Бизнес планирование деятельности предприятия

–PAGE_BREAK–Особенности социальных проектов цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и каче­ственная их оценка существенно затруднена; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятност­ных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;  расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ас­сигнований; ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.  Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.
Организационные проекты – реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание но­вой организации или проведение международного форума.
Особенности организационных проектов и их  цели заранее определены, однако результаты количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы; .  срок и продолжительность задаются предварительно; pecypcы предоставляются по мере возможности;
расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако требуют корректировок по мере про­гресса проекта.
   Наличие нескольких альтернатив и допущений (относительно выбора технологии; оборудования, мощности, места расположения, финансирования и т.д.) осложняет инвестиционное проектирование.
    Как правило, имеющиеся альтернативы следует рассмотреть уже на этапе предварительного технико-экономического обоснования.
  Эффективная бизнес-идея, будучи реализованной, приводит к тому, что фирма и инвестор получат  достаточную ожидаемую прибыль. Общая модель для определения долей фирмы и инвестора в общей норме прибыли  может иметь следующий вид;
 КИ+ КФ=ОК,   где КИ-капиталь инвестора,   КФ- капитал фирмы, ОК- общий капитал
ПИ+ПФ=ОП,   где  ПИ-прибыль инвестора,  ПФ-прибыль фирмы, ОП-общая прибыль, подлежащая распределению между участниками бизнес-проекта  
ПИ/КИ  › Nпи          Nпи-норма прибыли капитала инвестора
ПФ/КФ ›  Nпф          Nпф-норма прибыли капитала фирмы
С учетом этих формул можно вывести уравнение для определения долей инвестора  и фирмы в общей норме прибыли:
Nпи*dки + Nпф*dкф › Nоп,  отсюда доли инвестора и фирмы вычисляются так: dиоп= (Nпи* dки)/ Nон;       dфоп = (Nпф* dкф)/ Nон
Обычно фирма сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес-идей, тогда справедлива такая целевая функция:
          Nig- Nпи* dки
Nпф= ———————   → мах  
                      dкф     
Таким образом, из множества вариантов осуществления бизнес-идеи выбирается тот, который при данном общем капитале и достаточной норме  прибыли для инвестора способен принести максимальную прибыль. Это означает, что существуют такие эффекты использования общего капитала, которые не подлежат распределению между инвестором и фирмой, а целиком принадлежат фирме.        
1.5. Классификация бизнес-проектов
 
Бизнес-проекты могут классифицироваться по типам, по классам, по масштабу, по длительности, по виду и по сложности проекта. 
— тип — посферам деятельности (технический, экономичес­кий, социальный, организационный, смешанный).
Класс — посоставу, структуре и предметной области (моно­проект — отдельный проект, мультипроект — комплексный, состоящий из ряда монопроектов и требующий общего управления, мегапроект — целевые программы развития регионов, отраслей, других образований, включающие в свой состав ряд моно- и муль­типроектов) 
Масштаб — по размерам проекта, количеству участников и степени влияния на внешнюю и внутреннюю среду (мелкие, сред­ние, крупные, очень крупные). Масштабы проектов можно рассматривать в болееконкретной форме: межгосударственные, меж­дународные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, одного предприятия.
Длительность — по продолжительности периода осуществления (краткосрочные — до трех лет, среднесрочные — от трех до пяти лет, долгосрочные — свыше пяти лет).
— Сложность- постепени технической, финансовой, организационной и других видов сложности (простые, сложные, очень сложные).
— Вид — похарактеру предметной области (инновационный, организационный, учебно-образовательный, исследовательский, научно-технический, смешанный и т.д.).
Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвес­тиционный (затратный) характер: Величина инвестиций, необхо­димых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех пере­численных оснований их классификации, но прежде всего от масштаба; длительности и сложности проекта.       
К инвестиционным проектам обычно относят такие, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизне­сов с целью получения прибыли. В этой группе выделяют инноваци­oнныeпроекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивaющих непрерывное развитие организационно-экономических систем.
Новая идея — самый дешевый ресурс и самый большой дефи­цит: Без идеи предпринимательство существовать не может. В основе  любого предпринимательства лежит какая-нибудь идея. Одна хорошая идея может определить профессиональную деятель­ность предпринимателя и многих людей, связанных  с ним рабо­той, на всю жизнь.
Под источником формирования новых предпринимательских идей обычно понимаются: потребители, конкуренты, товарный рынок, достижения науки и техники, новые возможности применения уже производимого товара, письма с жалобами, мнения работников отдела сбыта и торговых представителей, публикации федерального правительства и новые законы, научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
Конечно, существуют и многие другие идеи, лежащие на поверхности, схваченные налету или поднятые из глубины. Они могут не отличаться новизной. Они могут быть гениальными и мизерными. Но существенно одно: для каждой идеи есть свой потребительский рынок.
Предпринимательская идея — это идея, основанная на инно­вации, нововведении, ноу-хау, т.е. направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм и.т.д. Различают социально-экономичес­кие, организационно — управленческие, технико — технологические инновации;
Хорошо, если предпринимательская идея подкреплена инфор­мацией о самом-самом новом в той деятельности, какой посвящена эта идея. Ведь не на пустом же месте она возникла. Здесь речь идет о ноу-хау(от англ. know-how — умение, знание дела, секреты производства), т.е. об информационных материалах, технических знаниях и практическом опыте технического, организационного, коммерческого, финансового,  управленческого и другого характера, имеющих коммерческую ценность; способных обеспечить рентабельность производства.
Суть применения ноу-хау при обосновании идеи  в  предпринимательской деятельности состоит в том, чтобы показать, как реализуется та или другая разработка; как осваивается, новое изделие, технология, оборудование, управленческая форма и т.п;
 «Ноу-хау может содержать информацию о незапатентованном новшестве, а может раскрывать порядок и организацию использования запатентованного новшества и, быть важным к нему дополнением, обеспечивающим быструю его реализацию в производстве и полное освоение.     
  Одним из основных признаков ноу-хау является, конфиденциальность, индивидуальная направленность, и секретность информации. Как правило, передача ноу-хау сопровождается консуль­тационными услугами со стороны авторов этой информации. Передача ноу-хау часто включается   в лицензионное соглашение, в договора о продаже. 
Способность целых отраслей производить так называемую наукоемкую продукцию, включающую большие затраты на ин­теллектуальный продукт (приобретение патента; научные разработки, опытно-конструкторские, проектные работы), отвечающую требованиям мирового рынка — это уже не только инновация, но мощный инновационный потенциал. Инновационный потенциал включает в себя научные, проектные и конструкторские разра­ботки, мощности экспериментальных услуг, связанные с  подготовкой нового производства, инструмент и оснастку для проведения наукоемких операций, средства технологического контроля и многое другое.    
Начинающий предприниматель, а тем более предприниматель
опытный, затевающий новое дело, новый бизнес, должны обла­дать прежде всего чутьем, т.е. угадывать и воспринимать перспек­тивную идею. Собственно говоря, наличие реальной  предприни­мательской идеи специалисты считают основным фактором эффективности бизнеса. Но идея действительно должна быть ре­альной, путем сравнительного анализа выявляется отбор эффективности идеи (чистая прибыль, время окупаемости затрат и др.); цены(по сравнению с конкурентами или аналогами); перспективы завоевания прочного положения на рынке (процент рыночного сегмента); длительность подготовительного периода (от начала воплощения предпринимательской идеи до момента передачи потребителю товара, составляющего предмет этой идеи); размеры и источники требуемого капитала; степень доступности оборудования, необходимого для организации производства; доступность требуемого сырья в необходимых количествах; наличие рабочей силы требуемого профиля и достаточного уровня квалификации.
Структура и основные  разделы бизнес-плана
Состав, структура и детализация бизнес-плана определяются функциональной спецификой и размером предприятия, активностью рынка сбыта, продвинутостью конкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретного бизнеса, перспектив роста предприятия.
В зависимости от цели составления бизнес-плана, его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
Став разделов бизнес-плана и их цели
Наименование раздела
Состав раздела
Цель
Резюме
Исходные дан-ные и характе-ристика
Прогноз коньюнктуры рынка
Стратегия маркетинга
Конкуренция
Определение затрат
План производства
Организация работ и финансирования
Рынок сбыта
Определение доходов
Финансовый план
Формирование потока чистых средств
Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности
Страхование коммерческого риска
Результаты и выводы бизнес-плана-предпола-гаемого проекта. Новизна предполагаемой продук-ции. Сведения об объеме продаж, выручке, затра-тах прибыли.
Функциональные особен-ности, местоположение, условия использования территории
Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере
Маркетинговая ситуация, программа осуществле-ния стратегии. Потенции-альные потребители. Рыночная коньюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразо-вание. Ценовые показа-тели.
Потенциальные конкурен-ты: оценка объема их продаж, доходов, пер-спектив внедрения моде-лей, основных социально-экономических характери-стик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов
Единовременные и теку-щие затраты, дисконтиро-вание, прогнозирование инфляции с определении-ем по источникам финан-сирования
Производственный прогресс (его описание). Перечень базовых опера-ций по обработке и сбор-ке. Поставка сырья, мате-риалов, комплектующих  изделий с полным переч-нем условий(по цене, ко-личеству и качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.
Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов
Положение дел в отрас-ли. Потенциальные пот-ребители. Рыночная конь-юнктура
Виды производства, се-бистоимость работ (Ус-луг),  условия ценообра-зования, налогообложе-ния, получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и индек-са инфляции
Прогноз объемов реалии-зации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расхо-дов. Сводный баланс ак-тивов и пассивов пред-приятия. График движе-ния безубыточности.
План и структура управ-ления (например, недви-жимость на данной тер-ритории), источники водоснабжения, электро-энергии и т.п.
Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат, рентабельность инвести-ций, точка безубыточнос-ти проекта
Типы риска условия их возникновения, возмож-ный ущерб. Вероятность появления новых техно-логий. Альтернативные стратегии. Меры профи-лактики рисков. Програм-ма страхования и внеш-него страхования от рисков
Объективная оценка продукции, деятельности предприятия. Анализ объема продаж (выполненных работ)
Основание для анализа и расчетов
Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм
Анализ состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, производственных возможностей
Оценка потребитель-ских свойств товара. Анализ товара конку-рентов. Анализ цен и затрат на производство продукции
Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям
Оценка состояния дел по всем пунктам плана производства
Блок-схема организа-ции работ (последова-тельность) и финанси-рование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений
Оценка положения дел в отрасли. Анализ тем-па прироста по отрасли, потенциальных потре-бителей, рыночной коньюнктуры
Оценка объема производства, себистоимости работ (услуг) т.п.
Финансовый анализ деятельности пред-приятия. Анализ Балан-са денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, дохо-дов и затрат. Выявле-ние внутрихозяйствен-ных резервов для укрепления финансово-го положения
Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов
Оценка экономической, коммерческой, бюджет-ной, социальной эффе-ктивности инвестиций
Анализ рисков по источ-никам и причинам. Ана-лиз риска статистичес-ким, экспертным и ком-бинированным метода-ми. Анализ выбора инвестиционных реше-ний. Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхо-вания

2       Разработка финансового плана
2.1. Характеристика исследуемого предприятия
Энергетика является одной из важнейших отраслей страны. Основной вид деятельности  нашей  организации  – электроснабже-ние  населенных  пунктов  и  объектов соц.культ.быта.
Не секрет, что многие предприятия в условиях жесткой конкуренции и  рыночной экономики терпят убытки  и  не получают  прибыль  вследствие целого   ряда  причин: инфляции издержек, неуправляемого роста цен, несовершенной  налоговой  системы   и законодательства, переоценки руководством предприятий своих  сил  и   возможностей,  неверный  подбор кадров  или  недостаточно квалифицированный персонал и многое другое.
Организационно правовая форма — Открытое акционерное общество. НИПИТКИ Уралсельэнерго-проект».
Форма собственности – частная. ОАО «Уралсельэнерго-проект» осуществляет свою хозяйственную деятельность на основании действующего законодательства РФ (Гражданский кодекс РФ, закон РФ «Об акционерных обществах») и Устава ОАО «Уралсельэнерго-проект».
Виды деятельности организации — производит следующую продукцию:
1.Выполнение инженерных изысканий для строительства (обьекты 2 уровня ответственности)
Инженерно-геодезические изыскания:
–                     обновление топографических (инженерно-топографических ) планов;
–                     топографические съемки в масштабах 1: 10000- 1: 200;
–                     съемки подземных коммуникаций и сооружений;
–                     трассирование линейных сооружений;
    продолжение
–PAGE_BREAK–