Введение
Планирование являетсянормой любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка и в Россиинеобходимость в бизнес-планах стала настолько очевидной, что уже в 1994 – 1995гг. их применение становится обязательным. В январе 1995г. московскоеправительство, например, опубликовало распоряжение, в котором рекомендовалоиспользовать бизнес-план «в целях совершенствования методов расчетаэкономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразностивложений инвестиций в проектирование истроительство объектов и градостроительных комплексов». Крупные коммерческиебанки, в частности «Менатеп», разработали подробные перечни вопросов, накоторые нужно ответить в бизнес-плане, как в «необходимом документе».
Бизнес-планвыступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельностифирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно–инвестиционных решений всоответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспектыкоммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, иопределяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременнопоисковая, научно – исследовательская и проектная работа.
Небудет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческимпроектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес–плану у руководствапоявляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны.Сам процесс разработки бизнес – плана, включающего детальный анализэкономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Цельюбизнес–плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций,определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.
Бизнес–планпредусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих передпредприятием, независимо от его функциональной ориентации:
– организационно– управленческая и финансово – экономическая оценка состояния предприятия;
– выявлениепотенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных ислабых его сторон;
– формированиеинвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-планеобосновываются:
– общиеи специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;
– выборстратегии и тактики конкуренции;
– оценкафинансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целейпредприятия.
Бизнес – план даетобъективное представление о возможностях развития производства, способахпродвижения товара на рынок, ценах, возможные прибыли, основных финансово –экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска,предлагает пути их снижения. Бизнес – план используется независимо от сферыдеятельности, масштабов, собственности и организационно – правовой формыкомпании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлениемпредприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов ивзаимоотношений с другими фирмами и организациями.
Такимобразом, грамотно разработанный бизнес-план организации является существеннымпреимуществом уже на первых этапах его формирования и развития.
План бизнеса используют икак инструмент проведения деловых переговоров. При подготовке планапредприниматель должен конкретно указать, что он хочет получить от заимодавца или инвестора, но и ясно показать,что он готов отдать.
1. Сущность планирования и бизнес-плана
Планирование — это деятельность, заключающаяся в разработке и практическомосуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы,путей способов и средств его достижения.[1]
С точки зренияпредприятия, на микроэкономическом уровне, планирование – это способ осуществления действия, основанный насознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, которыйзаменяет цены и рынок.[2]
Существует две формы планирования деятельности фирмы:
q планированиедеятельности фирмы на рынке;
q внутрифирменноепланирование.
Как правило, эти аспекты планированиявзаимосвязаны.
Необходимо отметить, чтопо-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когдаотношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер,а приобретают устойчивый и долговременный характер.
Планирование деятельностипредприятия позволяет:
q осуществитьчеткую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
q побудитьруководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
q определитьпоказатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
q подготовитьпредприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры;
q четкоформализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы.
Основным инструментом планированияфирмы является бизнес – план финансово-хозяйственной деятельности.
Бизнес–план–это план осуществления бизнес – операции, действий фирмы, содержащая сведения офирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операцийи их эффективности.[3]
Цельразработки бизнес–плана –спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периодыв соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимыхресурсов.
Задачами бизнес – плана является:
q сформулироватьдолговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
q определитьконкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этихрынках;
q выбратьассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложеныфирмой потребителям;
q оценитьпроизводственные и непроизводственные издержки;
q определитьсостав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж,ценообразованию и т.п.;
q оценитьфинансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальныхресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д.
Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:[4]
q является инструментом, с помощьюкоторого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности заопределенный период;
q может быть использован для разработкиконцепции ведения бизнеса в перспективе;
q является инструментом добыванияфинансовых ресурсов;
q представляет собой инструмент реализациистратегии предприятия.
Таким образом, бизнес – планпозволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосноватьвыбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.
2. Виды бизнес-планов
В зависимости от рыночной ситуации ицели составления бизнес – планы могут быть различны.
Вследствие этого бизнес – планы пообъектам бизнеса можно классифицировать в соответствии со схемой 1[5].
Классификациябизнес-планов по объектам бизнеса. Схема №1.
Бизнес-план
по бизнес – линиям (продукция, работы) услуги)
по предприятию
новому
действующему
развитие
финансовое
оздоровление
всего
предприятия
производственного
подразделения
Бизнес – планы разрабатываются в различных модификациях взависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги,технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес– план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовоеоздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или егоотдельного подразделения.
3. Структура и содержание бизнес-плана
Необходимо отметить, чторазличные экономисты выделяют несколько разные структуры бизнес–планов, однаковсе они имеют приблизительно одинаковое строение. Такая структура представленав табл. 1[6].
Структура бизнес – планов в соответствии с типологией по объектам бизнеса
Таблица 1
Раздел
бизнес–плана
По бизнес – линиям
По предприятию
Новому
Действующему
Развитие
Финансовое оздоровление
Концепция бизнеса (резюме)
+
+
+
Общая характеристика предприятия
Ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии
+
+
+
Краткие сведения по плану финансового оздоровления
Характеристика объекта бизнеса
+
+
+
Анализ финансового состояния предприятия
Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция)
+
+
+
Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию хозяйственной деятельности
Организационный план, в т.ч. правовое обеспечение
–
+
–
Рынок и конкуренция
Персонал и управление
+
+
+
Деятельность в сфере маркетинга предприятия
План производства
+
+
+
План производства
План маркетинговых действий (комплекс маркетинга)
+
+
+
Финансовый план
Потенциальные риски
+
+
+
Финансовый план и финансовая стратегия
+
+
+
Концепция бизнеса (резюме)– это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемомбизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое дело илиразвивая имеющееся.
По сути, концепция являетсясокращенной версией самого бизнес – плана.
В резюме должны бытьотражены следующие основные моменты:
· возможностидля бизнеса;
· привлекательностьбизнеса;
· важностьдля предприятия и региона;
· необходимыефинансовые ресурсы (собственные или заемные);
· срококупаемости проекта;
· возможныйсрок возврата заемных средств;
· условияинвестирования;
· ожидаемаяприбыль и ее распределение и т.д.
Порядок изложенияконцепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать сглавной цели предлагаемого бизнеса (как правило, получение прибыли) иназначения разрабатываемого бизнес – плана.
Концепция бизнеса(резюме) составляется в конце написания бизнес – плана, однако находится вначале.
В разделе, описывающем ситуациюв настоящее время и дающем краткую информацию о предприятии, отражаютсяследующие моменты:
· главныесобытия, повлиявшие на появление идей по бизнес – плану;
· главныеобстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;
· состояниена рынке и положение, которого необходимо добиться
· ипр.
Далее в сжатой форме приводитсяосновная информация о предприятии – дата основания, организационно – правоваяформа, учредители, юридический адрес и т.п.
В разделе, характеризующем объектбизнеса, необходимо отметить направленность бизнес – плана ( продукция, работы,услуги, создание нового предприятия, развитие действующего, финансовоеоздоровление).
Также здесь необходимо отметить,важность товара для потребителей, его уникальность. Также желательноохарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции.
Завершает раздел, описание ключевыхфакторов, которые должны определить успех предлагаемого бизнеса.
Исследования и анализ рынканаправлены на выявление сегодняшних потребителей продукции,услуг и определение потенциальных. В этом разделе желательно определитьприоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена,время и точность поставки, сервисное обслуживание и т.п.
Необходимо произвести сегментациюрынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия.
Следует проанализировать, как быстропродукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшегорасширения, а также основные факторы влияющие на это.
Также весьма важным являетсяотслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выявить и проанализировать ихсильные и слабые стороны.
Необходимо определить возможный объемпродаж в натуральном и денежном выражении.
Организационный планразрабатывается только при создании нового предприятия.
Здесь необходимо привестиорганизационную структуру предприятия, в которой четко определены должностныеинструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а такжеопределяется, как будет осуществляться взаимодействие служб и подразделений.
Кроме этого желательно указать такиефакторы как потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплатытруда и т.п.
Подразделом организационного планаявляется правовое обеспечениедеятельности предприятия, в котором приводится вся информация о правовыхаспектах деятельности (сведения о регистрации, учредительные документы, формасобственности, законодательные ограничения, патентная защита и т.п.).
В разделе Персонал и управление следуетпривести информацию о менеджерах и охарактеризовать их управленческиевозможности.
Желательным здесь является разработкаштатного расписания.
План производстваотражает производственный процесс. Если отдельные операции поручаютсясубподрядчику, то это должно быть указано.
Целесообразно представитьпроизводственный процесс с указанием его структуры по трудоемкости.
Необходимо отразить потребность впроизводственных помещениях и их площадь, а также производственную площадьпредприятия. необходимо указать потребность в дополнительном оборудовании иматериальных ресурсах.
По возможности здесь описываетсясистема охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения безопасностижизнедеятельности.
Раздел заканчивается расчетомиздержек производства и себестоимости производимой продукции.
Особым разделом может быть выделен инвестиционный план, где отражаетсяпотребность в инвестициях, а также указывается за счет каких средств будетосуществлено финансирование проекта (собственные и/или заемные средства) и т.п.
План маркетинга– это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получениюмаксимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. Необходимоотразить маркетинговую стратегию развития предприятия.
Разрабатывая эту стратегию,целесообразно учесть влияние внешнего окружения (тенденции изменениятехнологий, запросов и мотивации потребителей и т.д.) в целях адаптациипредприятия к меняющимся рыночным условиям путем разработки комплексамаркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисноеобслуживание.
Особое место уделяется стратегииценообразования, которая базируется на следующих методах:
q полныхзатрат;
q усредненныхзатрат;
q предельныхзатрат;
q стандартныхиздержек производства;
q прямыхзатрат (целевой нормы прибыли).
Раздел, описывающий потенциальные риски особенно важен, таккак фактор риска оказывает большое влияние на финансово – хозяйственную деятельностьпредприятия.
Следует учитывать, как минимум,следующие виды рисков:
· производственные,связанные с различными нарушениями в производственном процессе или процессепоставок сырья, материалов и комплектующих;
· коммерческие,связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме;
· финансовыериски, которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниямивалютных курсов и т.п.;
· риски,связанные с форс – мажорными обстоятельствами, которые могут быть вызванынепредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийныхбедствий).
Методы снижения влияния рисковразличны, однако наиболее действенным является коммерческое страхования,создание резервного фонда и функционирование предприятия с большим запасомфинансовой прочности.
Важной частью практически любогобизнес – плана является финансовый план.
Цель финансового плана определитьэффективность предлагаемого бизнеса.
В данном разделе необходимо отразить:
· общуюпотребность в инвестициях;
· источникифинансирования;
· пландоходов и расходов;
· балансденежных расходов и поступлений;
· потребностьв оборотном капитале;
· срококупаемости проекта;
· отчетпо прибыли, а также необходимые финансовые показатели.
Особое место в финансовом планеследует уделить расчету безубыточности и запаса финансовой прочности.
Точкабезубыточности рассчитывается по формуле
где Тб/у – точкабезубыточности;
Рпост. – условно – постоянныерасходы;
Кпер. – удельный вес условно– постоянных
расходов в объеме продаж
Запасфинансовой прочности представляет собой разницу объема продаж анализируемогогода и объема точки безубыточности.
Если разрабатывается план финансовогооздоровления, то в этом разделе необходимо рассчитать показатели финансово–хозяйственнойдеятельности предприятия.[7]
Таковаструктура бизнес-плана, необходимого для обоснования реализации его проекта.4.Расчёт предполагаемой эффективности проекта. Вопросы риска и гарантии
Предполагаемуюэффективность проекта характеризует финансовый план. Финансовый план являетсяважнейшей составной частью делового плана. Основные пункты финансового плана:объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т.д. Финансовый плансоставляется на 3-5 лет и включает всебя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовыйплан на первый год.
При составлениифинансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники ииспользование средств. В заключении определяется точка самоокупаемости. Прогнозточки самоокупаемости должен дать ответ на вопрос о том, сколько единиц продукции или услуг нужно будет продать иликакого объема продаж достичь, чтобы доходы предприятия совпадали с егорасходами, т.е. чтобы предприятие окупилось.
Финансовый план состоитиз трех частей:
1. Сводный прогноздоходов и расходов,по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны бытьпредставлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов. Зная ставки подоходногоналога, можно получить прогноз чистой прибыли предприятия после вычета налогов.Основным источником доходов большинства предприятий являются продажи. Именнопродажи определяют все прочие аспекты деятельности предприятия, поэтомусоставление финансового плана начинается с прогнозирования продаж. Основой длятакого прогноза служит план маркетинга.
Для составления планов доходов и расходов на первый годнеобходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Данные для подобныхрасчетов можно получить из специальныхисследований рынка, из прогнозов или опытным путем. Для составления прогнозаиспользуются такие методы как опросы потребителей, опрос торговых работников,консультации с экспертами, анализ временных рядов.
План доходов и расходовдолжен содержать такие оценки всех статей косвенных (накладных, обще фирменных) расходов по месяцам первого года.Необходимо предусмотреть в плане все возможные статьи расходов и правильноспланировать их динамику по месяцам.
С ростом фирмы возрастаютрасходы на страхование, на рекламу, на участие в выставках, на арендудополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в планедоходов и расходов. Условия страховки можно выяснить непосредственно у тойстраховой компании, в которой предприятие застраховано, а величину выплат можноопределить в зависимости от вида страховки и состояния дел напредприятии к тому или иному моменту. Добавление новых площадей увеличит расходы на аренду. Если планируетсязакупить новое оборудование, то это отразится в приросте амортизационныхотчислений.
Помимо планов доходов ирасходов в разбивке по месяцам первого года, планы доходов и расходов должны содержать прогнозные данные на конец второго и третьегогода. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы покоторым, по всей вероятности, не будет меняться. Расходы по таким статьям,как амортизационные отчисления, плата за электричество, газ и т.д., аренда, страховка и процент на капитал, нетрудно подсчитать, исходя из объема продаж (доходов) на второй и третий год. Расходы на рекламу,на заработную плату и налоги можно определить как долю от чистой прибыли засоответствующий год.
Если финансовый план покажет, что при таких издержках можно получитьприбыль, предприятие имеет шансы на успех.
2. В финансовый план входит прогноз денежнойналичности. Такой прогнозсоставляется также на три года, с месячной разбивкой данных по первому году.Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей вденежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут сильно различаться из месяц вмесяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счетпредприятия не мгновенно, а с некоторым шагом, поэтому, даже если продукциярасходится хорошо, может возникнутьнеобходимость в краткосрочных займах для покрытия посторонних затрат. Например,для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги.
Одна из главных проблем, стоящих перед любымпредприятием — это правильное планирование денежной наличности. Сплошь и рядомвполне рентабельные предприятия терпятбанкротство только из-за того, что внужный момент у них не хватило денег. Следовательно, если предприниматель судито своем успехе по прибыли, он рискует сильно ошибиться, особенно если при этомприрост наличности отрицателен.
Прогноз денежнойналичности строится на основании плана денежных поступлений и выплат.План денежных поступлений и выплат составляется на основе плана доходов ирасходов с поправкой на ожидаемые лаги. Если для какого-то месяца окажется, чтовыплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботиться, ивзять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце денежные поступленияпревысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду илиположить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будутпревышать поступления.
Самый сложный момент впрогнозировании денежной наличности — это определение размеров поступлений и выплат по месяцам. Для этогоприходится строить предложения, чтобы денег заведомо хватало на оплату счетов втечение всего периода становления предприятия. На основе подобных предположенийможно оценить размеры денежных поступлений и платежей по месяцам и прикинуть, когда исколько денег потребуется брать в долг.
План денежных поступленийи выплат, как и план доходов и расходов, строится на определенныхпредположениях, которые представлялись реалистичными на момент составления прогноза, но со временеммогут и не подтвердиться. В этом случае в планы необходимо внестисоответствующие коррективы. Все предложения и допущения должны быть четкосформулированы в тексте делового плана, чтобы потенциальный инвестор смогпонять, как была получена та или иная цифра.
3. Третьим разделом финансового планаявляется прогноз активов и пассивов предприятия на конец года, т.е. балансовыйплан. В этом планеотражаются активы и пассивы предприятия,средства, вложенные в развитие производства самим предпринимателеми его партнерами, и нераспределенная прибыль.
К составлению балансового плана на конец первого года приступают, когда составлены планыдоходов и расходов и план денежных поступлений и выплат.
Балансовый план отражает состояние дел напредприятии к концу первого года его существования. Он представляет собой счетактивов и пассивов, разность (сальдо) которых дает оценку собственного капиталапредприятия.
При создании предприятияпредприниматель должен знать, когда будет получена первая прибыль. Для этогоделается прогноз точки самоокупаемости. Прогноз точки самоокупаемости даетответ на вопрос, сколько единиц продукции или услуг необходимо будет продать,чтобы доходы предприятия совпадали с егорасходами, т.е. чтобы предприятие окупилось. Такая информация позволяетоценить, сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие наначальном этапе его существования. Из планов доходов и расходов известно, когдапредприятие начнет получать прибыль, но это не точка самоокупаемости. Чтобыпредприятие окупилось, его обязательства, именуемые постоянными или фиксированными затратами,должны быть полностью покрыты из поступлений. Поэтому под точкойсамоокупаемости понимают такоесостояние, когда разность между всеми расходами и доходами равна нулю.
После того, как предприятие окупится, продажа каждойследующей единицы продукции будет приносить прибыль, если цена на нее не опуститься ниже ее себестоимости.
Какой бы не была цена,если она выше себестоимости, каждая продажа приносит прибыль, которую можнопустить на покрытие фиксированных издержек. Как только прибыли накопитсядостаточно, чтобы покрыть фиксированные издержки, предприятие достигнетсамоокупаемости.
К фиксированным издержкам относятся затраты на амортизацию,заработную плату административного персонала, арендную плату и страхование.Расходы на покупку сырья и материалов, торговые издержки, заработная плата производственных рабочихсчитаются переменными.
В предпринимательской деятельности всегда существуетопасность того, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью иличастично не достигнуты.
Каждый новый проект неизбежно сталкивается насвоем пути с определенными трудностями, угрожающими его осуществлению. Дляпредпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранееразработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска ивыявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес. Главные моменты,связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угрозаможет исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга ипроизводственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность можетпредставлять также технический прогресс, который способен мгновенно «состарить»любую новинку.
Полезно заранее выработать стратегиюповедения и предложить пути выходы из вероятных рискованных моментов в случаеих внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий вглазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, чтопредприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.
Заключение
Составление бизнес-плана- очень