Бизнес-план кафе

Содержание

 TOC o«1-3» ВвЕдЕниЕ… PAGEREF _Toc129433707 h 3
Глава 1. экономическая сущность ПЛАНИРОВАНИЯ НАПРЕДПРИЯТИИ… PAGEREF _Toc129433708 h 6
1.1. Теоретические аспекты планирования напредприятии… PAGEREF _Toc129433709 h 6
1.2. Бизнес-план как метод планирования напредприятии… PAGEREF _Toc129433710 h 13
1.3. Методические рекомендации по разработкебизнес-плана… PAGEREF _Toc129433713 h 20
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ… PAGEREF _Toc129433714 h 28
2.1 Особенности деятельности предприятийобщественного питанияPAGEREF _Toc129433715 h 28
2.2 Типы предприятий общественного питания… PAGEREF _Toc129433716 h 34
2.3. Производственная структура предприятияобщественного питания         PAGEREF _Toc129433717 h 41
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИБИЗНЕС-ПЛАНАPAGEREF _Toc129433718 h 43
3.1. Резюме проекта… PAGEREF _Toc129433719 h 43
3.2. Организационно-правовая средареализации проекта… PAGEREF _Toc129433720 h 44
3.3. Маркетинг… PAGEREF _Toc129433721 h 47
3.4. Инвестиционные и текущие затраты… PAGEREF _Toc129433722 h 55
3.5. Организационный план… PAGEREF _Toc129433725 h 59
3.6. Экономическая оценка эффективностипроекта… PAGEREF _Toc129433726 h 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… PAGEREF _Toc129433728 h 72
Список использОВАННОЙ литeратуры… PAGEREF _Toc129433729 h 74
Приложение 1. Отчет о прибылях и убытках по проекту в динамике.PAGEREF _Toc129433730 h 79
Приложение 2. Баланс предприятия в динамике.… PAGEREF _Toc129433731 h 80
Приложение 3. Дисконтированный денежный поток (Cash flow).… PAGEREF _Toc129433732 h 81

ВвЕдЕниЕ

Отечественные предприятия имеют относительно небольшой опытработы в условиях рынка, да и рыночные отношения, еще далеки от их уровня вразвитых странах. На многих предприятиях до настоящего времени современныеподходы к планированию деятельности не применяются. В тоже время, как в случаесоздания нового предприятия, так и в случае возникновения кризисных ситуаций,бизнес-план предприятия является одним из инструментов принятия эффективныхрешений по достижению поставленных целей, минимизации влияния негативныхфакторов и улучшению финансового состояния. Кроме того, бизнес-план — этоэффективный инструмент планирования развития предприятия, в том числе,модернизации производства, разработки и реализации иных технологических,организационных и инвестиционных решений. Именно поэтому, вопрос созданиякультуры бизнес-планирования в реальном секторе экономики на сегодня являетсяважной экономической задачей.
В работе рассматриваются вопросы разработки бизнес-планапредприятия общественного питания ООО «Гурман» в г.Когалыме. Рынокобщественного питания в России в целом и в Когалыме в частности находится настадии трансформации: развиваются новые формы обслуживания потребителей,изменяется культура обслуживания, формируется культура высококачественногобыстрого питания. Рыночная ниша организации высококачественного общественногопитания является привлекательной для потенциальных инвесторов в связи с рядомфакторов:
–        быстрый срок окупаемости инвестиций;
–        высокая норма прибыли;
–        мобильность капитала.
В настоящее время на рынке Когалыма наблюдается нехваткапредприятий общественного питания, ориентированных на высокое качество искорость обслуживания.
Вышеизложенное является подтверждением актуальностивыбранной темы и практической значимости предмета ее исследования.
Целью данной работы является разработкаинвестиционного решения в форме бизнес-плана по созданию предприятияобщественного питания и оценка.
Для реализации поставленной цели необходимо решитьследующие основные задачи:
–    исследовать экономическую сущность основных категорийи понятий бизнес — планирования на предприятии;
–    рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана;
–    изучить методику инвестиционного планирования напредприятии;
–    изучить особенности государственного регулированиядеятельности предприятий общественного питания;
–    разработать бизнес-план: инвестиционный проектсоздания нового предприятия общественного питания;
–    оценить экономическую эффективность проекта и уровеньего устойчивости в условиях неопределенности факторов внешней среды.
Объект исследования – Создаваемое предприятие ООО«Гурман».
Предметом исследования является разработка бизнес-планадля ООО «Гурман» созданию в г.Когалыме предприятия общественного питания.
Теоретической и методологической базой дипломнойработы стали работы отечественных специалистов, таких как Аистова М.Д., БланкИ.А., Гиляровская Л.Т., Друри К., Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. и др.
Информационной базой работы являются данныебухгалтерской и финансовой отчетности предприятий общественного питания за2002-2004г.г. (бухгалтерский баланс, отчеты о финансовых результатах и их использовании;отчет о движении денежных средств), а также специальная нормативная литература.В процессе выполнения дипломной работы применялись методы финансового анализадеятельности предприятия.
Поставленная цель и задачи определили структуруработы. Она состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматриваются понятие и видыпланирования, роль и сущность бизнес-планирования в деятельности предприятия, атакже методика разработки бизнес-плана, его основные структурные компоненты иметодика оценки экономической эффективности инвестиций с учетом дисконтированияденежных потоков.
Во второй главе рассмотрены основные аспектыгосударственного регулирования деятельности предприятий общественного питания.Рассмотрение основных типов предприятий общественного питания явилось основнойдля выбора типа создаваемого предприятия — кафе. В данной главе также данахарактеристика основных производственных подразделений предприятийобщественного питания.
В третьей главе представлена характеристика проекта,план его реализации, расчетные показатели деятельности в течение срокареализации проекта, проведена оценка экономической эффективности проекта и егоустойчивости.
В заключении определены основные выводы по работе.
Глава 1. экономическая сущностьПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ1.1. Теоретические аспекты планирования на предприятии
Планирование – это процесс экономического обоснованиярационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей [6,с.59]. Итогом процесса планирования является план, т.е. намеченный наопределенный период комплекс работ, с указанием целей, содержания, объемов,методов, последовательности и сроков их выполнения [11, с.295].
Основной задачей планирования является формирование ивыбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсныхограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам [14, с.143].
Содержание внутриорганизационного планирования какфункции управления организацией состоит в обоснованном определении основныхнаправлений и пропорций развития производства с учетом материальных источниковего обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется вконкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения вотдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач,средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявленииматериальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решенияпоставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функцииуправления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности всевнутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия длянормального функционировании и развития организации. Оно предусматриваетразработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достиженияконкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использованияресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией. Поэтомупланированием призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурнымиподразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научныеисследования и разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельностьопирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ иоценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем сцелью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед заизменениями спроса на рынке [80, с.85].
Внутриорганизационное планирование охватывает кактекущее, так и перспективное планирование.
Если перспективное планирование призвано определитьобщие стратегические цели и направления развития организации, необходимые дляэтого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на егооснове текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целейисходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития.Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направленияразвития с учетом конкретной обстановки.
Уровень и качество планирования определяютсяследующими важнейшими условиями: компетентностью руководства организации навсех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих вфункциональных подразделениях; наличием информационной и вычислительной базы.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей;определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий);разработку методов достижения целей; обеспечение основы для принятия последующихдолгосрочных решений.
Все системы планирования находятся во взаимосвязи иреализуются в определенной последовательности. Первоначальным исходным этапомпланирования является прогнозирование по основным направлениям деятельности вразрезе целевых параметров отдельных функциональных направлений, заданных общейстратегии предприятия [24, с.78-96].
Планирование заканчивается перед началом действий пореализации плана. Планирование – это начальный этап управления, однако, онопредставляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершенияпланируемого комплекса операций.
Важно отметить циклический характер планирования напредприятии, включающий несколько взаимосвязанных элементов, расположенных иерархически:
–        разработка миссии; миссия или предназначение являетсяобоснованием создания организации и ее существования; изменяется в редкихслучаях, когда организация принимает решение о полной переориентации своейдеятельности;
–        разработка принципов деятельности; они являютсяосновой деятельности предприятия, определяют культуру организации и редкокорректируются;
–        постановка целей и задач; определяет долгосрочныенаправления деятельности компании и рассчитана на 10-15 лет;
–        установление параметров эффективности; выражаютколичественный результат, который  организация планирует достичь в установленныйпериод времени в исполнение поставленных задач;
–        разработка стратегии; определяет способ достижениязаданных параметров эффективности;
–        разработка тактических решений; обеспечиваютреализацию намеченной стратегии; обычно под тактикой имеются в виду конкретныекраткосрочные задачи, выполнение которых рассчитано на 1-3 года.
Далее, на основе элементов планирования, вся системапланов организации делится на стратегические, тактические и оперативные планы,структурированные по сферам деятельности.
В зависимости от длительности планового периодавыделяют следующие виды планирования:
–        долгосрочное (перспективное);
–        среднесрочное;
–        краткосрочное (текущее).
В качестве основных критериев, по которым в данномслучае может быть проведена группировка, можно выделить:
–        срочность обязательств и ресурсов, которыезадействованы в плановом решении;
–        временной горизонт влияния плановых решений надеятельность предприятия или его подразделений;
–        период планирования: краткосрочное планирование – 1-3года, 3-5 лет для среднесрочного планирования и свыше пяти лет длядолгосрочного [14, с.149].
Однако в такой классификации имеются два ограничения:
1) отнести период к той или иной срочности в различныхотраслях народного хозяйства весьма трудно, например, долгосрочный периодсудостроительной компании не равнозначен долгосрочному периоду супермаркета;
2) в некоторых случаях проблемы краткосрочного периодамогут приобрести долгосрочное значение. Так, например, задержки текущихплатежей из-за ошибок в краткосрочном финансовом планировании, могут обернутьсяразрывом долгосрочных отношений с партнерами предприятия [6, c.147].
В системе долгосрочного планирования используетсяметод экстраполяции, т. е. использование значений показателей прошлого периодаи на основе постановки сценария распространение несколько измененныхпоказателей на будущий период. Здесь делается расчет на то, система факторов,влияющих на реализацию плана количественно и качественно сохраниться в течениепланового периода.
В системе долгосрочного планирования цели претворяютсяв программы действий, среднесрочные, краткосрочные планы и бюджеты, планыприбылей, разрабатываемые для каждого из подразделений организации. Затемпрограммы, планы и бюджеты выполняются этими подразделениями, определяютсяотклонения фактических показателей от запланированных. Далее проводитсяфакторный анализ причин отклонений, и полученные данные используются приэкстраполяции для целей планирования на следующий период.
В зависимости от содержания хозяйственной деятельностивыделяют:
–        планирование НИОКР;
–        планирование производства;
–        планирование сбытовой деятельности;
–        планирование материально-технического снабжения;
–        финансовое планирование;
–        кадровое планирование.
В зависимости от направленности и характера решаемыхзадач различают три вида планирования: стратегическое, тактическое иоперативное.
Стратегическое планирование ставит целью датькомплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнутьсяорганизация в предстоящем периоде, и не этой основе разработать показателиразвития организации на плановый период.
При разработке стратегического плана осуществляется:
–        анализ перспектив развития предприятия, задачакоторого состоит в выяснении тенденций и факторов, влияющих на развитиесоответствующих тенденций;
–        анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого- определить, насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разныхрынках и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретныхнаправлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видахдеятельности;
–        выбор стратегии на основе анализа перспектив развитияпредприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов поконкретным видам деятельности с точки зрения эффективности и обеспеченностиресурсами;
–        анализ направлений диверсификации видов деятельности,поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемыхрезультатов.
Стратегическое планирование помогает принимать решенияпо комплексным проблемам деятельности организации:
–        определение направлений и размеров капиталовложений иисточников их финансирования;
–        внедрение технических новшеств и прогрессивныхтехнологий;
–        диверсификация производства и обновление продукции;
–        совершенствование организации управления по отдельнымподразделениям.
На основе стратегического плана разрабатываютсятактические планы, которые уже содержат не только качественные характеристики,но и количественные показатели, детализированные и конкретизированные понаправлениям деятельности с точки зрения выбора средств для реализации целей,намеченных в рамках стратегического планирования.
Тактическое планирование позволяет предприятиюпошагово реализовывать стратегический план, оценивать фактические показателидеятельности предприятия, отклонение от запланированных и определять дальнейшиепути действий в конкретных рыночных условиях. Роль тактического  планирования заключается в том, что онпозволяет оперативно отреагировать на рыночные изменения, спрогнозироватьпоследствия ценовой и сбытовой политики [14, с.138-196].
Оперативное планирование ориентирует структурныеподразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечениетекущих параметров эффективности. Оперативные планы реализуются через системубюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на болеекороткий срок по каждому отдельному подразделению — центру прибыли, а затемконсолидируются в единый бюджет, или финансовый план предприятия.
Учитывая специфику данной работы, рассмотрим подробносущность и цели финансового планирования.
Финансовое планирование – это разработка решения поструктурированию финансовых ресурсов по источникам, срокам использования инаправлениям деятельности предприятия в соответствии с системой целейпредприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составленияфинансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач иобъектов планирования [7, с.361].
Финансовое планирование направлено на увязку доходов ирасходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде иподдержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.
Чаще всего финансовый план формируется в формебюджета. Бюджет – это план, представленный в денежном выражении, подготовленныйи одобренный для определенного периода времени, в котором обычно показаныпредстоящие поступления и (или) расходы данного периода [5. c.301]. Бюджет используется также и как инструменттекущего и последующего контроля.1.2. Бизнес-план как метод планирования на предприятии
Бизнес-план описывает цели и задачи, которыенеобходимо решить организации, как в ближайшем будущем, так и на перспективу. Внем содержаться анализ эффективности проекта, оценка текущего момента, сильныхи слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции илиуслуг.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
–        дает возможность определить жизнеспособность проекта вусловиях конкуренции;
–        содержит ориентир, как должен развиваться проект(организация);
–        служит важным инструментом получения финансовойподдержки от внешних инвесторов [13, с.122].
Каждая организация, осуществляя свою деятельность,обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых,материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, атакже уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся ресурсов.В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, еслине будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать иаккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на нихконкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях [2, с.205].
При всем многообразии форм предпринимательствасуществуют ключевые положения, применимые фактически во всех областяхкоммерческой деятельности для разных организаций, необходимые для того, чтобысвоевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности, темсамым уменьшить риски в достижении поставленных целей. Разработка стратегии итактики производственно-хозяйственной деятельности является важнейшей задачейдля любого бизнеса.
В настоящее время в России активизировались процессыформирования и совершенствования работы действующих предприятий различных формсобственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе изарубежных. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованноеоформление предложений, требующих капиталовложений. Успешное формированиенового бизнеса также не может обойтись без четкого и объективного плановогопроекта [2, с.224].
Цель разработки бизнес-плана – спланироватьхозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды всоответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимыхресурсов. Бизнес-план помогает руководителю решить следующие основные задачи:
–        определить конкретные направления деятельности фирмы,целевые рынки и место предприятия на этих рынках;
–        сформулировать долгосрочные и краткосрочные целипредприятия, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственныхза реализацию стратегии;
–        сформировать ассортимент и определить показателитоваров и услуг, которые будут предложены потребителям. Оценитьпроизводственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
–        выявить соответствие имеющихся кадров, условиймотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
–        определить состав маркетинговых мероприятий поизучению рынка, формированию спроса, стимулированию продаж, ценообразованию,каналам сбыта и др.;
–        оценить финансовое положение организации исоответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностямдостижения поставленных целей;
–        предусмотреть возможные риски, которые могут помешатьпрактическому выполнению бизнес-плана, и разработать программу управлениярисками [2, с.215].
Функции бизнес-планирования в организации можноусловно разделить на две группы: таблица 1.2.1.
Таблица1.2.1Функциибизнес-планирования
Внутрифирменная деятельность Взаимодействие с внешней средой
— разработка стратегии развития; конкретизация отдельных направлений деятельности;
— разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуг);
— оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала и выявление резервов;
— подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования;
— формирование и реализация кадровой политики;
— контроль над финансовыми результатами деятельности;
— снижение степени риска деятельности;
— создание благоприятного имиджа;
— разработка плана мер по предупреждению банкротства и выходу из кризисных ситуаций.
— привлечение для реализации проектов инвестиций;
— обоснование для включения проектов в государственные (региональные) программы и получение средств из централизованных источников;
— получение банковских кредитов;
— обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке;
— организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности;
— разработка и осуществление мероприятий в рамках интеграционной деятельности.
Процесс разработки бизнес – плана предприятия можнопредставить следующим образом: рис. 1.1.

Принятие решения о разработке проекта
Принятие решения о разработке бизнес-плана
Принятие решения о финансовом обеспечении разработки бизнес-плана и открытие финансирования
Создание группы разработки бизнес-плана
Формулировка целей бизнес-плана
Сбор исходных данных
Выбор методики расчета и компьютерных систем
Проведение необходимых технико-экономических расчетов
Приобретение информации и услуг специализированных организаций
Экспертиза бизнес-плана с привлечением внешних экспертов
Утверждение бизнес-плана
Организация и проведение презентации бизнес-плана
Проведение переговоров с потенциальными партнерами по реализации бизнес-плана