

Другой важной проблемой предпринимательства является вопрос о том, с кем иметь дело, кого взять в компаньоны. Опыт показывает, что вступать в бизнес, организовывать свое дело сле

дует только с хорошо известными людьми, единомышленника

ми, инициативными, стремящимися к успеху, на которых вы мо

жете положиться и доверить любой вопрос совместного предпри

нимательства. Лучше, если компаньоны в различных сторонах своей деятельности будут дополнять друг друга. Это хороший залог успеха вашей фирмы.

В целях четкости и согласованности работы необходимо определить организационную схему фирмы, указать, кто и чем бу

дет заниматься, кто и как будет осуществлять координацию, кон

троль и взаимодействие всех работников фирмы.

Нередко этому разделу бизнес-плана не уделяется должного внимания, и организационная неразбериха служит одной из при

чин неудач в бизнесе[1].
2.2 Финансовый план – важнейший раздел бизнес-плана
Седьмой раздел бизнес-плана — финансовый план. Он обоб

щает в стоимостном выражении возможные результаты приня

тых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.

Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и

поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

В том случае, если собственных средств для организации дела не хватает, приходится прибегать к кредитам. Однако прежде чем взять кредит, необходимо просчитать свою потребность в заем

ных средствах и соизмерить ее с возможностями своевременного погашения ссуды, тем более что кредит сейчас выдается в основ

ном на короткий срок и под высокие проценты[3].

Прибегая к ссуде или вкладывая собственные средства, необходимо знать, как «сработают» эти деньги, какой доход принесут. Важно убедиться, что прибыль от использования кредита окажется выше затрат по его привлечению.

Другой способ привлечения необходимых средств — найти партнера, желающего вложить свои деньги, тот или иной капи

тал (здание, оборудование и т.д.) в дело. Правда, в этом случае возникает так называемая партнерская собственность, и доход от бизнеса делится либо поровну, либо в зависимости от величи

ны вложенного капитала, в том числе и акционерного.

Прогноз объема реализации даст представление о доле рын

ка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией.

Баланс денежных доходов и расходов — это документ, определяющий сумму денег, вкладываемых в проект с разбивкой по вре

мени от момента начала организации фирмы. Главной задачей баланса является проверка синхронности поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования, т.е. определение достаточности этих средств на каждый момент времени[8].

Таблица доходов и затрат показывает: доходы от продажи товаров, издержки от их производства, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам), чистую прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов фирмы составляется на начало

и конец первого года существования проекта. Он служит основой для оценки специалистами коммерческих банков добротности источников финансирования и целесообразности вложения капитала.

Раздел рекомендуется заканчивать графиком безубыточнос

ти. График дает возможность определить объем производства (критическую программу), при котором фирма начнет получать прибыль[1].

Квалифицированное решение финансовых вопросов — одна из самых ответственных проблем для предпринимательства. От этого в значительной степени зависят прибыльность деятельно

сти предпринимателя, успех дела.

Однако нередко стремление предпринимателя все сделать самому, нежелание перепоручить что-либо кому-либо приводят не к самым лучшим результатам. А поскольку речь идет о таком специфическом вопросе, как финансы, где требуются специаль

ные знания, то неудачные решения в этой области могут приве

сти к плачевным результатам или к потере части прибыли[9].

Чтобы избежать такого нежелательного варианта, целесооб

разно в случае необходимости прибегать к услугам толкового финансиста. Конечно, это дополнительные расходы, но они с лихвой окупятся нахождением с помощью специалиста более выгодного варианта действий.

Таким образом, в результате проделанной работы соста

влен план действий по достижению поставленных целей.

Разра

ботка бизнес-плана дает возможность трезво оценить свое пред

приятие, выявить его слабые и сильные стороны, определить, что потребуется для осуществления деятельности фирмы, оценить открывающиеся перспективы, предвидеть возможные трудности, не дать им перерасти в серьезную проблему, докопаться до при

чин затруднений, а значит, найти пути их устранения. Если зате

ваемое дело

находится на грани банкротства, план объяснит, почему дешевле отказаться от сомнительной затеи, чем на собственном опыте учиться тому, чему план научил бы в течение нескольких часов сосредоточенной работы по его составлению[14].

Истинный предприниматель тем и отличается, что не пасует перед трудностями, сохраняет веру в себя и свое дело при неуда

чах, не боится в очередной раз начать все сначала. Неутомимость, наличие и использование своеобразного внутреннего подзавода позволяют ему справиться с собственной неопределенностью и спадом в настроении и работе и, в конечном счете, добиться желаемого результата, испытывая на своем пути не только огорчения, но нередко и огромное удовольствие, ведь деньги не являются единственным мотивирующим фактором для предпринимателя[7].

ГЛАВА 3. Разработка бизнес-плана деятельности Интернет-кафе.

3.1. Основные на правления бизнес планирования на Интерне кофе

Описание предприятия

Интернет-кафе ”@.ru” будет относительно небольшим по количеству компьютеров (15 шт.) Основной вид деятельности – предоставление свободного доступа в Интернет в условиях удобного, современного кафе, дополнительный вид услуг – предоставление возможности работы с пакетом Microsoft Office (Word, Excel), запись CD.

Для успешной работы Интернет-кафе потребуются следующие работники:

Директор

Бухгалтер

2 оператора компьютерного зала

2 охранника

2 бармена

Уборщица

Описание услуги

Основная услуга Интернет-кафе – предоставление свободного доступа в Интернет. Для работы в сети Интернет предлагается предоставить максимальные удобства: 17-дюймовые жидкокристаллические мониторы, удобные клавиатуры и мыши, а также удобные наушники для прослушивания музыки в режиме on-line.

Также будет предоставляться возможность работы в пакете Microsoft Office, что будет востребовано среди школьников и студентов, не имеющих персонального компьютера у себя дома. Наличие пишущих CD-ROM позволит клиентам записывать необходимую информацию на CD, а наличие принтера – ее распечатать.

Помимо этого будут предоставляться услуги по сканированию и ксерокопированию документов.

Услуги Интернета будут покупаться у компании “Ленсвязь”.

Стоимость всех предоставляемых услуг приведена в (приложении1).

Маркетинговое исследование рынка

Открытие Интернет-кафе в городе Выборге представляется привлекательным. Ни один современный человек не может обойтись без компьютера и доступа в сеть Интернет. Интернет – это не только удобное средство современного общения, но и море полезной, легко доступной информации, так необходимой в нашем быстром ритме жизни.

Предполагается открыть Интернет-кафе “@.ru” в центре города, неподалеку от нескольких школ и университетов.

Удобный, современный интерьер и спокойная обстановка Интернет-кафе будет привлекать больше клиентов из числа молодёжи, в то время как остальную массу людей привлекает высокий уровень обслуживания, под которым понимается хорошая дизайнерская отделка помещения, наличие кондиционера, барной стойки и прочих элементов сервиса. Также выяснено, что требования к сервису не зависят от возраста клиента, что предполагает со стороны персонала одинаково уважительное отношение как к 6-ти летнему ребенку, так и к 40-летнему мужчине.

Предполагается, что данное Интернет-кафе станет еще одним центром общения молодежи, местом, где друзья смогут собраться в удобной, тихой обстановке, посидеть в Интернете и просто приятно провести время.

Из данной таблицы (приложение 2) видно, что цены в нашем Интернет – кафе будут более гибкими, а ассортимент услуг – более широким. Время работы открываемого Интернет-кафе – с 1200 до 0000 часов. Это обусловлено тем, что Интернет обычно востребован в дневное и вечернее время, а утром загруженность кафе будет минимальной. Из собственного опыта могу сказать, что большинство школьников посещает Интернет-кафе в период с 14 до 19 часов, в то время как студенты и работающие граждане – после 1900. Вследствие этого данный график работы представляется наиболее выгодным.

При найме персонала возможен найм на работу студентов 3-5 курсов. Студенты — это большая часть персонала, контактирующего с посетителями Интернет-кафе. Бытует мнение, что если ваши работники — студенты, то следствие этого — наличие постоянной текучки среди персонала. Необходимо применять гибкие схемы поощрений и премирования, проявить реальную заинтересованность в постоянных работниках, показать возможность карьерного роста, и тогда удастся свести к минимуму текучесть студенческих кадров.

Нужно не забывать о личностном подходе к каждому клиенту. Это — лучшая реклама. Например, для привлечения посетителей можно открыть бесплатные курсы для начинающих пользователей персональных компьютеров. Впоследствии предполагается ввести клубные сетевые карты. Человеку, который придет в Интернет – кафе “@.ru”, должно быть максимально комфортно. Многие за компьютером курят – нужно создать зону для курящих.

По словам генерального директора крупнейшей сети Интернет — центров Cafemax, которая располагает на сегодняшний день шестью такими центрами в Москве и Санкт-Петербурге и обеспечивает качественный и быстрый выход в Сеть, Владислава Беляева, около 30% посетителей приходят в Интернет-кафе, увидев яркую и запоминающуюся вывеску.
Производственный план

Для создания Интернет-кафе потребуется отапливаемое помещение площадью не менее 40 м2. Так же потребуется дизайнерский ремонт помещения, в который будет входить не только внешняя отделка, но и изготовление и установка столов для компьютеров, барной стойки.

Поставщиком компьютерной техники выступит ООО “Сезам Компьютер групп”, расположенный по адресу: Санкт – Петербург, Транспортный переулок, дом 13.В виду большого количества компьютеров при покупке нам предоставляется скидка 5%, а также бесплатное гарантийное обслуживание в течение года. Так как доступ в Интернет не предъявляет высоких требований к видео и звуковым картам и к компьютеру в целом ( в отличии от компьютеров требуемых для игр), то мы имеем возможность сэкономить на этом, зато это позволит приобрести более дорогие 17-дюймовые ж/к мониторы. Помимо этого необходимо создать локальную сеть в пределах Интернет-кафе. Это нужно для того, чтобы клиенты имели возможность распечатывать документы на сетевом принтере, а так же для управления всеми компьютерами с единого сервера. Поэтому будет куплен один мощный компьютер, который будет сервером в локальной сети. Стоимость и характеристика компьютерной техники приведена в следующей таблице(приложение 3).
Помещение будет арендовано у гражданина Кузнецова И.И. По согласованию сторон на договорной основе стоимость аренды за каждый месяц будет составлять 17.000 рублей за 40 м2. Данное помещение сейчас пустует. Раньше в нем располагалась блинная. Само помещение находится в хорошем состоянии. Как уже говорилось, потребуется дизайнерский ремонт помещения. По дизайнерскому

проекту стоимость компьютерной мебели будет включена в ремонт, так как предполагается установка в кафе встроенных столов, а не покупка готовых компьютерных столов в магазине. Ремонт будет производить компания ЗАО Полиформ, располагающаяся по адресу: 198020, СПб, Обводного кан. наб., 215, оф. 55.Расходы на ремонт приведены в таблице 4

Расходы на ремонт помещения

Таблица 4

Статья расходов

Стоимость, руб.

1

Материалы

55.000

2

Разработка дизайнерского проекта

10.000

3

Ремонт

45.000

ИТОГО:

110.000

Помимо этого в помещении будет установлен кондиционер. Все остальные необходимые затраты приведены в таблице 5.

Дополнительный расходы на обустройство

Интернет – кафе “@.ru”

Таблица 5

Наименование

Количество, шт.

Стоимость, руб.

Общая стоимость, руб.

1

Кондиционер

«LG E-056»

1

25.000

25.000

2

Огнетушитель

1

3000

3000

3

Туалетные аксессуары

1

1000

1000

ИТОГО:

29.000

Планируемые затраты на реализацию следующих стадий проекта:

Регистрация – 2 недели

Ремонт помещения – 1 месяц

Найм работников – 2 недели

Закупка и установка оборудования –5 дней

Исходя из предполагаемых объемов продаж, расходы на закупку продуктов составят (см. табл. 6). Впоследствии эти расходы могут измениться. Кондитерские изделия будут поставляться пекарней “Колобок”, располагающейся в этом же доме.

Расходы на закупку продуктов

Таблица 6

Наименование продукта

Ежедневные расходы, руб.

Ежемесячные расходы, руб.

1

Прохладительные напитки

200

6200

2

Кондитерские изделия

300

9300

3

Остальные продукты

400

12.400

ИТОГО:

900

27.900

Организационный план

Как уже упоминалось выше для успешной работы Интернет – кафе необходимы: директор, бухгалтер, 2 оператора компьютерного зала, 2 охранника, 2 бармена, уборщица. Организационную структуру “@.ru” можно представить в виде схемы (рис.1)

Рис.1 Организационная структура Интернет – кафе “@.ru”

Директором кафе по решению общего собрания учредителей будет являться Трифонова И.Е. В его основные обязанности входит:

Организация работы Интернет – кафе таким образом, чтобы получать максимальную прибыль при минимальных издержках времени и капитала.

Планирование и координирование работы подчиненных.

Своевременное и полное предоставление отчетности о деятельности фирмы ее учредителям.

Операторский отдел будет состоять из 2 операторов компьютерного зала, работающих посменно (2 дня работы и 2 дня отдыха). В обязанности оператора входит:

Поддержание бесперебойного процесса работы компьютерной техники.

Помощь клиентам в случае возникновения затруднений.

Принятие полной материальной ответственности за вверенную ему аппаратуру в случае ее повреждения или кражи.

Профессиональные требования к оператору компьютерного зала:

Совершенное знание компьютера как со стороны пользователя, так и со стороны технического специалиста.

Наличие практических навыков работы в Интернете.

Работа охранников также будет посменной, с тем же графиком работы, что и у оператора. В процессе работы охранник должен:

Следить за соблюдением порядка в кафе.

Нести полную материальную ответственность в случае кражи или порчи находящейся в клубе мебели[12].

Помимо этого необходимо заключить договор с вневедомственной охраной об установке сигнализации и охране помещения в ночное время.

Бухгалтерия Интернет – кафе “@.ru” будет состоять из одного бухгалтера, функции которого будут стандартными и в основном сведутся к ведению всей обычной документации организации.

Под обслуживающим персоналом подразумеваются 2 бармена, которые будут работать по тому же графику, что и операторы и охранники, а так же уборщица, обязанностью которой является поддержание чистоты и порядка как внутри помещения, так и на прилегающей к нему территории.

В обязанности бармена входит:

Прием товара (продуктов) от поставщиков.

Обслуживание клиентов кафе.

Соблюдать санитарное состояние кафе.

Найм всего персонала будет производиться на конкурсной основе и с обязательным личным собеседованием. Как говорилось ранее, возможен найм на работу студентов 3-5 курсов, которые будут легче контактировать с молодежью, которая станет основным клиентом открываемого Интернет – кафе.

Финансовый план

Для расчета финансовых показателей необходимо в первую очередь определить общую сумму первоначальных затрат (приложение9), которые понесут учредители для организации Интернет – кафе “@.ru”. Из всех необходимых для этого элементов осталось вычислить только фонд заработной платы (приложение 7,8)

Таким образом, планируется взять кредит в размере 576.600 руб. Основная информация о кредите и кредиторе представлена в таблице 10.
Информация о кредите и кредиторе

Таблица 10

Кредитор

Сумма кредита, руб.

Срок в месяцах

Годовой процент

1

Внешторгбанк

576.600

24

13

Ежедневно предполагается общая загруженность компьютеров в 60% (около 7 часов в день), таким образом, с одного компьютера будет получена прибыль до 260 рублей. В общем с 14 машин за месяц выходит 112.840 руб. Помимо этого планируется, что в день будет печататься около 70 страниц, сканироваться – около 20, ксерокопироваться – около 60 страниц. Таким образом, выходит сумма в 22.600 руб. Предполагаемая прибыль с кафе – 50.000 руб.

В обязательном порядке клуб будет нести следующие расходы:

Ежемесячный налог с 1 компьютера – 200 руб. (70% — НДС, 30% — корпоративный подоходный налог).

Налог на имущество (один раз в год) – 1% от валовой выручки.

Аренда помещения – 15,000 руб. в месяц.

Расходы на заработную плату сотрудников — 95.580 руб.

Амортизация – 5% от валовой выручки.

Модернизация – 3% от валовой выручки.

Коммунальные услуги (электричество, водопровод, отопление) – 3000 руб. в месяц.

Платежи по кредиту – 325.779 руб. в год (с учетом 13% годовых).

На основе имеющихся данных можно рассчитать доходы и убытки Интернет – кафе “@.ru” за 1 год ( приложение 11)

3.2 Выводы и предложения

Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить ряд важных моментов.

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.). Соответственно, его необходимо тщательно проработать. Причем, обязательно совместными усилиями, при участии непосредственного руководителя проекта и всех заинтересованных лиц.

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана имеет ряд положительных моментов:

1) заставляет руководителей активно заниматься перспективами фирмы;

2) позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;

3) устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;

4) заставляет менеджера четче и конкретнее определить цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

5) делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций, т. е. уменьшает время адаптации;

6) устанавливает обязанности и персональную ответственность всех руководителей фирмы по обеспечению достижения поставленных целей.

Подводя итоги проделанной работы, хотелось бы внести несколько предложений по составлению бизнес-плана:

Во-первых, следует давать более полный анализ потенциальных угроз из внешней среды организации, в частности конкурентов в данном роде деятельности, а также учитывать стремительно меняющуюся обстановку на рынке (в данном случае информационных услуг). Но, при этом, не слишком детализировать, т. к. слишком детальный бизнес-план становится трудно читаемым и, скорее всего, будет отклонен.

Во-вторых, не следует писать: «У нас нет конкурентов». Знающий, опытный инвестор, несомненно, проигнорирует бизнес-план с таким утверждением по двум причинам:

недостаточно полно изучены все условия (реалии) бизнеса;

для такого товара (услуги) нет рынка, другими словами, они никому не нужны.

В-третьих, при написании бизнес-плана следует подробно указывать лиц, организующих бизнес, с указанием образования, квалификации, предыдущих мест работы и должностей, а также сроками работы на предприятии и в должности.

Эти данные могут быть необходимы инвесторам, как характеризующие вас в качестве потенциального делового партнера.

Заключение.

Бизнес-план — обязательно письменный документ, суммирующий деловые возможности и перспективы и разъясняющий, как эти возможности могут быть реализованы имеющейся командой управленцев (менеджеров). Письменное изложение бизнес-плана делает процесс его разработки более эффективным, а сам план — систематизированным и сжатым[11].

Овладение искусством разработки бизнес-плана необходимо, по крайней мере, в силу следующих пяти причин:

— во-первых, новые экономические условия требуют новых предпринимателей и дают им возможность попытаться реализовать свои «предпринимательские наклонности». Однако многие из этих людей никогда не руководили каким-либо коммерческим предприятием и потому крайне слабо представляют весь круг проблем, связанных с предпринимательством в условиях рыночной экономики;

— во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычной ему борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей. К тому же, старый опыт получен ими в условиях командно-административной системы хозяйствования и, скорее, может быть оценен отрицательно, чем положительно (привычка ожидать команду «сверху», безынициативность, безответственное отношение к «чужим деньгам», искусственная выживаемость убыточного предприятия и т.д.);

— в-третьих, бизнес-план является связующим звеном между организатором производства и инвестором.

— в-четвертых, бизнес-план позволит, прежде всего, самому отчетливо увидеть перспективы своего бизнеса, оценить существующую экономическую ситуацию и возможности, определить эффективные направления развития компании и все необходимые

действия по достижению поставленных целей, проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.

— в-пятых, бизнес-план будет служить стандартом, с которым будут сверяться результаты практической деятельности по его реализации и будут вноситься необходимые коррективы в эту деятельность. Он позволит сотрудникам четко понять свои задачи и увидеть собственные личные перспективы, связанные с общим для всех бизнесом, оценить свой личный вклад в достижение поставленных целей. Бизнес-план окажется полезным для установления приоритетов и индивидуальных рабочих заданий на первый год работы предприятия[13].

Таким образом, значение бизнес- планирования для экономической деятельности предприятия в современных условиях трудно переоценить. Оно является основой стратегического планирования и необходимой базой для принятия грамотных управленческих решений.

В данной работе были рассмотрены понятие, правила разработки и структура бизнес-плана, а также построение реального бизнес-плана Интернет – кафе “@.ru”. Были даны некоторые рекомендации по его составлению.

Список литературы.

Буров, В. П., Ломакин, А. Л., Морошкин, В. А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика.: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2004.

Волков, О. И., Скляренко, В. К. Экономика предприятия: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2003.

Грибов, В. Д., Грузинов, В. П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. – М.: Финансы и статистика, 2004.

Грузинов, В. П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учеб. пособие. — М.: Софит, 1994.

Идрисов, А. Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: PRO-INVEST Consulting, 1995.

Ильин, А. И. Планирование на предприятии: Учебник. — Мн.: Новое знание, 2001.

Липсиц, И. В. Бизнес-план – основа успеха. – М.: Машиностроение, 1993.

Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2000.

Скляренко, В. К., Прудников, В. М. Экономика предприятия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006.

Пособие по составлению бизнес-плана – Эрик С. Зигель, изд. Сирин, Москва, 2003г.

Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. –М.: Финансы и статистика, 1997.

12. Уткин Э.А., Кочетова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: АКАЛИС, 1996.

13. В.А. Трубицын «Успех и Бизнес –план», Ставрополь, 1997г.,

14.  Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь-2-е изд., исправ.-М.: ИНФРА-М, 1998.- с.249.

15. Стратегическое планирование /Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с.

16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь-2-е изд., исправ.-М.: ИНФРА-М, 1998.- с.35.