Содержание
Введение
1. Методологическиеосновы разработки бизнес-плана
1.1 Цели и задачисоставления бизнес-плана
1.2 Структурабизнес-плана
2. Разработкабизнес-плана организации ресторана «Сказка»
2.1 Резюме
2.2 Предприятие иего продукция
2.3 Конкуренция нарынках сбыта
2.4 Производственныйплан
2.5 Финансовый план
3. Мероприятия,повышающие эффективность реализации бизнес-плана
Списокиспользованной литературы
Приложения
Введение
Современная экономическаяситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиямновый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формыи модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективностьпринимаемых решений.
Поэтому всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательскойдеятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошопродуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющийстратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии,организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанногоплана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов,партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:
· определить пути испособы достижения поставленных целей;
· максимальноиспользовать конкурентные преимущества предприятия;
· предотвратитьошибочные действия;
· отследить новыетенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своейдеятельности;
· доказать идемонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
· смягчить влияниеслабых сторон предприятия;
· определитьпотребность в капитале и денежных средствах;
· своевременнопринять защитные меры против разного рода рисков;
· полнееиспользовать инновации в своей деятельности;
· объективнееоценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
· обосноватьэкономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегияпроекта).
Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Ониспользуется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управленияпредприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации иизменения обстоятельств план может уточняться путем корректировоксоответствующих показателей.
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями даетвозможность использовать его в качестве инструмента оценки практическихрезультатов работы предприятия.
Эффективно организованный бизнес является важнейшим симптомом его«финансового здоровья», предпосылкой обеспечения устойчивого роста и достижениявысоких конечных результатов его хозяйственной деятельности в целом. Поэтомузнание и практическое использование современных принципов, механизмов и методовэффективного управления бизнес-планированием позволяет обеспечить переходпредприятия к новому качеству экономического развития в рыночных условиях. Вэтом и состоит актуальность и практическая значимость темы курсовой работы.
Целью исследования является изучение системы современных методовбизнес-планирования на предприятие, адекватных рыночной экономике, которыеспособствуют восприятию новой финансовой идеологии и культуры управления вусловиях рыночной экономики и составление бизнес-плана организации ресторана, атакже знакомство с современными технологиями и инструментами, используемымиотечественной и зарубежной практикой в процессе бизнес-планирования.
Основными задачами исследования в курсовой работе являются:
1. выявлениетеоретической сущности бизнес-планирования;
2. составлениебизнес-плана и обоснования финансово-экономической целесообразности организацииресторана;
3. предусмотретьмероприятия повышающие эффективность реализации бизнес-плана.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью«Сказка».
Предмет исследования – организация бизнес-планирования на предприятии.
Цели и задачи исследования определили структуру данной курсовой работы,которая представлена введением, тремя главами, заключением и спискомиспользованной литературы.
Во введении раскрытаактуальность, поставлены цель, задачи, определены объект и предмет исследованиякурсовой работы.
В первой главе проанализированы методологические основы разработкибизнес-плана.
Во второй главе составлен бизнес-план организации ресторана ООО «Сказка»и обоснована его экономическая целесообразность.
В третьей главе предложены мероприятия, приводящие к более эффективнойреализации бизнес-плана.
Заключение содержит основные выводы и рекомендации.
/>/>1. Методологические основы разработки бизнес-плана1.1 Цели и задачи составления бизнес-плана
Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельностьфирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка ивозможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогаетпредпринимателю решить следующие основные задачи:
· определитьконкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этихрынках;
· сформулироватьдолговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения.Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
· выбрать состав иопределить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмойпотребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
· оценитьсоответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям подостижению поставленных целей;
· определить составмаркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированиюпродаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
· оценитьматериальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых иматериальных ресурсов достижению поставленных целей;
· предусмотретьтрудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.[1]
Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться неготовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху, и будетлихорадочно импровизировать. А это чаще всего кончается плачевно как для него,так и для дела, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени (длясредней фирмы разработка бизнес-плана может потребовать до 200 человеко-часов)и заняться бизнес-планированием. При этом письменное оформление бизнес-планаимеет существенное значение для организации работ по его выполнению. Не следуетпренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынкеменяются достаточно быстро.
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немаловыгод, например:
· заставляетруководителей заниматься перспективами фирмы.
· позволяетосуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленныхцелей.
· устанавливаетпоказатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля.
· заставляетруководителей четче и конкретнее определить свои цели и пути их достижения.
· делает фирмуболее подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций (повышаетскорость адаптации).
· нагляднодемонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.[2]
Конечно главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, чтоправильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, тоесть, в конечном счете, отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос: стоитли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят всезатраты сил и средств.
Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении такихостроактуальных задач, как:
· подготовка заявоксуществующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получениекредитов.
· обоснованиепредложений по приватизации государственных предприятий.
· открытие новогодела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческойдеятельности.
· перепрофилированиесуществующей фирмы и выбор новых видов, направлений и способов осуществлениякоммерческих операций.
· составлениепроспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частныхфирм.
· выход на внешнийрынок и привлечение иностранных инвестиций.[3]
В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работпо составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, тоесть степень детализации его может быть весьма различной. Так, например, однодело — открыть видеотеку, другое – организовать производство какой-либо сложнойпродукции.
В первом случае бизнес-план требует менее объемной проработки, частьразделов может вообще отсутствовать; в основном надо выяснить: где снять и какоборудовать помещение, как приобрести видеоаппаратуру, у кого и по какой ценеприобретать видеозаписи, какую установить цену на входные билеты.
Во втором случае бизнес-план необходимо разработать в более полномобъеме, проведя для этого достаточно трудоемкие и сложные маркетинговыеисследования.
При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самогопредпринимателя, личное участие руководителя в составлении бизнес-плананастолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фондыотказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становитсяизвестно, что бизнес-план был подготовлен консультантами со стороны, аруководителем лишь подписан.
Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов,совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речьидет о другом – составление бизнес-плана требует личного участия руководителяфирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работулично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразностьсвоего замысла.
Таким образом, бизнес-план предусматривает решение следующихстратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо отего функциональной ориентации:
· организационно-управленческаяи финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия;
· выявлениепотенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия,акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых;
· формированияинвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.[4]
В бизнес-плане обосновываются:
· общие испецифические детали функционирования предприятия в условиях конкретного рынка;
· выбор стратегии итактики (методов) конкуренции;
· оценкафинансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целейпредприятия.
/>/>1.2 Структура бизнес-плана
Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой видадеятельности, размером предприятия и целью составления. Понятно, что чемкрупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее иобоснованнее разработка разделов плана.
Состав и структура также зависит от размеров предлагаемого рынка сбыта,наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.
Целью составления бизнес-плана является получение полной картины иответов на вопросы о целесообразности использования располагаемых ограниченныхфинансовых ресурсов для производства товаров или оказания услуг:
· определеннымспособом;
· определеннымиработниками;
· для определенныхпотребителей;
· при условиигибкости принятия решений.
При составлении бизнес-плана подробно отвечают на определенные вопросы,которые интересуют собственников и кредиторов или других заинтересованных лиц.Обоснованный бизнес-план служит основанием для принятия решения инициаторомпроекта (инвестором, предпринимателем, организатором-реципиентом), а такжеявляется документом для его внешней презентации перед потенциальнымипартнерами, кредиторами и государственными учреждениями, ответственными засоздание и регистрацию предприятия.
К содержанию и форме бизнес-плана предъявляются определенные требования,обязательные при проверке крупных проектов международными и национальнымиучреждениями, участвующими в финансировании. Так, развернутый план основанияпредприятия должен включать разделы:
· анализ рынка;
· технико-экономическийанализ;
· финансовыйанализ;
· общеэкономический(или национально-хозяйственный) анализ (для крупных проектов государственнойважности).[5]
Достоверность использованной при планировании информации подтверждаютприлагаемые к бизнес-плану документы — отчеты, контракты, договоры, данныестатистики.
Объем и детализация проектных исследований зависят от масштаба и видапредполагаемой деятельности, целей разработки бизнес-плана, требованийкредиторов. Соответственно отдельные разделы могут освещаться более или менееподробно.
1. Резюме (основные положения).
Название инвестиционного проекта и его цель.
Инициатор и другие участники проекта.
Общая стоимость проекта, в том числе по этапам его реализации.
Срок реализации проекта.
Суть проекта и текущее состояние.
Источники финансирования проекта.
Критерии эффективности и финансовые показатели проекта.
Выводы о целесообразности инвестиций
Сущность инвестиционного проекта
Подробное описание сути проекта, этапов его реализации, задач и результатовкаждого этапа.
Описание продукции или услуг (далее по тексту «продукции»), ееназначение, характеристика потребительских свойств, отличие продукции отимеющихся аналогов.
Обзор состояния дел в отрасли (динамика объемов реализации, освоениеновых изделий, появление новых предприятий).
Место расположения предприятия.
Необходимые рабочие и специалисты (профессии, уровень квалификации).
Характеристика возможности реализации инвестиционного проекта.
Производственный план реализации проекта.[6]
2. Производственный план.
Описание производственного процесса (технология, необходимоеоборудование, производственные помещения).
Расчет потребности и планирование создания основных фондов (приобретениеземли или прав на нее, строительство зданий, сооружений и коммуникаций, покупкаи монтаж оборудования).
Обоснование режима работы оборудования.
Расчет производственной мощности предприятия.
Обоснование производственной программы по выпуску продукции (включаяпредполагаемые объемы по этапам реализации проекта).
Система материально-технического обеспечения (поставщики, условияпоставки и расчетов).
Система управления производственными запасами.
Расчет потребности в материалах, топливно-энергетических ресурсах,численности работающих.
Расчет себестоимости продукции (сметы затрат и калькуляции по изделиям).
3. Организационный план (план реализации проекта).
Обоснование организационной формы реализации инвестиционного проекта (набазе действующего предприятия, в рамках вновь создаваемого предприятия, выборорганизационно-правовой формы нового предприятия, предполагаемый составучредителей, доля участия, включая контрольный пакет, принципы распределенияприбыли).
Эмиссионная и дивидендная политика. Порядок выпуска ценных бумаг (какие,сколько, порядок распространения, затраты на эмиссию). Размер дивидендов.
Обоснование форм и условий участия инвесторов-собственников в реализацииинвестиционного проекта — права и обязанности, льготы, доля и порядок участия враспределении прибыли, ответственность за убытки, компенсации, дополнительныеправа и льготы инвесторов и др.
Структура управления предприятием, руководящий состав, должностныеинструкции, условия оплаты и стимулирования работников.[7]
4. Финансовый план (финансовый анализ инвестиций).
«Финансовый анализ инвестиций» является наиболее унифицированным разделомбизнес-плана. Он регламентируется методикой ЮНИДО. Для его разработки применяютсредства программного обеспечения, например Comfar и Prospin (UNIDO), ProjectExpert, ПК Аналитик (фирма ИНЭК) и др.[8] «Финансовый анализинвестиций» включает ряд подразделов:
4.1. Обоснование ожидаемых поступлений и выплат.
Обоснование единовременных затрат (стоимость земли или получения прав нанее, стоимость нематериальных активов (лицензий, патентов),строительно-монтажных работ, оборудования и его монтажа, прирост оборотныхсредств).
Обоснование текущих затрат (материальных, трудовых, амортизационныхотчислений и пр.).
Расчет потребности в оборотных средствах для реализации проекта.
Обоснование доходов по проекту (выручка от реализации, внереализационныедоходы).
Расчет прибыли от основной деятельности (от реализации).
5. Финансовое прогнозирование.
Составление прогнозных балансов, планирование прибыли и потоков денежныхсредств.
Прогнозирование и анализ показателей финансового состояния(характеристики вертикальной и горизонтальной структуры баланса, коэффициентыликвидности).[9]
6. Приложения к бизнес-плану (исходные данные, документы, контракты ит.д.).
В следующей главе курсовой работы остановимся наиболее подробно напримере составления бизнес-плана для конкретного предприятия ООО «Сказка».
2. Разработка бизнес-планаорганизации ресторана «Сказка» 2.1 Резюме
Инициаторомпроекта является Общество с ограниченной ответственностью «Сказка» (именуемоениже как ООО «Сказка»). ООО «Сказка» приглашает для участия в реализациипроекта отечественных и иностранных инвесторов и кредиторов.
Цели бизнес-плана:
1) обосноватьприбыльность и рентабельность инвестиционного проекта организации ресторана;
2) доказатьвозможность возвратности кредитных средств на заданных условиях и вфиксированные сроки кредитования.
Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг всфере общественного питания для людей сосредним достатком (средний чек 10-20$).
Оценка приоритетности:
Питание, как процесс употребления пищи, удовлетворяет самую насущнуюпотребность человека, выступает необходимым условием существования людей, ихобщественной и трудовой деятельности. Общественное питание, в своих коллективноорганизованных формах, является важнейшим фактором и механизмом реализациисоциальной политики.
Сегодня конкуренция на рынке общественного питания в России приобрелатакую остроту, что уже недостаточно просто «быть», надо быть лучшим или, покрайней мере, «на уровне» в своем сегменте. Понятие «лучший» включает в себямножество составляющих, реализация и соблюдения которых для большинствапредприятий общественного питания сопряжена с определенными трудностями.
Настоящий ресторанный бум сегодня переживает столица России. Российскийрынок общественного питания вот уже несколько лет подряд растет на 20-30% вгод. По данным исследовательского агентства КОМКОН, три года назад регулярныепоходы в ресторан позволяли себе 47% москвичей. В среднем по стране этотпоказатель был почти вдвое ниже (26%). Но в прошлом году завсегдатаямиресторанов называли себя уже 38,8% россиян.
Насыщения рынка пока не видно даже в далекой перспективе. Нашисоотечественники тратят в точках общепита в разы меньше, чем европейцы илиамериканцы. Да и тратиться россиянам, можно сказать, почти негде. На начало 2007 г. во всей России насчитывалось порядка 30 000 предприятий общественного питания.Для сравнения: в одном только Нью-Йорке их почти 20 000, вЛос-Анджелесе — 25 000.
МИРОВОЙ ОБЩЕПИТ
Количество ресторанов в мегаполисах в 2007 г.
Нью-Йорк — 18939
Лондон — 9925
Прага — 9488
Париж — 8600
Москва — 4500
Развитие потребительского рынка в целом и рынка услуг общественногопитания можно уверенно отнести к задачам социально значимым. Уровень комфортностижизни зависит, в том числе, от того, насколько просто, быстро и недорогочеловек может, находясь в городе покушать, купить продукты, получить другиеуслуги. Поэтому крайне важно сегодня создание доступного, простого и понятногоправового поля, обеспечения бизнесменов информацией по различным направлениямбизнеса и права, создания в стране положительного инвестиционного, финансового,налогового климата.
Пути реализации проекта:
ООО «Сказка» планирует создание ресторана на базе современного оборудованияведущих фирм производителей.
Для реализации проекта необходимы финансовые ресурсы в размере 15 млн.руб. Полученные деньги будут использованы для закупки технологическогооборудования и транспорта, финансирования маркетинга, образования оборотного капитала.
Достоинства реализации проекта ресторана несомненны:
· Оснащенныйсовременным, высокомеханизированным оборудованием ресторан по уровнюпроизводительности труда вполне сопоставим с крупными ресторанами высокогокласса.
· Технологическоеоборудование допускает быструю смену ассортимента с учетом меняющегося спросапотребителей.
· Широкийассортимент, высокое качество выпечки, свежие, вкусные, теплые изделия.
· Экономноепотребление энергии и небольшой объем работ по ремонту и обслуживанию техники.
· Значительнаяэкономия производственных площадей.
· Небольшаяпотребность в персонале.
· Быстраяокупаемость проекта.
Отчето прибылях и убытках, отражающий операционную деятельность на протяжении жизниинвестиционного проекта, свидетельствует о том, что проект стабильно получаетприбыль.
Рентабельностьинвестируемых средств в проект за два года реализации проекта составляет 65%.
Рискипо мнению экспертов – минимальны.
В результате организации ресторана могут быть достигнуты следующиерезультаты:
· потребителиполучат высококачественные услуги;
· увеличиваетсячисло рабочих мест на 35 единиц;
· прибыль отреализации продукции с учетом ставки дисконтирования 18% за три года составит9 828 тыс. рублей.
Настоящий бизнес-план представляется с целью получения финансовойподдержки в виде долгосрочного кредита от одного из банков.2.2 Предприятие и его продукция
ООО «Сказка» – предприятие общественного питания – кафе-бар.
Общество с ограниченной ответственностью «Сказка» (далее ООО «Сказка»)является юридическим лицом, имеет круглую печать и штампы со своимнаименованием (эмблемой), свой торговый знак, расчетный и иные счета в банках,другие реквизиты, необходимые для хозяйственной и иной деятельности; ведетбухгалтерский учет и статистическую отчетность. ООО «Сказка» обладает полнойхозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления,принятия хозяйственных решений, сбыта продукции, установления цен на товары иуслуги, оплаты труда, распределения прибыли, то есть самостоятельноосуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией,полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов идругих обязательных платежей.
Целью деятельности ООО «Сказка» является удовлетворение спроса населенияна услуги общественного питания и получение прибыли.
Общество может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенныхфедеральными законами Российской Федерации.
Общество в соответствии с законодательством Российской Федерации иУставом приобретает имущественные и личные неимущественные права, несетобязанности и распоряжается своим имуществом и денежными средствами, выступаетистцом и ответчиком в суде, арбитражном суде и третейском суде.
В своей деятельности Общество руководствуется федеральными законами инормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащимему имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание.
Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.Государство и его органы не отвечают по обязательствам Предприятия.
Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение своимимуществом в соответствии с целями своей деятельности.
В контексте данного исследования необходимо отметить, что ООО «Сказка» — небольшой бар-кафе, его можно отнести к малым предприятиям.
Таким образом, ООО «Сказка» обязано в соответствии с Уставом:
· выполнятьобязательства, вытекающие из законодательства РФ и заключенных им договоров,
· заключатьтрудовые договоры,
· полностью и всрок рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальнымпособиям,
· осуществлять всевиды обязательного страхования,
· своевременнопредоставлять декларацию о доходах и бухгалтерскую отчетность,
· уплачивать налогив соответствии с налоговым законодательством.
Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением ииспользованием средств (активов) и источниками их формирования (собственногокапитала и обязательств, т.е. пассивов). Эти сведения представлены в балансепредприятия (приложение 1).
Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путёмсложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статейбаланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики.Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующихстатику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включаетпоказатели как горизонтального, так и вертикального анализа (табл. 2.1).
Проанализировав баланс-нетто ООО «Сказка», можно сделать вывод, что вструктуре активов предприятия существенных изменений не произошло, хотянаблюдалось увеличение оборотных активов, в частности запасов (на 11% за 2005-2007 г.г.). Соответственно, уменьшился удельный вес иммобилизационных активов на 11 % зарассматриваемый период, который на конец периода составил 74 %.
За исследуемый период времени общая стоимость имущества ООО «Сказка»увеличилась на 4246 тыс. руб. (на 20%). Данное увеличение произошло как за счетроста иммобилизационных активов (на 4% или 804 тыс. руб.), но в основном засчет увеличения оборотных активов, которые увеличились в 2,06 раза (с 3250 тыс.руб. на начало 2005 г. до 6692 тыс. руб. в конце 2007 г.). Общий рост оборотных активов произошел за счет увеличения запасов в 2,62 раза или на 3349тыс. руб., которые на конец 2007 г. составили 5416 тыс. руб., роста дебиторскойзадолженности в 1,15 раза или на 150 тыс. руб. (на конец периода – 1146 тыс.руб.), не повлияло даже снижение на 30% (57 тыс. руб.) размера денежных средствпредприятия (на конец периода 130 тыс. руб.). Вследствие этого произошли измененияи в структуре оборотных активов. Данные изменения можно охарактеризовать какнеблагоприятную тенденцию, т.к. произошло уменьшение наиболее ликвидных средствпредприятия.
Пассивная часть баланса ООО «Сказка» характеризуется преобладаниемзаемного капитала (≈87%) в сумме всех источников предприятия.