Благородие и злодеяние в

Министерство образованияРоссийской ФедерацииСыктывкарский лесной институтСанкт-Петербургскойгосударственн ой лесотехническойакадемии им. С.М. КироваКонтрольная работа по дисциплинеЭТИКА на тему Благородие и злодеяние в Преступлении и наказании Ф.М. Достоевского Проверил к.п.н доцент Мачурова Надежда

Николаевна Выполнил студент группы ЭиУЛК 1 бюдж. Билименко Анна Андреевна Код зачетной книжки 10384 Сыктывкар 2002 годСОДЕРЖАНИЕ1. Введение 32. Благородие и злодеяние в Преступлении и наказании Ф.М.Достоевского .33. Используемая литература 7ВВЕДЕНИЕРоман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание – одно из знаменитейших и сложнейших произведениймировой

литературы. В нем отразились мучительные духовные искания самогоавтора, болезненная и враждебная человеку российская действительность середины60-х годов XIX столетия, безжалостный анализ раздвоенности человеческой души, котораяявляется полем битвы благородства и злодейства. Писатель представляетсобственным персонажам большую независимость. Каждый герой несет в себе своюправду, свое отношение к миру, свое добро и зло.

Трудно вникать в сутьпсихологического анализа, которым скрупулезно, на протяжении почти всегоповествования занимается автор. Но, если вчитаться, вдуматься в искания героев,их мучительную борьбу со злом, самими собой и внешними условиями, откроетсятакая глубина постижения сложных человеческих характеров и конфликтов, чтосразу станет ясно, в чем проявляется благородие и злодеяние в романе.Достоевский поведал о нравственных потрясениях и дерзаниях, которые не могутволновать читателя любой

эпохи. Благородие и злодеяние в Преступлении инаказании Ф.М. Достоевского.Главный герой романаРаскольников показывает нам все то добро и зло, что можем мы увидеть вдействительности. Это одно лицо, в котором две такие несовместимые черты одна,за которою мы все так боремся и вторая, против которой стоим и пытаемсяисключить из наших помыслов. Но совершая добро, сами на замечаем как получаетсязло, именно так вышло с героем
Достоевского. Он решился убить одну старуху,титулярную советницу, дающую деньги на проценты Она никуда не годна , Длячего она живет Полезна ли она кому-нибудь? эти вопросы сбивают с толкумолодого человека. Он хочет исключить это зло, решает убить ее, обобрать и потомвсю жизнь быть честным, твердым неуклонным в исполнении гуманного долга кчеловечеству , чем уже, конечно, загладится преступление и помочь бедным,таким как он, то есть совершить добро.

Но плану этого молодого человека несуждено было сбыться. Разъединенность с человечеством , которую он сразуощутил после совершенного преступления, замучила его. Закон правды и добравзяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело Достоевский в своем произведении хотел исследовать нравственные поискинеустойчивость, брожения и их причины. Перерыть все вопросы в этом романе , -писал

Достоевский.Герой мучается при виде злаи преступлений, творящихся каждодневно и безнаказанно у него на глазах. Чувствоответственности лежит в самой натуре его впечатлительной, деятельной,неравнодушной. Не сделать добро он не может то подаст милостыню нищемуребенку, то на последний двугривенный отправит домой пьяную девочку.Нравственная болезньРаскольникова с самого начала представляет как совершения до крайней степенидобра для других. Он сам признается, что при желании мог бы заработать на жизньуроками,

что на преступление его толкает не столько нужда, сколько идея. Носамому себе Раскольников признается в этом только после всего, что случилось.Он хочет помочь людям, но вто же время и узнать, способен ли он быть человеком, который может управлятьсудьбами людей и делать им только добро. Тварь я дрожащая или право имею? Рядом с любовью к людям в нем живет страшная гордыня желание взять на себяучасти всех людей.
Во имя людей Раскольниковзаставляет себя переступить законы человечности, сделать зло убить. НоРаскольников не может перенести нравственной тяжести своего поступка. Страшныемуки совести его наказание.Он задумал убитьстаруху-процентщину злую, беззастенчиво грабящую людей, приносящей толькоодно зло и как бы отомстить ей за обездоленных. Вместе с тем, он ещесобирался с помощью старухиных денег помочь бедным и несчастным, облегчитьжизнь

матери и сестре, создать себе независимое положение, чтобы затемиспользовать его для счастья всего человечества в этом и заключается егостремление к благородству. Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можноустроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни,тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу десятки семействспасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерическихбольниц, и все это на ее деньги.

Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с изпомощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу, как ты думаешь не загладитсякрошечное преступленьице тысячами добрых дел размышлял Раскольников. Раскольников находится втаком положении говорил Писарев при котором все лучшие силы человекаповорачиваются против его самого и вовлекают его в безнадежную борьбу собществом. Самые святые чувства и самые чистые стремления, которые обыкновенноподдерживают,

ободряют и облагораживают человека, становятся вредными иразрушительными страстями, когда человек лишается возможности доставлять имправильное удовлетворение .На практике теорияРаскольникова рухнула с первых шагов. Вместо задуманного благородного убийства получилось ужасное преступление злодеяние. Он совершил то, чего нехотел. Неожиданно вошла сестра старухи, забитое, обиженное существо, и пришлосьубить
ее. Нравственные мучения, последовавшие за преступлением, убедилиРаскольникова в том, что он со своей теорией потерпел поражение. Это поражениетеории переустройства мира по логике , рассудку , разуму, в которомДостоевский упрекал революционных демократов.Героя Достоевского,искренне хотевшего осчастливить человечество, враждебные революции силы объявилизаурядным уголовником, заявляя при этом, что все нигилисты таковы.

Современная Достоевскомукритика, недооценив общего философского смысла романа, увидела в Раскольникове карикатуру на молодое поколение. Но Писарев обратил внимание на глубокийанализ у Достоевского социальных причин и психологических мотивов преступленияРаскольникова.Значение писаревскогоанализа романа Преступление и наказание состояло в том, что он в отличие отбольшинства критиков его времени увидел не карикатуру на молодое поколение, ноотражение черт современного нигилиста

.Допустимо ли, чтобы одинчеловек или группа людей, что равноценно взял на себя смелость, присвоил себеправо стать благодетелем человечества со всеми вытекающими отсюдапоследствиями? Старуха-процентщица символ современного зла. Допустимо ли радисчастья большинства уничтожение ненужного меньшинства? Раскольников отвечаетна этот вопрос возможно и должно, ведь это же простая арифметика . НоДостоевский всем художественным содержанием романа отвечает нет, невозможно -и последовательно опровергает

своеволие наполеонизм Раскольникова. Как и другие произведенияДостоевского, Преступление и наказание представляет собой своеобразнуюисповедь-раздумие писателя. Он ищет и находит особый тип романной формы,способность выделить, укрупнить трагедию героя и в ней как в капле воды отразитьцелый мир.Все действие романапроисходит в той части Петербурга, где жила беднота. Серый мрачный город, гдена каждом углу распивочные, зазывающие бедняков
залить горе, пьяные толпы наулицах, проститутки, женщины, бросающиеся с моста в воду. Страшное царствонищеты, бесправия, болезней. Именно в таких условиях рождается зло. Давайте не будем совершатьтакое благородие , нужно стремиться к справедливости, а в наше время ее недостаточно. Мы совершаем необдуманные поступки и стремимся сделать такимобразом добро человечеству, но вот к чему приводит такое добро , онопревращается во зло и не иначе!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.1. Русская литература. Советская литература Справ.материалы. Сост. Л.А.Смирнова. М. Просвещение, 1989.2. Э.М.Румянцева. Федор Михайлович Достоевский. Биографияписателя. Л. Просвещение, 1971.3. Романы школьной программы в кратком изложении скомментариями. Учеб.пособие. Ростов н Д Феникс, 2000.4. С.В.Белов.

Федор Михайлович Достоевский. Кн. дляучителя. М. Просвещение, 1990.