Бизнес-план в деятельности предприятий рыночной экономики

1. Бизнес-план вдеятельности предприятий рыночной экономики
1.1 Разработкабизнес-плана
В рыночной экономике Б-Пявляется инструментом во всех сферах предпринимательства.
Б-П описывает процессфункционирования фирмы, показывает, каким образом её руководители собираютсядостичь своих целей и решить поставленные задачи. Хорошо разработанный Б-Ппомогает фирме расти, завоевать новые позиции на рынке.
Б-П нужен тем, у кого высобираетесь просить денег на реализацию своего проекта (банкирам, инвесторам,соучредителям), предпринимателю (для того, чтобы убедиться в эффективностибудущего проекта) сотрудникам (чтобы знать перспективы предприятия и своизадачи)
Б-П является рабочимдокументом, систематически обновляемым в связи с изменениями, происходящимивнутри фирмы, на рынке, где действует фирма и в экономике в целом.
Б-П моделируетдеятельность фирмы на текущий период и на перспективу (от 1 до 5 лет)
Разработка Б-Посуществляется в 3 этапа:
1) проведениемаркетингового изучения рынка, изучение его потенциальной ёмкости, условийконкуренции и снижения риска
2) формированиецелей и задач производственной и коммерческой деятельности с учетоммаркетингового исследования рынка
3) разработкаосновных разделов Б-П с конкретной оценкой эффективности конечных результатов,фиксируемых в свободном плане.
Б-П должен быть тщательнопроработан, обеспечен финансовыми ресурсами, затраты и получаемые прибылидолжны быть обоснованы.
Включение какого-либопроекта в БИЗНЕС-ПЛАН возможно лишь в том случае, если определены источники егофинансирования.
Б-П позволяет решатьследующие основные задачи:
1. Обоснованиеэкономической целесообразности направления развития фирмы.
2. Расчёты ожидаемыхфинансовых результатов деятельности (прибыль, объемы продаж, доход на капитал)
3. Определение источникафинансирования выбранной стратегии (способы концентрации выбранных ресурсов.
4. Подбор работников,способных реализовать данный бизнес-проект.
Основной задачей БИЗНЕС-ПЛАНАявляется концентрация финансовых ресурсов.
Инвесторы прежде, чемрискнуть капиталом хотят убедиться в его эффективном исполнении, поэтому БИЗНЕС-ПЛАНдолжен быть хорошо подготовлен для восприятия будущим инвестором.
БИЗНЕС-ПЛАН должен бытьразработан и изложен просто и понятно для лиц, которые имеют ограниченныезнания о проекте и рынке. Необходимо стремиться к тому, чтобы БИЗНЕС-ПЛАН непревышал 50 страниц.
1.2 Подготовка ииспытание бизнес-плана
БИЗНЕС-ПЛАН может бытьподготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм иликонсалтинговой компанией.
Если у менеджера возниклаидея освоить изготовление нового продукта, оказать новые услуги или освоитьновый метод организации и управления фирмой (любая инновация), он предлагаетсвою идею для БИЗНЕС-ПЛАНА.
Фирмы, работающие встабильных условиях и предлагающие продукцию для достаточно устойчивого рынка, принеобходимости роста объемов производства разрабатывают БИЗНЕС-ПЛАН,направленный совершенствование производства и поиск путей снижения затрат.
Практически все фирмыпредусматривают мероприятия по обновлению и совершенствованию выпускаемойпродукции и постоянно испытывают дефицит в средствах на своё развитие.
Большинство инвесторовпредпочитают читать 1-2 страничное краткое содержание (резюме). После резюмеобычно приводятся следующие сведения о фирме:
1. Образование фирмы,дата создания, регистрации, место расположение, организационно-правовая форма,структура капитала фирмы (количество разрешенных к выпуску акций, количествовыпущенных акций, их номинальная и биржевая цена, основной банк в которомоткрыты счета), руководство фирмы (председатель, генеральный директор,учредители, главный бухгалтер, юрист и основные менеджеры, их квалификация иобразование).
2. Организационнаяструктура фирмы с указаниями организационного производства и управленческихподразделений.
3. Имидж фирмы, чемизвестна фирма, отличие от фирм того же профиля, покупатели фирмы, где известентоварный знак фирмы, устойчивость клиентуры, основные потребители.
4. Анализ условийдеятельности фирмы
Внешние условия: конъюктурарынка, наличие необходимых ресурсов ЖЦ продукта, цены, налогообложение.
Внутренние условия:технология оборудования, количество выпускаемой продукции, организация,управление производством (фирмой), издержки производства и т.д.
Необходимо показатьдинамику объёмов производства и прибыли за последние финансовые года (3-5 лет)
В выводах необходимократко описать предлагаемые Yфинансирования и изложить, что фирма намерена предпринять для того, чтобыфинансирование способствовало росту капитала.

2. Структура, логикаразработки и оформления бизнес-плана
2.1 Структура бизнес-плана
Содержание и структураБ-П прежде всего зависит от аудитории для которой он предназначен.
I.Первое правило, которого долженпридерживаться предприниматель- четко определить цель написания БИЗНЕС-ПЛАНА иадресата для которого он предназначен.
На структуру и содержаниеБИЗНЕС-ПЛАНА существенно влияют размеры бизнеса и Y финансовых потребностей. Чем масштабнее проект, тем ширедолжны быть освещены вопросы БИЗНЕС-ПЛАНА.
Содержание и структура БИЗНЕС-ПЛАНтакже зависят от конкретных характеристик продукта будущего бизнеса, степениконкуренции в отрасли и возможности будущего расширения бизнеса.
БИЗНЕС-ПЛАН имеет правона жизнь лишь в том случае, если он приносит доход собственнику.
Основная задача БИЗНЕС-ПЛАН– обосновать будущий коммерческий успех предприятия. Это возможно сделать лишьс помощью расчета финансовых показателей, которые должны характеризовать:
1. Финансовыепотребности для создания бизнеса.
2. Объемы продаж
3. Размеры прибыли(убытков)
4. Движениеналичности и т.д.
Примерная структура предприятия.
1. Титульный лист.
2. Содержание БИЗНЕС-ПЛАНА.
3. Резюме.
4. Отрасль, фирма иее продукция (услуги).
Текущая ситуация итенденции развития отрасли.
Описание продукта(услуги) фирмы.
Патенты, товарные знаки идругие права собственника.
Стратегия ростапредприятия.
5.Исследование рынка.
5.1. Общая характеристикарынка продукции.
5.2. Целевой потокбизнеса.
5.3. Местонахождениефирмы.
5.4. оценка влияниявнешних факторов.
6. Маркетинг – план.
6.1. Стратегия маркетинга.
6.2. Предполагаемые V выпуска продукции (оказание услуг).Этот пункт рассчитывается на три года.
1-й год – помесячно.
2-й и 3-й – поквартально.
Расчеты в таблицах (2шт).
7. Производственный план.
7.1.Основныепроизводственные операции.
7.2.Машины иоборудование.
7.3.Сырье, материалы и комплектующиеизделия.
7.4.Производственные инепроизводственные помещения.
8. Организационный план.
8.1. Форма организациибизнеса.
8.2. Потребность вперсонале.
8.3. Собственники бизнесаи команда менеджеров.
8.4. Организационнаясхема управления.
8.5. Кадровая политика и стратегия.
9. Оценка рисков.
9.1. Типы возможныхрисков.
9.2. Способы реагированияна угрозу бизнесу.
10.Финансовый план.
10.1. Прибыли и убытки(план доходов и расходов).
10.2. План движенияналичности.
10.3. Плановый баланс.
10.4. Расчет основныхфинансовых коэффициентов.
11. Определениебезубыточности предприятия.
12. Приложение.
2.2 Логика разработки,требования к стилю написания и оформления бизнес-плана
Универсальнойпоследовательности разработки БИЗНЕС-ПЛАН не существует. В процессе разработки БИЗНЕС-ПЛАНАприходится разрабатывать все разделы БИЗНЕС-ПЛАНА и несколько раз возвращатьсяк уже разработанным разделам для дополнения, уточнения и доработки.
В то же время существуетобщая логика разработки БИЗНЕС-ПЛАНА:
1.Выбор продукции илиуслуг.
2.Исследование рыночнойсреду будущего бизнеса.
3.Выбор местонахожденияфирмы.
4.Прогнозирование объемовпродаж.
5.Определениепроизводственных параметров будущего бизнеса.
6.Разработка ценовой исбытовой политики.
7.Обоснование выбора орг.Параметров фирмы.
8.Описание потенциальныхрисков бизнеса.
9.Оценка финансовыхпараметров бизнеса.
10.Подготовка основныхположений БИЗНЕС-ПЛАНА.
Необходимо помнить, что БИЗНЕС-ПЛАН- это своеобразный рекламный документ, дающий представление не только о бизнесе,но и о его собственниках.
Требования к стилюнаписания БИЗНЕС-ПЛАН.
1. БИЗНЕС-ПЛАНдолжен быть сжатым, простым, но раскрывать сущность предпринимательскогопроекта. Для небольших проектов до 100 тыс. грн инвестиций объем БИЗНЕС-ПЛАН недолжен превышать 20-25 стр., с инвестициями свыше 100 тыс. грн – 50-60 стр.
2. БИЗНЕС-ПЛАНдолжен быть функциональным, т.е., включать не только ту информацию, котораяможет интересовать читающего человека.
3. БИЗНЕС-ПЛАНдолжен основываться на реалистических допущениях. Прогнозы и предположениядолжны быть основаны и подкреплены ссылками на тенденции развития отрасли,проведения маркетинга исследования рынка, опыт работы конкурентов и т.п.
4. БИЗНЕС-ПЛАНУпротивопоказан излишний оптимизм. В процессе разработки БИЗНЕС-ПЛАНА необходимоориентироваться на худшие результаты. Этим создается «запас прочности»будущего бизнеса.
5. БИЗНЕС-ПЛАНдолжен быть легким для восприятия.
6. БИЗНЕС-ПЛАНдолжен обеспечивать охрану конфиденциальности информации о фирме и еедеятельности. Необходимо четко контролировать сферу его распространения илисделать отдельное приложение для узкого круга.
Форма титульного листа.
На титульном листенеобходимо указать:
1. Полное названиепредприятия.
2. Адрес и номераконтактных телефонов.
3. Ф.И.О. (полностью),адрес и контактный телефон, телефон собственников (учредителей) фирмы.
4. Информация охарактере и сфере бизнеса.
5. Информация обобщих финансовых потребностях.
6. Ссылка наконфиденциальность.
7. Дата разработки БИЗНЕС-ПЛАНА.
8. Ф.И.О.разработчиков и контактные телефоны.
Составление резюме.
БИЗНЕС-ПЛАН начинается срезюме, но составляется оно после того, когда написаны все основные разделы БИЗНЕС-ПЛАНА.Главная задача резюме – показать, что предприниматель хорошо освоил и понимаетосновные разделы БИЗНЕС-ПЛАНА.
Резюме – это краткий,1-2х страничный обзор предпринимательского проекта. Оно должно быть написанотак, чтобы максимально заинтересовать читающего человека с дальнейшимознакомлением с БИЗНЕС-ПЛАНОМ. Резюме должно четко отражать основные разделы БИЗНЕС-ПЛАНА.
Основной переченьключевых аспектов бизнеса, отражаемый в резюме, следующий:
1.Описание концепцийбизнеса, его возможностей, которые обеспечивают преимущество на рынке.
2.Сведения о целевомрынке бизнеса (основные потребители, предполагаемые объемы продаж, доля рынка,конкурентные преимущества фирмы).
3. Сведения окомпетентности и профессионализме руководителя фирмы и основные командыменеджеров.
4. Предполагаемыепоказатели финансовой деятельности.
5. Общая потребность вфинансах, желаемая форма их получения, порядок и направление использований,форма и сроки возврата инвестору.
Приложения.
В них включаются лишь тефакты, которые могут заинтересовать инвесторов (письма клиентов, подрядчиков,конкурентов, прейскурант цен на собственную продукцию или услуги). Кроме того,в приложении могут содержаться первичные материалы анализа рынка, спецификациипродукции, рекламные материалы, схема организации структуры управления,рекомендательные письма, подтверждающие высокую репутацию и надежность руководителейфирмы, юридические документы (кроме уставных документов, контрактов, соглашений,патентов, лицензий и т.д.)

3. Продукт, услуги ирынок
3.1 Отрасль, фирма и еепродукция (услуги)
Подразделение «Отрасль,фирма и ее продукция» разрабатывается с целью убедить читающего вперспективности отрасли, к которой относится фирма, и создать доверие к данномубизнесу.
Данный раздел имеетследующие составляющие:
· Современнаяситуация и тенденции развития отрасли;
· Фирма, еепродукция или услуги;
· Патент, товарныезнаки и другие права собственности;
· Стратегия ростафирмы.
Описывая этот раздел,необходимо привести общие сведения о текущем состоянии отрасли и тенденциях ееразвития, кратко охарактеризовать новые для отрасли продукты и рынки,определить факторы, могут позитивно и негативно повлиять на развитие отрасли.Необходимо раскрыть концепцию поведения фирмы в отрасли, т.е. дать четкуюхарактеристику фирмы, охарактеризовать ее продукцию (услуги).
Если БИЗНЕС-ПЛАНразрабатывается для фирмы, которая уже существует, необходимо кратко описатьисторию фирмы. Давая общую характеристику фирмы, необходимо определить главныецели и виды деятельности, т.е. раскрыть позицию фирмы относительноинновационной деятельности, производительности, прибыльности, профессионализмаперсонала и ответственности перед инвесторами и потребителями. Необходимо такжеотразить основные виды деятельности фирмы: производство, оптовая торговля,розничная торговля, а также потребности клиентов, стадию развития фирмыгеографию зоны, на которую распространяется бизнес.
Характеризуя продукт,необходимо произвести физ. Описание, т.е. технические, эксплуатационныехарактеристики, в приложения отнести фотографии, рисунки, схемы даннойпродукции, описать потребительскую привлекательность продукта и стадиюразработки данного продукта.
В последнем параграфераздела необходимо показать перспективы развития бизнеса:
· Увеличение объемапроизводства и реализации продукции.
· Совершенствованиеи модернизация производства.
3.2 Исследование рынка
Раздел «Исследованиярынка» разрабатывается с целью убедить инвестора в наличии рынка дляпродукции или услуг фирмы. В процессе исследования рынка необходимо найтиответы на следующие вопросы:
1. Каков рынок продукта вцелом?
2. Кто является основнымпотребителем продукта бизнеса?
3. Где находится массапотребителей?
4. Конкурентная ситуацияв настоящее время и тенденции в будущем.
Исследование рынканачинается с определения общих параметров:
· Ожидаемый объемпродаж
· Тенденцииразвития рынка за последние годы
· Факторы, влияющиена эти тенденции
· Основные способыудовлетворения спроса потребителей данной продукции
После этого производитсясегментация рынка. В каждом сегменте необходимо охарактеризовать:
· Особенности,потребности потребителей, отразить их интересы
· Показатьматериальные возможности покупателей
Сегментацию рынка можноосуществлять по различным признакам:
1. Географический(страна в целом, ее регион, область, город, населенный пункт)
2. Демография(возраст, пол, семейное положение, национальность)
3. Социально-экономический(уровень доходов, род занятий, профессия, принадлежность к определенному классу)
4. Культура (уровеньобразования, религиозные убеждения, образ жизни)
5. Личностный (типличности, ее увлечения, отношения к СМИ, типу рекламы)
Оценка сегмента рынкапроизводится по следующим направлениям:
· Соответствие целифирмы возможностям, которые открываются в сегменте
· Сильные и слабыестороны относительно данного сегмента
· Средства,необходимые для разработки продукта и его рекламы
· С позиции сильныхи слабых сторон конкурентов; их позиция на рынке
· С позициидинамики спроса и возможности захвата определенной доли рынка
Оценка сегмента рынкадает возможность выбрать наиболее прибыльный сегмент, т.е. найти потенциальныхпотребителей.
В данном разделенеобходимо определиться с регионом страны, в котором будет реализовыватьсяпродукция; области в регионе; населенным пунктом в области и конкретным райономнаселенного пункта.

4. Маркетинг – план
4.1 Выбор стратегиимаркетинга
Б-П моделируетдеятельность предприятия на текущий период (1 год) и перспективный (от 2 до 5лет).
Разработка Б-П происходитв 3 этапа:
v  Проведение маркетингового изучениярынка
· Определениепотенциальной емкости
· Условийконкуренции
· Степени риска ит.д.
v  Формирование целей и задачпроизводственной и коммерческой деятельности с учетом результатов проведенногомаркетингового изучения рынка
v  Разработка основных разделов Б-П
Одним из важнейшихподразделений фирмы в рыночной экономике является служба маркетинга. Даннаяслужба является ведущей на предприятии и диктует условия всем остальнымподразделениям предприятии
В процессе маркетинговогоисследования рынка необходимо выбрать концепцию маркетинга.
v  Агрегирование
v  Сегментирование
Суть агрегирования: весьрынок не делится на сегменты, программа маркетинга используется для того, чтобыпредоставить единственный товар всем потребителям (хлеб, спички). Такой подходне полностью удовлетворяет потребности потребителей, но во многих случаяхобеспечивает прибыль предприятию.
Для удовлетворениямножества потребителей, предъявляемых рынком, служба маркетинга осуществляетсегментирование рынка, т.е. концентрирует свои усилия на более мелкихпотребителях внутри крупного рынка (спички для туристов, хлеб для диабетиков).Потребители в сегментах объединяются по признаку однородности, который можетбыть основан на:
· покупательскомповедении,
· психологическомтипе потребителя (образ жизни с разными видами активности: дача, спорт, прогулки,туризм);
· по половому типу(женский, мужской);
· по возрастному(дети, молодежь, зрелые люди, пожилые, старики);
· по потребности (свысоким и низким уровнем дохода);
· холостяки исостоящие в браке
· лица с высшимобразованием, техническим образованием, без него
· сельские игородские жители (крупные или малые города)
Исследование рынказаключается в определении его потенциальной емкости, по конкурентному видутовара, изучение спроса, условий конкуренции, механизма сбыта. Результаты этихисследований служат основой для определения нормы выпускаемой продукции и планапроизводства. При сегментировании рынка предложение подчиняется спросу.Рыночное сегментирование требует больших затрат, однако они всегда окупаются.Некоторые сегменты обладают большой покупательской способностью. Маркетологичасто сталкиваются с принципом «80-20», когда: на 20% рынкаприходится 80% продаж.
4.2 Маркетингиндивидуального потребителя
Основной целью маркетингаявляется удовлетворение индивидуальных запросов потребителей: чтобы обеспечитьудовлетворение потребителя, а значит и прибыль своему предприятию, Маркетологидолжны знать, почему люди ведут себя так, а не иначе, какова их социальнаясреда, порождающая конкретные потребности.
Маркетологи рассматриваютпокупателя в качестве объекта, подвергающегося стимулирующим воздействиям:
· выбор товара
· цены на товар
· информация отоваре
· реклама товара
· способыпродвижения товара на рынках
Восприятие потребителемтовара только частично складывается под воздействием его физ. свойств. Частопсихологические и символические характеристики товара приносят большеудовлетворения, чем его материальные свойства.
Восприятие товарапотребителем только частично складывается под воздействием его физическихсвойств. Часто психологические и символические характеристики приносят большеудовлетворения, чем его материальные свойства.
В маркетинге широкоиспользуются для доведения товара до потребителя ассоциации:
· красное и желтое– тепло
· пастельныеоттенки – женственность, молодость, мягкость
· темные тона –зрелость и респектабельность
· защитный цвет –униформа
маркетингом рекомендуютсярекламировать товар по одному, самому очевидному сигналу, побуждающему кдействию.
Потребитель совершаетпоследовательно несколько этапов движения к товару.
1. Отсутствие знанийо товаре.
2. Приобретение знанийо существующем товара.
3. Получениеинформации о свойствах товара.
4. Товар нравится.
5. Предпочтениеданного товара другим.
6. Намерениереализовать предпочтение.
7. Приобретениетовара.

5. Организационный план
5.1 Цели и структураорганизационного плана
Привлекать фирмы, вера вуспех её бизнеса зависит от деловых качеств персонала и команды менеджеров.Разрабатывая орг.планы, необходимо ориентироваться на цели:
— убедить потенциальныхинвесторов в том, что выбрана наиболее удачная организационно-правовая формабизнеса
— показать, с кемпредприниматель собирается организовать дело, т.е. охарактеризовать менеджеров,которые будут занимать ключевые посты
-доказать, что командаменеджеров и руководитель фирмы способны реализовать бизнес-план.
Организационный пландолжен иметь краткие характеристики всех тех работников, от которых зависитуспех бизнеса.
В бизнес-плане должныбыть охарактеризованы:
— собственники фирмы
-основные менеджеры
— внешние консультантыфирмы
В конце организационногоплана необходимо привести пояснения по вопросам кадровой политики и стратегиифирмы.
Инвесторам должно бытьясно, как в дальнейшем будет осуществляться подбор, подготовка кадров и оплататруда работников фирмы.
5.2 Содержание основныхразделов организационного плана
Орг. план долженсодержать подразделы:
1. Орг. формабизнеса
2. Потребность фирмыв персонале
3. Собственникифирмы, команда менеджеров и внешние консультанты
4. Орг. схемауправления
5. Кадровая политикаи структура
Разработка орг.плананачинается с обоснования выбора орг.формы бизнеса. На выбор орг.формы бизнесавлияют факторы:
— ответственность (какпроизводитель относится к риску потери имущества и защите др. участков бизнесав случае провала)
— налоги
— финансовые потребности
— возможность ростабизнеса
— управленческиеспособности предпринимателей
— оперативностьуправления
— сложность ликвидациифирмы
В оперативном планенеобходимо указать основные причины выбора соответствующей формы организациибизнеса, указать на виды и недостатки такого решения, охарактеризоватьвозможности изменения юридического статуса в перспективе.
Основное внимание вданном разделе необходимо уделить характеристике собственников будущего бизнесаи руководителей фирмы. По небольшим бизнес -проектам достаточно дать общиесведения о профессионализме и квалификации руководителей. По крупным – даютсяхарактеристики всех ключевых руководителей. Кроме всего вышеперечисленного, ворг.плане необходимо привести организационную схему управления. Онаподготавливается следующим образом:
1. Устанавливаетсяперечень основных функций управления (производство, маркетинг, учет, управлениеперсоналом ит.д.)
2. Составляется переченьорг.единиц (цехов, отделов, служб)
3. Разрабатываетсяматрица функций орг.единицы
При этом необходимопридерживаться правил:
А) все уставные функциидолжны быть распределены между руководителями
Б) за каждую функциюдолжно отвечать конкретное лицо
В) за выполнениеопределенной функции должен отвечать только один отдел или служба
Г) одному руководителюнельзя давать в подчинение боле 5-6 подразделений
4. На последнем этапестроится орг.структура управления фирмы, на которой показываются все стр.единицы фирмы, их иерархия и связи.

6. Производственный план
6.1 Задачи и составляющие
Конкурентную борьбувыигрывают на рынке, а проигрывают у себя дома.
Поэтому инвесторов всегдаинтересуют производственные аспекты бизнеса
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАНосновывается на мозговых прогнозах объема продаж и номенклатуры продукции. В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙПЛАН приводятся стандарты, нормативы, касающиеся организации производства,материальных затрат, материальных ресурсов и т.д.
Основные задачи ПРОИЗВОДСТВЕННОГОПЛАНА – доказать, что:
1 – фирма реально можеторганизовать производство
2 – фирма способнаизготовить требуемый объем продукции соответствующего качества
3 – фирма имеетвозможность приобрести необходимые ресурсы.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАНдолжен дать ответы на вопросы:
1 – какиепроизводственные операции будут выполняться фирмой в процессе изготовленияпродукции
2 – какиематериально-технические ресурсы необходимы для изготовления продукции
3 — какие внешние факторымогут влиять на производственные процессы.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАНначинается с краткой характеристики производственного процесса и описанияосновных производственных операций в их последовательности. Описываятехнологический процесс необходимо указать:
1) какие машины иинструменты необходимы для производства
2) какое сырье иматериалы будут использоваться
3) работников какихпрофессий и квалификаций необходимо нанять
4) какие конкретнопомещения необходимы
5) какие работыбудут выполняться фирмой самостоятельно, а какие – сторонними организациями.
6.2 Содержание
Разработка ПРОИЗВОДСТВЕННОГОПЛАНА начинается с составления перечня основных производственных операций итехнологических процессов. Здесь необходимо показать:
1) откуда будутпоступать сырьё, материалы, комплектующие
2) в какойпоследовательности и в каких цехах будет осуществляться их переработка
3) куда продукциябудет поставляться
Если изготовлениепродукции будет осуществляться субподрядчиками, то необходимо указать какиеработы фирма будет осуществлять самостоятельно, а какие субподрядчики.Необходимо кратко охарактеризовать субподрядчика, место расположения, причины,обусловившие их выбор и затраты связанные с их привлечением. При наличииприводятся копии заключительных договоров, контрактов, подписанных протоколов онамерениях.
В подпункте «машиныи оборудование» приводится полный их перечень, расчет затрат, связанных сих приобретением или арендой, информация об амортизационных отчислениях покаждому виду оборудования и сроках их службы.
В подразделе «сырье,материалы и комплектующие изделия» необходимо привести перечень всех видовсырья, материалов и комплектующих изделий которые будут использоваться впроизводственном процессе. Необходимо указать конкретных поставщиков, цены насырьё, дать пояснения по поводу финансовых и других условий поставки, указатьместо нахождения поставщиков, указать необходимый объем запаса и поставок, принеобходимости указать особенности их хранения.
В подразделе «производственныеи не производственные помещения» приводится информация о всех необходимыхдля фирмы помещениях. Здесь необходимо описать место нахождения, размеры,наличие площадок для погрузочно-разгрузочных работ, оборудования, складскихпомещений и обеспечение транспортными коммуникациями.
Дополнительно впроизводственном плане должно быть охарактеризовано:
— способы контроляпроизводственных процессов
— качество продукции идругие операции
В конце производственногоплана должно быть охарактеризовано влияние внешних факторов на производственнуюдеятельность фирмы.
Основные внешние факторы:
— возможностьприобретение природных ресурсов
— вероятность появленияновых технологий производства данного вида продукции
— юридические ограничения
— санитарные нормы
— требования к утилизацииотходов
— правила и техникабезопасности.

7. Оценка риска
7.1 Виды возможных рисков
Любая деятельность вбизнесе связана с риском. Это объясняется тем, что рыночные субъектыхозяйствования, действуют в условиях полной или частичной неопределенности.
Чтобы получить поддержкуинвесторов необходимо показать не только выгоды вложения средств, но ивозможные трудности в бизнесе.
В бизнес- планенеобходимо дать ответы на вопросы:
1) насколько глубокоруководство фирмы понимает и учитывает риски связанные с данным бизнесом.
2) сможет ли руководствофирмы разработать план действий в условиях неопределенности.
В бизнесе существуетмножество обстоятельств, которые могут привести к потерям. Опытпредпринимательства показывает, что если учесть как можно больше рисков, то имиможно управлять.
Основные виды рисков:
— производственные,связанные с возможным невыполнением фирмой своих обязанностей по контракту
— финансовые, связанные снарушением фирмой своих финансовых обязательств
— инвестиционные,связанные с возможным обесцениванием инвестиционного финансового портфеля.
— рыночные, связанные свозможным колебанием процентных ставок, курсов валютных ставок по кредитам иизменения законодательной базы и др.
Чаще всего в бизнес планерассматриваются риски, являющиеся следствием причин:
-неблагоприятныхтенденций во внешней среде бизнеса
— реакция конкурентов(возможное снижение цен на аналогичную продукцию)
— сезонная цикличностьобъёмов продаж
— недостаточнаякомпетентность персонала, который занимается маркетингом, производством иуправлением.
-появление новыхтехнологий, технических и технологических решений, которые могут привести кстарению предмета данного бизнеса.
— превышениепроизводственных затрат над запланированными
— трудности в получениисырья, материалов и комплектующих
-цикличность потоканаличности
В бизнес- плане рискиделятся на 2 группы:
1) внутренние (эндогенные),которые могут контролироваться и управляться фирмой — производственные риски,фин.,
2) внешние (экзогенные),которыми менеджеры управлять не могут.
Риски также делятся на:
— динамические — могутпривести, как к убыткам, так и к прибыли
-статистические — толькок убыткам.
Динамические рискисвязаны с непредвиденными изменениями стоимостных параметров в будущем.
Статические риски связаныс потерей реальных активов (доходов) вследствие недееспособности предприятия
7.2 Концепция управлениярисками
Концепция управлениярисками включает в себя компоненты:
— Оценка степени риска — определениепотенциальных негативных последствий принятых решений, а также побочныхэффектов негативно влияющих на результаты деятельности предприятия
— отработка механизмареагирования на возможные негативные последствия
-разработка мероприятийпо нейтрализации и компенсации возможных негативных последствий.
В процессе оценки рисканеобходимо учесть интересы всех участников проекта, т.е. инвесторов,исполнителей, продавцов, заказчиков, потребителей и т.д.
Выявление возможныхрисков можно производить различными способами: от сложного анализа вматематических моделях до интуитивных догадок.
В бизнес-плане необходимостремится к количественной оценке риска. Существуют следующие количественныеоценки риска:
1) статистический
2) метод экспертныхоценок
3) аналитический метод
4) метод аналогий
Результаты оценки рисковмогут быть представлены, как в абсолютных, так и в относительных величинах. Вбизнес-плане должны быть показаны возможные убытки (потери активов, имущества,ц/б, времени, имиджа и т.д.)
Причины возможных убытковмогут быть разнообразными: от политических факторов экономической и социальнойнестабильности, несовершенства кредитно-денежной системы до форс-мажорныхобстоятельств, некомпетентности кадров, рэкета и т.д.
Цена риска в общем виде/>
/>
/>-прибыль при отсутствии данногориска,
/> — прибыль при наличии данного риска.

7.3 Мероприятия понейтрализации и минимизации негативных последствий возможных рисков
Реагирование на возможныенегативные последствия предусмотренную разработку мерпредупредительно-профилактического характера. Они включают конкретныерекомендации действий в случае возникновения негативных последствий. С цельюсвоевременного реагирования на негативные последствия разрабатывалисьальтернативные планы. Разработка альтернативных планов осуществляется вследующей последовательности:
— определение основныхфакторов внутренней и внешней среды, которые могут негативно влиять на бизнес
— определение масштабових влияния на бизнес
— определение вероятностиэтого влияния
— разработкаальтернативного плана действий, в котором необходимо определить критическиеточки достижения которых свидетельствует о развитии неблагоприятных тенденций.
Альтернативный пландолжен определить, что должны делать работники в неблагоприятной ситуации.
Наличие альтернативногоплана свидетельствует о том, что предприниматель знает о возможных рисках иготовится к ним заранее.
Различаются внешние ивнутренние способы снижения рисков.
Внешние:
— делегирование частирисков партнерам по бизнесу
— хеджирование(заключение домостр. Договоров по определенным объемам поставок и ценам)
— внешнее страхованиерисков
Хеджирование – способснижения рисков хозяйственной деятельности по средствам заключения долгосрочныхсоглашений на поставку продукции или материалов между поставщиком ипотребителем.
По контракту потребительполучает право на фиксированное количество продукции сырья по оговоренной ценеи тем самым защищает себя от возможного роста цен. Поставщик в свою очередьгарантирует оговоренную цену на продукцию (сырье) и тем самым защищает себя отвозможного снижения цен.
Услуги страховых компаниймогут быть как стандартными, так и договоренными.
Внутренние:
— повышение качества иэффективности управления фирмой
— увеличение качествапродукции
— диверсификациядеятельности (изменение направления деятельности фирмы)
— лимитирование(ограничение верхнего придела инвестиций в определенные проекты)
— созданиепроизводственных запасов
— увеличениеобоснованности и полноты информации.
Фирма также может снизитьсвои потери, используя метод самосохранения. Он связан с созданием специальныхрезервных фондов для покрытия убытков. Самосохранение применяется в том случае,когда стоимость имущества, которое страхуется, невелика, по сравнению симуществом и финансовыми параметрами всего бизнеса. В том случае вероятностьубытков не велика.

8. Финансовый план
8.1 Значение, содержаниеи технология разработки
Финплан является ключевымразделом БИЗНЕС-ПЛАНА.
Главная цель финплана –обобщить основные разделы бизнес-плана в стоимостном выражении и обосноватьцелесообразность реализации проекта с экономической точки зрения. Расчеты,которые содержаться в финплане должны давать четкие ответы на вопросы:
— откуда фирма получитденьги и на что их потратит
— как соотносятсятехнические потребности фирмы в деньгах с движением наличности
— каково будет финансовоесостояние фирмы в конце планового периода
— сможет липредприниматель выполнить взятые на себя обязательства
— способен липредприниматель должным образом распорядиться полученными им средствами, чтобысвоевременно возвратить долги и обеспечить достаточную прибыль на вложенныйкапитал.
Этот раздел бизнес-планаявляется наименее гибким в отличие от других разделов. Финплан должен содержатьустановленный пречень стандартных финансовых документов, Это делается с целью,чтобы любой потенциальный инвестор или кредитор мог по стандартной методикепровести анализ финансовой информации и финансового состояния фирмы с цельюпринятия решения вложения своих средств в проект. Инвесторы и кредиторытребуют, чтобы финплан разрабатывался на три года с разбивкой показателей помесяцам за первый год и по кварталам за второй и третий года. Финансовый планне должен иметь разногласий с другими разделами бизнес-плана. Например, если вмаркетинг-плане показано намерение развернуть широкомасштабную рекламнуюкомпанию, то все затраты, связанные с этим должны быть отражены в плане доходови расходов. Поскольку весь бизнес-план характеризуется определенной степеньюнеопределенности, в финансовом плане целесообразно проработать нескольковариантов ведения бизнеса. Например один из вариантов должен основываться наконсервативных (пессимистических) допущениях, а второй- учесть весь потенциалведения бизнеса. В бизнес-плане по возможности необходимо подчеркнуть достоверностьинформации, если показатели финансового плана имеют существенные отклонения отсреднеотраслевых, необходимо дать исчерпывающее объяснение по эти вопросам.
Финансовый план содержитподразделы:
1) план доходов ирасходов (прибылей и убытков)
2) план денежныхпоступлений и выплат (план движения наличности)
3) плановый баланс
4) плановыефинансовые коэффициенты
5) определениебезубыточности предприятия.
В финансовом планеобязательно должны быть приведены допущения, на учете которых рассчитывалисьфинансовые показатели. Для уже существующей фирмы в финансовом плане необходимопоказать динамику основных показателей работы предприятия за последние 3-5 лет.Копии соответствующих финансовых документов приложить.
8.2 План доходов ирасходов
План доходов и расходовхарактеризует общую сумму доходов и расходов фирмы за определенный период. Пландоходов и расходов составляется в следующей последовательности:
1. определяютсясредние показатели по отрасли, которой принадлежит бизнес. Среднеотраслевыепоказатели являются ориентиром для разработки плана доходов и расходов и дляконтроля за фактической деятельностью фирмы. Отклонения от среднеотраслевыхпоказателей требуют соответствующих пояснений. Источниками расчетасреднеотраслевых показателей могут быть:
o статистическиеежегодники;
o финансоваяотчетность аналогичных компаний, банков и ассоциаций;
2. определяетсяобъём продаж продукции предприятия. Объём продаж является важнейшим элементомдля расчета остальных показателей, в том числе и финансовых. Для прогнозированияобъёма продаж используется информация маркетинг-плана а также информация,полученная в результате специального исследования рынка, опроса потребителей,консультации с экспертами. Объем продаж составляется по каждому виду продукциис разбивкой по месяцам за 1-й год и по кварталам за 2 и 3-й года. Призначительном росте объёма продаж необходимо сделать соответствующие пояснения.
3. рассчитываютсяпрямые и операционные затраты фирмы на производство и реализацию продукции. Этостоимость сырья и материалов комплектующих, полуфабрикатов, прямо связанные спроизводством конкретного вида продукции. Они прямо ложатся на себестоимостьпродукции. Операционные затраты – все остальные затраты, необходимы длянормального функционирования предприятия (заработная плата аппарата управленияс начислениями, обслуживающего персонала, платежи за коммунальные услуги,затраты на офис и рекламу, амортизационные отчисления, командировочные расходы,арендные и ремонтные платежи и другие операционные затраты)
4. определяется валовойдоход (валовая прибыль) как разница между общим объемом продаж фирмы (п.А планадоходов и расходов) и прямыми затратами на производство и реализацию продукции (п.Бплана доходов и расходов).
5. определяютсяоперационные расходы по предприятию и рассчитывается операционная прибыльпредприятия (В-Г)
6. рассчитываетсясумма погашения по кредитам (возврат кредита + % за кредит)
7. рассчитываетсяприбыль после уплаты платежей по кредиту как разница между операционнойприбылью и суммой платежей за кредит
8. в соответствии сдействующим законодательством рассчитывается сумма уплачиваемых налогов (полнаяили упрощенная система налогообложения)
9. чистая прибыльпредприятия (Ж-З).
План доходов и расходовПоказатели Структура в среднем по отрасли Всего за год 1 … 12
А. Общий объем продаж товаров, тыс.грн.
Б. Прямые затраты  в том числе:
— материальные затраты
— затраты труда
В. Валовый доход (прибыль)
А – Б
Г. Операционные затраты в том числе:
— затраты персонала за исключением прямых затрат на зарплату
-начисления на зарплату
— рентные платежи
— страховые платежи
— другие операционные затраты
Д. Операционная прибыль (В – Г)
Е. Уплата кредита и процентов за кредит
Ж. Чистая прибыль до уплаты налогов (Д-Е)
З. Налоги из прибыли
И. Чистая прибыль (Ж-З)
Инвесторы и кредитортребуют, чтобы в фин.плане был проведен анализ безубыточности и определенаточка безубыточности. Точка безубыточности определяется графическим ианалитическим методами.
Аналитический методопределения безубыточности
Для предприятий,выпускающих один вид продукции (монопродукция) по одинаковым ценам точкабезубыточности определяется по формуле:
/>
Для предприятий,выпускающих несколько видов продукции по разным ценам, точка безубыточностиопределяется по формуле:
/>
Графический методопределения безубыточности для предприятий, выпускающих один вид продукции(монопродукция)
/>
При построении графикабезубыточности все значения используются годовые.
Графический методопределения безубыточности для предприятий, выпускающих несколько видовпродукции :

/>
8.3 План денежныхпоступлений и выплат
Высокая прибыльностьпредприятия не гарантирует его платежеспособность. Это связано с тем, чтоденежные поступления не всегда совпадают с затратами предприятия. В процессеразработки плана денежных поступлений и выплат необходимо учитывать:
Ø  поступления денег со всех источников,в том числе от продажи акций, ценных бумаг и активов предприятия;
Ø  в случае, если фирма расширяет своюдеятельность, затраты на складские запасы растут быстрее, чем поступлениясредств от реализации продукции;
Ø  на практике могут возникнутьситуации, когда фирма будет иметь относительный убыток наличности, в такомслучае необходимо заранее предусмотреть её рациональное использование.
План денежных поступленийи выплат позволяет определить периоды, в которые фирма будет ощущать дефицитили иметь излишек наличности.
В плане денежныхпоступлений и выплат определяется, какую сумму средств будет необходимопривлечь, и показывается, на какие цели эти средства будут израсходованы. Планденежных поступлений и выплат помогает выяснить, когда привлеченные средствамогут быть возвращены.
Главная задача планаденежных поступлений и выплат сводится к согласованию во времени денежныхпоступлений и выплат с целью обеспечения ликвидности предприятия.
8.4 Плановый баланс
Для эффективногоуправления фирмой необходимо иметь четкую картину её финансового состояния. Сэтой целью на определённую дату составляется баланс фирмы.АКТИВ ПАССИВ
I Необоротные активы
— здание; I II II III III
Итого актив
Итого баланс
Итого пассив
Итого баланс
Баланс фирмы — этофинансовый документ, в котором все средства фирмы сгруппированы по ихсодержанию, размещению и источникам поступления.
Баланс фирмы – этосвоеобразная фотография фирмы на определённую дату.
Баланс показывает, какиесредства фирма имеет в своем распоряжении (активы), сколько она должнапоставщикам и кредиторам (пассивы) и какой у неё собственный капитал (СК).
АКТИВ=ПАССИВ+СК
Активы – это имущество иресурсы, которые фирма имеет в своем распоряжении и благодаря которым создаётсяприбыль.
Активы делятся на текущиеи постоянные.
К текущим активампредприятия относят те активы, которые относительно быстро могут бытьпревращены в денежные средства. К ним относятся:
ü  денежные средства в кассе предприятияи на расчетных счетах
ü  запасы сырья, материалов,полуфабрикатов, топлива
ü  запасы ( запасные части и т.д.)
ü  вперёд оплаченные платежи
ü  ценные бумаги
ü  дебиторская задолженность
Постоянные активы – этоте активы, продолжительность использования которых
превышает 1 год и которыене могут быть быстро превращены в денежные средства. К ним относятся всенеоборотные активы:
ü здания
ü сооружения
ü оборудование
ü машины
ü техника
ü патенты
ü лицензии
ü промышленныеобразцы
ü товарные знаки
ü знакиобслуживания и др.
Пассивы – этообязательства фирмы перед кредиторами, другими фирмами, организациями ибанками.
Они делятся на :
—  текущие (до 1года)
—  долгосрочные(более 1 года)

8.5 Ожидаемые финансовыекоэффициенты
Финансовые коэффициенты:
1) ликвидности
2) платежеспособности
3) рентабельности
4) прибыльности
На основе рассчитанныхкоэффициентов потенциальные кредиторы, инвесторы и сам предприниматель могутувидеть платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность фирмы, сравнитьэти показатели с нормативными и сделать соответствующий вывод.
Коэффициент ликвидности
Ликвидность – способностьфирмы выполнять свои краткосрочные обязательства, способность активов фирмыпревращаться в наличность, которая является абсолютно ликвидным средством. Недостаточналиквидность может увеличить затраты на финансирование фирмы и сделатьневозможным оплату счетов и выплату дивидендов.
Основными показателямиликвидности являются:
· чистый оборотныйкапитал
· коэффициенттекущей ликвидности
· коэффициентабсолютной ликвидности
Абсолютная ликвидностьпоказывает способность предприятия покрывать свои текущие обязательства намомент составления плана (баланса)
/>
Коэффициент промежуточнойликвидности:

/>
Коэффициент общейликвидности:
/>
Основные показателифинансовой устойчивости:
Обобщающим показателемявляется излишек или недостаток средств для формирования оборотных средств и, вчастности, запасов. Внешним показателем финансовой устойчивости являетсяплатежеспособность.
1) Наличие собственныхоборотных средств(CОС):
/>
/> — собственный капитал
/> — внеоборотные активы
2) Наличие собственных идолгосрочных источников формирования оборотных средств:
/>
/>-долгосрочные обязательства
3) Общая величинаисточников формирования оборотных средств:
/>
/>-краткосрочные кредиты
4) Величина чистыхмобильных средств:

/>
/> — текущие активы
/>-текущие обязательства
5) Излишек (недостаток)СОС:
/>
/>-займы
6) Излишек (недостаток) СОСи долгосрочных вложений:
/>
7) Излишек (недостаток)основных источников финансирования:
/>
На основании рассчитанныхизлишков (недостатков) оборотных средств можно рассмотреть 4 ситуациисуществования предприятия:
1)/> Принято считать, что при данной ситуации предприятие находится в абсолютно устойчивом финансовом состоянии
2) /> Финансовое состояние нормальное, а предприятие платежеспособное
3) /> Финансовое состояние неустойчивое, нарушается платежеспособность предприятия, однако в данной ситуации возможно установление равновесия, если привлечь долгосрочные кредиты и пополнить СОС. Ситуация не является критической, а неустойчивость допустима, если сумма краткосрочных кредитов не превышает стоимости запасов, а если превышает – ситуацию считают предкризисной.
4) /> Кризисное финансовое состояние, предприятие является неплатежеспособным и может быть признано банкротом.
К показателям финансовойустойчивости также относятся:
1) Коэффициент финансовойнезависимости ( автономии)
/>
2) Коэффициент финансовойзависимости:
/>
3) Коэффициент финансирования:
/>
4) Коэффициент финансовойобеспеченности СОС:
/>
5) Коэффициентманевренности собственного оборотного капитала:
/>
Показателирентабельности:
Они показываютэффективность управления капиталом.
1) Рентабельность продаж(показатель валовой прибыли) показывает потенциальную доходность фирмы:
/>
2) Рентабельность почистой прибыли:
/>
3) Рентабельностькапитала (инвестиций):
/>
4) Рентабельностьсобственного капитала:
/>
Средние показателирентабельности по различным видам деятельности:

Показатель Рентабельность продаж Рентабельность по чистой прибыли Производство 30-40% 17% Оптовая торговля 20-30% 10% Розничная торговля 40-50% 10-12%