Содержание: Введение ….….…1 Теоретические основы бизнес – планирования ………… ….………….……1.1 Понятие и сущность бизнес – плана ….….… 1.2 Структура и этапы бизнес-плана … ….1.3 Роль бизнес – планирования в стратегическом планировании экономической деятельности предприятия ….…… 2 Бизнес – планирование и его роль в коммерческой деятельности предприятия ООО «Книжный дом»….… ….2.1 Общая характеристика торгового предприятия
ООО «Книжный дом»….……….… 2.2 Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Книжный дом»….………….……… 2.1 Анализ товарооборота магазина «Книжный дом»……….…… ………2.2 Анализ товарных запасов магазина «Книжный дом»……….……….….2.3 Анализ издержек обращения магазина «Книжный дом»………… … 2.4 Анализ прибыли и рентабельности магазина «Книжный дом»…… ….24 2.3
Разработка бизнес-плана на примере торгового предприятия ООО «Книжный дом»….27 Заключение… ……… 37 Список используемой литературы… ….39 Введение Бизнес – план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно сложенный бизнес – план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще
вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, что окупят все расходы. Актуальность нашей курсовой работы заключается в том, что каждому предпринимателю, начиная собственную деятельность, необходимо спланировать, каким образом она должна быть организована. Он должен четко представлять себе перспективную потребность в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко оценить экономическую эффективность
использования всех ресурсов в процессе хозяйственной деятельности. Без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, иначе возможность неудачи будет слишком высока. В рыночной экономике предприниматели не могут достичь стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и анализировать информацию о целевых рынках, положениях на них конкурентов, собственных перспективах и возможностях.
Роль бизнес – плана в деятельности предприятий широкая и многофункциональная. С одной стороны, бизнес план может рассматриваться как инструмент стратегического планирования деятельности предприятия, позволяя определять цели и задачи его функционирования и формировать систему мероприятий по достижению поставленных целей. С другой стороны, бизнес – план является мощным инструментом контроля за деятельностью всех служб и подразделов предприятия, и в первую очередь инструментом контроля за доходами
и расходами. Он позволяет высшему руководству предприятия провести оценку и анализ фактически достигнутых результатов, выявить причины возможных отклонений от плановых показателей и скоординировать деятельность предприятия таким образом, чтобы достичь всех запланированных результатов в полном объеме. Целью курсовой работы является исследование применения на предприятии бизнес – плана и его роли в коммерческой деятельности предприятия. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: •
дать определение понятию бизнес – план и исследовать его характерные черты; • рассмотреть сущность бизнес – планирования на предприятии; • исследовать структуру и этапы бизнес – плана • изучить анализ коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Книжный дом». Объектом данной курсовой работы является торговое предприятие ООО «Книжный дом». Предметом курсовой работы является бизнес – планирование и его роль в коммерческой
деятельности предприятия. При решении поставленных задач нами использовались следующие методы: математический метод, метод цепных подстановок и метод сравнения. Информационными источниками для написания курсовой работы послужили учебники, учебные пособия и методические материалы. Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком используемой литературы. 1 Теоретические основы бизнес – планирования 1.1
Понятие и сущность бизнес – плана Бизнес – план – это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализации какого – либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе. Бизнес – план необходим: для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии
развития предприятия; для выполнения функции планирования; для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия; для привлечения денежных средств; для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты. Бизнес – план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности
фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.). Цель разработки бизнес – плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрог¬нозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению. Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:
1) сам процесс бизнес – планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План – это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации; 2) бизнес – план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании может помочь опе¬ративно контролировать и управлять фирмой;
3) законченный бизнес – план является средством для доведения идей своего бизнеса до всех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов, государственных учреждений, профессиональных консультантов и др.), включая работников фирмы. Бизнес – план помогает решить следующие основные задачи: определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их
достижения; выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации; оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей; определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.; обеспечить жизнеспособность
своей фирмы в условиях жест¬кой конкуренции; добиться максимизации прибыли в конкретных условиях; оценить материальное и финансовое положение фирмы.[3] Пренебрегая составлением бизнес – плана, предприниматель может оказаться неготовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.
Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес – планированием. Не следует пренебрегать составлением бизнес – плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес – плана – адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т. д.[11] 1.2 Структура и этапы бизнес – плана Формы представления бизнес – плана и описываемые в нем
разделы могут быть различными в зависимости от цели и назначения разрабатываемого бизнес – плана. Стандартный бизнес – план имеет определенную структуру, последовательность разделов. Бизнес – план включает следующие содержательные блоки. 1. Резюме 2. Описание проекта 3. Исследование рынков сбыта 4. План маркетинга 5. Производственный план 6. Организационный план 7.
Оценка рисков и страхование 8. Финансовый план 9. План дальнейшего развития Приложения. Технические данные по продукции, патентная, сертификационная и др. документация, экспертные заключения по продукции или рынкам.[7] Резюме является одним из самых важных частей бизнес – плана, так как он представляет собой краткое описание проекта и может вызвать (или нет) интерес читателя (потенциального инвестора) и представляет собой краткое изложение предмета бизнес – плана, т.е. обоснование привлекательности
нового бизнеса, коммерческого предложения или инвестиционного проекта для адресата бизнес – плана. С самого начала в бизнес – плане обосновывается, какие ресурсы или какая помощь необходима новому бизнесу, и какую отдачу этот бизнес сможет обеспечить. Резюме представляет собой как бы свод выводов по каждому разделу бизнес-плана, рассматриваемых в дальнейшем и дает представление о: – продукции, производимой предприятием, ее достоинствах и отличительных особенностях, которые ставят ее вне конкуренции в отношении
ценообразования или качества; – рынке сбыта предлагаемого товара, тенденциях его развития, группах основных потребителей; – конкуренции, существующей на рынках сбыта, доли рынка, занимаемого конкурентами, характеристике продукции конкурентов и ее качества, уровне цен конкурентов; – каналах распределения, условиях ценообразования, методах продвижения товаров на рынок; – бизнесе организации, руководителях и сотрудниках, опыте работы в данной отрасли и осуществленных проектах; – рисках, с которыми может столкнуться организация в процессе
реализации проекта и мерах по их устранению или минимизации; – целях и условиях финансирования, прогнозировании доходов и чистого дохода после уплаты налогов, ожидаемой рентабельности, временных рамках достижения уровня безубыточности и превышении наличных поступлений над платежами; – планах и перспективах дальнейшего развития организации, стратегии и целях организации. Данные, представленные в «Резюме» должны позволить потенциальному инвестору сформировать свое отношение
к предлагаемому проекту, заинтересовать в дальнейшем ознакомлении с бизнес – планом и принятии его. В разделе «Описание проекта» описываются цели (финансовые и нефинансовые) и стратегии бизнес – плана, предмет бизнес – плана, своеобразие продукции или услуг, текущее состояние рынка сбыта, история фирмы – разработчика и перспективы развития нового бизнеса; демонстрируется, в чем, собственно, состоит неудовлетворенная потребность, диктующая необходимость создания или развития данного бизнеса.
Дается характеристика выпускаемой продукции, ассортимент, качество товаров, наличие упаковки, а также условия сертификации и патентования продукции, если она в этом нуждается. Определяется объем выпускаемой продукции, цены по которым продукция будет предлагаться на рынке. Главное назначение этой части бизнес-плана – продемонстрировать адресату бизнес-плана, что именно данная фирма (структурное подразделение), люди ее возглавляющие, по своим знаниям, опыту работы в состоянии
наилучшим образом реализовать цели нового бизнеса, что именно им (и почему) можно доверить деньги инвестора или иные ресурсы партнера или вышестоящего руководства. В разделе «Исследование рынков сбыта» дается описание ситуации, сложившейся на рынке для каждого товара отдельно, рассматриваются все виды предлагаемой продукции, сложившийся на нее уровень цен, исследуется соотношение спроса и предложения, чтобы выявить возможные ниши для нашего товара и сделать вывод о неудовлетворенном
спросе и соответственно о востребованности продукции. На основе анализа сложившейся ситуации и изменений, происходящих в настоящее время в обществе, экономике, законодательстве делается вывод о тенденциях развития отрасли в будущем и возможном спросе. Второй важный вопрос, затрагиваемый в этом разделе – это сегментация потребителей продукции. На основе представления о том, чем является товар, какие нужды потребителей он удовлетворяет, определяются
потенциальные покупатели и дается прогноз объема потребляемой ими продукции. Назначение данного раздела бизнес – плана – показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта, обосновать, что потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам, показать, на чем следует сделать основные акценты в стратегии рекламы и сбыта продукции, в ценовой политике. Маркетинговая стратегия, приведенная в разделе «План маркетинга» обрисовывает специфические
маркетинговые действия, которые организация планирует осуществить для достижения своих целей. В этом разделе описаны 4 основные компонента, на которые направлена стратегия: продукт, распределение, продвижение и цена. В этом разделе описаны выбранные каналы распределения продукции, благодаря которым продукция быстрее найдет своего покупателя. Исходя из специфики товара и его уникальных достоинств, а также выбранных каналов распределения предлогается стратегия продвижения товара на рынок.
Определяются рекламные средства, использование которых организация считает целесообразным для продвижения товара. Описываются политика определения цены на товары, а также тактика ценообразования для различных покупателей. Раздел «Производственный план» – это план создания и развития производства товаров и услуг, являющихся предметом бизнес – плана. Здесь описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность шагов по созданию производственных мощностей, организации каналов сбыта, формы и бюджет рекламы, сети
снабжения, состав и численность необходимой рабочей силы и т.п. Дается описание технической стороны проекта, производится подсчет необходимого для производства сырья, материалов, комплектующих. Приводится характеристика необходимого для производства оборудования, производится подсчет производственных мощностей и пр. В разделе «Организационный план» описывается система управления предприятием и организационная структура, которая способствует эффективному решению основной функции
организации управления: принятию решений и их реализации. Принятая организационная структура определяет содержание работ подразделений и сотрудников, квалификационные требования к специалистам. В данном разделе указываются основные сведения об организации: форма собственности, акционеры, распределение акций. Даются характеристики руководящих сотрудников и указывается опыт работы организации в данной отрасли. В разделе «Оценка рисков и страхование» приводится оценка возможных рисков.
На основе анализа вероятных рисков даются пути минимизации и страхования от рисков. Каждый раздел бизнес – плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные, по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов. В разделе «Финансовый план» все результаты предыдущих разделов обобщаются и представляются в финансовом выражении. На основе прогноза объемов продаж составляется план поступления доходов.
Здесь сведены воедино все затраты по проекту. Составляется план инвестирования, в котором приведены расчеты по необходимым кредитным поступлениям, условиям выплат и обслуживания кредита. На основе предыдущих расчетов и расчетов налогов и неналоговых платежей составляется план получения прибыли. Составляется поток денежных поступлений и расходов, который отражает реальные потоки денежных средств и гарантирует постоянное наличие на банковском счете денежных средств, достаточных для расплаты
по обязательствам организации. Финансовый раздел бизнес-плана обязательно включает 3 основных документа (план доходов и расходов, план движения денежных средств и расчетный баланс), а также предварительные замечания – своего рода комментарий по финансовым условиям бизнеса (порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и проценты по ним, методы определения себестоимости продукции и т.п.). Не менее важно составить наиболее вероятный оптимистический и пессимистический прогнозы финансовых
результатов, а также рассчитать издержки по подготовке к пуску производства. Один из основных документов финансового раздела – это план доходов и расходов. Он показывает финансовую осуществимость нового предприятия и готовится, используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты. В заключение данного раздела следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности предприятия: а) чистый доход к продажам.
Этот показатель получается делением прибыли после уплаты налогов на объем продаж за год; б) текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы. Это текущие активы, деленные на текущие обязательства. Большинство предприятий рассматриваются как финансово здоровые, когда этот показатель равен 2 или выше; в) рентабельность. Это чистая прибыль, деленная на инвестированный капитал. В разделе «Планы дальнейшего развития» приводятся планы деятельности организации на будущее, дается
прогноз затрат, которых потребует эта деятельность и прибыли, которая будет получена в результате. Если законченный вариант бизнес – плана должен начинаться с резюме, то процесс его разработки обычно резюме завершается. Главное здесь – правильное формулирование целей бизнес – плана, количественных и качественных, финансовых и нефинансовых, а также их обоснование при помощи соответствующего маркетингового исследования, результаты которого смогли бы подтвердить обоснованность сделанных оценок, исходных финансовых
показателей, прежде чем проводить какие-либо финансовые расчеты.[18] 1.3 Роль бизнес – планирования в стратегическом планировании экономической деятельности предприятия Успех любого бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации. При этом необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений
(инвестиций), не всегда имеющихся у предприятия. Принятие решения об инвестициях является стратегической задачей, одной из наиболее важных и сложных задач менеджмента фирмы. При этом следует учитывать, что в сфере интересов потенциального инвес¬тора оказываются практически все аспекты экономической деятельности предприятия, начиная от окружающей социально¬ – экономической макросреды, показателей инфляции, условий налогообложения, состояния и перспектив развития целевых рынков,
наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта.[1] При привлечении внешних инвестиций предпринимателю необходимо учитывать, что потенциальных кредиторов (инвесторов) фирмы в первую очередь интересуют ответы на два самых главных для них вопроса: «Что они получат при успешной реализации проекта?» и «Каков риск потери ими вложенных денег?» Следовательно, предприниматель должен показать инвестору или партнеру суть своего бизнеса, подготовив
ряд вариантов, демонстрирующих им преимущества предлагаемого партнерства и, самое главное, доходы (минимальные, наиболее вероятные и максимальные), которые они получат. Комплексность данной задачи предъявляет особые требования к создаваемому руководством фирмы хозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптацию деятельности фирмы к изменяющимся внешним условиям макро- и микросреды за счет применения современных методов стратегического планирования.
Стратегическое планирование – это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурен¬тами.[8] Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес – план. Бизнес – план представляет собой документ, содер¬жащий обоснование действий, которые необходимо осуществить
для реализации какого – либо коммерче¬ского проекта или создания нового предприятия. Бизнес – планы являются для наших производите¬лей новым видом внутрихозяйственного или внутри¬фирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Разработка бизнес – плана позволяет получить от¬веты на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда бу¬дут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно
будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски.[6] Бизнес – план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содер¬жание планирования нового вида деятельности или бизнес – проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Таким образом, бизнес – план представляет собой специальный инструмент управления, широко
используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.[12] 2 Бизнес – планирование и его роль в коммерческой деятельности предприятия ООО «Книжный дом» 2.1 Общая характеристика торгового предприятия ООО «Книжный дом» ООО «Книжный дом» является торговым предприятием – юридическим лицом, находящееся
по адресу: г. Волгодонск, пр. Строителей 68. Основной целью деятельности магазина, в соответствии с Уставом ООО «Книжный дом», является: • удовлетворение потребностей населения; • расширение рынка товаров и услуг • получение прибыли Основной задачей магазина является скорейшее продвижение товара с момента его поступления покупателю. Несмотря на простоту формулировки задачи, цепочка условий этого продвижения является не очень короткой и включает в себя: работу по оформлению заказа на товар, получение и прием
товаров, работу над качеством поступившей продукции, ее отбор, и, наконец, реализация ее покупателю с соответствующим уровнем обслуживания и учет этой реализации. Основными видами деятельности предприятия являются: • торгово-закупочная деятельность, в том числе розничная торговля книжными товарами; • сдача торговых площадей в аренду. Основными группами реализуемой продукции являются: • художественная литература; • учебно-методическая
литература; • детская литература; • канцелярия. Согласно свидетельства о государственной регистрации ООО «Книжный дом» присвоен индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) 6143008634, и поставлено на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Технологическая планировка здания соответствует требованиям фирмы. Большую часть второго этажа занимает торговый зал, имеется большое складское помещение, с отдельным
входом, удобным подъездом для транспорта. Торговый зал и складские помещения предприятия оснащены современными видами оборудования и кассовыми аппаратами. Магазин работает ежедневно без выходных дней и перерывов на обед с 9 часов утра и до 19 часов вечера по будням, а в выходные дни с 9 часов утра и до 17 часов вечера. Организационно-правовая структура ООО «Книжный дом» представлена на рис.1: Рис.1. Структура ООО «Книжный дом» Управление предприятием осуществляется в соответствии с его
Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью. Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.[2] Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом.
Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия. Работа главного бухгалтера заключается в разработке штатных расписаний, трудовых нормативов, систем оплаты труда. В подчинении главного бухгалтера находится бухгалтер, чья
работа заключается в написании отчетов, начислении заработной платы и учете розницы, и старший кассир, чья работа заключается в выплате заработной платы, сборе аренды и написании отчетов. В подчинении у директора также находится администратор, в чьи обязанности входит: порядок в торговом зале, контролирование подчиненных сотрудников (заведующие отделом и продавцы) и проведение расчетно-денежных операций. Заведующий отделом следит за насыщенностью товаров, приёмкой товаров, вычисляет брак
товаров. В обязанности товароведа входит: работа с поставщиками, организация операций по приёмки товаров, размещение и хранение товаров на складе. 2.2 Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Книжный дом» 2.2.1 Анализ товарооборота магазина «Книжный дом» Товарооборот – один из основных показателей коммерческой деятельности предприятия. Товарооборот рассчитывается по формуле: (1) где ТО – товарооборот, руб.; – количество продукции, шт.
; – цена продукции, руб. В магазине «Книжный дом» существуют следующие товарные группы: • художественная литература; • учебно-методическая литература; • детская литература; • канцелярские товары. Представим исходные и расчетные данные по товарообороту магазина «Книжный дом» в таблице 1. Таблица 1 –Товарооборот магазина «Книжный дом» за 2008-2009 г. Товарные группы 2008 год 2009 год Средняя цена, руб.
Кол-во, шт. ТО, тыс.руб. Средняя цена, руб. Кол-во, шт. ТО, тыс.руб. Художеств.лит-ра 210 7560 1587,3 250 6823 1705,8 Учебно-методич. лит-ра 183 12321 2254,7 168 14581 2449,6 Детская лит-ра 115 7627 877,1 131 8302 1087,6 Канцелярия 11 15839 174,2 16 19370 309,9 Итого: 4893,3 5552,9 Представим данные по динамике товарооборота магазина «Книжный дом» в таблице 2.
Таблица 2 – Динамика товарооборота магазина «Книжный дом» Товарные группы 2008 год 2009 год ТО, тыс.руб Темп прироста в 2008 г. К 2007 г % ТО, тыс.руб. Темп прироста в 2009 г. К 2008 г % Художеств.лит-ра 1587,3 +19,5 1705,8 +7,5 Учебно-методич. лит-ра 2254,7 +2,2 2449,6 +8,6 Детская лит-ра 877,1 -18,1 1087,6 +24,0 Канцелярия 174,2 +6,4 309,9 +77,9
Итого: 4893,3 +2,6 5552,9 +13,5 Исходя из данных таблицы 1, мы видим, что в магазине «Книжный дом» в 2008 г. товарооборот увеличился на 125,4 тыс.руб что составило 2,6% от товарооборота 2007 г. Однако, в 2009 г. товарооборот увеличился уже на 659,6 тыс.руб что характеризуется увеличением темпов роста. И, не смотря на финансово-экономический кризис, спрос на продукцию магазина «Книжный дом» не упал, а наоборот, увеличился. 2.2.2 Анализ товарных запасов магазина «Книжный дом»
Товарные запасы рассчитываются по формуле: (2) где – товарные запасы на начало и конец года, руб. П – объем поступления товаров в течении года, руб. ТО – товарооборот, руб. В – прочее выбытие товаров, руб. Уровень товарных запасов рассчитывается по формуле: где – уровень товарных запасов; ТЗ – товарные запасы на конец анализируемого периода, руб.; – однодневный товарооборот за анализируемый
период, руб.; Д – количество дней в анализируемом периоде, дни; ТО – товарооборот за анализируемый период, руб. Уровень товарных запасов обеспечивает торговое предприятие запасами на определенный срок, т.е. на сколько дней хватит предприятию этих запасов. Средний товарный запас рассчитывается по формуле: (4) где n – количество дат, за которые берется величина товарного запаса. В таблице 3 и 4 представим данные для анализа товарных запасов магазина «Книжный дом»
за 2008-2009 г. Таблица 3 – Товарные запасы магазина «Книжный дом» за 2008 г тыс.руб. Товарные группы Товарооборот Товарные запасы Средний товарный запас За год Однодневный 1/1 1/4 1/7 1/10 1/1 Худож. лит-ра 1587,3 4,4 103,3 148,0 152,9 150,1 155,6 145,1 Учебно-методич. лит-ра 2254,7 6,3 134,1 172,4 191,6 200,3 189,9 181,6 Детская лит-ра 877,1 2,4 56,6 60,8 68,1 66,1 69,0 64,45
Канцелярия 174,2 0,5 10,8 11,3 11,1 14,7 14,2 12,4 Итого: 4893,3 13,6 304,8 392,5 423,7 431,2 428,7 403,5 Таблица 4 – Товарные запасы магазина «Книжный дом» за 2009 г тыс.руб. Товарные группы Товарооборот Товарные запасы Средний товарный запас За год Однодневный 1/1 1/4 1/7 1/10 1/1 Худож. лит-ра 1705,8 4,7 121,8 136,4 147,1 168,8 162,3 148,6
Учебно-методич. лит-ра 2449,6 6,8 148,6 146,7 158,9 163,1 167,2 156,7 Детская лит-ра 1087,6 3,0 60,3 68,4 66,8 73,0 77,1 69,2 Канцелярия 309,9 0,9 22,5 27,6 35,1 33,4 38,0 31,6 Итого: 5552,9 15,4 353,2 379,1 407,9 438,3 444,6 406,1 По формуле (3) рассчитаем уровень товарных запасов магазина «Книжный дом» за период 2008-2009 г.: дня
дня Сравнивая результаты таблиц 3 и 4, делаем вывод, что в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, товарные запасы увеличились всего на 2,6 тыс.руб что является следствием увеличения товарооборота. 2.2.3 Анализ издержек обращения магазина «Книжный дом» Представим данные по издержкам обращения магазина «Книжный дом» в таблице 5. Таблица 5 – Статьи издержек обращения магазина «Книжный дом» за 2008-2009 год.
Наименование статьи 2008 год 2009 год Отклонение (+/-) Сумма, тыс. руб. В % к обороту Сумма, тыс. руб. В % к обороту Сумма, тыс. руб. Транспортные расходы 110,4 2,26 136,4 2,46 +26 Расходы на оплату труда 480 9,81 730,2 13,15 +250,2 Расходы на аренду и содержан. 97,5 1,99 139,5 2,51 +42
Расходы на хранение и упаковку 8,7 0,18 31,7 0,57 +23 Расходы на рекламу 2,1 0,04 43,6 0,79 +41,5 Прочие расходы 15,3 0,31 91,6 1,65 +76,3 Итого: 714 14,59 1173 21,12 +459 ТО 4893,3 5552,9 Определим уровень расходов на продажу магазина «Книжный дом» по формуле: (5) Где – сумма в % к товарообороту; ТО – товарооборот. Абсолютная сумма издержек обращения определяется по формуле: (6) где
ИО – издержки обращения, руб. Относительный уровень издержек обращения вычисляется: (7) Темп изменения издержек обращения определяется по формуле: , (8) где У – уровень издержек обращения, %. Представим анализ издержек обращения магазина «Книжный дом» в таблице 6. Таблица 6 – Анализ издержек обращения магазина «Книжный дом» за 2008-2009 год. Показатели 2008 год 2009 год Товарооборот, тыс.руб.
4893,3 5552,9 Сумма ИО, тыс.руб. 714 1173 Изменение ИО, тыс.руб. +237,1 +459 Относительный уровень ИО,% 0,1 0,2 Изменение уровня ИО,% 0 0 По результатам таблиц, мы видим, что сумма издержек обращения в 2009 году увеличилась на 459 тыс.руб. Относительный уровень издержек обращения также увеличился и в 2009 году составил 0,2, что является положительным показателем.
2.2.4 Анализ прибыли и рентабельности магазина «Книжный дом» Прибыль – выраженный в денежной форме чистый доход предпринимательской деятельности. Прибыль от реализации продукции определяется по формуле: ПР = ВД – ИО , (9) где ПР – прибыль от реализации, руб.; ВД – валовый доход, руб Валовая прибыль определяется по формуле:
ВП = ПР ± СВДР , (10) где ВП – валовая прибыль, руб.; СВДР – сальдо от внереализационных доходов и расходов, руб. Валовый доход определяется по формуле: ВД = ТН + У + ПР , (11) где ВД – валовый доход, руб.; ТН – торговая надбавка, руб. Чистая прибыль определяется по формуле: ЧП = ВП –
Н , (12) где Н – налоги, руб. Рентабельность текущих затрат – сумма прибыли, приходящаяся на 1 руб. затрат и определяется по формуле: (13) где – рентабельность продаж, %. Результаты коммерческой деятельности магазина «Книжный дом» представим в таблице 7. Таблица 7 – Результаты коммерческой деятельности магазина «Книжный дом» за 2008-2009 год. Показатели 2008 год 2009 год Отклонение 2009 г. от 2008 г. (+/-)
ТО, тыс.руб. 4893,3 5552,9 +659,6 Торговая надбавка, % 11 11,5 +0,5 Валовый доход, тыс.руб. 768,2 1630,1 +861,9 Сумма ИО, тыс.руб. 714 1173 +459 Прибыль от реализации, тыс.руб. 54,2 457,1 +402,9 Внереализационные доходы и расходы, тыс.руб. +40 +90 +50 Валовая прибыль, тыс.руб. 94,2 547,1 452,9 Налоги, тыс.руб.
7,3 23,6 +16,3 Чистая прибыль, тыс.руб. 86,9 523,5 +436,6 Рентабельность продаж, % 0,8 1,1 +0,3 Рентабельность текущих затрат, % 9 15 +6 Смотря на результаты таблицы 7, мы можем сделать вывод, что наблюдается рост валового дохода и чистой прибыли. В 2009 году происходит увеличение всех показателей. Рентабельность продаж увеличилась на 0,3%, а рентабельность текущих затрат на 6%.
Всё это говорит о том, что предприятие ООО «Книжный дом» успешно функционирует. 2.3 Разработка бизнес-план на примере торгового предприятия ООО «Книжный дом» 1. Резюме Бизнес-план посвящен разработке выпуска нового вида продукции предприятия ООО «Книжный дом», а также эффективности сбыта продукции, с целью увеличения объема выпуска и сбыта продукции. Сегодня торговой маркой «Книжный дом» выпускается более 50 наименований продукции, успешно
реализующейся на российском рынке. В данном бизнес – плане содержатся следующие разделы: – общее описание компании (характеристика предприятия); – продукция и услуги; – организационный план и управление персоналом; – маркетинг – план; – производственный план; – финансовый план; – план сбыта. 2. Общее описание компании Три года назад в 2007 году магазин был построен практически с нуля. Благодаря удачной маркетинговой и производственной политике, магазин занял одно из ведущих мест в городе
по продаже товаров в своей отрасли. Самым большим успехом, сопутствующим предприятию все эти годы, является именно скорость развития производства. Для работы в данном магазине персонал подбирается высококвалифицированный, с большим опытом работы. Для повышения профессионального уровня сотрудников организовываются обучающие семинары. Менеджеры проводят маркетинговые исследования рынка, общаются с потребителями, что помогает удерживать одну из лидирующих позиций на рынке города.
3. Продукция и услуги Сегодня предприятием «Книжный дом» выпускается более 50 наименований продукции, успешно реализующейся на российском рынке. В первую очередь, это художественная литература, учебно-методическая, детская, справочная, канцелярские товары. В следующем году предприятие «Книжный дом» планирует выпустить еще один вид продукции: газеты, журналы, открытки. Фирменные торговые точки предприятия «Книжный дом», где покупатель по доступной цене может
приобрести продукцию этого предприятия, расположены в разных районах города. 4. Организационый план и управление персоналом Для начала рассмотрим организационную структуру Организационно-правовая структура ООО «Книжный дом» представлена на рис.1: Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные
с его деятельностью. Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия,
заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия. Рассмотрим состав трудового потенциала магазина «Книжный дом», а именно рассмотрим динамику численности персонала Показатели Среднесписочная численность, чел. Абсолютное изменение, +/-
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006г к 2005 г 2007 г. к 2006г. 2007 г. к 2005г. Рабочие • основные • вспомогательные 5645 2004 5823 2036 5909 2150 +178 +32 +86 +114 +264 +146 Служащие 417 431 452 +14 +21 +35 Специалисты 476 487 515 +11 +28 +39 Руководители 91 88 86 -3 -2 -5 Итого 8633 8865 9112 +232 +247 +479 Как видно из таблицы в 2006 году на предприятии среднесписочная численность персонала увеличилась по
сравнению с прошлогодним уровнем на 232 человека. Рост среднесписочной численности персонала можно оценить положительно, так как ее увеличение произошло за счет производственного персонала, специалистов и служащих предприятия. В 2006 году также наблюдается рост численности основных и вспомогательных рабочих на 86 и 114 чел. соответственно. Наблюдается также прирост специалистов и служащих, а вот численность руководителей напротив снизилась на 5 чел. в 2007 году по сравнению с 2005 годом.
5. Маркетинг – план На предприятии как такового отдела маркетинга не существует, а все его обязанности выполняет специалист по маркетингу. Необходимо также заметить, что он занимается в основном реализацией маркетинговой программы, которую ему предоставляет коммерческий отдел. Главной задачей маркетолога является своевременная реализация намеченных мероприятий и промоакций и создание благоприятных для их осуществления условий.
Само предприятие не проводит каких-либо маркетинговых исследований, которые носят эпизодический характер и заказываются у сторонних организаций. Подавляющим большинством исследований на изучаемом предприятии являются кабинетными, а в частности – классический анализ документов. То есть маркетолог совместно с категорийными менеджерами изучают документы отчетности с целью выявления товаров пользующихся наибольшей популярностью, а также проблемных товаров.
Главный конкурент – магазин «Флагман», находящийся в непосредственной близости к изучаемому предприятию. Это объясняется тем, что они расположены друг от друга на таком расстоянии, которое равномерно распределяет количество покупателей между ними. Однако, каждый из конкурентов не останавливается на достигнутом, а стремится расширить сферу своего влияния и увеличить количество покупателей, поэтому конкуренция на данном сегменте рынка сильная. 6. Производственный план
Производственный план включает в себя расчет потребности во вспомогательных материалах, топливо, электроэнергии, таре, оплате труда. Сначала рассчитаем потребность во вспомогательных материалах. Производственная деятельность современных предприятий основана на использовании большего качества разных видов энергии (электрической, тепловой, холода). Бесперебойное снабжение основного и вспомогательного производства всеми видами энергии определенных параметров осуществляется собственными энергетическим
хозяйством. Поэтому в плане материально – технического обеспечения разрабатываются энергобалансы предприятия по видам, а также осуществляется расчет их стоимости. Расчет потребности во вспомогательных материалах, энергоресурсах, упаковке. Статья затрат Ед. изм Цена за ед. руб. На ед. продукции На весь объем продукции Сумма руб. Кол-во ресурса т
Сумма тыс.руб. Норма расхода, кг Электроэнергия Квт/ч 0,65 561,6 365,04 3408912 2215,792 Теплоэнергия Гкал/ч 242,65 0,382 92,68 2318,74 562,642 Сжатый воздух Квт/1000м3 0,65 43,6 28,34 264652 172,024 Холод Квт/т 0,6 10,6 6,9 64342 41,822 Вода м3 11,958 1,04 12,48 6312,8 75,488 Упаковка кг 89,726 2,58 232,12 722,4 64,818 Расчет затрат по потребностям во вспомогательных материалах
производиться по таким статьям: электроэнергия, теплоэнергия, сжатый воздух, холод, вода, упаковка. Далее рассчитаем фонд заработной платы. Фонд заработной платы представляет собой выраженную в денежной форме сумму средств предприятия, предназначенную для распределения по труду между рабочими и служащими, достаточную для выполнения запланированного объёма производства. Общий фонд заработной платы состоит из фонда основной и дополнительной заработной платы
Основная заработная плата включает в себя оплату по тарифу – выплаты за выполненную работу, и все виды доплаты премии. Доплаты могут быть за: – совмещение профессии; – тяжелые и вредные условия труда; – многосменный режим и т.д. Дополнительная заработная плата – это оплата нерабочего времни, предусмотренная законом. В неё включают: оплата ежегодных очередных и дополнительных отпусков; отпусков, представляемых в связи с обучением; оплата времени, затраченного на выполнение государственных обязанностей; процентные
надбавки за выслугу лет, стаж работы по специальности и др. Дополнительная заработная плата составляет 20% уровня основной заработной платы. Таблица 7 Расчет фонда оплаты труда управляющего персонала Должность К-во раб чел Месяч. Долж. Оклад, руб. К-во месяцев работы Общая З/П, Тыс.руб. 1. нач. цеха 1 2100 12 25,20 2.нач. смены 1 1970 12 23,64 3.старший мастер 1 1800 12 21,60 4.бухгалтер 1 1900 12 22,80 5.главный
экономист 1 2000 12 24,0 Итого: 5 – – 117,24 7. Финансовый план В финансовый план входит расчет плановой калькуляции себестоимости плановой продукции, расчет марки контрибуции по плановому изделию, и оценка технико-экономических показателей планируемого производства. Себестоимость – это один из важнейших количественных показателей деятельности предприятия, так как в нем отражаются все изменения, связанные с техническим и организационным уровнем предприятия, со степенью
использования материально-энергетических и трудовых ресурсов. В условиях рыночной экономики значение показателя себестоимости возрастает, т. к. уровень себестоимости во многом предопределяет конкурентоспособность продукции, поскольку себестоимость является Основой цены. План по себестоимости является важным разделом плана предприятия. Непосредственной целью планирования себестоимости является экономически обоснованное определение величины
затрат, необходимых для изготовления продукции, обеспечение роста прибыли и повышение рентабельности. Для определения полной себестоимости к себестоимости продукции добавляются все расходы предприятия. В плане по себестоимости разрабатываются следующие показатели: 1. затраты на 1 руб. ТП и % их снижения по сравнению с предыдущим годом 2. себестоимость каждого вида продукции, планируемого к производству 3. себестоимость всей
ТП 4. себестоимость реализованной продукции 5. общая прибыль, показатели рентабельности. Калькуляция себестоимости отдельных видов продукции Плановая калькуляция себестоимости плановой продукции Статьи калькуляции Ед. измерения Цена за ед руб. Затраты на ед. Сумма, руб. Кол-во Сумма, руб. 1.сырье и основные материалы тонн – –
4280,02 – 2.теплоэнерг. Гкал 242,65 0,382 92,68 951,18 3.электроэенрг. КВт*час 0,65 561,6 365,04 1398384 4.вода М3 11,958 1,04 12,48 2599,56 5.холод КВт/т 0,65 10,6 6,9 26394 6.сжат. воздух КВт/1000м3 0,65 43,6 28,34 108564 7.З/П руб. – – 219,08 – -основная – – 182,56 – -дополнит. – – 36,52 – 8.отчисл. в соц. Фонд руб. – – 63,54 – Всего: прямые затраты руб. – –
5069,14 – 9.косв. произв. затраты руб. – – 343,44 – 10.общие и административные расходы руб. – 79,8 – 11.другие операционные расходы руб. – – 39,46 – 12.коммерческие расходы руб. – – 283,66 – Итого: полная С/С руб. – – 5815,5 – Расчет косвенных производственных затрат Косвенные производственные затраты по цеху составили 2704405,9 руб.
Фонд оплаты труда основных производственных рабочих 1725056 руб. Коэффициент распределения косвенных производственных затрат = КПЗ/ФОТо.р. = 2704405,9 /1725056 = 3,134 Данный коэффициент показывает сколько лет косвенных производственных затрат приходится на 1 л. на оплату труда. Тогда косвенные затраты по видам продукции составят: КПЗ2= ФОТ2*ККПЗ=545,488*3,134 = 855,172 тыс.руб. Расчет общих и административных расходов
Общие и административные расходы цеха составили: 628358,06 руб. Фонд оплаты труда основных рабочих: 1725056 руб. Коэффициент распределения общих и административных расходов = ОАР/ФОТо.р.=628358,06/1725056 =0,364 Тогда на виды продукции общие и административные расходы распределяются следующим образом: ОАР2 = ФОТ2 * К оар = 545,488*0,728 = 198,696 тыс.руб. Расчет других операционных расходов Другие операционные расходы по цеху составили :
248039,8 руб. Определили производственную себестоимость за вычетом других операционных расходов: Производственная себестоимость = прямые затраты на весь V производства + по видам + КПЗ+ОАР=34528,034 тыс.руб. Коэффициент распределения Др.ОР/производ.с/с=248039,8/34528034=0,0 14 Другие операционные расходы по видам продукции будут:
Др.ОР2 = произ. с/с2 * Кдор = 13677,328*0,014 = 98,26 тыс.руб. Расчет коммерческих расходов Коммерческие расходы составили 1783104,84 руб. Производственная с/с = прямые затраты на весь V произв. По видам прод. +КПЗ+ОАР+ДрОР=34776,074 тыс.руб. Коэффициент распределения коммерческих расходов = Ком.Р/ производ. с/с = 1783104,84/34776074 = 0,1 Ком.
Р2 = произ. с/с2 * Ккр = 13775,588 * 0,1 = 706,32 тыс.руб. Планирование финансовых результатов Показатели На весь объём Производственная себестоимость 338899,6 Расходы периода 2659,574 Полная себестоимость 36559,174 Валовая прибыль 15968,64 НДС (16,67%) 2661,8 Товарная продукция 52530,3 Чистая прибыль 13306,84 8.
План сбыта Поставка товара осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками. При получении товара и проверки соответствия его заявленным в сопроводительных документах информации, он перемещается на склад. В связи с тем, что предприятие функционирует в сфере торговли, каналы товародвижения как таковые отсутствуют. Сбытовая деятельность предполагает наличие торговой коммуникации предприятия, т.е. передачу торговой информации от одного потребителя к другим.
Торговая коммуникация должна включать все формы воздействия, обеспечивать целенаправленную передачу коммерческих сведений заинтересованным лицам. Ее цель — передача информации о продукте по всем каналам его продвижения для формирования благоприятного отношения к предприятию, его производящему. Предприятие запланировало некоторые программы для улучшения и стимулирования сбыта продукции. В план стимулирования сбыта на исследуемом предприятии входит:
1. Ежемесячная акция «Суперцена» с полиграфией; 2. Промоакции поставщиков; 3. Совместные акции с поставщиками; Заключение Значение бизнес – планирования для экономической деятельности предприятия в современных условиях трудно переоценить. Оно является основой стратегического планирования и необходимой базой для принятия грамотных управленческих решений. В данной работе были рассмотрены сущность и понятие бизнес-
плана, структура и содержание бизнес-плана, а также роль в стратегическом планировании экономической деятельности предприятия. Также в процессе написания курсовой работы нами были решены поставленные задачи: • дали определение понятию бизнес – план и исследовали его характерные черты; • рассмотрели сущность бизнес – планирования на предприятии; • исследовали структуру и этапы бизнес – плана • изучили анализ коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Книжный дом».
По рассматриваемому предприятия можно сделать вывод, что сильными сторонами предприятия является: гибкая система расчетов за выполненные работы и услуги; политика незавышения цен; предоставление комплекса услуг; улучшение материально-технической базы, но существуют и слабые стороны стороны предприятия – это рост краткосрочной кредиторской задолженности за анализируемый период; недостаток рабочей силы, и как следствие, неполное использование производственных мощностей; отсутствие рекламных мероприятий
и работы с кадрами. Этому предприятию можно предложить: • активно использовать рекламу для эффективного продвижения своих товаров и услуг на рынке потребления; • создание новых конкурентноспособных технологий и продукций, отвечающие требованиям минимальной цены и высокого качества товара. Для улучшения состояния предприятия предлагаем принять во внимание ряд мероприятий, способных по нашему мнению, улучшить экономическое и финансовое процветание
ООО «Книжный дом»: • продолжить работу по снижению дебиторской задолженности • вкладывать свободные денежные средства в новые виды деятельности, обеспечивая тем самым новые рынки сбыта. Список используемой литературы: 1. Валаева Т.Ф Коростелёва Е.М «Экономика, организация и планирование производства» М: Экономика, 2004. 134с. 2. Петров С.П «Основы предпринимательства и организационно-правовые нормы
хозяйствования» М.: Экономика, 2005. 126с. 3. Бекетова О.Н «Бизнес – план: теория и практика» М.: Финансы и статистика, 2006. 272с. 4. Балабанов И.Т «Основы финансового менеджмента», учебное пособие М.: Финансы и статистика, 2006. 478с. 5. Буров В.П «Бизнес – план фирмы. Теория и практика», учебное пособие М.: Дело и сервис,
2006 192с. 6. Бурцев В. В «Экономический анализ в системах бизнес – планирования и маркетинга // Экон. анализ: теория и практика» М.: Экономика, 2005. 68с. 7. Вест А «Бизнес – план», учебно-практическое пособие: пер. с англ М.: Проспект, 2005. 232c. 8. Власова Н. В «Анализ затрат в бизнес – планировании» Экономический анализ: теория и практика, 2004. 58с.
9. Галенко В.П «Бизнес – планирование в условиях открытой экономики», учебное пособие М.:ИЗД. ДОМ ГЕРДА, 2005. 288с. 10. Зарубинский В. М «Бизнес – планирование развития предприятия: фаза планирования», Финансовый менеджмент, 2005. 41с. 11. Сисошвили С.В «Основы разработки бизнес – плана», ФПА АКДИ «Экономика и жизнь», №16 2005. 14с. 12. Ушаков
И.И «Бизнес – план». -М. : ЭКМОС, 2006. 224с. 13. Сухова Л.Ф «Практикум по разработке бизнес – плана и финансовому анализу предприятия» М.: Проспект, 2005. 160с. 14. Пелих А. С «Бизнес – план или как организовать собственный бизнес». Анализ. Методика. Практикум М.: Ось-89, 2007г. 132с. 15. Блэквелл Эдвард «Как составить бизнес- план: Пер. с англ.» –
М.: Инфра-М, 2006. 160с. 16. Николенко Б. А «Бизнес-план для малого предприятия: Краткая методика подготовки бизнес- плана:Учеб. Пособие» О.: Банто, 2005. 43с. 17. Слиньков В. Н «Бизнес-план и организация финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие». 2.изд стер. К.: Алерта, 2006. 455с. 18. Должанский И. З Загородная Т.О «Бизнес-план: технология разработки:
Учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / Макеевский экономико-гуманитарный ин-т», Донецк: Норд-пресс, 2006. 412с.