Бизнес-план
инвестиционного проекта по организации мини-фермы по доращиванию и откормумолодняка свиней КФХ И.В. Николаева в деревне Ивановка муниципального района
(Бижбулякский район Республики Башкортостан)
ДеревняИвановка
2010
1. Резюме проекта
Настоящийбизнес-план разработан с целью обоснования эффективности организации мини-фермыпо доращиванию, доращиванию и откорму молодняка свиней и продажи, в деревнеИвановка муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан.Разработка бизнес-плана обусловлена необходимостью привлечения инвестиций длясубсидирования затрат на проведение текущего ремонта и модернизациюсуществующих производственных мощностей, а также на приобретение поросятотъемышей в первый год начала деятельности.
Реализацияинвестиционного проекта предполагает приобретение 40 голов поросят отъемышей ввозрасте 2 месяцев (имеются предварительный договор купли-продажи проект договораконтрактации с СПК им М. Горького). В дальнейшем планируется доведениепоголовья молодняка свиней с 40 до 50 голов, увеличение производства иреализации мяса свиней с 19 до _42_ центнеров в год за счёт использованияинтенсивных технологий и качественного улучшения поголовья свиней.
Ассортиментвыпускаемой продукции — мясо свиней, субпродукты.
Рынкомсбыта продукции являются население муниципального района Бижбулякский районРеспублики Башкортостан сельхозрынки, предприятия оптовой, розничной торговли иобщественного питания Юга — Запада Республики Башкортостан, г. Белебея, п.г.т.Приютово. В настоящее время в регионе ощущается нехватка мясопродуктов,особенно в весенне-летний период. Нехватка мясопродуктов собственногопроизводства замещается более дорогой продукцией крупных мясоперерабатывающихкомбинатов г.г. Уфы, Туймазы, Самары. В то же время привозная продукция, какправило, имеет значительно более низкое качество за счёт использования пищевыхдобавок, соевого белка, консервантов, замораживания. С учётом выхода на рынкиг. Белебея, п.г.т. Приютово, с Киргиз-Мияки вся продукция предприятия будетиметь гарантированный сбыт при условии обеспечения надлежащего качества ипроведении адекватной ценовой политики. Для реализации настоящего инвестиционногопроекта сначала предполагается использование мощностей:
– здание арендуемогосараев личного подсобного хозяйства с площадью 37,8 м2, 8,7 м2, амбар с площадью 11.,8 м2, летняя кухня с площадью 14 м2.Здания не оборудованы коммуникациями и требуется устройство кормокухни, выгонадля свиней и текущий ремонт (стоимость подвода коммуникаций кормокухни иремонта ориентировочно составляет 20 тыс. руб.);
– прилегающий кзданию земельный участок площадью 0,36 га. Планируется использование данногоземельного участка для частичного выращивания кормов, хранения грубых кормов иорганизации выгула свиней (стоимость строительства выгона ориентировочносоставляет 5тыс. руб.), Предполагается арендовать земли сельскохозяйственногоназначения с площадью 2 га;
– грузовой автомобильГАЗ-5307, принадлежит Бижбулякское Профессиональное училище № 149 на правесобственности. Планируется использование при кормозаготовках и сбыте готовойпродукции. Необходимо получение санитарного паспорта.
– трактор МТЗ-80, принадлежитБижбулякское Профессиональное училище № 149 на праве собственности с полным комплектомсельскохозяйственного оборудования (имеется договоренность о привлечении тракторав период кормозаготовок на договорной основе).
Конкурентоспособностьпредприятия обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержкамивследствие организации производства по замкнутому технологическому циклу: отсамостоятельного выращивания кормов до реализации продуктов сельхозпроизводстваконечному потребителю.
Срококупаемости инвестиционного проекта — __2_ года
2.Общие сведения о проекте
Настоящийбизнес-план инвестиционного проекта подготовлен в соответствии с требованиями,установленными постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470
2.1 Соискательна получение субсидии:
ГражданинРоссийской Федерации Николаев Игорь Васильевич, ИНН 021200230743 паспорт серия 8006№ 124265, выдан БижбулякскимРОВД по Республике Башкортостан в 22.03.2007 года, код подразделения 022-033 адрес: 452040, РБ, Бижбулякский район,село Бижбуляк, улица Юбилейная, дом 7, кв. 5.
2.2 Сутьпроекта
Модернизациясуществующих производственных мощностей (здание арендуемого сарая личного подсобного хозяйства, обустройствокормокухни, строительство летне-осеннего выгона, закуп поросят, и организация мини-фермы по откорму выращиваниюи откорму свиней вместимостью 50голов. Форма участия государства в финансовомобеспечении проекта:
1. Субсидирование по линии Федеральнойслужбы по труду и занятости населения в размере 116 тыс. руб. — на начальномэтапе реализации инвестиционного проекта.
2. Субсидирование части процентной ставкипо привлеченным денежным средствам на последующих этапах реализацииинвестиционного проекта (в расчётах не учитывалось)
2.3 Целипроекта
Реализацияинвестиционного проекта предполагает:
• Закуп 40 головпоросят — отъемышей их доращивание, откорм и реализация на рынках.
• доведениепоголовья молодняка с 40 до 50 голов, увеличение производства мяса с___19__ ц. до42 ц. в год за счёт скороспелости свиней, эффективного использования кормов,интенсификации производства.
• Внедрениепродукции Главы КФХ Николаева И.В. на рынок мясных продуктов. Рынком сбытапродукции являются население муниципального района Бижбулякский районРеспублики Башкортостан предприятия оптовой, розничной торговли и общественногопитания г. Уфы и Юго-запада Республики Башкортостан, г. Белебея, п.г.т.Приютово, с. Киргиз-Мияки. В настоящее время в регионе ощущается значительнаянехватка мясной продукции, особенно в весенне-летний период. С учётомстабильного увеличения спроса на мясную продукцию на внутреннем рынке РеспубликиБашкортостан, вся продукция предприятия будет иметь гарантированный сбыт приусловии обеспечения надлежащего качества.
2.4 Инвестиции
Дляреализации мероприятий, предусмотренных настоящим инвестиционным проектом,требуются следующие капиталовложения:
– Февраль- март 2010года — 101__тыс. руб. (ремонт арендуемого производственного помещенияподведение коммуникаций, обустройство кормокухни, выгона для свиней, покупка изаготовка кормов, аренда техники, зарплатаработникам, уплата налогов.)
– март 2010 года –72 тыс. руб. (закуп 40 голов поросят отъемышей)
2.5 Финансированиепроекта
Впроцентах:
• средствагосударственной поддержки — 101 тыс. руб. (первый этап реализации инвестиционногопроекта) 58%;
• собственныесредства – 72 тыс. руб. – 42%. 2.6. Эффективность проекта
• Чистый доходгосударства за счет налоговых поступлений и иных обязательных платежей за 5 лет– 79 тыс. руб.
• То же, с учетомрисков и дисконтирования денежных потоков – 68 тыс. руб.
• Срок окупаемостипроекта — 2 года
• Организация новыхрабочих мест — 2 ед.
3. Краткаяхарактеристика создаваемого КФХ
3.1 Общиесведения
Дляреализации настоящего инвестиционного проекта предполагается регистрация вкачестве индивидуального предпринимателя — главы крестьянского (фермерского)хозяйства. Основной вид деятельности по ОКВЭД — 01.30 «Растениеводство всочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)»
НиколаевИ.В., после окончания в ГОУ НПО Профессионального училище № 149 по специальностям;тракторист машинист сельхозпроизводства, водитель категории В, С, слесарьремонтник сельхозмашин и оборудования животноводческих ферм в течение 4 летработал на трактористом ООО «Строймашсервис».Предполагается сегодняшний день организоватькрестьянское фермерское хозяйство, после регистрации ИП — главой КФХдля своейпроизводственной деятельности:
• Будетруководствоваться честным, уважительным отношением к партнерам;
• Будет планироватьсвою деятельность на долгосрочную перспективу.
3.2 Укомплектованностькадрами
Планируетсявключение в состав членов КФХ следующих лиц: Николаева Ирина Михайловна.
3.3 Организационнаяструктура
Формасобственности — частная
Организационно-правоваяформа — крестьянское (фермерское) хозяйство
/>
Рис. 1.Организационно-правовая структура КФХ
3.4 Географическоеположение:
· Производственныемощности создаваемой мини-фермы КФХ Николаева И.Н.находятся в деревне Ивановка,Бижбулякского района, на Юго-западе Республики Башкортостан. Территория районазанимает восточную часть Бугульмино-Белебеевской возвышенности. Характеризуетсяумеренно-теплым, достаточно влажным климатом. Господствующие ветры сЮго-запада. По территории района протекает река Дема, с притоками Садак, Азнай,Тукай, Менеуз. Почвы типичный чернозем и по поймам рек аллювиальные почвы. Лесасостоят из, березы, осины, дуба, сосны занимают около 25 % площади района.Имеются месторождения нефти, суглинка, песка-отощителя, песка и гравиястроительного, строительного камня, известняка, торфа.
· Расстояние доближайшей ж/д. станции — 40 км. (ст. Приютово ). Расстояние до автотрассыфедерального значения «Кандры» составляет 105 км. Водных путей сообщения нет.Ближайшие пункты сбыта сельскохозяйственной продукции: Бижбулякскийсельхозрынок (5 км.), Приютовский рынок (40 км.), Белебеевский мясокомбинат (55км.),Киргиз-Миякинский колбасный цех (48 км).
· Регионхарактеризуется развитым мясомолочным животноводством и растениеводством(зерновые, зернобобовые и кормовые культуры).
3.5. Конкурентныепреимущества
Конкурентныепреимущества:
• низкимивнутрипроизводственными издержками вследствие полного замкнутого циклапроизводства и минимальной численностью персонала (2человека);
• низкой капиталоёмкостью ввиду наличияосновных производственных средств;
• наличием высококалорийныхи сбалансированных кормов;
• предполагаемымвысоким качеством продукции (убой свиней производится в возрасте, обеспечивающеммаксимально высокие вкусовые качества – 9 месяцев; откорм ведется с использованиемисключительно натуральных продуктов).
4.Оценка текущей макроэкономической ситуации
4.1Валовой внутренний продукт (текущее состояние и прогноз 2009-2010)
Вусловиях мирового кризиса, когда происходит падение стоимости нефти, экспортныедоходы России существенно снижаются, что, в свою очередь, меняет ситуацию сбюджетом и динамикой изменения ВВП. Стоимость нефти уже в конце 2008 годаначала активно снижаться, в феврале 2010 она составила 71 дол. за баррель. В настоящее время цена 1 барреля опять достигла 77долларов США, однако предпосылки для продолжения кризиса видны и сейчас. Вдекабре 2008 года ВВП снизился по сравнению с декабрем 2007 года на 0,7%. Врезультате сокращения объемов строительных работ выпуск строительных материаловснизился в 2008 на 4,1%, а в 2009 года на 34,9%. Основное снижение отмечается вэкспортоориентированных сырьевых отраслях: химическом комплексе (74,2% — декабрь 2008 года к декабрю 2007 года), металлургическом (86,7%), обработкедревесины и производстве изделий из дерева (81,4%), целлюлозно-бумажномпроизводстве (85%)
Главнымипричинами сокращения ВВП эксперты называют падение доходов населения иинвестиций в экономику страны. При этом экономисты отмечают, что затормозитьпадение ВВП в декабре 2008 года удалось только за счет роста бюджетныхрасходов. В декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года инвестиции восновной капитал сократились на 2,3%, тогда как еще в ноябре наблюдался их ростна 3,9%.
Основнаяпричина сокращения инвестиций — недоступность банковского финансирования нафоне роста процентных ставок и дефицита ликвидности, во многомспровоцированного пошаговой девальвацией рубля. Вслед за падением инвестицийреальные располагаемые доходы населения в декабре 2008 года сократились на11,6% (в ноябре 2008 года сокращение составило 6,2%, а в 2008 году — рост на2,7% после роста на 12,1% в 2007 году). Впрочем, как утверждают специалисты из«Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования»,сокращение реальных расходов оценить сложно. Росстат считает доходы отрасходов. То есть расходы минус сбережения плюс прирост наличных денег ивалюты. Прирост наличной валюты оценивается Росстатом очень плохо, поэтомулучше отталкиваться от динамики реальных зарплат. Реальная зарплата же вдекабре 2008 сократилась на 2%, тогда как еще ноябре 2008 года наблюдался еерост на 3,9%. В 2008 году реальная зарплата выросла на 9,9% против роста на17,2% в 2007 году.
Помнению большинства аналитиков, 2009 год станет наиболее тяжелым для мировойэкономики. Спад в ведущих странах мира приведет к падению спроса наэнергоносители, который не компенсируется планируемым сокращением предложения.В Госдуме уже принят бюджет 2009-2011, полное исполнение которого требуетследующих показателей: темпы роста ВВП в 2009 году должны быть на уровне 7,5%,в 2010-м и 2011 годах — на уровне 8,0%, цена на нефть марки 11га1з в 2009году-95 дол. за баррель, в 2010 году — 90 дол. за баррель, в 2011 году — 88дол. за баррель, курс рубля к доллару в 2009 году-24,7 рубля, в 2010 году-26,0рубля и в 2011 году — 27,3 рубля. Уже в конце 2008 года стало очевидно, чтоданные показатели недостижимы. В конце года премьер-министр Владимир Путинпотребовал от экономических ведомств пересчета основных показателей бюджета,исходя из изменившихся экономический условий, и 16 апреля 2009 годаГосударственная дума внесла соответствующие поправки в бюджет. Так, в новыйбюджет заложена более низкая цена на нефть -41 доллар за баррель. Основныестатьи расходов в бюджете остались неизменными, а это значит, что его ждетдефицит. По словам министра финансов Алексея Кудрина «в 2009 году не толькопоявится дефицит бюджета, но его величина будет существенна с учетомнеобходимости проведения антикризисных мер. В 2010 году дефицит не долженпревысить 5% ВВП, а в 2011 году -3% ВВП». По предварительным расчетам Минфина,доходы бюджета 2009 составят 6,5 трлн. руб. Представлены два сценария: расходы- 9,6 трлн. руб. (дефицит — 7,6% ВВП) и 9,4 трлн. руб. (7% ВВП). По оценкеМинистерства финансов, дефицит российского бюджета в 2009 году может составитьдо 4 трлн. рублей, если стоимость нефти снизится до 32 долларов за баррель.
Пооценкам большинства экспертов, основанных на анализе текущей ситуации вроссийской и мировой экономике, пик кризиса в России придется на первую половину2009 года, ожидается спад производства, уменьшение инвестиций, потребления. В2010 году экономика начнет восстанавливаться, при этом подъем начнется вчетвертом квартале 2009 года. Во время периода восстановления темпы ростаэкономик ведущих стран мира будут ниже докризисных.
Длятого, чтобы проанализировать поведение российской экономики в 2009-2010 годах,необходимо спрогнозировать изменение цен на энергоносители, в частности, нефть.Многие эксперты называют различные оценки. Если еще в начале 2009 годапоявлялись оптимистические прогнозы, некоторые участники нефтяной отраслинадеялись на то, что средняя стоимость на нефть за 2009 год составит свыше 70долларов.
Но сходом торгов на мировом рынке нефти, ухудшением положения в американской имировой экономике, наблюдатели не рассчитывают на цену выше 50 долларов.
Оценкиэкономистов относительно будущей динамики ВВП также менялись от оптимистичных кпессимистичным по мере развития кризиса. Еще в октябре-ноябре оценкинезависимых экспертов и официальных лиц варьировались в пределах 3-6%, вдекабре все больше наблюдателей ожидают падение темпов прироста валовогопродукта. Есть и радикальные оценки, так, директор Института проблемглобализации Михаил Делягин обещает 15% падение ВВП в 2009 году по пессимистическомусценарию развития
Болеевсего в структуре будущего ВВП пострадает от кризиса промышленность. Всеэксперты прогнозируют отрицательные темпы роста объем выпуска продукциипромышленного назначения. В базовом прогнозе Минэкономразвития, выпущенном в концедекабря 2008 года было, заложено падение промышленности на 3,2%, однако уже вянваре правительством было заявлено, что в 2009 году производство упадет на5,7%
В последниегоды обозначилась тенденция активного развития торговой деятельности. Во времякризиса торговая отрасль, в отличие от промышленной, продолжит расти. На фонепадения ВВП в декабре 2008 торговля выросла по сравнению с декабрем 2007 годана 4,4%. В 2009 году темп прироста торговли должен составить около 4%
4.2 Инфляция(текущее состояние и прогноз 2009-2010)
Втечение последних лет инфляция постепенно увеличивалась, несмотря напротивоинфляционные действия властей. Среди причин роста можно выделить какфакторы спроса, так и предложения.
Факторыспроса — большие доходы от экспорта энергоресурсов, поступавшие в российскуюэкономику, чрезмерно увеличивали денежную массу. Помимо этого, росту ценспособствовал потребительский бум, обусловленный высокими темпами ростареальных располагаемых доходов населения.
Факторыпредложения — растущие цены на нефть провоцировали рост цен на бензин, а, значит,и рост издержек российских производителей. Сюда же относится и высокая динамикароста цен на сырье на внутреннем рынке, наблюдавшаяся в последние годы. В 2007году инфляция составила 11,9%, при этом уже в октябре 2008 года она достиглаотметки 11,6%. По итогам года инфляция достигла отметки 13,3%.
В 2009году инфляция может замедлиться в результате снижения цен на бензин, падения потребительскогоспроса и действий, предпринимаемых государством. На это и ориентировалосьроссийское Правительство, давая 11% в качестве прогноза на 2009 год. Но приэтом правительство делало расчет на то, что девальвация рубля остановится врайоне 30,0-31,0 рубля за доллар. По словам Алексея Кудрина, «мы ожидали ееснижения до 11%, но в связи с девальвацией, конечно, это будет влиять на ростцен на импортные товары, поэтому сейчас мы ожидаем около 13%». 31,0 рубля задоллар. По словам Алексея Кудрина, «мы ожидали ее снижения до 11%, но в связи сдевальвацией, конечно, это будет влиять на рост цен на импортные товары,поэтому сейчас мы ожидаем около 13%».
4.3Государственная поддержка экономики
Помнению большинства экспертов, в ближайшие годы российской экономике не грозитколлапс, значительные доходы от продажи энергосырья за рубеж позволилигосударству несколько лет подряд копить значительные денежные резервы, которыево время кризиса будут действовать как «подушка безопасности» для экономики.Как уже отмечалось выше, доходы бюджета 2009-2011 скорее всего будут меньше запланированных,что может привести к дефициту бюджета, однако Минфин планирует максимальновозможно выполнить бюджетные обязательства, потратив при этом накопленные ранеерезервы. В середине октября 2008 г. Госдума приняла пакет законопроектов,направленных на поддержание экономики страны. Общая стоимость мер по поддержкефинансовой системы может достигнуть 4,7 трлн. руб., или.более 10% ВВП. Помощьбудет оказана по следующим бизнес фронтам:
• Банковской системев целом пакет предлагает субординированные долгосрочные кредиты ЦБ через ВЭБ насумму до 225 млрд. руб. ВЭБ может выдавать без обеспечения под 8% годовых насрок до 31 декабря 2019 года.
• Крупнымбанкам(Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку) государство предлагаетбольшие суммы по тому же механизму. Это субординированные кредиты повышеописанному механизму ЦБ Сбербанку (500 млрд. руб.), ЦБ через ВЭБ банку ВТБ (200млрд. руб.) и Россельхозбанку (25 млрд. руб.).
Первыйблок принятых антикризисных законопроектов направлен на поддержку инвестиционныхпроектов в России и предусматривает развитие нормативно-правовой базы по защитеинтересов инвесторов и кредиторов. В первую очередь, имеется в виду переоценкаэффективности и бюджета основных инвестиционных программ страны. В частности,пересчитываться будут федеральные целевые программы (ФЦП), Федеральная адреснаяинвестпрограмма, а также будущие вложения госкомпаний.
Вовтором блоке собраны структурные меры по поддержке приоритетных для государстванаправлений экономики. В первую очередь помощь будет оказана сельскомухозяйству, машиностроению, сырьевому сектору, розничной торговле, а такжестроительной отрасли и оборонно-промышленному комплексу. В частности,правительство пообещало помочь автопрому и аграриям, введя пошлины на импорт, абизнесу — за счет введения ценовых преференций при проведении госзакупок. Вчастности, речь идет о производителях металла и цемента. Преференции будутдействовать в течение короткого временного периода, пока ситуация в мировойфинансовой системе не стабилизируется.
Третийблок антикризисной программы посвящен поддержке малого и среднего бизнеса. Вчастности, правительство предложило расширить лимит кредитования малыхпредприятий через Сбербанк, ВЭБ и региональные программы. В середине ноября2008 года стало известно о следующих льготах, которые правительство готовопредоставить бизнесу:
• Будет сниженналог на прибыль с 24% до 20%, при этом региональные власти смогут понизитьналог еще на 4 п.п.
• Будет сокращенналог с прибыли по упрощенной схеме (для представителей малого бизнеса) до 5% снынешних 15%.
• Амортизационнаяпремия будет увеличена до 30% (сегодня она составляет 10%)
Посостоянию на 01 марта 2009 года международные резервы России составляли 475 млрд.дол. Эти средства будут распределены следующим образом
• 90 млрд. дол.пойдет на выкуп российских корпоративных долгов в 2009-2010 гг.
• 200 млрд. дол. — на покрытие дефицита платежного баланса федерального бюджета в 2009-2010 гг.
• 120 млрд. дол. — на поддержку курса рубля в 2009-2010 гг.
Посостоянию на 1 апреля 2009 года на поддержку экономики в условиях кризисагосударство потратило 3,7 трлн. рублей. В дальнейшем правительство планируетпредпринять следующие меры:
•Тарифныерешения — снижение темпов роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополийи компаний инфраструктурных секторов, что ограничит
рост ценна коммунальные услуги для населения и повышение издержек энергоемких(газоемких) производств.
• Предусматриваетсяболее плавное, чем планировалось ранее, повышение тарифов на газ в 2009 г.
• Снижение уровня среднегодового роста регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки в 2009 году до12,4% (против ранее предполагаемых 18,7%).
• Индексациятарифов на тепловую энергию на 18% (вместо ранее планируемых 22%).
• Налоговыестимулы(снижение налогообложения прибыли, введение повышенной амортизационной премии,совершенствование налогообложения добычи природных ресурсов и другие).
• Поддержаниеликвидности банковского сектора и его капитализации. Объем ресурсов,направляемых на поддержание ликвидности банковского сектора (субординированные кредиты-,беззалоговые аукционы, санация банков), к концу 2009 года составил 4,7 трлн.рублей, или 11,2-11,5% ВВП.
• Поддержкажилищного сектора. Выкуп жилья эконом-класса для реализации социальных программ,поддержка строительных. компаний, капитализация АИЖК, помощь заемщикам,потерявшим работу, поддержка спроса за счет увеличения налоговых вычетов поналогу на доходы физических лиц, создание возможности для использованияматеринского капитала на цели улучшения жилищных условий.
• Социальная защитанаселения — повышение пособий безработным и активные программы поддержкизанятости.
• Предоставлениегосударственных гарантий (до 300 млрд. рублей).
• Увеличениесубсидий на экспорт промышленной продукции, кредитов предприятиям АПК, субсидийоборонным предприятиям.
•Дополнительнаяподдержка малого бизнеса (государственный бюджет -10,5 млрд. рублей и ВЭБ — 30млрд. рублей).
Насегодняшний момент уже снижены квоты на импорт мяса птицы на 300 тыс. тонн ивнеквотной свинины на 200 тыс. тонн в целях стимулирования отечественногопроизводства. Кроме того, 12 января 2009 года были повышены пошлины на ввозиностранных автомобилей в страну. Ставки пошлин увеличились на 20-80% дляфизических и юридических лиц, и затронули не только подержанные, но и новыеиномарки.
Всеуказанные меры дают основание предполагать, что в 2009 году кризисные явления вроссийской экономике пройдут пиковое значение, и, начиная с 2010года начнетсяпостепенный рост производства и снижение инфляции.
5.Производственный план
5.1 Начальныеинвестиции
Дляреализации проекта необходимы следующие первоначальные инвестиции: Таблица 1№ п/п Наименование затрат Сумма, тыс. руб. 1 Текущий ремонт помещений, аренда помещений, строительство загона, обустройство кормокухни заготовка, приобретение кормов медикаментов, зарплата работникам, уплата налогов. 101 2 Закупку поросят отъемышей 72 ИТОГО 173
Ремонтбудет осуществляться собственными силами, без привлечения подрядныхорганизаций. Требуется проведение электрификации, водопровода, канализации, оборудованиепомещения кормокухни покупка и установка машин для переработки кормов, косметическийремонт и побелка животноводческого помещения. Устройство ограждения для выгона свиней. Заготовка зеленного корма, сена и корнеклубней осуществляется собственнымисилами, покупка фуража осуществляется в КФХ «Кидюков А.М.» по низким ценам(имеются предварительный договор на 2010 год)
Закуп поросятотъемышей планируется производить в СХПК им М.Горького, (имеются предварительныедоговора на 40 голов). Ориентировочный возраст закупаемых поросят отъемышей –до 2 месяца, что позволяет значительно снизить риски заболеваний и падежа.Планируемая цена закупки – 120 руб./кг. живого веса. В расчётах принята цена 1800руб. за 1 голову.
5.2 Организацияпроизводственного процесса
Планируется ежегодноеувеличение поголовья свиней на доращивание и откорме на 10 голов и доведениеобщего поголовья до 50 голов к 2012 году (в 2010 году – за счет субсидий,начиная с 2010 года – за счёт собственных средств, полученных отпроизводственной деятельности).
Содержание скота – свободноев клетках и выгон в загон по погодным условиям.
Таблица 2. Оборот стадаПоголовье скота по половозрастным группам
2010
(10 мес.) 2011 2012 2013 2014 Поросята на откорме 40 45 50 50 50 Кормодней, всего 12240 16425 18300 18300 18300
Таблица 3. Прирост живой массы скотаПоголовье скота по половозрастным группам
2010
(10 мес.) 2011 2012 2013 2014 Поросята на откорме 40 45 50 50 50 Кормодней, всего 12240 16425 18300 18300 18300 Среднесуточный привес. г. 350 350 350 350 350 Валовой привес. ц. 42,8 57,5 64,0 64,0 64,0
Таблица 4. Потребность в кормах, ц.Наименование 2010 (10 мес.) 2011 2012 2013 2014 Кормодней, всего 12240 16425 18300 18300 18300 Валовой привес 42,8 57,5 64,0 64,0 64,0 Потребность в кормах всего (из расчёта 6 ц. к. ед. на 1 ц. привеса) 256,8 345,0 384,0 384,0 384,0 из них зернофураж (кормовая ценность 1,18; 55% рациона) 141,2 189,8 211,2 211,2 211,2 зелёный корм (кормовая ценность 0,19; 16% рациона) 41,1 55,2 61,5 61,5 61,5 корнеклубни (кормовая ценность 0,14; 23% рациона)
59,1 79,3 88,3 88,3 88,3 прочие (обрат, рыбная и мясокос. мука и т. д 6% рациона) 15,4 20,7 23,0 23,0 23,0
В расчётах предусмотрено,что 16% рациона составят зелёные корма, сенажа 23% корнеклубней (картофель,свекла, морковь) собственного урожая. На зимовку с 2010 года на 2011 год корма будетзаготовлено в достаточном количестве.
За летний период 2010 г. требуетсязаготовить 7 т. зеленных кормов, сена, сенажа, 10,5 т. корнеклубней.Потребность в тракторе МТЗ-80 с навесным и прицепным оборудованием (плуг, косилка,грабли, пресс-подборщик,) — 10 дней, автомашины ГАЗ-5307 17 дней на подвозкормов и реализацию мяса (предварительная договоренность имеется). Аренднаяплата за 1 сутки – 2000 руб. Всего затраты на аренду трактора автомашины 2000*27=54000руб. Таким образом заготавливаются корма с минимальными затратами на весьпериод выращивания и откорма.
Таблица 5. Цена кормов за1 ц.Наименование 2010 (10 мес.) 2011 2012 2013 2014 Зернофураж 335.0 365,2 390,7 414,2 434,9 Зелёный корм 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 Корнеклубни 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 Прочие 270 294 314 334 350 Индекс потребительских цен, % 11 9 7 6 5
Таблица 6. Стоимостькормов всего, руб.Наименование 2010 (10 мес.) 2011 2012 2013 2014 Зернофураж 47302 69315 82516 87810 92199 Зелёный корм Сено Прочие 4158 6086 7222 7682 8050 Итого 51460 75401 89738 95492 100249
Таблица 7. Всегозатрат Наименование 2010 (10 мес.) 2011 2012 2013 2014 Корма 51460 75401 89738 95492 100249 Среднемесячная зарплата производственного персонала 4330 5138 5988 6853 7699 Среднемесячная зарплата административного персонала Фонд оплаты труда производственного персонала (1 чел) 4330 5138 5988 6853 7699 Зарплата административного персонала (1 чел) Итого зарплата 4330 5138 5988 6853 7699 Отчисления на з/плату ( ОПС, ФСС, ФОМС) 446 1038 1210 1857 2086 Покупка поросят 144000 156960 167948 178024 186924 Затраты на средства дезинфекции, медикаменты 6000 7358 8747 9272 9736 Содержание основных средств (эл.энергия, аренда техники водоснабжение, текущий ремонт, ГСМ) 83000 90470 96802 102610 107740 ИТОГО затрат 289236 336365 370433 394108 414434 Индекс потребительских цен, % 11 9 7 6 5
5.3 Календарный планпроведения мероприятий
Таблица 8Название Длительность, дн. Дата начала Дата окончания Реконструкция зданий для выращивания свиней 10 25.03.10 06.03.10 Приобретение поросят 2 06.03.10 07.03.10 Вакцинация поросят до загона впомещение 1 07.03.10 07.03.10 Повторная вакцинация 1 17.03.10 17.03.10 Кормозаготовки вегетационный период 01.03.10 30.09.10 Вакцинация поросят 1 10.09.10 10.09.10 Подготовка помещения к зимнему содержанию поросят (текущий ремонт, дезинфекция, побелка) 5 10.10.10 15.10.10 Забой свиней По мере достижения оптимального убойного веса Реализация мяса По мере забоя
6. План маркетинга
6.1 Состояние отрасли свиноводства и производства мяса вмуниципальном районе Бижбулякский район Республики Башкортостан.
Таблица 9
Основные производственные показатели животноводства ипроизводства мяса в муниципальном районе Бижбулякский район РеспубликиБашкортостан.Показатель 2007 2008 2009 2009/2007, % Поголовье молодняка свиней всего, гол. 7370 7406 7480 101,5% Производство мяса, ц. 425 405 599 140,9 Среднереализационная цена 1 кг. мяса, руб. 101 130 145 143,6%
Каквидно из приведенной таблицы, в Бижбулякском районе свиней в целомувеличивается. Следует отметить, что доля КФХ в общем объёме производства развиваетсянаиболее динамично.
Наоснове данных отдела государственной статистики Башкортостанстата по районурассмотрим потребность в мясных продуктах среди населения района. Данные,приведенные в таблице, свидетельствуют, что в рассматриваемой отрасли совокупныйобъем предложения составляет не более 90% от существующего спроса. Причем вдинамике трех последних лет тренд объемов предложения неуклонно повышается, вто время как спрос населения начиная с 2007 года уменьшатся.
Таблица10
Характеристикаспроса внутреннего рынка и производства мяса в муниципальном районеБижбулякский район Республики Башкортостан.Показатель 2007 год, ц 2008 год, ц 2009год, ц Реализация мяса скота и птицы (в т. ч. ЛПХ, КФХ, общ. сектор) 18984 19005 19586 Итого 18984 19005 19586 Спрос* 24597 24379 24510 Дефицит спроса 5613 5374 4924
Примечание* спрос определенкак произведение численности населения района на нормативный показательпотребления мяса на 1 человека в год (86 кг. в 2009 г.) Очевидно, что существуютпричины, сдерживающие потребление мясных продуктов населением Бижбулякскогорайонарайона. В результате проведенного маркетингового исследования установлено,что основной поставщик мясных продуктов — ЛПХ и КФХ, на долю которых приходитсяоколо 80% производства мяса — не в состоянии удовлетворить спрос населения вполном объёме. Происходит замещение продукции товарами других производителей,преимущественно из других регионов. Такая продукция значительно уступает покачеству и пользуется ограниченным спросом. Поэтому в случае установленияотносительно низких цен реализации — (на 5-10% ниже среднерыночных) реальныйспрос (потребление) населения возрастет не менее чем на 30-40%; а кроме того,более дешевая и высококачественная продукция КФХзаймет часть рыночной нишидругих производителей мясопродуктов в регионе.
Планируемыегодовые объемы выпуска продукции в 2014 г.составят 42ц. То есть, при сохранениистабильности вышеуказанных тенденций данная продукция претендует на долюместного рынка в размере не более 1%. Таким образом, ситуация в отрасли, каквидно из анализа, чрезвычайно благоприятная для товарной экспансии данногопроекта. Изложенный далее конкурентный анализ также подтверждает экономическуюобоснованность внедрения продукции на рынок мясных продуктов.
6.2Конкурентный анализ
Производствомсвинины в районе занимаются 8 сельскохозяйственных предприятий всех формсобственности, наиболее значительную долю занимают такие сельхозпредприятия,как ООО Агрофирма «Родник», ООО Агрофирма «Услы», СПК «Горького», СПК «Седяк», (около58% совокупного производства свинины по району). Остальной объем выпускаобеспечивают менее крупные сельхозпредприятия, а также крестьянские(фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства граждан.
Таблица11
Сравнительныйанализ основных конкурентовХарактеристика конкурентов Агрофирма «Родник» ООО Агрофирма «Услы» СПК «Горького» СПК «Седяк» 1. Качество продукции среднее хорошее хорошее хорошее 2. Объем продаж (доля от общерайонного показателя), 11,4 27,7 9,8 9,2 4 Уровень цен средние средние средние средние 5 Стабильность продаж средняя низкая низкая средние
Указанныепредприятия могли бы рассматриваться как потенциальные конкуренты мини-фермы нарынке сбыта мясных продуктов, если бы не тот факт, что этот рынок имеет значительныйпотенциал роста в силу рассмотренных выше причин.
6.3 Планируемыесредства стимулирования сбыта
• Гибкая системаценообразования, стимулирующие акции в местах продаж
• Наряду с ужепредварительно установленными каналами сбыта, наладить новые каналы ираспространить их на города Юго-западного региона Башкортостана
• На втором ипоследующих этапах реализации проекта возможен выпуск новых видов продукции,прошедших первичную обработку (копчености, шпик, переработанные субпродукты ит.д.)
6.4 Анализрынков сбыта
Исходяиз современных тенденций развития рынка мясопродуктов, мы прогнозируемстабильное повышение спроса на мясо отечественного производства и,соответственно, стабильный рост динамики продаж.
Охватсуществующих сегментов рынка будет осуществляться путем прямых контактов спотенциальными покупателями: население муниципального района Бижбулякский районРеспублики Башкортостан, в г.Уфа, г. Белебея, п.г.т. Приютово, с.Киргиз –Мияки…К настоящему моменту уже существуют предварительные договоренности спотенциальными покупателями, которые готовы, начиная с 4 квартала 2010 года,осуществлять закупки готовой продукции.
Таблица 12. Схема размещения товаров на рынкеРынки сбыта Объем продаж, ц 2010 2011 2012 2013 2014 1. Предприятии розничной торговли 1 2 2 2 2 2. Предприятия розничной торговли в соседних регионах 1 1 1 1 1 3. Население через рынки 14 29 34 34 34 4. Предприятии оптовой торговли 2 2 3 3 3 5. Предприятии оптовой торговли в соседних регионах 1 2 2 2 2 Всего 19 37 42 42 42
6.5 Стратегиямаркетинга
Анализсложившегося уровня цен и проводимой большинством участников рынка ценовойполитики дает основание прогнозировать планомерный рост цен на мясо имясопродукты наряду со снижением объёмов предложения (в первую очередьблагодаря снижению уровня квот на экспорт мяса).
Таблица13
Ценареализации мяса на конец 2009 года в сельхозпредприятиях районаПроизводитель
Средняя цена реализации
1 ц. продукции на конец 2009 г., руб./ц. ООО Агрофирма «Родник» 14500 ООО Агрофирма «Услы» 13900 СПК «им. М. Горького » 14700 СПК «Седяк» 14700
Таблица 14.
Планируемая цена реализации продукции КФХ Николаева И.В.Наименование 2010 (10 мес.) 2011 2012 2013 2014 Цена 1 ц. мяса (в убойном весе) 15000 16350 17495 18544 19471 Индекс потребительских цен, %* 11 9 7 6 5
*Согласно прогнозу Минэкономразвития РФ
В зависимости от рынка сбыта КФХ Николаева И.В. планирует установить следующие цены реализации готовой продукции в зависимости от рынка сбыта.
Таблица 15
Планируемыецены на готовую продукцию, руб./кг на 2010 год Категория потребителей Мясо свинины, руб./кг 1 Население на рынке 150 2 Предприятия оптовой торговли 140 3 Предприятии розничной торговли 140 4 Предприятия оптовой торговли в соседних регионах 140 5 Предприятия розничной торговли в соседних регионах 150 /> /> /> />
Указанныеоптовые и розничные цены на мясопродукты — на 5-10% ниже среднерыночных. Таким образом, основная стратегия маркетинга КФХ Николаева И.В.—ценовая конкуренция, котораядопустима и целесообразна в условиях низких производственных издержек. В расчётахпринята средняя цена реализации мяса свинины 150 руб./кг. в 2010 году, в последующиегоды — в пределах прогнозируемого роста индекса потребительских цен. Можно сделатьвывод, что ценовой фактор является решающим факторомконкурентоспособности продукции КФХ
6.6 Конкурентныепреимущества продукции КФХ
· Цена реализации на5-10% ниже среднерыночного уровня цен
• Произведенное мясо отличается высокимкачеством.
• Выращивание свиней происходит в экологическичистых районах РБ, вдали от промышленных центров.
• При выращивании свиней применяются натуральныепродукты, большей частью заготовленные своими силами.
• Убой скота происходит в возрасте примерно8, 9 месяцев, за счет скороспелости, что обеспечивает наиболее высокие вкусовыекачества и эффективное использование кормов.
7. Финансовыйплан
7.1 Общиепроизводственно-финансовые показатели
При расчётефинансовых показателей сделаны следующие допущения:
1. Выход мяса принят в размере 0,65 от живоговеса (убойный выход свинины с живой массой до 120 кг принято считать данный коэффициентв пределах 0,75 — 0,80, свинины с живой массой до 100 коэффициент колеблется от0,70 до 0,73 в зависимости от категории упитанности.). В 2010 году планируетсявыход мяса с одного откорма в последующие года в год по два откорма.
2. Не учтены финансовые результаты от реализациисубпродуктов (ввиду отсутствия стабильных каналов сбыта).
3. Индексы потребительских цен даны на основаниипрогнозных показателей, разработанных Министерством экономического развития РФ.
4. При расчётах заложен опережающий росттарифов на энергоносители, превышающий индекс потребительских цен на 3% ежегодно.
5. При расчётах заложен опережающий ростзаработной платы, превышающий рост индекса потребительских цен на 2% ежегодно.
6. В расчётах отражено, что предприятие используетльготную систему налогообложения Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Предприятиеявляется плательщиком ЕСХН, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Обязательногопенсионного страхования (ОПС) и в 2010 году, Фиксированного платежа ОПС, Фондасоциального страхования РФ (ФСС), Федерального фонда обязательного медицинскогострахования и территориальные фонды медицинского страхования (ФФМС), в 2011-2014годах по тарифам в соответствии Закона РФ №212 от 27.07.2009 года.
Таблица 16
Выход продукцииНаименование
2010
(10 мес.) 2011 2012 2013 2014 Валовой привес. ц. 42,8 57,5 64,0 64,0 64,0 Коэффициент выхода мяса 0.65 0.65 0.65 0.65 0.65 Выход мяса, ц. 19 37 42 42 42
Таблица 17
Цена на мясоНаименование
2010
(10 мес.) 2011 2012 2013 2014 Цена 1 ц. мяса 15000 16350 17495 18544 19471 Индекс потребительских цен, % 11 9 7 6 5
Таблица 18
ВыручкаНаименование
2010
(10 мес.) 2011 2012 2013 2014 Валовый выход мяса. ц. 19 37 42 42 42 Цена за 1 ц. 15000 16350 17495 18544 19471 Выручка 285000 604950 734790 778848 817782
7.2 Финансовыерезультаты производственной и сбытовой деятельности
Таблица 19Показатели Ед. изм. 2010 2011 2012 2013 2014 Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Общая выручка от реализации продукции т.р. 285 605 734,8 778,8 817,8 3221,4 2. НДС, акцизы и аналогичные обязательные платежи от реализации выпускаемой продукции т.р. 3. Уплачиваемые экспортные пошлины т.р. 4. Выручка от реализации продукции за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей т.р. 285 605 734,8 778,8 817,8 3221,4 5. Общие прямые затраты на производство и сбыт продукции (услуг) (без учёта амортизационных отчислений) т.р. 289,2 336.3 370,4 394,1 414,4 1804,4 в том числе а) НДС, акцизы и аналогичные обязательные платежи, уплачиваемые из затрат на материалы, топливо, энергию т.р. /> 6. Амортизационные отчисления т.р. 7. Налоги, включаемые в себестоимость, всего т.р. в том числе: /> /> /> /> /> /> Фиксиров. платеж в ОПС 13,3 17 19 20 21 90,3 8. Финансовый результат (прибыль), чистый доход т.р. -17,5 251,7 345,4 364,7 382,4 1326,7 9. Налоги, относимые на финансовый результат (прибыль), всего т.р. /> /> /> /> /> /> в том числе: налог на имущество т.р. земельный налог т.р. 10. Погашение основного долга и выплата процентов за кредит т.р. в том числе выплата процентов за кредит т.р. погашение основного долга т.р. 11. Налогооблагаемый доход т.р. -17,5 251,7 345,4 364,7 382,4 1326,7 12. ЕСХН ставка 6 % т.р. 15 21 22 23 81 13. Чистый доход т.р. — 17,5 236,7 324,4 342,7 359,4 1245,7 /> 14. Платежи в бюджет (сумма показателей пунктов 2, 3, 7, 9, 12 за вычетом показателя пункта 5 «а») т.р. 15 21 22 23 81
7.3 План денежныхпоступлений и выплат
Таблица 20Показатели Ед. изм. 2010 2011 2012 2013 2014 ВСЕГО 1 2 3 4 5 6 7 8 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И СБЫТУ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) 1. Денежные поступления, всего (сумма показателей пунктов 1 «а» и 1 «б») т.р. 285 605 734,8 778,8 817,8 3221,4 в том числе: /> /> /> /> /> /> /> а) поступления от продажи продукции (услуг) (таблица 8, пункт 1) т.р. 285 605 734,8 778,8 817,8 3221,4 б) прочие доходы от производственной деятельности т.р. /> /> /> /> /> /> 2. Денежные выплаты, всего (сумма показателей пунктов 2 «а» и 2 «б») т.р. 302,5 368,3 410,4 436,1 458,4 1975,7 в том числе: /> /> /> /> /> /> /> а) затраты по производству и сбыту продукции (услуг) (таблица 19, пункт 5 и 7) т.р. 302,5 353,3 389,4 414,1 435,4 1894,7 б) платежи в бюджет (таблица «Финансовые результаты», пункт 14) т.р. 15 21 22 23 81 3. Сальдо потока от деятельности по производству и сбыту продукции т.р. — 17,5 236,7 324,4 342,6 359,4 1245,6 (разность показателей пунктов 1 и 2) /> /> /> /> /> /> /> ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4. Поступление средств, всего (сумма показателей пунктов 4 «а», 4 «б» и 4 «в») т.р. 72 72 в том числе: /> /> /> /> /> /> /> а) денежные средства претендента на начало реализации проекта т.р. 72 72 б) продажа имущества т.р. в) продажа финансовых активов (паи, ценные бумаги других эмитентов) т.р. 5. Выплаты, всего т.р. 6. Сальдо потока от инвестиционной деятельности (разность показателей пунктов 4 и 5) т.р. 72 72 7. Сальдо потока по производственной и инвестиционной деятельности (сумма показателей пунктов 3 и 6) т.р. 54,5 236,7 324,4 342,6 359,4 1317,1 Сальдо потока нарастающим итогом т.р. 54,5 291,2 615,6 958,2 1317,6 /> ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 8. Поступление средств, всего (сумма показателей пунктов 8«а», 8«б» и 8«в») т.р. /> /> /> /> /> /> в том числе: /> /> /> /> /> /> /> а) поступления от продажи своих акций т.р. /> /> /> /> /> /> из них продажа государству /> /> /> /> /> /> /> б) кредиты т.р. /> /> /> /> /> /> в том числе государственная поддержка /> /> /> /> /> /> /> в) займы т.р. /> /> /> /> /> /> 9. Выплата средств, всего (сумма показателей пунктов 9 «а», 9 «б» и 9 «в» за минусом средст гос. поддержки) т.р. в том числе: /> /> /> /> /> /> /> а) уплата процентов за предоставленные средства (кроме процентов по краткосрочным кредитам) т.р. из них: /> /> /> /> /> /> /> по средствам государственной поддержки за счет федерального бюджета т.р. по кредитам коммерческих банков (по каждому кредиту в отдельности) /> /> /> /> /> /> /> по другим заемным средствам (по каждому кредиту в отдельности) т.р. /> /> /> /> /> /> б) погашение основного долга, всего т.р. из них: /> /> /> /> /> /> /> по средствам государственной поддержки за счет федерального бюджета /> /> /> /> /> /> /> по кредитам коммерческих банков (по каждому в отдельности) /> /> /> /> /> /> /> по другим заемным средствам (по каждому кредиту в отдельности) /> /> /> /> /> /> /> в) выплата дивидендов /> /> /> /> /> /> /> 10. Сальдо потока по финансовой деятельности (разность показателей пунктов 8 и 9) т.р. 11. Общее сальдо потока (сумма показателей пунктов 7 и 10) т.р. 54,5 236,7 324,4 342,6 359,4 1317,1 Сальдо потока нарастающим итогом т.р. /> 291,2 615,6 958,2 1317,6 />
7.4 Бюджетный эффект отреализации проекта, тыс. руб
Таблица 21Показатели Ед. изм. 2010 2011 2012 2013 2014 Всего 1 2 3 4 5 6 7 13 1. Выплаты /> /> /> /> /> /> /> а) предполагаемая государственная поддержка проекта т.р. 116 116 б) НДС (комплектующие изделия, запасные части, оборудование, строительные работы, материалы, топливо, электроэнергия) т.р. 2. Поступление средств, итого (сумма показателей пунктов 2 «а», 2 «б», 2 «в», 2 «г», 2 «д», 2 «е», 2 «ж») т.р. 29,6 33,6 41,8 44 46,1 195,1 в том числе: а) налоги и платежи в бюджет (таблица «Финансовые результаты», пункт 14) т.р. 15 21 22 23 81 б) единовременные затраты при оформлении земельных участков* т.р. /> /> /> /> /> в) налог на доходы физических лиц (0,13 х затраты на оплату труда) т.р. 15,6 0,6 0,8 1 1,1 19,1 г) отчисления на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, обязательное медицинское страхование) т.р. 14 18 20 21 22 95 д) выручка от продажи государственного пакета акций т.р. /> /> /> /> /> /> е) возврат процентов по государственному кредиту т.р. /> /> /> /> /> ж) возврат основного долга государству (таблица 9, пункт’9 «б») т.р. 3. Сальдо потока (разность показателей пунктов 2 и 1) т.р. -86,4 — 52,8 -11 33 79,1 79,1 4. То же нарастающим итогом т.р. -86,4 — 52,8 -11 33 79,1 /> 5. Коэффициент дисконтирования /> 1.11 1.09 1.07 1.06 1.05 /> 6. Дисконтированная величина, сальдо потока (частное от деления показателей пунктов 3 и 5) /> — 77,8 -48,4 -10,3 31 75,3 75,3 7. Коэффициент поправки на риски /> 0.9 0.9 0.9 0.9 0.9 0.9 8. Чистый дисконтированный доход государства с учетом рисков т.р. -70,0 -43,6 -9,3 27,9 67,8 67,8 9. То же, нарастающим итогом т.р. -70,0 -43,6 -9,3 27,9 67,8 />
8. Анализ рисков
8.1 Факторы риска истратегия снижения рисков
Для проекта наиболеесущественными являются следующие категории риска:
· Коммерческие риски
В связи с неустойчивымиценами на продукты, большой зависимостью внутреннего рынка мяса от импорта ипокупательной способности основных категорий потребителей.
· Природные риски
Необходимо учестьвозможные неблагоприятные погодные условия во время заготовки грубых кормов.Для снижения риска организовать гибкий график работ.
· Производственные риски
В первую очередь эториски возникновения эпизоотий. Снижение рисков обеспечивается путем строгогособлюдения технологии содержания скота, постоянного ветеринарного надзора исвоевременным проведением противоэпизоотических мероприятий.
В соответствии срекомендациями Правительства РФ (Постановление №1470 от 22.11.1997) в расчетахпринят коэффициент поправки на риски 0.9 (средний уровень, для инвестиционныхпроектов по расширению существующих производственных мощностей
Составил НиколаевИ.В.
18 февраль 2010года.