Бизнес планирование в коммерческом банке

–PAGE_BREAK––   Налоги, включаемые в состав затрат;
–   Расходы на содержание и текущий ремонт зданий, инвентаря, транспорта;
–   Амортизация;
–   Телекоммуникационные, почтовые, телеграфные расходы;
–   Прочие расходы.
Общий бюджет банка – это документ, который содержит только укрупненные позиции. Так же как совокупный портфель банка состоит из системы локальных портфелей подразделений (бизнес-центров), общий бюджет банка (процесс буджетирования) складывается из системы подбюджетных подразделений: подбюджет казначейства банка (дилинговые операции); подбюдет кредитного управления и т.д.
Процесс бюджетирования должен обеспечить эффективный инструмент планирования, контроля, оценки результатов деятельности банка, информационного обмена и координации работы его подразделений.
Как правило, бюджет банка составляется ровно на один год с поквартальной разбивкой. Однако в настоящее время при нестабильности финансовой ситуации инструмент бюджетирования целесообразно использовать для решения стоящей перед банком краткосрочной перспективы. Оптимальный срок для составления текущего бюджета – 1 месяц. Инструмент бюджетирования может быть также использован при разработке и реализации плана финансового оздоровления банка.
При построении системы бюджетирования необходимо регулярно осуществлять анализ прошлых и текущих тенденций и условий на рынке, которые могут повлиять на реальность прогноза.
Разработка моделей бюджетирования предполагает оформление унифицированных форм отчетов:
–  Отчета о привлечении и размещении ресурсов, на основе которых строится прогнозный баланс;
–  Непосредственно прогнозного баланса;
–  Отчета о прибылях и убытках;
–  Отчета о движении денежных средств.
Модель бюджетирования в КБ предполагает проработку следующих вопросов:
–     Концепция внутрибанковского управленческого учета;
–     Анализ структуры активов и пассивов банка (по объемам и срочности);
–     Анализ доходов и расходов (чистой процентной маржи);
–     Анализ подразделений и отдельных направлений деятельности банка, включая анализ себестоимости банковских продуктов и оценку рентабельности клиентов;
–     Оценка, контроль и мониторинг рисков по каждому направлению деятельности;
–     Бизнес-планирование и бюджетирование в контексте общей системы управленческого учета и финансового контроля.
Построение системы бизнес-планирования и бюджетирования подразделений банка предусматривает ряд организационно-технических мероприятий и включает:
a)                Организацию учета производимых подразделениями операций, полученных доходов и произведенных расходов по балансовым счетам;
b)                Организацию контроля за выполнением мероприятий и плановых показателей работы подразделений.
Планирование прибыли коммерческого банка — основа составления финансового плана. Оно базируется на сопоставлении прибыли, необходимой банку для его дальнейшего развития и связанной с осуществлением его стратегических задач, и реальной прибыли, на которую может рассчитывать конкретный банк, имеющий определенный объем и структуру активных и пассивных операций. В результате проводимого анализа проходит корректировка как стратегического плана, если выясняется его финансовая несостоятельность, так и тактики банка, состоящая в определении на следующий год необходимых изменений в объеме и структуре его операций. Задачей процесса планирования является нахождение оптимального варианта, который, с одной стороны, позволит наиболее полно решить стратегические проблемы банка, а с другой — будет основываться на его реальных возможностях.
Подбор вариантов развития банка и планирование его прибыли можно осуществлять по следующей схеме, использующей итеративный подход.
1. Определение размера необходимой (PN) и достаточной (PD) прибыли банка.
2. Планирование размеров собственных средств (СС) и объемов активных банковских операций (VA).
3. Планирование структуры активных операций банка и процентных доходов (DPr) на основе прогнозных рыночных ставок по активным операциям и спланированным объемам активных операций. Расчет средневзвешенной доходности активов (SDohAk).
4. Определение общего допустимого объема процентных расходов банка (RPr) на основе оцениваемых на предыдущем этапе процентных доходов банка и достаточной маржи.
5. Планирование структуры пассивных операций банка и процентных расходов на основе прогнозирования рыночных ставок привлечения ресурсов и расчет средневзвешенной стоимости ресурсов (SStRes).
6. Вычисление объемов пассивных операций (VP) на основе полученного на предыдущих этапах показателя средневзвешенной стоимости ресурсов и допустимого объема процентных расходов банка.
7. Расчет объема собственных средств банка на основе балансового уравнения: АКТИВЫ = СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА+ + ПРИВЛЕЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ. Сравнение расчетного (CCR) и планового (СС) объемов собственных средств. Корректировка плана, если эти показатели не совпадают, и проведение повторных расчетов, начиная с 1-го этапа.
8. Проверка соответствия структуры и объемов планируемых операций системе лимитов банка. Корректировка плана, если лимиты не соблюдаются.
9. Планирование прибыли банка. Построение планового баланса.
Кратко основные этапы процесса планирования прибыли банка представлены на блок-схеме (рис.4).
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис. 4. Блок-схема процесса планирования прибыли банка
Рассмотрим подробнее содержание основных этапов планирования прибыли банка и проиллюстрируем изложение конкретным примером.
1. Определение размера необходимой и достаточной прибыли банка.
Определение размера необходимой и достаточной прибыли происходит на основе стоимостной оценки следующих показателей.
I — инвестиции, необходимые для осуществления целевых программ развития банка (эти программы утверждаются Собранием акционеров и Советом директоров банка).
D — дивиденды, которые планируется выплатить акционерам банка (этот вопрос также относится к компетенции Собрания акционеров и Совета директоров).
В1 — расходы по осуществлению благотворительных и спонсорских программ (этот вопрос также относится к компетенции Собрания акционеров и Совета директоров).
Тr — расходы на обеспечение жизнедеятельности банка: заработной платы и связанных с ней выплат, расходов на аренду, ремонт, содержание зданий и других основных средств, расходов на приобретение нематериальных активов, канцелярских, почтовых и телекоммуникационных расходов, оплаты аудиторских, нотариальных и рекламных услуг и т.д. (эти показатели планирует бухгалтерия банка и утверждает Правление банка).
Вr — расходы по операциям банка, не связанным с непосредственным привлечением ресурсов (расходы по биржевым и конверсионным операциям, по операциям на фондовом рынке, расходы по формированию резервов банка на потери по ссудам и операциям с ценными бумагами, уплата штрафов и т.п.). Данный показатель планируется соответствующими функциональными подразделениями банка.
Bd — доходы от беспроцентных операций банка (доходы по биржевым и конверсионным операциям, доходы от операций на фондовом рынке, комиссионных, полученных по трастовым, агентским и консультационным и другим услугам банка). Данный показатель планируется соответствующими функциональными подразделениями банка.
При этом из показателей Тг, Bl, Br, Bd необходимо выделить компоненты, включаемые в налогооблагаемую базу (Trl, B11, Вг1, Bdl) и относимые на себестоимость банковских услуг (Тг2, В12, Br2, Bd2).
Достаточную прибыль банка далее можно вычислить по следующей формуле:
PD = (I+D+Trl+Bll+Brl-Bdl)/(l-n)+ (Tr2+Bl2+Br2-Bd2),
где п — ставка подоходного налога.
Полученный результат показывает, какую абсолютную маржу банк должен заработать на процентных операциях, чтобы выполнить все стоящие перед ним стратегические задачи.
Необходимую прибыль можно посчитать по той же формуле, что и достаточную, при условии, что компоненты I и D равны нулю. Экономический смысл этого показателя состоит в том, что он показывает тот размер процентной маржи, который обеспечивает безубыточное функционирование банка при условии, что тот не платит, проценты за акционерный капитал и не осуществляет никаких инвестиций.
Исходные показатели, заданные Собранием акционеров или Советом директоров банка, можно представить в виде табл. 9.
Таблица 9
Исходные показатели для построения плана прибыли
Исходные показатели
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
1. Инвестиции, предназначенные для развития банка (I)
5
6
6
5
2. Дивиденды (D)
0
0
0
2
3. Спонсорство и благотворительность (В1)
0
0
1
1
в т.ч. из прибыли (В11)
0
0
0
0
4. Расходы на содержание банка (Тг)
5
10
10
10
в т.ч. из прибыли (Trl)
0
0
0
0
5. Беспроцентные доходы
5
10
12
в т.ч. исключаемые из налого­облагаемой базы (Bd2)
0
0
0
0
6. Беспроцентные расходы
10
14
14
10
в т.ч. из прибыли (Вг1)
0
0
0
0
7. Необходимая прибыль: 4+6-5
10
16
14
8
8. Достаточная прибыль: 7+1+2+3
19
27
26
22

2. Планирование размеров собственных средств, капитала и Объемов активных операций банка.
На втором этапе планирования прибыли банка определяется Динамика собственных средств (СС), капитала (К) и объемов банковских операций (VA) на плановый период. Прогнозирование Динамики собственных средств начинается с планирования изменений Уставного фонда (УФ) банка, которое осуществляется акционерами или пайщиками банка. Аналитическое подразделение Должно подготовить для них соответствующие материалы, показывающие необходимость и выгодность таких изменений. Так, если перед банком на плановый период ставятся крупномасштабные задачи, то заработать прибыль, необходимую для их решения, банк может либо за счет повышения эффективности использования собственных средств, либо, если такие возможности уже исчерпаны, за счет увеличения объема операций, требующего, как правило, увеличения УФ.
Размер собственных средств банка, как показывают статистические наблюдения, сильно зависит от величины УФ. Поэтому для прогнозирования этих показателей можно воспользоваться либо традиционным эконометрическим подходом (метод наименьших квадратов уравнения регрессии):
CC(t)=F(УФ(t)),
где в частном случае можно использовать линейную зависимость:
CC(t)=a+b*УФ(t),
либо подойти к планированию этих показателей более строго, задавая их отдельные компоненты исходя из их экономического смысла и планов банка (табл. 10).

Таблица 10
Структура собственных средств банка и его капитала
Собственные средства и капитал
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Собственные средства
1. Уставный фонд
30
48
62
72
2. Фонды социального стиму­лирования
2
3
3
4
3. Прочие фонды
1
2
3
3
4. Резервы на возможные
потери по ссудам и векселям
20
32
42
48
5. Резервы под возможное
обесценение ценных бумаг
1
2
4
5
6, Нераспределенная прибыль
2
5
7
10
7. Использованная прибыль
0
0
0
0
Итого собственных средств: 1+2+3+4+5+6+7-8
57
92
121
142
Планирование объемов операций банка (валюты баланса) осу­ществляется следующим образом. Правление банка задает воз­можные темпы изменения валюты баланса до конца планового периода (табл. 11).
Таблица 11
Плановый размер валюты баланса
База
1кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Валюта баланса
305
340
379
423
471

3. Планирование структуры активных операций банка и процентных доходов.
Планирование структуры активных операций банка осуществляется на основе анализа динамики и качества структуры активных операций, сложившейся в предыдущих периодах.
Прежде всего, проводится анализ качества структуры активных операций по следующим направлениям:
• определение доли ссудных операций (ориентировочно она не должна превышать 55—65% всех активных операций);
• определение доли ликвидных ценных бумаг (у нас это в основном государственные ценные бумаги, ликвидность которых обеспечивает развитый вторичный рынок). Эта доля должна обеспечивать маневренность активных операций в ситуации, когда банк должен срочно расплачиваться по своим текущим обязательствам (например, неожиданные крупные клиентские платежи);
• определение доли активов, не приносящих дохода (остатки на кор. счетах банка и в кассе, средства в расчетах, основные средства и нематериальные активы). Естественно надо стремиться к минимизации их доли, но так как основные средства и нематериальные активы необходимы для деятельности любого банка, то их объем должен ограничиваться, по крайней мере, объемом собственных средств, а остаток на корсчете должен соответствовать среднему объему ежедневных платежей.
Кроме этого необходимо исследовать активные операции по виду валют, в которых они осуществляются, оценить сбалансированность структуры привлеченных ресурсов и активных операций в разрезе различных валют. Несомненно необходимо также более детальное исследование структуры ссудных операций по видам (ссуды, выданные юридическим ли­цам, ссуды, выданные физическим лицам, выданные межбанковские кредиты).
По результатам анализа руководство банка должно определить качественную структуру активных операций, к которой банк должен стремиться в следующем году. Предлагаемые ориентиры должны быть, естественно, согласованы со стратегическими задачами банка с тем, на каких финансовых рынках и с какой интенсивностью предполагает он работать в будущем.
Обозначим структуру активных операций банка в текущем году как:
A(tn) = (al(tn), a2(tn), a3(tn)…an(tn)),
а структуру, к которой банк должен прийти в конце планового периода:
A(tk) = (al(tk),a2(tk),a3(tk)…an(tk).
Тогда темпы прироста отдельных составляющих по кварталам (или более коротким интервалам планирования) можно определить как среднегеометрическое отношения соответствующих статей в конце и начале планового периода, т.е.
    продолжение
–PAGE_BREAK–trpi = (ai(tk)/ai(tn))^(l/m),
где m -число плановых интервалов (например, 4 — соответствует по­квартальному планированию, 12 — помесячному).
Надо отметить также, что промежуточные структуры должны быть сбалансированы (т.е. сумма долей всех активных операций должна равняться 1). Для того чтобы добиться выполнения этого соотношения, расчеты можно проводить сначала в абсолютных величинах, а затем нормировать.
Результаты прогноза могут быть представлены, например, в виде табл. 12.
Таблица 12
Планируемая структура активных операций банка, %
Вид актива
База
I кв.
IIкв.
III кв.
IV кв.
Всего активы банка
100
100
100
100
100
рубли
56
58
59
61
63
валюта
44
42
41
39
37
1. Ссуды юр. лицам
36
34
32
30
27
рубли
20
19
18
17
15
валюта
15
15
14
13
12
2. Ссуды физ. лицам
18
18
18
17
17
рубли
8
8
8
9
9
валюта
10
10
9
9
8
3. Выданные МБК
20
19
19
18
18
рубли
12
12
12
12
12
валюта
8
7
6
6
5
4. Гос. ценные бумаги
13
14
14
15
16
рубли
7
7
8
9
10
валюта
7
6
6
6
6
5. Корпоративные ценные бумаги
8
9
11
13
16
рубли
5
6
7
9
11
валюта
3
4
4
4
5
6. Средства в расчетах
6
6
6
7
7
рубли
5
5
5
6
6
валюта
1
1
1
1
1
После того как запланирована структура активных операций банка, составляется прогноз средних процентных ставок по этим операциям. Прогноз делается исходя из сравнения действующих ставок, прогнозов управления маркетинга и ориентиров процентной политики, определяемых Правлением банка. Такой прогноз Необходимо представить по тем же статьям активов, по которым Планировалась их структура (табл. 13).
Таблица 13
Прогнозные средневзвешенные процентные ставки по активным операциям банка, %
Вид актива
I кв.
11 кв.
III кв.
IV кв.
Всего активы банка
61
64
58
49
рубли
86
87
79
65
валюта
29
33
28
24
1. Ссуды юр. лицам
74
89
76
62
рубли
100
120
100
80
валюта
40
48
44
40
2. Ссуды физ. лицам
70
77
72
70
рубли
120
120
120
120
валюта
32
40
28
20
3. Выданные МБК
83
72
74
62
рубли
120
100
100
80
валюта
24
24
24
24
4. Гос. ценные бумаги
40
46
54
49
рубли
60
68
80
68
валюта
20
20
20
20
5. Корпоративные ценные бумаги
0
0
0
0
рубли
0
0
0
0
валюта
0
0
0
0
6. Средства в расчетах
0
0
0
0
рубли
0
0
0
0
валюта
0
0
0
0
При этом прогноз процентных ставок строится на уровне отдельных инструментов (ссуды юр. лицам, ссуды населению в валюте и т.д.), а доходность интегральных показателей рассчитывается как средневзвешенная по структуре операций доходность отдельныx элементов. Таким образом, расчет средневзвешенной доходности aктивов (SDohAk) осуществляется по следующей формуле:
,
где а(i) — доля активной операции i-ro вида,
d(i) — доходность i-й операции,
i — номер операции,
n — число видов активных операций.
Далее рассчитываются плановые процентные доходы (DPr). расчет происходит на основе запланированной структуры актив­ных операций, прогноза процентных ставок по ним и спланиро­ванным объемам активных операций (валюте баланса) по фор­муле:

Таблица 14
Запланированные процентные доходы банка
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Процентные доходы
52
61
62
58
Допустимый объем процентных расходов банка (RPr) рассчитывается исходя из оцениваемых на предыдущем этапе процентных доходов банка и достаточной прибыли:
Таблица 15
Допустимые процентные расходы банка
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Процентные доходы
52
61
62
58
Достаточная прибыль
19
27
26
22
Процентные расходы
33
34
35
36

5. Планирование структуры пассивных операций банка и невзвешенной стоимости ресурсов.
Планирование структуры пассивных операций и процентных расходов банка осуществляется аналогично планированию структуры активных операций и их доходности.
Анализ структуры пассивных операций проводится в соответствии со следующими критериями.
■ Привлеченные ресурсы банка должны базироваться на остатках на расчетных и текущих счетах клиентов, так как именно они менее всего подвержены влиянию конъюнктуры финансового рынка (т.е. если временно свободные ресурсы клиент может по своему выбору размещать либо в банке на депозите, либо на фондовом рынке, то для текущих расчетов он всегда будут резервировать средства на своем текущем счете). Поэтому желательно, чтобы доля неснижаемых остатков на расчетных и текущих счетах клиентов составляла око­ло 50% от всех привлеченных ресурсов банка.
■ Так как рынок МБК (особенно краткосрочных) является сильно рисковым с точки зрения изменения процентных ставок на нем, то рекомендуется иметь не более 10% подобных ресурсов среди всех привлеченных ресурсов банка.
■ При анализе и построении эталонной структуры привлеченных ресурсов на следующий год необходимо учесть долю операций, связанных с размещением ценных бумаг банка (векселей и депозитных сертификатов, если таковые имеются).
Обозначим структуру пассивных операций банка в текущем году как:
P(tn) — (pl(tn), p2(tn), p3(tn)…pn(tn)),
а структуру, к которой банк должен прийти в конце планового периода:
P(tk) = (pl(tk), p2(tk), p3(tk)…pn(tk).
Тогда темпы прироста отдельных составляющих по кварталам (или более коротким интервалам планирования) можно определить как среднегеометрическое отношения соответствующих статей в конце и начале планового периода, т.е.
tprip = (pi(tk)/pi(tn))^(I/m),
где m — число плановых интервалов.
Таблица16
Планируемая структура пассивных операций банка, %
Вид пассива
База
1кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Привлеченные ресурсы:
100
100
100
100
100
нац. валюта
62
60
57
54
51
 ин. валюта
38
40
43
46
49
1. Остатки на расчетном счете
19
21
23
25
26
нац. валюта
12
12
12
12
11
ин. валюта
7
9
11
13
15
2. Депозиты юр. лиц
24
22
20
18
16
нац. валюта
17
13
12
Ю
ин. валюта
7
7
7
6
6
3. Депозиты физ. лиц
12
14
16
18
21
нац. валюта
7
9
11
13
15
ин. валюта
5
5
5
6
6
4. Привлеченные МБК
26
23
19
16
13
нац. валюта
17
15
13
12
10
ин. валюта
10
8
6
5
3
5. Векселя и депозитные сертификаты
14
15
16
17
18
нац. валюта
7
6
5
4
3
ин. валюта
7
9
11
13
15
6. Средства в расчетах
5
5
6
6
6
нац. валюта
2
2
2
2
2
ин. валюта
2
3
3
4
4
После этого аналогично прогнозу доходности активных инструментов составляется прогноз средних процентных ставок по пассивным операциям (табл. 17).

Таблица 17
Прогнозные средневзвешенные процентные ставки по пассивным операциям банка, %
Вид пассива
I кв.
II кв.
Ш кв.
IV кв.
Привлеченные ресурсы
47
47
47
44
нац. валюта
66
70
72
70
Ин. валюта
15
14
13
12
1. Остатки на расчетных счетах
14
13
23
21
нац. валюта
20
20
40
40
Ин. валюта
4
4
4
4
2. Депозиты юр. лиц
62
76
74
72
нац.валюта
80
100
100
100
Ин. валюта
20
24
24
20
3. Депозиты физ. лиц
40
42
43
45
нац.валюта
60
60
60
60
Ин. валюта
10
10
10
10
4. Привлеченные МБК
72
75
77
79
нац.валюта
100
100
100
100
Ин. валюта
24
24
24
24
5. Векселя и депозитные сертификаты
38
34
30
27
нац. валюта
60
60
60
60
Ин. валюта
16
16
16
16
6. Средства в расчетах
0
0
0
0
 нац. валюта
0
0
0
0
Ин. валюта
0
0
0
0
При этом прогноз процентных ставок строится на уровне отдельных инструментов (депозиты юр. лиц в рублях, депозиты населения в валюте и т.п.), а средняя стоимость ресурсов рассчитывается как средневзвешенная по структуре операций стоимость отдельных их видов. Таким образом, расчет средневзвешенной стоимости ресурсов (SStRes) осуществляется по следующей формуле:

где p(i) — доля пассивов i-го вида,
s(i) — стоимость пассивов i-ro вида,
i — номер операции,
n — число видов активных операций.

6. Определение необходимого объема пассивных операций.
Вычисление объемов пассивных операций (VP) на основе полученного на предыдущих этапах показателя средневзвешенной стоимости ресурсов и допустимого объема процентных расходов банка осуществляется на основе того, что средневзвешенную стоимость ресурсов можно рассчитать так же, как отношение процентных расходов банка к среднему объему привлеченных ресурсов, т.е. можно записать следующее соотношение:
SstRes = RPr/ VP.
Откуда получаем следующее равенство:
VP = RPr/ SStRes.
Таблица 18
Расчет необходимого объема привлеченных ресурсов
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Средневзвешенная стоимость ресурсов
52
61
62
58
Процентные расходы
33
34
35
36
Объем привлеченных ресурсов
283
287
302
330
7—8. Сравнение расчетного и планового объемов собственных средств. Корректировка плана.
На данном этапе планирования происходит балансировка полученных плановых показателей. Контрольной цифрой является объем собственных средств. С одной стороны, этот показатель планировался на основе установок Собрания акционеров и экспертных оценок (2-й этап планирования). Обозначим его через СС. С другой стороны, после проведенных расчетов его можно определить на основе балансового уравнения:
АКТИВЫ = СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА+ ПРИВЛЕЧЕННЫЕ
РЕСУРСЫ,
соответствующий результат обозначим через CCR (CCR = VA — VP).
Сравнивая расчетный объем собственных средств (CCR), полученный по балансовому уравнению, и плановый объем собственных средств (СС), определяем, не потребует ли наш вариант плана больше собственных средств, чем имеется в нашем распоряжении. Если оказывается, что CCR>CC, то наш вариант плана недопустим и надо пересмотреть проведенные расчеты. При этом корректировке подвергаются либо запланированные структуры активных и пассивных операций и плановые процентные ставки по ним, либо, если такое невозможно с точки зрения ре­альности планируемых показателей, планы банка в отношении его достаточной прибыли. Второе означает, что предусмотренные стратегическим планом программы развития банка не выполнимы на данном этапе его развития и необходимо сократить затраты из прибыли, иначе банк закончит год с убытками. Нижнюю границу достаточной прибыли банка при итерационных расчетах задает размер его необходимой прибыли. Если по результатам расчетов получается, что банк не в состоянии заработать даже необходимую прибыль, то необходимо сократить его издержки (заработную плату, расходы на канц. товары, оплату различных услуг и т.д.).
Таблица 19
Динамика показателей СС и CCR
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Собственные средства банка CCR
57
92
121
142
Планируемые собственные средства СС
96
98
99
101
Из приведенной таблицы видно, что план III и IV кварталов требует корректировки.

9. Планирование прибыли банка. Построение планового баланса.
После того как получены сбалансированные плановые показатели деятельности банка можно построить плановый баланс и план доходов и расходов банка по принятым стандартам. Все необходимые для этого цифры получены на предыдущем этапе (табл. 20, 21).
Таблица 20
Плановый баланс банка
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Итого активы
340
379
423
471
1 Касса и кор. счета
14
17
20
24
2. Средства в банках
67
73
80
86
3. Ссуды юр. лицам и населению
183
196
208
221
4. Гос. ценные бумаги
45
52
61
71
5. Корпоративные ценные бумаги
27
36
47
63
6. Прочие активы
5
5
6
7
Итого пассивы:
Привлеченные ресурсы
283
287
302
330
1. Остатки на расчетных счетах
54
60
69
81
2. Депозиты юр. и физ. лиц
111
104
110
120
3. Средства банков
74
65
58
53
4. Векселя и депозитные сертификаты
40
43
48
56
5. Средства в расчетах
13
15
17
19
Собственные средства
57
92
121
142
1. Уставной фонд
30
48
62
72
2. Прочие собственные средства
24
39
52
60
3. Прибыль
2
5
7
10
4. Использованная прибыль
0
0
0
0
    продолжение
–PAGE_BREAK–Таблица 21
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
1. Процентные доходы
52
61
62
58
2. Процентные расходы
33
34
35
36
3. Итого доход (убыток) по процентным операциям
19
27
26
22
4. Беспроцентные доходы
5
8
10
12
5. Беспроцентные расходы
15
24
24
20
6. Итого доход (убыток) по беспроцентным операциям
-10
-16
-14
-8
7. Итого прибыль (убыток)
9
11
12
14
8. Налогооблагаемая база
9
11
12
14
9. Налог на прибыль
4
5
5
6
10. Прибыль после налогообложения
5
6
7
8
Цель разработки бизнес-плана — планирование хозяйственной деятельности предприятия на будущее. Планирование деятельности фирмы дает многое, например:
— заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы.
— позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей.
— устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля.
— делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций.
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
1.Резюме
2.Виды товаров
3.Рынки сбыта продукции
4.Конкуренция на рынках сбыта
5.План маркетинга
6.План производства
7.Организационный план
8.Правовое обеспечение деятельности фирмы
9.Оценка риска и страхование
10.Финансовый план
11.Стратегия финансирования
Основополагающим фундаментом любого проекта является его маркетинговая составляющая. Так уж сложилось, что в рыночных отношениях законодателем моды является потребитель (если, конечно, речь не идет о совершенно новом продукте). Поэтому при создании бизнес-проекта очень важную роль играет план маркетинга.
План маркетинга как часть бизнес-плана не только необходим для внутренней организации деятельности вашей фирмы, но и служит основой контактов, как с партнерами, так и с инвесторами. При обсуждении бизнес-плана с будущими партнерами необходимо иметь четкое представление о принципиальной схеме распространения вашего товара, методах определения цен, уровне рентабельности на вложенный капитал и других вопросах маркетинговой политики, представленной в соответствующих разделах бизнес-плана.
Выбор маркетинговой стратегии занимает ключевое место на всем протяжении от возникновения бизнес-идеи до появления товара на рынке и его послепродажного обслуживания.
Что делает ваш продукт конкурентоспособным, а также привлекательным и выгодным для контрагентов при производстве, транспортировке и потреблении? Что заставляет клиента открыть для вас двери? Ответы на эти вопросы включают в себя определения, как требований рынка, так и величины риска, который вы можете взять на себя. При разработке ценовой политики важно определить не только уровень цен, но и стратегическую линию ценового поведения фирмы на рынке по каждому виду товара. Ценовая стратегия – основа принятия решений в установлении цены продажи в каждой конкретной сделке.
Общая стратегия маркетинга
Можно описать рыночную философию, миссию и стратегию банка, исходя из особенностей продукта и каналов реализации в нише рынка. Включить, например, описание потребителей, которые уже являются клиентами банка или на которых будут направлены первоначальные усилия по продажам, а также тех, на ком внимание будет сконцентрировано несколько позднее. Указать, как потенциальные потребители в этих группах будут выяснены и как банк на них выйдет; какие особенности продуктов и услуг (например, высококлассный сервис, качество, доступная цена, своевременная поставка, гарантия или подготовка персонала покупателя) будут использованы для стимулирования продаж; будут ли применены новаторские маркетинговые концепции, способствующие реализации продукта (например, аренда, возможность бесплатно использовать продукт ограниченный период времени и т.д.).
Указать, как будут реализовываться продукты или услуги на начальном этапе и объяснить почему; привести планы расширения продаж в будущем. Выявить сезонные колебания в продажах, наметить, что может быть сделано для продаж продукта вне сезона.
Ценообразование
Описать свою стратегию в области цен и сравните ее с ценовой политикой основных конкурентов, включая окупаемость затрат. Ценовая стратегия может базироваться на издержках, спросе или конкуренции. В случае стратегии, основанной на издержках, предприниматель определяет цены, рассчитывая издержки производства, обслуживания и накладные расходы и затем добавляет желаемую прибыль на эти цифры. Спрос не изучается.
В рамках стратегии, основанной на спросе, цена определяется на уровне среднерыночной и затраты не должны в этом случае превышать сумму, рассчитываемую как разность цены и прибыли.
При конкурентной стратегии ценообразования цены могут быть или ниже или выше рыночных — в зависимости от лояльности потребителей, предоставляемого сервиса, образа товара. Этот принцип используют фирмы, имеющие конкурентов.
Дать оценку прибыли и покажите, будет ли она достаточна для покрытия затрат, подготовку персонала, ценовую конкуренцию и т. д. Пояснить, в какой степени цены помогут вам: проникнуть на рынок; сохранить и увеличить вашу долю рынка в условиях конкуренции; получить достаточную прибыль.
Необходимо показать правильность ценовой стратегии и различия между ценами банка и ценами конкурирующих или замещающих продуктов и услуг с точки зрения приобретения потребителями некоторых дополнительных ценностей в виде новизны, качества, гарантий, дополнительного обслуживания, снижения себестоимости и т.п.
Описать ценовую политику с точки зрения взаимосвязи цены, доли рынка и прибыли. Например, более высокая цена может уменьшать объем продаж, но в результате давать более высокую прибыль. Если цена продукта ниже цены конкурентов, объяснить, как вы при этом банк сохранит прибыльность своего производства (например, с помощью большого объема продаж, благодаря высокой эффективности производства, низкой стоимости труда, невысоким накладным расходам и т. п.). Укажите любые скидки с цены, позволяющие стимулировать реализацию продуктов или услуги.
Реклама и продвижение товара на рынок
Как банк собирается привлекать внимание потенциальных потребителей своей продукции? Необходимо рассказать о планах участия в торговых ярмарках и выставках, размещения рекламы в газетах и журналах, подготовки рекламных буклетов и листовок. Какой тип рекламной кампании им больше подходит, в каких ярмарках и выставках они собираются участвовать и где будут размещать рекламные объявления и щиты. Следует составить расписание рекламной кампании и определить величину расходов на рекламу и продвижение товаров на рынок.
 Положительной стороной рекламы является то, что она может привлечь большой и географически разбросанный рынок. Отрицательная сторона состоит в том, что поскольку все рекламные послания стандартизированы, им не хватает гибкости. Их трудно приспособить к нуждам и особенностям потребителей.
Разработка плана рекламы:
1.Установление целей. Цели рекламы могут быть подразделены на связанные со спросом и с образом.
2.Установление ответственности. Фирма может использовать собственное рекламное подразделение или внешнее рекламное агентство. Рекламное агентство обычно работает с фирмой при разработке ее плана рекламы. Крупные агентства предлагают комплекс по изучению рынка.
3.После установления размера общих ассигнований на рекламу фирма определяет детальный бюджет рекламы. Следует определить ассигнования по видам рекламы. В процессе разработки бюджета следует учитывать ряд моментов. Каковы издержки различных альтернатив? Сколько раз нужно повторить рекламу, чтобы она стала эффективной? Какова должна быть реакция фирмы в период спада? Какова стоимость создания рекламного объявления?
4.Затем фирма разрабатывает рекламные темы, общие для всей кампании. Ориентация на товар заставляет обращать внимание именно на его свойства. Ориентация на потребителя выводит на первое место выгодность или преимущества товара для потребителя, а не их свойства.
5.Фирма располагает широким выбором средств рекламы. При этом следует учитывать следующие вещи:
— Стоимость рекламы можно оценивать двояко. Во-первых определяются общие расходы на то или иное средство, во-вторых, стоимость на одного читателя или зрителя.
— Бесполезная аудитория — Это та ее часть, которая не является целевым рынком фирмы. В силу того, что средства информации ориентируются на массовые аудитории, это существенный фактор в рекламе.
— Охват характеризует число зрителей, слушателей или читателей аудитории. Для радио и телевидения это общее число людей, которые сталкиваются с рекламным объявлением. Для печати охват включает тираж и степень передачи.
— Частота определяет, как часто может быть использовано то или иное средство рекламы. Она является наибольшей для газет, радио и телевидения, где объявления могут быть ежедневно. Наименьшую частоту имеют справочники, наружная реклама и журналы.
— Устойчивость послания показывает, как часто данное рекламное объявление попадается на глаза и насколько долго оно запоминается. Большое число людей видит наружную рекламу, объявления на дорогах.
— Степень воздействия представляет собой способность стимулировать потребителей. Часто она наиболее высока у телевидения.
— Заполненность характеризует число рекламных объявлений, содержащихся в одной программе, издании.
— Срок представления — это период, который требуется информационному источнику для размещения рекламы. Он является наименьшим для газет и наибольшим для журналов.
Создание рекламных объявлений связано с четырьмя основными решениями.
/>                 Должно быть определено содержание послания. Решение содержит выбор цвета и иллюстраций, размера, источника и использования символов.
/>                 Должен быть определен график работы. Он должен учитывать время на подготовку текста и изображений, исходя из сроков представления в выбранном источнике.
/>                 Следует определить место объявлений в передаче или печатном издании. Мужчины чаще читают спортивный раздел, женщины — разделы с информацией о культурной жизни, питании, рецептах.
/>                 Фирма должна определить используемых вариантов базового послания. Оно зависит от частоты презентации и качества рекламного объявления.
Реализация продукции
Здесь нужно описать методы и каналы реализации, которые банк будет использовать. Будет ли продукт продаваться на мировом рынке, – как будет проводиться реализация, включая ее метод, страхование, необходимое кредитование, таможенные сборы и т. д.
Представленная модель стоимостного прогноза характеризуется зависимостью ее составляющих от результатов научно-технических и социально-экономических прогнозов. Каждая составляющая зависит от множества факторов внешней и внутренней среды. Поэтому при формировании прогноза стоимостной оценки используют необходимые маркетинговые исследования, эвристические методы, математическое моделирование и т. д.

1.                SWOT анализ
В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики профессор К. Андриус впервые публично озвучил акроним SWOT.
C 60-х годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратеги-ческого планирования.
С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.
Основные направления развития SWOT:
/>                Отображение в модели динамических изменений фирмы ее конкурентной среды.
/>                Учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классической модели стратегического планирования.
/>                Разработка SWOT моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке.
Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, банки также должны уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть у них на пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для них. Многочисленные выводы внешнего и внутреннего ситуационного анализа должны быть систематизированы и сопоставлены друг с другом для того, чтобы на этой основе можно было бы определять цели дальнейшего развития банковской организации, учитывающие основные выводы, сделанные в процессе ситуационного анализа. Инструментом такого сопоставления является SWOT – анализ, задачей которого является синтез внутреннего и внешнего анализа.
В результате внутреннего анализа, исследующего все аспекты деятельности банка (маркетинговые, финансовые, организационные, технологические), выделяются как недостатки этой деятельности (иными словами – слабые стороны банка), так и достижения в различных областях (сильные стороны). Для подведения итогов можно составить таблицу, оценивающую ключевые факторы успеха для банка и их относительное влияние на результаты деятельности (табл. 5).
Таблица 5
Оценка ключевых факторов успеха.
Выявление сильных и слабых сторон[[1]]
Факторы
Относительная важность факторов
Относительная сила банка по факторам
Расчет
Вероятность успешной деятельности банка
1
2
3
4
5
Конкурентоспособность
1 — 5
10 – 50
1. Уровень продаж
5
30
5 · 30
150
2. Охват рынка
5
30
5 · 30
150
3. Развитие сети отделений
5
30
5 · 30
150
4. Совершенствование банковских продуктов
5
50
5 · 50
250
1
2
3
4
5
5. Инновации
3
20
3 · 20
6. Развитие систем
4
30
4 · 30
120
Финансовая устойчивость
1. Достаточность прибыли
5
50
5 · 50
250
2. Степень подверженности рискам
4
10
4 · 10
40
Организация деятельности
1. Внутрибанковские отнош.
3
20
3 · 20
60
2. Квалификация персонала
4
10
4 · 10
40
Из таблицы видна относительная важность каждого из ключевых факторов успеха на конкретном рынке, а также относительная сила банка на данном рынке, причем сильным сторонам будут соответствовать максимальные значения вероятностей успешной деятельности банка, а слабым – минимальные значения. Необходимо выделить те значения, которые имеют экстремальные показатели и существенно влияют на банковскую стратегию.
Итоговые выводы внешнего анализа должны выявить те тенденции развития финансовых рынков и изменения внешней среды, которые предоставляют банку новые возможности роста, а также те негативные факторы, которые сопровождаются рисками, представляя собой опасность для существования и успешного функционирования организации.
    продолжение
–PAGE_BREAK–