Название документа: Благотворительность в протестантизме . 19 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПОНЯТИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА 2. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВВЕДЕНИЕ В научной литературе понятие «благотворительность» имеет неоднозначное толкование. С одной стороны, «благотворительность» рассматривают как помощь всем нуждающимся из чувства
сострадания и религиозно-нравственных потребностей без заботы о дальнейшей их судьбе. На протяжении истории характер, формы и мотивы благотворительной деятельности претерпевают изменения. В период раннего христианства как на Западе, так и на Востоке, в том числе и в России помощь нищим, больным являлась проявлением любви и милосердия к ближнему, которая взращивалась в христианских проповедях. В соответствии с учением о блаженстве обездоленных,
плачущих, алчущих, гонимых христиане, уверовавшие во Христа часто отказывались от собственности, раздавали свое имущество нуждающимся. Помощь нуждающимся в виде раздачи милостыни (деньгами, пищей и пр.) являлась добровольным делом. Она не могла распространяться на всех нуждающихся. Постепенно благие дела людей, движимых милосердием – частных лиц, представителей церкви и власти –
начинают приобретать организованные формы. Церкви и монастыри предоставляют приют и помощь нуждающимся. Имеются сведения о том, что первые попытки организовать призрение слепых относятся к IV веку, когда появляются первые приюты для людей с различными недугами – ксендохии. В 369 году в Кесарии был открыт приют священнослужителем Василием (около 330-379гг.). Впоследствии подобные заведения открываются в разных странах.
В 630г. в Иерусалиме открывается приют для слепых – Дом слепых, где незрячие получали пищу и кров. По мере распространения и укрепления христианства обнаруживаются различия в мотивах и организации благотворительной деятельности, характерные для трех христианских конфессий – православия, католицизма и протестантизма. Соответственно складываются разные модели попечительской деятельности. На католическом Западе попечительство о больных и страждущих было практически целиком сосредоточено в руках церкви. В средние века в широкое распространение получает учение об индульгенциях – об отпущении грехов за известное приношение в церковную кассу. Служение страждущему человечеству становится обязательным делом. В Европейских странах создаются объединения людей, так называемые ордена, братства. Вступающие в ордена давали три обета – бедности, безбрачия и беспрекословного послушания – и посвящали
себя делам благотворения и милосердия. Богатства, стекавшиеся в Западную Церковь, позволяли строить в большом количестве больницы и приюты. Во время крестовых походов, когда сотни тысяч людей отправились на Восток для освобождения Палестины от мусульман появляются ордена иоаннитов, тамплиеров, немецких рыцарей, целью которых было покровительство пилигримам, больным и неимущим.
Как отмечают исследователи, дух благочестия, самоотверженности и преданности делу служения людям, характерный для начала деятельности орденов постепенно утрачивается. Эпоха Реформации вносит некоторые изменения в мотивы и организацию благотворительной деятельности. Протестантизм выступал против католицизма, стремившегося во всем контролировать дела призрения, и ставил своей целью все христианское общество сделать той средой, в которой должны совершаться добрые дела милосердия
и сострадания к ближним. Мартин Лютер объявил служение людям, больным, страждущим свободным делом каждого человека, проявлением чувства бескорыстной любви. М. Лютер и другие реформаторы стремились благотворительную деятельность переложить на мирян. Они фактически разрушили Церковь как религиозный институт с таинствами, церковной иерархией, что не могло не повлиять на характер общественного сознания. Но сама идея благотворительности продолжает воплощаться в жизнь. Протестантизм во многом способствовал профессионализации помощи нуждающимся. Так, с XVII в. начинается организация сестринского дела, создаются Институты сестер милосердия во многих странах и благотворительные общества. 1. ПОНЯТИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА Протестантизм (от лат. Protestans – публично доказывающий), одно из трёх
крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Название «протестанты» первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 так называемую Протестацию – протест против решения большинства этого сейма об
ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации 16 в. от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. Протестантизм возник в 16 в. как новая, специфически «буржуазная разновидность» христианства – в противоположность средневековому, феодальному в своей основе, католицизму.
Термин «протестанты» получил потом постепенно более широкий смысл, к нему можно отнести: – сторонников учения Лютера в Германии, Дании, Швеции, Норвегии; – отделившихся с 30-х гг. XVI в. от Рима англиканцев, или сторонников епископальной церкви; – цвинглианцев и кальвинистов в Швейцарии, Германии, Польше и Франции, называемых большей частью реформатами; – последователей кальвинизма в Англии под общим названием пуритан с его более строгим направлением под именем пресвитериан (в Шотландии) и более свободными направлениями, примыкавшие к пуританству, под названием индепендентов, баптистов, квакеров в Англии и Америке; – приверженцев рационалистических сект, возникших в XVI в унитарии и социниане в Германии и Польше; – развившиеся на почве уже существующих церквей и сект направления и учения методистов, меннонитов, конгрегационалистов, учеников Христа в Англии, Германии и Северной Америке. Главные принципы, на которых настаивает протестантизм
– признание исключительного авторитета Святого Писания в противоположность церковной традиции, учение об оправдании верой и равенство верующих перед Богом, а, в связи с этим, отрицание особого божественного авторитета духовенства и истолкование таинств (лишь двух – крещения и причащения), в качестве знаков и средств спасения, действующих не иначе, как силой веры. Основные догматические положения нового направления христианства были сформулированы крупнейшими протестантскими
теологами 16 в основателями протестантизма – М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих протестантизм от католицизма и православия, является учение о непосредственной «связи» человека с богом. Согласно протестантизма «божественная благодать» даруется человеку богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой»)
в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в протестантизме (кроме англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий в принципе имеет право по-своему толковать и излагать «слово божие» (принцип «священства» всех верующих). Это обосновывало отказ протестантов от церковной организации (отрицание характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание папы римского как ее главы), открывало путь требованиям буржуазно-демократических свобод и развитию индивидуализма, способствовало созданию национальных, независимых от космополитического папства церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ в протестантизме существенно упрощён и удешевлен. В нём сохранены лишь немногие религиозные праздники, как правило, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей,
совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами (на практике, однако, этот принцип подменяется назначением духовенства сверху). В протестантизме нет монашества, нет безбрачия духовенства (целибата). В своей реформе католицизма протестантизм апеллировал к первоначальному христианству.
Источником вероучения протестантизм считает Священное писание (Библию, которая переведена на живые национальные языки), отвергнув католическое Священное предание как людское измышление. Первоначальными, возникшими уже в 16 в. формами протестантизма были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, анабаптизм, меннонитство; к протестантам примыкали унитарии (в т.ч. польские социниане),чешские братья. В период 16-17 вв. протестантизм, воспринятый самыми разными социальными слоями, был
в первую очередь идейным оружием буржуазии, боровшейся с феодализмом, знаменем первых буржуазных революций. С 17 в. протестантизм стал распространяться в английских колониях в Северной Америке. В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства, существенно не отличавшегося от кальвинизма на Европейском континенте (поглотившего цвинглианство и обычно называемый реформатством). Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В 17 в. сложились баптизм и квакерство. Постепенно старые протестантские церкви превратились в государственные или равноправные с церквами других вероисповеданий, в них усилилась тенденция к превращению в обычные церковные организации со свойственными церкви формализмом и чисто внешней «благочестивостью». Новые (конец 17 – начало 20 вв.) направления протестантизма отличались более изощрёнными формами религиозного воздействия, в некоторых из них усилились мистические и иррациональные элементы.
Таковы пиетизм (возник в лютеранстве в конце 17 в.), методизм, отколовшийся в 18 в. от англиканства, секта адвентистов (30-е гг. 19 в.), секта пятидесятников, сложившаяся в начале 20 в. на баптистской основе. Для протестантизма характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой протестантизм распространился в большей части бывших колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит протестантизму (со 2-й половины 19 в.) в движении христианского социализма,
в создании так называемых внутренних миссий в рабочей среде (как ответ на распространение атеизма среди рабочих). Социальная интерпретация христианства была в значительной мере связана в протестантизме с распространением со 2-й половины 19 в. так называемой либеральной теологии, стремившейся приспособить христианство к современности путём более рационалистического толкования библейских текстов, попыток «примирить» религию с наукой, включить протестантизм в решение социальных проблем.
Это направление вплоть до начала 20 в. пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием (крупнейшие представители А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч и др.). В этом направлении – в наиболее крайних его проявлениях – выявилась тенденция рассматривать христианство по существу лишь как этическую доктрину – христианство в значительной мере утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как определённая сторона человеческого духа, всё более смыкаясь с идеалистическими направлениями философии (эта связь, особенно в протестантизме всегда была значительной). Для протестантского богословия 1-й половины 20 в. характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния крайне реакционного фидеистического направления – фундаментализма, а с 20-30-х гг. 20 в выдвижение в качестве ведущего нового направления – диалектической теологии или теологии кризиса (К. Барт, Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер и др.). Это направление, провозгласившее возврат к учению
Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчёркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека (отражение реального кризиса капиталистического мира). С 60-х гг. влияние неоортодоксии, зашедшей в тупик в своём историческом пессимизме, стало уменьшаться. Наблюдается возрождение некоторых либеральных течений протестантизма, поиски путей обновления религии,
приспособления к современным потребностям общества. Создаётся теология «смерти бога» в современном мире, проповедуется «религия без бога», близкая к пантеизму, что свидетельствует уже о крахе самой теологии. Формулируется новая социально-этическая концепция, признающая необходимость перемен в общественной жизни (идеи так называемой теологии революции, близкие в своей сути ревизионистским и антикоммунистическими интерпретациям революции).
Помимо объединенных протестантских церквей имеются еще так называемые междедоминационные, или межвероисповедные, протестантские церковные организации. Они отличаются от объединенных церквей, в частности, тем, что имеют целью не слияние нескольких церквей, а объединение усилий представителей разных деноминаций для выполнения определенных задач, прежде всего для проведения миссионерской работы. Когда от межденоминационных миссионерских обществ отпочковывались «дочерние» церкви, то они также сохраняли межденоминационный характер. Некоторые из течений протестантизма имеют внутри себя дробные подразделения. Такие подразделения есть внутри баптизма и кальвинизма. Несколько четко выраженных групп имеется в пятидесятничестве: пятидесятники двух духовных кризисов (двух благословений), пятидесятники трех духовных кризисов (трех благословений), радикальные пятидесятники, апостольские пятидесятники, пятидесятники-унитарии, «неопределенные» пятидесятники, которых трудно
отнести к какой-либо из перечисленных выше групп. Меннонитов можно подразделить на собственно меннонитов, амишей и гуттерцев (гуттеритов). В составе же англиканства выделяются, с одной стороны, церкви, входящие в Англиканское сообщество (тесно связанные с Церковью Англии и участвующие в регулярно проводимых в Лондоне Ламбетских конференциях), с другой – церкви, хотя и считающие себя англиканскими, но не принадлежащие
к Англиканскому сообществу. Известно, что в англиканстве выделяют, кроме того, 5 ветвей: англо-католическую, евангелическую, так называемые высокую, широкую церковь и низкую церковь. Однако границы конкретных деноминаций и этих ветвей пересекаются, и во многих национальных англиканских церквах имеются представители двух-трех, а то и четырех-пяти ветвей. Без англиканства, которое признается самостоятельным направлением христианства, выделяются следующие
основные течения: лютеранство, реформатство и пресвитерианство, конгрегационализм, меннонитство, методизм, сальвационизм (Армия спасения и близкие к ней организации), движение святости (перфекционизм), пятидесятничество, баптизм, адвентизм, группы плимутских братьев (открытых и замкнутых), братьев (данкеров), учеников Христа, реставрационистов, кристадельфиан, квакеров, моравских братьев, вальденсов. Протестантские церкви насчитывают около 225 млн. приверженцев, из них около 80 млн в Европе, около 40 млн. в Америке, в т.ч. лютеран около 74 млн кальвинистов (пресвитериан, реформатов и конгрегационалистов) около 50 млн англикан около 30 млн методистов около 40 млн баптистов около 25 млн. Протестантизм распространён главным образом в скандинавских странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Великобритании и её бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Нидерландах, США. В 20 в. развернулось экуменическое движение, ставящее целью
объединение христианских (первоначально только протестантских) церквей (с 1948 руководящий орган Всемирный совет церквей). 2. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ Христианство придало благотворительности мотив искупления человеком своей греховной природы. Идеи первоначального христианства с его иррациональной жертвенностью и нищелюбием в наибольшей степени воспринял православный менталитет. Наиболее распространенной формой благотворительности была простая
подача милостыни. Нищенство не считалось позорным занятием, напротив, тяжким грехом считалось не дать просящему кусок хлеба. Точно известно также, что благотворительность богатых людей тогда часто распространялась за пределы своей конфессии. Скажем, князь Стефан Збаражский, который сначала перешел от православия к кальвинизму (протестантизм), а в конце жизни – в католическую церковь, на протяжении многих десятилетий до самой смерти оказывал финансовую поддержку трем православным храмам.
А католичка княгиня Галшка Острожская в 1579 году завещала 6 тысяч литовских денег на православную Острожскую академию и на монастырь Святого Спаса под Острогом. Весьма выразительным является и завещание кальвиниста князя Януша Радзивила (1620), внука Василия-Константина Острожского, где в частности написано: «Монастыри и церкви старой русской веры (православные), которые находятся в послушничестве Патриарху (Вселенскому) и расположены в моем имении, должны всегда сохранять свой старинный статус, за чем должны следить мои потомки». Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему». Видимо, это и было причиной того, что богатейшие традиции попечительства и благотворительности существовали именно в дореволюционной
России, стране, по европейским стандартам, весьма небогатой. Совершенно иное отношение к благотворительности демонстрировали протестантские культуры. Православие проповедовало возможность искупить грехи с помощью добрых дел. Католику представлялась возможность обрести благодать, сообщаемую таинствами церкви. Протестантизм требовал не отдельных «хороших поступков», но святости, возведенной в систему, что должно
было выражаться в неуклонном следовании человека своему божественному предначертанию. Наивысшей нравственной задачей гражданина было выполнение долга в рамках мирской профессии. В соответствии с этим сложился и образ идеального протестанта: благонадежный гражданин, рассматривающий приумножение своего капитала как самоцель. Тот образ жизни, который стал называться методизмом, возник раньше своего названия. Это был образ жизни, посвященный не только религиозным обрядам, но и самодисциплине,
труду ради других. Методизм вдохновлял благотворительность, в частности, организацию школ и борьбу с алкоголизмом. Он был широко распространен среди людей среднего достатка – лавочников, ремесленников, как приверженцев англиканской церкви, так и гонимых пуритан. Методизм был шире распространен среди светских людей, чем среди духовенства. Он был основой английской морали XVIII в. Нормы поведения, а не христианские догмы характеризовали пуританина, который служил человеку ради того, чтобы помочь ему вырваться из нищеты, невежества, распутства и стать достойным положения высшего творения Господа Бога. Среди людей такого склада благотворительность считалась обязательной. Изменение догматического характера религии на мирской, нравственность была следствием протестантизма. Такому человеку не пристало любить нищих. Нищие не угодны
Богу, и поэтому их должно извести как породу. Как? Сделав их обеспеченными. «Самый лучший способ сделать добро беднякам утверждал протестант Бенджамин Франклин это не облегчать им жизнь в бедности, а вывести из нее». Другими словами, дать голодному не рыбу, но удочку. Именно этому принципу следовала знаменитая Армия спасения – международная христианская благотворительная
организация, основанная в 1878 году пастором методистской церкви Уильямом Бутом. Бута не устраивала господствующая в то время в Англиканской Церкви доктрина о том, что спастись могут только избранные. Его увлекли идеи основателя методизма Джона Уэсли и американских ревайвелистов: спасительная благодать Божия распространяется на всех. Обязанность протестантского миссионера – донести эту истину до каждого,
включая и тех, кого в ту пору с презрением называли отбросами общества. Лучше всего проделать это можно с помощью военной дисциплины. Армия «духовных спасателей» под водительством «генерала» Бута пошла войной на лондонский Истенд, неся тамошним люмпенам весть об их неминуемом спасении. Духовной помощи сопутствовала и материальная. Армия открыла в
Лондоне ночлежные дома и приюты для инвалидов. Денег нищим не давали, предлагая заработать их в мастерской. Бут считал, что милостыня развращает работоспособного человека, толкает его к апатии и безделью. Со временем Армия Спасения, которая называет себя «армией с закатанными рукавами», превратилась в одну из самых мощных благотворительных организаций мира. Сейчас она работает в 102 странах, и бюджет ее составляет полтора миллиарда долларов. Причем 86% его идет непосредственно на поддержку местных программ, то есть деньги попадают не в карманы чиновников, а тратятся на еду и одежду для нуждающихся. Кстати, и чиновников в Армии немного, всю работу выполняют полтора миллиона добровольцев. В протестантском отношении к бедным всегда присутствовал некоторый оптимизм, основанный на постулате: «Тот, кто честно трудится, не может быть неуспешным».
Например, американский совет по борьбе с бедностью назывался «Отделом экономических возможностей». Со временем в деловом протестантском мире благотворительность стала терять свои религиозные корни, превращаясь в инструмент улучшения жизни и преобразования социума. Общество пришло к пониманию, что процветание свободного предпринимательства возможно только в условиях всеобщего благосостояния и высоких жизненных стандартов.
Заживляя социальные язвы, благотворительность увеличивала средний класс, готовила новых покупателей, клиентов, пациентов, расширяла внутренний рынок и поддерживала социальную стабильность. Благотворительность становилась социально направленным бизнесом. Характерной особенностью протестантизма следует считать известную тягу к внешней деятельности – к миссионерству. Коль именно деятельность, т.е. проявление себя вовне, становится высшей ценностью, то ее смысл открывается
не просто в манифестации своего, но в покорении внешнего, в приведении его в соответствие со своим, внутренним. Причем под миссионерством нужно понимать не только распространение веры, но и экспансию тех политических систем, культурных форм, социальных институтов, в которых она преломляется. Поэтому протестантизм сегодня ищет новые точки приложения своих сил, новые территории для миссионерской колонизации. С другой стороны, он пытается реализовать свою внешнюю доктрину через участие в экуменическом движении на общехристианском фронте. В то же время ведущие миссиологи говорят о новой миссионерской парадигме непрямого действия, когда христианство будет явлено миру не столько в форме догмы, сколько в единстве и целостности религиозных, культурных, политических, социальных измерений, т.е. когда благотворительность, образовательные программы, медицинская помощь и т.д. станут не только средством воцерковления, но и самостоятельной ценностью. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Протестантизм – общее название христианских церквей, возникновение
которых связано с процессом Реформации. Главной причиной возникновения большинства протестантских церквей является развитие отношений капиталистического типа в Западной Европе. Это своеобразный синтез последствий перемен в экономической, политической, социальной и идеологической жизни общества в XVI в. Часть прогрессивно настроенных религиозных деятелей выступала против культа святых, неограниченной власти пап, продажи индульгенций и чрезмерно пышного, по их мнению,
католического культа. Наиболее заметными представителями этого направления были Ян Гус (1365-1415 гг.), Джон Уиклиф (1329-1384 гг.), Мартин Лютер (1483-1546 гг.). Специфическое влияние протестантизма на хозяйственную деятельность объясняется прежде всего тем, что он переместил самые высшие религиозные чаяния верующего в сферу мирской повседневной жизни, приравнял труд к молитве. Хозяйственная деятельность для протестанта стала основной формой служения
Богу – преобразования греховного мира во славу Его. Успех, накопленное богатство в протестантской этической традиции рассматриваются как подтверждение богоизбранности, спасения верующего. Ни ритуала, ни специфических путей духовного совершенствования протестантизм не предполагает (нет монашества, исповеди, покаяния и отпущения грехов и т.д.). Поэтому, как показал М. Вебер, именно протестантизм дал хозяйственной, прежде всего предпринимательской, деятельности высшие нравственные санкции. Собственно предпринимательская и связанная с ней благотворительная, социальная деятельность воспринималась как долг перед обществом. Характерно, что в протестантизме труд и предпринимательство воспринимались как строго индивидуальный долг перед Богом. Социальная ответственность – один из основополагающих моментов протестантизма. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Благотворительность в России.
Социальные и исторические исследования СПб.: «Лики России», 2003 636 с. 2. Благотворительность и милосердие. Рубеж XIX – XX веков СПб.: «Лики России», 2000 248 с. 3. Гараджа В.И. Социология религии: учеб. пос М.: Аспект Пресс, 1996 239 с. 4. Гараджа В.И. Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии»
– М.: Политиздат, 1973 293 с. 5. Протестантизм: словарь атеиста/ под ред. Л.Н.Митрохина М.: Политиздат, 1990 319 с. 6. Фомин Э.А. Благотворительность как социально-культурный феномен в России СПб.: Изд-во Чернышева, 1999 112 с. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Англиканство – основное, одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством
и кальвинизмом). Англиканство – одно из основных направлений протестантизма, в догматике которого сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам англиканская церковь близка католической, является государственной в Великобритании. Главой англиканской церкви является король, который назначает епископов. Примас англиканской церкви – архиепископ Кентерберийский.
Значительная часть епископов являются членами палаты лордов. Насчитывает около сотни церквей по всему миру. Адвентисты – протестантская церковь, возникла в 30-е гг. XIX в. Проповедуют близость второго пришествия Христа и наступлению на Земле «тысячелетнего царства Божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня. Армия спасения – одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма- международная религиозно-филантропическая организация, сочетающая в своей деятельности проповедь евангелия и практическую социальную службу, направленную, на облегчение положения нуждающихся в материальной помощи. Основана английским методистским проповедником У. Бутсом, который в 1878 преобразовал ее из Христианской миссии, действовавшей с 1865 в беднейших кварталах
Лондона. Армия спасения построена по военному образцу, ее руководитель носит звание генерала, в организации соблюдается строгая субординация и дисциплина. Религиозная доктрина Армии спасения исходит из евангелической веры, хотя отвергаются все таинства и акцент ставится на моральном учении христианства. В культе основное внимание уделяется религиозным «обращениям» и считающимся необходимым публичным покаяниям. Важный элемент ритуала – многолюдные собрания и шествия в сопровождении духового
оркестра. Социальная деятельность Армии спасения включает работу по организации обществ, столовых, ночлежных домов, больниц и школ для людей неимущих и опустившихся на дно жизни. Армия спасения, штаб-квартира которой находится в Лондоне, имеет свои подразделения в 82 странах мира, а общее число ее членов насчитывает около 2 млн человек. Амиши – протестантская секта менонитского происхождения.
Основатель – Якоб Амман, священник из Швейцарии. Баптизм – одно из направлений протестантизма. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми. Гуттерцы, или гуттериты, или Гуттерское братство, объединяемая иногда с меннонитами. Гуттерцы, так же как и меннониты, ведут своё происхождение от анабаптистов (последователей радикального протестантского течения, возникшего в 1520-х гг. в Швейцарии и Германии). Иеговисты, или «Общество свидетелей Иеговы» протестантская секта, основанная в 1872 в США. Иеговисты признают единым Богом Иегову, а Иисуса Христа – порождением
Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство Бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир – царство сатаны, в близкой битве (Армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на Земле установится царство Божье. Кальвинизм – одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана
Кальвина. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предопределенности жизни человека, его – спасения или осуждения; успех в профессиональной
деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы – кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты. Квакеры – протестантская секта, возникшая в Англии в XVII в. Отрицают институт священников, церковные таинства, внешнюю обрядность. Верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека.
Требуют безусловной честности в отношениях друг к другу, обязательного труда, строгого соблюдения брачных отношений, уважения старших и т.д. Проповедуют пацифизм, широко практикуют благотворительность. Конгрегационализм – одна из трёх основных форм кальвинизма. Возникновение Конгрегационализм датируется по-разному: от середины 16 века до начала 17 века. Лютеранство – одно из трех основных направлений протестантизма (англиканство и кальвинизм) Лютеранство – крупнейшее направление протестантизма основано М.Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Включает более сотни различных церквей. Меннонитство – меннониты – христианская секта. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие
Христа. Характерным для меннонитов является крещение людей в зрелом возрасте. Церковная иерархия отрицается, общины имеют самостоятельное управление. Методизм – одно из значительных по числу последователей течений протестантизма. Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию.
Основателем методизма был Джон Уэсли (1703-1791). Одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.
Мормоны, или «Святые последнего дня» религиозная секта, основанная в США в 1-й половине XIX в. Главный источник вероучения – «Книга Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) – включает положения иудаизма, христианства и других религий. Как считают мормоны, их учение призвано дать человеку счастье, как в земной, так и в посмертной жизни.
Мир, развитие подчиняется «закону прогресса», и жизнь стремится к большему совершенству. Это относится и к Богу. Человек – «Бог в зародыше». Грехопадение было запрограммировано Богом. Сущность зла, греха – не неповиновение Богу, а «восстание против закона прогресса». Мормоны ожидают скорого конца света, последней битвы с Сатаной. Рассматривают себя в качестве избранного народа Израиля. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру, однако враждебны другим церквам и экуменическому движению. Пресвитерианство – одна из трёх форм кальвинизма. Возникновение пресвитерианства можно датировать 1560 г когда шотландский парламент принял подготовленное известным деятелем реформации Дж. Ноксом (1505 – около 1572) и пятью другими священниками Шотландское исповедание, состоявшее из 25 статей и носившее типично кальвинистский характер.
Перфекционизм – возник в результате ряда слияний менее крупных пресвитерианских церквей. Самостоятельные церкви в Америке, Ирландии, Канаде, Корее, США и др. Пятидесятники – протестантское течение, основой вероучения которого является вера в сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа, вследствие чего они получили «дар пророчествовать» – «говорить на иноязыках».
В вероучении пятидесятничества большее место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. Пятидесятники соблюдают обряды крещения и хлебопреломления. Большое значение придают мистическому общению с Богом. Для пятидесятников характерна мистическая обстановка молений, вера в «явления» и «видения», культ пророков и пророчиц. Свободная методистская церковь – одна из перфекционистских протестантских деноминаций.
Создана в 1860 в Нью-Йорке священниками и мирянами, исключёнными за нарушение дисциплины из Методистской епископальной церкви. Новую церковь возглавил священник Бенджамин Тайтес Робертс. Старокатолицизм – течение, отколовшееся от католицизма после Ватиканского собора 1869-1870; зародилось в Германии на основе отрицания догмата о папской непогрешимости. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. Сохраняя ряд моментов из католического культа, старокатолики не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п. Церковь Бога – одна из протестантских деноминаций, придерживающаяся принципов перфекционизма. Создана в Индиане (США) в 1880 Дэниелом Уорнером. «Христианская наука» – религиозная организация протестантской ориентации. Основные ее принципы состоят в том, что излечение людей от всякого рода болезней возможно
лишь с помощью религиозной веры. Медицинские методы лечения при этом категорически отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природы болезней людей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол – в широко распространенном ошибочном мнении о существовании материи как объективной реальности. Достаточно отказаться от этого заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, чтобы излечиться от любого недуга.